Page 21 - Газета "Родовая Земля"
P. 21
«Родовая Земля» ПУТЬ К СЕБЕ • 21
№ 11 (244), ноябрь 2024 г.
Помогая ближнему, спасаешь себя? что все, кто не помогает людям,
как пытаешься помогать ты, ни-
куда не годятся и вообще напрас-
но обременяют собой землю. Это,
конечно, не так, но если бы бы-
Принято считать, что помогаю- детель, в которой мы подвизаемся не сочувствуя и не сопереживая нет. И когда разочарование сое- ло и так, то вряд ли тебе стоит по-
щая работа, милосердное слу- хоть немного, но даёт силу для по- тем, кому помогаешь. Более то- диняется с накопившейся устало- добным образом думать. Почему?
жение — по умолчанию спаси- двига и в иных добродетелях. го, человек может работать в той стью, то вот и выгорание. Когда же Да в первую очередь потому, что
Не могу сказать, что я благо-
или иной благотворительной ор-
ты помогаешь лишь для того, что-
тельны для души. Но всегда словляю кого-то на милосердное ганизации и тяготиться тем, чем бы помочь, и радуешься, видя, что милосердию такие рассуждения
чужды.
ли это так? О том, как связаны служение прицельно ради борь- ему приходится в ней занимать- это получается и жизнь людей ме- Ещё одно искушение — ожи-
добродетели, которые мы мо- бы со страстями и пороками, но ся, не испытывая никакого влече- няется к лучшему хоть чуть-чуть, дание благодарности от тех, кому
советую попробовать всем. Про- ния к такой деятельности и не на- радуешься просто от сознания то- ты стараешься помогать. Оно обя-
жем проявить, помогая ближ-
сто потому, что это необходимо: ходя в ней для себя удовлетворе- го, что ты участвуешь в одном де- зательно будет приводить к разо-
нему, и страсти, которые хо- жить не только для себя, а по воз- ния. Да, возможно, что и в таком ле с Богом, то выгоранию неотку- чарованиям — множественным.
тим в себе побороть, говорит можности и вообще не для себя. случае эта работа будет иметь всё да взяться. Это схематично, корот- Но тут есть замечательное лекар-
игумен Нектарий (Морозов), Это путь к тому, чтобы актуали- же свою ценность в силу того, что ко, но примерно так. ство: как можно чаще вдумчиво
руководитель фонда социаль- зировать в себе то, что подлинно те, ради кого она совершается, по- Конечно, нельзя забывать и о перечитывать евангельский эпи-
делает нас людьми. Я сейчас ци-
лучат помощь, поддержку. Но всё том, что мы люди, что наши силы зод с исцелением десяти прока-
ной поддержки «Хорошие лю- тирую моего любимого филосо- же, согласитесь, это очень разные ограничены, и поэтому очень важ- жённых. Поблагодарить Христа
ди», руководитель отдела со- фа, а точнее психолога, основате- вещи: когда ты служишь людям по но соблюдать во всём, что мы де- вернулся лишь один. И было бы
циального служения и благот- ля логотерапии Виктора Франкла, внутреннему убеждению, по вле- лаем, меру. Не возлагать на себя неразумно рассчитывать на боль-
ворительности Саратовской гениального человека, который чению сердца, ради Христа нако- нагрузку, которую мы не можем шее в нашем случае.
нец. И когда ты просто делаешь нести долговременно, постоянно
Ну и наконец ещё одно. Чем
епархии. не был христианином, но был ис- это за зарплату или «потому что и притом без ущерба для своего больше стараешься делать, тем
кренне убеждён в том, что «чело-
век является человеком настоль- так надо». И последнее всё равно здоровья, а следовательно, нерв- больше понимаешь, насколько
Страсти ко, насколько он живёт не для се- неплохо и как-то «зачтётся» чело- ной системы и психики. Мы долж- этого недостаточно, понимаешь,
и добродетели связаны бя». И, конечно, то же самое мож- веку. Но, конечно, в первом и во ны видеть, что у нас остаётся вре- что не можешь помочь всем, по-
но сказать и о том, насколько че- втором случае плод для души бу- мя и остаются силы для «обычной мочь так, как это действительно
— Отец Нектарий, святые от- ловек является учеником Христо- дет совершенно разный. жизни» — для работы, для наших необходимо. И море человече-
цы считали милосердное служе- вым и является ли он им в принци- близких, для отдыха, для каких-то ского горя порой просто накры-
ние одним из способов духовного пе, в зависимости от того, для кого Помогать ближнему нуж- занятий, которые для нас важны, вает тебя, ты тонешь в нём. Это
делания. Но когда, например, Ио- и для чего он живёт. но ради него самого для чтения, для развития... Что мы очень трудно... Однако утешает
анн Златоуст говорит «кто посто- — А как же определить: для успеваем восстанавливаться и не мысль о том, что ты хотя бы пы-
янно подаёт бедным, тот легко и себя ты живёшь или нет? — Кого-то помощь другим вы- теряем способности быть в форме таешься разомкнуть этот мрак —
от гнева отстанет», не вполне по- — Это совсем не та материя, таскивает из глубоких кризисов, во всех смыслах этого слова. Та- беды и невзгод, быть в нём рядом
нятно, как это связано? которую нужно исчислять в грам- кого-то, наоборот, лишает послед- кая рассудительность и осторож- с теми, кто в этом нуждается, раз-
— Мне кажется, это недоуме- мах и миллиграммах, пользуясь них сил. Почему так получается? ность поможет не выгореть, не на- делять с ними их боль, а главное
ние происходит от глубинного не- для этого аптекарскими весами. — Если ты идёшь служить дорваться, не надломиться и не — нести туда, в этот мрак свет
понимания духовной жизни, ду- Достаточно просто понимать, что нуждающимся только потому, что оставить важного и нужного дела Христов.
ховных законов. Добродетели и ближний по-настоящему значим ищешь пользы лично для себя, то из-за переутомления и безсилия. Понять, идёт ли милосердное
страсти — это звенья единой це- для тебя, а порой — даже более трудно сказать, обретёшь ли ты служение на пользу нашей ду-
пи. Поэтому нет ничего, что в этом значим, чем ты сам. И в силу это- эту пользу. Ведь огромное значе- Типичные искушения ше или нет, не сложно: дерево по-
плане не было бы связано и имен- го ты думаешь о нём, заботишься ние имеют не только и не столь- милосердного служения знаётся по своим плодам, а зна-
но «напрямую». о нём деятельно и зримо. Радуясь ко наши действия, гораздо важнее чит, надо смотреть в первую оче-
Милосердие позволяет че- тому, что удаётся облегчить чьё-то наша способность не оставаться — Где доброделание, там и редь на плоды: меняемся ли мы к
ловеку уподобляться Богу, ведь бремя, сделать чью-то жизнь луч- равнодушными к чужой боли, чу- искушение. Какие типичные иску- лучшему или же нет?
в Писании мы слышим призыв: ше, чем она была прежде, находя жому страданию. В этом неравно- шения бывают у тех, кто занимает- Но это в любом случае зависит
«Будьте милосердны, как и Отец в этом для себя (для себя! – види- душии — залог и нашего исцеле- ся помогающей работой и мило- не только от нашего труда в делах
ваш милосерд» (Лк. 6:36). Уподо- те?) смысл и даже утешение. ния. Если же я «помогаю другому сердным служением? милосердия, это зависит от нашей
бление — вместе с тем и прибли- Но это всё верно, если речь и для себя», то другой, Бог даст, эту — Их очень много. Прежде жизни в целом. Само по себе слу-
жение. А приближаясь к Богу, мы правда идёт о милосердии, а не помощь получит, а мы сами — да- всего это ощущение, что раз ты жение милосердия разрушать че-
меняемся, желание грешить сла- просто «социальной работе» и леко не наверняка. делаешь исключительно важное ловека не может, в нём, напротив,
беет, поскольку радость от чувст- «благотворительности»: ведь не С этим напрямую и связано дело, то исключительно важный есть всё необходимое для его лич-
ва присутствия Бога в нашей жиз- секрет, что можно совершать не- пребывание в «ресурсном состо- человек. И притом — исключи- ностного, христианского станов-
ни буквально выбивает из-под мало добрых по видимости или янии» или же, напротив, выгора- тельно хороший. Хотя в действи- ления и созидания. Разрушать мо-
этого желания основу. даже по своему результату дел — ние. Чаще всего последнее ста- тельности ты лишь пытаешься им жет лишь неправильное к нему от-
Любой грех, который мы со- просто как работу или даже неся новится следствием разочарова- стать, причём не исключительно ношение.
вершаем, делает нас более распо- это как повинность и совершен- ния. Это закономерно: ты прикла- хорошим, а просто хорошим.
ложенными к тому, чтобы согре- но не участвуя в этом сердцем, не дываешь усилия, ждёшь резуль- Второе напрямую связано с Редактор Мария ХОРЬКОВА
шить чем-то ещё. А любая добро- сочувствуя тому, что ты делаешь, тата (опять же — для себя), а его первым: тебе начинает казаться, www.miloserdie.ru
Мы просто спешим... ровому человеку сбегать за хле- ри пакет. В нём батон и Дарниц-
бом — 10 минут. Но Олег болен кий хлеб. А ещё какие-то печенья,
ДЦП. Что не мешает ему есть хлеб. мармелад, чай. Олег с мачехой по-
И он за ним пошёл. И его толкнули. едят супа с хлебом, который так и
Он упал. И два часа полз обратно. не купил Олег, а потом попьют чая
Прямо по грязной мокрой доро- с печеньем.
Вчера вечером шла домой. занной рукой. От него пахнет... су- — Мачеха. ге. Потому что все вокруг спеши-
Держись, Олег. И больше не
Поздно. Плеер в ушах. Смотрю пом. Мы идём вдоль многоподъ- ли домой. К своим детям, мужьям падай...
на дороге — на тротуаре, в смы- — Ты как тут оказался? — ездного дома. Люди вокруг с ин- и жёнам. Со своей буханкой хлеба.
сле — что-то шевелится. Подхожу спрашиваю. — Один. На дороге... тересом оборачиваются. Грязный И некогда помочь встать тому, кто
ближе. Человек. Лежит человек. — Я пошёл за хлебом. Мачеха Олег (он полз от магазина, напо- упал. Не-ког-да. Ольга САВЕЛЬЕВА
Точнее, ползёт человек. Причём болеет. Упал. Меня велосипедист минаю) и я — нарядная, с презен- Я потрясена. Не могу по- https://vk.com/vselo
ползёт так необычно, будто в кон- толкнул. Встать сам не смогу, — тации. ка сформулировать чем. Навер-
курсе участвует, ногами загребает отчитался парень. Мы подходим к нужному подъ- ное тем, что всем вокруг нет де-
и пересаживается вперёд. Первая В это время он уже встал, но езду. ла ни до кого. Тем более до Оле-
мысль: «Пьяный!» Вторая мысль: руку мою держал крепко. — Квартира 59. Первый этаж. га. В грязном, скрюченного. Пото-
«Грязный! Вчера дождик был, сля- — Далеко живёшь? — спра- Ключи — в кармане, — Олег по- му что каждый прошедший мимо
коть». Третья мысль: «А вдруг нет? шиваю я, прикидывая, что мне де- ворачивается ко мне нужным от- ползущего человека уцепился за
В смысле, не пьяный?» лать с ним. топыренным карманом. спасительную мысль: «Он пьян!»,
Мимо спешат другие люди. Ве- — Да нет, вон, — машет рукой Мы входим с ним в подъезд, оправдывающую его бездействие.
чер, надо скорей домой. Ползуще- на дом рядом. — Доведи, а то я он отпускает мою руку и впивает- Не потому что мы плохие. Мы про-
го брезгливо обходят. Отворачи- упаду опять. ся в спасительные перила. Здесь сто спешим. У нас важные дела. А
ваются. Мне тоже надо домой. Ме- — Пошли, — соглашаюсь я. он уже почти дома. Он привычно, у Олега тоже дело — ему надо ку-
ня ребёнок ждёт. Но вдруг не пья- От него не пахнет опасностью. ловко подволакивая ноги, взбира- пить хлеб...
ный... Пахнет супом. ется по лестнице. Боже мой, что это было?
Подхожу и опасливо спраши- — Как зовут тебя? Я открываю квартиру 59 клю- Спустя 20 минут я звоню в
ваю: — Олег. чами Олега. Мы входим в прихо- квартиру 59 по домофону. Никто
— Ты в порядке? — С кем живёшь, Олег? жую. Пахнет супом. не открывает. Я дожидаюсь, пока
Сама удивляюсь своему хамст- — С мачехой. Она заболела. Слабый крик из комнаты: кто-то выходит из подъезда, вхо-
ву: перешла на «ты» без экивоков. Нужен хлеб. — Олежа, это ты? Где ты был жу в него и звоню в звонок, над
— По-мо-ги-те встать, — го- — Ты пошёл за хлебом, тебя два часа? Хлеб купил? которым накарябано «59» (вряд
ворит парень, прожёвывая часть толкнули и ты упал? — восстано- Я кладу ключи на зеркало и ли Олег накарябал это сам, у не-
букв. Руки его скрючены. Ноги то- вила я ход событий. выхожу из квартиры. го скрючены руки, ему не дотя-
же. Он болен ДЦП с рождения. — Да. Олег болен ДЦП. Он два ча- нуться). Мне никто не открывает.
Я протягиваю руку, за которую — А обычно кто покупает са назад вышел за хлебом в мага- Наверное, Олег моется. А маче-
он хватается своей грязной изма- хлеб? зин напротив. Нормальному, здо- ха болеет. Я вешаю на ручку две-