Page 10 - Газета "Родовая Земля"
P. 10

10  • СРЕДА ОБИТАНИЯ                                                                                                            № 5 (226), май 2023 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


           Река испокон веков привлека-
           ные для себя места. Она пои- Как живёшь, Мезенский край?
           ла людей. На её берегах они
           селились, обживая излюблен-

           ла и кормила, служила надёж-
           ной водной транспортной ма-
           гистралью. Так было везде, по
           всей стране. Архангельский
           Север в этом отношении не
           стал исключением.
           Река дала жизнь
           бизнесу и людям
              Мезенский уезд, когда-то слу-
           живший форпостом страны, засе-
           лялся по берегам протекающих
           здесь многочисленных рек. Но ос-
           новной  и самой полноводной из
           них была Мезень, по названию ко-
           торой и поныне носит название                                                                 Когда навигация была в разгаре, работал порт и лесозавод,
           административно-территориаль-                                                              сплавляя лес, заготовленный в Лешуконском и Удорском райо-
           ное образование — муниципаль-                                                                нах. Теперь через реку можно разве что на лодке переехать.
           ный округ. Она, эта река, несмот-
           ря  на  Крайний  Север,  дала  тол-
           чок  его развитию.  Получил  раз-
           витие промысел. А перед запаса-
           ми первоклассной древесины, ко-  оказались не по карману. И вот тут
           торые в большом количестве име-  вспомнили про дорогу.
           лись здесь, не устояли даже купцы   Когда-то в далёкие времена
           — в конце XIX столетия построи-  связь с губернским, а затем об-
           ли два лесопильных завода. По ре-  ластным центром Архангельском
           ке сплавляли лес, сюда заходили с   поддерживалась через Белое мо-
           Белого моря корабли, чтобы за-  ре. Это летом. А зимой был проло-
           грузиться пиломатериалами для   жен почтовый тракт, но с появле-
           западноевропейских стран. На ре-  нием и развитием авиации необ-
           ке появились два порта — мор-  ходимость  в нём стала отпадать.
           ской и речной, доставляя грузы до   Возникшие транспортные пробле-
           самой отдалённой её точки. Суда-  мы в начале 90-х заставили вспом-
           ми осуществлялись пассажирские   нить о  тракте.  Но использовать
           перевозки, затем уже в советское
           время к ним добавились ещё и                                              Теперь празд-
           авиационные.                                                           ник не обходится
              Мезенский край жил и разви-                                         без выступления
           вался. Работы всем хватало: на се-                                     участников худо-
           ле, где заливные луга позволяли                                          жественной са-
           иметь высокие надои молока, в го-                                      модеятельности;
           роде Мезени работали перераба-                                           конкурс «Знато-
           тывающие предприятия молоч-                                             ки реки Мезень»
           ной, мясной, рыбной промышлен-                                                            работать, принимая суда. Никто  вает на то, что в ближайшее время
           ности. В посёлке Каменка сосредо-                                                         не посмел бы ликвидировать до-  что-то изменится. Ситуация тупи-
           точились порт и завод, распили-                                                           срочный завоз товаров первой  ковая, никто не знает, как сложит-
           вающий в среднем в год до трёх-                                                           необходимости, топлива да мно-  ся жизнь в будущем.
           сот тысяч кубометров древесины.                                                           гое ещё чего: о Крайнем Севере   И вот совсем недавно вспом-
           Жизнь здесь, несмотря на трудно-                                                          у государства особая забота. Ре-  нили про Мезень-реку. Ежегодно,
           сти, постепенно налаживалась. Об-                                                         ку Мезень, главную водную маги-  который уже год подряд, отмеча-
           надёживала и перспектива: гео-                                                            страль, были вынуждены поддер-  ют на Мезени праздник, ей посвя-
           логи нашли запасы залегающей в                                                            живать в судоходном состоянии.  щённый. Он проводится как куль-
           мезенской земле нефти. А гидро-                                                           За эти годы она настолько обме-  турно-просветительское и массо-
           логи разрабатывали проект буду-                                                           лела, что проехать можно разве  вое мероприятие. Мероприятие,
           щей  гид ростанции.  Где  ещё  в  на-                                                     что на моторной лодке. Поддер-  заметим, знаковое. Впервые оно
           шей стране можно найти такую ре-                                                          жание русла давало бы возмож-  было проведено 12 августа 2017
           ку, равную ей, — приливы воды в  его можно было только зимой. А  в основном пенсионного возра-  ность сплавлять древесину, обес-  года в селе Большая Пысса Удор-
           течение двух часов поднимали во-  как попасть в областной центр ле-  ста. Повсюду умирающие и пусту-  печивая её заготовку и распилов-  ского района, что в Республике Ко-
           ду аж на восемь-десять метров,  том? И тогда встал вопрос о стро-  ющие деревни, а ведь 40 лет на-  ку, пусть и не в таких больших, как   ми. Там, где берёт своё начало эта
           вслед за которыми наступали отли-  ительстве дороги. Прокладывать  зад в них кипела жизнь. Живёт   при социализме, объёмах. Запасы   самая река. Затем он переместил-
           вы, образуя отмели на протяжении  её пришлось по вязким болотам.  ещё и райцентр, но за счёт всевоз-  нетронутой первоклассной дре-  ся в село Глотово, потом в Камен-
           всего фарватера. Два раза в сутки,  Строить начали, но по-настояще-  можных управляющих контор. Что   весины хватило бы для лесопиль-  ку и Мезень. В конечном счёте, за-
           летом и зимой, весной и осенью —  му не просчитали, сколько в ито-  ждать впереди? Ответ на этот во-  ного производства не на один де-  думанное мероприятие включает
           круглый год. И если бы чудо случи-  ге обойдётся это удовольствие.  прос никто дать не смог.   сяток лет. Словом, сохранить мож-  в себя поддержку инициатив мест-
           лось, то дешёвой электроэнергии  Поэтому строили долго, привле-                           но было не всё, но многое из то-  ных жителей, направленных на
           хватило бы ни на один регион. По-  кая деньги от разных источников.   А если бы не дорога...  го, что когда-то имелось и прежде   развитие природного и этническо-
           глазеть на происходящее здесь на-  И проблема со здешней экономи-                         всего возможность жить здесь лю-  го туризма и других видов устой-
           шлось бы немало туристов. Но...  кой, которая повсеместно разру-  После 2000-х годов дорогу —   дям и работать.         чивого хозяйствования ресурса-
                                         шалась, отошла на второй план.  обычную, грунтовую — запусти-  Сейчас, многие годы спустя,   ми реки. В нём участвуют админи-
           Рынок дал сбой                Перестроить её под рыночные ус-  ли.  Теперь  по  ней  можно  ездить,   уже начинают осознавать, что эта   страции и органы территориаль-
                                         ловия не захотели, точнее будет  но только летом и зимой. В общей                         ного общественного самоуправле-
              Уже в начале 90-х годов прош-  сказать, не знали как.    сложности чуть более полугода.   самая дорога не стала ли препят-  ния сельских поселений, располо-
           лого столетия он проявил себя вез-  Но мезенцы были непреклон-  Проблема вовсе не в самой доро-  ствием  всему. Претензии к  орга-  женных на берегах Мезени.
           де и во всём. Сельское хозяйство  ны: «Нам нужна дорога». Её стро-  ге, а в переправе через реку Ме-  нам власти малоутешительны. В   Но изменится ли что в жизни
           первым не выдержало его давле-  или и наконец-то завершили, но  зень. Из-за течения, связанного с   ответ можно услышать: «У вас же   муниципальных округов, распо-
           ния: оказалось, что легче было за-  тогда никто не просчитал послед-  приливами и отливами, она дол-  теперь есть дорога». Но такой от-  ложенных  по берегам реки  Ме-
           везти продукцию за тридевять зе-  ствия. А они стали очевидными.  го не может «войти» в своё зимнее   вет мало кого из мезенцев успо-  зень, пока что вопрос остаётся от-
           мель, нежели производить на ме-  Район остался с одной лишь со-  состояние, в целях безопасности  каивает. Дорога грунтовая, летом,   крытым. Главное, что вспомнили о
           сте. Получаемую когда-то дотацию  циальной сферой, которую госу-  движение по ней откладывается  особенно в жаркую погоду, попро-  реке, которая во все века поила и
           урезали до такой степени, что всю  дарственная и муниципальная  порой до начала января. Такая же  буй преодолеть почти 400 км её на   кормила, обеспечивала жизнь не
           агропромышленную базу ничего  власть вынуждена поддерживать.  ситуация, когда наступает распу-  автомашине за 6–8 часов! Да саму   одному поколению мезенцев. Но
           не оставалось, как ликвидировать.  Надеж ды на перспективы ника-  тица, повторяется весной. На вы-  дорогу, раз её построили, нужно   восстановить такой, какой была
           Вместе с животноводством исчез-  кой, не считая трёх рыболовец-  ручку мезенцам тогда приходит  ещё и содержать, как и переправу,   она когда-то, вряд ли скоро удаст-
           ли и перерабатывающие предпри-  ких хозяйств, которые, имея трау-  авиация.               которую весной наводят, а на зи-  ся. Таков пока неутешительный
           ятия. Лихорадить стало лесопиль-  леры, по сей день ведут промысел   И это повторяется из года в  му убирают. Всё это затраты, кото-  прогноз.
           ное производство, в итоге его за-  рыбы. Нет, не в собственных мест-  год.  И  тут  невольно  встаёт  во-  рые вынуждены нести дорожни-
           крыли, а оставшееся оборудова-  ных водоёмах: невыгодно, а в Ба-  прос: «А если бы, предположим,  ки. Дорога, самое главное, появи-  Михаил БУТОРИН,
           ние распродали. Прекратились  ренцевом море, не за одну сотню  не стали строить дорогу?». Тогда,  лась, но она не открыла перспек-
           морские пассажирские перевоз-  километров от родных мест. Из 25  возможно, были вынуждены со-  тив. Мезенский муниципальный      член Союза журналистов
           ки, стало невыгодно  возить пасса-  тысяч человек, когда-то прожи-  хранить большую часть из имею-  округ, как и соседний с ним Лешу-  Санкт-Петербурга и Ленинградской
           жиров, а суда списали на металло-  вающих в районе, сегодня оста-  щейся тогда инфраструктуры. На-  конский, где проживает примерно   области, доцент СПбГУПТД
           лом. А летать самолётами многим  лось чуть больше шести тысяч и  пример, порт, он продолжал бы  столько же жителей, не рассчиты-  Фото Евгении Лихачевой
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15