Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27
«Родовая Земля» ТРАДИЦИИ • 27
№ 7 (252), июль 2025 г.
ловека можно лишить чувства,
он может потерять сознание. Об Народные игры и забавы
этом знают многие, занимающие-
ся контактными единоборствами.
Но и наоборот: если человек
находится без сознания, то, масси- Яркой чертой культуры каж-
руя ему эту зону, можно эффектив- дого народа являются созданные
но привести его в чувства. им игры. На протяжении веков эти
Следующая чакра-чагорь на- игры сопутствуют повседневной
ходится на лбу и называется она жизни детей и взрослых, выраба-
аджна. тывают особые черты менталите-
Нерусское слово «Аджна» име- та, важные личностные качества,
ет отношение к санскритским сло- отражают общественное устрой-
вам «козёл» и «управление», а так- ство нации и взгляды на мир.
же к не очень русским словам Славянские народные игры
«одиозно» и «одиозный» и прямое представляют собой сознатель-
отношение к имени древнегрече- ную инициативную деятельность,
ского героя Одиссея. направленную на достижение не-
Аджна — это проекция на по- кой цели, установленной прави-
верхность лба шишковидного те- лами игры, которая складывается
ла, находящегося глубоко в мозгу на основе славянских националь-
человека. Научное название это- ных традиций и учитывает куль-
го светочувствительного органа турные, социальные и духовные
— эпифиз. ценности народа.
Эпифиз — особая гормональ- В них совмещались развлече-
ная железа. И следит эта железа за ние, тренировка, и сама уникаль-
ритмом сон-бодрствование. ная русская культура выявления
По-русски аджна называется и поощрения сильных духом и те-
третий глаз или по-другому сон- лом, воспитание готовности при-
ный глаз, или дрыхающий глаз. нять брошенный вызов, засту- Игры-обряды
Сонным глазом мы по ночам питься за слабого, преодолеть
смотрим свои сны, когда дрыхнем слабость в самом себе. Обрядовые игры на Руси чем-
без задних ног. «Игры издавна служили сред- то сродни современным роле-
В Махабхарате этому глазу со- ством самопознания, здесь про- вым играм. Играющие переоде-
ответствует имя спящего царя являли свои лучшие качества — вались («рядились») в различные
Дхритараштры. доброту, благородство, взаимо- одежды, принимая образы зверей
Дхритараштра по-русски есть выручку, самопожертвование — или высших сил. Строились такие
дрыхающий Таращща. Отсюда в ради других. После тяжёлого тру- игры на природной магии подо-
русском языке есть слова «тара- дового дня взрослые с удоволь- бия: блин, хоровод, горящее ко-
щить», «таращиться» и «вытара- ствием принимали участие в иг- лесо — подобны солнцу и, вспо-
щил». И все эти слова — о глазах! рах детей, обучая их, как надо раз- миная о нём, люди изготавливая
Ещё Аджна имеет отношение влекаться и отдыхать». (А.А. Та- его изображения, прося поскорее
к русским словам «очно» и «заоч- ран, «Русские народные игры и их вернуться после зимних стуж. Они
но», то есть явно или неявно. классификация») верили, что действительно помо-
И, наконец, аджна — третье Хороводы по всей Руси ис- гают весне придти поскорее. Хри-
око — у нас известно под именем пользовались в качестве празд- стианство так и не смогло до кон-
Трезор. ничного ритуального танца в ца искоренить веру в родных бо-
Трезор — это неусыпный тре- основном весной. Круг у славян гов, и части древних обрядов нет-
тий глаз, тревожный глаз, глаз- являлся символом солнца, и танец нет, да проскакивают в нашей по-
звонок. символизировал приближение вседневной жизни.
Трезор — одна из самых попу- расцвета природы и стремился
лярных некогда кличек для сторо- помочь ей пробудиться после зи- Массовые игры
жевых и служебных собак. мы. Хоровод сопровождался пес- внушительные: палки, обмотан- нами, причём бороться не силой, Например:
Название седьмой чакры для ней-просьбой о будущем урожае. ные шкурами, набитые соломой не грубостью, а плясовым мастер- • лапта,
нашего уха не слишком благоз- Люди приносили на поле испечён- мешки, а зимой ещё и снежки. Иг- ством! Плясали с женщиной, ста- • городки (рюхи, чушки),
вучно. У индусов она называется ный накануне большой каравай и ра продолжается до тех пор, по- раясь не подпустить к ней сопер- • взятие городка
сахасрара. А по-русски сахасрара «подкармливали» им землю. Ис- ка мужчины не захватят городок ника. Тот в свою очередь стремил- • моргалочки,
есть соединение двух слов — «со- пользовали танец и для того, что- или не откажутся от мысли это ся отбить плясунью, оттерев уме- • ящер.
ха» и «рог» или «сахас» и «рогас», бы отвести предполагаемую бе- сделать. лым движением соперника и са- Кстати, многие детские спор-
или «сахас» и «рагас». ду от селения: один крестьянин на мому продолжить пляс. Поэтому тивные игры имеют свои древние
Соха — так по-русски называ- коне опахивал землю по краю все- настоящая «Барыня» очень труд- прообразы.
ется левый рог любого животного, го села, а остальные, держась за Единоборства. на, требуется тщательный контр-
а его правый рог так и называет- руки, цепочкой шли за ним и пели. Кулачный бой оль над сложными боевыми пере- И ещё на этно-фестивалях иг-
ся — рог. Большинство кулачных боёв ходами. Недопустимым считалось рают в эти же народные игры,
Таким образом, рога животных Масленичный столб не только коснуться ударом парт- иногда называя их причудливыми
называются соха и рог или ещё по- были «правильными», то есть про- нёрши, но даже напугать её опас- названиями.
другому — соха и якут. Эти назва- На площади устанавлива- водившимися по правилам. ным движением.
ния соответствуют берегам рек. ли высокий, абсолютно гладкий Вот основные их положения: Получается, не танец, а поеди- https://vk.com/izdatelstvo_
Рог — это на низком берегу. столб, вдобавок ещё и натёртый • биться «по любви» — то есть
Здесь вода, затоны и мягкая зем- маслом или салом. На верхушке не иметь на противника злобы, нок. Но не бой, а искусство! rodovich
ля. столба подвешивали какой-ли- • не бить лежачего против-
А Соха — на высоком берегу. бо приз (например, пару сапог), ника, Детская спортивная игра
Здесь Сухо, и воде сюда попасть и любой желающий мог попытать • не бить сзади,
нелегко. счастья снять приз. Задача была • не таить в кулаке тяжёлых «Малечина-калечина»
А животные у нас есть и соха- не из лёгких — зачастую смель- предметов,
тые, и рогатые. чаки соскальзывали по столбу • не ставить подножек и не за- «Малечина-калечина» — пястье, на носу;
Ещё чагорь сахас-рагас назы- обратно вниз под хохот собрав- хватывать одежды противника, очень древняя детская игра с па- • удерживать палочку, присе-
вается огненный цветок. Находит- шегося народа, едва одолев поло- • не бить ногами (удар обутой лочкой, распространённая на Ру- дая;
ся этот огненный цветок прямо на вину пути... ногой мог покалечить противни- си. • удерживать палочку и идти
«Малечина-калечина» являет-
самой макушке головы. ка). ся прямой палочкой произволь- или бежать в заданном направле-
нии;
То есть рога на голове пред- Взятие городка В боях «стенка на стенку» при-
• перебрасывать палочку с од-
ставляли в виде большого огнен- нимало участие почти всё муж- ной длины (обычно 30–50 см), с ной ладони на другую.
ское население от мальчишек (!) наконечниками различной фор-
ного цветка или даже костра. На вершине холма строит-
«Малечина-калечина» позво-
Мы хотели познакомить вас, а ся потешное укрепление из брё- до взрослых. Подростки «зачина- мы. Начиная игру, участники гром- ляет проводить состязания по
ко и весело кричат: «Малечина-ка-
может, и удивить тем, что для на- вен, сучьев, а зимой из снега (го- ли» бой, потом сходились мужчи- лечина, сколько часов нам оста- следующим дисциплинам:
званий загадочного сакрально- родок). Женщины и девушки, за- ны, а в конце подключались наи- • кто большее число раз пере-
го древнего учения Востока взяты щитницы городка, находятся более сильные бойцы-«надёжи». лось до вечера?» После этого вы- кинет палочку с одной ладони на
внутри «крепости». Мужчины, Каждая стенка могла иметь два, ходит один из участников и начи-
простые русские слова и понятия. нает выполнять какое-либо из за- другую;
А, значит, мы с вами можем смело разделившись на «всадников» и три, четыре или больше рядов ранее обговоренных упражнений. • кто сможет пройти (пробе-
утверждать, что наши предки бы- «коней», начинают приступ. Их бойцов. Бились улица на улицу, Игра требует выполнения са- жать) с палочкой максимальное
ли куда более мудрые и знающие, задача — разрушить укрепле- деревня на деревню, слобода на мых разных упражнений с «мале- расстояние;
чем нас пытаются уверить почита- ния и, пробившись сквозь строй слободу... чиной-калечиной»: • кто дольше сможет удержи-
тели и ценители всякого инозем- защитниц, захватить знамя. При • пытаться удержать палочку в вать палочку в вертикальном по-
ного учения, пусть даже и восточ- этом необходимо удержаться на Пляски и танцы вертикальном положении на од- ложении.
ного. «коне». Если «всадник» падает
с «коня» или же его стаскивают, Например, суть известнейше- ном из пальцев левой или правой Палочка «Малечина-калечи-
то он больше участия в игре не го танца «Барыня» заключалась руки; на» может участвовать во всевоз-
Ясна школа принимает. Задача женщин — не не просто в том, чтобы сплясать с • удерживать палочку на паль- можных эстафетах.
Русская школа русского языка дать захватить знамя. Для этого женщиной. А в том, чтобы бороть- цах обеих рук, на ладони, на коле-
https://yasna.center они используют средства весьма ся за партнёршу с другими плясу- не, на носке ноги, на локте; на за- www.slavyarmarka.ru

