Page 5 - Газета "Родовая Земля"
P. 5
«Родовая Земля» ОСОЗНАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ • 5
№ 9 (254), сентябрь 2025 г.
лия для мотивации учебной дея- между собой и со словом «жизнь». интересную фразу: «Чем деталь-
тельности. Как вам, например, такие словосо- ней и жёстче проработана мето-
И даже новаторские школы по четания: география истории, язык дика, тем ближе она к смерти». Вот
бóльшей части используют воз- математики, физика литературы, так! В чётком алгоритме (сроках,
можности, заложенные природой химия музыки..., а также матема- последовательности и способах
в ребят, не с целью передачи куль- тика жизни, грамматика жизни, обучения по единой для всех про-
турных ценностей, формирования география жизни, химия жизни, грамме) нет жизни, есть механиче-
картины мира и мировоззрения, история жизни, физика жизни, му- ское производство единого взгля-
а с целью облегчения усвоения зыка жизни и т.д.? А теперь поме- да и сломанных судеб... Действи-
ЗУНов в соответствии с програм- няем местами слова в этих соче- тельно, получается, что методика
мой, научность (объективность), таниях: жизнь математики, жизнь жёстко определяет процесс, а де-
необходимость и скорость изуче- грамматики, географии, истории, ти нужны ему в качестве машин по
ния которых для детей весьма физики... Какие чувства и мысли воплощению её в жизнь. Средства
сомнительны. посещают вас, когда вы произно- превратились в цель.
Какова же задача наставника: сите их? Правда, открывается ка- Но как только вы видите кон- ные механизмы. «Что мы будем делать?» —
дать детям знания в готовом виде кое-то иное видение, другие смы- кретных детей и цель их образо- Образовательная среда рас- «Продолжим играть во вчераш-
или создать условия (информаци- слы привычных слов? вания, то методика рождается са- ширяется постепенно, по мере нюю игру» (вчера было очень
онное поле и исследовательскую 3. Подставьте сами слова с те- ма. Всегда разная, наиболее эф- развития ребёнка, начиная с не- интересно) или «шить сарафа-
атмосферу) для самостоятельно- ми смыслами, какими хотите на- фективная и нужная конкретным го самого, ближайшего окруже- ны к празднику» (процесс подго-
го их открытия? И как второе сами полнить жизнь семьи своей и ребятам именно в этот момент. ния и увеличивая дальше свои по- товки продолжается уже не один
родители могут сотворить в посе- соседей, своего поселения, на- Более того, в поселенческой шко- знания. день), или «проектировать но-
ленческой школе? пример: радость, любовь, мечта, ле методика становится совмест- вый дом для дедушки соседей,
нежность, скорость мысли, дели- ным творением целого коллекти- Как это происходит чтобы он мог жить в своём до-
Содержание образова- катность, родина, сила духа, эко- ва семей. ме в поместье со своими детьми
номика, образ, общение, поме- Я: человек познаёт себя и воз- и внуками» и т.п. Чтобы понять
ния, или Чему мы учим стье, цель, здоровье, здравомы- Как и когда мы форми- можности своего тела, осваивает своё главное дело жизни, на-
наших детей слие, действительность, чисто- родной язык, изучает математи- до знать, кем были твои предки.
та помыслов, семья, природа, че- руем картину мира? ку: старшие считают его пальчи- Чтобы написать свою родовую
Помните песню «С чего начи- ловек, гармония, предназначе- С чего начинаем и куда ки, поют пестушки-попевки (ритм книгу, надо знать историю сво-
нается Родина» В. Баснера и М. Ма- ние, общество, поселение, друж- плюс тон), развивают координа- его рода. Чтобы сделать долгос-
тусовского? А правда, с чего она ба и т.п. двигаемся? цию, ребёнок привыкает к рит- рочный проект развития посе-
начинается? Чему и когда мы учим 4. Объедините в пары назва- Скорее всего, ответ «задолго му дня (сон, бодрствование, при- ления, надо знать, как и чем оно
наших детей? Как формируется их ния предметов и/или понятий и до рождения» не сильно удивит нятие пищи, прогулка...), осваива- жило до этого момента, чем сла-
мировоззрение? поменяйте их местами. Что вы наших читателей. ет причинно-следственную связь вится этот край, чем жили пред-
Целью образования долж- чувствуете, когда произносите, Тем не менее, повторюсь: кар- своих действий. ки местных жителей.
но стать отношение к своей се- например, математика природы тина мира наших детей находится Сфера расширяется. Чтобы сформулировать наме-
мье, поместью, соседям, культу- и природа математики, язык (язы- в большой зависимости от степе- Семья: в поле внимания попа- рение, отталкиваемся от того, что
ре, творчеству... как единому жи- ки) общества и общество языка ни осознанности их родителей в дают близкие, домашние живот- было перед этим и что теперь ста-
вому организму. Мы живём, творя (языков)? момент ещё только планирования ные, природа поместья. Обуче- ло нашей историей. И чем дальше
свой мир и жизнь, действитель- Встречали ли вы в своей жиз- их появления. Дети всегда судьбо- ние ребёнка всё тем же «школь- перспективы, тем глубже во вре-
ность собой определяя. Дети, под- ни учебники, программы, учите- носны в жизни их родителей и яв- ным» дисциплинам набирает мени «копаем». Чтобы знать, что
растая, впитывают это положение лей, которые бы исследовали ре- ляются их учителями. темп: большую роль играют иг- делать через час, смотрим, что де-
вещей с молоком матери, как не- альную жизнь вместе с детьми че- Попробуйте представить рушки (не секрет, что любимые лали час назад. Задачи на неде-
что естественное, само собой раз- рез школьные дисциплины? образ Пространства Любви для игрушки — объекты природы лю вперёд определятся неделей
умеющееся. На семинарах мы все школь- зарождения, ожидания и появ- и... вещи взрослых, так как взаи- прошедшей. Творим образ нашей
А как же школьные знания? ные и нешкольные (жизненные, ления на свет своего сокрови- модействие старших с ними есть жизни на год, десятилетие, век,
Школьные знания — это сред- философские, мировоззренче- ща. Дитя растёт пока только вну- объект подражания). Дети с удо-
ства (и уж точно не цель!) на пути к ские, естественные, гуманитар- три мамы, но уже вполне активно вольствием изучают мебель, рас- учитываем выводы из прожитого
и обязательно празднуем резуль-
своему миропониманию, условия ные) предметы собираем в ёмкие знакомится с миром ваших эмо- положение и размер помещений, тат на каждом этапе. И не забыва-
для его формирования. Образовательные Области и объ- ций, взаимоотношений, ощуще- место сна. На открытом воздухе ем расширять сферу своего иссле-
Рассмотрим, что такое при- единяем сначала в таблицу попар- ний. Затем следует первый экза- идёт особенно мощное развитие:
вычные нам школьные дисципли- но, а затем ещё и тройками, прев- мен-инициация рождения, в про- малыш впитывает в себя воздей- дования жизни в соответствии со
ны, какие знания и идеи заложе- ращая плоскую таблицу в объём- цессе которого мир вокруг и вну- ствие на себя погоды: свет, тем- своим предназначением.
На схематичном рисунке по-
ны в них. С моей точки зрения, в ную, трёхмерную. Зачем? Чтобы три малютки кардинально меня- пература воздуха, агрегатные со- казана прямая времени, ноль —
системе образования идея изуча- проработать все межпредметные ется, даётся ему в одночасье весь стояния жидкостей (льда, воды, момент, в котором мы находим-
емых дисциплин в учебных заве- связи и оживить смыслом карти- во всём своём многообразии. пара), песка и земли, знакомит- ся прямо сейчас. Каждую после-
дениях говорит о многочислен- ну мира каждого ребёнка и посе- В течение первого года ма- ся с растениями, всё тянет в рот
ных гранях одного целого — на- ления в целом, сделать её актив- лыш проделывает колоссальней- («вселенную пробует на вкус»), дующую единицу времени опре-
деляет аналогичная по времени
шей жизни. То есть обучаясь раз- ной, деятельной, проектной, со- ший путь изменений физических, трогает одуванчики и крапиву, по другую сторону от ноля. «Спи-
ным предметам, мы познаём не- творческой, направленной в пре- навыкательных, познавательных, лапки и хвост у кошки и собаки,
делимый на отдельные части мир красное будущее, соответствую- который по значению переоце- рожки у козочки — всё, до че- раль» постоянно анализируется
на предмет соотнесения её ре-
с разных сторон. Проблема обра- щей культурным представлениям нить невозможно. Какие же гра- го может дотянуться, засыпает и
зования состоит в том, что углу- семей и предназначению в жизни ни этого мира и как ребёнок ис- просыпается под кукареканье пе- зультатов с ранее поставленны-
ми целями и при необходимости
бившись в предмет и порядок его каждого. следует? Встречается ли он с ма- туха, пенье соловья и мамину ко- корректируется, пополняется но-
изучения, мы забыли, зачем мы Вы можете себе предста- тематикой, языком, географией, лыбельную, «зависает», разгля-
это делаем, отделили его от ре- вить такую единую универсаль- природой, литературой, истори- дывая звёзды и слушая бабушки- выми знаниями, выводами, пла-
нами.
альной жизни и смысла, разорва- ную учебную программу с годо- ей, химией, физикой, обществом? ны сказки...
ли связь с другими предметами вым расписанием на всю страну, Несомненно! Они присутствуют в Что нового в школе или про- Сравните этот рисунок пони-
и сторонами жизни. Выходит не- жёстким поурочным планирова- его жизни так же, как и до его ро- сто из учебников узнает ребёнок в мания своей истории жизни с про-
граммой школьной истории, по
сколько фрагментарная, куцая, от- нием в этом направлении и подго- ждения. Только теперь они ста- школе на восьмом году (в первом
сталая от реальности, противоре- товить критерии оценки её усвое- ли ближе, непосредственней, яв- классе) кроме того, что он узнал сути — исторической конфликто-
логией с перечнем ключевых фи-
чивая картина мира. Гармонич- ния детьми через тестирование? ственней, доступней для взаимо- ещё на втором году сам?
ного цельного мировоззрения не Думаю, ответ очевиден. действия. А мы в 3–4 года можем всё пе- гур, дат войн, дворцовых перево-
формируется. Ещё в прошлом веке на одном Осваивать этот мир ребёнку ремерить хоть папиными шнурка- ротов и... без выводов на будущее.
Предлагаю начать восстанав- из семинаров мой учитель сказал помогают его внутренние природ- ми, нарисовать план-схему дома, Также хорошо бы переосмы-
ливать эти пробелы и сопроекти- поместья, поселения, сделать ма- слить любую школьную дисципли-
ну, найти её зерно сути и вплести в
ровать семейное поселенческое кет из картона и других подруч-
образование для своих детей и ных средств, в 5 лет начать писать канву будней и праздников ваше-
внуков. сочинения, провести фактически го поселения.
Эта информация не для детей,
научные исследования на инте- а для взрослых, чтобы лучше по-
Какие дисциплины ресующую тему, стать участником нять себя, перестать искать учеб-
мы изучаем? общего проекта по совершенство- ники, методики, школы и супер-
ванию среды обитания родного учителей, а начать осознанно идти
Для начала разберём школь- поместья, а впоследствии и всего к коллективному образованию ре-
ные предметы и дополним их те- поселения. бят, выстраивать среду, простран-
ми, что, судя по вашим откликам, Поселение: рассмотрим следу- ство, в котором они неизбежно
так необходимы в жизни наших ющий уровень расширения сфе- растут здоровыми, счастливыми,
детей. ры изучения мира на примере необременёнными городскими
Поиграем в слова. школьных предметов. школьными проблемами, сильны-
1. Расскажите, о чём вам го- Зачем нам нужна, допустим, ми, добрыми, любящими и люби-
ворят названия таких предметов, история и нужна ли вообще? Вы мыми, деятельными, целеустрем-
как математика, история, химия, можете рассказывать про культу- лёнными, позитивными и, как сей-
язык (родной и иностранные), му- ру человека, про патриотизм, но час модно говорить, компетент-
зыка, литература, биология, ри- для детей это слишком абстракт- ными.
сование... Желательно сформули- но. Тем не менее, у них есть кон-
ровать главную суть, назначение кретный и очевидный ответ на Алёна Григорьевна БОЯРИНОВА
каждого из них, убрав эмоцио- этот вопрос (его дали дети поселе-
нальные ассоциации, воспомина- ния): история нужна, чтобы знать, ПРП Майское,
ния из своего детства. что делать в будущем, ближайшем Владимирская область
2. Объединим их попарно или далёком! Вестник Родовых поместий

