Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО 6 (215), 2022 .
« »
Ребёнок — величайший умственный труженик нашей планеты
олько общение и делает ских лет словарь и строй чужого мы ребёнка нередко свидетель- ставок и суффиксов, которую он У взрослого лопнул бы череп,
ребёнка человеком, то есть языка, чаще всего французского. ствуют лишь о его неспособности незаметно для себя самого про- если бы ему пришлось в такое ма-
существом говорящим и Эти несчастные дети, с самого освоить на первых порах те или изводит в своём двухлетнем уме, лое время усвоить то множество
думающим. Но если бы об- начала оторванные от стихии род- иные отклонения от норм грамма- но и в той угадке, с которой он при грамматических форм, которые
Тщение с другими людьми ной речи, не владели ни своим, ни тики, свойственные общеприня- создании нового слова выбира- так легко и свободно усваивает
не выработало в нём на короткое чужим языком. Их речь в обоих той речи. ет для подражания необходимый двухлетний лингвист.
время особую, повышенную чут- случаях была одинаково анемич- Иное «созданное» ребёнком ему образец. Самое подражание И если изумителен труд, вы-
кость к речевому материалу, кото- на, безкровна, мертвенна имен- речение, кажущееся нам таким са- является здесь творческим актом. полняемый им в это время, ещё
рый дают ему взрослые, он остал- но потому, что в возрасте от двух мобытным, возникло, в сущности, Страшно подумать, какое ог- изумительнее та безпримерная
ся бы до конца своих дней в обла- до пяти их лишили возможности лишь потому, что ребёнок слиш- ромное множество грамматиче- лёгкость, с которой он этот труд
сти родного языка иностранцем, творчески освоить её. ком прямолинейно применяет к ских форм сыплется на бедную выполняет.
бездушно повторяющим мёртвые Тот, кто в раннем детстве на пу- словам эти нормы, не догадыва- детскую голову, а ребёнок как ни Поистине ребёнок есть вели-
штампы учебников. ти к усвоению родной речи не со- ясь ни о каких исключениях. Всё в чём не бывало ориентирует- чайший умственный труженик на-
В старину мне случалось здавал таких слов, как «ползук», это так. И, однако, для меня несом- ся во всём этом хаосе, постоянно шей планеты, который, к счастью,
встречаться с детьми, которым по «вытонуть», «притонуть», «тормо- ненна огромная речевая одарён- распределяя по рубрикам безпо- даже не подозревает об этом.
различным причинам (главным зило» и т. д., никогда не станет пол- ность ребёнка. рядочные элементы услышанных
образом по прихоти богатых ро- ным хозяином своего языка. Она заключается не только в слов и при этом даже не замечая Корней Иванович ЧУКОВСКИЙ,
дителей) навязывали с младенче- Конечно, многие неологиз- классификации окончаний, при- своей колоссальной работы. из книги «От двух до пяти»
Чем занять детей на каникулах других детей. Поэтому в обществе,
в котором детские игровые тради-
ции не передаются от старших к
младшим, нельзя оставить ребён-
ка без занятия, его нужно научить
вающей игры останутся пустым ников вместе, это вовсе не значит, играть, создать эту культуру на
звуком, безжизненной схемой. А что они обязательно начнут сов- многие поколения. Нельзя остав-
мы — люди! Мы всё делаем в сою- местную игру. Нужен взрослый. лять детей в этом пустом про-
зе ума и сердца! И если эмоции не В 6–7-летнем возрасте намеча- странстве. Пустом в смысле куль-
задействованы, мы, простите, де- ется перелом, и вскоре дети уже туры. Конечно, дети найдут се-
лаем ерунду. начинают тяготиться игрой «с са- бе занятие, и если не будет рядом
О чём это я? А вот об этом «раз- мим собой», им требуется компа- планшета, прекрасно будут разви-
витии», на котором помешано на- ния, и любят они игры с правилами ваться. И даже в телефоне тоже бу-
ше общество. Для меня это тоже типа футбола. У нас во дворе были дут, но пробелы в развитии оста-
суперважно. Если это важно и для десятки игр, и все дети умели до- нутся настолько серьёзные, что их
вас, давайте будем развивать гра- говариваться, потому что на этот не скомпенсировать.
мотно. счёт тоже были заведены правила. Верните в детское сообщест-
Чем занять детей на канику- Правила передаются ребёнку во социальные игры, в которые
лах? И занимать ли их вообще? от других детей — тех, кто умеет никак нельзя поиграть, кроме как
Мне приходит на ум рассказ играть, то есть старших на год, на дружной детской компанией, и иг-
Фукуоки о своём первом манда- два. Как только появляется нуж- рать в которые очень хочется!
риновом саде, который он унич- да в коллективных играх — а это Нормальный, здоровый дет-
тожил. происходит с возрастом и не за- ский мир — самоорганизующий-
Масанобу Фукуока — один из висит от характера, — ребёнок ся. Но не сам по себе ребёнок на-
прародителей пермакультуры. просит принять его в игру и с удо- чинает играть в социальные игры,
Чтобы поучиться у Фукуоки пер- вольствием перенимает правила, потому что вырос, его кто-то дол-
макультуре, к нему съезжались со именно они и создают игру. жен научить. И не взрослый дол-
всего света. Его идеи — централь- Поняли теперь? Нашим де- жен играть все семь первых лет со
ная ось развития современного тям не на кого ориентироваться, своим ребёнком, это не дело взро-
, благословенное детст- Ни один нормальный ребёнок сельского хозяйства в Японии. их не примут в игру в халихало, в слого. И сама собой эта детская
во! Жизнь, не имеющая не променяет игру в дружной ком- В самом начале, когда он отк- штангер, в маршалы или снайпер. дворовая культура не создастся
сроков, долгов, жизнь, на- пании на телефон или компьютер. рыл (пока ещё только для себя) Разве что в кальмары. С нашими — теперь нет, так как все дети с
Ополненная вдохновением Но... нет дружных компаний. Сре- философский принцип «ничегоне- детьми, как с трёх-четырёхлетка- малолетства подсажены на теле-
и игрой! Или уроками, оценками, да чаще враждебна или уныла. А делания», оставил научную работу ми, необходим взрослый, их нуж- фон. Да и взрослые не задают тон:
нудными нотациями, игнорирова- потому дети, изолированные друг и возвратился на ферму отца, тот но научить играть. Для начала — раньше были ярмарки, на которых
нием, обидами, страхом. от друга отдельными квартирами, выделил ему мандариновый сад. кидать мяч, раз этого не сделали проходили игрища для взрослых,
Ребёнок по природному зако- планшетами и телефонами, вооб- Согласно своим новым принци- до 7 лет, лазать, падать, контроли- гуляния, все участвовали в танцах,
ну полагается на взрослых, кото- ще не научаются играть, они да- пам Фукуока перестал заниматься ровать своё тело, в общем. пении. Теперь ребёнок видит ро-
рые «могут всё», — на маму, па- же просто мяч держать не умеют. формированием кроны (вы ведь В игре ребёнок обучается все- дителя чаще в телефоне, если тот
пу, любимых бабушек и дедушек, Они не научаются взаимодейство- тоже наверняка думаете, что де- му, без чего в школе обойтись не не занят делами.
большую и добрую семью. Никог- вать в игре, соблюдать правила, не рево должно расти само?). И весь получится. И учится он в игре от Так что мамы, папы, бабушки,
да в жизни больше человек не развиваются физически, а значит, урожай погиб. Оказалось, однаж- дедушки, играйте вместе с деть-
сможет думать, что все неразре- страдает и интеллект, потому что ды подстриженное дерево при- ми, уводите их от гаджетов!
шимые проблемы могут разре- академический интеллект разви- дётся подстригать и в будущем. Алина ДЬЯКОВА
шить те, кто о нём заботится. Мо- вается только на базе физического Расскажу, почему нельзя чем-
гут и решат. Поэтому можно без развития. Ну и потом от этих детей то занимать детей на каникулах и
опаски заняться любым делом. ожидают, что они в 7 лет научатся почему нельзя их ничем не зани-
Дел очень много, каждую се- писать, сидеть на уроках, собирать мать.
кунду глаз находит ещё что-то, за- портфель, самостоятельно органи- Дети сегодня не играют. Не
рождая новую идею. Все дела по- зовать выполнение домашнего за- важно, ходят ли они в детский сад
сильны, нет сомнений: увидел — дания, выучить таблицу умноже- с его хвалёной социализацией.
полез. Творчество ничем не сдер- ния в начальной школе. В конце Воспитатели детских садов жалу-
живается. И никто не скажет, что это концов, учились же раньше? ются, что дети не играют. Ну и что
ерундовая идея и её не нужно пре- Но нет, мы изъяли из жизни до- же они делают, кроме того что жа-
зентовать на собрании правления. школьного ребёнка все условия, луются? Да так и выпускают неиг-
И если ваши дети таковы, каки- чтобы он участвовал в групповой рающих детей в школу. До чего до-
ми и должны быть дети, вы не за- игре, и с этим пропали практиче- шло: мне даже рассказывают, что
даёте себе вопроса: «Чем занять ски все возможности нормально- не берут ни машинки, ни кукол...
детей на каникулах?». Потому что го развития. А единственный надёжный
ваши дети занимают себя сами. Уже выросли взрослые, дет- метод усвоения правил, к приме-
Но сколько сейчас детей без ство которых прошло в недостат- ру (то есть самого принципа, что
искривлений от нашей цивили- ке игр, и на статьи типа этой воз- существуют правила, что они —
зации? Наши города созданы для мущённо скажут: «Что они, всю часть жизни), — это социальная
работы на заводах, дороги — для жизнь, что ли, играть теперь бу- игра. Пиаже утверждал, что де-
машин, дворы — для стоянок и дут?». ти играют совместно только по-
мало что — для людей, для друже- Забыли, что такое игра? Не иг- сле 7–8 лет. Я это помню и из свое-
ских компаний, для досуга. Даже рали сами в детстве? Ассоциации го детства, а у нас с играми всё бы-
«козла» во дворе никто не заши- со словом игра — это майнкрафт? ло супер. Но до того, как возник-
бает. Наши дети не привыкли про- Как тогда родителю понять нуж- нет совместная игра, должны быть
водить время вместе. Они живут в ды ребёнка? Тут не поможет чте- пройдены несколько этапов: оди-
телефоне. Они живут в мире оце- ние советского психолога Выгот- ночная игра, параллельная, ассо-
нок и требований, но не выполня- ского, потому что слова «Игра — циативная и, наконец, совместная
ют их. Они сбегают в виртуальный основной вид деятельности детей игра. Да, «идёт коза рогатая» —
мир: там они действительно могут дошкольного возраста» для взро- тоже в каком-то роде социальная
что-то контролировать. слого без личного опыта захваты- игра. Но если собрать дошколь-