Page 32 - Газета "Родовая Земля"
P. 32
32 • КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ № 7 (252), июль 2025 г.
«Родовая Земля»
Сегодня глиняную свистульку ков глины, которая шла прежде форме других животных, напри-
встретишь на каждой ярмарке, где её всего на изготовление посуды. Од- мер, коров, которые должны бы-
не только видно, но и слышно. Исто- нако с XIX века они стали самосто- ли насвистеть владельцам креп-
рия самого народного керамического ятельным направлением и отвое- кую семью и здоровье. С птичьи-
изделия уходит в глубину веков. До вали себе часть гончарного при- ми свистульками народные пове-
того, как стать ярмарочным сувени- лавка. А когда на смену посудной рья связывали привлечение в дом
ром, глиняная свистулька (дудка, гу- керамике пришёл металл и фа- богатства и благополучия.
духа, свистун) была важным языче- бричные изделия, игрушки стали При сходных технологиях про-
ским инструментом для вызывания залогом выживания для гончара. изводства глиняных свистулек в
дождя, оберегом от нечистой силы, а разных регионах России сущест-
заодно музыкальным инструментом. О чём свистит корова?
Чаще всего русские свистульки
Считается, для забавы сви- имеют форму животного, как пра-
стульки начали изготавливать вило, птицы. Традиционно «поют»
лишь в XIX веке. Традиции многих
гончарных центров, которые тогда
возникли, сохранились до сих пор,
и в современной России живут и
работают потомственные свисту- ции. Объединение усилий их по-
лечники. Сберечь удалось не толь-
ко форму и орнамент, но и голос томков и группы выпускников Аб-
свистульки, который зависит от ка- рамцевского художественно-про-
чества глины и слуха мастера. мышленного училища позволило
сохранить промысел.
А вот в селе Абашево Пензен-
Свистопляска ской области сохраняют секре-
из глубины веков
ты абашевской игрушки в школе.
Когда на Руси впервые раздал- Здесь открыт музей глиняной иг-
ся глиняный свист, узнать невоз- рушки, где можно услышать рас-
можно. Историки ручаются за то, сказ о выдающихся мастерах, про-
что более тысячи лет русские гон- водятся и занятия по лепке. Техно-
чары изготавливали глиняные дуд- логию изготовления свистульки
ки различных форм. Самые ранние здешний житель знает так же, как
Свистульки,
археологические находки этих из- алфавит, — со школы.
делий относятся к X веку, но масте- Свистульки,
рили свистульки гораздо раньше. Как делают свистульку
В языческие века дудки игра-
ли важную роль в обрядах и на- Шаг первый. Выбор глины
свистулечники
делялись магическими свойства- Глина, пригодная для изготов-
свистулечники не подойти для свистульки. Мас-
ми. Известно, что с их помощью ления горшка или тарелки, может
тера берут глину, в которой не бо-
лее 10–15% песка. Если его боль-
ше, изделие может не слепиться, а
и свистопляска
и свистопляска если меньше, даст не тот звук.
Шаг второй. Лепка
После добычи и специальной
подготовки глины мастер выле-
пливает небольшой шар, из ко-
вовали свои местные особенно- С именем мастера связывают со-
сти. Например, кое-где изготавли- хранение легендарного жбанни- торого делает чашу с толсты-
вали водяных соловьёв, которые ковской игрушки, которая роди- ми стенками. После этого сводит
начинали петь переливчатым го- лась в местном селе Жбанниково концы, чтобы получился шар, по-
лосом после наполнения водой. в XVII веке. Анна — прямой по- лый внутри (в нём будет форми-
Для других игрушек попадание томок, по крови и ремеслу, мас- роваться звук), с продолговатым
воды, напротив, было равносиль- теровой династии Тимофеевых, свистком.
но паденью на землю — свистуль- с которыми связывают развитие
ка могла раскрошиться в руках. промысла. Шаг третий.
Обучалась изготовлению иг- Работа над свистком
рушки она у матери, Прасковьи Чтобы игрушка зазвучала,
пытались вызвать дождь в засу- Тимофеевой, а ту научил отец. Дед нужно сделать несколько отвер-
ху и распугать нечистую силу. Де- был потомственным гончаром, и стий с помощью трубочки или па-
лали свистульки и в качестве му- все его дети занимались этим ре- лочки, которые у гончаров назы-
зыкальных инструментов — для меслом: сыновья делали горшки, ваются пичужками. Некоторые
себя и по заказу для ярмарочных дочери — игрушки-свистульки. дают глине подсохнуть, но в этом
выступлений. Музыкальные дудки Анна Терешина с гордостью рас- случае есть опасность, что изде-
были нарочито неказистыми, от- сказывает, что её дед торговал лие потрескается.
личаясь от всех прочих отсутстви- своими изделиями не только на Первое отверстие делается в
ем рисунков и орнаментов. ярмарках в Нижегородской обла- свистке, втрое — на стыке свистка
Считается, что слово «сви- сти, но и в Москву возил. Благода- и пустотелой камеры. Отверстия
стопляска» тоже пошло от игру- ря чему стал по местным меркам должны быть правильной круглой
шек-свистулек. Например, в Вят- состоятельным человеком. формы, для этого они тщательно
ской губернии дети подыгрыва- А его внучка не только до сто- вычищаются от глины, различных
ли на глиняных дудках родителям, лицы, но и в зарубежные страны шероховатостей и заусенцев. Что-
бравшим в руки балалайки, в дни добралась со своими свистулька- бы игрушка могла менять голоса и
поминовения предков, и это назы- ми. На испанском фестивале на- исполнять музыку, мастера дела-
валось свистопляской. родных мастеров мэр города Те- ют отверстия по бокам. При игре
Долгое время свистульки, да руэль, восхищённый голосом и их можно будет закрывать паль-
Разновидностей свистулек ве-
и игрушки тоже, считались побоч- глиняные утки, куры, совы, голу- ликое множество. Наиболее из- видом терешинских-тимофеев- цами, изменяя тональность. При-
ным промыслом русских гонча- би и пернатые неопределённых вестны каргопольская, жбанни- ских петушков и баранов, устроил нято делать до шести отверстий.
ров, их лепили наскоро из остат- типов. Также делали свистульки в для Анны аудиенцию. Мастер нередко настраива-
ковская, абашевская, плешков- ет звук, регулируя размер отвер-
ская, старооскольская. И дымков- Мастер глиняной игрушки стий, с мягкой глиной в руках. Го-
ская, конечно. Сегодня изготовле- из Каргополя Валентин Шевелёв лос будущей свистульки уже поня-
нием традиционной игрушки-сви- вспоминает, что лепке игрушек тен, после обжига он станет гром-
стульки занимаются в основном его научил дед. Сначала давал по- че и звонче.
играть, а увидев интерес у внука,
дипломированные художники и
педагоги народных студий, но и взялся за обучение. «Говорил — Шаг четвёртый.
кустарей в этом деле немало. Ма- садись, в жизни пригодиться, — Завершение фигуры
вспоминает мастер. — А так не хо-
стера со стажем говорят, что про- Получившийся шаг со свист-
кормиться игрушкой можно, но телось. Ребята на лыжах вышли, с ком может стать основанием для
горок катаются, а мне игрушку ле-
разбогатеть вряд ли получится пить. Сейчас вспоминаю это вре- любой фигуры — превратиться в
— слишком дорого свистульку не мя как самое лучшее». птицу, быка или наездника, сидя-
продашь, а сил и средств на её со- Потомки мастеров сыграли щего верхом на бочонке. После
здание уходит немало. того как фигурка готова, следует
важную роль и в сохранении фи-
лимоновской игрушки, которая обжиг и роспись.
Потомки мастеров происходит из Тульской области.
В Нижнем Новгороде Анну В середине прошлого века в Фи- Сергей ВИНОГРАДОВ
Терешину называют волшебни- лимоново остались лишь три ма- https://russkiymir.ru/
цей и хранительницей традиций. стерицы, которые помнили тради- publications/300458/

