Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                № 11 (208), ноябрь 2021 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»
           Ч       тобы защитить детей, мы                                                                                         получаю более ценные уроки, чем


                   должны позволить им иг-
                                                                                                                                   мог бы получить в школе.
                                                                                                                                      Такое поведение не было
                   рать в то, что считается
                   «опасным».
                                                                                                                                   исключением в 1950-е годы. Мои
                      Многие думают, что
           страх  — это негативное  пережи-                                                                                        родители были несколько более
                                                                                                                                   доверяющими и терпимыми, чем
           вание,  которого нужно по  воз-                                                                                         большинство родителей, но не на-
           можности избегать. Однако те, у                                                                                         много. Сколько из этого было бы
           кого есть дети или кто сам был ре-                                                                                      допустимо для родителей и дру-
           бёнком, знают, что дети любят иг-                                                                                       гих взрослых из госорганов сегод-
           рать в рискованные игры — игры,                                                                                         ня? Вот показатель того, как дале-
           сочетающие в себе радость свобо-                                                                                        ко мы ушли:  по результатам не-
           ды и некоторую долю страха, про-                                                                                        давнего опроса тысяч родителей
           изводящие будоражащее чувство.                                                                                          в Великобритании 43% считают,
                                                                                                                                   что детей до 14 лет не нужно от-
           Шесть категорий                                                                                                         пускать куда-то одних, другая по-
           рискованной игры                                                                                                        ловина  считает,  что эту  свободу
                                                                                                                                   не стоит предоставлять им до 16
           ванной игры, которая привлекает  Рискованная                                                                            мерно такие же цифры были бы и
                                                                                                                                   лет! Могу предположить, что при-
              Эллен  Сэндсетер,  преподава-
           тель норвежского Университета
                                                                                                                                   в результате опроса родителей в
           королевы Мод в городе Тронхейм,
                                                                                                                                   США. Приключения, раньше нор-
           выделила шесть категорий риско-
                                                                                                                                   не позволены даже многим под-
           детей по всему свету.                                                                                                   мальные для шестилеток, теперь
              • Большая высота. Дети ла-                                                                                           росткам.
           зают по деревьям и разным кон-                              игра:                                                          Как я уже сказал, за тот же пе-
           струкциям на пугающем расстоя-                                                                                          риод, за который мы наблюдали
           нии от земли, где они могут полу-                                                                                       такой значительный спад в сво-
           чить обзор мира с высоты птичье-                                                                                        боде детей играть, а особенно в
           го полёта и захватывающее чувст-                                                                                        свободе рисковать, мы наблюда-
           во покорения вершины.                                                                                                   ли  такой же  значительный  подъ-
              •  Большие скорости. Дети                 почему дети её любят                                                       ём в разного рода умственных от-
           качаются на канатах, верёвках или                                                                                       клонениях у детей. Лучшее дока-
           на качелях на детской площадке;                                                                                         зательство этого можно найти в
           катаются на санках, лыжах, конь-                 и нуждаются в ней                                                      анализе показателей стандартных
           ках или с горок во дворе; спуска-                                                                                       клинических опросников, кото-
           ются по быстрым рекам на брёв-                                                                                          рые даются без изменений норма-
           нах и лодках; а также катаются на                                                                                       тивным группам детей и молодых
           велосипедах, скейтбордах и дру-                                                                                         людей на протяжении нескольких
           гих приспособлениях, достаточ-  ветвей на более низкие, едва не  один игрок случайно может при-  ры, соседи, а то и государствен-  десятилетий. Подобный анализ го-
           но быстрых, чтобы вызвать захва-  падая  на землю.  Молодняк  боль-  чинить  другому  боль. Но  чтобы  ные органы, обвинят в пренебре-  ворит о том, что по сегодняшним
           тывающее чувство, когда практи-  шинства видов млекопитающих,  продолжить играть, развлекаться,  жении.                 стандартам в 5–8 раз больше мо-
           чески, но не полностью, теряешь   не только нашего, проводит много  они должны преодолеть этот гнев.   Вот,  признаюсь,  ностальги-  лодых  людей  страдают от  значи-
           контроль.                     времени,  гоняясь  друг за  другом  Если они сорвутся, игра оконче-  ческое отступление — лишь не-  тельного, с врачебной точки зре-
              • Опасные инструменты. В   и устраивая игровые драки, и они  на. Поэтому, согласно теории ре-  сколько примеров моих собствен-  ния, уровня тревожности и де-
           зависимости от культуры дети иг-  тоже предпочитают быть в уязви-  гуляции эмоций, игра среди все-  ных игр в 1950-е:   прессии, чем в 1950-е. Рост дет-
           рают с ножами, луками и стрела-  мой позиции.               го прочего — это способ для мо-  • В возрасте 5 лет я ездил на ве-  ских психопатологий был таким
           ми, сельскохозяйственными ап-                               лодняка млекопитающих научить-  лосипеде со своим 6-летним дру-  же неуклонным и постепенным,
                                            С точки зрения эволюции во-
           паратами (тут сочетается работа   прос  о рискованной  игре  очеви-  ся  контролировать  страх  и гнев  гом через весь посёлок, в котором   как и снижение детской свободы
           и  игра) или  другими  инструмен-                                                                                       рисковать.
           тами, которые могут быть потен-  ден: зачем она нужна? Она мо-  таким  образом,  чтобы они  могли  мы жили, и по его окрестностям.   Эта  история  столь  же  иро-
                                         жет стать причиной травмы (хотя  справиться с реальной опасно-
                                                                                                     Наши родители устанавливали
           циально опасными. Конечно, дети                                                                                         нична, сколь трагична. Мы лиша-
           чувствуют большое удовлетворе-  серьёзные травмы редки) и иног-  стью и тесно взаимодействовать  границы,  к какому времени  мы   ем детей свободной, рискован-
                                                                       друг с другом, не подвергаясь от-
           ние оттого, что им доверили такие   да (очень редко) смерти. Почему   рицательным эмоциям.  должны вернуться, но не ограни-  ной игры, якобы чтобы защитить
           инструменты, но также и захваты-  тогда она уцелела в результате ес-                      чивали наши передвижения. (Ес-  их от опасности, но, поступая так,
           вающее чувство контроля над ни-  тественного отбора? Тот факт, что                        тественно, тогда у нас не было со-  мы создаём условия для разви-
           ми, зная, что ошибка может при-  она уцелела, служит доказательст- Вредоносные            товых телефонов, никаких средств   тия умственного отклонения. Де-
           вести к травме.               вом того, что её преимущества пе-  последствия лишения      связи на случай, если мы потеря-  ти созданы природой таким обра-
              •  Опасная среда. Дети  лю-  ревешивают риск. Каковы эти пре-  игры в современной      емся или получим травму.)     зом, чтобы самим научиться эмо-
           бят  играть  с  огнём  и в глубоких   имущества? Наблюдения за лабо-                         • С 6 лет я и все мальчишки, ко-  циональной устойчивости, играя
           водоёмах или рядом с ними, что   раторными животными дают нам  культуре                   торых я знал, носили с собой пе-  в рискованные игры, затрагиваю-
           представляет некоторую степень   некоторые подсказки.          На основе этого исследования   рочинный нож. Мы использовали   щие эмоции. В итоге, ограничивая
           угрозы.                          Учёные нашли способ лишить   Сэндсетер в 2011 году написала в   их не только для вырезания, но и   подобные игры, мы создаём боль-
              •  Куча-мала. Дети по все-  крысят  игры в  течение  критиче-  своей статье в журнале «Эволю-  для различных игр, где мы броса-  шую опасность, чем если бы их по-
           му миру гоняются друг за другом   ской фазы их развития, не избав-  ционная психология»: «Мы можем   ли нож в цель (но никогда — друг   зволяли. Кроме того, мы лишаем
           и устраивают игровые драки, и   ляя их общества соплеменников.   наблюдать увеличение уровня не-  в друга).             их развлечения.
           обычно они предпочитают быть   Крысята, взращённые таким обра-  врозов и психопатологии в обще-  • Помню, в возрасте 8 лет я и
           в самой уязвимой позиции — то-  зом, вырастают эмоциональными   стве, если детям не дают участво-  мои друзья проводили перемены   Чтобы игра была
           го, кого догоняют, или того, на кого   инвалидами. Когда их помещают   вать в соответствующей их возра-  и перерыв на обед в школе, устра-  безопасной, она
           нападают в драке, — положение,   в новую среду, они чрезмерно пу-  сту рискованной игре». Она напи-  ивая борьбу в снегу или на траве,
           влекущее наибольшую степень  гаются и не могут адаптировать-  сала это в качестве предсказания   на берегу реки возле школы. Мы   должна быть свободной,
           риска и требующее больше всего  ся и изучить обстановку, как сде-  на будущее, но я проанализиро-  организовывали поединки. Ни-  а не сдерживаемой,
           навыков, чтобы его преодолеть.  лала бы обычная крыса. Когда их   вал данные – в своей книге «Сво-  кто из учителей или других взро-  управляемой или
              •   Исчезнуть/потеряться.  помещают с незнакомым сверст-  бода обучения» и других работах,   слых не обращал внимания на на-
           Дети помладше играют в прятки и  ником, они оказываются парали-  которые показывают, что будущее   шу борьбу, а если и обращали, ни-  навязанной взрослыми
           испытывают захватывающее чув-  зованы страхом либо срываются   уже давно наступило.       когда не вмешивались.            Дети очень мотивированы иг-
           ство временного, пугающего раз-  в неуместную, неэффективную аг-  Если  вкратце,  доказательство   • Когда мне было 10–11, мы с   рать в рискованные игры, но они
           деления с товарищами по игре.  рессию. Подобные открытия бы-  состоит в следующем. За послед-  друзьями на весь день ходили в   также прекрасно знают собствен-
           Дети постарше отправляются ку-  ли сделаны и в более ранних экс-  ние  60  лет  мы  были  свидетеля-  походы на коньках или лыжах на   ные возможности и избегают ри-
           да-то подальше от взрослых, в ме-  периментах по лишению игры с   ми того, как в нашей культуре не-  8-километровое озеро рядом с на-  ска, который не могут вынести фи-
           ста для себя новые и наполненные  детёнышами обезьян (хотя пока-  уклонно, постепенно, но довольно   шим посёлком в штате Миннесота.   зически или эмоционально. Дети
           воображаемыми    опасностями,  затели в этих экспериментах были   значительно у детей сократилось   У нас с собой были спички, и вре-  значительно лучше нас знают, что
           включая опасность потеряться.  не такими явными, как в последу-  количество возможностей свобод-  мя от времени мы, изображая хра-  они могут вынести. Если взрослые
                                         ющих экспериментах с крысами).  но играть, без контроля взрослых,   брых исследователей, останавли-  давят или даже поощряют детей
           Эволюционная ценность            Эти открытия дополнили тео-  а особенно возможностей играть в   вались на островах, чтобы разве-  рискнуть, когда они к этому не го-
           рискованной игры              рию регуляции эмоций в игре: те-  рискованные игры. За те же 60 лет   сти костёр и согреться.  товы, результатом может стать
                                                                                                        • Кроме того, в возрасте 10–11
                                         ория заключается в том, что глав-
                                                                                                                                   травма, а не захватывающее чув-
                                                                       мы также наблюдали неуклонный,
              Детёныши других млекопита-  ная задача игры — научить мо-  постепенный, но довольно значи-  мне разрешали управлять боль-  ство  риска.  Дети даже  одинако-
           ющих также получают удовольст-  лодняк млекопитающих регули-  тельный рост всевозможных умст-  шим опасным ручным печатным   вого возраста, комплекции и си-
           вие от рискованной игры. Козля-  ровать страх и гнев.       венных, а особенно эмоциональ-  станком в печатной мастерской,   лы очень разные. Что захватыва-
           та бегают вдоль крутых обрывов   В рискованной игре молодёжь  ных отклонений у детей.     где  работали мои  родители.  На   ет одних, травмирует других. Ког-
           и неловко подпрыгивают в воз-  дозировано получает то количест-  Вернитесь  к  списку  из  шести  самом деле, по четвергам я часто   да учителя на уроках физкультуры
           дух, делая приземление затрудни-  во страха, с которым может спра-  категорий рискованной игры. В  пропускал уроки в школе (в 5–6   требуют  от всех учеников лазить
           тельным. Детёныши обезьян игра-  виться, и тренируется сохранять  1950-е годы даже маленькие дети  классе), чтобы напечатать еже-  по канату или по шесту к потолку,
           ючи качаются с ветки на ветку до-  присутствие ума и адаптировать-  регулярно играли всеми перечи-  недельную газету нашего город-  некоторые дети, для которых это
           статочно далеко, чтобы проверить  ся к этому страху. Они узнают, что  сленными способами, и взрослые  ка. Учителя и школьная админис-  слишком большая нагрузка, испы-
           свои способности, и достаточно  они могут справиться с этим стра-  ожидали и разрешали подобную  трация никогда не возражали, по   тывают эмоциональную травму и
           высоко, делая возможное паде-  хом,  преодолеть  и пережить  его.  игру (хотя им и не всегда это нра-  крайней мере, я никогда об этом   стыд. Вместо того чтобы научить
           ние болезненным. Молодые шим-  В играх типа «куча-мала» они мо-  вилось). Сегодня таких родителей,  не слышал. Я думаю, они понима-  их карабкаться и испытывать чув-
           панзе любят бросаться с высоких  гут испытывать гнев, потому что  которые разрешают подобные иг-  ли,  что  в  печатной  мастерской  я   ство  высоты, такой  опыт  навсег-
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27