Page 20 - Газета "Родовая Земля"
P. 20
20 • ПУТЬ К СЕБЕ № 5 (214), май 2022 г.
«Родовая Земля»
единять между собой. Связь меж-
Мнемотехники на практике если нужно вспомнить всю цепоч-
Мнемотехники на практике
ду ними запоминается мозгом, и
ку образов, достаточно вспомнить
один из ключевых. В этом случае
мозг выдаст на стимул весь запом-
нившийся в образах материал.
Приём наложения образов
Существует методика созда-
Считается, что человеческий
ния матрицы наложением обра-
мозг использует только 10% зов. Создаётся связка, которая по-
своих способностей, осталь- зволяется вспомнить слабые свя-
ная часть потенциала мозга зи между стимулом и запомина-
остаётся незадействованной. емой информацией. Такой мне-
монический приём используется
Человек, у которого хорошая для изучения иностранных слов. В
память и который может за- этом случае накладываются обра-
поминать огромное количест- зы разных модальностей — визу-
во безсвязной информации, не альный и акустический.
использует никаких секретов Приём увеличения и умень-
по раскрытию остальных 90% шения образов
способностей мозга. Необходимо взять более слож-
ный образ и поместить туда более
простой. Сложный образ при не-
Практическое
обходимости можно уменьшить.
применение Например, представить себе гра-
мнемотехник дусник, рассмотреть его детально:
деления, цифры, ртутный столбик.
Достаточно тренировать свою Увеличиваем ртутный столбик, на
память ежедневно по 15–20 ми- него можно повесить ведро. За-
нут. Использовать проверенные тем все мелкие детали свернуть
мнемотехники для запоминания. обратно до нормальных разме-
Современный мир компью- ров.
терных технологий и информации из внешнего мира. занятия не должны идти с боль- 1 см. Через некоторое время меж-
требует огромного количества за- Если бы не происходило сти- шим разрывом во времени. Если ду ладонями появится ощущение Приём трансформации
поминания точной информации. рание старых следов информа- вы один раз занимаетесь два дня тепла. Старайтесь сконцентриро- образов
Это могут быть пароли электрон- ции, то мозг был бы сильно пере- подряд, а потом отдыхаете пять ваться на этом ощущении, оста- Воображаемые предметы
ной почты, цифровой код про- гружен. И по этой причине объ- дней, то новая информация будет новив течение мыслей. В этот мо- можно также трансформировать:
граммы или файла. В этом случае ём памяти никогда не меняется. забываться и стираться из памяти мент ни о чём не думайте. утолщать, удлинять, добавлять
просто необходимо точно запоми- Иногда происходит накладывание быстрее, чем нарабатываться но- разные детали. Это необходимо
нать и воспроизводить числовую одной информации на другую, и вая. Тем самым уровень развития Упражнение 2. для того, чтобы можно было ис-
и буквенную информацию. информация смешивается, напри- памяти будет оставаться низким. Упражнение на внимание с по- пользовать их повторно.
Также требуется запоминание мер при безперерывном прос- Поэтому заниматься нужно каж- мощью дыхания. Устройтесь по-
стихов и текстов по школьной ли- матривании разных текстов. При дый день по 15–20 минут. удобнее в кресле. Дыхание долж- Приёмы запоминания
тературной программе. Стихи яв- этом могут возникать ошибки за- Для лучшего понимания ин- но быть ровным и спокойным. За-
ляются хорошей тренировкой для поминания. Отсутствие пользова- формации старайтесь организо- тем старайтесь следить за ритмом Создание искусственных ас-
памяти, увеличивают словарный ния той или иной заученной ин- вать её в логичную структуру по своего дыхания. Медленно наблю- социаций
запас рифмованных слов, разви- формации ведёт к её абсолютно- типу дерева. Более общее знание дайте момент вдоха, выдоха. Соедините несколько разных
вают творческие способности. му стиранию. Часто мысленное её (слово, понятие) можно использо- образов в одну картинку, которую
Имея натренированную па- повторение, наоборот, приводит к вать как ствол дерева, а далее от Упражнение 3. можно запомнить как один эле-
мять, можно выучить не один ино- постоянному стимулированию со- него по принципу веток приращи- Другой метод помогает в тре- мент. Одновременно можно со-
странный язык за короткое время. ответствующих нейронных связей вать более конкретные. Если вы нировке внимания. Необходи- единить от трёх до пяти образов
Приёмы мнемотехники позво- в мозге. учите слова, старайтесь объеди- мо сконцентрироваться на всём вместе.
ляют увеличивать объём новых Существуют различные приё- нить их в одно семантическое по- образе своего тела. Мысленно
иностранных слов вдвое. Изучив мы мнемотехники, позволяющие ле или по степени абстрактности пройдитесь по телу: как лежат и Естественные ассоциации
английский язык, можно с лёгко- эффективно использовать все (например, дата основания Волог- расслаблены руки, какие ощуще- Естественные ассоциации со-
стью использовать его как матри- возможности памяти. ды — 1147 год; Вологда, основа- ния в ногах. Постарайтесь ощу- здаются мозгом в повседневной
цу для запоминания слов немец- Школьные методики запоми- ние, дата, 1147). тить тепло своего тела с ног до го- жизни. Все объекты, которые мы
кого или другого языка. видим в своём окружении, уже со-
нания учебного материала осно- ловы.
вывались на многократном повто- Естественный язык здают между собой определённую
Кратко о механизме рении. Такое механическое заучи- нашего сознания Манипуляция связь. Обстановка хорошо изучен-
памяти вание требовало много времени с образами. Основные ной комнаты или известный путь
при низких результатах. А непол- Любой символьный язык (язык от дома на работу через парк мо-
Память человека имеет доста- ное понимание материала вело к математики, язык родной речи) приёмы мнемотехник жет стать опорной ассоциацией к
точно изученные границы. Психо- тому, что он быстро разрушался и является искусственно созданной запоминанию нужной информа-
логи выяснили, что память делит- стирался из памяти. Поэтому одно системой коммуникации. Ребё- Основные приёмы мнемотех- ции, нанизывая её на предметы
ся на оперативную, долговремен- из правил прочного запоминания нок, который не умеет читать и пи- ники основаны на визуализации обстановки. Чтобы воспроизвес-
ную и кратковременную. С сенсор- — это осмысление запоминаемой сать до какого-то времени, запо- запоминаемой информации. При ти данную информацию, необхо-
ных рецепторов восприятия (зре- информации. минает всё с помощью картинок- чтении, чтобы запомнить весь димо вспомнить знакомую мест-
ние, слух) в кратковременную па- Быстрому усвоению новой ин- образов. Поэтому самым естест- текст, старайтесь каждое слово ность или комнату.
мять поступает отпечаток реаль- формации способствует уже зна- венным для человеческого созна- перевести в картинку в своём во-
ного мира. С помощью целена- комая информация, которая име- ния является образ — тот самый ображении. С помощью мысли- Символизация
правленного внимания информа- ет какое-либо отношение к ней. непосредственный код для запо- тельных действий попробуйте Символизация — это метод
ция запечатлевается, распознаёт- Например, если человек изучает минания. рассмотреть полученный образ для запоминания абстрактных
ся и сравнивается в оперативной медицину или психологию, то но- Наше сознание воспринимает со всех сторон. Например, пред- слов, которые сложно предста-
памяти. В оперативной памяти, вые сведения о болезнях или пси- всю информацию в образной фор- ставьте себе книгу. Мысленно пе- вить визуально. Используйте из-
как и в кратковременной, удержи- хических расстройствах лягут в ме. Образ предметов, цифр, слов реверните её другой стороной. вестные символы: символ мира —
вается ограниченное число эле- тот же самый контекст поблизо- появляется в нашем сознании на- Рассмотрите, какого она цвета, ка- голубь; символ смерти — череп и
ментов: семь плюс-минус два эле- сти. Информация ассимилируется много быстрее, чем включаются кой толщины. так далее.
мента на 30 секунд. в те же самые ячейки памяти, что понятийные структуры и мышле- Зрительные образы можно со- Для создания символов можно
Затем информация кодируется и прежде освоенные знания. ние. Удержанный образ в памяти
в когнитивные структуры (смысл) Такое быстрое освоение новой на какой-либо стимул, без наблю-
или подвергается перекодирова- информации обусловлено тем, дения самого реального объекта
нию и отправляется в долговре- что в нашем сознании уже име- называется представлением.
менную память, где хранится всю ются готовые обобщения — поня- Таким образом, мнемотехники
жизнь. тия, нужный набор ассоциаций, на для запоминания направлены на
Чем лучше и эффективнее ко- которые нанизываются другие. • максимальное развитие
дирование информации, тем образного мышления;
дольше она помнится и тем бы- Психические факторы, • создание устойчивых опор-
стрее извлекается из этого хра- ных ассоциаций;
нилища. Содержимое кратковре- способствующие • увеличение времени концен-
менной памяти постоянно меня- лучшему запоминанию трации сознания (внимания).
ется, новые элементы вытесняют и обучению
старые. Временное стирание уже Тренировка внимания
обработанной информации в хо- Необходимо чётко система-
де мышления является защитной тизировать свои занятия по тре- Упражнение 1.
функцией мозга от постоянно по- нировке памяти. Если вы изучае- Сведите ладони рук вместе,
ступающих сенсорных стимулов те иностранный язык, повторные оставив между ними расстояние в