Page 10 - Газета "Родовая Земля"
P. 10
10 • СРЕДА ОБИТАНИЯ № 5 (226), май 2023 г.
«Родовая Земля»
Река испокон веков привлека-
ные для себя места. Она пои- Как живёшь, Мезенский край?
ла людей. На её берегах они
селились, обживая излюблен-
ла и кормила, служила надёж-
ной водной транспортной ма-
гистралью. Так было везде, по
всей стране. Архангельский
Север в этом отношении не
стал исключением.
Река дала жизнь
бизнесу и людям
Мезенский уезд, когда-то слу-
живший форпостом страны, засе-
лялся по берегам протекающих
здесь многочисленных рек. Но ос-
новной и самой полноводной из
них была Мезень, по названию ко-
торой и поныне носит название Когда навигация была в разгаре, работал порт и лесозавод,
административно-территориаль- сплавляя лес, заготовленный в Лешуконском и Удорском райо-
ное образование — муниципаль- нах. Теперь через реку можно разве что на лодке переехать.
ный округ. Она, эта река, несмот-
ря на Крайний Север, дала тол-
чок его развитию. Получил раз-
витие промысел. А перед запаса-
ми первоклассной древесины, ко- оказались не по карману. И вот тут
торые в большом количестве име- вспомнили про дорогу.
лись здесь, не устояли даже купцы Когда-то в далёкие времена
— в конце XIX столетия построи- связь с губернским, а затем об-
ли два лесопильных завода. По ре- ластным центром Архангельском
ке сплавляли лес, сюда заходили с поддерживалась через Белое мо-
Белого моря корабли, чтобы за- ре. Это летом. А зимой был проло-
грузиться пиломатериалами для жен почтовый тракт, но с появле-
западноевропейских стран. На ре- нием и развитием авиации необ-
ке появились два порта — мор- ходимость в нём стала отпадать.
ской и речной, доставляя грузы до Возникшие транспортные пробле-
самой отдалённой её точки. Суда- мы в начале 90-х заставили вспом-
ми осуществлялись пассажирские нить о тракте. Но использовать
перевозки, затем уже в советское
время к ним добавились ещё и Теперь празд-
авиационные. ник не обходится
Мезенский край жил и разви- без выступления
вался. Работы всем хватало: на се- участников худо-
ле, где заливные луга позволяли жественной са-
иметь высокие надои молока, в го- модеятельности;
роде Мезени работали перераба- конкурс «Знато-
тывающие предприятия молоч- ки реки Мезень»
ной, мясной, рыбной промышлен- работать, принимая суда. Никто вает на то, что в ближайшее время
ности. В посёлке Каменка сосредо- не посмел бы ликвидировать до- что-то изменится. Ситуация тупи-
точились порт и завод, распили- срочный завоз товаров первой ковая, никто не знает, как сложит-
вающий в среднем в год до трёх- необходимости, топлива да мно- ся жизнь в будущем.
сот тысяч кубометров древесины. гое ещё чего: о Крайнем Севере И вот совсем недавно вспом-
Жизнь здесь, несмотря на трудно- у государства особая забота. Ре- нили про Мезень-реку. Ежегодно,
сти, постепенно налаживалась. Об- ку Мезень, главную водную маги- который уже год подряд, отмеча-
надёживала и перспектива: гео- страль, были вынуждены поддер- ют на Мезени праздник, ей посвя-
логи нашли запасы залегающей в живать в судоходном состоянии. щённый. Он проводится как куль-
мезенской земле нефти. А гидро- За эти годы она настолько обме- турно-просветительское и массо-
логи разрабатывали проект буду- лела, что проехать можно разве вое мероприятие. Мероприятие,
щей гид ростанции. Где ещё в на- что на моторной лодке. Поддер- заметим, знаковое. Впервые оно
шей стране можно найти такую ре- жание русла давало бы возмож- было проведено 12 августа 2017
ку, равную ей, — приливы воды в его можно было только зимой. А в основном пенсионного возра- ность сплавлять древесину, обес- года в селе Большая Пысса Удор-
течение двух часов поднимали во- как попасть в областной центр ле- ста. Повсюду умирающие и пусту- печивая её заготовку и распилов- ского района, что в Республике Ко-
ду аж на восемь-десять метров, том? И тогда встал вопрос о стро- ющие деревни, а ведь 40 лет на- ку, пусть и не в таких больших, как ми. Там, где берёт своё начало эта
вслед за которыми наступали отли- ительстве дороги. Прокладывать зад в них кипела жизнь. Живёт при социализме, объёмах. Запасы самая река. Затем он переместил-
вы, образуя отмели на протяжении её пришлось по вязким болотам. ещё и райцентр, но за счёт всевоз- нетронутой первоклассной дре- ся в село Глотово, потом в Камен-
всего фарватера. Два раза в сутки, Строить начали, но по-настояще- можных управляющих контор. Что весины хватило бы для лесопиль- ку и Мезень. В конечном счёте, за-
летом и зимой, весной и осенью — му не просчитали, сколько в ито- ждать впереди? Ответ на этот во- ного производства не на один де- думанное мероприятие включает
круглый год. И если бы чудо случи- ге обойдётся это удовольствие. прос никто дать не смог. сяток лет. Словом, сохранить мож- в себя поддержку инициатив мест-
лось, то дешёвой электроэнергии Поэтому строили долго, привле- но было не всё, но многое из то- ных жителей, направленных на
хватило бы ни на один регион. По- кая деньги от разных источников. А если бы не дорога... го, что когда-то имелось и прежде развитие природного и этническо-
глазеть на происходящее здесь на- И проблема со здешней экономи- всего возможность жить здесь лю- го туризма и других видов устой-
шлось бы немало туристов. Но... кой, которая повсеместно разру- После 2000-х годов дорогу — дям и работать. чивого хозяйствования ресурса-
шалась, отошла на второй план. обычную, грунтовую — запусти- Сейчас, многие годы спустя, ми реки. В нём участвуют админи-
Рынок дал сбой Перестроить её под рыночные ус- ли. Теперь по ней можно ездить, уже начинают осознавать, что эта страции и органы территориаль-
ловия не захотели, точнее будет но только летом и зимой. В общей ного общественного самоуправле-
Уже в начале 90-х годов прош- сказать, не знали как. сложности чуть более полугода. самая дорога не стала ли препят- ния сельских поселений, располо-
лого столетия он проявил себя вез- Но мезенцы были непреклон- Проблема вовсе не в самой доро- ствием всему. Претензии к орга- женных на берегах Мезени.
де и во всём. Сельское хозяйство ны: «Нам нужна дорога». Её стро- ге, а в переправе через реку Ме- нам власти малоутешительны. В Но изменится ли что в жизни
первым не выдержало его давле- или и наконец-то завершили, но зень. Из-за течения, связанного с ответ можно услышать: «У вас же муниципальных округов, распо-
ния: оказалось, что легче было за- тогда никто не просчитал послед- приливами и отливами, она дол- теперь есть дорога». Но такой от- ложенных по берегам реки Ме-
везти продукцию за тридевять зе- ствия. А они стали очевидными. го не может «войти» в своё зимнее вет мало кого из мезенцев успо- зень, пока что вопрос остаётся от-
мель, нежели производить на ме- Район остался с одной лишь со- состояние, в целях безопасности каивает. Дорога грунтовая, летом, крытым. Главное, что вспомнили о
сте. Получаемую когда-то дотацию циальной сферой, которую госу- движение по ней откладывается особенно в жаркую погоду, попро- реке, которая во все века поила и
урезали до такой степени, что всю дарственная и муниципальная порой до начала января. Такая же буй преодолеть почти 400 км её на кормила, обеспечивала жизнь не
агропромышленную базу ничего власть вынуждена поддерживать. ситуация, когда наступает распу- автомашине за 6–8 часов! Да саму одному поколению мезенцев. Но
не оставалось, как ликвидировать. Надеж ды на перспективы ника- тица, повторяется весной. На вы- дорогу, раз её построили, нужно восстановить такой, какой была
Вместе с животноводством исчез- кой, не считая трёх рыболовец- ручку мезенцам тогда приходит ещё и содержать, как и переправу, она когда-то, вряд ли скоро удаст-
ли и перерабатывающие предпри- ких хозяйств, которые, имея трау- авиация. которую весной наводят, а на зи- ся. Таков пока неутешительный
ятия. Лихорадить стало лесопиль- леры, по сей день ведут промысел И это повторяется из года в му убирают. Всё это затраты, кото- прогноз.
ное производство, в итоге его за- рыбы. Нет, не в собственных мест- год. И тут невольно встаёт во- рые вынуждены нести дорожни-
крыли, а оставшееся оборудова- ных водоёмах: невыгодно, а в Ба- прос: «А если бы, предположим, ки. Дорога, самое главное, появи- Михаил БУТОРИН,
ние распродали. Прекратились ренцевом море, не за одну сотню не стали строить дорогу?». Тогда, лась, но она не открыла перспек-
морские пассажирские перевоз- километров от родных мест. Из 25 возможно, были вынуждены со- тив. Мезенский муниципальный член Союза журналистов
ки, стало невыгодно возить пасса- тысяч человек, когда-то прожи- хранить большую часть из имею- округ, как и соседний с ним Лешу- Санкт-Петербурга и Ленинградской
жиров, а суда списали на металло- вающих в районе, сегодня оста- щейся тогда инфраструктуры. На- конский, где проживает примерно области, доцент СПбГУПТД
лом. А летать самолётами многим лось чуть больше шести тысяч и пример, порт, он продолжал бы столько же жителей, не рассчиты- Фото Евгении Лихачевой