Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27
«Родовая Земля» ТРАДИЦИИ • 27
№ 6 (215), июнь 2022 г.
Северная деревня:
архаика и современность
тоят на Севере пустые вымо- прокопчённый потолок. Затхло и стижений цивилизации, я пыта-
рочные избы. Ныне в любой сыро. Грязь кругом, на полу валя- юсь хотя бы ненадолго заглушить
Сдеревне обязательно встре- ются битые горшки, рваная одеж- в душе щемящее чувство тоски по
тишь два-три потемневших от вре- да, ворох соломы из разодранно- давно и, увы, безвозвратно ушед-
мени, покосившихся старых сру- го пестрядинного матраса. шим временам далёкой былинной
ба с худой, прогнившей крышей Но поначалу на всё это совер- Руси. Иногда кажется даже, что я
и чёрными глазницами выбитых шенно не обращаешь внимания. опоздал с рождением на несколь-
окон. Не редкость там и полностью Стоит только войти в избу, первое, ко сотен лет. Но день ото дня креп-
заброшенные сёла и деревни, с це- что бросается в глаза, — это роспи- нет в душе убеждение: распоря-
лыми улицами из старинных кон- си! Росписи везде, где только мож- дись судьба по-иному, живи я не в
довых изб. Сердце обливается но их разместить, разве что не на этом «цивилизованном» мире на-
кровью, когда стоишь на такой за- полу и потолке. Расписаны и гол- чала XXI века, а там и тогда, в глу- тельно записано не одним поко-
росшей бурьяном пустынной ули- бец, и залавок, и подпечный шес- бине столетий, — не полюбить бы лением отечественных этногра-
це среди старых, но крепких ещё ток; в красочном обрамлении окон- мне Русь вот так, всею душою, не фов и фольклористов. Ещё в нача-
домов и амбаров. А когда-то здесь ные косяки и даже входная дверь. осознать бы, не прочувствовать ле XX века после одной из своих
было шумно и многолюдно, гуляли Словно не в деревенскую избу, а в то, исконно русское. Я бы просто поездок по Русскому Северу М. М.
весёлые праздники с лихими свя- сказочный терем попал. Отовсюду, жил: пахал, сеял, воевал, коротал Пришвин писал: «На Севере, зна-
точными катаниями и хоровода- со всех углов и стен на тебя смот- зимние вечера за привычным му- комясь с народными верования-
ми на Красную горку, справляли рят фантастические птицы-сири- жицким трудом и едва ли смог бы ми, надгробными плачами и по-
свадьбы; где-то у околицы дале- ны и различные диковинные звери. хоронными обрядами, можно по-
ко за полночь были слышны пере- Вот, например, гривастые львы, ко- чувствовать себя вдруг среди сла-
боры разудалой тальянки, а утро торые идут друг за другом на зад- вян-язычников. Множество при-
оглашалось хриплыми звуками па- них лапах с добродушными улыб- знаков здесь говорит о них...»
стушьего рожка... чатыми мордами... Но больше все- Много воды утекло с тех пор,
Здесь жили люди. Здесь они го цветов: яркие, сочные пурпур- многое до неузнаваемости из-
рождались и умирали, смеялись ные, нежно-голубые с белыми раз- менилось в мире, но и ныне этот
и горевали, любили и мечтали, об- водами, они даже в полутьме слов- край хранит безценные сокрови-
ливались солёным потом и любо- но светятся, излучая какую-то внут- ща нашей тысячелетней тради-
вались ясными звёздами мороз- реннюю теплоту, заложенную в них ции и культуры. Если внимательно
ного ночного неба. Здесь Родина безымянным художником, и со- прислушаться, то здесь ещё мож-
многих поколений простых без- здают атмосферу праздника и но сквозь туманную поволоку ве-
вестных крестьян, чьи имена зате- вечной весны. Честное слово, в ков уловить слабое эхо тех шумных
рялись во мраке столетий, а плоть этот момент можно позавидовать тризн и многолюдных братчин, что
давным-давно истлела на скром- людям, которые выросли и про- справляли наши далёкие предки-
ных деревенских погостах. жили всю свою жизнь в этом рай- славяне. Можно ещё различить ед-
Тишина вокруг. Лишь ветер ском саду. Вы только представьте:
тихонько колышет густые кусты каждое утро просыпаться в насто-
черёмухи под окнами огромной, ящей сказке, среди невиданных
вросшей в землю избы-пятистен- зверей и дивных цветов! Вот вам и
ка. Кто жил здесь?.. Пробираюсь
сквозь заросли крапивы к поко-
сившемуся крылечку с резными
столбиками, смахиваю веткой ко-
лышущийся на ветру прозрачный
паутинный саван и вхожу в полу-
мрак прохладных сеней. После
яркого солнца глаза не сразу при-
выкают к полутьме. Кругом хаос и
безпорядок, дорогу преграждают
горы мусора и сломанной мебе-
ли. Среди старого хлама попада-
ва слышный шёпот — слова таин-
ственных заговоров-заклинаний,
что столетия назад слетели с уст
неведомого нам старца-чародея.
Можно вживе увидеть всё те же
рудяные узоры ткачества и хитро-
сплетения вышивок, что, отража-
ясь в зеркале днепровской воды,
некогда украшали рубахи румяных
киевлянок времён Святослава или
ются истинные шедевры, которые темнота деревенская, мужики-ла- Владимира Красна Солнышка.
смог ли бы украсить любой столич- потники с единственной мыслью о Именно здесь, в забытых Богом
ный музей. Тут и резные прялки, и хлебе насущном... лесных северных деревушках, об-
трепала, и косы-горбуши с изо- Как-то недавно задумался: что щаясь с местными 80-летними ста-
гнутыми рукоятями, до блеска от- за неведомая сила толкает ме- риками — последними хранителя-
полированными трудовыми кре- ня на ежегодные поездки по Рус- ми огромного неоценимого насле-
стьянскими ладонями. В углу ва- скому Северу? Какое загадочное так восхищаться протяжною рус- сками простой и мудрой патри- дия наших предков, записывая от
ляется огромная деревянная сту- притяжение заставляет каждое скою песней или былиной, зреть архальной жизни наших предков, них обряды и заговоры, причита-
па, а на повети обнаруживается лето сходить с поезда на глухих в замысловатой резьбе избяных становишься к ним ближе и вос- ния и бывальщины, перенимая жи-
целый склад всевозможных бон- дальних полустанках и накручи- причелин и наличников, в узоро- принимаешь их время как своё, тейский опыт и знания, а то и про-
дарных и плетёных изделий — вать десятки километров по раз- чье женских вышивок — отголо- но подходишь к нему с понимани- сто слушая их простую, живую и
вёдра, бочонки, ушаты, пестери, битым просёлкам, чтобы наконец ски седой славянской древности. ем сегодняшнего человека. образную речь, незаметно для се-
разнокалиберные лыковые со- выйти к какой-нибудь лесной за- Там и тогда всё это было бы при- Именно Русский Север сберёг бя как бы погружаешься в атмос-
лонки... брошенной деревеньке или оди- вычно и обыденно, как здесь и для нас древние киевские былины феру той мудрой патриархально-
Захожу в саму избу. Справа ноко стоящему полуразваленно- сейчас — заурядный трамвай... и жемчужины деревянного зод- сти, что некогда царила в благосло-
от двери возвышается просев- му погосту? И неожиданно осоз- Путешествуя же по северной чества, орнаментальную архаику венные допетровские времена...
шая глинобитная громада рус- нал, что Север для меня — свое- деревенской глубинке, по этому народной вышивки и резьбы, со-
ской печи. Над головой широкий образная ниша, куда я стремлюсь заброшенному заповеднику рус- хранил языческие по сути обря- А. В. АЛЕКСЕЕВ.
настил полатей. Лавки по стенам, убежать от современности. Имен- ской традиционной культуры, то ды и обычаи. По счастью, всё это Из полевого дневника
разграб ленная божница, низкий но здесь, вдали от назойливых до- и дело сталкиваешься с отголо- было в своё время собрано и тща- www.perunica.ru