Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26
26 • ИСТОКИ № 6 (215), июнь 2022 г.
«Родовая Земля»
Хождение за три моря... в древнюю Мангазею
ти следования в Мангазею. Север, в трудную жизненную ситуацию.
оказывается, покорить не каждо- Маршрут был рассчитан на 10
му дано. дней, в течение которых судёныш-
ко побывало во всех поморских
Новая экспедиция сёлах и деревнях, раскинувших-
ся на пути следования по Зимне-
под тем же самым му берегу Белого моря. С их жи-
названием телями состоялись встречи, были
даны концерты, передана гумани-
Эта удивительная экспеди- тарная помощь, оказавшаяся, как
ция 1967 года сохранилась в па- никогда, кстати. В селе Долгоще-
мяти людей старшего поколения. лье и городе Мезень, в своё вре-
И не только северян, но и боль- мя самом северном уезде Россий-
шинства жителей страны. Шли го- ской империи, где заканчивался
ды, и вот спустя 30 лет, пришла в путь следования «Щельи-2», уста-
голову идея организовать пла- новили памятные кресты.
вание под названием «Щелья-2». Вначале думали, что на этом
Но плыть не в Мангазею, а прой- нужно поставить окончательную
ти на небольшом парусно-мотор- точку. Но отдавая себе отчёт, ре-
ном вельботе вдоль Зимнего бе- шили, что это будет несправедли-
рега Белого моря. во по отношению к жителям дру-
Девяностые годы прошло- гих поморских деревень. Поэто-
го столетия, как многие помнят, му наши экспедиции в разном со-
— тяжёлое для страны время. Но ставе продолжались и в последу-
особенно трудным оно оказалось ющие годы. Всего их было шесть.
для северной глубинки: теплохо- Мы побывали в поморских селе-
ды туда уже не ходили, а самолёты ниях Зимнего и Летнего берега, на
если и летали, то не чаще одного Соловках, в Кеми (это уже Каре-
лия), в посёлке Умба, расположен-
тому событию 55 лет. Стар- прошлом ходили поморы, не от-
шее поколение хорошо ступая ни на один километр от на-
помнит о нём — о плава- меченного маршрута. Баренцево,
нии на карбасе «Щелья» в да и Карское море в тот год ока-
Эдревнюю златокипящую залось настолько забитым льда-
Мангазею, в устье реки Обь, ког- ми, что даже большегрузные су-
да-то в находящийся здесь торго- да вынуждены были простаивать,
вый центр между Европой и Ази- ожидая благоприятной обстанов-
ей. Путь туда лежал через три мо- ки. А они медленно, но продвига-
ря — Белое, Баренцево и Карское. лись на своей шутевой посудине.
Это было легендарное плава- Многолетний опыт капитана кар-
ние, о котором узнали не толь- баса помог преодолеть льды, не
ко в нашей стране, весть облете- сбиться с пути в частых туманах и
ла многие страны мира. Легендар- неблагоприятных погодных усло-
ным оно стало ещё и потому, что виях...
после 1967 года нашими соотече- Через три с небольшим меся-
ственниками не раз предприни- ца, 20 августа, экипаж легендар-
мались попытки повторить подоб- ной «Щельи» был на месте раз-
ное плавание. Однако пройти тем валин Мангазеи. Здесь же, на не-
же путём никому так и не удалось. большом холме, был установлен
памятный знак.
Судьба свела случайно
Их было двое — мой однофа- Карбас сохранить
милец, помор Дмитрий Буторин не удалось ном в Мурманской области. Прош-
и писатель Михаил Скороходов. Известность пришла сама по лись и по северным рекам — Ме-
Судьба двух этих людей свела слу- себе. По мере продвижения ле- зень, Кулой и Сояна.
чайно. гендарной «Щельи» вдоль по- Кто только не был участником
Дмитрий Андреевич, северя- бережья Северного Ледовито- плаваний на «Щелье-2»! Врачи, са-
нин по рождению, всю свою тру- го океана интерес к её экипажу модеятельные артисты, журнали-
довую жизнь посвятил морским возрастал, и в конечном итоге об сты и даже священники, которые
промыслам, а Михаил Евгенье- уникальной экспедиции узнали впервые за 80 лет проводили об-
вич — родом из Казани, но мно- в каждом уголке СССР. За ходом ряд крещения поморов и освяща-
гие годы проработал в газетах Се- плавания внимательно следили и ли их дома.
вера. Выйдя на пенсию в середине за рубежом. Интерес к нему был Сама по себе идея, заложен-
60-х годов, Буторин решил пройти настолько большой, что инфор- ная участниками экспедиции «Ще-
путём поморов до места, где была мацию запросили более сорока лья-2», заслуживала внимания и
расположена легендарная Манга- иностранных информационных поддержки. Но, к сожалению, у
зея — когда-то крупнейший тор- агентств, а ещё редакции многих неё не нашлось последователей.
говый центр XVII века. газет и журналов. А жаль! И сегодня об этих экспеди-
«Щелья» — так назывался спи- Плавание «Щельи» было и циях нам напоминают только кни-
санный карбас, который Дмитрий остаётся удивительной страницей ги «Мангазейский ход», «Путеше-
Андреевич купил у местного кол- в истории Русского Севера. И тем ствие на “Щелье”», «По следам ле-
хоза. В течение зимы отремонти- печальнее, что сейчас о нём прак- гендарной “Щельи”»…
ровал, просмолил, а его супруга тически забыли. А ведь его зна- Михаил БУТОРИН,
Манефа Ивановна сшила паруса. чение было трудно переоценить. член Союза журналистов
Вместе со Скороходовым собрали Так, сразу же после его заверше- Москвы, Ленинграда и, разумеется, раза в неделю. По-иному добрать- Санкт-Петербурга
необходимое снаряжение. ния на заседании Академии наук Архангельска, но капитан «Щельи» ся до дальних поморских сёл и де- и Ленинградской области,
14 мая 1967 года, как только по СССР, возглавляемой тогда акаде- на все многочисленные просьбы
реке Северная Двина прошёл ле- миком М. В. Келдышем, был заслу- отвечал отказом. Карбас, выдер- ревень не представлялось воз- кандидат исторических наук
доход, от пристани Архангельско- шан подробный отчёт экипажа па- жавший все испытания, что выз- можным. Люди были лишены вни- Фото из личного архива автора
го яхт-клуба экипаж «Щельи» от- русно-моторного карбаса об экс- вало удивление даже у бывалых мания и заботы, не могли полу-
правился в далёкое плавание. Его педиции. моряков, Дмитрий Андреевич ре- чить самую элементарную меди- На снимках: такой выглядела в на-
провожала небольшая группа пи- На следующий год на месте шил подарить своей родной Дол- цинскую помощь. По сути дела, чале XVII века Древняя Мангазея;
сателей и журналистов. Д. А. Буто- когда-то «златокипящей» Манга- гощельской школе — той, кото- оказались брошенными на произ- легендарный парусно-моторный
рину и М. Е. Скороходову предсто- зеи Институт Арктики и Антарк- рую когда-то сам окончил. Век су- вол судьбы. карбас «Щелья»; писатель Миха-
яло проплыть три моря — Белое, тики провёл раскопки. Начались дёнышка, установленного под от- Экипаж «Щельи-2», отправля- ил Скороходов и капитан «Щельи»
Баренцево и Карское в условиях многочисленные экспедиции на крытым небом, оказался недолгим, ясь от Красной пристани Архан- Дмитрий Буторин.
сильного весеннего ледостава. А Север. Северный морской путь с и его фрагменты находятся сегодня гельска, откуда уходили в своё Эл. адрес автора статьи:
через два полуострова — Канин этого времени становится одним в Архангельском морском музее. время на Север многочисленные mvbutorin@mail.ru, тел. 8-981-
и Ямал, лежащие на пути следова- из основных транспортных кори- Кстати, маршрут, пройдённый научно-поисковые группы, по- 950-7619.
ния в Мангазею, — тащить карбас доров страны. «Щелью», впоследствии пытались святил экспедицию 30-летию пла- 192076, г. Санкт-Петербург,
волоком по суше, там, где не было К сожалению, сам легендарный повторить многие. Но безуспеш- вания в Мангезею. А свою основ-
водных разводий. карбас сохранить не удалось. Его но. Экспедиции приходилось эва- ную цель видел в том, чтобы ока- пр. Обуховской обороны, 138-2,
Словом, идти путём, как в просили передать на память музеи куировать, как правило, на полпу- зать поддержку людям, попавшим кв. 379.