Page 20 - Газета "Родовая Земля"
P. 20

20  • ПУТЬ К СЕБЕ                                                                                                               № 5 (214), май 2022 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


                                                                                                                                   единять между собой. Связь меж-
           Мнемотехники на практике                                                                                                если нужно вспомнить всю цепоч-
           Мнемотехники на практике
                                                                                                                                   ду ними запоминается мозгом, и
                                                                                                                                   ку образов, достаточно вспомнить
                                                                                                                                   один из ключевых. В этом случае
                                                                                                                                   мозг выдаст на стимул весь запом-
                                                                                                                                   нившийся в образах материал.

                                                                                                                                      Приём наложения образов
                                                                                                                                      Существует методика созда-
           Считается, что человеческий
                                                                                                                                   ния матрицы наложением обра-
           мозг использует только 10%                                                                                              зов. Создаётся связка, которая по-
           своих способностей, осталь-                                                                                             зволяется вспомнить слабые свя-
           ная часть потенциала мозга                                                                                              зи между стимулом и запомина-
           остаётся незадействованной.                                                                                             емой информацией. Такой мне-
                                                                                                                                   монический приём используется
           Человек, у которого хорошая                                                                                             для изучения иностранных слов. В
           память и который может за-                                                                                              этом случае накладываются обра-
           поминать огромное количест-                                                                                             зы разных модальностей — визу-
           во безсвязной информации, не                                                                                            альный и акустический.
           использует никаких секретов                                                                                                Приём увеличения и умень-
           по раскрытию остальных 90%                                                                                              шения образов
           способностей мозга.                                                                                                        Необходимо взять более слож-
                                                                                                                                   ный образ и поместить туда более
                                                                                                                                   простой. Сложный образ при не-
           Практическое
                                                                                                                                   обходимости можно уменьшить.
           применение                                                                                                              Например, представить себе гра-
           мнемотехник                                                                                                             дусник, рассмотреть его детально:
                                                                                                                                   деления, цифры, ртутный столбик.
              Достаточно тренировать свою                                                                                          Увеличиваем ртутный столбик, на
           память ежедневно по 15–20 ми-                                                                                           него можно повесить ведро. За-
           нут. Использовать проверенные                                                                                           тем все мелкие детали свернуть
           мнемотехники для запоминания.                                                                                           обратно до нормальных разме-
              Современный мир компью-                                                                                              ров.
           терных технологий и информации   из внешнего мира.          занятия не должны идти с боль-  1 см. Через некоторое время меж-
           требует огромного количества за-  Если бы не происходило сти-  шим разрывом во времени. Если  ду ладонями появится ощущение   Приём   трансформации
           поминания точной информации.   рание старых следов информа-  вы один раз занимаетесь два дня  тепла. Старайтесь сконцентриро-  образов
           Это могут быть пароли электрон-  ции, то мозг был бы сильно пере-  подряд, а потом отдыхаете пять  ваться на этом ощущении, оста-  Воображаемые  предметы
           ной почты, цифровой код про-  гружен. И по этой причине объ-  дней, то новая информация будет  новив течение мыслей. В этот мо-  можно также трансформировать:
           граммы или файла. В этом случае   ём памяти никогда не меняется.  забываться и стираться из памяти  мент ни о чём не думайте.  утолщать, удлинять, добавлять
           просто необходимо точно запоми-  Иногда происходит накладывание  быстрее, чем нарабатываться но-                        разные детали. Это необходимо
           нать и воспроизводить числовую   одной информации на другую, и  вая. Тем самым уровень развития   Упражнение 2.         для того, чтобы можно было ис-
           и буквенную информацию.       информация смешивается, напри-  памяти будет оставаться низким.   Упражнение на внимание с по-  пользовать их повторно.
              Также требуется запоминание   мер при безперерывном прос-  Поэтому заниматься нужно каж-  мощью дыхания. Устройтесь по-
           стихов и текстов по школьной ли-  матривании разных текстов. При  дый день по 15–20 минут.  удобнее в кресле. Дыхание долж- Приёмы запоминания
           тературной программе. Стихи яв-  этом могут возникать ошибки за-  Для лучшего понимания ин-  но быть ровным и спокойным. За-
           ляются хорошей тренировкой для   поминания. Отсутствие пользова-  формации старайтесь организо-  тем старайтесь следить за ритмом   Создание искусственных ас-
           памяти, увеличивают словарный   ния той или иной заученной ин-  вать её в логичную структуру по  своего дыхания. Медленно наблю-  социаций
           запас рифмованных слов, разви-  формации ведёт к её абсолютно-  типу дерева. Более общее знание  дайте момент вдоха, выдоха.  Соедините несколько разных
           вают творческие способности.  му стиранию. Часто мысленное её  (слово, понятие) можно использо-                         образов в одну картинку, которую
              Имея натренированную па-   повторение, наоборот, приводит к  вать как ствол дерева, а далее от   Упражнение 3.       можно запомнить как один эле-
           мять, можно выучить не один ино-  постоянному стимулированию со-  него по принципу веток приращи-  Другой метод помогает в тре-  мент. Одновременно можно со-
           странный язык за короткое время.  ответствующих нейронных связей  вать более конкретные. Если вы  нировке внимания. Необходи-  единить от трёх до пяти образов
              Приёмы мнемотехники позво-  в мозге.                     учите слова, старайтесь объеди-  мо сконцентрироваться на всём   вместе.
           ляют увеличивать объём новых     Существуют различные приё-  нить их в одно семантическое по-  образе своего тела. Мысленно
           иностранных слов вдвое. Изучив   мы мнемотехники, позволяющие  ле или по степени абстрактности  пройдитесь по телу: как лежат и   Естественные ассоциации
           английский язык, можно с лёгко-  эффективно использовать все  (например, дата основания Волог-  расслаблены руки, какие ощуще-  Естественные ассоциации со-
           стью использовать его как матри-  возможности памяти.       ды — 1147 год; Вологда, основа-  ния в ногах. Постарайтесь ощу-  здаются мозгом в повседневной
           цу для запоминания слов немец-   Школьные методики запоми-  ние, дата, 1147).             тить тепло своего тела с ног до го-  жизни. Все объекты, которые мы
           кого или другого языка.                                                                                                 видим в своём окружении, уже со-
                                         нания учебного материала осно-                              ловы.
                                         вывались на многократном повто-  Естественный язык                                        здают между собой определённую
           Кратко о механизме            рении. Такое механическое заучи-  нашего сознания           Манипуляция                   связь. Обстановка хорошо изучен-
           памяти                        вание требовало много времени                               с образами. Основные          ной комнаты или известный путь
                                         при низких результатах. А непол-  Любой символьный язык (язык                             от дома на работу через парк мо-
              Память человека имеет доста-  ное понимание материала вело к  математики, язык родной речи)  приёмы мнемотехник      жет стать опорной ассоциацией к
           точно изученные границы. Психо-  тому, что он быстро разрушался и  является искусственно созданной                      запоминанию нужной информа-
           логи выяснили, что память делит-  стирался из памяти. Поэтому одно  системой коммуникации. Ребё-  Основные приёмы мнемотех-  ции, нанизывая её на предметы
           ся на оперативную, долговремен-  из правил прочного запоминания  нок, который не умеет читать и пи-  ники основаны на визуализации  обстановки. Чтобы воспроизвес-
           ную и кратковременную. С сенсор-  — это осмысление запоминаемой  сать до какого-то времени, запо-  запоминаемой информации. При  ти данную информацию, необхо-
           ных рецепторов восприятия (зре-  информации.                минает всё с помощью картинок-  чтении, чтобы запомнить весь  димо вспомнить знакомую мест-
           ние, слух) в кратковременную па-  Быстрому усвоению новой ин-  образов. Поэтому самым естест-  текст, старайтесь каждое слово  ность или комнату.
           мять поступает отпечаток реаль-  формации способствует уже зна-  венным для человеческого созна-  перевести в картинку в своём во-
           ного мира. С помощью целена-  комая информация, которая име-  ния является образ — тот самый   ображении. С помощью мысли-  Символизация
           правленного внимания информа-  ет какое-либо отношение к ней.  непосредственный код для запо-  тельных действий попробуйте   Символизация — это метод
           ция запечатлевается, распознаёт-  Например, если человек изучает  минания.                рассмотреть полученный образ  для запоминания абстрактных
           ся и сравнивается в оперативной  медицину или психологию, то но-  Наше сознание воспринимает   со всех сторон. Например, пред-  слов, которые сложно предста-
           памяти. В оперативной памяти,  вые сведения о болезнях или пси-  всю информацию в образной фор-  ставьте себе книгу. Мысленно пе-  вить визуально. Используйте из-
           как и в кратковременной, удержи-  хических расстройствах лягут в  ме. Образ предметов, цифр, слов   реверните её другой стороной.  вестные символы: символ мира —
           вается ограниченное число эле-  тот же самый контекст поблизо-  появляется в нашем сознании на-  Рассмотрите, какого она цвета, ка-  голубь; символ смерти — череп и
           ментов: семь плюс-минус два эле-  сти. Информация ассимилируется  много быстрее, чем включаются   кой толщины.          так далее.
           мента на 30 секунд.           в те же самые ячейки памяти, что  понятийные структуры и мышле-  Зрительные образы можно со-  Для создания символов можно
              Затем информация кодируется  и прежде освоенные знания.  ние. Удержанный образ в памяти
           в когнитивные структуры (смысл)   Такое быстрое освоение новой  на какой-либо стимул, без наблю-
           или подвергается перекодирова-  информации обусловлено тем,  дения самого реального объекта
           нию и отправляется в долговре-  что в нашем сознании уже име-  называется представлением.
           менную память, где хранится всю  ются готовые обобщения — поня-  Таким образом, мнемотехники
           жизнь.                        тия, нужный набор ассоциаций, на  для запоминания направлены на
              Чем лучше и эффективнее ко-  которые нанизываются другие.   •  максимальное   развитие
           дирование   информации,  тем                                образного мышления;
           дольше она помнится и тем бы-  Психические факторы,            • создание устойчивых опор-
           стрее извлекается из этого хра-                             ных ассоциаций;
           нилища. Содержимое кратковре-  способствующие                  • увеличение времени концен-
           менной памяти постоянно меня- лучшему запоминанию           трации сознания (внимания).
           ется, новые элементы вытесняют   и обучению
           старые. Временное стирание уже                              Тренировка внимания
           обработанной информации в хо-    Необходимо чётко система-
           де мышления является защитной  тизировать свои занятия по тре-  Упражнение 1.
           функцией мозга от постоянно по-  нировке памяти. Если вы изучае-  Сведите ладони рук вместе,
           ступающих сенсорных стимулов  те иностранный язык, повторные  оставив между ними расстояние в
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25