Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО 4 (213), 2022 .
« »
«Учительница сказала, что я неумеха...»
Как поднять самооценку школьнику
огда родители готовят наоборот, поднимают вместе с их 4–7 баллов — адекватная;
своего семилетку к шко самооценкой. 2–3 балла — слегка занижен
ле, они пристально сле 6. Никогда не сравниваем ная;
дят за массой вещей: фор дочку или сына с Машей Чисто 0–1 балл — резко заниженная.
Кму купить по размеру, на плюевой и Васей Отличниковым. Дополнительно можно пред
урок не опоздать, чтобы пенал не Сравниваем только их нынешних ложить школьнику ещё такую ме
забыл. Сделал ли уроки, не под с ними вчерашними. Здорово тодику. Кладём перед ним лист
рался ли с одноклассником, по иногда открыть тетрадки годич бумаги, на котором нарисова
хвалил ли учитель. Мы заглядыва ной давности и сравнить с сегод ны четыре круга, и рассказываем
ем в дневники и тетради, пытаясь няшними или видео посмотреть, сказку:
ничего не упустить. И очень часто где малыш только учится узна «Дети твоего класса заняли эти
упускаем такую важную штуку как вать буквы. круги.
самооценка. 7. Ну и ещё один совет специ В первом круге сидят успеш
И если у дошкольника она це ально для родителей тех ребят, ные дети, которые никогда не
ликом и полностью зависит от чья самооценка надломилась и ошибаются, все знают: у них всег
родителей, то, переступая через того и гляди рухнет. Попробуйте да готовы ответы на все вопросы,
школьный порог, он вдруг под периодически просить у ребёнка они всё умеют, хорошо себя ведут.
вергается влиянию совершенно совета или помощи, как у равно Во второй круг собрались де
чужих людей. Как они будут себя го. Конечно, для этого надо выби ти, у которых не всё получается,
вести с его самооценкой: пинать, рать посильное ему дело, но сам они могут ошибаться, чтото не
как рваный футбольный мяч, или факт, что человека признают уже знать, иногда могут неправильно
натирать до блеска, как драгоцен взрослым и ответственным, по себя повести.
ный кубок? И как с ней вообще Ребёнокотличник рискует за ваем конкретно, что именно сей рой окрыляет и придаёт сил. В третий круг вошли дети не
быть: принижать, чтобы ребёнок работать себе завышенную само час нас восхищает. «О, сегодня у совсем успешные, у которых ма
в конце концов понял, что он не оценку: чрезмерную самоуверен тебя целый лист крючочков в про Тесты на самооценку ло что получается. Они могут дать
пуп земли, тянуть вверх, чтобы, не ность, привычку быть всегда и во писях, и ни один не вылез за ли для младших ответ лишь на самые простые воп
дай Бог, у него депрессии не слу всём первым, образцовым, кото неечку!» «Ты сегодня пришёл во росы, нередко выслушивают за
чилось изза двойки, или вообще рая, увы, потом разбивается о ре время и не забыл принести фор школьников мечания, часто не выполняют за
оставить в покое — чай, не орхи алии жизни и больно ранит. му из школы — я очень рада!» За Расскажу о методиках, с помо дания.
дея, какнибудь да вырастет? меняем стандартных «молодцов» щью которых можно протестиро В круг номер четыре встали
Как помочь ребёнку и «умничек» на более подробное вать ребёнка и узнать, какая у не дети с плохим поведением, они
Оценки, поведение адекватно оценивать описание. Предупреждаю сразу: с го самооценка. редко отвечают на вопросы, не
непривычки будет получаться ко
и отношение учителя себя рявенько, как крючочки в пропи выполняют задания, много оши
• Методика «Какой Я?» (О. С. баются, часто выслушивают заме
У первоклассника в идеале Ну хорошо, сами же пишете, сях у первоклашки, но ничего, вы Богданова). чания».
должна измениться ведущая де что всё теперь зависит от школы. тоже скоро научитесь делать это Однажды вечером за ужином И в конце сакраментальный
ятельность. Это такая внутренняя Неужели родители никак не мо более ровно и красиво. задаём ребёнку следующие воп вопрос: «Какой из этих кругов ты
настройка, через которую ребё гут влиять на самооценку ребён 4. Если уж собрались ругать, росы: бы занял и почему?»
нок познаёт мир. Был дошкольни ка? Конечно, отношение учителя то включите внутреннего психо Ты хороший? Результаты, думаю, понятные:
ком — познавал через игру, а вот и успеваемость теперь важны, од лога и вместо «У тебя вечно (пос Ты добрый? круг № 1 — завышенная самоо
теперь и до подросткового возра нако и мы ещё огого. тоянно, всегда)...» говорите: «Се Ты умный? ценка, № 2 — адекватная, № 3 —
ста — наслаждайтесь, родители! Что можно и нужно делать, годня домашнее задание не вы Ты аккуратный? слегка заниженная, № 4 — зани
— настала очередь учебной веду чтобы помочь ребёнку выстро полнено». Для интереса заводим Ты послушный? женная.
щей деятельности. ить адекватное отношение к само дневник и записываем, сколько Ты внимательный? Для тех, кто захочет перепро
При чём тут самооценка? А му себе (причём не важно, двигае раз поругали и сколько похвали Ты вежливый? верить результаты предыдущих
при том, что теперь она будет за тесь ли вы от заниженной или за ли. Идеальное соотношение — Ты умелый (способный?) двух тестов, можно поискать в
висеть от учебных результатов: вышенной самооценки). один к пяти. Ты трудолюбивый? интернете достаточно простую
успеваемости, успехов по русско 1. Привлекаем сына или дочь 5. Иногда сходим с постамента Ты честный?
му и математике и, конечно, отно к бытовым делам. Таким образом идеального человека и рассказы Если ребёнок отвечает на во методику трёх оценок (А. И. Лип
киной) и часто применяющуюся
шения учителя. мы уводим внимание ребёнка от ваем о своих неудачах, потому что прос «да» — это 1 балл, «нет» — 0
Перегибы тут случаются и в од школы к повседневным домаш все мы хоть раз получали двойки, баллов, «иногда бывает, не знаю» в образовательных учреждениях
ну, и в другую сторону. Школьник с ним задачам, не менее важным, забывали тетрадки («а голову ты — 0,5 балла. методику Дембо—Рубин штейн
(предпочтительно взять допол
низкой успеваемостью, занижен не менее сложным. свою дома не забыл?»), сбегали с Складываем полученные бал
ной самооценкой и ярлыком «неу 2. Транслируем своё отноше уроков и врали учителям, что со лы и получаем результат: ненную версию под редакцией
меха», навешанным учителем, бу ние к удачам и провалам: своим и бака съела нашу контурную карту. 10 баллов — завышенная са Прихожан).
дет тревожен, робок, недоверчив чужим. Детям такие истории заходят на мооценка;
ко взрослым и неуживчив с ровес 3. Хвалим «поумному», «по «ура» и, о чудо, совершенно не ро 8–9 баллов — слегка завы Леля ТАРАСЕВИЧ
никами. научному», а именно проговари няют наш авторитет в их глазах, а шенная; Иллюстрация Елены ЖУКОВСКОЙ
Лунная дорожка, или Опять про оценку
Е му 6 лет. Он сидит, ждёт ма ставит. синими и коегде жёлтыми про называется? му никак жёлтый карандаш не ри
— Да, правильно, не дорож
блесками.
— «Воспоминания о лете», ка… — вздыхает он. — По чёрно
— А что рисовалито?
му и растирает по щекам
— Воспоминания о лете.
слёзы.
— А о чём же эти твои воспо
«Чёрное море»… — пробую уга
сует, не видно его совсем. Ято хо
Он достаёт из портфеля аль
— Чего ты ревёшь?
— Учительница сказа
— Ну нееет… — он даже за
спрашиваю я.
смеялся, видно, от стандартности просто будут жёлтые лунные зай
ла перерисовать, а то двойку по бомный лист, весь густо закра минания? — в некоем смущении дать я. тел дорожку. Но потом решил, что
шенный… чёрным, с небольшими
— О море! — уверенно пояс
няет он недогадливой тётеньке. моих вариантов. — Рисунок назы чики, как солнечные. Видишь —
— Мы на море летом ездили. На вается: «Лунные зайчики»! вот и вот, и вот…
чёрррное! Ну, вы понимаете, да? Он водит пальцем по чёрной
Так и произнёс раскатисто, как Я уже было открываю рот, что глади моря, показывая мне мес
дети стрррашные истории друг бы спросить, но он меня опережа та, где ему удалось среди тёмных
другу рассказывают. ет: штрихов зарисовать хоть немно
— Что, оно и вправду такое — Видишь жёлтый свет на по го жёлтым.
чёрное? — пользуясь случаем, верхности? Это луна отражает — А где же луна?
интересуюсь я. ся. Если с берега смотреть, то как Он повернулся ко мне, поло
— Не, только ночью. Днём будто дорога жёлтая получается. жил рисунок горизонтально на
оно, как небо — синее или голу Её так и называют — «лунная до свою ладонь и, подняв указатель
бое, или серое. Зелёное даже бы рожка». Это мне папа сказал. Мы с ный палец другой руки вверх,
вало иногда или розовое. А ночью ним ночью в поход на море ходи очень серьёзно сказал:
— да, чёрное. ли, чтобы чёрное море увидеть и — А луна — наверху.
Слёзы высохли. Он сидит со лунную дорожку посмотреть… Учительнице — привет!
своим рисунком в руках, и мы в Ситуация прояснилась, но во
две пары глаз всматриваемся в просы у меня ещё остаются: Ирина РЫЖКОВА
эту черноту. — Но у тебя же тут не дорож Иллюстрация
— А знаешь, как мой рисунок ка! Может, я чтото не увидела? Валентина ГУБАРЕВА