Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                   4 (213),        2022  .
                                                                                                                                                    «             »

           «Учительница сказала, что я неумеха...»




           Как поднять самооценку школьнику




                  огда родители готовят                                                              наоборот, поднимают вместе с их   4–7 баллов — адекватная;
                  своего семилетку к шко­                                                            самооценкой.                     2–3 балла — слегка занижен­
                  ле, они пристально сле­                                                               6. Никогда не сравниваем  ная;
                  дят за массой вещей: фор­                                                          дочку или сына с Машей Чисто­    0–1 балл — резко заниженная.
           Кму купить по размеру, на                                                                 плюевой и Васей Отличниковым.    Дополнительно можно пред­
           урок не опоздать, чтобы пенал не                                                          Сравниваем только их нынешних  ложить школьнику ещё такую ме­
           забыл. Сделал ли уроки, не под­                                                           с ними вчерашними. Здорово  тодику. Кладём перед ним лист
           рался ли с одноклассником, по­                                                            иногда открыть тетрадки годич­  бумаги, на котором нарисова­
           хвалил ли учитель. Мы заглядыва­                                                          ной давности и сравнить с сегод­  ны четыре круга, и рассказываем
           ем в дневники и тетради, пытаясь                                                          няшними или видео посмотреть,  сказку:
           ничего не упустить. И очень часто                                                         где малыш только учится узна­    «Дети твоего класса заняли эти
           упускаем такую важную штуку как                                                           вать буквы.                   круги.
           самооценка.                                                                                  7. Ну и ещё один совет специ­  В первом круге сидят успеш­
              И если у дошкольника она це­                                                           ально для родителей тех ребят,   ные дети, которые никогда не
           ликом  и полностью зависит  от                                                            чья самооценка надломилась и   ошибаются, все знают: у них всег­
           родителей, то, переступая через                                                           того и гляди рухнет. Попробуйте   да готовы ответы на все вопросы,
           школьный порог, он вдруг под­                                                             периодически просить у ребёнка   они всё умеют, хорошо себя ведут.
           вергается влиянию совершенно                                                              совета или помощи, как у равно­  Во второй круг собрались де­
           чужих людей. Как они будут себя                                                           го. Конечно, для этого надо выби­  ти,  у  которых  не  всё  получается,
           вести с его самооценкой: пинать,                                                          рать посильное ему дело, но сам   они могут ошибаться, что­то не
           как рваный футбольный мяч, или                                                            факт, что человека признают уже   знать, иногда могут неправильно
           натирать до блеска, как драгоцен­                                                         взрослым и ответственным, по­  себя повести.
           ный кубок? И как с ней вообще    Ребёнок­отличник рискует за­  ваем конкретно, что именно сей­  рой окрыляет и придаёт сил.  В третий круг вошли дети не
           быть: принижать, чтобы ребёнок  работать себе завышенную само­  час нас восхищает. «О, сегодня у                        совсем успешные, у которых ма­
           в конце концов понял, что он не  оценку: чрезмерную самоуверен­  тебя целый лист крючочков в про­  Тесты на самооценку   ло что получается. Они могут дать
           пуп земли, тянуть вверх, чтобы, не  ность, привычку быть всегда и во  писях, и ни один не вылез за ли­  для младших     ответ лишь на самые простые воп­
           дай Бог, у него депрессии не слу­  всём первым, образцовым, кото­  неечку!» «Ты сегодня пришёл во­                      росы, нередко выслушивают за­
           чилось из­за двойки, или вообще  рая, увы, потом разбивается о ре­  время и не забыл принести фор­ школьников           мечания, часто не выполняют за­
           оставить в покое — чай, не орхи­  алии жизни и больно ранит.  му из школы — я очень рада!» За­  Расскажу о методиках, с помо­  дания.
           дея, как­нибудь да вырастет?                                меняем стандартных «молодцов»   щью которых можно протестиро­  В  круг  номер  четыре  встали
                                         Как помочь ребёнку            и «умничек» на более подробное   вать ребёнка и узнать, какая у не­  дети с плохим поведением, они
           Оценки, поведение             адекватно оценивать           описание. Предупреждаю сразу: с   го самооценка.            редко  отвечают на  вопросы,  не
                                                                       непривычки будет получаться ко­
           и отношение учителя           себя                          рявенько, как крючочки в пропи­                             выполняют задания, много оши­
                                                                                                        • Методика «Какой Я?» (О. С.  баются, часто выслушивают заме­
              У первоклассника в идеале     Ну хорошо, сами же пишете,   сях у первоклашки, но ничего, вы   Богданова).            чания».
           должна измениться ведущая де­  что всё теперь зависит от школы.   тоже скоро научитесь делать это   Однажды вечером за ужином   И в конце сакраментальный
           ятельность. Это такая внутренняя  Неужели родители никак не мо­  более ровно и красиво.   задаём ребёнку следующие воп­  вопрос: «Какой из этих кругов ты
           настройка, через которую ребё­  гут влиять на самооценку ребён­  4.  Если  уж  собрались  ругать,   росы:               бы занял и почему?»
           нок познаёт мир. Был дошкольни­  ка? Конечно, отношение учителя   то включите внутреннего психо­  Ты хороший?              Результаты, думаю, понятные:
           ком — познавал через игру, а вот  и успеваемость теперь важны, од­  лога и вместо «У тебя вечно (пос­  Ты добрый?       круг  №  1  —  завышенная  самоо­
           теперь и до подросткового возра­  нако и мы ещё ого­го.     тоянно, всегда)...» говорите: «Се­  Ты умный?               ценка, № 2 — адекватная, № 3 —
           ста — наслаждайтесь, родители!   Что можно и нужно делать,   годня домашнее задание не вы­   Ты аккуратный?             слегка заниженная, № 4 — зани­
           — настала очередь учебной веду­  чтобы помочь ребёнку выстро­  полнено». Для интереса заводим   Ты послушный?           женная.
           щей деятельности.             ить адекватное отношение к само­  дневник и записываем, сколько   Ты внимательный?           Для тех, кто захочет перепро­
              При чём тут самооценка? А  му себе (причём не важно, двигае­  раз поругали и сколько похвали­  Ты вежливый?          верить результаты предыдущих
           при том, что теперь она будет за­  тесь ли вы от заниженной или за­  ли. Идеальное соотношение —   Ты умелый (способный?)  двух тестов, можно поискать в
           висеть от учебных результатов:  вышенной самооценки).       один к пяти.                     Ты трудолюбивый?           интернете достаточно простую
           успеваемости, успехов по русско­  1. Привлекаем сына или дочь   5. Иногда сходим с постамента   Ты честный?
           му и математике и, конечно, отно­  к бытовым делам. Таким образом  идеального человека и рассказы­  Если ребёнок отвечает на во­  методику трёх оценок (А. И. Лип­
                                                                                                                                   киной) и часто применяющуюся
           шения учителя.                мы уводим внимание ребёнка от  ваем о своих неудачах, потому что  прос «да» — это 1 балл, «нет» — 0
              Перегибы тут случаются и в од­  школы к повседневным домаш­  все мы хоть раз получали двойки,  баллов, «иногда бывает, не знаю»   в образовательных учреждениях
           ну, и в другую сторону. Школьник с  ним задачам, не менее важным,  забывали тетрадки («а голову ты  — 0,5 балла.        методику  Дембо—Рубин штейн
                                                                                                                                   (предпочтительно взять допол­
           низкой успеваемостью, занижен­  не менее сложным.           свою дома не забыл?»), сбегали с   Складываем полученные бал­
           ной самооценкой и ярлыком «неу­  2. Транслируем своё отноше­  уроков и врали учителям, что со­  лы и получаем результат:  ненную версию под редакцией
           меха», навешанным учителем, бу­  ние к удачам и провалам: своим и  бака съела нашу контурную карту.   10  баллов  —  завышенная  са­  Прихожан).
           дет тревожен, робок, недоверчив  чужим.                     Детям такие истории заходят на  мооценка;
           ко взрослым и неуживчив с ровес­  3. Хвалим «по­умному», «по­  «ура» и, о чудо, совершенно не ро­  8–9 баллов — слегка завы­          Леля ТАРАСЕВИЧ
           никами.                       научному», а именно проговари­  няют наш авторитет в их глазах, а  шенная;                 Иллюстрация Елены ЖУКОВСКОЙ



           Лунная дорожка, или Опять про оценку



           Е     му 6 лет. Он сидит, ждёт ма­  ставит.                 синими и кое­где жёлтыми про­  называется?                  му никак жёлтый карандаш не ри­

                                                                                                                                      — Да, правильно, не дорож­
                                                                       блесками.
                                                                                                        — «Воспоминания о лете»,  ка… — вздыхает он. — По чёрно­
                                            — А что рисовали­то?
                 му и растирает по щекам
                                            — Воспоминания о лете.
                 слёзы.
                                                                          — А о чём же эти твои воспо­
                                                                                                     «Чёрное море»… — пробую уга­
                                                                                                                                   сует, не видно его совсем. Я­то хо­
                                            Он достаёт из портфеля аль­
                    — Чего ты ревёшь?
                    — Учительница сказа­
                                                                                                        — Ну не­е­ет… — он даже за­
                                                                       спрашиваю я.
                                                                                                     смеялся, видно, от стандартности  просто будут жёлтые лунные зай­
           ла перерисовать, а то двойку по­  бомный лист, весь густо закра­  минания? — в некоем смущении  дать я.                 тел дорожку. Но потом решил, что
                                         шенный… чёрным, с небольшими
                                                                          — О море! — уверенно пояс­
                                                                       няет он недогадливой тётеньке.  моих вариантов. — Рисунок назы­  чики, как солнечные. Видишь —
                                                                       — Мы на море летом ездили. На  вается: «Лунные зайчики»!    вот и вот, и вот…
                                                                       чёр­р­рное!                      Ну, вы понимаете, да?         Он водит пальцем по чёрной
                                                                          Так и произнёс раскатисто, как   Я уже было открываю рот, что­  глади моря, показывая мне мес­
                                                                       дети стр­р­рашные истории друг  бы спросить, но он меня опережа­  та, где ему удалось среди тёмных
                                                                       другу рассказывают.           ет:                           штрихов зарисовать хоть немно­
                                                                          — Что, оно и вправду такое    — Видишь жёлтый свет на по­  го жёлтым.
                                                                       чёрное? — пользуясь случаем,  верхности? Это луна отражает­    — А где же луна?
                                                                       интересуюсь я.                ся. Если с берега смотреть, то как   Он повернулся ко мне, поло­
                                                                          — Не, только ночью. Днём  будто дорога жёлтая получается.   жил рисунок горизонтально на
                                                                       оно, как небо — синее или голу­  Её так и называют — «лунная до­  свою ладонь и, подняв указатель­
                                                                       бое, или серое. Зелёное даже бы­  рожка». Это мне папа сказал. Мы с   ный палец другой руки вверх,
                                                                       вало иногда или розовое. А ночью  ним ночью в поход на море ходи­  очень серьёзно сказал:
                                                                       — да, чёрное.                 ли, чтобы чёрное море увидеть и   — А луна — наверху.
                                                                          Слёзы  высохли.  Он  сидит  со  лунную дорожку посмотреть…  Учительнице — привет!
                                                                       своим  рисунком  в  руках,  и  мы в   Ситуация прояснилась, но во­
                                                                       две  пары глаз  всматриваемся в  просы у меня ещё остаются:               Ирина РЫЖКОВА
                                                                       эту черноту.                     — Но у тебя же тут не дорож­                 Иллюстрация
                                                                          — А знаешь, как мой рисунок  ка! Может, я что­то не увидела?        Валентина ГУБАРЕВА
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27