Page 4 - Газета "Родовая Земля"
P. 4
4 • ОСОЗНАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ № 8 (253), август 2025 г.
«Родовая Земля»
еобычно, правда? Оказыва- только сами родители, «ведь это
Родительская Школа
ется, можно не учить детей даже в Семейном Кодексе РФ про-
уму-разуму и не давать им Родительская Школа писано».
готовые знания, а превра- • Кто должен организовывать
Нтить их в правила игры! процесс обучения и воспитания
Вот такую версию подачи зна- наших детей?
ний взамен традиционного объяс- Самый частый ответ: профес-
нения учебного материала по хи- сионалы, то есть педагоги, и от-
«Т
мии предложил замечательный ветственные за управление посе-
педагог-игротехник Алексей Ка- «Теория как правила игры»еория как правила игры» лением. Родители детей на семей-
нищев из поселения Родовых по- ном образовании отвечают, что
местий Ковчег. они сами организовывают про-
Лучшей идеи, чем преобразо- цесс, исходя из знания своего ре-
вание школьного материала для бёнка и его потребностей и воз-
детей в игру, и не придумать! Ис- можностей, своей занятости, сво-
Мы
читателей
попросили
кренние восхищение и благодар- ми, узко-тематическими и необъе- только я сюда пришла?» группы ВК ответить на некоторые их убеждений и культуры семьи в
динёнными в единую систему по-
Как же мы любим готовые чу-
ность за сотворение такого дея- целом. Одни это делают, объеди-
тельно-познавательного образо- нятий и ценностей даже в рамках жие решения! А что, удобно: взял, вопросы. Размещаем сводные от- нившись с соседями, другие воз-
одного поселения, поскольку до скопировал, повторил и вуаля — веты.
вательного пространства! ят детей в ближайшие населённые
Весь фокус кроется в том, что сих пор мы воспроизводим госу- счастливые детки сами складыва- • Какими вы хотите видеть (или пункты.
такой способ построен не на за- дарственное образование со всей ются в штабеля. уже видите) в будущем своих вы- • Какие ценности лежат в ос-
даче перед учителем дать детям городской атрибутикой его орга- Вы в это верите? росших детей? нове жизни в поселении и как мы
школьную программу по химии за низации, содержанием государ- Оказывается, не всё так про- Многие хотят видеть детей можем передать их своим детям?
определённый класс, а на потреб- ственных стандартов, неосознан- сто... Тут ещё и трудиться надо. счастливыми, здоровыми, само- Ценностями считают эколо-
переосмыслить
Предлагаю
ностях детей открывать эти зна- ных впечатлений из своего дет- подход к образованию, культу- стоятельными, любящими приро- гию жизни на земле во всех её
ду, своё поместье и свою семью,
ния самостоятельно. Детям жиз- ства и нереализованных когда-то проявлениях, любовь к природе
ненно необходимо знать, зачем ожиданий. ре, науке. Уверена, что это помо- творческими, смелыми, умными, своего края, его истории, добро-
Нам предстоит переоценить жет нам перестать метаться в по-
они выполняют конкретные дей- со здоровыми ценностями, силь- соседские отношения, разумную
ствия. Любознательность появля- свои понятия. Вот с ожиданий мы, исках чего-то универсального, ными духом, умеющими строить кооперацию семей в поселении с
ется в двух случаях: 1) интересно, пожалуй, и начнём. Предлагаю умиротвориться без ущерба для гармоничные отношения с собой определённой долей бытовой ав-
что получится и 2) чтобы поиграть. всем желающим, будущим и на- получения знаний по программе и окружающими, патриотичны- тономии семей друг от друга, за-
А если оба эти варианта ещё и сов- стоящим родителям и даже учи- школы (скорее, наоборот), а так- ми (любящими свою малую Роди- боту о здоровье, здравомыслие,
ну — поместье и поселение), стре-
телям со стажем подумать о своих же для здоровья и взаимоотно-
падают, то в стремлении позна- духовный и личностный рост,
вать этот мир у ребят просто нет ожиданиях от образования своих шений всех сопричастных к про- мящимися к Свету, а также умею- совместно выстроенную инфра-
цессу открыться своей истинной щими жить на земле, в том чи-
ýдержу. О так называемой «моти- детей. структуру, общие устремления и
вации к учебной деятельности» Итак. Чего же мы хотим полу- природе родительства, учениче- сле обустраивать поместье, стро- культуру.
можно забыть навсегда! Лишь бы чить от образования в поселении, ства, учительства, объединиться ить домá, шить обережную одеж- • Какие методики, педагоги-
не тормозили... так сказать, «на выходе»? Что важ- с единомышленниками и выйти ду, уметь сохранять и поправлять новаторы поддерживают перечи-
Чтобы сотворить подобную ат- но для нас — родителей и педаго- на новый уровень в своём семей- своё здоровье, выращивать, за- сленные вами ценности? Насколь-
мосферу игрового погружения в гов? но-педагогическо-общинном ста- готавливать и сохранять продук- ко эффективны и долгосрочны их
процессе обучения детей, настав- новлении. ты здорового питания, организо- результаты?
вывать и проводить праздники,
В итоге мы сможем вместе вы-
нику нужно обладать определён- Образовательная жизнь В поселениях в семьях и шко-
ными качествами: детей в поселениях строить систему образования в осознанно формировать культуру лах популярны следующие мето-
• знаниями по конкретной дис- поселениях, которая будет полно- быта и взаимоотношений. дики и мероприятия: временные
циплине и смежными с ней, есте- Родовых поместий стью удовлетворять нуждам и ча- • Что вы можете сделать для погружения силами педагогов и
ственному объединению их в еди- Многие считают, что образова- яниям жителей поселений, сегод- этого (или уже делаете) совместно родителей в школьные предме-
ную картину мира, близкую детям; ние их детям должен дать кто-то няшним реалиям, наметим основ- с соседями? ты, использование элементов ав-
• вúдением цели обучения (что со стороны, и всеми силами стре- ные направления развития куль- Интересно, что при ответе на торских школ и методик Ш. Амо-
хотим получить в итоге: сдать ат- мятся найти самую лучшую шко- туры и знаний в областях жизни этот вопрос родители отвечали в нашвили, В. Жохова, М. Щетини-
тестацию, вызубрив ответы и спо- лу или самую лучшую методику, поселений Родовых поместий, в основном о своих родных детях в на, «парного обучения», «широко-
собы решения однотипных задач, самые лучшие учебники и самых профессиональном, в том числе семье, педагоги — о своей шко- полосного обучения», вальдорф-
или видеть химию в окружающей лучших учителей для обучения высшем образовании... ле, классе, предмете. Некоторое ской школы, методики М. Монтес-
жизни); своих детей. А что же такое это са- Не универсальную и одинако- объединение учителей и родите- сори, русской классической шко-
• умением внимательно на- вую для всех, а разновариантную лей касается достаточно узких и лы, «ноо сферного образования»,
мое лучшее? Ответы бывают даже и вместе с тем всеобъемлющую. кратковременных проектов и ме-
блюдать за процессом, за ка- в масштабах одной семьи карди- На каждом этапе обучения роприятий. И это уже замечатель- «ментальных карт», методики Н.
ждым ребёнком и группой (клас- нально противоположные. Зайцева, «ментальной математи-
но само по себе. Начало положе-
важно задавать вопросы учени-
сом) в целом и при необходимо- Давайте разберёмся, чего же кам не для оценивания уровня но, теперь важно развивать этот ки», проекта С. Граня, уклада се-
сти вóвремя менять его ход; мы хотим на самом деле. мейной жизни четы Никитиных.
усвоения уже полученных ими почин до бóльших и более долгос-
• полным отказом от любой Вспоминаю эпизод в одном школьных знаний, а чтобы: Про долгосрочность никто по-
оценки (представляю, как сейчас сибирском поселении. Во время рочных масштабов. ложительного ответа не дал, но,
вздохнули учителя...); представления себя в качестве ве- • с самого начала изучения те- • Кто несёт ответственность за по моим наблюдениям, увлечение
мы сориентироваться — что уче-
процесс образования и за резуль-
• свободой педагогическо- дущего семинара я сказала что-то ники на данном этапе уже знают и тат? методиками длится 1–2 года, по-
го творчества и проектирования вроде «готовых рецептов нет и не умеют, соотнестись с их конкрет- сле следует новый поиск. Самой
Здесь оказалось несколько
занятий, непривязывания к по- будет» и что «мы будем вместе ис- ным жизненным опытом и начи- мнений. Ответственность за обра- близкой к идеям поселений ока-
классному содержанию знаний и кать пути развития именно вашей нать не с «начала», а с того места, зование детей в поселении несёт: зался адаптированный вариант
смещение внимания ребят с на- поселенской школы». вальдорфской школы.
которое интересно здесь и сейчас 1) государство, 2) школа, 3) Мини-
ставника на процесс само- и со- И краем глаза заметила, как конкретным людям; Очень важным многие счи-
обучения в процессе игры, науч- разочарованно вздохнула сидя- стерство просвещения, 4) учитель, тают наличие в поселении «го-
ного исследования, бытовой де- • направить вопросом их 5 методики и методисты, которые рящего» идеей человека, обыч-
ятельности в доме, поместье, щая у стены женщина, бросила в мысль в русло ещё неизученно- составляют программы, 6) учеб- но с педагогическим образовани-
сердцах свою ручку на приготов-
творчества, подготовки и прове- ленную к записи тетрадь и произ- го, научить делиться открытиями ники и те, кто их пишет, 7) адми- ем, который берёт на себя функ-
с другими, взаимодополняя обра-
нистрация поселения, 8) соседи,
дения общепоселенского меро- цию организатора образователь-
приятия и т.п.); несла совсем не тихим шёпотом: зы друг друга, объединяя и совер- 9) близкие: жена, муж, дедушки- ного процесса в поселении. И что
«Ну вот, опять всё сама... Зачем шенствуя их.
• внутренней детской энергией бабушки, старшие дети и т.п., 10) немаловажно, как правило, тако-
смелости и озорства, авторитетом го человека-звёздочку одни се-
у детей и их родителей. мьи горячо поддерживают, дру-
Алексей проводит такие по- гие не менее горячо критикуют.
гружения в своём поселении (и В итоге человек, тянущий эту по-
не только) в течение нескольких возку, быстро выгорает, на его ме-
дней, в зависимости от востребо- сто встаёт другой, и всё образо-
ванности у жителей. Рекомендую вательное пространство заметно
познакомиться с его наработка- меняет своё направление, что то-
ми (ВК-группа Алексея Канищева же в свою очередь вызывает вол-
«12 уроков химии»: https://vk.com/ ну недовольства и конфликтов в
himlit2017) поселении.
Это была маленькая преамбу- • Кто является заказчиком и ис-
ла к открытию нашей Родитель- полнителем образования наших
ской Школы. детей?
Её задача — показать масштаб Вывод в большинстве ответов:
наших (родительско-педагогиче- если заказчиком и исполнителем
ских) возможностей и одно из на- образования наших детей счи-
правлений изменений в нашем от- тать государство, то принимаем
ношении к образованию детей. за норму все как положительные,
Материала в поселениях, в так и отрицательные моменты
том числе готовых и «обкатанных» устройства традиционной школы.
программ для занятий с деть- Если считаем, что права и обязан-
ми, родителями и педагогами се- ности в руках родителей, то несём
мейных школ, по проектирова- полную ответственность за детей
нию школ накопилось немало, но сами, не ждём и не требуем от го-
они остаются пока фрагментарны- сударства преференций.

