Page 4 - Газета "Родовая Земля"
P. 4

4  • ОСОЗНАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ                                                                                               № 9 (254), сентябрь 2025 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


              Окончание.                                                                                                           воспитания не существует.
                                          Родительская Школа
              Начало в «РЗ» № 8, 2025 г.                                                                                           формирование культуры и миро-
                                                                                                                                      Получение новых знаний и
           Взаимодействие                 Родительская Школа                                                                       воззрения есть результат воспи-
           и самостоятельность                                                                                                     тания. Одно основывается на дру-
                                                                                                                                   гом, одно вытекает из другого.
              Сотворение образовательного                                                                                             Иногда я слышу вопрос от ро-
           пространства включает деятель-                                                                                          дителей и педагогов: «Что важнее
                                           «Чему мы учим наших детей»
           ность коллектива семей поселе-                                                                                          — обучение или воспитание?»
           ния. Ведь «чтобы вырастить од-  «Чему мы учим наших детей»                                                              Если честно, я теряюсь, мне не-
           ного ребёнка, нужна целая дерев-                                                                                        понятна такая формулировка. Ну
           ня».                                                                                                                    правда, что важнее: зрение или
              Мы хотим, чтобы наши дети                                                                                            слух, правая сторона тела или ле-
                                                                                                                                   вая, лёгкие или печень в челове-
                                                                                                                                   ке?
                                                                                                                                      Вспомнилось    стихотворе-
                                                                                                                                   ние Ю. Тувима «Овощи». Там раз-
                                                                                                                                   ные овощи поспорили, кто в бор-
                                                                                                                                   ще важней. Помните? Последняя
                                                                                                                                   строфа оказалась итоговой: «...и
                                                                                                                                   суп овощной оказался не плох».
                                                                                                                                      Долгосрочное развитие обра-
                                                                                                                                   зования возможно лишь там, где
                                                                                                                                   не разделяют этих понятий. Без
                                                                                                                                   воспитания невозможно чему-ли-
                                                                                                                                   бо научить, без обучения невоз-
                                                                                                                                   можно воспитать человека!
                                                                                                                                      Вопрос в том, что мы считаем
                                                                                                                                   знаниями и как воплотить цель-
                                                                                                                                   ное образование в жизнь, реали-
                                                                                                                                   зовать на практике в поселении.
                                                                                                                                      Но даже те знания, что опреде-
                                                                                                                                   лены у нас в стандартах и требуют-
           были дружными, умели и хотели   общие решения, обогащая своё                                                            ся от детей в школе, несложно ос-
           делать вместе добрые дела. Как   мировоззрение.                                                                         воить (и даже гораздо раньше и
           мы можем научить их этому? Толь-  Чтобы делать общие дела, нам                                                          полнее, чем ждут учителя), если
           ко своим примером!            надо уметь их выстраивать. В своё                                                         вы следуете за природой детей, а
              Это значит, что первый шаг к   время нас не учили этому. Но если                                                     не вопреки ей.
           обучению детей — образец не   мы не будем учиться хотя бы сей-                                                             Что же такое — следовать за
           просто добрососедских отноше-  час, то и наши дети не научат-                                                           природой детей?
           ний, но и реально командно-дея-  ся. Значит, и взрослые, и дети бу-                                                        Итак, природные механизмы, с
           тельных на благо поселению, рай-  дут учиться вместе и параллель-  туацию. Ведь мы в любом случае   Обучение и воспитание  которыми рождаются наши дети:
           ону, области (краю), стране, миру.   но. Поскольку дети «схватывают»  получили опыт и вышли на новый                       • безграничное любопытство;
           Чтобы быть уверенными, что «на-  идею на лету, то взрослым луч-  уровень понимания происходя-  Это одно и то же или карди-  • потребность в исследовании
           ши дети будут лучше нас», надо са-  ше поторопиться и начать рань-  щего. Таким образом, любое дело   нально разные понятия?  этого мира, в получении своего
           мим стремиться стать лучше, чем   ше детей...               мы начинаем с начала — с анали-  Как обстоит дело с обучением  опыта в своём природном темпе,
           есть сейчас.                     Давайте порассуждаем: что-  за ситуации, который приведёт   в современном образовании?  направлении и возрасте;
              И дело не в чтении им лекций   бы мы совершили какое-то дей-  нас уже к следующей цели. Итак,   Оно есть цель функциониро-  • доверие и подражание окру-
           и сказок о дружбе, а в самой на-  ствие, то должны почувствовать  круг замкнулся.         вания всей системы и поставле-  жающим;
           шей жизни так, как мы хотим, что-  в нём необходимость, потреб-  Что в этом направлении де-  но на поток. Задача школы — дать   • потребность в обществе, в
           бы делали дети, являть им обра-  ность. Правильно? То есть мы  лается в обычной школе? Ничего.   определённый свод знаний, ут-  любви и принятии своей уникаль-
           зец миролюбия, действенного со-  проанализировали ситуацию и  Даже задачи воспитать детей са-  верждённых Минпросом, изло-  ности близкими и окружающими;
           чувствия, любви, стремления к со-  поставили цель. Затем мы разло-  моорганизованными не стоúт.  женных во ФГОСах (образователь-  • естественная двигательная
           гласию и взаимодействию.      жили по полочкам ресурсы и их    Кто анализирует ситуацию,   ных стандартах). Контроль за по-  активность;
              Ведь «дети нас не слышат, де-  источники, последовательность  ставит цели, планирует деятель-  лучением знаний отлажен и изло-  • потребность в игре 24/7;
           ти на нас смотрят» (Омар Хайям).  шагов, ведущих к ожидаемым ре-  ность? Взрослые.        жен в календаре контрольных ме-  • забота друг о друге, о млад-
              Что для этого нужно?       зультатам.                       Что остаётся детям? Только ре-  роприятий, обязательным к ис-  ших и т.п.
              1. Нам, взрослым, научиться   Короче, составили образ (план,  ализовывать задуманное взро-  полнению по всей России.    Скажите, как вы используете
           договариваться с любым челове-  проект, сценарий) со всей его ло-  слыми и послушно принять их   Что же с воспитанием? Долгое  эти механизмы в жизни ваших де-
           ком, с родными и близкими, сосе-  гистикой (ожидаемые результаты  весьма субъективный анализ ре-  время оно было выведено за сте-  тей?
           дями... Не только формулировать,   на каждом этапе, ресурсы, даты,  зультата, то есть получить оценку.  ны школы. Но это не значит, что   Ответьте на следующие вопро-
           обосновывать и доказывать свою   ответственные), ведущий нас к до-  Анализ деятельности и но-  его не было.             сы:
           точку зрения, но и, не возвыша-  стижению этой цели. Осталось де-  вой ситуации вновь совершается   Стихийное  (неосознанное)  1. Занимаетесь ли вы с детьми,
           ясь и не унижаясь, смотреть и ви-  ло за претворением этого плана в  взрослыми. И то не самими, а по   воспитание присутствует всегда.  играя и исследуя этот мир без по-
           деть, не осуждая и не обсуждая,   жизнь или реализацией его.  заданной кем-то свыше схеме.  Воспитывает сама среда школь-  дачи готовых знаний, открывае-
           слушать и слышать себя и каждо-  Любые действия приводят к     Далее по кругу, вернее, спи-  ной жизни.                 те ли их вместе с ребятами испод-
           го, даже тех, кто не умеет и не со-  какому-то результату. Значит, сле-  рали, они же, взрослые, будут   А вот за результаты учителя  воль?
           бирается делать того же по отно-  дующим пунктом будет анализ де-  продолжать ставить новые цели,   официально ответственности не   2. Принимаете ли вы ребят та-
           шению к вам. Любое мнение, да-  ятельности того, что у нас получи-  окончательно отучая ребят от воз-  несут.           кими, какие они есть: без оценок,
           же самое «глупое», «неуместное»,   лось. И что бы он ни показал, обя-  можности осознавать свою жизнь,   То есть «правильное» воспи-  ярлыков и суждений?
           «неправильное», «незрелое» не   зательно празднуем результат!  становиться в ней самостоятель-  тание прописано в планах уро-  3. Как вы относитесь к разно-
           просто имеет право на существо-  Отрицательный результат — тоже  ными и самоорганизованными.  ков некоторых гуманитарных дис-  возрастному/разноуровневому
           вание, но и не зря проявилось в   результат.                   У нас же с вами есть возмож-  циплин и мероприятий в рамках  составу групп детей на занятиях
           данный момент. Значит, в общем   Заметьте: проводим не раз-  ность, вернее, даже необходи-  внеклассного и дополнительного  (по типу многодетной семьи): как
           образе ему должно отводиться   бор полёта, не сравниваем ре-  мость исправить эту ошибку че-  образования, но критериев про-  к возможности совместного по-
           соответствующее место, зачем-то   зультаты одних с другими, не  рез изменение своего миропони-  верки результатов нет, как и атте-  знания и сообучения или как фак-
           оно там должно быть!          критикуем, не выставляем оцен-  мания, образа мысли и жизни.  стаций по нему.             тору, мешающему вести одну про-
              Научимся мы, родители, — ав-  ки, а реально проводим празд-  Как? Совместно анализируя    Ценность работы учителя (о  грамму для всех детей в виде кон-
           томатически научатся и наши де-  ник. В процессе (или сразу после)  имеющуюся ситуацию, ставя но-  чём можно судить по разряду,  кретных запланированных уро-
           ти, если они, конечно, живут с на-  праздника с благодарностью ко  вые цели, описывая ожидаемые   рейтингу, имиджу, зарплате) опре-  ков?
           ми, находятся в нашем поле, а не   всем участникам анализируем...  результаты, планируя способы их   деляется объёмом обязательной   4. Готовы ли вы являть собой
           в городской школе с продлёнкой.   сложившуюся благодаря изме-  достижения, совместно реализуя   информации, которую ученики  образец взаимоотношений детям
           Там для них семьёй (интересом,   нившимся обстоятельствам си-  и вновь анализируя.        могут выдать на контрольных ме-  не только в их присутствии, но и в
           фокусом внимания, точкой при-                                                             роприятиях. Как они при этом вос-  их отсутствии, в быту и на празд-
           ложения усилий, разнообразны-                                                             питаны и каково их мировоззре-  нике, на работе и во взаимоотно-
           ми эмоциями) становится создан-                                                           ние, никак не учитывается и ни-  шениях с близкими, коллегами и
           ный для них социум уже без ва-                                                            кем не определяется — оценки за  соседями?
           шего участия. Там их так или ина-                                                         это не ставятся.                 К сожалению, хоть современ-
           че слышат, а дома на них не всег-                                                            Школа официально не обя-   ная психология и признаёт факт
           да остаются силы, не всегда хвата-                                                        зана воспитывать, так как она не  наличия и огромное значение в
           ет внимания. Ведь так?                                                                    заявлялась на это. Главным кри-  жизни удовлетворения этих по-
              Задача задач — стремиться                                                              терием в оценке школы являет-  требностей, но традиционное об-
           выстраивать общие взаимоотно-                                                             ся количество баллов текущих  разование строится совсем по-
           шения, научиться согласию и вза-                                                          контрольных мероприятий, про-  иному. В большинстве своём мы
           имодействию в поселении.                                                                  межуточных и итоговых аттеста-  не даём реализоваться им и не ви-
              Для этого есть несколько кол-                                                          ций, а также процент выпускни-  дим в этом источника многих про-
           лективно-технологических  игр,                                                            ков от всех, которые поступили  блем в обществе.
           которые могут помочь нам начать                                                           в престижные вузы в прошлом      Традиционная школа снача-
           понимать себя и соседей, жить                                                             учебном году.                 ла борется с этими механизмами,
           единым организмом, принимать                                                                 Тем не менее, обучение без  а потом прилагает огромные уси-
   1   2   3   4   5   6   7   8   9