Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
« » ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 23
4 (237), 2024 .
Надя открыла глаза и увидела,
что все девочки в хоре смотрят в Я горжусь тобой, давай закажем пиццу
окно и, когда закончилась песня,
взявшись за руки, поспешили (кто
степенно, а кто вприпрыжку) на Что подростки хотят услышать от родителей
улицу, в сад.
В саду их ждал белобородый
старец в длинной рубахе, расши- • В детстве родители радуют- живается допоздна, берёт непо-
той орнаментом. Дедушка Садов- ся каждому достижению малы- сильные нагрузки, выбирает ин-
ник (так звали его школьницы) к ша: вот он начал ползать, сказал ститут по совету родителей, ста-
этому дню приготовил новые са- первое слово, сделал свой пер- рается успеть всё и везде. Но убе-
женцы плодовых деревьев, что- вый шаг. Всё это кажется значи- рите из этой схемы похвалу — и
бы взрослые девушки вместе с тельным, и ребёнок видит, как всё рассыплется. Останется чело-
первоклашками могли посадить поддерживают его успехи. Одна- век, который сам не знает, что ему
сегодня новые яблоньки и груши. ко с возрастом победы становятся интересно и чего он хочет. Такие
И снова Надя услышала звуки ме- всё более незаметными. Подрост- люди долго потом не могут найти
лодии. Это была посевная песен- ки учатся отстаивать своё мнение, себя: бросают вузы и безконечно
ка: самостоятельно решать пробле- меняют профессии.
мы, реализуют свои идеи, совер- Чтобы такого не случилось,
Я сажаю яблоньку с ласкою и шенствуют навыки. ребёнок должен знать: дома его
с песнею. Такие вещи редко отмечают всегда любят и ждут. Дайте ему по-
Солнышко, дай света ей, похвалой. Но это не значит, что чувствовать это. Обнимайте. Гово-
обогрей лучом своим. она не нужна. Даже взрослым при- рите «я люблю тебя» и «я рад тебя
Дождик, дай водицы ей, ве- ятно, когда им говорят, как хоро- видеть» вне зависимости от успе-
терок, дай вешнюю шо они справляются, а в подрост- хов в школе. Спрашивайте о том,
Свежесть утра раннего. ковом возрасте это ещё актуаль- что интересно и важно ему. Не
Чтоб росла красивая, чтоб нее. Обнимайте ребёнка и радуй- сравнивайте его ни с кем. Надёж- можно будет сделать, если не по- А как страшно признаться им,
росла высокая тесь вместе с ним. Отмечайте его ный тыл вдохновляет на сверше- лучится поступить в вуз мечты? А что даже сейчас, повзрослев, мы
Наша плодоносица! старания. Используйте описатель- ния гораздо больше страха. что сейчас можно сделать, чтобы тоже не всегда уверены в сво-
ную похвалу: скажите «Ты смог сам • Мы ждём от детей благодар- всё же туда попасть? Если ребёнок их действиях. На нас ответствен-
Все были заняты — и девочки, разобраться в сложной задаче!» ности за всё, что для них делаем, сомневается в выборе института ность за ребёнка, и если даже мы
и наставники, и родители. Кто под- вместо «Какой ты у меня умный!». но забываем сами благодарить их. или специальности, поддержите не знаем, что делать, то как тогда
носил воду, кто держал саженец, Как доказали психологи, такая по- Между тем вещи, которые кажут- его в поисках: например, найдите быть?
кто закапывал корешки. Весь пло- хвала мотивирует совершенство- ся нам нормой, могут быть для ре- центры профориентации. Скажите детям правду. При-
довый сад был посажен ученица- вать свои навыки и не сдаваться, бёнка результатом усилий, и он • Бывает сложно принять тот знайтесь, что вам тоже бывало не-
ми школы вместе с наставниками если что-то не получается. хочет, чтобы их заметили. Напри- факт, что ребёнок повзрослел и просто и часто вы сами сомнева-
в разные годы. • Из-за нехватки времени се- мер, он прибрал не только у себя ему всё меньше нужна помощь. етесь, как лучше поступить. Это
Надя заметила у цветника де- мейные разговоры часто превра- в комнате, но и в остальном доме Мы по-прежнему, как и в детстве, укрепит доверие, а главное — они
вочку, которая сидела на скамей- щаются в допрос: что ел, где гулял, тоже — хотя, конечно, хотелось стремимся уберечь его от проб- поймут, что всё образуется, несмо-
ке и плакала... К ней подбежала сделал ли домашку, почему по фи- заниматься совсем другим. Ра-
Полина: зике двойка? Вопрос «Как дела?» зогрел ужин, когда вы, уставшие, лем и решаем их за него. Напри- тря на сложности, которые встре-
— Ты почему плачешь, девоч- не лучше: его воспринимают как пришли с работы. Поделился лич- мер, навязываем выбор вуза и тятся на пути.
ка? проявление контроля или фор- ной историей, хотя не был уверен, профессии — мы ведь лучше зна- • Наверное, даже за себя мы не
Та отвернулась, надув щёк» мального интереса. В ответ хочет- что вы поймёте. ем, как правильнее. Но для под- переживаем так, как за своих де-
— А как тебя зовут? ся просто буркнуть «нормально» и Благодарите ребёнка за шаги ростка нет ничего обиднее, чем тей. Поэтому и стремимся поско-
— Никак, — ответила девочка. закрыться в комнате. вам навстречу. Так вы покажете, слышать: «Ты слишком юн и не- рее отмахнуться от их жалоб со
— Вот интересно! А меня зо- Спрашивайте ребёнка о дета- как цените его старания. опытен, чтобы что-то решать в словами «Да всё ты сдашь» и «Не
вут Полина, а это Олеся и Мила, — лях. Припоминайте те мелочи, о • Учёба в выпускном классе — своей жизни». И неважно, произ- волнуйся». Тяжело чувствовать
она показала на подошедших де- которых он рассказывал, и зада- это стресс. Школьники несут от- носим мы это вслух или показыва- свою безпомощность и не иметь
вочек. вайте более конкретные вопросы. ветственность за итоговые оцен- ем действиями. возможности уберечь их от огор-
— Кто же тебя обидел и где Делитесь мнениями обо всём на ки, допуск к экзаменам, выбор С высоты родительского опы- чений.
твои родители? свете и учитесь слушать, не оце- вуза и подготовку — притом от та чувства и увлечения ребён- Найдите в себе силы и вслу-
Малышка снова отвернулась и нивая ничего по шкале «правиль- остальных обязанностей их никто ка могут казаться несерьёзны- шайтесь в то, что говорит вам ре-
глаза её наполнились слезами. но-неправильно». Пусть ребёнок не освобождал. Что может быть ми. Позвольте ему учиться на сво- бёнок. Признайте его право на
— Нет у неё родителей, — ска- почувствует, что он может выска- хуже, когда за неудачу в любом их ошибках. Представьте, что на усталость, грусть и сомнения в се-
зала подошедшая пожилая жен- зать свои мысли и не услышит осу- из этих дел им грозит осуждение его месте ваш друг. Стали бы вы бе. Не пытайтесь тут же решить
щина. — Погибли они в автоката- ждения или запрета. родных? А именно это и происхо- осуж дать и критиковать его вы- все его проблемы, он должен на-
строфе. Оставили вот её на меня, а • Родительская любовь нужна дит чаще всего: вместо поддер- бор? Наверное, нет. Вот и под- учиться этому сам. Просто будьте
я вся больная Как мне её воспиты- детям в любом возрасте. И если в жки подростков пугают работой в ростку тоже нужно, чтобы вы до- рядом, чтобы разделить трудные
вать теперь? семье никак её не проявляют, ре- Макдоналдсе. верились его решению и просто моменты, и помогите, когда он по-
Девочка заплакала ещё пуще. бёнок старается получить её в лю- Переживания приводят к тому, были рядом. просит вас об этом.
— А мы тоже сироты, все трое, бой форме — например, в виде что дети просто не могут сосредо- • Вспомните своё детство. Что • Семья нужна не только для
и так же, как ты, потеряли сво- похвалы за хорошие отметки. Так точиться. Пропадает сон, ухудша- вы чувствовали, когда сдавали поддержки в трудные времена,
их пап и мам. Но ты знаешь, они вырастают люди с синдромом от- ется успеваемость. И вот ребёнок экзамены и просматривали спи- но и прежде всего для того, что-
к нам приходят всякий раз, ког- личника, которые стремились по- уже в замкнутом круге: родите- ски поступивших в поиске своей бы получать удовольствие от то-
да мы этого захотим. Я каждый ве- радовать папу и маму. ли упрекают его за плохую учёбу, фамилии? Что испытывали, когда го, чтобы быть рядом друг с дру-
чер, когда остаюсь одна, разгова- Кажется, ну что в этом пло- а исправить всё мешает растущая впервые влюбились? Неужели ни- гом. Не забывайте просто так про-
риваю с ними обо всех своих де- хого, если это мотивирует хоро- тревога. когда не хотелось бросить учёбу водить время вместе, болтая о че-
лах. Мила пишет стихи для сво- шо учиться? Однако ощущение, Чтобы этого не случилось, дай- и просто отдохнуть? Почему-то пухе за просмотром фильмов, и не
ей мамочки, а Олеся — музыку что ради любви нужно постоян- те право на поражение. Скажите, мы забываем всё это, когда ста- ждите повода, чтобы порадовать
для родителей. В эти минуты они но чего-то добиваться, отравля- что в любом случае будете рядом новимся родителями, и редко от- близких!
нас обнимают, гладят по голове, ет жизнь. Ребёнок изнуряет себя, и сделаете всё, чтобы помочь. Рас- крываем детям то, что чувствова-
наполняя нас светом и любовью. чтобы получить одобрение: заси- смотрите запасные сценарии: что ли сами. https://vk.com/detiroditeli
Вот и ты можешь позвать их к себе
всегда, как только захочешь.
сохли на щеках, в глазах появил- Связь между родителями и детьми нужно просто служить примером, быть рядом
Девочка притихла, слёзы вы-
Говорят: «Не нужно детей воспитывать, а
ся свет. Она с интересом смотрела и жить своей жизнью». Это так.
на подружек. И вдруг почувство- Как построить близкие и доверительные Дети нуждаются в нас до 12–14 лет. По-
вала на своих плечах чьё-то неж- отношения детей и родителей? К сожалению, том на первый план выходят одноклассники
ное прикосновение: тревога и пе- и друзья. К 16–17 годам мы пожинаем плоды
чаль растаяли, как дым, и, посмо- есть вещи, которые невозможно исправить и непрожитого вместе детства. И если у вас с ре-
трев на Полину, она сказала: бывает поздно. бёнком не сформирована эта связь, тогда, к со-
— Меня зовут Рада. Родителям нежелательно расставаться с жалению, восполнить то, чего не было в детст-
— Рада — значит, радающая... ребёнком до 3 лет более, чем на две недели. ве, не получится. Отношения могут быть ров-
Чем ты порадуешь своих родите- Это препятствует формированию невидимой ными, безконфликтными, но не близкими.
лей? связи, которая будет служить опорой челове- Необходимо жить вместе с детьми с поне-
— Я умею рисовать. Я нарисую ку всю жизнь. дельника по воскресенье. Не выбирать какие-
много картин и подарю их детям- Эту связь мы обычно описываем так: «тя- то часы, дни, чтобы с ними видеться и разгова-
сиротам. нет, как магнитом», «чувствуем друг друга на ривать, а жить.
— Умница, Рада, родители бу- расстоянии», «беру телефон в руки, а он уже Что такое 10–12 лет из всей жизни ребён-
дут тобой гордиться! сам звонит». ка? Это катастрофически мало, они пролетят
— А сейчас побежали в сад. Не бывает, что неделю ребёнок проводит
Там дедушка Садовник будет да- с бабушкой, няней, а в выходные мама и папа быстро. И если вам удалось установить креп-
кую связь с детьми, то когда им исполнится 16,
вать урок. Поспешим, — сказала сходили с ним погулять — и всё, они родители.
Мила, взяв Раду за руку. Очень ценная для нас связь формирует- 20, 30, — вам будет достаточно просто созво-
И девочки побежали... ся ежедневно: в решении мелких бытовых ве- ниться. И вы друг друга услышите, почувствуе-
щей, в ответах на незначительные вопросы, те и поймёте.
Продолжение в следующем но- в наблюдениях за чувствами друг друга. Это Анна МОЛЛЕГАРД
мере. проживание вместе каждого дня. https://vk.com/mollegard