Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
«Родовая Земля» оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо • 23
№ 4 (201), апрель 2021 г.
Погоня за отличными отметками веком, познавать мир.
Любая наука нужна лишь для
возвышения человека. не странно
ли, что у нас школьник — вечная
жертва преподаваемых ему наук?
тметка есть наце- держится, так сказать, на воору- У школьника в течение всех только умереть не хочет, — гово- не сама история, химия, физика
ленная в лоб ре- жённой силе. иначе как ему обес- школьных лет не вырабатывается рит Шалва александрович. — а важны в школе, а история, химия,
бёнку винтовка», печить спокойствие и повинове- мотив контролировать, оценивать я в это — в лень от природы — любая наука должна быть прово-
— однажды Д.б. ние в своей империи, как прину- свои действия: его само оценки не могу поверить: природа са- дом, через который учитель про-
«ОЭльконин произ- дить учеников учиться усердно, никому не нужны. разве далеко ма активна и дея тельна, она пос- водит свет.
нёс меткую фразу, которая рас- не шалить, не хулиганить, не ме- отсюда до результата — воспи- тоянно ищет, создаёт, разруша- амонашвили говорит, что
пространилась как афоризм. шать? а вот так — испытанными тания человека, не надеющегося ет, действует непрерывно. а ре- ребёнком движут три страсти:
В.а. Сухомлинский писал: «Я ещё средневековой иезуитской на себя, не уверенного в себе, со бёнок — часть природы, модель страсть к развитию, стремление
всегда с большой тревогой думал школой двойками, тройками, еди- слабо развитым чувством ответ- её, модель Вселенной. Можно ли ко взрослению и страсть к свобо-
о психозе погони за отличными ницами, которые охраняют про- ственности за свой труд, не уме- говорить о природе, что в её су- де.
отметками. Этот психоз рождает- цесс обучения от учеников, гото- ющего защищать себя и других, ти заложена лень, что лень — отсюда требования к взрос-
ся в семье и захватывает, ложится вых каждую минуту уклониться от лым: общаться с ребёнком на рав-
тяжёлым бременем на юные души учения, от знаний. ных, проявлять доверие, поручать
школьников, калечит их. У ребён- отметки не учёбу детей стиму- дела взрослых, устанавливать со-
ка нет в данное время таких спо- лируют, они охраняют власть учи- труднические взаимоотношения,
собностей, чтобы учиться на «от- теля. они так и были задуманы — возлагать на него обязанности,
лично», а родители требуют от не- сменили множество изощрённых обращаться к нему за сочувстви-
го только пятёрок, в крайнем слу- форм физического и нравствен- ем и сопереживанием.
чае, мирятся с четвёрками, и не- ного наказания учеников в шко- Порой думают, что в началь-
счастный школьник, получая лах средневековья, но не для того, ной школе нужно как можно ча-
тройку, чувствует себя чуть ли не чтобы изгнать из школы физиче- ще применять игровые приёмы,
преступником». ское наказание вообще, а только ибо дети любят играть. однако
но ведь большинство из нас для того, чтобы перенести часть дети стремятся к школьной жиз-
уверены в том, что отметки созда- этого дела и на родителей. ни вовсе не для того, чтобы про-
ют мотив учения: «Дети сами хотят В авторитарно-императив- должить там свои игры, а что-
отметок!» ной педагогике из учебного про- бы утвердиться в своей роли по-
— Да, после того, как мы са- цесса выпадает едва ли не са- взрослевшего.
ми их пристрастили к ним. на- мое главное — контроль и оцен- Детей надо учить не играючи,
ркоман тоже хочет наркотика, ка. они изымаются учителем. он а серьёзно, с чувством ответствен-
не мыс лит своей жизни без усла- контролирует, проверяет, нахо- ности. Учитель должен так изящно
ждающих и отравляющих ве- дит ошибки, указывает на недо- и искусно играть роль, чтобы дети
ществ, — отвечает Шалва амо- статки, оценивает, высказыва- забыли о своей потребности в иг-
нашвили. — и ещё мы лукавим ет суждение о результатах. След- ре, считает амонашвили.
вот в чём: дети хотят не любых ствием этих операций являет- робкого и безвольного, социаль- это свойство природы? В таком о свободе: это природа ищет
отметок, а только положитель- ся отметка как проявление воли но пассивного, с деформирован- случае кто же мешает ей отдать- возможности для проявления
ных, лучше всего — пятёрок. и единоличного мнения учителя. ным аналитическим суждением ся полному покою, остановить- своей многоликости, для дости-
но мы-то придумали для них не оценка и отметка учителя не не- (этот список можно продолжать и ся, омертветь? Может ли приро- жения совершенства и безгранич-
только пятёрки! и дети добыва- сут ребёнку конкретного содер- продолжать)? да, находясь в вечном движении ности. Это шалит не сам ребёнок, а
ют их всякими средствами: хи- жательного смысла, потому что — Считается, что прирождён- и развитии, создавать формы с природа в ребёнке.
троумными шпаргалками, замас- ребёнок не только лишён необ- ные способности являются пас- преимущественной силой лени Вся понукательная, запрети-
кированными формами списы- ходимости проверять и оцени- сивными, потенциальными за- и покоя, пассивности и выжида- тельная педагогика, все виды на-
вания, изощрёнными подсказка- вать свою деятельность, но и не датками, и если среда или пе- ния? Такого не может быть. При- казаний — это результат непо-
ми. а грубость учителя, его сило- знает, по каким критериям учи- дагогический процесс случайно рода творит живые существа на- нимания взрослыми, пресечения
вое воздействие ради того, что- тель ведёт конт роль. и отметка, или целенаправленно зацепит подобие самой себя — активные, ими стремления к взрослению и
бы совершить самое святое — искусственно вводимая с целью их, вы явит, то можно заставить экспансивные, движущиеся. она свободе.
с точностью аптекаря оценить стимуляции учебно-познаватель- их развиваться. но тогда придёт- закладывает в ребёнке не пас-
знания ребёнка отметкой! ной деятельности, на самом де- ся признать, что ребёнком изна- сивные возможности, а такие, ко- Из книги Шалвы александровича
Всё это — кровное достояние ле вносит в неё страх и неуверен- чально правит природная лень: торые снабжены собственными амонашвили
авторитарно-императивного пе- ность, а потому становится тром- ему лень родиться, лень учиться импульсами к движению. Это, на- «отметка — стимул?
дагогического процесса, который бом в ней. и воспитываться, лень жить, вот пример, стремление стать чело- нет, наказание!»
Семейное образование по одному предмету казать, но, к сожалению, в силу от-
администрация не вправе от-
сутствия знаний законов вам мо-
гут попытаться вставить палки в
огда говорят о домаш- лишь несколько учеников, осталь- пример, репетитор объясняет трим, как это устроено с юридиче- колёса.
нем обучении, чаще всего ные кое-как перебиваются и вы- иначе, чем учитель, даёт другие ской точки зрения. В случае непонимания важно
представляют себе учени- ходят из школы с весьма отры- способы решений, занимается по Семейное обучение — это спокойно и грамотно объяснить,
ка, который вообще не хо- вочными знаниями. В начальной другому учебнику, и результаты форма получения образования что ст. 17 закона «об образовании
Кдит в школу и полностью и средней школе ситуация, когда ученика в школе остаются неудов- вне школы (ст. 17 закона «об обра- в российской Федерации» разре-
осваивает программу на дому. Во не даётся предмет, сильно давит летворительными. зовании в российской Федера- шает детям учиться вне школы
многих случаях «семейники» дей- школьнику на психику, заставляя • Предмет даётся слишком ции»). оно подразумевает само- как по всем предметам, так и по
ствительно появляются в здании нервничать и тревожиться. легко. стоятельное освоение всей основ- отдельным.
школы только в период промежу- иногда способность к пред- и наоборот: бывает, что ребё- ной образовательной програм- Шаг 2. Проинформируйте де-
точной аттестации. но есть и дру- мету бывает неочевидной, и пе- нок владеет предметом на высо- мы или отдельных предметов. Это партамент или управление обра-
гие варианты. дагог должен её распознать. но, к ком уровне. Чаще всего такое слу- добровольный перенос ответст- зования по месту жительства о
рассмотрим, почему может по- сожалению, не все учителя любят чается с иностранным языком. венности за обучение ребёнка со смене формы обучения. Уведом-
надобиться перейти на домашнее и умеют это делать. Гораздо легче Лингвистические школы, курсы и школы на родителей. но школьни- ление о переходе на семейное об-
обучение по одному предмету. поставить двойку и больше вни- поездки за границу в раннем воз- ка не обязательно учат сами мама разование можно составить в сво-
• Предмет не даётся. мания уделять тем, кто хорошо расте могут положительно повли- с папой, можно подключать част- бодной форме или запросить ша-
Когда в классе около 30 чело- справляется. ять на степень владения языком. В ных педагогов или онлайн-школы. блон в органах местного само-
век, педагогу сложно уделять вни- Потенциальным выходом мо- таком случае обычные уроки не- рекомендуется регулярно про- управления.
мание каждому лично. Класси- жет стать репетитор. Многие ро- интересны и безсмысленны, ведь ходить промежуточную аттеста- Шаг 3. Если вы заинтересова-
ческая ситуация — предмет по- дители прибегают к этому. но и если у ребёнка высокий уровень, цию, чтобы отслеживать прогресс ны в промежуточных аттестаци-
нимают и идут в ногу с учителем здесь есть подводные камни. на- а в школе английский только на- по предмету. Конечно, если ре- ях, подпишите специальный дого-
чался с самых азов, будет скучно. бёнок знает его хорошо и не хо- вор — «Договор об организации и
• Конфликт с преподавате- чет тратить время на ненужные
лем. контрольные, это не обязательно. проведении промежуточной и го-
сударственной итоговой аттеста-
распространённая ситуация: В остальных ситуациях промежу- ции обучающегося, получающего
у ребёнка не сложились отноше- точная аттестация станет отлич- общее образование в форме се-
ния с конкретным учителем. Пло- ной тренировкой и доказательст- мейного образования или само-
хие отношения в школе нередко вом прогресса. образования». В нём вы сможете
становятся причиной полного пе-
рехода на семейное обучение, но Как перейти определить регулярность и жела-
емый формат аттестации, которая
если с другими предметами и од-
ноклассниками всё хорошо, ребё- на домашнее обучение будет проходить в вашей же шко-
нок вряд ли захочет покидать сте- по одному предмету ле.
ны образовательной организации. Шаг 4. Готово! Теперь вы вы-
Шаг 1. Поговорите с админи- бираете, как ребёнок будет осва-
Буква закона страцией, объясните ситуацию и ивать программу по предмету. С
напишите заявление на имя ди- уроков можно уходить. осталь-
Во всех примерах ситуаций ректора школы о том, что хотите ные дисциплины посещаются, как
домашнее обучение по одному обучать ребёнка самостоятельно обычно.
предмету станет выходом. рассмо- по определённому предмету. https://vk.com/co_izhevsk