Page 5 - Газета "Родовая Земля"
P. 5

«Родовая Земля»                                                                            ОСОЗНАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ                      •  5
           № 9 (254), сентябрь 2025 г.

           лия для мотивации учебной дея-  между собой и со словом «жизнь».  интересную фразу: «Чем деталь-
           тельности.                    Как вам, например, такие словосо-  ней и жёстче проработана мето-
              И даже новаторские школы по  четания: география истории, язык  дика, тем ближе она к смерти». Вот
           бóльшей части используют воз-  математики, физика литературы,  так! В чётком алгоритме (сроках,
           можности, заложенные природой  химия музыки..., а также матема-  последовательности и способах
           в ребят, не с целью передачи куль-  тика жизни, грамматика жизни,  обучения по единой для всех про-
           турных ценностей, формирования  география жизни, химия жизни,  грамме) нет жизни, есть механиче-
           картины мира и мировоззрения,  история жизни, физика жизни, му-  ское производство единого взгля-
           а с целью облегчения усвоения  зыка жизни и т.д.? А теперь поме-  да и сломанных судеб... Действи-
           ЗУНов в соответствии с програм-  няем местами слова в этих соче-  тельно, получается, что методика
           мой, научность (объективность),  таниях: жизнь математики, жизнь  жёстко определяет процесс, а де-
           необходимость и скорость изуче-  грамматики, географии, истории,  ти нужны ему в качестве машин по
           ния которых для детей весьма  физики... Какие чувства и мысли  воплощению её в жизнь. Средства
           сомнительны.                  посещают вас, когда вы произно-  превратились в цель.
              Какова же задача наставника:  сите их? Правда, открывается ка-  Но как только вы видите кон-  ные механизмы.            «Что мы будем делать?» —
           дать детям знания в готовом виде  кое-то иное видение, другие смы-  кретных детей и цель их образо-  Образовательная среда рас-  «Продолжим играть во вчераш-
           или создать условия (информаци-  слы привычных слов?        вания, то методика рождается са-  ширяется постепенно, по мере  нюю игру» (вчера было очень
           онное поле и исследовательскую   3. Подставьте сами слова с те-  ма. Всегда разная, наиболее эф-  развития ребёнка, начиная с не-  интересно) или «шить сарафа-
           атмосферу) для самостоятельно-  ми смыслами, какими хотите на-  фективная и нужная конкретным  го самого, ближайшего окруже-  ны к празднику» (процесс подго-
           го их открытия? И как второе сами  полнить жизнь семьи своей и  ребятам именно в этот момент.  ния и увеличивая дальше свои по-  товки продолжается уже не один
           родители могут сотворить в посе-  соседей, своего поселения, на-  Более того, в поселенческой шко-  знания.             день), или «проектировать но-
           ленческой школе?              пример: радость, любовь, мечта,  ле методика становится совмест-                          вый дом для дедушки соседей,
                                         нежность, скорость мысли, дели-  ным творением целого коллекти-  Как это происходит       чтобы он мог жить в своём до-
           Содержание образова-          катность, родина, сила духа, эко-  ва семей.                                              ме в поместье со своими детьми
                                         номика, образ, общение, поме-                                  Я: человек познаёт себя и воз-  и внуками» и т.п. Чтобы понять
           ния, или Чему мы учим         стье, цель, здоровье, здравомы-  Как и когда мы форми-      можности своего тела, осваивает  своё главное дело жизни, на-
           наших детей                   слие, действительность, чисто-                              родной язык, изучает математи-  до знать, кем были твои предки.
                                         та помыслов, семья, природа, че-  руем картину мира?        ку: старшие считают его пальчи-  Чтобы написать свою родовую
              Помните песню «С чего начи-  ловек, гармония, предназначе- С чего начинаем и куда      ки, поют пестушки-попевки (ритм  книгу, надо знать историю сво-
           нается Родина» В. Баснера и М. Ма-  ние, общество, поселение, друж-                       плюс тон), развивают координа-  его рода. Чтобы сделать долгос-
           тусовского? А правда, с чего она   ба и т.п.                двигаемся?                    цию, ребёнок привыкает к рит-  рочный проект развития посе-
           начинается? Чему и когда мы учим   4. Объедините в пары назва-  Скорее всего, ответ «задолго  му дня (сон, бодрствование, при-  ления, надо знать, как и чем оно
           наших детей? Как формируется их   ния предметов и/или понятий и  до рождения» не сильно удивит  нятие пищи, прогулка...), осваива-  жило до этого момента, чем сла-
           мировоззрение?                поменяйте их местами. Что вы  наших читателей.              ет причинно-следственную связь   вится этот край, чем жили пред-
              Целью образования долж-    чувствуете, когда произносите,   Тем не менее, повторюсь: кар-  своих действий.           ки местных жителей.
           но стать отношение к своей се-  например, математика природы  тина мира наших детей находится   Сфера расширяется.         Чтобы сформулировать наме-
           мье, поместью, соседям, культу-  и природа математики, язык (язы-  в большой зависимости от степе-  Семья: в поле внимания попа-  рение, отталкиваемся от того, что
           ре, творчеству... как единому жи-  ки) общества и общество языка  ни осознанности их родителей в  дают близкие, домашние живот-  было перед этим и что теперь ста-
           вому организму. Мы живём, творя   (языков)?                 момент ещё только планирования  ные, природа поместья. Обуче-  ло нашей историей. И чем дальше
           свой мир и жизнь, действитель-   Встречали ли вы в своей жиз-  их появления. Дети всегда судьбо-  ние ребёнка всё тем же «школь-  перспективы, тем глубже во вре-
           ность собой определяя. Дети, под-  ни учебники, программы, учите-  носны в жизни их родителей и яв-  ным» дисциплинам набирает   мени «копаем». Чтобы знать, что
           растая, впитывают это положение   лей, которые бы исследовали ре-  ляются их учителями.   темп: большую роль играют иг-  делать через час, смотрим, что де-
           вещей с молоком матери, как не-  альную жизнь вместе с детьми че-  Попробуйте  представить  рушки (не секрет, что любимые   лали час назад. Задачи на неде-
           что естественное, само собой раз-  рез школьные дисциплины?  образ Пространства Любви для  игрушки — объекты природы    лю вперёд определятся неделей
           умеющееся.                       На семинарах мы все школь-  зарождения, ожидания и появ-  и... вещи взрослых, так как взаи-  прошедшей. Творим образ нашей
              А как же школьные знания?  ные и нешкольные (жизненные,  ления на свет своего сокрови-  модействие старших с ними есть   жизни на год, десятилетие, век,
              Школьные знания — это сред-  философские,  мировоззренче-  ща. Дитя растёт пока только вну-  объект подражания). Дети с удо-
           ства (и уж точно не цель!) на пути к   ские, естественные, гуманитар-  три мамы, но уже вполне активно  вольствием изучают мебель, рас-  учитываем выводы из прожитого
                                                                                                                                   и обязательно празднуем резуль-
           своему миропониманию, условия   ные) предметы собираем в ёмкие  знакомится с миром ваших эмо-  положение и размер помещений,   тат на каждом этапе. И не забыва-
           для его формирования.         Образовательные Области и объ-  ций, взаимоотношений, ощуще-  место сна. На открытом воздухе   ем расширять сферу своего иссле-
              Рассмотрим, что такое при-  единяем сначала в таблицу попар-  ний. Затем следует первый экза-  идёт особенно мощное развитие:
           вычные нам школьные дисципли-  но, а затем ещё и тройками, прев-  мен-инициация рождения, в про-  малыш впитывает в себя воздей-  дования жизни в соответствии со
           ны, какие знания и идеи заложе-  ращая плоскую таблицу в объём-  цессе которого мир вокруг и вну-  ствие на себя погоды: свет, тем-  своим предназначением.
                                                                                                                                      На схематичном рисунке по-
           ны в них. С моей точки зрения, в   ную, трёхмерную. Зачем? Чтобы  три малютки кардинально меня-  пература воздуха, агрегатные со-  казана прямая времени, ноль —
           системе образования идея изуча-  проработать все межпредметные  ется, даётся ему в одночасье весь  стояния жидкостей (льда, воды,   момент, в котором мы находим-
           емых дисциплин в учебных заве-  связи и оживить смыслом карти-  во всём своём многообразии.   пара), песка и земли, знакомит-  ся прямо сейчас. Каждую после-
           дениях говорит о многочислен-  ну мира каждого ребёнка и посе-  В течение первого года ма-  ся с растениями, всё тянет в рот
           ных гранях одного целого — на-  ления в целом, сделать её актив-  лыш проделывает колоссальней-  («вселенную пробует на вкус»),   дующую единицу времени опре-
                                                                                                                                   деляет аналогичная по времени
           шей жизни. То есть обучаясь раз-  ной, деятельной, проектной, со-  ший путь изменений физических,  трогает одуванчики и крапиву,   по другую сторону от ноля. «Спи-
           ным предметам, мы познаём не-  творческой, направленной в пре-  навыкательных, познавательных,  лапки и хвост у кошки и собаки,
           делимый на отдельные части мир   красное будущее, соответствую-  который по значению переоце-  рожки у козочки — всё, до че-  раль» постоянно анализируется
                                                                                                                                   на предмет соотнесения её ре-
           с разных сторон. Проблема обра-  щей культурным представлениям  нить невозможно. Какие же гра-  го может дотянуться, засыпает и
           зования состоит в том, что углу-  семей и предназначению в жизни  ни этого мира и как ребёнок ис-  просыпается под кукареканье пе-  зультатов с ранее поставленны-
                                                                                                                                   ми целями и при необходимости
           бившись в предмет и порядок его   каждого.                  следует? Встречается ли он с ма-  туха, пенье соловья и мамину ко-  корректируется, пополняется но-
           изучения, мы забыли, зачем мы    Вы можете себе предста-    тематикой, языком, географией,  лыбельную, «зависает», разгля-
           это делаем, отделили его от ре-  вить такую единую универсаль-  природой, литературой, истори-  дывая звёзды и слушая бабушки-  выми знаниями, выводами, пла-
                                                                                                                                   нами.
           альной жизни и смысла, разорва-  ную учебную программу с годо-  ей, химией, физикой, обществом?  ны сказки...
           ли связь с другими предметами   вым расписанием на всю страну,  Несомненно! Они присутствуют в   Что нового в школе или про-  Сравните этот рисунок пони-
           и сторонами жизни. Выходит не-  жёстким поурочным планирова-  его жизни так же, как и до его ро-  сто из учебников узнает ребёнок в   мания своей истории жизни с про-
                                                                                                                                   граммой школьной истории, по
           сколько фрагментарная, куцая, от-  нием в этом направлении и подго-  ждения. Только теперь они ста-  школе на восьмом году (в первом
           сталая от реальности, противоре-  товить критерии оценки её усвое-  ли ближе, непосредственней, яв-  классе) кроме того, что он узнал   сути — исторической конфликто-
                                                                                                                                   логией с перечнем ключевых фи-
           чивая картина мира. Гармонич-  ния детьми через тестирование?  ственней, доступней для взаимо-  ещё на втором году сам?
           ного цельного мировоззрения не   Думаю, ответ очевиден.     действия.                        А мы в 3–4 года можем всё пе-  гур, дат войн, дворцовых перево-
           формируется.                     Ещё в прошлом веке на одном   Осваивать этот мир ребёнку  ремерить хоть папиными шнурка-  ротов и... без выводов на будущее.
              Предлагаю начать восстанав-  из семинаров мой учитель сказал  помогают его внутренние природ-  ми, нарисовать план-схему дома,   Также хорошо бы переосмы-
           ливать эти пробелы и сопроекти-                                                           поместья, поселения, сделать ма-  слить любую школьную дисципли-
                                                                                                                                   ну, найти её зерно сути и вплести в
           ровать семейное поселенческое                                                             кет из картона и других подруч-
           образование для своих детей и                                                             ных средств, в 5 лет начать писать   канву будней и праздников ваше-
           внуков.                                                                                   сочинения, провести фактически   го поселения.
                                                                                                                                      Эта информация не для детей,
                                                                                                     научные исследования на инте-  а для взрослых, чтобы лучше по-
           Какие дисциплины                                                                          ресующую тему, стать участником   нять себя, перестать искать учеб-
           мы изучаем?                                                                               общего проекта по совершенство-  ники, методики, школы и супер-
                                                                                                     ванию среды обитания родного   учителей, а начать осознанно идти
              Для начала разберём школь-                                                             поместья, а впоследствии и всего   к коллективному образованию ре-
           ные предметы и дополним их те-                                                            поселения.                    бят, выстраивать среду, простран-
           ми, что, судя по вашим откликам,                                                             Поселение: рассмотрим следу-  ство, в котором они неизбежно
           так необходимы в жизни наших                                                              ющий уровень расширения сфе-  растут здоровыми, счастливыми,
           детей.                                                                                    ры изучения мира на примере   необременёнными   городскими
              Поиграем в слова.                                                                      школьных предметов.           школьными проблемами, сильны-
              1. Расскажите, о чём вам го-                                                              Зачем нам нужна, допустим,   ми, добрыми, любящими и люби-
           ворят названия таких предметов,                                                           история и нужна ли вообще? Вы   мыми, деятельными, целеустрем-
           как математика, история, химия,                                                           можете рассказывать про культу-  лёнными, позитивными и, как сей-
           язык (родной и иностранные), му-                                                          ру человека, про патриотизм, но   час модно говорить, компетент-
           зыка, литература, биология, ри-                                                           для детей это слишком абстракт-  ными.
           сование... Желательно сформули-                                                           но. Тем не менее, у них есть кон-
           ровать главную суть, назначение                                                           кретный и очевидный ответ на    Алёна Григорьевна БОЯРИНОВА
           каждого из них, убрав эмоцио-                                                             этот вопрос (его дали дети поселе-
           нальные ассоциации, воспомина-                                                            ния): история нужна, чтобы знать,              ПРП Майское,
           ния из своего детства.                                                                    что делать в будущем, ближайшем          Владимирская область
              2. Объединим их попарно                                                                или далёком!                       Вестник Родовых поместий
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10