Стр. 28 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

28 •
«Родовая Земля»
№ 12 (197), декабрь 2020 г.
информационная безопасность
С
развитием медиапростран-
ства и в особенности с по-
явлением интернета об-
щество оказалось в совер-
шенно новой для него ин-
формационной среде. Необходи-
мость воспринимать и анализи-
ровать большие потоки инфор-
мации поднимает вопросы о том,
как должно работать мышление
человека. Активно обсуждают-
ся такие понятия, как «клиповое
мышление», «критическое мыш-
ление», «системное мышление».
Что они обозначают, чем отлича-
ются и что является нормой для
психики?
Мы каждую неделю просма-
триваем столько новостей, видео­
роликов и статей, сколько наши
бабушки и дедушки вряд ли встре-
чали за год. Как следствие, наше-
му мозгу необходимо фильтро-
вать, анализировать и оценивать
более значительные объёмы све-
дений, чем когда-либо раньше в
истории человечества.
Некоторые
самоустраняют-
ся от этого процесса, предпо-
читая воспринимать информа-
цию просто как развлечение. Они
просматривают безчисленное ко-
личество фильмов, сериалов, пос-
тоянно зависают в соцсетях, без-
думно кликают по ссылкам в ин-
тернете, воспринимая информа-
цию преимущественно через при-
зму вызываемых ею эмоций, с по-
зиции «нравится/не нравится». Та-
кие люди просто не понимают, что
информация — это та же пища,
употребление и качество которой
обязательно отражаются на пси-
хике человека, а значит, надо оце-
нивать не только «вкус», но и со-
держание.
Питание гамбургерами и про-
чим фастфудом быстро наруша-
ет работу пищеварения и мно-
гих других жизненно важных си-
стем человека, делая организм
слабым, толстым и больным. Ана-
логичная ситуация и с деструк-
тивной, хаотичной или отупляю-
щей информацией, её некритич-
ное восприятие наполняет психи-
ку человека всевозможными глу-
постями и в лучшем случае безпо-
лезным, а чаще вредным инфому-
сором. Вполне закономерно, что
такой человек рано или поздно
начинает страдать: проявляется
неадекватное поведение, начина-
ются депрессии, рушатся планы на
жизнь. Чего ещё ждать от отрав-
ленной психики?
Но что значит воспринимать
информацию критически и как из-
бежать этого самого отравления
вредной информацией? Здесь нам
на помощь приходит критическое
мышление.
Критическое мышление
Критическое мышление, или
по-другому «осознанное восприя-
тие информации», —это алгоритм
обработки новой информации,
который содержит три пункта:
1. Знание, что любая ин-
формация влияет на челове-
ка.
Этот тезис легко запомнить,
если держать в голове аналогию
с обычным приёмом пищи. Ведь
никакая еда не проходит для тела
безследно, она всегда каким-либо
образом перерабатывается и ус-
ваивается в организме, делая его
сильнее или слабее. Так же проис-
ходит и с информацией.
2. Умение выявлять огла-
шаемые и неоглашаемые це-
ли и смыслы распространяе-
мой информации.
Как мы отличаем вредные про-
дукты от полезных? Прежде всего
понимаем, что красивая этикет-
ка или яркая упаковка товара от-
нюдь не гарантируют того, что он
принесёт нам пользу. Поэтому мы
изучаем состав продукта, стара-
емся избегать всевозможной хи-
мии, усилителей вкуса, ГМО и так
далее. Также оцениваем воздейст-
вие конкретного питания на свой
организм, ведь одному человеку
необходимо кушать больше зеле-
ни, другому — овощей, третьему
надо регулярно пить воду.
Аналогичных принципов сле-
дует придерживаться и при оцен-
ке медиа-контента. Обилие пош-
лости, насилия, мата, глупого юмо-
ра — явные признаки того, что
этот «продукт» отравлен, и его на-
до убрать из своего рациона, да-
же если его завернули в привле-
кательную обёртку и активно ре-
кламируют в прессе.
Также следует обратить вни-
мание на то, кто создал этот кон-
тент (фильм, мультфильм, переда-
чу, песню, статью) и с какими це-
лями. Соответствуют ли оглашае-
мые цели автора реально достига-
емому результату? Какие есть по-
бочные эффекты? Не является ли
данная новость фейком? Или, мо-
жет быть, перед нами «троянский
конь», привлекательный снаружи
и ядовитый внутри?
То есть мы должны выявить
смыслы, которые до нас доносит
автор или творец, а потом оценить
их—и это уже третий шаг того ал-
горитма, который лежит в основе
критического мышления.
3. Оценка выявленных це-
лей и смыслов с позиции «хо-
рошо/плохо», «вредно/полез-
но», «достоверно/ложно» и
так далее.
Когда мы проанализирова-
ли контент, самое время дать
ему свою оценку, образно гово-
ря, поставить на него «штамп» с
результатами проверки. Штам-
пы могут быть самые разные:
«достоверно», «ложно», «полез-
но», «вредно», «учит хорошему»,
«учит плохому», «сомнительно»,
«требует дополнительного из-
учения», «опасно», «надо распро-
странять» и так далее. То есть вы
должны охарактеризовать посту-
пившие к вам сведения, чтобы
они заняли полагающееся им ме-
сто в голове.
При таком подходе никакая
информация не будет попадать в
мировоззрение случайно и без-
контрольно, каждый информа-
ционный блок будет проанализи-
рован, помечен и отправлен по
адресу. Что-то сразу уйдёт в «му-
сорку», что-то — «на карантин», а
что-то займёт достойное место в
сокровищнице самых полезных и
ценных знаний.
Системное мышление
Однако одного критического
мышления для полноценной жиз-
ни сегодня недостаточно. Челове-
ку необходимо заниматься фор-
мированием системного мыш-
ления. И если первое достигает-
ся относительно легко — надо
лишь научить свой мозг правиль-
ному алгоритму обработки посту-
пающей информации, то вот фор-
мирование системного мышле-
ния чаще всего требует более дли-
тельных усилий.
И здесь будет уместно начать с
определения.
Системное мышление
это мышление, которое опирает-
ся на мозаичное мировоззрение,
в котором все факты упорядоче-
ны, взаимосвязаны и дополня-
ют друг друга, формируя целост-
ную и непротиворечивую карти-
ну мира.
Каждый из нас со дня свое-
го рождения постоянно познаёт
мир, накапливая свой личный ба-
гаж знаний и представлений обо
всём вокруг. Всё, что мы когда-ли-
бо увидели, прочитали, посмотре-
ли, узнали, навсегда сохраняет-
ся в нашем подсознании. И очень
хорошо, если к моменту взросле-
ния человек обладает целостной
и достаточно подробной миро-
воззренческой картиной, дающей
ему ответы на все базовые вопро-
сы: «как устроен мир», «что такое
человек», «как управлять собой»,
«зачем я живу» и другие.
Но в современных реали-
ях большинство подростков вхо-
дят во взрослую жизнь, не обла-
дая необходимым багажом зна-
ний, из-за чего они начинают стал-
киваться с различными пробле-
мами. Причина в том, что их ми-
ровоззрение зачастую содержит
множество противоречивой или
откровенно ложной информации,
а по ряду важных областей у них
в принципе нет нужных сведений.
Эта ситуация является отражени-
ем проблем в существующей си-
стеме образования и в целом в
культуре общества, которая про-
низывает все сферы и задаёт свои
рамки поведения и мировоспри-
ятия, во многом через медиапро-
странство.
В этих условиях
именно кри-
тическое мышление
может по-
зволить человеку начать осознан-
но формировать целостную кар-
тину мира. И по мере того, как ка-
лейдоскоп и хаос в голове будет
постепенно сменяться мозаикой,
у него будет формироваться си-
стемное мышление.
Обычно этот процесс занимает
достаточно длительное время, по-
тому что необходимо, с одной сто-
роны, оценить и пересмотреть всё
накопленное за годы юности, а с
другой — найти ответы на множе-
ство волнующих вопросов. И так
как речь идёт не о простом заучи-
вании некой готовой и кем-то уже
собранной для тебя информации
(к чему мы привыкли в школе), а
о процессе самостоятельного пои-
ска, анализа, усвоения и проверки
на практике всевозможных зна-
ний, то здесь не следует ждать бы-
стрых результатов.
Тем не менее критическое и
системное мышление являют-
ся объективными требованиями
современного быстро меняюще-
гося мира. Если вы хотите пони-
мать, что происходит вокруг, и ве-
сти себя адекватно новым обстоя-
тельствам, то необходимо уделять
внимание этому вопросу.
Клиповое мышление
В этих условиях особую тре-
вогу вызывает активное распро-
странение в обществе клипового
мышления, которое характеризу-
ется быстрым и бездумным потре-
блением информации, представ-
ленной преимущественно корот-
кими и не связанными между со-
бой блоками, то есть «клипами».
«Клиповое мышление» по сво-
ей сути является противополож-
ностью системному и критическо-
му мышлению, и оно формирует
у человека хаотичную калейдо-
скопическую картину мира, в ко-
торой нет или нарушены причин-
но-следственные связи. Людям
с таким мировоззрением слож-
но строить долгосрочные планы
и работать на их достижение, по-
тому что в голове у них царит бар-
дак. А учитывая их постоянную
подключённость к крупным ин-
формационным потокам, они ста-
новятся легко манипулируемой
массой.
Основная угроза формирова-
ния клипового мышления сегод-
ня исходит из медиасреды, ко-
торая постоянно атакует созна-
ние человека всевозможным ин-
фомусором. Особенно активны в
этом телевидение, рекламная ин-
дустрия, многие производители
мультфильмов, фильмов, музы-
кальных клипов, творцы в сфере
юмористического контента.
Дошло до того, что уже суще-
ствуют и активно продвигаются
отдельные социальные сети, на-
целенные на вовлечение детей
и формирование у них с детства
клипового мышления, в частно-
сти такие ресурсы, как «Тик Ток» и
«Лайк». Их отличительная особен-
ность — обязательное сокраще-
ние объёма видеоролика до 15 се-
кунд или одной минуты, что при-
водит к быстрой смене темати-
ки потребляемого контента, его
ориентированности на эмоции и,
как следствие, поверхностности.
Средний пользователь этих соц­
сетей просматривает 50–100 сю-
жетов в час, большинство из ко-
торых посвящены абсолютно раз-
ным темам.
Им подыгрывают и другие
крупные площадки, как, напри-
мер, «ВКонтакте», где недавно по-
явился аналогичный раздел «Кли-
пы». Кроме того, во многих соцсе-
тях вводятся алгоритмы, поощряю-
щие создание краткого текстового
контента, который получает явное
преимущество при распростране-
нии по сравнению с полноценны-
ми статьями. В результате интер-
нет-ресурсов (а значит, и аудито-
рий), на которых можно было бы
вести осмысленную и серьёзную
дискуссию по актуальным темам,
сегодня критически не хватает.
Противостоять этим негатив-
ным тенденциям на уровне от-
дельного индивида можно лишь
волевым и осознанным формиро-
ванием своих информационных
потоков, что подразумевает в том
числе отказ или целенаправлен-
ное противодействие той инфор-
мации, которая негативно влияет
на психику.
На уровне общества необходи-
мо вести разъяснительную работу
о разнице клипового, критическо-
го и системного мышления; выяв-
лять факторы, способствующие их
развитию; участвовать в форми-
ровании благоприятной инфор-
мационной среды для детей. На-
чинать этот процесс следует с рас-
крытия сути терминов, что мы и
постарались сделать в этой статье.
Участники проекта
«Научи хорошему»
https://whatisgood.ru
Клиповое, критическое
и системное мышление