Page 32 - Газета "Родовая Земля"
P. 32

32  • КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ                                                                                                      № 7 (252), июль 2025 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


              Сегодня глиняную свистульку  ков глины, которая шла прежде  форме других животных, напри-
           встретишь на каждой ярмарке, где её  всего на изготовление посуды. Од-  мер, коров, которые должны бы-
           не только видно, но и слышно. Исто-  нако с XIX века они стали самосто-  ли насвистеть владельцам креп-
           рия самого народного керамического  ятельным направлением и отвое-  кую семью и здоровье. С птичьи-
           изделия уходит в глубину веков. До   вали себе часть гончарного при-  ми свистульками народные пове-
           того, как стать ярмарочным сувени-  лавка. А когда на смену посудной  рья связывали привлечение в дом
           ром, глиняная свистулька (дудка, гу-  керамике пришёл металл и фа-  богатства и благополучия.
           духа, свистун) была важным языче-  бричные изделия, игрушки стали   При сходных технологиях про-
           ским инструментом для вызывания   залогом выживания для гончара.  изводства глиняных свистулек в
           дождя, оберегом от нечистой силы, а                         разных регионах России сущест-
           заодно музыкальным инструментом.  О чём свистит корова?
                                            Чаще всего русские свистульки
              Считается, для забавы сви-  имеют форму животного, как пра-
           стульки начали изготавливать  вило, птицы. Традиционно «поют»
           лишь в XIX веке. Традиции многих
           гончарных центров, которые тогда
           возникли, сохранились до сих пор,
           и в современной России живут и
           работают потомственные свисту-                                                                                          ции. Объединение усилий их по-
           лечники. Сберечь удалось не толь-
           ко форму и орнамент, но и голос                                                                                         томков и группы выпускников Аб-
           свистульки, который зависит от ка-                                                                                      рамцевского художественно-про-
           чества глины и слуха мастера.                                                                                           мышленного училища позволило
                                                                                                                                   сохранить промысел.
                                                                                                                                      А вот в селе Абашево Пензен-
           Свистопляска                                                                                                            ской области сохраняют секре-
           из глубины веков
                                                                                                                                   ты абашевской игрушки в школе.
              Когда на Руси впервые раздал-                                                                                        Здесь открыт музей глиняной иг-
           ся глиняный свист, узнать невоз-                                                                                        рушки, где можно услышать рас-
           можно. Историки ручаются за то,                                                                                         сказ о выдающихся мастерах, про-
           что более тысячи лет русские гон-                                                                                       водятся и занятия по лепке. Техно-
           чары изготавливали глиняные дуд-                                                                                        логию изготовления свистульки
           ки различных форм. Самые ранние                                                                                         здешний житель знает так же, как
                                                     Свистульки,
           археологические находки этих из-                                                                                        алфавит, — со школы.
           делий относятся к X веку, но масте-       Свистульки,
           рили свистульки гораздо раньше.                                                                                         Как делают свистульку
              В языческие века дудки игра-
           ли важную роль в обрядах и на-                                                                                             Шаг первый. Выбор глины
                                             свистулечники
           делялись магическими свойства-                                                                                             Глина, пригодная для изготов-
                                             свистулечники                                                                         не подойти для свистульки. Мас-
           ми. Известно, что с их помощью                                                                                          ления горшка или тарелки, может
                                                                                                                                   тера берут глину, в которой не бо-
                                                                                                                                   лее 10–15% песка. Если его боль-
                                                                                                                                   ше, изделие может не слепиться, а
                                           и свистопляска
                                           и свистопляска                                                                          если меньше, даст не тот звук.
                                                                                                                                      Шаг второй. Лепка
                                                                                                                                      После добычи и специальной
                                                                                                                                   подготовки глины мастер выле-
                                                                                                                                   пливает небольшой шар, из ко-
                                                                       вовали свои местные особенно-  С именем мастера связывают со-
                                                                       сти. Например, кое-где изготавли-  хранение легендарного жбанни-  торого делает чашу с толсты-
                                                                       вали водяных соловьёв, которые  ковской игрушки, которая роди-  ми стенками. После этого сводит
                                                                       начинали петь переливчатым го-  лась в местном селе Жбанниково   концы, чтобы получился шар, по-
                                                                       лосом после наполнения водой.  в XVII веке. Анна — прямой по-  лый внутри (в нём будет форми-
                                                                       Для других игрушек попадание  томок, по крови и ремеслу, мас-  роваться звук), с продолговатым
                                                                       воды, напротив, было равносиль-  теровой династии Тимофеевых,   свистком.
                                                                       но паденью на землю — свистуль-  с которыми связывают развитие
                                                                       ка могла раскрошиться в руках.  промысла.                      Шаг третий.
                                                                                                        Обучалась изготовлению иг-    Работа над свистком
                                                                                                     рушки она у матери, Прасковьи    Чтобы игрушка зазвучала,
           пытались вызвать дождь в засу-                                                            Тимофеевой, а ту научил отец. Дед   нужно сделать несколько отвер-
           ху и распугать нечистую силу. Де-                                                         был потомственным гончаром, и   стий с помощью трубочки или па-
           лали свистульки и в качестве му-                                                          все его дети занимались этим ре-  лочки, которые у гончаров назы-
           зыкальных инструментов — для                                                              меслом: сыновья делали горшки,   ваются пичужками. Некоторые
           себя и по заказу для ярмарочных                                                           дочери — игрушки-свистульки.   дают глине подсохнуть, но в этом
           выступлений. Музыкальные дудки                                                            Анна Терешина с гордостью рас-  случае есть опасность, что изде-
           были нарочито неказистыми, от-                                                            сказывает, что её дед торговал   лие потрескается.
           личаясь от всех прочих отсутстви-                                                         своими изделиями не только на    Первое отверстие делается в
           ем рисунков и орнаментов.                                                                 ярмарках в Нижегородской обла-  свистке, втрое — на стыке свистка
              Считается, что слово «сви-                                                             сти, но и в Москву возил. Благода-  и пустотелой камеры. Отверстия
           стопляска» тоже пошло от игру-                                                            ря чему стал по местным меркам   должны быть правильной круглой
           шек-свистулек. Например, в Вят-                                                           состоятельным человеком.      формы, для этого они тщательно
           ской губернии дети подыгрыва-                                                                А его внучка не только до сто-  вычищаются от глины, различных
           ли на глиняных дудках родителям,                                                          лицы, но и в зарубежные страны   шероховатостей и заусенцев. Что-
           бравшим в руки балалайки, в дни                                                           добралась со своими свистулька-  бы игрушка могла менять голоса и
           поминовения предков, и это назы-                                                          ми. На испанском фестивале на-  исполнять музыку, мастера дела-
           валось свистопляской.                                                                     родных мастеров мэр города Те-  ют отверстия по бокам. При игре
              Долгое время свистульки, да                                                            руэль, восхищённый голосом и   их можно будет закрывать паль-
                                                                          Разновидностей свистулек ве-
           и игрушки тоже, считались побоч-  глиняные утки, куры, совы, голу-  ликое множество. Наиболее из-  видом  терешинских-тимофеев-  цами, изменяя тональность. При-
           ным промыслом русских гонча-  би и пернатые неопределённых   вестны каргопольская, жбанни-  ских петушков и баранов, устроил   нято делать до шести отверстий.
           ров, их лепили наскоро из остат-  типов. Также делали свистульки в                        для Анны аудиенцию.              Мастер нередко настраива-
                                                                       ковская, абашевская, плешков-                               ет звук, регулируя размер отвер-
                                                                       ская, старооскольская. И дымков-  Мастер глиняной игрушки   стий, с мягкой глиной в руках. Го-
                                                                       ская, конечно. Сегодня изготовле-  из Каргополя Валентин Шевелёв   лос будущей свистульки уже поня-
                                                                       нием традиционной игрушки-сви-  вспоминает, что лепке игрушек   тен, после обжига он станет гром-
                                                                       стульки занимаются в основном   его научил дед. Сначала давал по-  че и звонче.
                                                                                                     играть, а увидев интерес у внука,
                                                                       дипломированные художники и
                                                                       педагоги народных студий, но и   взялся за обучение. «Говорил —   Шаг четвёртый.
                                                                       кустарей в этом деле немало. Ма-  садись, в жизни пригодиться, —   Завершение фигуры
                                                                                                     вспоминает мастер. — А так не хо-
                                                                       стера со стажем говорят, что про-                              Получившийся шаг со свист-
                                                                       кормиться игрушкой можно, но   телось. Ребята на лыжах вышли, с   ком может стать основанием для
                                                                                                     горок катаются, а мне игрушку ле-
                                                                       разбогатеть вряд ли получится   пить. Сейчас вспоминаю это вре-  любой фигуры — превратиться в
                                                                       — слишком дорого свистульку не   мя как самое лучшее».      птицу, быка или наездника, сидя-
                                                                       продашь, а сил и средств на её со-  Потомки мастеров сыграли   щего верхом на бочонке. После
                                                                       здание уходит немало.                                       того как фигурка готова, следует
                                                                                                     важную роль и в сохранении фи-
                                                                                                     лимоновской игрушки, которая   обжиг и роспись.
                                                                       Потомки мастеров              происходит из Тульской области.
                                                                          В Нижнем Новгороде Анну  В середине прошлого века в Фи-             Сергей ВИНОГРАДОВ
                                                                       Терешину называют волшебни-   лимоново остались лишь три ма-            https://russkiymir.ru/
                                                                       цей и хранительницей традиций.  стерицы, которые помнили тради-         publications/300458/
   27   28   29   30   31   32