Page 8 - Газета "Родовая Земля"
P. 8

8  • ТРАДИЦИИ                                                                                                             № 12 (209), декабрь 2021 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


                  деревне Лампово под Гат-                                                                                         лали на этом капитал, — говорит
                  чиной с XVIII века живут                                                                                         Денис Ермолин. — Из города при-
                  староверы. Здесь и сейчас                                                                                        возили городские моды: корсеты,
                  есть община, которой ру-                                                                                         фотографии. Здесь до революции
           В  ководит 35-летний сотруд-
                                         Заповедник                                                                                даже было своё фотоателье. По-
           ник Кунсткамеры, а ещё старо-                                                                                           томки фотографа Петра Бабенце-
           обрядческий храм — единствен-                                                                                           ва до сих пор живут здесь.
           ный в Ленобласти.                                                                                                          Сейчас в деревне Лампово
              Здесь сохранились десятки                                                                                            находится единственный старо-
           деревянных изб с резными на-                                                                                            обрядческий храм Ленобласти.
           личниками и балконами, постро-  Русского Севера                                                                         По словам Дениса, число прихо-
           енных выходцами с Русского Се-                                                                                          жан довольно велико — помимо
           вера. Многим из домов-памятни-                                                                                          местных жителей сюда приезжа-
           ков 150 лет.                  очереди за водой, но в будни в де-  храм в Рыбацком и посещать заня-  стую бутылку «Вдовы Клико» пе-  ют из Вырицы, Сиверского и дру-
              Путь из Петербурга до деревни  ревне тихо.               тия воскресной школы при храме.  риода немецкой оккупации.  гих соседних поселений. Лампов-
           Лампово занимает около полуто-                                 С середины 2010-х Денис на-   Денис и инок Василий своими  ские староверы причисляют себя
           ра часов. Она находится в Гатчин-  Староверы                чал ездить в Лампово вместе с   руками привели в порядок уча-  к безпоповцам поморского согла-
           ском районе, неподалёку от по-                              председателем местной общи-   сток и отремонтировали одну из  сия — направлению старообряд-
           сёлка Сиверский. Сойдя с желез-  Рядом с прудом и детской пло-  ны Вячеславом Миховичем, ко-  комнат. В доме сложили новые пе-  чества, последователи которого
           нодорожной платформы, основ-  щадкой стоит Дом Геринга, на-  торый решил восстановить мест-  чи, чтобы там можно было жить  не имеют духовенства.
           ная масса пассажиров, нагружен-  званный по имени прежнего хо-  ный приход. А когда встал во-  зимой. Ремонт фасада и балкона   Исторически в Ленобласти бы-
           ная сумками и дачными пожитка-  зяина — стеклодува с Дружно-  прос загородного жилья, купил   выполняли профессионалы.  ло три очага старообрядчества:
           ми, уходит вправо, в сторону садо-  горского завода. Сейчас дом при-  дом в деревне и с тех пор бывает                  под Тихвином, под Волховом и в
           водческого массива. В Лампово —  надлежит председателю лампов-  здесь регулярно. В 2019 году об-  Деревня               Гатчинском районе, объясняет Де-
           налево.                       ской старообрядческой общины,  щина выбрала его своим предсе-                             нис. В советские годы многие ста-
              Путь от станции до деревни  этнографу Денису Ермолину. Ему  дателем.                      Деревня Лампово существо-  рообрядческие храмы, как и при-
           староверов лежит через поле. Ле-  35 лет.                      Дом Геринга, в котором Денис   вала уже в начале XVIII века. Тогда  ходы РПЦ, были закрыты. Лампов-
           том оно зарастает сиреневыми лю-  Денис вырос в городе Печора  летом живёт вместе с семьёй, яв-  она входила в состав Куровицкой  ская моленная была закрыта в де-
           пинами, в которых громко стреко-  Республики Коми. Учился в под-  ляется объектом культурного на-  мызы и принадлежала царевичу  кабре 1940-го, но уже в октябре
           чут кузнечики. От ходьбы с дороги  московной Дубне, а затем пере-  следия регионального значения.   Алексею, сыну Петра I, пишет гат-  1941-го заработала снова, с тех
           поднимается песчаная пыль. Ми-  ехал в Петербург, поступив на  Деревянное здание середины XIX   чинский краевед Андрей Бурла-  пор не закрывалась.
           нут через десять показываются де-  филфак СПбГУ. Сейчас он работа-  века выполнено из бревенчатого   ков. Упоминание деревни встре-  — За XX век община оскудела:
           ревянные дома, а вскоре — широ-  ет учёным секретарем Кунсткаме-  сруба, стоит на каменном фунда-  чается в одном из указов цареви-  дело атеистической пропаганды,
           кая Центральная улица. Это исто-  ры и исследует народы Балкан, а в  менте. Фасад украшают фигурные   ча, адресованных управляюще-  к тому же молодёжь разъехалась
           рическая часть деревни.       деревне Лампово развивает мест-  резные наличники, ставни, про-  му. По одной из версий, название  в города, — говорит Ермолин.
              На Центральной расположено  ный приход и проводит церков-  пильная резьба. Над балконом   Лампово образовано от финско-  — Грамотных служителей стало
           большинство старинных домов,  ные службы.                   сохранилась домовая роспись с   го lamppu — то есть «лампа» или  меньше, службы вели бабушки,
           которым примерно по 150 лет.     — Я потомственный старовер,  растительным орнаментом 1883   lampi — «пруд». Но точная этимо-  наставника не было. Тем не менее
           Всего в деревне 32 здания, при-  — рассказывает Денис. — Семья  года.                     логия не известна.            община жила. Храм много раз гра-
           знанных объектами культурного  не была сильно верующая, но ме-  Последние два года Денис и   Первые старообрядцы поя-   били, особенно в 1980-е и 1990-е.
           наследия регионального значе-  ня крестили, и я с детства знал, что  его друг инок Василий заняты ре-  вились здесь в XVIII веке. В Лам-  Крали иконы, разобрали иконо-
           ния. Все они находятся под охра-  я старовер. Бабушка учила меня  монтом: дом нуждался в рестав-  пово они перебрались из Архан-  стас. Последние 10 лет за храмом
           ной государства. Кроме историче-  читать по-славянски, мы ходили  рации. Денис вспоминает, что от   гельской и Вологодской губерний,  приглядывают, а старинные книги
           ских домов есть и обычные дачи,  на кладбище в родительские дни  прежнего владельца внутри оста-  привезя с собой в том числе архи-  вывезли в Петербург.
           построенные во второй половине  и иногда молились дома, а в горо-  лось много мусора, двор зарос ку-  тектурные традиции. Дома в де-  В 2015 году община прошла
           XX века.                      де храма не было. Дома у неё стоя-  стами и деревьями. Разбирая за-  ревне считались зажиточными.  перерегистрацию в Минюсте и
              Одна из самых заметных лам-  ли маленькие меднолитые иконки  валы, они обнаружили, например,   — Местные крестьяне в  сейчас пытается оформить собст-
           повских   достопримечательно-  — это отличительная черта старо-  приклеенную к стене газету 1887   основном зарабатывали извозом  венность на храм: властям нужно
           стей — малиновый «Дом с коня-  веров. Прабабушка была основа-  года, одежду начала XX века, пу-  в Петербурге, многие семьи сде-  доказать, что она — правопреем-
           ми»: его окна украшают налич-  тельной староверкой.                                                                     ница старой общины. Юридиче-
           ники с фигурками лошадей. Над    Старообрядчество возникло                                                              ски церковь общине пока не при-
           балконом с ажурной резьбой  в середине XVII века, его привер-                                                             надлежит.
           возвышается надпись «1864»,  женцы не признают церковную                                                                       Храм существует на по-
           обозначающая год постройки.  реформу патриарха Никона. В                                                                       жертвования. Постоян-
           Дом жилой и выглядит ухожен-  Российской империи старообряд-                                                                      ного наставника —
           ным: на участке пышно цветёт  цев преследовали, называя рас-                                                                         духовного  лица,
           сирень, кусты аккуратно под-  кольниками. Одна из самых из-                                                                             которое долж-
           стрижены.                     вестных жертв церковных гоне-                                                                               но   вести
              Ещё одна знаменитая построй-  ний — боярыня Морозова, кото-                                                                               сл у ж -
           ка на Центральной — дом Прохо-  рую за веру уморили голодом в                                                                                   бы в
           ровых. Он один из самых больших:  земляной яме.
           вдоль стены бревенчатого сруба в   Многие староверы проживали
           ряд тянутся девять окон со ставня-  на Русском Севере, именно оттуда,
           ми. Дом стоит неподалёку от пру-  из старинного села Усть-Цильма в
           да на реке Ламповке, у которого  Республике Коми, предки Дениса.
           местные жители оборудовали дет-  Всерьёз заинтересовавшись ста-
           скую площадку и родник. По вы-  рообрядчеством уже в Петербур-
           ходным тут часто выстраиваются  ге, он начал ходить на службы в















                                                                                                                                   храме, — у общины всё еще нет.
                                                                                                                                   Для совершения крещений и про-
                                                                                                                                   ведения исповеди приезжает на-
                                                                                                                                   ставник из петербургской старо-
                                                                                                                                   обрядческой общины. Службы
                                                                                                                                   проводит Денис вместе с иноком
                                                                                                                                   Василием и певчими. На Пасху, по
                                                                                                                                   словам Ермолина, из окрестных
                                                                                                                                   поселений собирается больше 50
                                                                                                                                   человек.
                                                                                                                                      — Сейчас цель — продлить
                                                                                                                                   жизнь староверия в этом краю,
                                                                                                                                   — рассуждает Денис. — Есть лю-
                                                                                                                                   ди молодые, которым интересно
                                                                                                                                   не только ходить в храм, но и даже
                                                                                                                                   служить. Наше недавнее «ценное
                                                                                                                                   приобретение» — потомствен-
                                                                                                                                   ная певчая Татьяна, её корни — из
                                                                                                                                   окрестных деревень, а сама с се-
                                                                                                                                   мьёй живёт в Петербурге. Бабуш-
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13