Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«Родовая Земля»                                                                          оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо                       •  23
           № 4 (201), апрель 2021 г.

           Погоня за отличными отметками                                                                                           веком, познавать мир.
                                                                                                                                      Любая наука нужна лишь для
                                                                                                                                   возвышения человека. не странно
                                                                                                                                   ли, что у нас школьник — вечная
                                                                                                                                   жертва преподаваемых ему наук?
                        тметка есть наце-  держится, так сказать, на воору-  У школьника в течение всех  только умереть не хочет, — гово-  не сама история, химия, физика
                        ленная в лоб ре-  жённой силе. иначе как ему обес-  школьных лет не вырабатывается  рит Шалва александрович.  — а   важны в школе, а история, химия,
                        бёнку винтовка»,  печить спокойствие и повинове-  мотив контролировать, оценивать  я в это — в лень от природы —   любая наука должна быть прово-
                        — однажды Д.б.  ние в своей империи, как прину-  свои действия: его само оценки  не могу поверить: природа са-  дом, через который учитель про-
           «ОЭльконин произ-             дить учеников учиться усердно,  никому  не нужны. разве  далеко  ма активна и дея тельна, она пос-  водит свет.
           нёс меткую фразу, которая рас-  не шалить, не хулиганить, не ме-  отсюда до результата — воспи-  тоянно ищет, создаёт, разруша-  амонашвили говорит, что
           пространилась как афоризм.    шать? а вот так — испытанными  тания человека, не надеющегося  ет, действует непрерывно. а ре-  ребёнком движут три страсти:
              В.а. Сухомлинский писал: «Я  ещё средневековой иезуитской  на себя, не уверенного в себе, со  бёнок — часть природы, модель   страсть к развитию, стремление
           всегда с большой тревогой думал  школой двойками, тройками, еди-  слабо развитым чувством ответ-  её, модель Вселенной. Можно ли   ко взрослению и страсть к свобо-
           о  психозе погони за  отличными  ницами, которые охраняют про-  ственности за свой труд, не уме-  говорить о природе, что в её су-  де.
           отметками. Этот психоз рождает-  цесс обучения от учеников, гото-  ющего защищать себя и других,  ти заложена лень, что лень —   отсюда требования к взрос-
           ся в семье и захватывает, ложится  вых каждую минуту уклониться от                                                      лым: общаться с ребёнком на рав-
           тяжёлым бременем на юные души  учения, от знаний.                                                                       ных, проявлять доверие, поручать
           школьников, калечит их. У ребён-  отметки не учёбу детей стиму-                                                         дела взрослых, устанавливать со-
           ка нет в данное время таких спо-  лируют, они охраняют власть учи-                                                      труднические взаимоотношения,
           собностей, чтобы учиться на «от-  теля. они так и были задуманы —                                                       возлагать на него обязанности,
           лично», а родители требуют от не-  сменили множество изощрённых                                                         обращаться к нему за сочувстви-
           го только пятёрок, в крайнем слу-  форм физического и нравствен-                                                        ем и сопереживанием.
           чае, мирятся с четвёрками, и не-  ного наказания учеников в шко-                                                           Порой думают, что в началь-
           счастный   школьник,  получая  лах средневековья, но не для того,                                                       ной школе нужно как можно ча-
           тройку, чувствует себя чуть ли не  чтобы изгнать из школы физиче-                                                       ще применять игровые приёмы,
           преступником».                ское наказание вообще, а только                                                           ибо дети любят играть. однако
              но ведь большинство из нас  для того, чтобы перенести часть                                                          дети стремятся к школьной жиз-
           уверены в том, что отметки созда-  этого дела и на родителей.                                                           ни вовсе не для того, чтобы про-
           ют мотив учения: «Дети сами хотят   В  авторитарно-императив-                                                           должить там свои игры, а что-
           отметок!»                     ной педагогике из учебного про-                                                           бы утвердиться в своей роли по-
              — Да, после того, как мы са-  цесса выпадает едва ли не са-                                                          взрослевшего.
           ми их пристрастили к ним. на-  мое главное — контроль и оцен-                                                              Детей надо учить не играючи,
           ркоман тоже хочет наркотика,  ка. они изымаются учителем. он                                                            а серьёзно, с чувством ответствен-
           не мыс лит своей жизни без усла-  контролирует, проверяет, нахо-                                                        ности. Учитель должен так изящно
           ждающих и отравляющих ве-     дит ошибки, указывает на недо-                                                            и искусно играть роль, чтобы дети
           ществ, —  отвечает  Шалва амо-  статки, оценивает, высказыва-                                                           забыли о своей потребности в иг-
           нашвили. — и ещё мы лукавим  ет суждение о результатах. След-                                                           ре, считает амонашвили.
           вот в чём: дети хотят не любых  ствием этих операций являет-  робкого и безвольного, социаль-  это свойство  природы? В  таком   о свободе: это природа ищет
           отметок, а только положитель-  ся отметка как проявление воли  но пассивного, с деформирован-  случае кто же мешает ей отдать-  возможности для проявления
           ных, лучше всего —  пятёрок.  и единоличного мнения учителя.  ным аналитическим суждением  ся полному покою, остановить-  своей многоликости, для дости-
           но мы-то придумали для них не  оценка и отметка учителя не не-  (этот список можно продолжать и  ся,  омертветь?  Может ли  приро-  жения совершенства и безгранич-
           только пятёрки! и дети добыва-  сут ребёнку конкретного содер-  продолжать)?              да, находясь в вечном движении  ности. Это шалит не сам ребёнок, а
           ют их всякими средствами: хи-  жательного смысла, потому что   — Считается, что прирождён-  и развитии, создавать формы с  природа в ребёнке.
           троумными шпаргалками, замас-  ребёнок не только лишён необ-  ные способности являются пас-  преимущественной силой лени   Вся понукательная, запрети-
           кированными формами списы-    ходимости проверять и оцени-  сивными, потенциальными за-   и покоя, пассивности и выжида-  тельная педагогика, все виды на-
           вания, изощрёнными подсказка-  вать свою деятельность, но и не  датками, и если среда или пе-  ния? Такого не может быть. При-  казаний  — это  результат  непо-
           ми. а грубость учителя, его сило-  знает, по  каким критериям учи-  дагогический процесс случайно  рода творит живые существа на-  нимания взрослыми, пресечения
           вое воздействие ради того, что-  тель ведёт конт роль. и отметка,  или целенаправленно зацепит  подобие самой себя — активные,   ими  стремления  к взрослению и
           бы совершить самое святое —  искусственно вводимая с целью  их, вы явит,  то можно заставить  экспансивные, движущиеся. она   свободе.
           с точностью аптекаря оценить  стимуляции учебно-познаватель-  их развиваться. но тогда придёт-  закладывает в ребёнке не пас-
           знания ребёнка отметкой!      ной деятельности, на самом де-  ся признать, что ребёнком изна-  сивные возможности, а такие, ко-  Из книги Шалвы александровича
              Всё это — кровное достояние  ле вносит в неё страх и неуверен-  чально правит природная лень:  торые снабжены собственными            амонашвили
           авторитарно-императивного пе-  ность, а потому становится тром-  ему лень родиться, лень учиться  импульсами к движению. Это, на-  «отметка — стимул?
           дагогического процесса, который  бом в ней.                 и воспитываться, лень жить, вот  пример, стремление стать чело-           нет, наказание!»


           Семейное образование по одному предмету                                                                                 казать, но, к сожалению, в силу от-
                                                                                                                                      администрация не вправе от-
                                                                                                                                   сутствия знаний законов вам мо-
                                                                                                                                   гут попытаться вставить палки в
                  огда говорят о домаш-  лишь несколько учеников, осталь-  пример,  репетитор объясняет  трим, как это устроено с юридиче-  колёса.
                  нем обучении, чаще всего  ные  кое-как  перебиваются  и вы-  иначе, чем учитель, даёт другие  ской точки зрения.    В случае непонимания важно
                  представляют себе учени-  ходят из школы с весьма  отры-  способы решений, занимается по   Семейное обучение — это  спокойно и грамотно объяснить,
                  ка, который вообще не хо-  вочными знаниями. В начальной  другому учебнику, и результаты  форма получения образования  что ст. 17 закона «об образовании
           Кдит в школу и полностью  и средней школе ситуация, когда  ученика в школе остаются неудов-  вне школы (ст. 17 закона «об обра-  в российской Федерации» разре-
           осваивает программу на дому. Во  не даётся предмет, сильно давит  летворительными.        зовании в российской Федера-  шает детям учиться вне школы
           многих случаях «семейники» дей-  школьнику на психику, заставляя   •  Предмет  даётся  слишком  ции»). оно подразумевает само-  как по всем предметам, так и по
           ствительно появляются в здании  нервничать и тревожиться.   легко.                        стоятельное освоение всей основ-  отдельным.
           школы только в период промежу-   иногда способность к пред-    и наоборот: бывает, что ребё-  ной образовательной програм-  Шаг 2. Проинформируйте де-
           точной аттестации. но есть и дру-  мету бывает неочевидной, и пе-  нок владеет предметом на высо-  мы или отдельных предметов. Это  партамент или управление обра-
           гие варианты.                 дагог должен её распознать. но, к  ком уровне. Чаще всего такое слу-  добровольный перенос ответст-  зования  по месту жительства о
              рассмотрим, почему может по-  сожалению, не все учителя любят  чается с иностранным языком.  венности за обучение ребёнка со  смене формы обучения. Уведом-
           надобиться перейти на домашнее  и умеют это делать. Гораздо легче  Лингвистические школы, курсы и  школы на родителей. но школьни-  ление о переходе на семейное об-
           обучение по одному предмету.   поставить двойку и больше вни-  поездки за границу в раннем воз-  ка не обязательно учат сами мама   разование можно составить в сво-
              • Предмет не даётся.       мания уделять тем, кто хорошо  расте могут положительно повли-  с папой, можно подключать част-  бодной форме или запросить ша-
              Когда в классе около 30 чело-  справляется.              ять на степень владения языком. В  ных педагогов или онлайн-школы.  блон в органах местного само-
           век, педагогу сложно уделять вни-  Потенциальным выходом мо-  таком случае обычные уроки не-  рекомендуется регулярно про-  управления.
           мание каждому лично. Класси-  жет стать репетитор. Многие ро-  интересны и безсмысленны, ведь  ходить промежуточную аттеста-  Шаг 3. Если вы заинтересова-
           ческая ситуация — предмет по-  дители прибегают к этому. но и  если у ребёнка высокий уровень,  цию, чтобы отслеживать прогресс   ны в промежуточных аттестаци-
           нимают и идут в ногу с учителем  здесь есть подводные камни. на-  а в школе английский только на-  по предмету. Конечно, если ре-  ях, подпишите специальный дого-
                                                                       чался с самых азов, будет скучно.   бёнок знает его хорошо и не хо-  вор — «Договор об организации и
                                                                          •  Конфликт  с  преподавате-  чет тратить время на ненужные
                                                                       лем.                          контрольные, это не обязательно.   проведении промежуточной и го-
                                                                                                                                   сударственной  итоговой аттеста-
                                                                          распространённая  ситуация:  В остальных ситуациях промежу-  ции обучающегося, получающего
                                                                       у ребёнка не сложились отноше-  точная аттестация станет отлич-  общее образование в форме се-
                                                                       ния с конкретным учителем. Пло-  ной тренировкой и доказательст-  мейного образования или само-
                                                                       хие отношения  в школе  нередко   вом прогресса.            образования».  В  нём  вы сможете
                                                                       становятся причиной полного пе-
                                                                       рехода на семейное обучение, но   Как перейти               определить регулярность и жела-
                                                                                                                                   емый формат аттестации, которая
                                                                       если с другими предметами и од-
                                                                       ноклассниками всё хорошо, ребё- на домашнее обучение        будет проходить в вашей же шко-
                                                                       нок вряд ли захочет покидать сте-  по одному предмету       ле.
                                                                       ны образовательной организации.                                Шаг 4. Готово! Теперь вы вы-
                                                                                                        Шаг 1. Поговорите с админи-  бираете, как ребёнок будет осва-
                                                                       Буква закона                  страцией, объясните ситуацию и   ивать программу по предмету. С
                                                                                                     напишите заявление на имя ди-  уроков можно уходить. осталь-
                                                                          Во всех примерах ситуаций  ректора школы о том, что хотите   ные дисциплины посещаются, как
                                                                       домашнее обучение по одному  обучать ребёнка самостоятельно  обычно.
                                                                       предмету станет выходом. рассмо-  по определённому предмету.       https://vk.com/co_izhevsk
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28