Page 4 - Газета "Родовая Земля"
P. 4

4  • ОСОЗНАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ                                                                                                 № 8 (253), август 2025 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


                еобычно, правда? Оказыва-                                                                                          только сами родители, «ведь это
                                          Родительская Школа
                ется, можно не учить детей                                                                                         даже в Семейном Кодексе РФ про-
                уму-разуму и не давать им   Родительская Школа                                                                     писано».
                готовые знания, а превра-                                                                                             • Кто должен организовывать
           Нтить их в правила игры!                                                                                                процесс обучения и воспитания
              Вот такую версию подачи зна-                                                                                         наших детей?
           ний взамен традиционного объяс-                                                                                            Самый частый ответ: профес-
           нения учебного материала по хи-                                                                                         сионалы, то есть педагоги, и от-
                                          «Т
           мии предложил замечательный                                                                                             ветственные за управление посе-
           педагог-игротехник Алексей Ка-  «Теория как правила игры»еория как правила игры»                                        лением. Родители детей на семей-
           нищев из поселения Родовых по-                                                                                          ном образовании отвечают, что
           местий Ковчег.                                                                                                          они сами организовывают про-
              Лучшей идеи, чем преобразо-                                                                                          цесс, исходя из знания своего ре-
           вание школьного материала для                                                                                           бёнка и его потребностей и воз-
           детей в игру, и не придумать! Ис-                                                                                       можностей, своей занятости, сво-
                                                                                                        Мы
                                                                                                                         читателей
                                                                                                             попросили
           кренние восхищение и благодар-  ми, узко-тематическими и необъе-  только я сюда пришла?»  группы ВК ответить на некоторые   их убеждений и культуры семьи в
                                         динёнными в единую систему по-
                                                                          Как же мы любим готовые чу-
           ность за сотворение такого дея-                                                                                         целом. Одни это делают, объеди-
           тельно-познавательного образо-  нятий и ценностей даже в рамках  жие решения! А что, удобно: взял,  вопросы. Размещаем сводные от-  нившись с соседями, другие воз-
                                         одного поселения, поскольку до  скопировал, повторил и вуаля —  веты.
           вательного пространства!                                                                                                ят детей в ближайшие населённые
              Весь фокус кроется в том, что   сих пор мы воспроизводим госу-  счастливые детки сами складыва-  • Какими вы хотите видеть (или   пункты.
           такой способ построен не на за-  дарственное образование со всей  ются в штабеля.         уже видите) в будущем своих вы-  • Какие ценности лежат в ос-
           даче перед учителем дать детям   городской атрибутикой его орга-  Вы в это верите?        росших детей?                 нове жизни в поселении и как мы
           школьную программу по химии за   низации, содержанием государ-  Оказывается, не всё так про-  Многие хотят видеть детей   можем передать их своим детям?
           определённый класс, а на потреб-  ственных стандартов, неосознан-  сто... Тут ещё и трудиться надо.  счастливыми, здоровыми, само-  Ценностями считают эколо-
                                                                                      переосмыслить
                                                                          Предлагаю
           ностях детей открывать эти зна-  ных впечатлений из своего дет-  подход к образованию, культу-  стоятельными, любящими приро-  гию жизни на земле во всех её
                                                                                                     ду, своё поместье и свою семью,
           ния самостоятельно. Детям жиз-  ства и нереализованных когда-то                                                         проявлениях, любовь к природе
           ненно необходимо знать, зачем   ожиданий.                   ре, науке. Уверена, что это помо-  творческими, смелыми, умными,   своего края, его истории, добро-
                                            Нам предстоит переоценить  жет нам перестать метаться в по-
           они выполняют конкретные дей-                                                             со здоровыми ценностями, силь-  соседские отношения, разумную
           ствия. Любознательность появля-  свои понятия. Вот с ожиданий мы,  исках чего-то универсального,  ными духом, умеющими строить   кооперацию семей в поселении с
           ется в двух случаях: 1) интересно,   пожалуй, и начнём. Предлагаю  умиротвориться без ущерба для  гармоничные отношения с собой   определённой долей бытовой ав-
           что получится и 2) чтобы поиграть.   всем желающим, будущим и на-  получения знаний по программе  и окружающими, патриотичны-  тономии семей друг от друга, за-
           А если оба эти варианта ещё и сов-  стоящим родителям и даже учи-  школы (скорее, наоборот), а так-  ми (любящими свою малую Роди-  боту о здоровье, здравомыслие,
                                                                                                     ну — поместье и поселение), стре-
                                         телям со стажем подумать о своих  же для здоровья и взаимоотно-
           падают, то в стремлении позна-                                                                                          духовный и личностный рост,
           вать этот мир у ребят просто нет   ожиданиях от образования своих  шений всех сопричастных к про-  мящимися к Свету, а также умею-  совместно выстроенную инфра-
                                                                       цессу открыться своей истинной  щими жить на земле, в том чи-
           ýдержу. О так называемой «моти-  детей.                                                                                 структуру, общие устремления и
           вации к учебной деятельности»    Итак. Чего же мы хотим полу-  природе родительства, учениче-  сле обустраивать поместье, стро-  культуру.
           можно забыть навсегда! Лишь бы   чить от образования в поселении,  ства, учительства, объединиться  ить домá, шить обережную одеж-  • Какие методики, педагоги-
           не тормозили...               так сказать, «на выходе»? Что важ-  с единомышленниками и выйти  ду, уметь сохранять и поправлять   новаторы поддерживают перечи-
              Чтобы сотворить подобную ат-  но для нас — родителей и педаго-  на новый уровень в своём семей-  своё здоровье, выращивать, за-  сленные вами ценности? Насколь-
           мосферу игрового погружения в   гов?                        но-педагогическо-общинном ста-  готавливать и сохранять продук-  ко эффективны и долгосрочны их
           процессе обучения детей, настав-                            новлении.                     ты здорового питания, организо-  результаты?
                                                                                                     вывать и проводить праздники,
                                                                          В итоге мы сможем вместе вы-
           нику нужно обладать определён-  Образовательная жизнь                                                                      В поселениях в семьях и шко-
           ными качествами:              детей в поселениях            строить систему образования в  осознанно формировать культуру   лах популярны следующие мето-
              • знаниями по конкретной дис-                            поселениях, которая будет полно-  быта и взаимоотношений.   дики и мероприятия: временные
           циплине и смежными с ней, есте-  Родовых поместий           стью удовлетворять нуждам и ча-  • Что вы можете сделать для   погружения силами педагогов и
           ственному объединению их в еди-  Многие считают, что образова-  яниям жителей поселений, сегод-  этого (или уже делаете) совместно   родителей в школьные предме-
           ную картину мира, близкую детям;  ние их детям должен дать кто-то   няшним реалиям, наметим основ-  с соседями?         ты, использование элементов ав-
              • вúдением цели обучения (что   со стороны, и всеми силами стре-  ные направления развития куль-  Интересно, что при ответе на   торских школ и методик Ш. Амо-
           хотим получить в итоге: сдать ат-  мятся найти самую лучшую шко-  туры и знаний в областях жизни  этот вопрос родители отвечали в   нашвили, В. Жохова, М. Щетини-
           тестацию, вызубрив ответы и спо-  лу или самую лучшую методику,   поселений Родовых поместий, в  основном о своих родных детях в   на, «парного обучения», «широко-
           собы решения однотипных задач,   самые лучшие учебники и самых   профессиональном, в том числе  семье, педагоги — о своей шко-  полосного обучения», вальдорф-
           или видеть химию в окружающей   лучших учителей для обучения   высшем образовании...      ле, классе, предмете. Некоторое   ской школы, методики М. Монтес-
           жизни);                       своих детей. А что же такое это са-  Не универсальную и одинако-  объединение учителей и родите-  сори, русской классической шко-
              • умением внимательно на-                                вую для всех, а разновариантную  лей касается достаточно узких и   лы, «ноо сферного образования»,
                                         мое лучшее? Ответы бывают даже  и вместе с тем всеобъемлющую.  кратковременных проектов и ме-
           блюдать за процессом, за ка-  в масштабах одной семьи карди-   На каждом этапе обучения  роприятий. И это уже замечатель-  «ментальных карт», методики Н.
           ждым ребёнком и группой (клас-  нально противоположные.                                                                 Зайцева, «ментальной математи-
                                                                                                     но само по себе. Начало положе-
                                                                       важно задавать вопросы учени-
           сом) в целом и при необходимо-   Давайте разберёмся, чего же  кам не для оценивания уровня  но, теперь важно развивать этот   ки», проекта С. Граня, уклада се-
           сти вóвремя менять его ход;   мы хотим на самом деле.                                                                   мейной жизни четы Никитиных.
                                                                       усвоения уже полученных ими  почин до бóльших и более долгос-
              • полным отказом от любой     Вспоминаю эпизод в одном  школьных знаний, а чтобы:                                       Про долгосрочность никто по-
           оценки (представляю, как сейчас   сибирском поселении. Во время                           рочных масштабов.             ложительного ответа не дал, но,
           вздохнули учителя...);        представления себя в качестве ве-  • с самого начала изучения те-  • Кто несёт ответственность за   по моим наблюдениям, увлечение
                                                                       мы сориентироваться — что уче-
                                                                                                     процесс образования и за резуль-
              • свободой педагогическо-  дущего семинара я сказала что-то  ники на данном этапе уже знают и  тат?                  методиками длится 1–2 года, по-
           го творчества и проектирования   вроде «готовых рецептов нет и не  умеют, соотнестись с их конкрет-                     сле следует новый поиск. Самой
                                                                                                        Здесь оказалось несколько
           занятий, непривязывания к по-  будет» и что «мы будем вместе ис-  ным жизненным опытом и начи-  мнений. Ответственность за обра-  близкой к идеям поселений ока-
           классному содержанию знаний и   кать пути развития именно вашей  нать не с «начала», а с того места,  зование детей в поселении несёт:   зался адаптированный вариант
           смещение внимания ребят с на-  поселенской школы».                                                                      вальдорфской школы.
                                                                       которое интересно здесь и сейчас  1) государство, 2) школа, 3) Мини-
           ставника на процесс само- и со-  И краем глаза заметила, как  конкретным людям;                                            Очень важным многие счи-
           обучения в процессе игры, науч-  разочарованно вздохнула сидя-                            стерство просвещения, 4) учитель,   тают наличие в поселении «го-
           ного исследования, бытовой де-                                 • направить вопросом их  5 методики и методисты, которые   рящего» идеей человека, обыч-
           ятельности в доме, поместье,   щая у стены женщина, бросила в  мысль в русло ещё неизученно-  составляют программы, 6) учеб-  но с педагогическим образовани-
                                         сердцах свою ручку на приготов-
           творчества, подготовки и прове-  ленную к записи тетрадь и произ-  го, научить делиться открытиями  ники и те, кто их пишет, 7) адми-  ем, который берёт на себя функ-
                                                                       с другими, взаимодополняя обра-
                                                                                                     нистрация поселения, 8) соседи,
           дения общепоселенского меро-                                                                                            цию организатора образователь-
           приятия и т.п.);              несла совсем не тихим шёпотом:  зы друг друга, объединяя и совер-  9) близкие: жена, муж, дедушки-  ного процесса в поселении. И что
                                         «Ну вот, опять всё сама... Зачем  шенствуя их.
              • внутренней детской энергией                                                          бабушки, старшие дети и т.п., 10)   немаловажно, как правило, тако-
           смелости и озорства, авторитетом                                                                                        го человека-звёздочку одни се-
           у детей и их родителей.                                                                                                 мьи горячо поддерживают, дру-
              Алексей проводит такие по-                                                                                           гие не менее горячо критикуют.
           гружения в своём поселении (и                                                                                           В итоге человек, тянущий эту по-
           не только) в течение нескольких                                                                                         возку, быстро выгорает, на его ме-
           дней, в зависимости от востребо-                                                                                        сто встаёт другой, и всё образо-
           ванности у жителей. Рекомендую                                                                                          вательное пространство заметно
           познакомиться с его наработка-                                                                                          меняет своё направление, что то-
           ми (ВК-группа Алексея Канищева                                                                                          же в свою очередь вызывает вол-
           «12 уроков химии»: https://vk.com/                                                                                      ну недовольства и конфликтов в
           himlit2017)                                                                                                             поселении.
              Это была маленькая преамбу-                                                                                             • Кто является заказчиком и ис-
           ла к открытию нашей Родитель-                                                                                           полнителем образования наших
           ской Школы.                                                                                                             детей?
              Её задача — показать масштаб                                                                                            Вывод в большинстве ответов:
           наших (родительско-педагогиче-                                                                                          если заказчиком и исполнителем
           ских) возможностей и одно из на-                                                                                        образования наших детей счи-
           правлений изменений в нашем от-                                                                                         тать государство, то принимаем
           ношении к образованию детей.                                                                                            за норму все как положительные,
              Материала в поселениях, в                                                                                            так и отрицательные моменты
           том числе готовых и «обкатанных»                                                                                        устройства традиционной школы.
           программ для занятий с деть-                                                                                            Если считаем, что права и обязан-
           ми, родителями и педагогами се-                                                                                         ности в руках родителей, то несём
           мейных школ, по проектирова-                                                                                            полную ответственность за детей
           нию школ накопилось немало, но                                                                                          сами, не ждём и не требуем от го-
           они остаются пока фрагментарны-                                                                                         сударства преференций.
   1   2   3   4   5   6   7   8   9