Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО № 11 (208), ноябрь 2021 г.
«Родовая Земля»
Ч тобы защитить детей, мы получаю более ценные уроки, чем
должны позволить им иг-
мог бы получить в школе.
Такое поведение не было
рать в то, что считается
«опасным».
исключением в 1950-е годы. Мои
Многие думают, что
страх — это негативное пережи- родители были несколько более
доверяющими и терпимыми, чем
вание, которого нужно по воз- большинство родителей, но не на-
можности избегать. Однако те, у много. Сколько из этого было бы
кого есть дети или кто сам был ре- допустимо для родителей и дру-
бёнком, знают, что дети любят иг- гих взрослых из госорганов сегод-
рать в рискованные игры — игры, ня? Вот показатель того, как дале-
сочетающие в себе радость свобо- ко мы ушли: по результатам не-
ды и некоторую долю страха, про- давнего опроса тысяч родителей
изводящие будоражащее чувство. в Великобритании 43% считают,
что детей до 14 лет не нужно от-
Шесть категорий пускать куда-то одних, другая по-
рискованной игры ловина считает, что эту свободу
не стоит предоставлять им до 16
ванной игры, которая привлекает Рискованная мерно такие же цифры были бы и
лет! Могу предположить, что при-
Эллен Сэндсетер, преподава-
тель норвежского Университета
в результате опроса родителей в
королевы Мод в городе Тронхейм,
США. Приключения, раньше нор-
выделила шесть категорий риско-
не позволены даже многим под-
детей по всему свету. мальные для шестилеток, теперь
• Большая высота. Дети ла- росткам.
зают по деревьям и разным кон- игра: Как я уже сказал, за тот же пе-
струкциям на пугающем расстоя- риод, за который мы наблюдали
нии от земли, где они могут полу- такой значительный спад в сво-
чить обзор мира с высоты птичье- боде детей играть, а особенно в
го полёта и захватывающее чувст- свободе рисковать, мы наблюда-
во покорения вершины. ли такой же значительный подъ-
• Большие скорости. Дети почему дети её любят ём в разного рода умственных от-
качаются на канатах, верёвках или клонениях у детей. Лучшее дока-
на качелях на детской площадке; зательство этого можно найти в
катаются на санках, лыжах, конь- и нуждаются в ней анализе показателей стандартных
ках или с горок во дворе; спуска- клинических опросников, кото-
ются по быстрым рекам на брёв- рые даются без изменений норма-
нах и лодках; а также катаются на тивным группам детей и молодых
велосипедах, скейтбордах и дру- людей на протяжении нескольких
гих приспособлениях, достаточ- ветвей на более низкие, едва не один игрок случайно может при- ры, соседи, а то и государствен- десятилетий. Подобный анализ го-
но быстрых, чтобы вызвать захва- падая на землю. Молодняк боль- чинить другому боль. Но чтобы ные органы, обвинят в пренебре- ворит о том, что по сегодняшним
тывающее чувство, когда практи- шинства видов млекопитающих, продолжить играть, развлекаться, жении. стандартам в 5–8 раз больше мо-
чески, но не полностью, теряешь не только нашего, проводит много они должны преодолеть этот гнев. Вот, признаюсь, ностальги- лодых людей страдают от значи-
контроль. времени, гоняясь друг за другом Если они сорвутся, игра оконче- ческое отступление — лишь не- тельного, с врачебной точки зре-
• Опасные инструменты. В и устраивая игровые драки, и они на. Поэтому, согласно теории ре- сколько примеров моих собствен- ния, уровня тревожности и де-
зависимости от культуры дети иг- тоже предпочитают быть в уязви- гуляции эмоций, игра среди все- ных игр в 1950-е: прессии, чем в 1950-е. Рост дет-
рают с ножами, луками и стрела- мой позиции. го прочего — это способ для мо- • В возрасте 5 лет я ездил на ве- ских психопатологий был таким
ми, сельскохозяйственными ап- лодняка млекопитающих научить- лосипеде со своим 6-летним дру- же неуклонным и постепенным,
С точки зрения эволюции во-
паратами (тут сочетается работа прос о рискованной игре очеви- ся контролировать страх и гнев гом через весь посёлок, в котором как и снижение детской свободы
и игра) или другими инструмен- рисковать.
тами, которые могут быть потен- ден: зачем она нужна? Она мо- таким образом, чтобы они могли мы жили, и по его окрестностям. Эта история столь же иро-
жет стать причиной травмы (хотя справиться с реальной опасно-
Наши родители устанавливали
циально опасными. Конечно, дети нична, сколь трагична. Мы лиша-
чувствуют большое удовлетворе- серьёзные травмы редки) и иног- стью и тесно взаимодействовать границы, к какому времени мы ем детей свободной, рискован-
друг с другом, не подвергаясь от-
ние оттого, что им доверили такие да (очень редко) смерти. Почему рицательным эмоциям. должны вернуться, но не ограни- ной игры, якобы чтобы защитить
инструменты, но также и захваты- тогда она уцелела в результате ес- чивали наши передвижения. (Ес- их от опасности, но, поступая так,
вающее чувство контроля над ни- тественного отбора? Тот факт, что тественно, тогда у нас не было со- мы создаём условия для разви-
ми, зная, что ошибка может при- она уцелела, служит доказательст- Вредоносные товых телефонов, никаких средств тия умственного отклонения. Де-
вести к травме. вом того, что её преимущества пе- последствия лишения связи на случай, если мы потеря- ти созданы природой таким обра-
• Опасная среда. Дети лю- ревешивают риск. Каковы эти пре- игры в современной емся или получим травму.) зом, чтобы самим научиться эмо-
бят играть с огнём и в глубоких имущества? Наблюдения за лабо- • С 6 лет я и все мальчишки, ко- циональной устойчивости, играя
водоёмах или рядом с ними, что раторными животными дают нам культуре торых я знал, носили с собой пе- в рискованные игры, затрагиваю-
представляет некоторую степень некоторые подсказки. На основе этого исследования рочинный нож. Мы использовали щие эмоции. В итоге, ограничивая
угрозы. Учёные нашли способ лишить Сэндсетер в 2011 году написала в их не только для вырезания, но и подобные игры, мы создаём боль-
• Куча-мала. Дети по все- крысят игры в течение критиче- своей статье в журнале «Эволю- для различных игр, где мы броса- шую опасность, чем если бы их по-
му миру гоняются друг за другом ской фазы их развития, не избав- ционная психология»: «Мы можем ли нож в цель (но никогда — друг зволяли. Кроме того, мы лишаем
и устраивают игровые драки, и ляя их общества соплеменников. наблюдать увеличение уровня не- в друга). их развлечения.
обычно они предпочитают быть Крысята, взращённые таким обра- врозов и психопатологии в обще- • Помню, в возрасте 8 лет я и
в самой уязвимой позиции — то- зом, вырастают эмоциональными стве, если детям не дают участво- мои друзья проводили перемены Чтобы игра была
го, кого догоняют, или того, на кого инвалидами. Когда их помещают вать в соответствующей их возра- и перерыв на обед в школе, устра- безопасной, она
нападают в драке, — положение, в новую среду, они чрезмерно пу- сту рискованной игре». Она напи- ивая борьбу в снегу или на траве,
влекущее наибольшую степень гаются и не могут адаптировать- сала это в качестве предсказания на берегу реки возле школы. Мы должна быть свободной,
риска и требующее больше всего ся и изучить обстановку, как сде- на будущее, но я проанализиро- организовывали поединки. Ни- а не сдерживаемой,
навыков, чтобы его преодолеть. лала бы обычная крыса. Когда их вал данные – в своей книге «Сво- кто из учителей или других взро- управляемой или
• Исчезнуть/потеряться. помещают с незнакомым сверст- бода обучения» и других работах, слых не обращал внимания на на-
Дети помладше играют в прятки и ником, они оказываются парали- которые показывают, что будущее шу борьбу, а если и обращали, ни- навязанной взрослыми
испытывают захватывающее чув- зованы страхом либо срываются уже давно наступило. когда не вмешивались. Дети очень мотивированы иг-
ство временного, пугающего раз- в неуместную, неэффективную аг- Если вкратце, доказательство • Когда мне было 10–11, мы с рать в рискованные игры, но они
деления с товарищами по игре. рессию. Подобные открытия бы- состоит в следующем. За послед- друзьями на весь день ходили в также прекрасно знают собствен-
Дети постарше отправляются ку- ли сделаны и в более ранних экс- ние 60 лет мы были свидетеля- походы на коньках или лыжах на ные возможности и избегают ри-
да-то подальше от взрослых, в ме- периментах по лишению игры с ми того, как в нашей культуре не- 8-километровое озеро рядом с на- ска, который не могут вынести фи-
ста для себя новые и наполненные детёнышами обезьян (хотя пока- уклонно, постепенно, но довольно шим посёлком в штате Миннесота. зически или эмоционально. Дети
воображаемыми опасностями, затели в этих экспериментах были значительно у детей сократилось У нас с собой были спички, и вре- значительно лучше нас знают, что
включая опасность потеряться. не такими явными, как в последу- количество возможностей свобод- мя от времени мы, изображая хра- они могут вынести. Если взрослые
ющих экспериментах с крысами). но играть, без контроля взрослых, брых исследователей, останавли- давят или даже поощряют детей
Эволюционная ценность Эти открытия дополнили тео- а особенно возможностей играть в вались на островах, чтобы разве- рискнуть, когда они к этому не го-
рискованной игры рию регуляции эмоций в игре: те- рискованные игры. За те же 60 лет сти костёр и согреться. товы, результатом может стать
• Кроме того, в возрасте 10–11
ория заключается в том, что глав-
травма, а не захватывающее чув-
мы также наблюдали неуклонный,
Детёныши других млекопита- ная задача игры — научить мо- постепенный, но довольно значи- мне разрешали управлять боль- ство риска. Дети даже одинако-
ющих также получают удовольст- лодняк млекопитающих регули- тельный рост всевозможных умст- шим опасным ручным печатным вого возраста, комплекции и си-
вие от рискованной игры. Козля- ровать страх и гнев. венных, а особенно эмоциональ- станком в печатной мастерской, лы очень разные. Что захватыва-
та бегают вдоль крутых обрывов В рискованной игре молодёжь ных отклонений у детей. где работали мои родители. На ет одних, травмирует других. Ког-
и неловко подпрыгивают в воз- дозировано получает то количест- Вернитесь к списку из шести самом деле, по четвергам я часто да учителя на уроках физкультуры
дух, делая приземление затрудни- во страха, с которым может спра- категорий рискованной игры. В пропускал уроки в школе (в 5–6 требуют от всех учеников лазить
тельным. Детёныши обезьян игра- виться, и тренируется сохранять 1950-е годы даже маленькие дети классе), чтобы напечатать еже- по канату или по шесту к потолку,
ючи качаются с ветки на ветку до- присутствие ума и адаптировать- регулярно играли всеми перечи- недельную газету нашего город- некоторые дети, для которых это
статочно далеко, чтобы проверить ся к этому страху. Они узнают, что сленными способами, и взрослые ка. Учителя и школьная админис- слишком большая нагрузка, испы-
свои способности, и достаточно они могут справиться с этим стра- ожидали и разрешали подобную трация никогда не возражали, по тывают эмоциональную травму и
высоко, делая возможное паде- хом, преодолеть и пережить его. игру (хотя им и не всегда это нра- крайней мере, я никогда об этом стыд. Вместо того чтобы научить
ние болезненным. Молодые шим- В играх типа «куча-мала» они мо- вилось). Сегодня таких родителей, не слышал. Я думаю, они понима- их карабкаться и испытывать чув-
панзе любят бросаться с высоких гут испытывать гнев, потому что которые разрешают подобные иг- ли, что в печатной мастерской я ство высоты, такой опыт навсег-