Page 8 - Газета "Родовая Земля"
P. 8
8 • ТРАДИЦИИ № 12 (209), декабрь 2021 г.
«Родовая Земля»
деревне Лампово под Гат- лали на этом капитал, — говорит
чиной с XVIII века живут Денис Ермолин. — Из города при-
староверы. Здесь и сейчас возили городские моды: корсеты,
есть община, которой ру- фотографии. Здесь до революции
В ководит 35-летний сотруд-
Заповедник даже было своё фотоателье. По-
ник Кунсткамеры, а ещё старо- томки фотографа Петра Бабенце-
обрядческий храм — единствен- ва до сих пор живут здесь.
ный в Ленобласти. Сейчас в деревне Лампово
Здесь сохранились десятки находится единственный старо-
деревянных изб с резными на- обрядческий храм Ленобласти.
личниками и балконами, постро- Русского Севера По словам Дениса, число прихо-
енных выходцами с Русского Се- жан довольно велико — помимо
вера. Многим из домов-памятни- местных жителей сюда приезжа-
ков 150 лет. очереди за водой, но в будни в де- храм в Рыбацком и посещать заня- стую бутылку «Вдовы Клико» пе- ют из Вырицы, Сиверского и дру-
Путь из Петербурга до деревни ревне тихо. тия воскресной школы при храме. риода немецкой оккупации. гих соседних поселений. Лампов-
Лампово занимает около полуто- С середины 2010-х Денис на- Денис и инок Василий своими ские староверы причисляют себя
ра часов. Она находится в Гатчин- Староверы чал ездить в Лампово вместе с руками привели в порядок уча- к безпоповцам поморского согла-
ском районе, неподалёку от по- председателем местной общи- сток и отремонтировали одну из сия — направлению старообряд-
сёлка Сиверский. Сойдя с желез- Рядом с прудом и детской пло- ны Вячеславом Миховичем, ко- комнат. В доме сложили новые пе- чества, последователи которого
нодорожной платформы, основ- щадкой стоит Дом Геринга, на- торый решил восстановить мест- чи, чтобы там можно было жить не имеют духовенства.
ная масса пассажиров, нагружен- званный по имени прежнего хо- ный приход. А когда встал во- зимой. Ремонт фасада и балкона Исторически в Ленобласти бы-
ная сумками и дачными пожитка- зяина — стеклодува с Дружно- прос загородного жилья, купил выполняли профессионалы. ло три очага старообрядчества:
ми, уходит вправо, в сторону садо- горского завода. Сейчас дом при- дом в деревне и с тех пор бывает под Тихвином, под Волховом и в
водческого массива. В Лампово — надлежит председателю лампов- здесь регулярно. В 2019 году об- Деревня Гатчинском районе, объясняет Де-
налево. ской старообрядческой общины, щина выбрала его своим предсе- нис. В советские годы многие ста-
Путь от станции до деревни этнографу Денису Ермолину. Ему дателем. Деревня Лампово существо- рообрядческие храмы, как и при-
староверов лежит через поле. Ле- 35 лет. Дом Геринга, в котором Денис вала уже в начале XVIII века. Тогда ходы РПЦ, были закрыты. Лампов-
том оно зарастает сиреневыми лю- Денис вырос в городе Печора летом живёт вместе с семьёй, яв- она входила в состав Куровицкой ская моленная была закрыта в де-
пинами, в которых громко стреко- Республики Коми. Учился в под- ляется объектом культурного на- мызы и принадлежала царевичу кабре 1940-го, но уже в октябре
чут кузнечики. От ходьбы с дороги московной Дубне, а затем пере- следия регионального значения. Алексею, сыну Петра I, пишет гат- 1941-го заработала снова, с тех
поднимается песчаная пыль. Ми- ехал в Петербург, поступив на Деревянное здание середины XIX чинский краевед Андрей Бурла- пор не закрывалась.
нут через десять показываются де- филфак СПбГУ. Сейчас он работа- века выполнено из бревенчатого ков. Упоминание деревни встре- — За XX век община оскудела:
ревянные дома, а вскоре — широ- ет учёным секретарем Кунсткаме- сруба, стоит на каменном фунда- чается в одном из указов цареви- дело атеистической пропаганды,
кая Центральная улица. Это исто- ры и исследует народы Балкан, а в менте. Фасад украшают фигурные ча, адресованных управляюще- к тому же молодёжь разъехалась
рическая часть деревни. деревне Лампово развивает мест- резные наличники, ставни, про- му. По одной из версий, название в города, — говорит Ермолин.
На Центральной расположено ный приход и проводит церков- пильная резьба. Над балконом Лампово образовано от финско- — Грамотных служителей стало
большинство старинных домов, ные службы. сохранилась домовая роспись с го lamppu — то есть «лампа» или меньше, службы вели бабушки,
которым примерно по 150 лет. — Я потомственный старовер, растительным орнаментом 1883 lampi — «пруд». Но точная этимо- наставника не было. Тем не менее
Всего в деревне 32 здания, при- — рассказывает Денис. — Семья года. логия не известна. община жила. Храм много раз гра-
знанных объектами культурного не была сильно верующая, но ме- Последние два года Денис и Первые старообрядцы поя- били, особенно в 1980-е и 1990-е.
наследия регионального значе- ня крестили, и я с детства знал, что его друг инок Василий заняты ре- вились здесь в XVIII веке. В Лам- Крали иконы, разобрали иконо-
ния. Все они находятся под охра- я старовер. Бабушка учила меня монтом: дом нуждался в рестав- пово они перебрались из Архан- стас. Последние 10 лет за храмом
ной государства. Кроме историче- читать по-славянски, мы ходили рации. Денис вспоминает, что от гельской и Вологодской губерний, приглядывают, а старинные книги
ских домов есть и обычные дачи, на кладбище в родительские дни прежнего владельца внутри оста- привезя с собой в том числе архи- вывезли в Петербург.
построенные во второй половине и иногда молились дома, а в горо- лось много мусора, двор зарос ку- тектурные традиции. Дома в де- В 2015 году община прошла
XX века. де храма не было. Дома у неё стоя- стами и деревьями. Разбирая за- ревне считались зажиточными. перерегистрацию в Минюсте и
Одна из самых заметных лам- ли маленькие меднолитые иконки валы, они обнаружили, например, — Местные крестьяне в сейчас пытается оформить собст-
повских достопримечательно- — это отличительная черта старо- приклеенную к стене газету 1887 основном зарабатывали извозом венность на храм: властям нужно
стей — малиновый «Дом с коня- веров. Прабабушка была основа- года, одежду начала XX века, пу- в Петербурге, многие семьи сде- доказать, что она — правопреем-
ми»: его окна украшают налич- тельной староверкой. ница старой общины. Юридиче-
ники с фигурками лошадей. Над Старообрядчество возникло ски церковь общине пока не при-
балконом с ажурной резьбой в середине XVII века, его привер- надлежит.
возвышается надпись «1864», женцы не признают церковную Храм существует на по-
обозначающая год постройки. реформу патриарха Никона. В жертвования. Постоян-
Дом жилой и выглядит ухожен- Российской империи старообряд- ного наставника —
ным: на участке пышно цветёт цев преследовали, называя рас- духовного лица,
сирень, кусты аккуратно под- кольниками. Одна из самых из- которое долж-
стрижены. вестных жертв церковных гоне- но вести
Ещё одна знаменитая построй- ний — боярыня Морозова, кото- сл у ж -
ка на Центральной — дом Прохо- рую за веру уморили голодом в бы в
ровых. Он один из самых больших: земляной яме.
вдоль стены бревенчатого сруба в Многие староверы проживали
ряд тянутся девять окон со ставня- на Русском Севере, именно оттуда,
ми. Дом стоит неподалёку от пру- из старинного села Усть-Цильма в
да на реке Ламповке, у которого Республике Коми, предки Дениса.
местные жители оборудовали дет- Всерьёз заинтересовавшись ста-
скую площадку и родник. По вы- рообрядчеством уже в Петербур-
ходным тут часто выстраиваются ге, он начал ходить на службы в
храме, — у общины всё еще нет.
Для совершения крещений и про-
ведения исповеди приезжает на-
ставник из петербургской старо-
обрядческой общины. Службы
проводит Денис вместе с иноком
Василием и певчими. На Пасху, по
словам Ермолина, из окрестных
поселений собирается больше 50
человек.
— Сейчас цель — продлить
жизнь староверия в этом краю,
— рассуждает Денис. — Есть лю-
ди молодые, которым интересно
не только ходить в храм, но и даже
служить. Наше недавнее «ценное
приобретение» — потомствен-
ная певчая Татьяна, её корни — из
окрестных деревень, а сама с се-
мьёй живёт в Петербурге. Бабуш-