• 27
«Родовая Земля»
№ 12 (197), декабрь 2020 г.
истоКи
«если бы да кабы, во рту бы
выросли грибы». Это самая из-
вестная из пословиц этого типа.
Кого ни спрашивала: «если бы да
кабы?..» — продолжали сразу. но
это только на первый спрос. У из-
вестного русского писателя, этно-
графа, собирателя фольклора,
толкований слов, пословиц и по-
говорок Владимира ивановича
даля, по самым скромным под-
счётам, нашлось от 20 до 30 по-
словиц и поговорок в этой группе.
так что же за этими поговор-
ками прячется? Какие смыслы и
образы? а давайте разберёмся!
Вот, к примеру, у александра сер-
геевича Пушкина три девицы под
окном тоже, сидя вечерком, рас-
сказывали о своих мечтах с при-
словиями: «Кабы я была…».
так вот оно что! Значит, это по-
говорки о мечте! Мечтается о чём-
то человеку, но до мечты, как до
Луны, а то и дальше! то есть чело-
век мечтает о том, над чем он не
властен.
слово «мечта» одного извода
со словом «мачта». Западные сМи
уверяют нас, что мечта — это са-
мое главное в жизни. «Мечтай! и
будет тебе дано по хотению твое-
му», — говорят они каждым филь-
мом, каждой книжкой, каждой
историей.
но разве только мачта важна
для реализации желаемого? нет,
конечно, важен и корабль, и капи-
тан, как минимум, водоём, по ко-
торому этот корабль поплывёт.
а что говорят на Западе? они
вещают: «следи за мачтой, а мы
всё сделаем сами!» и делают. У
нас сейчас много лицедеев, но нет
лиц. У нас есть много успешных
людей, но нет счастливых.
наши пословицы ставят всё по
местам. они говорят: «не проси у
бога изменения мира, будь тем,
кем тебе предназначено быть.
ищи своё предназначение. и всё,
что тебе надо (а не ХоЧется), бу-
дет тебе дано».
Послушаем звучание ещё од-
ной поговорки: «Кабы ноги не раз-
двоились у человека, так что бы
было?» так и слышится вопрос-на-
смешка: «соображай, человечек,
зачем тебе от природы раздвои-
ли ноги? не смешно ли думать об
этом?»
«Кабы нашему сидню да но-
ги!» — не унимается народ, тол-
кает каждого прозаседавшегося
взашей. Помните, в сказке о бога-
тыре?
екатерина Львовна
уШакоВа-каТЛинСкаЯ
https://litprosvet.ru/eslidakabi
М
ы сейчас очень много
слышим о славянских
оберегах. стоит ввести
в поисковике соответ-
ствующий запрос — появляются
миллионы результатов. Как разо-
браться во всём этом многообра-
зии? с чем же связаны обереги?
с язычеством? и что означает по-
словица: «
По одёжке встреча-
ют, а по уму провожают
»?
давайте ненадолго погрузим-
ся в далёкие времена, когда наши
предки жили совсем не так, как
сейчас. среди историков есть раз-
ные мнения по поводу происхож-
дения славян. одни считают их
скифами, другие — вендами или
винами и ариями. Как бы ни было,
но они вели осёдлый образ жизни.
Это позволяло им созерцать окру-
жающий мир во всём его велико-
лепии.
Верования у наших предков
во многом зависели от свойств
их быта. они были земледельца-
ми и поэтому жили в тесной свя-
зи с природой. Вспахивая зем-
лю, они вскрывали её недра с тем,
чтобы положить туда зерно буду-
щего урожая. Поэтому на каждом
шагу им
приходилось прислу-
шиваться к природе
, чтобы по-
нимать смысл и значение всех её
явлений. Засевая зерно, славяне
уже вступают во взаимоотноше-
ния с природой и своего рода ра-
зумную беседу с ней.
Им прихо-
дилось наблюдать непрелож-
ные законы и изучать сущно-
сти живого мира
. Это была пер-
вобытная наука. а взаимоотноше-
ния с природой рождали первых
поэтов
. Макс Мюллер дал такое
определение языку: «
Язык есть
ископаемая поэзия
». Эта поэ-
зия — безграничная область все-
народного творчества, где все бо-
ги — это поэтически осмыслен-
ные олицетворения и воплоще-
ния тех понятий и впечатлений,
которые возникают в человеке
при созерцании божьего мира.
наши предки понимали одну
великую истину, что
жизнь есть
основа всего мира
, что она раз-
лита повсюду и чувствуется на ка-
ждом шагу, в каждой былинке.
Вот поэтому в их представлении
не только звери, птицы, змеи, ра-
стения, но и камни мыслили, чув-
ствовали, говорили таким же по-
нятным человеческим языком.
наблюдая разнообразные дей-
ствия и явления природы, они
непрестанно творили, создава-
ли живые лики, вкладывая в них
мудрость своих мыслей о тайнах
естества. В сущности,
они обо-
жали одну только жизнь
, не
стихии, как обычно говорят, но са-
му жизнь. то есть все живые про-
явления и живые образы Матуш-
ки-природы.
В свете этих отношений наши
предки наносили растительный
и животный орнамент на пред-
меты домашней утвари, на свои
жилища и одежду. делали се-
бе украшения в виде подвесок,
серёг и поясов. и везде изобра-
жали
растения и животных
в том или ином виде. надо ска-
зать, что в те времена было вели-
кое множество золотых украше-
ний. они навешивались даже на
конскую упряжь. из золота были
сделаны браслеты на руках и но-
гах. Шею украшали мониста, оже-
релья или обручи из драгоцен-
ных металлов и каменьев. на зо-
лотых и бронзовых бляшках не-
пременно были выгравированы
растительные и животные орна-
менты и другие изображения. та-
кого рода украшения носили как
мужчины, так и женщины. од-
нако в зависимости от достатка
подвески и разные другие укра-
шения могли быть сделаны и из
обожжённой глины.
Украшали чаще всего шею,
плечи, грудь, кисти рук (поручи),
подолы рубашек и платьев. архе-
ологи находят украшения из зо-
лота, серебра, бронзы, жемчуга и
камней. но в зависимости от до-
статка, на этих же местах тела ме-
талл и каменья заменяли вышив-
кой, непременно с природными
узорами и орнаментами. Позд-
нее вышивки стали доминиро-
вать больше в одежде. Чаще все-
го использовали нити
красно-
го, белого, чёрного и жёлто-
го
(отождествлялся с золотом)
цветов
. сейчас мы уже понима-
ем, что именно эти цвета характе-
ризуют
русский мир
, потому как
солнце, которое почиталось боль-
ше всего, бывает на рассвете золо-
тым, днём оно белое, заходит кра-
сным, а его отсутствие—это тьма,
то есть чёрный цвет.
однако в каждой области есть
свои орнаменты и свой неповто-
римый колорит в ношении оде-
жды. они порой довольно сильно
отличаются, хотя есть непремен-
ные важные детали — это
поя-
са, мониста, браслеты или по-
ручи на рукавах
(вышитые), на
подолах рубах и платьев — кайма
или вышивка.
Вот мы и подобрались, нако-
нец, к оберегам. сейчас все эти
орнаменты и вышивки считают-
ся обережными. Предполагается,
что они как-то защищают или ох-
раняют того, кто их носит.
разберём слово «
оберег
».
согласно
словарю
ожего-
ва, оберег — предмет, оберега-
ющий, охраняющий от чего-ни-
будь. обереги от порчи, от дурно-
го глаза. а ещё это заговоры, на-
говоры, нашёпты. оберег — это
талисман, ладанка, привеска от
сглазу. но есть ещё другое объяс-
нение этому слову в качестве на-
речия.
Оберег или обережь —
это близ берега
, берегом (дер-
жись берега, то есть ближе к бере-
гу или у берега). Значит, оберечь-
ся — это то же, что уберечься.
Происходит замена буквы «о» на
«у». берег, видимо, имел большое
значение. Ведь селились раньше
возле реки, и, чтобы не случилось
беды, надо было держаться бере-
га. В этом случае смысл слова бо-
лее понятен, но с орнаментом ни-
как не связан.
словарь даля не объясня-
ет слово «оберег», но есть другое
слово — «
оберхъ
».
Оберхъ
—
поверх или обер
. обер — это
главный, верхний, высший
или старший
. Значение этого
слова более значимо, относится к
чему-то важному, но и оно не свя-
зано с орнаментом.
Лингвистам знакомо такое по-
нятие, как бустрофедон, — это
чтение в обратную сторону, то
есть раньше слова писались и чи-
тались в обоих направлениях. По-
пробуем прочитать слово «обе-
рег» в обратную сторону. У нас по-
лучится слово «герб». Вот она и
разгадка. есть такая наука —
ге-
ральдика
. Геральдика — от сло-
ва гербарий — лист. Эта наука
определяет, какие цвета и орна-
менты должны быть у каждого ро-
да и многое другое. я уже говори-
ла выше, что для каждой области
или рода был характерен свой ор-
намент, так сказать, свой герб, по-
этому встречали по одёжке, то
есть сразу видели, к какому ро-
ду принадлежит человек. ну а по-
общавшись с ним, провожали по
уму. но раньше эта пословица зву-
чала немного по-другому:
«По платью встречают, а
по уму провожают».
алёна Юрьевна ШаРаБЬеВа
https://litprosvet.ru/obereg
Славянские обереги
П
осмотрим
внимательно,
как всё устроено на небе-
сах.
итак, светит солнце,
над землёй — облака. если в об-
лаках есть просвет, то сквозь него
к поверхности земли идут солнеч-
ные лучи. дойдя до поверхнос-
ти земли, они прогревают землю
на какую-то глубину. В древности
всем участкам хода солнечных лу-
чей были даны свои собственные
названия, сейчас известные как
женские имена.
Просвет в облаках называет-
ся
Анастасия
или по-простому
Настя
. если в облаках нет просве-
та, то это «
ненастье»
. если же на
небе вообще нет облаков, то мы
можем сказать, что небо открыто
настежь
так же, как, например,
окно или дверь.
слова «анастасия», «настя»,
«ненастье», «настежь» состоят в
одном изводе со словами «насто-
ящий», «настоящее».
самый низ просвета в облаках,
то есть самое начало столба све-
та, идущего к земле, называется
«
голубь
» или, если просто,
Гали-
на
. Причём слово «голубь» исход-
но есть женского рода. Правда, се-
годня мы голубем называем пти-
цу, и слово «голубь» — мужского
рода. Просвет в облаках называл-
ся раньше «
голубь Мира
», мира
между богами и людьми.
столб солнечных лучей, иду-
щий от просвета в облаках до са-
мой земли, называется
Екатери-
на
или просто
Катя
.
Участок земли, освещённый
этим столбом света (светлое ме-
сто), называется
Елизавета
или
Лиза
.
Глубина земли, прогретая сол-
нечными лучами, называется
Ма-
рия
или
Маша
.
самое дно глубины, до кото-
рого доходит тепло, называется
Магда
или
Марина
.
облака и разные участки те-
ни тоже величаются по-разному, и
эти названия сейчас используются
как мужские имена.
облако, дающее тень, мож-
но назвать
Георгием
. отсюда к
земле идут звуки грома и видны
вспышки молний.
тёмная нижняя поверхность
облака, самая вершина столба те-
ни называется
Пётр
.
столб тени, идущий до самой
земли, называется
Александ-
ром
или просто
Сашей, Шурой
.
Пятно тени на земле называет-
ся
Осип
,
Иосиф
или
Исаак
.
толща земли, которая могла
бы прогреться, освети её солнце,
называется
Иван
. дно непро-
гретой глубины земли называет-
ся
Андрей
.
на столб света и столб тени
можно посмотреть так: женщи-
на есть столб света, а мужчина —
столб тени. Причём всё простран-
ство выше облаков называлось
раньше
царство вечного све-
та
, здесь всегда светло от солнца,
Луны и звёзд. Пространство от об-
лаков до земли раньше называ-
лось
тёмным царством и под-
лунным миром
. Поэтому мож-
но, например, сказать, что Катери-
на есть луч света в тёмном царст-
ве, а александр — столб тени —
есть александрийский столб.
Женщина — столб света —
одета или облачена в облака, ведь
вокруг столба света и над ним на-
ходятся облака.
слово «
облачение
», конеч-
но же, происходит от слова «
об-
лако
». облака в зависимости от
обстановки имеют разнообраз-
ную окраску, почти все цвета ра-
дуги, кроме зелёного. особенно
нарядны облака на вечерней за-
ре. они нарядны как раз тогда,
когда женщине нужно быть осо-
бенно нарядной и красивой. Жен-
щина всегда облачена в красивые
платья, она должна быть яркой,
заметной, красивой и может но-
сить вещи всевозможных расцве-
ток. Во всяком случае, она всегда
хочет такой быть.
слово «
платье
» тоже проис-
ходит от слова «
облако
». слово
«платье» — русское, состоит в од-
ном изводе со словами «
облако
»,
«
платок
», «
плести
» и «
одежда
».
Мужчина же — это столб тени,
одетый в свет, ведь вокруг стол-
ба тени светло, кругом свет и без
всяких облаков. Поэтому одежда
мужчины должны быть окраше-
на сдержанно, попроще и постро-
же, лучше всего вообще без цвета,
только белый и чёрный.
Ясна школа
Значения имён
Кабы—если б—если бы!