Page 28 - Газета "Родовая Земля"
P. 28

28  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ                                                                                                     1 (246),        2025  .
                                                                                                                                                    «             »


                                                                                                                                   никнуться героями и не только
                                                                                                                                   видеть, но и понимать происходя-
                                                                                                                                   щее на сцене.
                                                                                                                                      К 1735 году сформировалась
                                                                                                                                   многочисленная   «итальянская
                                                                                                                                   компания» (вопреки названию в
                                                                                                                                   коллектив входили представите-
                                                                                                                                   ли самых разных национально-
                                                                                                                                   стей), состоявшая из актёров, пев-
                                                                                                                                   цов, танцовщиков, музыкантов
                                                                                                                                   и машинистов для создания спе-
                                                                                                                                   цэффектов. Возглавил этот кол-
                                                                                                                                   лектив капельмейстер и компози-
                                                                                                                                   тор Франческо Арайя.
                                                                                                                                      Помимо иностранных трупп (к
                                                                                                                                   императорскому двору была так-
                                                                                                                                   же приглашена немецкая труп-
                                                                                                                                   па), Анна Иоанновна, воспитан-
                                                                                                                                   ная в старомосковских традици-
                                                                                                                                   ях, покровительствовала народ-
                                                                                                                                   ному творчеству. Она собирала
                                                                                                                                   при дворе различных сказителей,
                                                                                                                                   рассказчиков, балагуров, народ-
                                                                                                                                   ных музыкантов (например, гу-
                                                                                                                                   сляров) и певчих, которые также
                                                                                                                                   принимали участие в театральных
                                                                                                                                   представлениях при император-
                                                                                                                                   ском дворе.
                                                                                                                                      Всё это дало серьёзный толчок
                                                                                                                                   для перевода иностранных пьес
                                                                                                                                   на русский язык, так как зрители
                                                                                                                                   хотели и литературного понима-
                                                                                                                                   ния происходящего. В это же вре-
                                                                                                                                   мя начинали писаться либретто,
                                                                                                                                   появились статьи об истории теа-
                                                                                                                                   тра, набирала обороты театраль-
                                                                                                                                   ной критики. Возникли коллек-
                                                                                                                                   тивы «охотников» — русских го-
                                                                                                                                   родских, частных, партикулярных
                                                                                                                                   трупп, имевших большое значе-
                                                                                                                                   ние для становления русского на-
                                                                                                                                   ционального театра.
                                                                                                                                      Конец правления Анны Ио-
                                                                                                                                   анновны запомнился современ-
                                                                                                                                   никам проведением знаменитой
                                                                                                                                   «ледяной свадьбы» — шутовской
           Когда мы слышим об импера-       В 15-летнем возрасте Анна по-  положении — власти она не име-  пять театральных трупп при своём  свадьбы князя Михаила Голицына
           трице Анне Иоанновне, у нас   кинула Измайлово, так как в 1708  ла, денег на содержание почти не  дворе, отправить одну из них в  по прозвищу Квасник (на пирах он
                                         году  Пётр I  решил  «перевезти»  получала, в Москве и Петербурге  Россию. Король послал в Россию  подносил квас) и шутихи-калмыч-
           в голове всплывает не самый   своих родственников в новую сто-  жить не могла.            итальянскую труппу — предста-  ки Авдотьи Бужениновой в доме,
           приятный образ неказистой,    лицу — Петербург. Прасковья Фё-  Поворотным в судьбе Анны  вителей комедии дель арте.     полностью построенном из льда.
           безграмотной и безвольной     доровна с дочерьми поселилась в  Иоанновны стал 1730 год. На со-  Комедия дель арте — это жанр   Существует  устоявшееся
           женщины, растрачивающей го-   собственном дворце на Москов-  брании Верховного тайного со-  театрального представления, за-  представление о том, что свадь-
           сударственный бюджет на без-  ской стороне.                 вета князь Д.М. Голицын выкрик-  родившийся в XVI веке в Италии.  ба в ледяном доме — это некое
                                                                                                                                   извращение, которое выдумала
                                            С переездом начался трудный  нул «Виват!» кандидатуре Анны  Основные черты жанра — посто-
           вкусные празднества и балы,   период в жизни царевен, связан-  Ивановны на престол, и уже вско-  янные персонажи (маски) и им-  Анна Иоанновна. Однако формат
           главное из которых — «ледяная  ный с их брачным возрастом. По  ре она вернулась в Россию. Далее  провизационный характер их ди-  был не нов: её дядя, император
           свадьба», увековеченная Ива-  традиции царских дочерей не вы-  — известный сюжет, связанный с  алогов. На протяжении долгого  Пётр I, был знаменит подобны-
           ном Лажечниковым в рома-      давали замуж: ни один жених Мо-  разрывом кондиций. Сюжет инте-  времени этот жанр был очень рас-  ми празднествами. Пышные сва-
                                                                       ресный, но сейчас мы его опустим.
                                         сковского государства не подхо-
                                                                                                     пространён в Европе, и к XVIII веку  дебные маскарады Пётр любил,
           не «Ледяной дом». Но дейст-   дил им по статусу, а выдавать за-  Став императрицей, Анна Ио-  местные зрители им пресытились,  а больше любил всякого рода не-
           вительно ли шутовская свадь-  муж на иностранца-иноверца бы-  анновна начала переделывать им-  из-за чего многие труппы начали  пристойные свадьбы — напри-
           ба была такой жестокой, как   ло бы предательством веры. Ца-  ператорский двор по подобию из-  искать нового зрителя.   мер, в 1715 году женил 70-летне-
                                                                                                        Российское  общество  давно  го Никиту Моисеевича Зотова на
           её описывают в литературе? И   ревны жили в Кремлёвских двор-  майловского: например, выписа-  созрело для приобщения к вы-  молодой вдвое, которой не было
                                         цах, а потом переселялись в кельи  ла из разных монастырей стару-
           причём здесь Пётр I?          Вознесенского монастыря, распо-  шек-матушек, проживавщих ког-  сокопрофессиональным  спек-  еще и 30 лет. Свадьба самой Ан-
                                         ложенного рядом с Кремлём.    да-то в родном дворце. При её  таклям, но существовала боль-  ны Иоанновны с герцогом Кур-
              Российская императрица Анна   Однако  Пётр  I  решил  пере-  дворе появляется множество бла-  шая проблема — языковой барь-  ляндским проводилась вместе со
           Иоанновна (1730–1740) — сред-  смотреть эти порядки и загорел-  женных. Также она просит вы-  ер. И тут комедия дель арте бы-  свадьбой любимца Петра I — шу-
           няя дочь царя Иоанна Алексееви-  ся идеей устроить серию династи-  слать ей книги, где описывались  ла как никогда кстати, так как это  та-карлика Екима Волкова.
           ча и Прасковьи Фёдоровны Сал-  ческих браков с представителями  старомосковские порядки — об-  не литературные спектакли, осо-  Свадьба в ледяном доме бы-
           тыковой, племянница императора  европейских монарших домов.  ряды или устройство усадеб.  бой привязки к тексту они не име-  ла лишь частью обширных празд-
           Петра I. Анна родилась 28 января   В это время шла борьба за гер-  Маскарады  Анна  Иоанновна  ли, так как были импровизацион-  неств, посвящённых заключению
           (7 февраля) 1693 года и стала од-  цогство Курляндское. На него пре-  устраивала не очень часто, вме-  ными, а основу действа составля-  мира  после победы в  русско-ту-
           ной из последних московских ца-  тендовало сразу несколько госу-  сто них организовывались курта-  ли пластика, пантомима, акроба-  рецкой войне (1735–1739 гг.).
           ревен. Всё своё детство она про-  дарств — Пруссия, Швеция и Рос-  ги — съезды знати ко двору. Они  тика и музыкальное сопровожде-  Праздник должен был показывать
           вела в Москве с матерью и двумя  сия. Пётр договорился о том, что  проводились по четвергам и вос-  ние. Поэтому русская публика до-  всю мощь российского государст-
           сёстрами в селе Измайлово, кото-  17-летний герцог Фридрих Виль-  кресеньям и традиционно состоя-  статочно просто могла считывать  ва не только в военном деле, но в
           рое горячо любила (не случайно  гельм, живущий в изгнании из  ли из трёх элементов — бесед, игр  эмоциональные реакции актёров  культуре и науке.
           именно в честь него будет назван  собственных владений, возьмёт  и музыки. Танцы организовыва-  и сопереживать персонажам.  Некоторые  исследователи  ви-
           новый гвардейский полк, создан-  себе в жёны одну из родственниц  лись редко (не в таком количест-  В 1731 году из Варшавы при-  дят символизм в кандидатурах
           ный Анной Иоанновной).        Петра,  эта  роль досталось  моло-  ве, как при Екатерине I или Елиза-  бывает труппа из 22-х человек во  молодожёнов: жених, провинив-
              Пётр I относился к семье по-  дой Анне.                  вете Петровне). Также императри-  главе с Томмазо Ристори. С ними  шийся в вероотступничестве (Го-
           койного брата благосклонно, поэ-  31 октября 1710 года в Менши-  ца любила устраивать фейервер-  приезжает оркестр (в составе ко-  лицын, будучи за границей, ре-
           тому детство Анны было беззабот-  ковском дворце играют свадьбу  ки с пиротехническими приспосо-  торого был ученик знаменитого  шил жениться на итальянке и пе-
           ным, Измайлово стало «остров-  Анны Ивановны с герцогом Кур-  блениями, иллюминации или ог-  композитора Антонио Вивальди),  решёл в католичество) и невеста-
           ком старины» в бурно меняющей-  ляндским Фридрихом Вильгель-  ненные шоу.                 возглавляемый Джованни Ристо-  калмычка, перешедшая в право-
           ся действительности при Петре.  мом. Через несколько месяцев, в   При Анне Иоанновне театр  ри (сын главы труппы и известный  славие.  Эти символы  можно  рас-
           Ещё при Алексее Михайловиче  январе 1711 года, молодожёны от-  становится постоянной забавой  итальянский композитор).  сматривать как свидетельство о
           здесь были разведены сады, со-  правились в Курляндию, и на пер-  для русской публики, театральные   26 февраля 1731 года был по-  победе православия над всякими
           зданы оранжереи с тропическими  вой же яме герцог скончался с пе-  труппы начинают постоянную ра-  ставлен первый спектакль — ко-  иноверцами (как восточными, так
           растениями, птичник и зверинец.  репоя.                     боту на территории России. До Ан-  медия «Счастливый обман». Рус-  и западными).
           Во дворце был  маленький  театр,   Анна возвращается к матери,  ны Иоанновны дворяне доволь-  ский зритель быстро запомнил   Перед празднествами Анна
           где ставились пьесы и был свой  но Пётр I, узнав об этом, отправля-  ствовались бродячими труппами  всех персонажей, в дель арте на-  Ивановна попросила всех гене-
           оркестр. Двор состоял из много-  ет её обратно в Курляндию. Анна  или единичными гастролирующи-  бор персонажей неизменен и каж-  рал-губернаторов провинций при-
           численных слуг — верховных бо-  Иоанновна стала удобным пред-  ми актёрами. Императрица реши-  дый имеет постоянные черты ха-  слать по нескольку человек обо-
           ярынь, комнатных псаломщиц,  логом для вмешательства в дела  ла создать в России постоянную  рактера (например, все мы пред-  их полов в национальных костю-
           чтиц, постельниц, шутих, старух-  Курляндии, поэтому девушку от-  театральную труппу. Она попроси-  ставляем себе Арлекина — хитро-  мах своей родины. В день начала
           богомолиц, девочек-сироток, де-  туда никто забирать не хотел. Ан-  ла короля Польского и курфюрста  го, коварного, но глуповатого). Это  торжеств эта толпа пришла на по-
           тей-инородцев и многих других.  на оказалась не в самом лучшем  Саксонского Августа II, имевшего  позволило русской публике про-  клон к императрице, демонстри-
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32