Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«Родовая Земля»                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  23
           № 9 (230), сентябрь 2023 г.


           нет. Вот почему так важно вер­  претворение слова в образ. Ког­
           нуть образование к вневремен­  да дети много читали или слуша­  Последнее лето
           ной норме нравственности. Как  ли чтение, они вынуждены были
           бы нам ни казалось, что дети се­  представлять себе то, что они слы­
           годня какие­то другие, схваты­  шат. А сейчас, когда есть экран, им
           вают всё новое, тянутся к нему,  не надо прилагать никаких уси­
           в целом ребёнок по сути своей  лий, у ребёнка нет никакого на­  перед школой
           консервативен. Повторю: приро­  пряжения.
           да человека неизменна. Образо­   Развитие — это всегда толь­
           вание должно быть в самой кон­  ко напряжение, поэтому детям
           сервативной форме, потому что  не должно быть слишком легко    Почему  первоклашкам  бы-                                                           Рисунок Евгении Щегловой
           ребёнок обладает хрупкой ду­  учиться и вообще овладевать ка­  вает трудно в школе? Причин
           шой, ещё не очень совершенным  кими­то навыками. Как говорил   множество, и у разных детей
           интеллектом, и учить его надо на  выдающийся советский психо­  они разные. Но есть одна причи-
           проверенных временем традици­  лог и педагог Лев Семёнович Вы­  на, которую я часто наблюдаю у
           онных основах. Нет ничего важ­  годский, обучение тому или ино­  многих. Дети не могут концент-
           нее нравственного воспитания в  му знанию или навыку в зоне бли­  рировать внимание на задаче.
           школе. В школе и дома. Воспита­  жайшего развития. То есть сегод­  Невнимательным детям учить-
           нием очень многого можно до­  ня ребёнок учиться чему­то с по­  ся невероятно трудно.
           биться, а можно, увы, и многое  мощью взрослого, а завтра он уже   А ещё меня часто спрашива-
           искорёжить.                   делает это сам. Другими словами,   ют, как готовить детей к школе.
                                         обучение не должно быть слиш­  Отвечаю: играйте в упражне-
           О мейнстриме,                 ком лёгким (ребёнок должен на­  ния на внимательность!                                       Пока водящий стоит спиной,
                                                                          Чаще всего дело не в том,  цесс обучения в школе поставлен
           лузерах и маргиналах          прячься, встать, что называет­  что ребёнок вообще невни-   так, что ребёнку постоянно прихо­  остальные  игроки  маленьки­
                                         ся, на цыпочки), но и не слишком
              — Сегодня много невротиче­  тяжёлым,  чтобы он  не  испугался,   мательный. Если он сам хочет  дится следить за чужой мыслью.  ми шагами приближаются к не­
           ских людей, в том числе и детей. У  чтобы не отбить желание осваи­  знать, скажем,  куда мама  пря-                     му. А как только водящий скажет
           невротиков, говоря словами Гри­  вать знания. Такую  зону ближай­  чет шоколадные конфеты, он   Что ещё делать          «Стоп!»  и оглянется, все  должны
           боедова, ум с сердцем не в ладу.  шего развития нужно каждый раз   становится чрезвычайно вни-                          замереть на месте.
           Ум, когда нам хочется идти в ногу  находить.                мательным и наблюдательным.      Играть  в  игры,  где  ребёнок   •  «Первая, вторая, третья
           со временем, быть в мейнстриме.                                Ребёнок пока ещё, в силу  должен внимательно слушать  скорость».
           Мы очень боимся оказаться лузе­  Читать и слушать пьесы     возраста  в  том  числе,  не  уме-  взрослого и реагировать на его   • «Зеленый свет — красный
           рами и маргиналами, белой воро­                             ет  сам, по  внешней  команде,  слова. Это очень важно, потому  свет». Детям очень важно нау­
           ной. Но, безоглядно шагая в но­  — Кстати, сегодня очень по­  «включать свою наблюдатель-  что многие дети просто «уплыва­  читься самим себе командовать,
           гу  со временем, есть  опасность   лезно с детьми читать пьесы. По­  ность». А надо.      ют», когда учитель что­то расска­  когда начать бегать, когда остано­
           стремительно улететь в пропасть.   чему? Сейчас дети очень эгоцент­                       зывает. Привычка слушать и слы­  виться, когда начать читать, а ког­
           Кстати, «маргиналис» в переводе с   ричны, они мало дружат, мало об­  Что делать          шать — хорошая привычка.      да закончить.
           латыни — край. Не надо стеснять­  щаются и, как следствие, очень                             • Кар, мяу, ква.              Именно этому умению многие
           ся маргинальности. Православие   плохо понимают характер другого   Играть в игры, в которых надо   Я говорю «кар­кар», и дети два  дети  учатся  в  первом  классе:  во­
           по определению своему марги­  человека. Поэтому легко обижа­  замечать и запоминать много под­  раза машут крыльями. Я говорю  время вынуть нужный учебник из
           нально, потому мир Божий и мир   ются, поэтому не умеют проигры­  робностей и мелких деталей.  «мяу, мяу, мяу, мяу», и дети четы­  портфеля, вовремя начать решать
           греха маргинальны по отношению   вать, не умеют радоваться за дру­  • Скажем,  игра «Турбосчёт»  ре раза трут носик лапкой. Я гово­  задачу, вовремя сосредоточиться
           друг к другу. Так что, если в центре   гого. Чтение пьес, да ещё и по ро­  для многих детей сложна именно  рю «ква, ква, ква», и дети три ра­  на том, что говорит учитель.
           широкой дороги — гадость, без­  лям помогает решить проблему.   тем, что надо удерживать в голове  за подпрыгивают. А что надо сде­  • Очень полезно научить ре-
           нравственность, грязь, пропасть,   Читая за какого­то персонажа, ре­  не только само задание, скажем,  лать, когда я говорю  «мяу, мяу,  бёнка стоять и прыгать на од-
                                                                       «лягушек больше, чем ёжиков»,  кар, ква, ква, ква»?
           то перемещайся на край. Так ты   бёнок начинает лучше понимать                                                          ной ножке.
                                                                                                        На занятиях в эту игру мы иг­
           сохранишься, сохранишь себя.   чужой характер, других людей.   но и какие расклады нас устраива­  раем с пятилетками. Но игра хоро­  Учёные заметили, что вспыль­
              Признаюсь, с 24 февраля 2022   Мы с Татьяной Шишовой ре­  ют, какие — нет: «Если сейчас вы­                          чивому человеку гораздо труд­
           года,  несмотря  на трагедию,  свя­  шили писать аудиопьесы на исто­  падет 8 лягушек, то надо кричать  шо идёт в  разновозрастных ком­  нее долго простоять на одной но­
                                                                       „турбо“, а если птички или ёжики,  паниях. В семье играют все — и
           занную с СВО, меня не покида­  рические темы, и нашёлся каким­                            дети, и родители, и гости.    ге, чем спокойному. Если вам ка­
           ет чувство ликования. Нас долгое   то чудом замечательный режис­  — то ждём дальше».         • Ещё  игра  на  вниматель-  жется, что ваш ребёнок излишне
                                                                          Очень полезны и увлекатель­
           время втягивали в преисподнюю.   сёр,  который с  прекрасными  ак­                        ность: хлопни  в ладоши, когда в   непоседлив и неуравновешен, то
           По­другому этот процесс разру­  тёрами превращает эти пьесы   ны игры типа «мемори».      сказке, которую рассказывает ве­  попробуйте засечь, какое время
                                                                          • Мой любимый «Турбосчёт»-
           шения наших исконных нравст­  в аудиоспектакли. Счастье и ра­                             дущий, встретится число три.  он может простоять на одной но­
           венных ценностей не назовёшь.   дость — дети очень любят их. Я   мемори.                     На занятиях мы иногда играем   ге. Считается, что для нормальной
                                                                          Выкладываем, скажем, 4 кар­
           К сожалению, остановить это смо­  ещё стараюсь подобрать на каж­  точки в ряд: 2 птички, 4 ёжика,   в эту игру лёжа — то есть дети ле­  учёбы  в школе ребёнок  должен
           гла только война. Сейчас мы бо­  дого  героя  пьесы —  Дмитрия   1 ёжик, 3 лягушки.       жат на ковре, а я рассказываю им   стоять на каждой ноге по минуте.
           ремся не только с внешним вра­  Донского или Владимира Красное   А потом, пока дети закрывают  сказку.
           гом. Мы боремся с тем, что есть у   Солнышко — соответствующие   глаза, меняем одну карточку (на­  • Подвижные игры на внима-  Что ещё важно
           нас и в нас.                  картины наших известных худож­
                                         ников, чтобы ребёнок узнавал на   пример, не 4 ёжика, а 6 ёжиков  тельность и на умение управлять   В школе детей учат читать, пи­
                                                                       кладём или 4 лягушки) и просим  собой.
           Развитие — всегда             обложке ещё и русских живопис­  детей открыть глаза и сформули­  Некоторые дети отлично мо­  сать, считать. И многие родители
                                                                                                                                   — пытаясь помочь  ребёнку, об­
                                         цев. Сейчас у нас 12 таких аудио­
           напряжение                    пьес, закончили пока Николаем II,   ровать словами, что изменилось.  гут пробормотать  скороговор­  легчить его жизнь, стараются за­
                                                                          • То же самое делаем на счёт­
              — Многие родители волну­   а в свет выходит уже шестая. Увы,   ных материалах (кубики, резиноч­  ку  «один­два­три­четыре­пять­  ранее дать ему эти навыки. До
                                                                                                     шесть» до 20, а то и до ста, но прой­
           ются, что дети не читают, смотрят   на широкое тиражирование дис­  ки, палочки) — что­то убрали или  ти ровно 8 шагов не могут. Сосре­  школы научить читать. Пораньше
                                                                                                                                   выучить цифры. Вывалить на до­
           мультфильмы со странными геро­  ков средств не хватает, но мы всё   поменяли местами. Что именно?  доточиться и сделать телом (нога­
           ями. Дело не в советских или сов­  равно с энтузиазмом продолжаем   Сначала я меняю, потом дети сами,  ми, руками) то, что нужно, быва­  школьника тетрадки с примерами
           ременных мультиках. Дело в том,   работать, вдохновлённые ответ­  по очереди. В семье то родители  ет непросто. А на крупную мото­  — пусть приучается к работе.
           что на экране ребёнок получает   ной реакцией.              меняют — дети угадывают, то де­  рику завязаны очень многие на­  А часто ли при этом родители
           слово и образ одновременно, по­                             ти меняют — родители угадывают.  выки, в том числе навыки письма,   учат ребёнка просить о помощи?
           этому у него нет необходимости           Удмуртия, г. Ижевск   • «Раз два три — Ира, смотри!»  связь между слуховым и зритель­  Как  дети  действуют,  когда  им
           развивать воображение, то есть              https://izvestiaur.ru  За ширмой (за картонкой, за  ным восприятием, умение управ­  трудно, когда у них что­то не полу­
                                                                                                                                   чается? Кто­то начинает ныть, кто­
                                                                       платочком) выкладываем мелкие  лять собой.                  то старается спрятаться, отгоро­
                                                                       одинаковые предметы — каш­       • Пройдите 5 шагов вперёд и   диться и пытается решить пробле­
                                                                       таны, счётные кубики, просто ку­  3 шага назад.             му сам, кто­то пытается списать
                                                                       бики, детальки лего, но не про­  Пройдите 12 шагов на пяточ­  ответ у соседей...
                                                                       сто так, а группами по 2, по 4, по   ках, потом 4 шага на носочках.  Когда­то давно мы водили
                                                                       6 штук. Потом ненадолго поднима­  Подпрыгните 4 раза, потом   школьников в пешие походы на
                                                                       ем картонку и говорим: «Раз, два,  пройдите 7 шагов, потом под­  один день или на неделю. И пер­
                                                                       три, Маша, смотри!». И закрываем.  прыгните ещё 3 раза.     вое, чему мы учили школьников (8
                                                                       Сколько каштанов (кубиков)?      Пройдите 8 больших шагов и 6   класс, 13–14 лет, не малыши даже!),
                                                                          • Ещё мы любим играть в  маленьких.
                                                                       «птичку в клетке».               • Стоп-один, стоп-три.     — умению просить о помощи.
                                                                                                                                      Если тебе трудно, натирает бо­
                                                                          Рисуете квадратик как для иг­  Дети бегают до тех пор, пока
                                                                       ры  в «крестики­нолики»,  поле из  ведущий не скажет «стоп». Если он   тинок, неудобные лямки у рюкза­
                                                                                                                                   ка, тяжело идти, слишком быстро
                                                                       9 клеток, 3х3, и в середину ста­  говорит «стоп, 3!», то дети долж­  идёт руководитель — не терпи, а
                                                                       вите магнит (монетку, пугови­  ны встать на 3 ноги (то есть на 2   скажи сразу. Мы остановимся, и в
                                                                       цу) — птичку. А дальше один ко­  ноги и 1 руку или наоборот, 2 ру­
                                                                       мандует, скажем «вверх, вправо,  ки и 1 ногу), если «стоп, 1», то надо   этом нет ничего страшного.
                                                                                                                                      Лучше заклеить ногу до того,
                                                                       вниз, вниз», а остальные — каж­  встать на одну ногу, «стоп, 4» — на
                                                                       дый — должен знать, где у нас те­  обе руки и обе ноги.     как образовалась мозоль.
                                                                       перь птичка. Когда ведущий гово­  •  «Замри-отомри». Дети ска­  Умение отслеживать своё со­
                                                                       рит «стоп», все сверяются, а там ли  чут и бегают, пока им не скажут:   стояние и сообщать о том, что ты
                                                                       птичка, где должна быть?      «Замри!»  Тогда  они должны  за­  устал или плохо себя чувствуешь,
                                                                          Можно сперва двигать пред­  стыть на месте и не шевелиться   — зачастую куда важнее, чем уме­
                                                                       мет по своему полю, а можно в  до тех пор, пока не будет команды   ние считать или красиво писать в
                                                                       уме, можно рисовать карандашом  «Отомри!».                  прописях.
                                                                       след птички на своём листке.     • «Тише едешь — дальше бу-                     Женя КАЦ
                                                                          Просто, но эффективно! Про­  дешь».                               https://vk.com/detiroditeli
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28