Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
«Родовая Земля» ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 23
№ 9 (230), сентябрь 2023 г.
нет. Вот почему так важно вер претворение слова в образ. Ког
нуть образование к вневремен да дети много читали или слуша Последнее лето
ной норме нравственности. Как ли чтение, они вынуждены были
бы нам ни казалось, что дети се представлять себе то, что они слы
годня какието другие, схваты шат. А сейчас, когда есть экран, им
вают всё новое, тянутся к нему, не надо прилагать никаких уси
в целом ребёнок по сути своей лий, у ребёнка нет никакого на перед школой
консервативен. Повторю: приро пряжения.
да человека неизменна. Образо Развитие — это всегда толь
вание должно быть в самой кон ко напряжение, поэтому детям
сервативной форме, потому что не должно быть слишком легко Почему первоклашкам бы- Рисунок Евгении Щегловой
ребёнок обладает хрупкой ду учиться и вообще овладевать ка вает трудно в школе? Причин
шой, ещё не очень совершенным кимито навыками. Как говорил множество, и у разных детей
интеллектом, и учить его надо на выдающийся советский психо они разные. Но есть одна причи-
проверенных временем традици лог и педагог Лев Семёнович Вы на, которую я часто наблюдаю у
онных основах. Нет ничего важ годский, обучение тому или ино многих. Дети не могут концент-
нее нравственного воспитания в му знанию или навыку в зоне бли рировать внимание на задаче.
школе. В школе и дома. Воспита жайшего развития. То есть сегод Невнимательным детям учить-
нием очень многого можно до ня ребёнок учиться чемуто с по ся невероятно трудно.
биться, а можно, увы, и многое мощью взрослого, а завтра он уже А ещё меня часто спрашива-
искорёжить. делает это сам. Другими словами, ют, как готовить детей к школе.
обучение не должно быть слиш Отвечаю: играйте в упражне-
О мейнстриме, ком лёгким (ребёнок должен на ния на внимательность! Пока водящий стоит спиной,
Чаще всего дело не в том, цесс обучения в школе поставлен
лузерах и маргиналах прячься, встать, что называет что ребёнок вообще невни- так, что ребёнку постоянно прихо остальные игроки маленьки
ся, на цыпочки), но и не слишком
— Сегодня много невротиче тяжёлым, чтобы он не испугался, мательный. Если он сам хочет дится следить за чужой мыслью. ми шагами приближаются к не
ских людей, в том числе и детей. У чтобы не отбить желание осваи знать, скажем, куда мама пря- му. А как только водящий скажет
невротиков, говоря словами Гри вать знания. Такую зону ближай чет шоколадные конфеты, он Что ещё делать «Стоп!» и оглянется, все должны
боедова, ум с сердцем не в ладу. шего развития нужно каждый раз становится чрезвычайно вни- замереть на месте.
Ум, когда нам хочется идти в ногу находить. мательным и наблюдательным. Играть в игры, где ребёнок • «Первая, вторая, третья
со временем, быть в мейнстриме. Ребёнок пока ещё, в силу должен внимательно слушать скорость».
Мы очень боимся оказаться лузе Читать и слушать пьесы возраста в том числе, не уме- взрослого и реагировать на его • «Зеленый свет — красный
рами и маргиналами, белой воро ет сам, по внешней команде, слова. Это очень важно, потому свет». Детям очень важно нау
ной. Но, безоглядно шагая в но — Кстати, сегодня очень по «включать свою наблюдатель- что многие дети просто «уплыва читься самим себе командовать,
гу со временем, есть опасность лезно с детьми читать пьесы. По ность». А надо. ют», когда учитель чтото расска когда начать бегать, когда остано
стремительно улететь в пропасть. чему? Сейчас дети очень эгоцент зывает. Привычка слушать и слы виться, когда начать читать, а ког
Кстати, «маргиналис» в переводе с ричны, они мало дружат, мало об Что делать шать — хорошая привычка. да закончить.
латыни — край. Не надо стеснять щаются и, как следствие, очень • Кар, мяу, ква. Именно этому умению многие
ся маргинальности. Православие плохо понимают характер другого Играть в игры, в которых надо Я говорю «каркар», и дети два дети учатся в первом классе: во
по определению своему марги человека. Поэтому легко обижа замечать и запоминать много под раза машут крыльями. Я говорю время вынуть нужный учебник из
нально, потому мир Божий и мир ются, поэтому не умеют проигры робностей и мелких деталей. «мяу, мяу, мяу, мяу», и дети четы портфеля, вовремя начать решать
греха маргинальны по отношению вать, не умеют радоваться за дру • Скажем, игра «Турбосчёт» ре раза трут носик лапкой. Я гово задачу, вовремя сосредоточиться
друг к другу. Так что, если в центре гого. Чтение пьес, да ещё и по ро для многих детей сложна именно рю «ква, ква, ква», и дети три ра на том, что говорит учитель.
широкой дороги — гадость, без лям помогает решить проблему. тем, что надо удерживать в голове за подпрыгивают. А что надо сде • Очень полезно научить ре-
нравственность, грязь, пропасть, Читая за какогото персонажа, ре не только само задание, скажем, лать, когда я говорю «мяу, мяу, бёнка стоять и прыгать на од-
«лягушек больше, чем ёжиков», кар, ква, ква, ква»?
то перемещайся на край. Так ты бёнок начинает лучше понимать ной ножке.
На занятиях в эту игру мы иг
сохранишься, сохранишь себя. чужой характер, других людей. но и какие расклады нас устраива раем с пятилетками. Но игра хоро Учёные заметили, что вспыль
Признаюсь, с 24 февраля 2022 Мы с Татьяной Шишовой ре ют, какие — нет: «Если сейчас вы чивому человеку гораздо труд
года, несмотря на трагедию, свя шили писать аудиопьесы на исто падет 8 лягушек, то надо кричать шо идёт в разновозрастных ком нее долго простоять на одной но
„турбо“, а если птички или ёжики, паниях. В семье играют все — и
занную с СВО, меня не покида рические темы, и нашёлся каким дети, и родители, и гости. ге, чем спокойному. Если вам ка
ет чувство ликования. Нас долгое то чудом замечательный режис — то ждём дальше». • Ещё игра на вниматель- жется, что ваш ребёнок излишне
Очень полезны и увлекатель
время втягивали в преисподнюю. сёр, который с прекрасными ак ность: хлопни в ладоши, когда в непоседлив и неуравновешен, то
Подругому этот процесс разру тёрами превращает эти пьесы ны игры типа «мемори». сказке, которую рассказывает ве попробуйте засечь, какое время
• Мой любимый «Турбосчёт»-
шения наших исконных нравст в аудиоспектакли. Счастье и ра дущий, встретится число три. он может простоять на одной но
венных ценностей не назовёшь. дость — дети очень любят их. Я мемори. На занятиях мы иногда играем ге. Считается, что для нормальной
Выкладываем, скажем, 4 кар
К сожалению, остановить это смо ещё стараюсь подобрать на каж точки в ряд: 2 птички, 4 ёжика, в эту игру лёжа — то есть дети ле учёбы в школе ребёнок должен
гла только война. Сейчас мы бо дого героя пьесы — Дмитрия 1 ёжик, 3 лягушки. жат на ковре, а я рассказываю им стоять на каждой ноге по минуте.
ремся не только с внешним вра Донского или Владимира Красное А потом, пока дети закрывают сказку.
гом. Мы боремся с тем, что есть у Солнышко — соответствующие глаза, меняем одну карточку (на • Подвижные игры на внима- Что ещё важно
нас и в нас. картины наших известных худож
ников, чтобы ребёнок узнавал на пример, не 4 ёжика, а 6 ёжиков тельность и на умение управлять В школе детей учат читать, пи
кладём или 4 лягушки) и просим собой.
Развитие — всегда обложке ещё и русских живопис детей открыть глаза и сформули Некоторые дети отлично мо сать, считать. И многие родители
— пытаясь помочь ребёнку, об
цев. Сейчас у нас 12 таких аудио
напряжение пьес, закончили пока Николаем II, ровать словами, что изменилось. гут пробормотать скороговор легчить его жизнь, стараются за
• То же самое делаем на счёт
— Многие родители волну а в свет выходит уже шестая. Увы, ных материалах (кубики, резиноч ку «одиндватричетырепять ранее дать ему эти навыки. До
шесть» до 20, а то и до ста, но прой
ются, что дети не читают, смотрят на широкое тиражирование дис ки, палочки) — чтото убрали или ти ровно 8 шагов не могут. Сосре школы научить читать. Пораньше
выучить цифры. Вывалить на до
мультфильмы со странными геро ков средств не хватает, но мы всё поменяли местами. Что именно? доточиться и сделать телом (нога
ями. Дело не в советских или сов равно с энтузиазмом продолжаем Сначала я меняю, потом дети сами, ми, руками) то, что нужно, быва школьника тетрадки с примерами
ременных мультиках. Дело в том, работать, вдохновлённые ответ по очереди. В семье то родители ет непросто. А на крупную мото — пусть приучается к работе.
что на экране ребёнок получает ной реакцией. меняют — дети угадывают, то де рику завязаны очень многие на А часто ли при этом родители
слово и образ одновременно, по ти меняют — родители угадывают. выки, в том числе навыки письма, учат ребёнка просить о помощи?
этому у него нет необходимости Удмуртия, г. Ижевск • «Раз два три — Ира, смотри!» связь между слуховым и зритель Как дети действуют, когда им
развивать воображение, то есть https://izvestiaur.ru За ширмой (за картонкой, за ным восприятием, умение управ трудно, когда у них чтото не полу
чается? Ктото начинает ныть, кто
платочком) выкладываем мелкие лять собой. то старается спрятаться, отгоро
одинаковые предметы — каш • Пройдите 5 шагов вперёд и диться и пытается решить пробле
таны, счётные кубики, просто ку 3 шага назад. му сам, ктото пытается списать
бики, детальки лего, но не про Пройдите 12 шагов на пяточ ответ у соседей...
сто так, а группами по 2, по 4, по ках, потом 4 шага на носочках. Когдато давно мы водили
6 штук. Потом ненадолго поднима Подпрыгните 4 раза, потом школьников в пешие походы на
ем картонку и говорим: «Раз, два, пройдите 7 шагов, потом под один день или на неделю. И пер
три, Маша, смотри!». И закрываем. прыгните ещё 3 раза. вое, чему мы учили школьников (8
Сколько каштанов (кубиков)? Пройдите 8 больших шагов и 6 класс, 13–14 лет, не малыши даже!),
• Ещё мы любим играть в маленьких.
«птичку в клетке». • Стоп-один, стоп-три. — умению просить о помощи.
Если тебе трудно, натирает бо
Рисуете квадратик как для иг Дети бегают до тех пор, пока
ры в «крестикинолики», поле из ведущий не скажет «стоп». Если он тинок, неудобные лямки у рюкза
ка, тяжело идти, слишком быстро
9 клеток, 3х3, и в середину ста говорит «стоп, 3!», то дети долж идёт руководитель — не терпи, а
вите магнит (монетку, пугови ны встать на 3 ноги (то есть на 2 скажи сразу. Мы остановимся, и в
цу) — птичку. А дальше один ко ноги и 1 руку или наоборот, 2 ру
мандует, скажем «вверх, вправо, ки и 1 ногу), если «стоп, 1», то надо этом нет ничего страшного.
Лучше заклеить ногу до того,
вниз, вниз», а остальные — каж встать на одну ногу, «стоп, 4» — на
дый — должен знать, где у нас те обе руки и обе ноги. как образовалась мозоль.
перь птичка. Когда ведущий гово • «Замри-отомри». Дети ска Умение отслеживать своё со
рит «стоп», все сверяются, а там ли чут и бегают, пока им не скажут: стояние и сообщать о том, что ты
птичка, где должна быть? «Замри!» Тогда они должны за устал или плохо себя чувствуешь,
Можно сперва двигать пред стыть на месте и не шевелиться — зачастую куда важнее, чем уме
мет по своему полю, а можно в до тех пор, пока не будет команды ние считать или красиво писать в
уме, можно рисовать карандашом «Отомри!». прописях.
след птички на своём листке. • «Тише едешь — дальше бу- Женя КАЦ
Просто, но эффективно! Про дешь». https://vk.com/detiroditeli