Стр. 24 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

24 •
«Родовая Земля»
№ 12 (197), декабрь 2020 г.
осоЗнанное родитеЛьстВо
В
середине ХХ века в психо-
логии появились новые —
пренатальная и перина-
тальная — области, пред-
ставляющие новый взгляд
на ребёнка, начиная с эмбрио-
нальной стадии его развития. Пе-
ринатальный — понятие, состо-
ящее из двух слов: пери (peri) —
вокруг, около и натос (natalis) —
относящийся к рождению. таким
образом, перинатальная психо-
логия — это наука о психической
жизни нерождённого ребёнка
или только что родившегося.
Перинатальная
психология
изучает психическую жизнь в пе-
ринатальный период, её влияние
на формирование личности чело-
века.
Это наука о связи плода и но-
ворождённого с матерью, о вли-
янии психической жизни матери
на ребёнка.
считается, что ведущую роль
относительно физических и фи-
зиологических процессов чело-
века, особенно в родах, играет
психика. основатель теоретиче-
ской базы этой отрасли психоло-
гии, американец чешского проис-
хождения станислав Гроф, утвер-
ждает, что главная функция в ро-
дах принадлежит не мышечному
органу — матке, а такому психи-
ческому процессу, так называе-
мому «контролируемому инстин-
кту» или осознанному поведе-
нию, которое не мешает реали-
зовываться инстинктивному по-
ведению и управляет им в случае
необходимости. рожает не ор-
ган — матка, а женщина — лич-
ность, и каждая женщина рожает
по-своему, в зависимости от сво-
их психоэмоциональных и физио-
логических способностей.
с. Гроф вывел теорию четырёх
базовых перинатальных матриц,
соответствующих процессу бере-
менности, родов и послеродово-
го периода.
Эти матрицы закладываются
во внутриутробный период и во
время родов, а затем влияют на
всю дальнейшую жизнь челове-
ка: его характер, сексуальность,
привычки, склонность к зависи-
мостям и психическим расстрой-
ствам.
разберёмся, так ли на самом
деле «страшны» матрицы, мож-
но ли их исправить и как это сде-
лать.
1. Матрица наивности
Формируется от зачатия до
момента родов.
Позитив
: эта матрица отве-
чает прежде всего за то, насколь-
ко человек принимает себя та-
ким, как есть, и насколько чув-
ствует себя гармоничной лично-
стью. Чем больше родители лю-
бят и окружают заботой ещё не
родившегося человечка, тем вы-
ше у него будет жизненный по-
тенциал и тем меньше комплек-
сов.
Негатив
: нежеланные де-
ти вырастают с чувством отчуж-
дения, вины. Всем своим видом
они словно просят прощения за
то, что они есть. В том же случае,
если мама хочет ребёнка только
определённого пола, например,
ей нужен именно мальчик, это
может быть предпосылкой для
развития сексуальных проблем
в будущем. совершенно не обя-
зательно, что он пополнит ряды
сексуальных меньшинств, но по-
ловая идентификация у ребёнка
будет проходить сложнее: уста-
новка «Меня не приняли таким,
какой я на самом деле» уже при
нём.
2. Матрица жертвы
Формируется с момента нача-
ла родовой деятельности до пол-
ного или почти полного раскры-
тия шейки матки.
Позитив
: когда начинают-
ся роды, матка сильно сжимает-
ся. При этом ребёнок испытыва-
ет сильнейшее давление. Гроф
назвал этот процесс «изгнание
из рая». если роды проходят нор-
мально, не слишком стремитель-
но, без стимуляции, кесарева се-
чения и наркоза, у малыша за-
кладываются умения выживать
в сложных ситуациях, настойчи-
вость в достижении цели, само-
стоятельность, воля к победе,
Прочитав о негативе, который
могут принести матрицы, мамам
не стоит всё принимать слишком
близко к сердцу. дело в том, что
матрицы — «гибкие», они про-
должают формироваться, пока ре-
бёнку не исполнится три года и он
не начнёт отделять себя от мате-
ри. Поэтому полученный во время
беременности или при рождении
негативный опыт либо закрепля-
ется, либо корректируется пра-
вильными действиями родителей.
считается, что полноценным
грудным вскармливанием до го-
да, хорошим уходом и любовью
можно компенсировать негатив-
ные перинатальные матрицы (на-
Как роды
влияют
на судьбу
малыша
уверенность в своих силах. очень
важно в этот момент, чтобы мама
была спокойна.
Негатив
: если же ребёнок,
как говорится, «выпрыгивает», это
может аукнуться тем, что в буду-
щем он будет стараться решать
проблемы быстро. если же что-то
не будет получаться сразу, «стре-
мительный ребёнок» будет от это-
го отказываться. те же малыши,
которые, наоборот, слишком дол-
го «выбирались», могут чувство-
вать себя жертвой (из-за матри-
цы, давления), они часто могут по-
падать в ситуации, когда их прес-
суют. если же роды стимулирова-
ли, то таким деткам может быть не
по плечу сделать первый шаг или
выбор.
У «кесарят» трудности мо-
гут возникнуть с преодолением
препятствий, а у деток, рождён-
ных под наркозом, — с умением
решать сложные вопросы: когда
нужно активно действовать, они
будут «впадать в спячку».
3. Матрица борьбы
Формируется во время пери-
ода, когда ребёнок продвигается
из матки по родовым путям.
Позитив
:
это
настоящая
борьба за жизнь, во время кото-
рой, по мнению одних специа-
листов, малыш испытывает силь-
нейшее механическое воздей-
ствие, страдает от нехватки ки-
слорода. другие считают, что ре-
бёнок во время схваток «отклю-
чается» и пробуждается в про-
межутках между ними. Как бы
там ни было, но это преодоле-
ние первого серьёзного препят-
ствия. и пройти его нужно, пола-
гаясь на собственные силы. если
ребёночек самостоятельно оси-
лил этот путь и «уложился в сро-
ки» (в норме он должен сделать
это за 20–40 минут), закладывает-
ся программа «мне море по коле-
но, а горы по плечу».
Негатив
: достижение такой
программы-максимум, конечно
же, невозможно, если роды про-
ходят с применением обезбо-
ливающих средств. Это даёт со-
блазнительный рецепт бегст-
ва от проблем в наркотики, ведь
первый опыт такого рода полу-
чен уже при рождении. такие де-
ти особенно предрасположены к
компьютерной зависимости.
Применение щипцов в родах
— сильная психологическая трав-
ма для ребёнка. если не компен-
сировать её в раннем детстве, че-
ловек может вырасти ранимым,
склонным к истерикам. Кроме то-
го, он может отказываться от по-
мощи, потому что первая помощь
в жизни была болезненной. детки
же, родившиеся с помощью кеса-
рева сечения, пропускают матри-
цу борьбы: у них может быть зани-
жено чувство опасности.
если ребёнок самостоятель-
но, но очень долго пробирался
«на волю», он может жить с ощу-
щением «вся жизнь — борьба».
если же он шёл попкой вперёд, то
потом будет стремление делать
всё необычным путём.
4. Матрица свободы
Формируется от момента вы-
хода ребёнка на свет и до 5–7-го
дня после родов.
Позитив
: естественные по-
требности малыша в это время —
безопасность и комфорт. Поэтому
очень важно, чтобы ребёнка при-
няли по всем правилам естест-
венных родов (раннее приклады-
вание к груди, обрезание пупови-
ны лишь после того, как она пере-
станет пульсировать, постоянный
контакт с матерью). так «получа-
ются» оптимисты.
Негатив
: если эти требова-
ния не были соблюдены, впослед-
ствии у ребёнка может развить-
ся панический страх остаться без
мамы даже на короткое время. В
подростковом периоде «неком-
фортное» рождение грозит вы-
литься в отчуждение, отсутствие
взаимопонимания с родителями.
а уже в более взрослом возрасте
это может проявляться в боязни
остаться одному, без близкого че-
ловека.
итак, переживания, возника-
ющие у ребёнка в ходе рождения,
складываются в следующую кар-
тину: внутриутробное существо-
вание перестаёт устраивать мла-
денца, и он решает покинуть мат-
ку; начинаются схватки и, посте-
пенно ухудшаясь, внутриматоч-
ные условия становятся невыно-
симыми; реакцией на ухудшение
условий являются невероятное
напряжение, борьба в родовом
канале и стремление вырвать-
ся из него; в результате момент
рождения переживается как ос-
вобождение, как фундаменталь-
ное улучшение по отношению к
прежнему состоянию.
Этот сценарный план характе-
рен для всех житейских событий:
возникновение проекта и при-
нятие решения его осуществить,
трудности в реализации задуман-
ного, которые сменяются невы-
носимым положением, затем сле-
дуют активные действия, направ-
ленные на избавление от препят-
ствий любыми средствами, борь-
ба и полное разрешение пробле-
мы. таким образом, перинаталь-
ные матрицы активизируются
под воздействием внешних собы-
тий в очерёдности, заданной хо-
дом родов, и определяют харак-
тер поведения и психоэмоцио-
нальных реакций человека.
За счёт опыта биологическо-
го рождения малыш приобрета-
ет готовность к будущим прев-
ратностям жизни, выносливость
в борьбе и преодолении пре-
пятствий, способность понимать
жизнь как последовательность
проектов.
В результате благополучных
физиологических родов у ребён-
ка, а затем и взрослого челове-
ка формируется модель поведе-
ния, соответствующая психофи-
зиологической норме и позволя-
ющая ему адекватно реагировать
на внешние события. Причём
очерёдность поведенческих ре-
акций задаётся динамикой сме-
ны перинатальных матриц в хо-
де родов.
пример, если было кесарево сече-
ние, если ребёнок попал сразу по-
сле рождения в детскую больницу
и был разлучён с матерью и т.п.).
начинайте сразу после рожде-
ния с метода «кенгуру». Часовое
лежание на мамином животе мо-
жет в достаточной мере компен-
сировать все негативные момен-
ты, которые испытал малыш, появ-
ляясь на свет. Метод подходит аб-
солютно всем деткам. есть также
специальные способы, которые
можно использовать при каждом
конкретном нарушении матрицы.
1. Беременность
проходила «на нервах»
стрессы во время беременно-
сти, неправильный психологиче-
ский настрой отражаются в пер-
вой матрице.
если беременность была не-
ожиданной, возможно, нежелан-
ной, ваша задача после рожде-
ния ребёнка настроить его на то,
что он любим, вы безусловно при-
нимаете его. особенно детки «ма-
трицы наивности» нуждаются в те-
лесном контакте, объятиях, ласке.
если ожидали малыша друго-
го пола, в общении с ребёнком
постоянно подчёркивайте его
пол. Чаще говорите «мой маль-
чик» («моя девочка»), «как я рада,
что у меня сыночек» (дочка).
2. Роды стимулировали
или ребёнка
«выдавливали»
такие детки ждут внешнего
«толчка», чтобы начать действо-