«Родовая Земля»
№ 11 (196), ноябрь 2020 г.
22 • ОсОЗНАННОе ОБрАЗОвАНие...
днажды приехали к де
ду григорию внуки. в та
ком составе и так надол
го они тут не бывали. Да
ещё и без родителей. Дед
сам упросил своих детей о таких
каникулах для внуков и ждал с не
терпением этого времени, когда
наконец он сможет лучше узнать
своих любимых потомков, погово
рить по душам, понять, какое на
следие этому миру они с бабкой
оставят. и вот все они обнялись
с бабкой, с дедом, разложили ве
щи, поели кашу из печи да помча
лись во двор знакомиться и ис
кать приключений.
А григорий пока что присел на
завалинке, тихо приглядывая за
всеми и между делом строгая ло
шадку для младшего Алёши, кото
рый рядом увлечённо гонялся за
кошкой. Детей вместе с Алёшей
было семеро: Толик и катя—стар
шие брат и сестра Алёши, Настя с
мишей, которые жили с родителя
ми дальше всех от деревни, и ва
ся с ульяной. со двора их шумная
орава сначала дружно двинулась
изучать берег, реку, пару улиц де
ревеньки, затем стала разбивать
ся на группы поменьше. Девочки
играли отдельно, мальчишки то
же разделились по интересам. То
лик всё норовил уйти кудато по
дальше на разведку и хотел взять
с собой крепыша васю. мишу же
очень интересовали простая де
ревенская техника и механизмы.
Он думал, как уговорить деда дать
посмотреть его мастерскую с мно
жеством невиданных для город
ского паренька инструментов и
приспособлений. Девочки же, те,
что помладше — Настя и ульяна,
раскладывали на травке под берё
зой свои сокровища из сумочек и
играли с куклами. А катюша, самая
старшая, сидела в тени с книжкой,
одной из многих привезённых из
дома, и казалось, что весь осталь
ной мир для неё не существует.
Прошло так пару дней, и ви
дит дед, что весь восторг от при
езда у внуков кудато стал пропа
дать, — всёто они уже посмотре
ли, везде побывали, да и друг дру
гу уже стали не так интересны, да
же ссориться начинали от скуки. А
Толик и васька мало того, что были
в ссадинах после неудачного зна
комства с местными парнями, так
ещё и друг на друга за чтото раз
обиделись...
вот дед и решил, что пришло
время ему передать немножко му
дрости, накопленной за его жизнь
немалую. собрал он их после зав
трака, заманив обещанием вол
шебству научить великому. До
стал из чулана сундучок, окован
ный красивыми железными зави
тушками, открыл ключом старин
ным и достал перо гусиное да чер
нильницу стеклянную. После вы
тащил тетрадь в старом кожаном
переплёте. Дети аж рты пораскры
вали. старшие про такие толь
ко слышали немного в школе, а
младшие были под впечатлением
от того, что сейчас будут свидете
лями чуда.
— сие, — проговорил дед, —
есть вещи необыкновенные, кото
рые могут помочь нам сотворить
чудо.
— Но как так, дедушка? —
спросил нетерпеливый мишка.
— Я же знаю, что это письменные
принадлежности, хотя и очень
старые, сейчас такими и не поль
зуются. Что чудесного в том, что
гдето чтото написать?
— вот о том я и поведаю, дру
жок. имей терпение и уважь деда,
выслушай, не перебивая, — ска
зал тихо дед внуку.
— все мы люди разные как
внешне, так и внутренне. Но всег
да есть чтото, что для всех нас об
щее: все по одной Землематуш
ке ходим, одним воздухом ды
шим, одну воду пьём. А мы с вами
сейчас ещё и под одной крышей
спим, и, что самое важное, от од
них корней род свой ведём. Чтоб
нам жить радостно и, процветая,
делать то, что интересно и полу
чать от других то, чего нам не хва
тает, надо понимать, как взаимо
действовать, то есть делать общие
дела, жить рядом с людьми, ко
торые всегда чемто от нас отли
чаются. и чем лучше мы это смо
жем делать, тем лучше будет наша
жизнь. Для успешного взаимодей
ствия необходимы три условия.
Первое условие — это искрен
ность — то, насколько открыто
мы показываем себя, свои цели и
замыслы, и насколько честны пе
ред теми, с кем вместе чтото де
лаем. искренность — это прояв
ление нами Правды, светлой си
лы, позволяющей видеть и любить
мир таким, какой он есть, не иска
жая его подлым обманом.
— Так давеча у васи и Толи
ка ссора с соседскими ребятами
вышла вместо знакомства и игры
в мяч, потому как не смогли объ
яснить им своих целей честно, а
начали придираться к ним и хва
стать, — между прочим заметил
григорий.
— второе условие — уваже
ние, которого также недоставало
в том происшествии. уважение —
это понимание того, что человек,
с которым ты взаимодействуешь,
важен для этого дела, для этого
мира и, конечно, для тебя, раз он
в твоей жизни оказался. Поэтому и
относиться к нему для успешного
результата и радости от общения
лучше всего так, как хотелось бы,
чтобы относились к тебе.
Третье необходимое условие
для взаимодействия — это об
щее дело или та область, для ко
торой мы собрались взаимодей
ствовать. Хотя иногда взаимодей
ствовать приходится и без наше
го выбора, но одинаково жела
тельно понимать, что же вас объ
единяет во взаимодействии— ка
който видимый результат творе
ния, идея, которую вы только вме
сте можете осуществить, место,
где повстречались, или раздор, в
котором надо чтото решить с ва
шим участием. в ссорах особенно
важно знать, как взаимодейство
вать, ибо в результате можно либо
разобраться со сложностями, ли
бо, наоборот, сгоряча разрушить
всё, что только можно. Тут может
помочь только умение договари
ваться.
Теперь все ребята призадума
лись и даже приуныли, вспоминая
свои детские раздоры и нерешён
ные примеры взаимодействия с
друзьями.
— А как научиться договари
ваться?—задумчиво спросил ми
ша.
— Ага, как договориться, если
боишься, что обманут или обидят?
— крикнула Настенька.
— Да, внучата, тут без чудес
ных вещей никак не обойтись,
— серьёзно и важно проговорил
дед. — когда люди ещё не доро
сли до того, чтобы взаимодейст
вовать честно, пока не достигли
своими поступками уважения, им
не обойтись без волшебной тетра
ди, в которой волшебным пером
будет написан договор между ни
ми о том важном деле, которое им
сообща предстоит сделать. имен
но договор имеет чудесное свой
ство спаивать воедино дела и уме
ния тех, что без того никаких об
щих точек не имели.
— А почему это вдруг они ста
нут делать то, что не могли сде
лать без записи? кто помешает им
обманывать? — спросил Толя, на
хмурившись.
— есть такая мудрая старая
поговорка, дружок: «Что написа
но пером, не вырубишь и топо
ром», — проговорил внушитель
но старец. — Особенно, когда на
писано уважаемым всеми челове
ком. Одно дело — обмануть так,
что никто не узнает и не докажет,
и совсем другое — когда на всю
жизнь прослывёшь подлецом сре
ди уважаемых всеми людей.
— Да, — согласились дети, —
тут и правда есть какоето чудо.
— Но очень важно описать в
договоре, в чём вы готовы сотруд
ничать, а какие стороны жизни
остаются только вашими.
— Давайте совершим волшеб
ство и чтото сделаем вместе? —
предложил миша.
—Для того я и достал волшеб
ные вещи. Только из общих дел
может вырасти настоящее чудо—
соединение разных людей в обще
ство! — с доброй улыбкой сказал
дедушка. — Для начала поведай
те каждый, о чём вы мечтаете. вон
там, на пригорке, у речки растёт
сосна. Что бы вам хотелось, чтобы
там появилось?
сначала Алёша, посвоему ло
поча и жестикулируя, объяснил
всем, что ему нужны песочница и
качели, как в детских парках горо
да. Затем ульяна рассказала всем
о маленьком девичьем домике с
куклами, тут же к ней присоеди
нилась болтушка Настя, и они дол
го во всех деталях описывали об
устройство домика. мише всег
да хотелось сделать разные изо
бретённые или увиденные гдето
им конструкции качелей, трена
жёров и приспособлений для игр,
но без помощи взрослых, матери
алов, крепежей и инструментов
он мало что мог сделать, а теперь
рисовал в альбоме коечто из сво
их задумок рядом с домиком и пе
сочницей. васька обожал спор
тивные игры, состязания, и, ког
да до него дошла очередь, он ув
лечённо заговорил об эстафетах,
разных спортивных приспособле
ниях, поляне для игры в мяч, лап
ту, мишени и даже боксёрскую
грушу не забыл нарисовать в ми
шин альбом. Толик всегда грезил
путешествиями, и тут он разошёл
ся, придумывая экспедиции по
реке на плоту, походы в лесу, а ря
дом с пригорком сказал, что хочет,
чтобы был небольшой плаваю
щий причал, с которого можно бу
дет весело нырять. когда очередь
дошла до кати, то оказалось, что
она очень любит растения и цве
ты. Она всегда мечтала об оран
жерее особой формы, но как та
кую сделать, не понимала. Тут де
ти уже сообща придумали, где и
как воплотить её мечту. Оранже
рея, хоть и небольшого размера,
очень украсила общую картину в
альбоме.
ребята заворожённо смотрели
на получившееся чудо и обсужда
ли, кто что сможет сделать для его
воплощения там, у сосны. Дед со
своей стороны предложил найти
некоторые материалы и инстру
менты, которых пока не было на
месте, и коекакую помощь в стро
ительстве.
когда начали записывать в те
традь условия договора, целью
которого было создание городка,
то все просто горели нетерпением
начать сообща создавать это чу
до. Они распределили план строи
тельства по возможностям участ
ников и по этапам так, что в кон
це каникул всё будет готово. Но
многие простые части, такие, как
песочница, качели и шалаш бу
дут уже в ближайшие дни. к тому
же дедушка учёл пожелания Толи
ка, васи и кати, и они записали в
договоре, что через каждые два
дня будут ходить в походы, вася
проведёт спортивные игры, а ка
тя в пути расскажет чтото из про
читанного. ещё дед написал, что
ежели все будут соблюдать дого
вор и не ссориться, то он сделает
всем удочки, научит ловить рыбу,
управлять лодкой и договорится с
соседом, чтобы тот покатал детей
на лошади. После написания в те
тради договора дед вслух прочёл
его и спросил ребят:
—все ли готовы по своей воле
участвовать в осуществлении это
го договора?
Дети дружно закивали, а Алё
ша даже запрыгал в нетерпении,
ожидая результата.
—Тогда берите по очереди пе
ро и подпишитесь под нашим до
говором, — важно, но с доброй
улыбкой проговорил дед.
— Теперь чудо свершилось?
— спросила Настенька, когда все
отметились в тетради.
— Это только часть волшеб
ства, и оно будет завершённым,
когда вы сообща сделаете заду
манное. Однако договор — это не
так уж и мало. вы смогли собрать
ся для его написания, нашли дело,
которое объединило ваши меч
ты и желания, узнали друг дру
га и стали больше уважать. Этот
договор создал как бы невиди
мую связь между вами, и она бу
дет усиливаться, если вы честно и
с радостью будете его воплощать.
Похоже это на чудо?
внуки дружно согласились с
дедом, и с этого дня их жизнь в
деревне потекла необычайно жи
во, насыщенная радостными со
бытиями и достижениями. спу
стя время даже местные маль
чишки и девчонки, наблюдавшие
их весёлую суету, захотели к ним
присоединиться. Так в волшебной
тетради появился ещё один дого
вор, а к рисунку городка добави
лись новые пристройки, карусели
и большущий стог сена для игр и
прыжков.
Не передать словами, как уди
вились волшебным превращени
ям своих детей и деревенской об
становки родители, которые при
ехали в конце лета на несколько
дней. Особенно, когда их тоже уго
ворили написать свой чудодого
вор и принять участие в построй
ке городка, который так и назвали
«мечта».
Павел КоЖин
https://vk.com/sovushka_
slavobereg?w=wall-51243294_977
РАссказ о договоре