Page 28 - Газета "Родовая Земля"
P. 28
28 • ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ 1 (246), 2025 .
« »
никнуться героями и не только
видеть, но и понимать происходя-
щее на сцене.
К 1735 году сформировалась
многочисленная «итальянская
компания» (вопреки названию в
коллектив входили представите-
ли самых разных национально-
стей), состоявшая из актёров, пев-
цов, танцовщиков, музыкантов
и машинистов для создания спе-
цэффектов. Возглавил этот кол-
лектив капельмейстер и компози-
тор Франческо Арайя.
Помимо иностранных трупп (к
императорскому двору была так-
же приглашена немецкая труп-
па), Анна Иоанновна, воспитан-
ная в старомосковских традици-
ях, покровительствовала народ-
ному творчеству. Она собирала
при дворе различных сказителей,
рассказчиков, балагуров, народ-
ных музыкантов (например, гу-
сляров) и певчих, которые также
принимали участие в театральных
представлениях при император-
ском дворе.
Всё это дало серьёзный толчок
для перевода иностранных пьес
на русский язык, так как зрители
хотели и литературного понима-
ния происходящего. В это же вре-
мя начинали писаться либретто,
появились статьи об истории теа-
тра, набирала обороты театраль-
ной критики. Возникли коллек-
тивы «охотников» — русских го-
родских, частных, партикулярных
трупп, имевших большое значе-
ние для становления русского на-
ционального театра.
Конец правления Анны Ио-
анновны запомнился современ-
никам проведением знаменитой
«ледяной свадьбы» — шутовской
Когда мы слышим об импера- В 15-летнем возрасте Анна по- положении — власти она не име- пять театральных трупп при своём свадьбы князя Михаила Голицына
трице Анне Иоанновне, у нас кинула Измайлово, так как в 1708 ла, денег на содержание почти не дворе, отправить одну из них в по прозвищу Квасник (на пирах он
году Пётр I решил «перевезти» получала, в Москве и Петербурге Россию. Король послал в Россию подносил квас) и шутихи-калмыч-
в голове всплывает не самый своих родственников в новую сто- жить не могла. итальянскую труппу — предста- ки Авдотьи Бужениновой в доме,
приятный образ неказистой, лицу — Петербург. Прасковья Фё- Поворотным в судьбе Анны вителей комедии дель арте. полностью построенном из льда.
безграмотной и безвольной доровна с дочерьми поселилась в Иоанновны стал 1730 год. На со- Комедия дель арте — это жанр Существует устоявшееся
женщины, растрачивающей го- собственном дворце на Москов- брании Верховного тайного со- театрального представления, за- представление о том, что свадь-
сударственный бюджет на без- ской стороне. вета князь Д.М. Голицын выкрик- родившийся в XVI веке в Италии. ба в ледяном доме — это некое
извращение, которое выдумала
С переездом начался трудный нул «Виват!» кандидатуре Анны Основные черты жанра — посто-
вкусные празднества и балы, период в жизни царевен, связан- Ивановны на престол, и уже вско- янные персонажи (маски) и им- Анна Иоанновна. Однако формат
главное из которых — «ледяная ный с их брачным возрастом. По ре она вернулась в Россию. Далее провизационный характер их ди- был не нов: её дядя, император
свадьба», увековеченная Ива- традиции царских дочерей не вы- — известный сюжет, связанный с алогов. На протяжении долгого Пётр I, был знаменит подобны-
ном Лажечниковым в рома- давали замуж: ни один жених Мо- разрывом кондиций. Сюжет инте- времени этот жанр был очень рас- ми празднествами. Пышные сва-
ресный, но сейчас мы его опустим.
сковского государства не подхо-
пространён в Европе, и к XVIII веку дебные маскарады Пётр любил,
не «Ледяной дом». Но дейст- дил им по статусу, а выдавать за- Став императрицей, Анна Ио- местные зрители им пресытились, а больше любил всякого рода не-
вительно ли шутовская свадь- муж на иностранца-иноверца бы- анновна начала переделывать им- из-за чего многие труппы начали пристойные свадьбы — напри-
ба была такой жестокой, как ло бы предательством веры. Ца- ператорский двор по подобию из- искать нового зрителя. мер, в 1715 году женил 70-летне-
Российское общество давно го Никиту Моисеевича Зотова на
её описывают в литературе? И ревны жили в Кремлёвских двор- майловского: например, выписа- созрело для приобщения к вы- молодой вдвое, которой не было
цах, а потом переселялись в кельи ла из разных монастырей стару-
причём здесь Пётр I? Вознесенского монастыря, распо- шек-матушек, проживавщих ког- сокопрофессиональным спек- еще и 30 лет. Свадьба самой Ан-
ложенного рядом с Кремлём. да-то в родном дворце. При её таклям, но существовала боль- ны Иоанновны с герцогом Кур-
Российская императрица Анна Однако Пётр I решил пере- дворе появляется множество бла- шая проблема — языковой барь- ляндским проводилась вместе со
Иоанновна (1730–1740) — сред- смотреть эти порядки и загорел- женных. Также она просит вы- ер. И тут комедия дель арте бы- свадьбой любимца Петра I — шу-
няя дочь царя Иоанна Алексееви- ся идеей устроить серию династи- слать ей книги, где описывались ла как никогда кстати, так как это та-карлика Екима Волкова.
ча и Прасковьи Фёдоровны Сал- ческих браков с представителями старомосковские порядки — об- не литературные спектакли, осо- Свадьба в ледяном доме бы-
тыковой, племянница императора европейских монарших домов. ряды или устройство усадеб. бой привязки к тексту они не име- ла лишь частью обширных празд-
Петра I. Анна родилась 28 января В это время шла борьба за гер- Маскарады Анна Иоанновна ли, так как были импровизацион- неств, посвящённых заключению
(7 февраля) 1693 года и стала од- цогство Курляндское. На него пре- устраивала не очень часто, вме- ными, а основу действа составля- мира после победы в русско-ту-
ной из последних московских ца- тендовало сразу несколько госу- сто них организовывались курта- ли пластика, пантомима, акроба- рецкой войне (1735–1739 гг.).
ревен. Всё своё детство она про- дарств — Пруссия, Швеция и Рос- ги — съезды знати ко двору. Они тика и музыкальное сопровожде- Праздник должен был показывать
вела в Москве с матерью и двумя сия. Пётр договорился о том, что проводились по четвергам и вос- ние. Поэтому русская публика до- всю мощь российского государст-
сёстрами в селе Измайлово, кото- 17-летний герцог Фридрих Виль- кресеньям и традиционно состоя- статочно просто могла считывать ва не только в военном деле, но в
рое горячо любила (не случайно гельм, живущий в изгнании из ли из трёх элементов — бесед, игр эмоциональные реакции актёров культуре и науке.
именно в честь него будет назван собственных владений, возьмёт и музыки. Танцы организовыва- и сопереживать персонажам. Некоторые исследователи ви-
новый гвардейский полк, создан- себе в жёны одну из родственниц лись редко (не в таком количест- В 1731 году из Варшавы при- дят символизм в кандидатурах
ный Анной Иоанновной). Петра, эта роль досталось моло- ве, как при Екатерине I или Елиза- бывает труппа из 22-х человек во молодожёнов: жених, провинив-
Пётр I относился к семье по- дой Анне. вете Петровне). Также императри- главе с Томмазо Ристори. С ними шийся в вероотступничестве (Го-
койного брата благосклонно, поэ- 31 октября 1710 года в Менши- ца любила устраивать фейервер- приезжает оркестр (в составе ко- лицын, будучи за границей, ре-
тому детство Анны было беззабот- ковском дворце играют свадьбу ки с пиротехническими приспосо- торого был ученик знаменитого шил жениться на итальянке и пе-
ным, Измайлово стало «остров- Анны Ивановны с герцогом Кур- блениями, иллюминации или ог- композитора Антонио Вивальди), решёл в католичество) и невеста-
ком старины» в бурно меняющей- ляндским Фридрихом Вильгель- ненные шоу. возглавляемый Джованни Ристо- калмычка, перешедшая в право-
ся действительности при Петре. мом. Через несколько месяцев, в При Анне Иоанновне театр ри (сын главы труппы и известный славие. Эти символы можно рас-
Ещё при Алексее Михайловиче январе 1711 года, молодожёны от- становится постоянной забавой итальянский композитор). сматривать как свидетельство о
здесь были разведены сады, со- правились в Курляндию, и на пер- для русской публики, театральные 26 февраля 1731 года был по- победе православия над всякими
зданы оранжереи с тропическими вой же яме герцог скончался с пе- труппы начинают постоянную ра- ставлен первый спектакль — ко- иноверцами (как восточными, так
растениями, птичник и зверинец. репоя. боту на территории России. До Ан- медия «Счастливый обман». Рус- и западными).
Во дворце был маленький театр, Анна возвращается к матери, ны Иоанновны дворяне доволь- ский зритель быстро запомнил Перед празднествами Анна
где ставились пьесы и был свой но Пётр I, узнав об этом, отправля- ствовались бродячими труппами всех персонажей, в дель арте на- Ивановна попросила всех гене-
оркестр. Двор состоял из много- ет её обратно в Курляндию. Анна или единичными гастролирующи- бор персонажей неизменен и каж- рал-губернаторов провинций при-
численных слуг — верховных бо- Иоанновна стала удобным пред- ми актёрами. Императрица реши- дый имеет постоянные черты ха- слать по нескольку человек обо-
ярынь, комнатных псаломщиц, логом для вмешательства в дела ла создать в России постоянную рактера (например, все мы пред- их полов в национальных костю-
чтиц, постельниц, шутих, старух- Курляндии, поэтому девушку от- театральную труппу. Она попроси- ставляем себе Арлекина — хитро- мах своей родины. В день начала
богомолиц, девочек-сироток, де- туда никто забирать не хотел. Ан- ла короля Польского и курфюрста го, коварного, но глуповатого). Это торжеств эта толпа пришла на по-
тей-инородцев и многих других. на оказалась не в самом лучшем Саксонского Августа II, имевшего позволило русской публике про- клон к императрице, демонстри-