Стр. 22 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (196), ноябрь 2020 г.
22 • ОсОЗНАННОе ОБрАЗОвАНие...
днажды приехали к де­
ду григорию внуки. в та­
ком составе и так надол­
го они тут не бывали. Да
ещё и без родителей. Дед
сам упросил своих детей о таких
каникулах для внуков и ждал с не­
терпением этого времени, когда
наконец он сможет лучше узнать
своих любимых потомков, погово­
рить по душам, понять, какое на­
следие этому миру они с бабкой
оставят. и вот все они обнялись
с бабкой, с дедом, разложили ве­
щи, поели кашу из печи да помча­
лись во двор знакомиться и ис­
кать приключений.
А григорий пока что присел на
завалинке, тихо приглядывая за
всеми и между делом строгая ло­
шадку для младшего Алёши, кото­
рый рядом увлечённо гонялся за
кошкой. Детей вместе с Алёшей
было семеро: Толик и катя—стар­
шие брат и сестра Алёши, Настя с
мишей, которые жили с родителя­
ми дальше всех от деревни, и ва­
ся с ульяной. со двора их шумная
орава сначала дружно двинулась
изучать берег, реку, пару улиц де­
ревеньки, затем стала разбивать­
ся на группы поменьше. Девочки
играли отдельно, мальчишки то­
же разделились по интересам. То­
лик всё норовил уйти куда­то по­
дальше на разведку и хотел взять
с собой крепыша васю. мишу же
очень интересовали простая де­
ревенская техника и механизмы.
Он думал, как уговорить деда дать
посмотреть его мастерскую с мно­
жеством невиданных для город­
ского паренька инструментов и
приспособлений. Девочки же, те,
что помладше — Настя и ульяна,
раскладывали на травке под берё­
зой свои сокровища из сумочек и
играли с куклами. А катюша, самая
старшая, сидела в тени с книжкой,
одной из многих привезённых из
дома, и казалось, что весь осталь­
ной мир для неё не существует.
Прошло так пару дней, и ви­
дит дед, что весь восторг от при­
езда у внуков куда­то стал пропа­
дать, — всё­то они уже посмотре­
ли, везде побывали, да и друг дру­
гу уже стали не так интересны, да­
же ссориться начинали от скуки. А
Толик и васька мало того, что были
в ссадинах после неудачного зна­
комства с местными парнями, так
ещё и друг на друга за что­то раз­
обиделись...
вот дед и решил, что пришло
время ему передать немножко му­
дрости, накопленной за его жизнь
немалую. собрал он их после зав­
трака, заманив обещанием вол­
шебству научить великому. До­
стал из чулана сундучок, окован­
ный красивыми железными зави­
тушками, открыл ключом старин­
ным и достал перо гусиное да чер­
нильницу стеклянную. После вы­
тащил тетрадь в старом кожаном
переплёте. Дети аж рты пораскры­
вали. старшие про такие толь­
ко слышали немного в школе, а
младшие были под впечатлением
от того, что сейчас будут свидете­
лями чуда.
— сие, — проговорил дед, —
есть вещи необыкновенные, кото­
рые могут помочь нам сотворить
чудо.
— Но как так, дедушка? —
спросил нетерпеливый мишка.
— Я же знаю, что это письменные
принадлежности, хотя и очень
старые, сейчас такими и не поль­
зуются. Что чудесного в том, что
где­то что­то написать?
— вот о том я и поведаю, дру­
жок. имей терпение и уважь деда,
выслушай, не перебивая, — ска­
зал тихо дед внуку.
— все мы люди разные как
внешне, так и внутренне. Но всег­
да есть что­то, что для всех нас об­
щее: все по одной Земле­матуш­
ке ходим, одним воздухом ды­
шим, одну воду пьём. А мы с вами
сейчас ещё и под одной крышей
спим, и, что самое важное, от од­
них корней род свой ведём. Чтоб
нам жить радостно и, процветая,
делать то, что интересно и полу­
чать от других то, чего нам не хва­
тает, надо понимать, как взаимо­
действовать, то есть делать общие
дела, жить рядом с людьми, ко­
торые всегда чем­то от нас отли­
чаются. и чем лучше мы это смо­
жем делать, тем лучше будет наша
жизнь. Для успешного взаимодей­
ствия необходимы три условия.
Первое условие — это искрен­
ность — то, насколько открыто
мы показываем себя, свои цели и
замыслы, и насколько честны пе­
ред теми, с кем вместе что­то де­
лаем. искренность — это прояв­
ление нами Правды, светлой си­
лы, позволяющей видеть и любить
мир таким, какой он есть, не иска­
жая его подлым обманом.
— Так давеча у васи и Толи­
ка ссора с соседскими ребятами
вышла вместо знакомства и игры
в мяч, потому как не смогли объ­
яснить им своих целей честно, а
начали придираться к ним и хва­
стать, — между прочим заметил
григорий.
— второе условие — уваже­
ние, которого также недоставало
в том происшествии. уважение —
это понимание того, что человек,
с которым ты взаимодействуешь,
важен для этого дела, для этого
мира и, конечно, для тебя, раз он
в твоей жизни оказался. Поэтому и
относиться к нему для успешного
результата и радости от общения
лучше всего так, как хотелось бы,
чтобы относились к тебе.
Третье необходимое условие
для взаимодействия — это об­
щее дело или та область, для ко­
торой мы собрались взаимодей­
ствовать. Хотя иногда взаимодей­
ствовать приходится и без наше­
го выбора, но одинаково жела­
тельно понимать, что же вас объ­
единяет во взаимодействии— ка­
кой­то видимый результат творе­
ния, идея, которую вы только вме­
сте можете осуществить, место,
где повстречались, или раздор, в
котором надо что­то решить с ва­
шим участием. в ссорах особенно
важно знать, как взаимодейство­
вать, ибо в результате можно либо
разобраться со сложностями, ли­
бо, наоборот, сгоряча разрушить
всё, что только можно. Тут может
помочь только умение договари­
ваться.
Теперь все ребята призадума­
лись и даже приуныли, вспоминая
свои детские раздоры и нерешён­
ные примеры взаимодействия с
друзьями.
— А как научиться договари­
ваться?—задумчиво спросил ми­
ша.
— Ага, как договориться, если
боишься, что обманут или обидят?
— крикнула Настенька.
— Да, внучата, тут без чудес­
ных вещей никак не обойтись,
— серьёзно и важно проговорил
дед. — когда люди ещё не доро­
сли до того, чтобы взаимодейст­
вовать честно, пока не достигли
своими поступками уважения, им
не обойтись без волшебной тетра­
ди, в которой волшебным пером
будет написан договор между ни­
ми о том важном деле, которое им
сообща предстоит сделать. имен­
но договор имеет чудесное свой­
ство спаивать воедино дела и уме­
ния тех, что без того никаких об­
щих точек не имели.
— А почему это вдруг они ста­
нут делать то, что не могли сде­
лать без записи? кто помешает им
обманывать? — спросил Толя, на­
хмурившись.
— есть такая мудрая старая
поговорка, дружок: «Что написа­
но пером, не вырубишь и топо­
ром», — проговорил внушитель­
но старец. — Особенно, когда на­
писано уважаемым всеми челове­
ком. Одно дело — обмануть так,
что никто не узнает и не докажет,
и совсем другое — когда на всю
жизнь прослывёшь подлецом сре­
ди уважаемых всеми людей.
— Да, — согласились дети, —
тут и правда есть какое­то чудо.
— Но очень важно описать в
договоре, в чём вы готовы сотруд­
ничать, а какие стороны жизни
остаются только вашими.
— Давайте совершим волшеб­
ство и что­то сделаем вместе? —
предложил миша.
—Для того я и достал волшеб­
ные вещи. Только из общих дел
может вырасти настоящее чудо—
соединение разных людей в обще­
ство! — с доброй улыбкой сказал
дедушка. — Для начала поведай­
те каждый, о чём вы мечтаете. вон
там, на пригорке, у речки растёт
сосна. Что бы вам хотелось, чтобы
там появилось?
сначала Алёша, по­своему ло­
поча и жестикулируя, объяснил
всем, что ему нужны песочница и
качели, как в детских парках горо­
да. Затем ульяна рассказала всем
о маленьком девичьем домике с
куклами, тут же к ней присоеди­
нилась болтушка Настя, и они дол­
го во всех деталях описывали об­
устройство домика. мише всег­
да хотелось сделать разные изо­
бретённые или увиденные где­то
им конструкции качелей, трена­
жёров и приспособлений для игр,
но без помощи взрослых, матери­
алов, крепежей и инструментов
он мало что мог сделать, а теперь
рисовал в альбоме кое­что из сво­
их задумок рядом с домиком и пе­
сочницей. васька обожал спор­
тивные игры, состязания, и, ког­
да до него дошла очередь, он ув­
лечённо заговорил об эстафетах,
разных спортивных приспособле­
ниях, поляне для игры в мяч, лап­
ту, мишени и даже боксёрскую
грушу не забыл нарисовать в ми­
шин альбом. Толик всегда грезил
путешествиями, и тут он разошёл­
ся, придумывая экспедиции по
реке на плоту, походы в лесу, а ря­
дом с пригорком сказал, что хочет,
чтобы был небольшой плаваю­
щий причал, с которого можно бу­
дет весело нырять. когда очередь
дошла до кати, то оказалось, что
она очень любит растения и цве­
ты. Она всегда мечтала об оран­
жерее особой формы, но как та­
кую сделать, не понимала. Тут де­
ти уже сообща придумали, где и
как воплотить её мечту. Оранже­
рея, хоть и небольшого размера,
очень украсила общую картину в
альбоме.
ребята заворожённо смотрели
на получившееся чудо и обсужда­
ли, кто что сможет сделать для его
воплощения там, у сосны. Дед со
своей стороны предложил найти
некоторые материалы и инстру­
менты, которых пока не было на
месте, и кое­какую помощь в стро­
ительстве.
когда начали записывать в те­
традь условия договора, целью
которого было создание городка,
то все просто горели нетерпением
начать сообща создавать это чу­
до. Они распределили план строи­
тельства по возможностям участ­
ников и по этапам так, что в кон­
це каникул всё будет готово. Но
многие простые части, такие, как
песочница, качели и шалаш бу­
дут уже в ближайшие дни. к тому
же дедушка учёл пожелания Толи­
ка, васи и кати, и они записали в
договоре, что через каждые два
дня будут ходить в походы, вася
проведёт спортивные игры, а ка­
тя в пути расскажет что­то из про­
читанного. ещё дед написал, что
ежели все будут соблюдать дого­
вор и не ссориться, то он сделает
всем удочки, научит ловить рыбу,
управлять лодкой и договорится с
соседом, чтобы тот покатал детей
на лошади. После написания в те­
тради договора дед вслух прочёл
его и спросил ребят:
—все ли готовы по своей воле
участвовать в осуществлении это­
го договора?
Дети дружно закивали, а Алё­
ша даже запрыгал в нетерпении,
ожидая результата.
—Тогда берите по очереди пе­
ро и подпишитесь под нашим до­
говором, — важно, но с доброй
улыбкой проговорил дед.
— Теперь чудо свершилось?
— спросила Настенька, когда все
отметились в тетради.
— Это только часть волшеб­
ства, и оно будет завершённым,
когда вы сообща сделаете заду­
манное. Однако договор — это не
так уж и мало. вы смогли собрать­
ся для его написания, нашли дело,
которое объединило ваши меч­
ты и желания, узнали друг дру­
га и стали больше уважать. Этот
договор создал как бы невиди­
мую связь между вами, и она бу­
дет усиливаться, если вы честно и
с радостью будете его воплощать.
Похоже это на чудо?
внуки дружно согласились с
дедом, и с этого дня их жизнь в
деревне потекла необычайно жи­
во, насыщенная радостными со­
бытиями и достижениями. спу­
стя время даже местные маль­
чишки и девчонки, наблюдавшие
их весёлую суету, захотели к ним
присоединиться. Так в волшебной
тетради появился ещё один дого­
вор, а к рисунку городка добави­
лись новые пристройки, карусели
и большущий стог сена для игр и
прыжков.
Не передать словами, как уди­
вились волшебным превращени­
ям своих детей и деревенской об­
становки родители, которые при­
ехали в конце лета на несколько
дней. Особенно, когда их тоже уго­
ворили написать свой чудо­дого­
вор и принять участие в построй­
ке городка, который так и назвали
«мечта».
Павел КоЖин
https://vk.com/sovushka_
slavobereg?w=wall-51243294_977
РАссказ о договоре