Page 29 - Газета "Родовая Земля"
P. 29
«Родовая Земля» МНЕНИЕ • 29
№ 10 (243), октябрь 2024 г.
режде чем дать ответ на по- Конечно, проблема такого не-
ставленный вопрос, необ- допонимая лежит в проблемах
ходимо уяснить несколь- образовательной системы и по-
ко важных нюансов. Пер- пуляризации исторического зна-
Пвый касается истории тер- ния. Возможно, что стоит не до-
минологии. Важно понимать, что казывать «а было ли иго» или его
наименование «монголо-татары» не было, а более подробно рас-
впервые на русском языке было сказать о профессии историка, как
употреблено только в 1823 году в проходит его обучение, как он ра-
учебнике учителя географии Пер- ботает с историческим материа-
вой Санкт-Петербургской гимна- лом, как критикует предшествен-
зии Петра Наумова. ников, как доказывает свою пра-
А термин «монголо-татарское воту в спорах. И, безусловно, не-
иго» впервые применил несколь- обходим диалог. Только в споре
кими годами ранее, в 1817 году, рождается истина.
немецкий учёный Христиан Крузе, Но существует и ряд других
книга которого «Атлас и таблицы причин. Это и недоверие ко все-
для обозрения истории всех ев- му «государственному». «Исто-
ропейских земель и государств от рики всё врут, переписывают, об-
первого их народонаселения до служивают элиты» — такое мож-
наших времён» только в середине но услышать довольно-таки часто.
XIX века была переведена на рус- Всё, что можно противопоставить,
ский и издана в Петербурге. так это назвать сумму стипендии
Впрочем, письменных фик- студента-историка и аспиранта.
саций такого определения зави- Маловероятно, что за 2000 рублей
симости русских княжеств от Ор-
Как возник миф о том, что
ды в документах Руси XIII–XV ве-
ков не встречается. Такое значе-
ние появилось на стыке XV–XVI Как возник миф о том, что
веков в польской исторической
литературе. Первыми его употре-
били хронист Ян Длугош («jugum
монголо-татарского ига не было
barbarum», «jugum servitutis») в
1479 году и профессор Краковско- монголо-татарского ига не было
го университета Матвей Мехов-
ский в 1517. В дальнейшем на эти
латинские формы был обращён
взор историков XIX века, кото-
рые на их основе сформулирова- си и заканчивая тем, насколько литературе, а не на Руси. Во-вто- полномочиями или статусом), об- может у кого-то возникнуть жела-
ли свою научную терминологию. сильное влияние они оказали на рых, помимо очевидных форм за- наруженных на территории Улуса ние обслужить ту или иную элиту,
То есть термины «монголо-та- политическое устройство восточ- висимости, русское духовенство и Джучи и Руси, — пайцза Тохта-ха- а в дальнейшем испытывать к ней
тары» и «монголо-татарское иго» нославянских племён. Аналогич- княжеская элита имели и приви- на (1290–1312), пайцза Узбек-хана особую симпатию.
— это сугубо научные опреде- ная ситуация и с термином «мон- легии. И в-третьих, период тесно- (1312–1341), пайцза Абдуллах-ха- С другой стороны, есть опять-
ления, позволяющие, во-первых, голо-татарское иго» или «татаро- го контакта с Улусом Джучи имел на (1361–1370), пайцза Кельдибе- таки политизированность исто-
устранить несоответствие меж- монгольское иго», которое, к сло- не только негативные последст- ка (1361–1362) и др. рии. Когда в обществе на первое
ду самоназванием завоевателей ву, с 2013 года отсутствует в еди- вия, но и положительное влияние Собственно, спор о том «а бы- место становятся не результаты
(«монголы») и постоянно встреча- ном учебнике истории России, в области политического устрой- ло ли иго?» с дилетантской точки исторической науки, а те или иные
ющимся в средневековых источ- вместо него был предложен тер- ства. быта, культуры и т.д. зрения возник в конце 80-х годов публичные изречения политиче-
никах их наименованием («тата- мин «ордынское владычество». Если смотреть с дилетант- XX века, особую популярность по- ских деятелей. Тут всегда нужно
ры»), во-вторых, выделять исто- Если смотреть с современной ской точки зрения, то «монголо- лучил в публицистической лите- помнить о том, что политик — это
рический период, когда русские научной точки зрения, то мож- татарское иго», безусловно, бы- ратуре 90-х гг. и не утихает по се- не учёный, у него нет специально-
князья находились в вассальной но говорить о некорректности ло, как бы его не старались отри- годняшний день. Первые зёрна го исторического образования, он
зависимости от правителей Мон- рассматриваемых терминов. По- цать. Впрочем, оно было, как и са- «сомнения» кинул Л.Н. Гумилёв. не занимается профессионально
гольской империи и Улуса Джучи скольку, употребляя термин «мон- ми «монголо-татары», как и само Сын двух великолепных поэ- исторической наукой, его мнение
(Золотой Орды). голо-татары», люди часто связы- «монголо-татарское нашествие». тов создал целый комплекс анти- не имеет научной основы.
Другой важный момент — это вают современных казанских та- По истории монголов и монголь- исторических мифологем (о том, Также в качестве причины
осознание того, что историческая тар с «татарами», о которых писа- ских завоевательных походов су- что сын Батыя, Сартак, — брат можно отнести и личные качест-
наука, как и любая другая, разви- ли русские летописцы и европей- ществует целый корпус древне- Александра Невского; о перего- ва того или иного человека. Ис-
вается. Сегодня современный учё- ские хронисты. русских, арабских, персидских, ворах генуэзцев с Мамаем; о мир- править такого человека просто
ный маловероятно, что будет ссы- Хотя на самом деле террито- грузинских, армянских, китайских, ном сосуществовании Руси и Ор- невозможно. Поэтому нам, моло-
латься на Н.М. Карамзина, М.В. Ло- рия современного Татарстана бы- монгольских, старофранцузских, ды и т.д.), которые не только да- дым людям, остаётся только со-
моносова или В.Н. Татищева. И во- ла завоёвана Батыем накануне латинских источников, есть сви- ли простому читателю неверное здавать все необходимые усло-
все не потому, что первые россий- вторжения на Русь и мало чем от- детельства современников и оче- представление о прошлом, но и вия для полноценного развития
ские историки умышленно зани- личалась своими политически- видцев, которые дошли до наших вдохновили представителей аль- уже наших детей, будущего поко-
мались «сочинительством», «пе- ми и экономическими последст- дней и сегодня хранятся в библио- тернативной истории на бурную ления, умеющего трезво и крити-
реписыванием», «фальсификаци- виями. Также на протяжении все- теках и музеях России, Китая, Мон- литературную деятельность. чески мыслить.
ями», а потому что сегодня исто- го периода «ордынского влады- голии, США, Франции, Германии, Впрочем, Л.Н. Гумилёв был Евгений ШИШКА
рику доступно в сотни раз боль- чества» степень зависимости рус- Италии и т.д. лишь сигналом. В 90-е годы по- Иллюстрация: Сергей Трошин.
ше письменных источников, чем ских княжеств от Орды и степень Существует огромный кор- лучили развитие существующие «Мамай на Куликовом поле»
в XIX веке, а помимо этого также юрисдикции ордынских властей пус археологических источников в народном сознании представ-
усовершенствована методология не была одинаковой, а, следова- — разрушенные архитектурные ления об истории не как о нау- https://цифровая-история.рф
исследования и методы анализа тельно, и определение «монголо- строения, братские могилы, да- ке, а как о том, чему и как учили в
исторических свидетельств. татарское иго» требует некоторых тированные 1237–1240 гг. в Яро- школе. Зачастую дилетанты, авто-
В XIX веке археологи стара- уточнений. славле, Владимире, Старой Ряза- ры альтернативной беллетристи-
лись охватить как можно боль- Спорным моментом являют- ни, Киеве и т.д, находки нетипич- ки, спорят не с современной на-
шие площади и копали вглубь, по- ся и хронологические рамки — ного для Руси вооружения, нако- учной литературой, а с учебника-
ка копается, без какой-нибудь точ- 1237–1480. На сей счёт до сих пор нечники стрел восточного типа, ми 5 класса или с тем, как их учили
ной фиксации. Сегодня археологи- ведутся споры. Одни исследовате- различные предметы быта, не ха- раньше, что, мол, нам рассказыва-
ческие исследования проводятся ли считают правильным вести от- рактерные для Руси домонголь- ли в школе.
с помощью аэрофотосъёмки, раз- счёт не от монгольского нашест- ского периода (например, котлы) Если отвечать на вопрос об иге
личных гис-технологий, тахеоме- вия на Русь 1237 года, а от поезд- и т.д. с научной точки зрения, то вполне
трической нивелировки. Так и в ки Ярослава Всеволодовича в хан- Сохранился ряд документов, возможным представляется дать
исторической науке. скую ставку и получения им яр- свидетельствующих о политиче- отрицательный ответ. Но если от-
Историк занимается не пере- лыка на княжение в 1243 г. Дру- ской зависимости русских князей вечать на вопрос, который ставит
писыванием летописных известий гие считают, что фактическую не- и духовенства от ордынских ха- дилетант, то никакого, кроме ут-
на современный русский язык, а зависимость Русь обрела не пос- нов (если интересно, то в 1987 го- вердительного ответа, на самом
проводит внешнюю и внутреннею ле стояния на Угре в 1480 г., а пос- ду А. И. Плигузов опубликовал (с деле дать просто невозможно.
критику источника, использует ле победы в битве под Алекси- соблюдением всех особенностей Были ли монголы на Руси? Бы-
междисциплинарные подходы в ном в 1472 году. Третьи же пола- оригинала) древнейший список ли. Есть ли документальные сви-
изучении исторических явлений и гают, что исполнение различных краткого собрания ярлыков, ра- детельства зависимости? Есть, яр-
т.д. А поскольку наука развивает- повинностей со стороны русских бота доступна в сети). Важным до- лыки, пайзы и т.д. Есть ли архео-
ся, то и устаревает терминология, князей продолжилось и в XVI ве- казательством служит коллекция логические источники? Есть, воо-
это закономерно. ке. Ещё один аргумент в пользу ханских пайцз (пайцза — пласти- ружение восточного типа в воин-
Самым ярким примером явля- некорректности термина «монго- на из дерева или металла с над- ских погребениях, братские моги-
ется т.н. «норманнский вопрос», ло-татарскре иго» — это его сугу- писью, которую выдавали китай- лы в разрушенных монголами го-
когда в разные историографиче- бо негативный образ по отноше- ские, монгольские и золотоор- родах, нумизматический матери-
ские периоды ему придавались нию к Руси. дынские правители разным ли- ал. А ещё ведь есть лингвистика,
абсолютно разные значения и оп- Хотя, во-первых, как уже гово- цам. Бирка символизировала, народная память, восточные эле-
ределения. Начиная от спора, а рилось ранее, само понятие «иго» что хан делегировал её обладате- менты в политической модели и
были ли вообще норманны на Ру- употребляется только в польской лю власть и наделил его особыми культуре.

