Page 4 - Газета "Родовая Земля"
P. 4
4 • ОСОЗНАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ № 9 (254), сентябрь 2025 г.
«Родовая Земля»
Окончание. воспитания не существует.
Родительская Школа
Начало в «РЗ» № 8, 2025 г. формирование культуры и миро-
Получение новых знаний и
Взаимодействие Родительская Школа воззрения есть результат воспи-
и самостоятельность тания. Одно основывается на дру-
гом, одно вытекает из другого.
Сотворение образовательного Иногда я слышу вопрос от ро-
пространства включает деятель- дителей и педагогов: «Что важнее
«Чему мы учим наших детей»
ность коллектива семей поселе- — обучение или воспитание?»
ния. Ведь «чтобы вырастить од- «Чему мы учим наших детей» Если честно, я теряюсь, мне не-
ного ребёнка, нужна целая дерев- понятна такая формулировка. Ну
ня». правда, что важнее: зрение или
Мы хотим, чтобы наши дети слух, правая сторона тела или ле-
вая, лёгкие или печень в челове-
ке?
Вспомнилось стихотворе-
ние Ю. Тувима «Овощи». Там раз-
ные овощи поспорили, кто в бор-
ще важней. Помните? Последняя
строфа оказалась итоговой: «...и
суп овощной оказался не плох».
Долгосрочное развитие обра-
зования возможно лишь там, где
не разделяют этих понятий. Без
воспитания невозможно чему-ли-
бо научить, без обучения невоз-
можно воспитать человека!
Вопрос в том, что мы считаем
знаниями и как воплотить цель-
ное образование в жизнь, реали-
зовать на практике в поселении.
Но даже те знания, что опреде-
лены у нас в стандартах и требуют-
были дружными, умели и хотели общие решения, обогащая своё ся от детей в школе, несложно ос-
делать вместе добрые дела. Как мировоззрение. воить (и даже гораздо раньше и
мы можем научить их этому? Толь- Чтобы делать общие дела, нам полнее, чем ждут учителя), если
ко своим примером! надо уметь их выстраивать. В своё вы следуете за природой детей, а
Это значит, что первый шаг к время нас не учили этому. Но если не вопреки ей.
обучению детей — образец не мы не будем учиться хотя бы сей- Что же такое — следовать за
просто добрососедских отноше- час, то и наши дети не научат- природой детей?
ний, но и реально командно-дея- ся. Значит, и взрослые, и дети бу- Итак, природные механизмы, с
тельных на благо поселению, рай- дут учиться вместе и параллель- туацию. Ведь мы в любом случае Обучение и воспитание которыми рождаются наши дети:
ону, области (краю), стране, миру. но. Поскольку дети «схватывают» получили опыт и вышли на новый • безграничное любопытство;
Чтобы быть уверенными, что «на- идею на лету, то взрослым луч- уровень понимания происходя- Это одно и то же или карди- • потребность в исследовании
ши дети будут лучше нас», надо са- ше поторопиться и начать рань- щего. Таким образом, любое дело нально разные понятия? этого мира, в получении своего
мим стремиться стать лучше, чем ше детей... мы начинаем с начала — с анали- Как обстоит дело с обучением опыта в своём природном темпе,
есть сейчас. Давайте порассуждаем: что- за ситуации, который приведёт в современном образовании? направлении и возрасте;
И дело не в чтении им лекций бы мы совершили какое-то дей- нас уже к следующей цели. Итак, Оно есть цель функциониро- • доверие и подражание окру-
и сказок о дружбе, а в самой на- ствие, то должны почувствовать круг замкнулся. вания всей системы и поставле- жающим;
шей жизни так, как мы хотим, что- в нём необходимость, потреб- Что в этом направлении де- но на поток. Задача школы — дать • потребность в обществе, в
бы делали дети, являть им обра- ность. Правильно? То есть мы лается в обычной школе? Ничего. определённый свод знаний, ут- любви и принятии своей уникаль-
зец миролюбия, действенного со- проанализировали ситуацию и Даже задачи воспитать детей са- верждённых Минпросом, изло- ности близкими и окружающими;
чувствия, любви, стремления к со- поставили цель. Затем мы разло- моорганизованными не стоúт. женных во ФГОСах (образователь- • естественная двигательная
гласию и взаимодействию. жили по полочкам ресурсы и их Кто анализирует ситуацию, ных стандартах). Контроль за по- активность;
Ведь «дети нас не слышат, де- источники, последовательность ставит цели, планирует деятель- лучением знаний отлажен и изло- • потребность в игре 24/7;
ти на нас смотрят» (Омар Хайям). шагов, ведущих к ожидаемым ре- ность? Взрослые. жен в календаре контрольных ме- • забота друг о друге, о млад-
Что для этого нужно? зультатам. Что остаётся детям? Только ре- роприятий, обязательным к ис- ших и т.п.
1. Нам, взрослым, научиться Короче, составили образ (план, ализовывать задуманное взро- полнению по всей России. Скажите, как вы используете
договариваться с любым челове- проект, сценарий) со всей его ло- слыми и послушно принять их Что же с воспитанием? Долгое эти механизмы в жизни ваших де-
ком, с родными и близкими, сосе- гистикой (ожидаемые результаты весьма субъективный анализ ре- время оно было выведено за сте- тей?
дями... Не только формулировать, на каждом этапе, ресурсы, даты, зультата, то есть получить оценку. ны школы. Но это не значит, что Ответьте на следующие вопро-
обосновывать и доказывать свою ответственные), ведущий нас к до- Анализ деятельности и но- его не было. сы:
точку зрения, но и, не возвыша- стижению этой цели. Осталось де- вой ситуации вновь совершается Стихийное (неосознанное) 1. Занимаетесь ли вы с детьми,
ясь и не унижаясь, смотреть и ви- ло за претворением этого плана в взрослыми. И то не самими, а по воспитание присутствует всегда. играя и исследуя этот мир без по-
деть, не осуждая и не обсуждая, жизнь или реализацией его. заданной кем-то свыше схеме. Воспитывает сама среда школь- дачи готовых знаний, открывае-
слушать и слышать себя и каждо- Любые действия приводят к Далее по кругу, вернее, спи- ной жизни. те ли их вместе с ребятами испод-
го, даже тех, кто не умеет и не со- какому-то результату. Значит, сле- рали, они же, взрослые, будут А вот за результаты учителя воль?
бирается делать того же по отно- дующим пунктом будет анализ де- продолжать ставить новые цели, официально ответственности не 2. Принимаете ли вы ребят та-
шению к вам. Любое мнение, да- ятельности того, что у нас получи- окончательно отучая ребят от воз- несут. кими, какие они есть: без оценок,
же самое «глупое», «неуместное», лось. И что бы он ни показал, обя- можности осознавать свою жизнь, То есть «правильное» воспи- ярлыков и суждений?
«неправильное», «незрелое» не зательно празднуем результат! становиться в ней самостоятель- тание прописано в планах уро- 3. Как вы относитесь к разно-
просто имеет право на существо- Отрицательный результат — тоже ными и самоорганизованными. ков некоторых гуманитарных дис- возрастному/разноуровневому
вание, но и не зря проявилось в результат. У нас же с вами есть возмож- циплин и мероприятий в рамках составу групп детей на занятиях
данный момент. Значит, в общем Заметьте: проводим не раз- ность, вернее, даже необходи- внеклассного и дополнительного (по типу многодетной семьи): как
образе ему должно отводиться бор полёта, не сравниваем ре- мость исправить эту ошибку че- образования, но критериев про- к возможности совместного по-
соответствующее место, зачем-то зультаты одних с другими, не рез изменение своего миропони- верки результатов нет, как и атте- знания и сообучения или как фак-
оно там должно быть! критикуем, не выставляем оцен- мания, образа мысли и жизни. стаций по нему. тору, мешающему вести одну про-
Научимся мы, родители, — ав- ки, а реально проводим празд- Как? Совместно анализируя Ценность работы учителя (о грамму для всех детей в виде кон-
томатически научатся и наши де- ник. В процессе (или сразу после) имеющуюся ситуацию, ставя но- чём можно судить по разряду, кретных запланированных уро-
ти, если они, конечно, живут с на- праздника с благодарностью ко вые цели, описывая ожидаемые рейтингу, имиджу, зарплате) опре- ков?
ми, находятся в нашем поле, а не всем участникам анализируем... результаты, планируя способы их деляется объёмом обязательной 4. Готовы ли вы являть собой
в городской школе с продлёнкой. сложившуюся благодаря изме- достижения, совместно реализуя информации, которую ученики образец взаимоотношений детям
Там для них семьёй (интересом, нившимся обстоятельствам си- и вновь анализируя. могут выдать на контрольных ме- не только в их присутствии, но и в
фокусом внимания, точкой при- роприятиях. Как они при этом вос- их отсутствии, в быту и на празд-
ложения усилий, разнообразны- питаны и каково их мировоззре- нике, на работе и во взаимоотно-
ми эмоциями) становится создан- ние, никак не учитывается и ни- шениях с близкими, коллегами и
ный для них социум уже без ва- кем не определяется — оценки за соседями?
шего участия. Там их так или ина- это не ставятся. К сожалению, хоть современ-
че слышат, а дома на них не всег- Школа официально не обя- ная психология и признаёт факт
да остаются силы, не всегда хвата- зана воспитывать, так как она не наличия и огромное значение в
ет внимания. Ведь так? заявлялась на это. Главным кри- жизни удовлетворения этих по-
Задача задач — стремиться терием в оценке школы являет- требностей, но традиционное об-
выстраивать общие взаимоотно- ся количество баллов текущих разование строится совсем по-
шения, научиться согласию и вза- контрольных мероприятий, про- иному. В большинстве своём мы
имодействию в поселении. межуточных и итоговых аттеста- не даём реализоваться им и не ви-
Для этого есть несколько кол- ций, а также процент выпускни- дим в этом источника многих про-
лективно-технологических игр, ков от всех, которые поступили блем в обществе.
которые могут помочь нам начать в престижные вузы в прошлом Традиционная школа снача-
понимать себя и соседей, жить учебном году. ла борется с этими механизмами,
единым организмом, принимать Тем не менее, обучение без а потом прилагает огромные уси-

