«Родовая Земля»
№ 10 (195), октябрь 2020 г.
24 • ТраДиЦии
Я
не являюсь организато-
ром свадеб, у меня нет та-
кого опыта. Я, скорее, ис-
следователь. Хочу поде-
литься некоторыми из
моих «открытий», своим видени-
ем, тем, что отозвалось.…
Свадьба — это не просто
праздник, это начало выстраива-
ния отношений между мужчиной
и женщиной и прежде всего меж-
ду двумя родами. Это переплете-
ние родов.
Я мог бы изучить сотню книг,
побывать на сотне свадеб и при
этом не проникнуться самой су-
тью. Тут же получилось наоборот.
Сама суть была видна мне с само-
го детства, я всегда знал что, как
и зачем, но только сейчас учусь
описывать это нужными словами.
Поэтому и намерение делить-
ся есть. Самому радостно от того,
что укладывается всё потихонь-
ку и есть желание разделить это
чувство с другими.
Я не передаю точных тради-
ций. они были свои в каждом се-
ле, в каждом роду. Для меня важ-
на передача самой сути. Донести
своё глубокое понимание того,
зачем наши мудрые предки про-
водили свадебные обряды опре-
делённым образом, и почему при
проведении их так, как принято
это делать сегодня, не просто не
решаются истинные задачи обря-
да, а ещё и, напротив, оказывает-
ся разрушительное воздействие
на союз двух людей, делая их сов-
местную жизнь невыносимой.
Читайте, исследуйте свои со-
стояния во время чтения. Пред-
ставьте на время, что всё именно
так и было. Только тогда вы смо-
жете применять свои собствен-
ные чувства как решето, через ко-
торое будете пропускать образы.
отзовётся то, о чём пишу, —заме-
чательно, авось польза какая бу-
дет.
Основные понятия
Свадеба
(Сва — небесное,
Де — Деяние, ба — богов) — не-
бесное деяние богов.
Невеста
— девушка, не ве-
дающая, как строить отношения с
мужем, а значит, не готовая к ним.
Веста
—ведающая, как вести
быт, ухаживать за детьми и стро-
ить отношения с мужем.
Жених
(жен — женщина —
отдельно разбирать не будем, и
— соединение, х — равновесие,
гармония) — уравновешиваю-
щий женщину и уравновешивае-
мый женщиной.
Жених
(дополнительное тол-
кование) — жизнь есть наше
истинное пересечение небесных
и земных путей (когда жених де-
лает жену матерью).
Жена
(жизнь даёт нашим
асам) — готовая стать матерью,
дать жизнь новому человеку.
Муж
— Мыслью вызываю-
щий жизнь и сотворяющий её.
Свекровь
(Сва — небеса, да-
ют кровь) — кровная поддержка
мужа, передающая кровь рода.
Тёща
(утверждает кровь му-
жа) — усиливает силу рода му-
жа. Если тёща мужа не утвердила,
род намного слабее будет и не бу-
дет лада в семье.
Семья
(семь Я/семя). из еди-
ного семени пришедшие, род
единым семенем продолжившие.
Это продолжение мужского ро-
да и его поддержание во главе с
мужчиной.
В народе свадебные обряды
(
обряд
— оба рядом) проводи-
ли не только для заключения со-
глашения между мужем и женой
жить вместе и создавать семью,
но и для того, чтобы:
• проверить, насколько совме-
щаются между собой оба рода
молодых;
• подготовить молодых к сов-
местной жизни в ладу;
• проверить, готовы ли они к
совместной жизни;
• переплести Роды между со-
бой;
• похоронить девицу в преж-
нем мире, где она незамужняя
девушка, и родиться в новом ми-
ре с новыми задачами.
В прежние времена, ещё до
того, как познакомиться друг с
другом, будущие супруги прохо-
дили большой путь познания се-
бя и своей культуры:
• с рождения и до 7 лет в
основном через взаимодействия
с Природой и родителями;
• с 7 до 14 лет — через взаи-
модействие со своим собствен-
ным телом и его отстраиванием,
знакомство с различными ремё-
слами, женскими или мужскими;
• с 14 до 21 года шло наполне-
ние мудростью через познание
народной культуры, разучивание
хороводов, скороговорок, посло-
виц, песен, сказок, названий и
свойств трав… и всё это с пони-
манием сути;
• а с 21 года учились «вязать
узлы», то есть строить со все-
ми отношения. и союзника себе
искали. именно в этот период де-
вица и молодец были во многом
готовы создавать семью. К это-
му времени оба были физиче-
ски отстроенными и здоровыми,
оба владели ремёслами «по ду-
ше», оба осознавали свои ежед-
невные действия и чувствовали
«кристалл своей души» (знали, в
чём конкретно именно их сила).
При переходе из одного этапа
в другой проводились посвяще-
ния и экзамены. После такой под-
готовки оставалось только встре-
тить «своего/свою» и начать гото-
виться к свадьбе.
о том, как встретить своего/
свою, рассказывать не буду, это
тема отдельной статьи. Да и образ
«процесса поиска своей поло-
вины» в современном мире на-
столько неоднозначный, что каж-
дый додумывает свой собствен-
ный. а заменять его или допол-
нять новым из видения народно-
го многие просто не готовы.
Допустим, находили они друг
друга, да так, что сердце откли-
калось, души соприкасались, дух
единился. Смогли разглядеть они
друг друга, почувствовать.
а не ошиблись ли? Вот тут на-
чинается самое интересное —
проверка
.
Проверка Родом
Как только появляется наме-
рение создавать семью, первым
делом нужно познакомить между
собой родителей (в случае, если
они не были изначально знакомы
и не договаривались породнить-
ся заранее). При знакомстве два
рода должны прочувствовать, на-
сколько они подходят друг дру-
гу, ведь переплетать-то будут не
только молодых, жениться будут
друг на друге
два Рода
.
В случае, если души родст-
венными оказываются, если ро-
дители обоих родов дают благо-
словение, объявляется помол-
вка (минимум за полгода/год до
свадьбы) — договорённость.
Если же благословения по ка-
кой-то причине получить от ро-
дителей не получалось, счита-
лось, что такая пара будет без
корней и ладной жизни у них не
выйдет. К родителям тогда от-
носились с большим уважени-
ем, к их мнению в первую оче-
редь прислушивались. не пото-
му что у них просто опыта в жиз-
ни больше, а потому, что к их
возрасту они, как правило, виде-
ли (в тонком плане) то, чего ви-
деть молодые не могли.
Подготовка к свадебе
и с этих самых пор начина-
лась подготовка к свадебе.
Кто готовился и как? Выбира-
ли меню, ресторан, тамаду, коль-
ца? Вовсе нет, ничего этого не бы-
ло! Ведь задачи у обряда совсем
другие.
Готовились прежде всего мо-
лодые. они знали, что сама сва-
деба — это экзамен, который
они могут с лёгкостью провалить,
если не будут готовиться. Подго-
товка заключалась в том, что мо-
лодец и девица узнавали друг
друга, учились вместе действо-
вать: дела делать, петь в лад, тан-
цевать в такт, находить друг дру-
га с закрытыми глазами, чувст-
вовать суженого, развивать ин-
туицию. Мужчина носил женщи-
ну на руках на большие расстоя-
ния, набирал физическую форму,
дабы показать себя наилучшим
образом на молодецких забавах.
Вместе они разучивали свадеб-
ный танец и несколько песен, ко-
торые поют дуэтом.
за какое-то время до сваде-
бы молодые лично приглашали
гостей и во время приглашения
намекали (или прямым текстом
говорили) на то, что им пода-
рить. Важно, чтобы подарок был
не только от чистого сердца того,
кто дарит, но и кстати молодым. а
что молодым нужно? — Хозяйст-
во! а в хозяйстве нужны и сажен-
цы для сада, и скотина хорошей
породы, и утварь удобная.
Свадеба
итак, свадеба!
Гости приносили с собой еду
из расчёта на себя и на одного че-
ловека дополнительно. Так полу-
чался настоящий праздничный
стол —
изобилие
.
Также гости приносили с со-
бой саженцы деревьев, которые
вручались молодым в случае,
если они проходили все испыта-
ния и становились мужем и же-
ной. их высаживали в родовой
фруктовый сад на земле моло-
дых, который для них значил по-
том очень многое и давал им сил.
Если испытания молодые не
проходили, не сплелись между
собой, то мужем и женой они не
становились и уходили на «пере-
сдачу» до следующего раза. Гото-
вились лучше или расходились.
Гости в таком случае всё рав-
но пировали (еду ведь принесли,
не уносить же с собой обратно,
раз такое дело), а саженцы заби-
рали с собой обратно.
опишу то, как молодые прохо-
дят через испытания.
1. «Аллея любви»
Все молодые девушки стано-
вятся в ручеёк, а в конце ручей-
ка — веста.
жених заходит в ручеёк и идёт
к весте, а остальные девушки пы-
таются его соблазнить всячески.
Кто на ушко что-то ему такое шеп-
нёт, кто улыбнётся по-особенно-
му. а он должен искренним быть.
Вести себя со всеми живо, но при
этом задачу свою держать — не
отвлекаться от пути к весте. Мож-
но было бы схитрить и сделать
Как видели свадьбы
наши предки
«лицо кирпичом» да пройти спо-
койно, если бы не одно «но»! В
конце ручейка стояла не только
суженая, но ещё и родители её
(как минимум отец) и часто ста-
рейшина села. Уж они-то видят
всё, что происходит с женихом на
самом деле, всё, что он чувствует,
о чём думает. Куда его тонкие те-
ла устремляются, на что зарятся.
Если жених «не соблазняется», то
испытание пройдено!
После этого молодые меня-
лись местами, и веста шла к свое-
му суженому через аллею молод-
цев.
2. «На руках»
жених брал весту на руки, и
нужно было ему пронести её во-
круг всей деревни. Да не просто
пронести, а не устать при этом
и «рожи какой недовольной не
скорчить». Деревеньки тогда не
маленькими были, долго можно
было так «ходить». нельзя было
отдыхать и ставить весту на зем-
лю. Это испытание показывало,
готов ли жених нести все тяжести,
что с молодыми могут приклю-
читься на их совместном пути. и
не будет ли он впадать в уныние и
ярость каждый раз, когда тяжёлые
задачи будут появляться.
3. «По лесу на верёвке»
Веста ведёт жениха по лесу на
верёвочке (длиной в 7 саженей,
это около 14 м). Глаза жениха за-
вязаны. задача — вывести свое-
го жениха без побоев и увечий.
Пройти нужно было немало, че-
рез лесок с оврагами и пеньками,
полный разными «интересностя-
ми». затем они менялись ролями.
В этом испытании проверя-
лось, насколько каждый из моло-
дых способен вести по семейно-
му пути второго, когда случает-
ся, что второй не видит, куда ид-
ти. и насколько тот второй, кто не
видит, может в этом случае при-
знать и довериться ведущему.
4. «Ау!»
Молодые шли в лес, где бы-
ло много деревьев. жениху завя-
зывали глаза, а веста отходила за
100 м и кричала «ау!». задача же-
ниха была прийти к весте по го-
лосу через лес и обнять. она же
могла крикнуть своё «ау!» только
трижды. затем они менялись ро-
лями.
В этом испытании проверя-
лось, насколько чувствуют они
друг друга по жизни, насколько
уверены в своём решении свя-
зать себя узелком именно с этим
человеком, насколько сильно их
намерение.
5. «Отгадай по голосу!»
В круг становились девушки
и веста вместе с ними, а в центр
— жених. Его раскручивали с за-
вязанными глазами, затем оста-
навливали, и все девушки хором
кричали имя жениха! Да так, что-
бы голоса их сливались. задача
— услышать-разобрать во всём
этом едином звуке её голос. за-
тем менялись ролями. Так про-
верялись они на умение слышать
друг друга.