Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                    6 (215),      2022  .
                                                                                                                                                    «             »

           Ребёнок — величайший умственный труженик нашей планеты




                 олько общение и делает  ских лет словарь и строй чужого  мы ребёнка нередко свидетель-  ставок и суффиксов, которую он   У взрослого лопнул бы череп,
                 ребёнка человеком, то есть  языка, чаще всего французского.  ствуют лишь о его неспособности  незаметно для себя самого про-  если бы ему пришлось в такое ма-
                 существом говорящим и      Эти несчастные дети, с самого  освоить на первых порах те или  изводит в своём двухлетнем уме,  лое  время усвоить то  множество
                 думающим. Но если бы об-  начала оторванные от стихии род-  иные отклонения от норм грамма-  но и в той угадке, с которой он при  грамматических форм, которые
           Тщение с другими людьми  ной речи, не владели ни своим, ни  тики, свойственные общеприня-  создании нового слова выбира-  так легко и  свободно  усваивает
           не выработало в нём на короткое  чужим языком. Их речь в обоих  той речи.                 ет для подражания необходимый  двухлетний лингвист.
           время особую, повышенную чут-  случаях была одинаково анемич-  Иное  «созданное»  ребёнком  ему образец. Самое подражание   И  если  изумителен  труд,  вы-
           кость к речевому материалу, кото-  на, безкровна, мертвенна имен-  речение, кажущееся нам таким са-  является здесь творческим актом.  полняемый им в это время, ещё
           рый дают ему взрослые, он остал-  но потому, что в возрасте от двух  мобытным, возникло, в сущности,   Страшно подумать, какое ог-  изумительнее та безпримерная
           ся бы до конца своих дней в обла-  до пяти их лишили возможности  лишь потому, что ребёнок слиш-  ромное множество грамматиче-  лёгкость, с которой он этот труд
           сти родного языка иностранцем,  творчески освоить её.       ком прямолинейно применяет к  ских форм сыплется на бедную  выполняет.
           бездушно повторяющим мёртвые     Тот, кто в раннем детстве на пу-  словам эти нормы, не догадыва-  детскую голову, а ребёнок как ни   Поистине ребёнок есть вели-
           штампы учебников.             ти к усвоению родной речи не со-  ясь ни о каких исключениях. Всё  в  чём не  бывало  ориентирует-  чайший умственный труженик на-
              В старину мне случалось  здавал таких слов, как «ползук»,  это так. И, однако, для меня несом-  ся во всём этом хаосе, постоянно  шей планеты, который, к счастью,
           встречаться с детьми, которым по  «вытонуть», «притонуть», «тормо-  ненна огромная речевая одарён-  распределяя по рубрикам безпо-  даже не подозревает об этом.
           различным причинам (главным  зило» и т. д., никогда не станет пол-  ность ребёнка.        рядочные элементы услышанных
           образом  по  прихоти богатых  ро-  ным хозяином своего языка.  Она  заключается  не  только  в  слов и при этом даже не замечая   Корней Иванович ЧУКОВСКИЙ,
           дителей) навязывали с младенче-  Конечно, многие неологиз-  классификации окончаний, при-  своей колоссальной работы.           из книги «От двух до пяти»


           Чем занять детей на каникулах                                                                                           других детей. Поэтому в обществе,
                                                                                                                                   в котором детские игровые тради-
                                                                                                                                   ции не передаются от старших к
                                                                                                                                   младшим, нельзя оставить ребён-
                                                                                                                                   ка без занятия, его нужно научить
                                                                       вающей игры останутся пустым  ников вместе, это вовсе не значит,  играть,  создать эту  культуру  на
                                                                       звуком, безжизненной схемой. А  что они обязательно начнут сов-  многие поколения. Нельзя остав-
                                                                       мы — люди! Мы всё делаем в сою-  местную игру. Нужен взрослый.  лять детей в этом пустом про-
                                                                       зе ума и сердца! И если эмоции не   В 6–7-летнем возрасте намеча-  странстве. Пустом  в смысле куль-
                                                                       задействованы, мы, простите, де-  ется перелом, и вскоре дети уже  туры. Конечно, дети найдут се-
                                                                       лаем ерунду.                  начинают тяготиться игрой «с са-  бе занятие, и если не будет рядом
                                                                          О чём это я? А вот об этом «раз-  мим собой», им требуется компа-  планшета, прекрасно будут разви-
                                                                       витии», на котором помешано на-  ния, и любят они игры с правилами  ваться. И даже в телефоне тоже бу-
                                                                       ше общество. Для меня это тоже  типа футбола. У нас во дворе были  дут, но пробелы в развитии оста-
                                                                       суперважно. Если это важно и для  десятки игр, и все дети умели до-  нутся настолько серьёзные, что их
                                                                       вас, давайте будем развивать гра-  говариваться, потому что на этот  не скомпенсировать.
                                                                       мотно.                        счёт тоже были заведены правила.  Верните в детское сообщест-
                                                                          Чем занять детей на канику-   Правила  передаются  ребёнку  во  социальные  игры, в  которые
                                                                       лах? И занимать ли их вообще?  от других детей — тех, кто умеет  никак нельзя поиграть, кроме как
                                                                          Мне приходит на ум рассказ  играть, то есть старших на год, на  дружной детской компанией, и иг-
                                                                       Фукуоки о своём первом манда-  два.  Как только появляется нуж-  рать в которые очень хочется!
                                                                       риновом саде, который он унич-  да в коллективных играх — а это   Нормальный,  здоровый  дет-
                                                                       тожил.                        происходит  с  возрастом  и  не  за-  ский мир — самоорганизующий-
                                                                          Масанобу Фукуока — один из  висит  от характера,  — ребёнок  ся. Но не сам по себе ребёнок на-
                                                                       прародителей   пермакультуры.  просит принять его в игру и с удо-  чинает играть в социальные игры,
                                                                       Чтобы поучиться у Фукуоки пер-  вольствием перенимает правила,  потому что вырос, его кто-то дол-
                                                                       макультуре, к нему съезжались со  именно они и создают игру.  жен научить. И не взрослый дол-
                                                                       всего света. Его идеи — централь-  Поняли теперь? Нашим де-  жен играть все семь первых лет со
                                                                       ная ось развития современного  тям не на кого ориентироваться,  своим ребёнком, это не дело взро-
                  , благословенное детст-   Ни один нормальный ребёнок   сельского хозяйства в Японии.  их не примут в игру в халихало, в  слого.  И  сама  собой  эта  детская
                  во! Жизнь, не имеющая  не променяет игру в дружной ком-  В самом начале, когда он отк-  штангер, в маршалы или снайпер.  дворовая культура не создастся
                  сроков, долгов, жизнь, на-  пании на телефон или компьютер.  рыл (пока ещё только для себя)  Разве что в кальмары. С нашими  — теперь нет, так как все дети с
           Ополненная вдохновением  Но... нет дружных компаний. Сре-   философский принцип «ничегоне-  детьми, как с трёх-четырёхлетка-  малолетства подсажены на теле-
           и игрой! Или уроками, оценками,  да чаще враждебна или уныла. А  делания», оставил научную работу  ми, необходим взрослый, их нуж-  фон. Да и взрослые не задают тон:
           нудными нотациями, игнорирова-  потому дети, изолированные друг  и возвратился на ферму отца, тот  но научить играть. Для начала —  раньше были ярмарки, на которых
           нием, обидами, страхом.       от друга отдельными квартирами,  выделил ему мандариновый сад.  кидать мяч, раз этого не сделали  проходили игрища для взрослых,
              Ребёнок по природному зако-  планшетами и телефонами, вооб-  Согласно своим новым принци-  до 7 лет, лазать, падать, контроли-  гуляния, все участвовали в танцах,
           ну полагается на взрослых, кото-  ще не научаются играть, они да-  пам Фукуока перестал заниматься  ровать своё тело, в общем.  пении. Теперь ребёнок видит ро-
           рые «могут всё», — на маму, па-  же просто мяч держать не умеют.  формированием кроны (вы ведь   В игре ребёнок обучается все-  дителя чаще в телефоне, если тот
           пу, любимых бабушек и дедушек,  Они не научаются взаимодейство-  тоже наверняка думаете, что  де-  му, без чего в школе обойтись не  не занят делами.
           большую и добрую семью. Никог-  вать в игре, соблюдать правила, не  рево должно расти само?). И весь  получится. И учится он в игре от   Так что мамы, папы, бабушки,
           да  в  жизни  больше  человек  не  развиваются физически, а значит,  урожай погиб. Оказалось, однаж-                    дедушки, играйте вместе с деть-
           сможет думать, что все неразре-  страдает и  интеллект, потому  что  ды подстриженное дерево при-                       ми, уводите их от гаджетов!
           шимые проблемы могут разре-   академический интеллект разви-  дётся подстригать и в будущем.                                           Алина ДЬЯКОВА
           шить те, кто о нём заботится. Мо-  вается только на базе физического   Расскажу, почему нельзя чем-
           гут и решат. Поэтому можно без  развития. Ну и потом от этих детей  то занимать детей на каникулах и
           опаски заняться любым делом.  ожидают, что они в 7 лет научатся  почему нельзя их ничем не зани-
              Дел очень много, каждую се-  писать, сидеть на уроках, собирать  мать.
           кунду глаз находит ещё что-то, за-  портфель, самостоятельно органи-  Дети сегодня не играют. Не
           рождая новую идею. Все дела по-  зовать выполнение домашнего за-  важно, ходят ли они в детский сад
           сильны, нет сомнений:  увидел  —  дания, выучить таблицу умноже-  с его хвалёной социализацией.
           полез. Творчество ничем не сдер-  ния  в  начальной  школе.  В  конце  Воспитатели детских садов жалу-
           живается. И никто не скажет, что это  концов, учились же раньше?  ются, что дети не играют. Ну и что
           ерундовая идея и её не нужно пре-  Но нет, мы изъяли из жизни до-  же они делают, кроме того что жа-
           зентовать на собрании правления.  школьного ребёнка все условия,  луются? Да так и выпускают неиг-
              И если ваши дети таковы, каки-  чтобы он участвовал в групповой  рающих детей в школу. До чего до-
           ми и должны быть дети, вы не за-  игре, и с этим пропали практиче-  шло: мне даже рассказывают, что
           даёте себе вопроса: «Чем занять  ски все возможности нормально-  не берут ни машинки, ни кукол...
           детей на каникулах?». Потому что  го развития.                 А  единственный  надёжный
           ваши дети занимают себя сами.    Уже выросли взрослые, дет-  метод усвоения правил, к приме-
              Но сколько сейчас детей без  ство которых прошло в недостат-  ру (то есть самого принципа, что
           искривлений от нашей цивили-  ке игр, и на статьи типа этой воз-  существуют правила, что они —
           зации? Наши города созданы для  мущённо  скажут:  «Что они,  всю  часть жизни), — это социальная
           работы на заводах, дороги — для  жизнь, что ли, играть теперь бу-  игра. Пиаже утверждал, что де-
           машин, дворы — для стоянок и  дут?».                        ти играют совместно только по-
           мало что — для людей, для друже-  Забыли, что такое игра? Не иг-  сле 7–8 лет. Я это помню и из свое-
           ских  компаний, для досуга.  Даже  рали сами в детстве? Ассоциации  го детства, а у нас с играми всё бы-
           «козла» во дворе никто не заши-  со словом игра — это майнкрафт?  ло супер. Но до того, как возник-
           бает. Наши дети не привыкли про-  Как тогда родителю понять нуж-  нет совместная игра, должны быть
           водить время вместе. Они живут в  ды ребёнка? Тут не поможет чте-  пройдены несколько этапов: оди-
           телефоне. Они живут в мире оце-  ние советского психолога Выгот-  ночная игра, параллельная, ассо-
           нок и требований, но не выполня-  ского, потому что слова «Игра —  циативная и, наконец, совместная
           ют их. Они сбегают в виртуальный  основной вид деятельности детей  игра. Да, «идёт коза рогатая» —
           мир: там они действительно могут  дошкольного возраста» для взро-  тоже в каком-то роде социальная
           что-то контролировать.        слого без личного опыта захваты-  игра. Но если собрать дошколь-
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27