Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

26 •
«Родовая Земля»
№ 12 (197), декабрь 2020 г.
истоКи
Солнышко, повернись,
Красное, разожгись,
В дорогу выезжай,
Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!
отмечание древнего праздни-
ка солнцеворота Коляды входит в
один из четырёх главных праздни-
ков нашего народа. древняя тра-
диция наших предков сохрани-
лась как на Урале и в сибири, так и
в средней полосе россии, а также
на юге россии и на Украине. В си-
бири традиция сохранена право-
славными староверами, а в сред-
ней полосе и на юге—православ-
ными родноверами. У этих тради-
ций есть отличия, но вместе с тем
они очень похожи.
Урало-Сибирская
традиция православных
староверов
бог Коляда — Вышний бог,
управляющий великими переме-
нами в жизни родов расы вели-
кой и потомков рода небесного. В
древние времена Вышний бог Ко-
ляда даровал многим родам, пе-
реселившимся в западные зем-
ли, систему исчисления сезонного
времени для ведения полевых ра-
бот — календарь (Коляды дар), а
также свои мудрые Веды, запове-
ди и наставления.
Коляда является богом-покро-
вителем ратных людей и жрецов.
Коляду часто изображали с мечом
в руке, причём клинок меча был
обращён острием вниз. Меч, об-
ращённый острием вниз, в древ-
ние времена означал сохранение
мудрости богов и предков, а так-
же незыблемое следование небе-
сным конам, которые установле-
ны родомъ-прародителемъ и его
первородным сыном — Вышним
богом сварогомъ для всех черто-
гов сварожьего круга нашей Все-
ленной.
Праздник в честь бога Коля-
ды приходится на день Зимне-
го солнцестояния. Этот празд-
ник также называют Менари, т.е.
день перемен. В праздник ходили
по дворам группы мужчин, обла-
чённые в шкуры различных зве-
рей (ряженые), которых называ-
ли дружины Коляды. они пели
гимны, прославляющие Коляду, и
устраивали особые хороводы во-
круг больных людей, чтобы исце-
лить их.
В этот день Вышний бог Перун
победил зверя скипетра и освобо-
дил из пекла наших предков, за-
влечённых туда обманом, дав им
возможность вернуться к родным
очагам. Когда люди вышли из пек-
ла, бог Перун завалил вход в него
(врата Междумирья) Кавказскими
горами, но на Землю помимо лю-
дей выскользнула из пекла всякая
нечисть. освобождённых людей с
радостью встречали их родные, а
когда к ним в дома стала заявлять-
ся нечисть, от неё откупались да-
рами.
с той поры люди отмечают
праздник перемен — Менари
(сейчас он известен как Коляда).
Часть людей обряжаются в раз-
личных чудищ (ряженые), изобра-
жая нечисть, и ходят по домам.
Чтобы не пускать нечисть (ряже-
ных) в дом и не иметь в доме не-
счастья, им на пороге дают откуп в
виде печенья, сдобы и других вку-
сностей. Получив их, нечисть ухо-
дит, ибо она хоть и любит всё слад-
кое и вкусное, но терпеть не мо-
жет радости и счастья.
надев маски, ряженый народ
отправлялся по домам колядо-
вать. При этом пелись так назы-
ваемые Колядки, прославлявшие
хозяев и обещавшие богатство,
счастливое замужество (кому что,
в зависимости от ситуации): «на
новое вам лето, на красное вам
лето! Куда конь хвостом — туда
жито кустом. Куда коза рогом —
туда сено стогом. сколько осино-
чек, столько вам свиночек; сколь-
ко ёлок, столько и тёлок; сколько
свечек, столько и овечек». В шут-
ку колядовщики сулили хозяе-
вам страшные кары, если те не да-
дут даров: «Коляда, Коляда, кто
не даст пирога, мы корову за ро-
га! Кто не даст пышки, мы тому —
в лоб шишки! Кто не даст пятачок,
тому шею на бочок».
После праздника перемен (Ко-
ляды) народ вспоминал о тех, кто
так и не вернулся из пекла. По-
этому в народе стали отмечать не-
делю памяти предков (старосла-
вянская неделя состояла из девя-
ти дней). и пока люди вспомина-
ли обо всех своих предках, бог Пе-
рун ходил по Земле и уничтожал
нечисть.
девять кругов пришлось сде-
лать богу Перуну по Земле, по од-
ному кругу в день, чтобы найти и
уничтожить всю нечисть. В Ведах
сказано: «и победиша злыя си-
лы, вонзил в землю свой сияющий
меч бог Перун…».
бог Коляда пришёл в этот Мир,
чтобы спасти человечество от ду-
ховного вырождения. собрав 60
высших жрецов, Коляда начал
учить их истинному ведическому
знанию. Это было очередным бо-
жественным откровением для лю-
дей от наших богов-предков.
Первый кон жизни дал людям
бог род. суть его заключается в
том, что жизнь безконечна и ве-
здесуща, она — проявление Все-
вышнего. Жизнь на Земле возни-
кла от постепенного нисхождения
Всевышнего (рамхи) в материаль-
ный мир, сначала в виде его сына
— бога рода, затем в образе его
внука — бога сварога. тогда же
мир был разделён на три части:
правь, явь и навь. Человек, живу-
щий в мире яви, должен стремить-
ся к небесам. он должен избегать
зла и тьмы— проявлений низшей
нави.
Второй кон жизни дал миру
бог Велес. Это кон о необходи-
мости движения людей от тьмы
к свету вслед за движением сол-
нца.
следующий кон жизни принёс
нам наш праотец—бог Перун, ко-
торый изложен в сантиях Ведах
Перуна.
Последний раз кон жизни по-
ведал людям бог Коляда. он пове-
дал собравшимся вокруг него му-
дрецам о великом коло сварога, о
дне и ночи сварога, а также, учре-
дил первый календарь. Коляда по-
мог людям подняться над суетой
обыденной жизни, подробно из-
ложив, как движется время и ка-
ких перемен от него следует ожи-
дать. Учение, изложенное в «Кни-
ге Коляды», рассказывает о боль-
шом и малых триглавах богов, ко-
торые управляют пространством
и временем в материальной Все-
ленной.
Традиции православных
родноверов средней
полосы и юга России,
а также Украины
рождество божича (Корочун,
Коляда, овсень малый).
Коляда-божич — бог зимнего
солнца, рождённый Матушкой Ла-
дой. он начинает коло сварожье,
новый астрономический год. бо-
жич — проявление силы рожде-
ния и прорастания, которая есть в
каждом зерне и каждом деле. тер-
пеливо ожидая и призывая эту си-
лу, православные родноверы на-
правляют развитие событий своей
жизни к лучшему, на правильный
и славный путь.
Ведь божич — это проявление
возрождения и бытия вечного, ко-
торое снова и снова возрождает-
ся. Прославляя молодого божича,
славяне утверждают торжество
света и вечное верховенство бо-
жественного мира прави, победу
света над тьмой.
Коляда, как большой праздник
рождества (рождения) молодого
божича-солнца, отмечается в то
время, когда зимнее солнце пово-
рачивает на лето, а день начинает
прибывать. В эту ночь в дом к ка-
ждому приходят три желанных го-
стя: «первый гость — Красно сол-
нышко (божич), второй гость —
ясен Месяц, третий гость — звё-
здочки (души предков — сваро-
жичи)».
Вечер перед днём рождест-
ва божича имеет название свят-
вечер, богатая кутья. Как толь-
ко на небосводе появляется пер-
Праздник Бога Коляды
у староверов и родноверов
вая звёздочка, вся родня садится
за стол, который зовут богатым,
ибо на нём должны быть двенад-
цать разных постных блюд. отсю-
да и название «богатая кутья» или
«богатый святой вечер».
на столе обязательно должна
быть кутья — это основная обря-
довая еда. её готовят из пшенич-
ных или ячмённых зёрен (на юж-
ной Украине-руси — из риса). К
сваренному зерну подают сладо-
сти. особого внимания заслужи-
вает обряд внесения кутьи, кото-
рую обычно несёт хозяйка: «Кутью
на покутю, узвар—на базар, а пи-
роги — на торги».
Горшок с кутьёй ставят на алта-
ре в ритуальное гнездо-кублище,
которое делают из свежего души-
стого сена как символа прироста
семьи через новое воплощение
в ней предков рода. Горшок при-
крывают хлебом и солонкой соли.
После праздника часть сена отда-
ют животным, а остальную берут
для гнёзд, где будут нестись куры
или высиживаться цыплята.
За
праздничный
вечер-
ний стол первым, как и должно
быть, садится хозяин, а за ним —
остальные члены семьи. Во время
праздничного ужина стараются не
выходить из-за стола, разговари-
вают шёпотом. Встав, глава семей-
ства приглашает помянуть пред-
ков и пригласить их к празднич-
ному ужину. считается, что в это
самое время все предки должны
прийти в жилище, а поэтому для
них освобождают места на лавках,
лежаках, стульчиках, ставят блюда
и кладут ложки. следом за хозяи-
ном все присутствующие произ-
носят молитву, которая обращена
к Прародителю в память о тех, кто
заблудился в лесу, утонул в море,
не вернулся из далёких странст-
вий или с войны.
Хозяин, называя имена усоп-
ших, произносит: «Кто умер, тот
в нави, а кто живой, тот с нами.
Пусть им легко ведётся, а нам лег-
ко живётся!».
следующую молитву произ-
носят всем ныне здравствующим
членам родни, им желают здоро-
вья и счастья, чтобы вместе и в со-
гласии дождались следующего ро-
ждества божича-Коляды. После
этого хозяин берёт свечу и миску
с кутьёй и, поклонившись в сторо-
ны четырёх углов, передаёт блю-
до супруге. Каждый из присутству-
ющих должен съесть по три лож-
ки кутьи.
После ужина дети должны от-
нести обрядовую пищу своим ба-
бушкам и дедушкам. Матери кла-
дут детям к кутье ещё пирог и ка-
лачи, иногда конфеты. дети, вой-
дя в дом, говорят: «добрый вечер!
Мама и папа прислали вам хлеб,
соль и ужин».
на рождественские праздни-
ки божича Коляды обязательным
символом является «дидух» (сноп
сена), который изготавливают из
сжатого снопа. «дидуха» торжест-
венно вносят в светлицу и ставят
на «бабу» — охапку соломы, кото-
рой застилают пол.
«дидух» — символ культа
предков рода. добрые души пра-
щуров оберегают посевы и уро-
жай от всяческих бед: наводне-
ния, града, бури, огня и т.п.
Поскольку на время нарожде-
ния солнца, то есть на рождество
божича Коляды, души пращуров с
наступлением сумерек располага-
ются в помещениях, то в их честь
и помещают «дидуха» на почётное
место—алтарь, куда ставят также
кутью и узвар, являющиеся поми-
нальными блюдами.
накануне Щедрой кутьи (с 31
декабря на 1 января) «дидуха» вы-
носят из жилища. В одних случаях
его сжигают, в других — обмола-
чивают и семена смешивают с тем
зерном, каким ритуально «засева-
ют» жилища на новый год или со-
храняют до благовестника и сме-
шивают с посевным зерном.
Коляда — старинный, природ-
ный праздник, завещанный нам
богами-предками. и сегодня, ког-
да русский народ хочет знать и
уважать свои корни, важно вспо-
минать и продолжать родные на-
родные традиции.
слава роду! слава Коляде! сла-
ва дню перемен! Ура!
Ярослава
https://welemudr.mirtesen.ru