Page 24 - Газета "Родовая Земля"
P. 24

24  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                  № 7 (216), июль 2022 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»

           Восстановление после родов:                                                                                             проплакать, и быть услышанной
                                                                                                                                   и принятой. Современным ма-
                                                                                                                                   мам часто не хватает такого уча-
                                                                                                                                   стия: пожалуешься родным на от-
           традиции наших прабабушек                                                                                               сутствие сил, перепады настрое-
                                                                                                                                   ния после рождения ребёнка, а
                                                                                                                                   в ответ услышишь обесцениваю-
                                                                                                                                   щее: «Нечего ныть, все рожали —
                                                                                                                                   и ничего...». О последствиях та-
                                                                                                                                   кой «поддержки» нетрудно дога-
           «Вот раньше бабы были! В по-                                                                                            даться.
                                                                                                                                      Незаменимыми помощницами
           ле рожали, ребёнка пеленали                                                                                             в послеродовом восстановлении
           и дальше шли снопы вязать…»                                                                                             женщины становились  длинные
           — с ностальгией говорят сей-                                                                                            отрезы льна — свивальники. В те-
           час. И за этим восхищением                                                                                              чение нескольких дней живот туго
           стоит плохо скрываемый упрёк                                                                                            пеленался тканью, и в таком сво-
                                                                                                                                   еобразном бандаже молодая ма-
           современным женщинам: мол,                                                                                              ма безопасно для здоровья могла
           «изнеженные все» и «боль-                                                                                               перемещаться по дому. Ещё раз
           ные». Такие трудовые подвиги                                                                                            свивальник «выходил на сцену» в
           родильницами действительно                                                                                              процедуре перетягивания: пови-
                                                                                                                                   туха словно собирала тело, утяги-
           совершались, но не оттого, что                                                                                          вая его по очереди в семи зонах
           это естественно сразу после                                                                                             — от головы до стоп. Несколько
           родов как ни в чём не бывало                                                                                            дней осмысленной заботы о здо-
           работать, а потому, что жизнь                                                                                           ровье физическом и душевном за-
                                                                                                                                   вершались обрядом размывания
           заставляла. И возводить это в                                                                                           рук между повитухой и женщи-
           ранг эталона безграмотно.                                                                                               ной, когда обе просили друг у дру-
                                                                                                                                   га прощения.
           На самом деле                                                                                                              У древнего таинства послеро-
                                                                                                                                   дового ухода, считают этнографы,
              История сохранила литера-                                                                                            было ещё одно значение — ини-
           турные труды, по которым можно                                                                                          циация. То есть переход из одного
           сделать вывод, как наши предки                                                                                          социального статуса в другой, по-
           рожали и рождались. Например,                                                                                           священие. Уклад жизни доурбани-
           внучка Владимира Мономаха,  це три бани, она должна лежать в  что потом женщины носили осо-  тенцами. Баня топилась по-жен-  стических культур был регламен-
           Евп раксия, в начале XII века на-  постели. После трёх дней, смотря  бую перевязь, она проходила че-  ски мягко, чтобы в её тёплом ды-  тирован обрядами, когда человек,
           писала трактат о гигиене женщи-  по состоянию её здоровья, бабуш-  рез промежность и повязывалась  хании можно было расслабиться.  достигая определённого уровня
           ны. Она отмечает, что беремен-  ка или оставляет её в постели, или  на плече, поддерживая выпадаю-  Считалось, что пропотевание по-  зрелости, пройдя определённые
           ная должна остерегаться устало-  советует „похаживать  помалень-  щие внутренние органы... Совре-  могает изгнать «дурную кровь».  испытания, включался в некое со-
           сти, а после трудов родин ей важ-  ку по избе, чтобы крови не заста-  менная медицина одной из при-  С точки зрения физиологии, воз-  общество (становился полноправ-
           но отдыхать и содержать своё те-  ивались“. Иные  лежат в  постели  чин пролапса называет отсутст-  можно, речь шла о выходе гормо-  ным членом племени, посвящал-
           ло в чистоте, то есть мыться в ба-  до пяти, даже до девяти  „дёнъ“,  вие положенной послеродовой  нов стресса, а также релаксина,  ся в тайны религиозного куль-
           не каждые три дня. Кроме того,  если есть кому „ходить по дому“...  реабилитации.         который к концу беременности  та, принимался в рыцари и т.д.). В
           кормящая мать должна получать  Шесть недель родившая считается   Скептикам, что по-прежне-  размягчает суставы и связки для  современном обществе механизм
           помощь и дополнительное пита-  полумёртвой... Вот как эти ребята  му твердят, как раньше рожа-  прохождения малыша. Опреде-  инициации упростился и потерял
           ние. О незамедлительном возоб-  достаются! (...) По настоящему-то,  ли в поле, стоит знать об иссле-  лённый его уровень сохраняется  свой сакральный смысл, но мы по-
           новлении трудовой деятельности  по правилу-то, как прежние стару-  довании, которое провели в   несколько дней после родов, по-  прежнему нуждаемся в таких «пе-
           — ни слова... Авторы многих по-  хи говаривали, и корову ей нель-  80-х годах ХХ века в Чехосло-  этому раннее возвращение мо-  реходах»: вспомните традиции от-
           следующих трудов единодушны:  зя доить шесть недель. Только это  вакии. Специалисты поставили  лодой матери к физической ак-  мечать выпускной, посвящать в
           первые дни после родов родиль-  исполняют в больших семьях, где  своей задачей доказать пользу  тивности увеличивает риск сме-  студенты, надевать белое платье
           ница должна провести в посте-  есть кем замениться».        раннего вставания после родов.  щений в организме. В послеро-  на свадьбу.
           ли. «Несоблюдение этого основ-   Действительно, кто же вёл хо-  Женщин разделили на две груп-  довом ритуале обязательно при-  С точки зрения психологов,
           ного гигиенического правила мо-  зяйство, пока молодая мать вос-  пы: одна вставала через 2–4 ча-  сутствовали травы в виде напит-  это делает картину мира понят-
           жет повлечь за собой, по мень-  станавливала силы?          са после родов и вела обычный  ков, веников, растираний. Секре-  ной и помогает определить своё
           шей мере, неправильность в по-   Из этнографических источни-  образ жизни, вторая оставалась  ты всех вершков и корешков так-  место  в  нём.  Карл  Юнг  связывал
           ложении матки, причиняющее  ков известен обычай под названи-  в постели в течении 2–3 суток, за  же помнила повитуха. А ещё она  инициацию с исцелением, утвер-
           страдания на всю последующую  ем «проведок» (где-то его имено-  мамами ухаживал персонал. Ка-  владела, говоря современным  ждая, что когда психологическая
           жизнь, не говоря уже о других бо-  вали «отведок»): после родов в го-  ково же было удивление меди-  языком, массажными техниками,  ориентация изживает свою полез-
           лезнях». Это цитата из дорево-  сти наведывались женщины. «Це-  ков, когда после 7–9 суток оказа-  тогда они назывались ладками да  ность, но не получает возможно-
           люционной книги В. Жука «Мать  лью приходивших было справить-  лось, что женщины с продолжи-  правками.                 сти трансформироваться, она на-
           и дитя». Чуть ранее его коллега,   ся о здоровье роженицы, поздра-  тельным постельным режимом   Вот как специалист по славян-  чинает разлагать и заражать всю
           Г. Плосс, описал в своём трёхтом-  вить её с новорождённым,  уго-  чувствовали себя лучше и объ-  скому фольклору Б. Фрост описы-  психическую систему.
           нике под названием «Женщина»  стить чем-либо вкусным, а заодно  ективно физически, и субъектив-  вает это в статье «Пуповая баба»:   Этапы послеродового повива-
           подходы к послеродовому пери-  оказать практическую помощь её  но эмоционально. В этой группе  «В бане же повитуха правит и ро-  ния отчётливо напоминают неко-
           оду у разных народов, где отме-  семье. Каждая из женщин прино-  было гораздо меньше послеро-  женицу: ставит на место живот,  торые этапы инициации: изоляция
           тил, что при отсутствии отдыха у  сила с собой еду. Для такого слу-  довых осложнений.    расправляет пуп, поправляет зо-  от общества, ритуальное омове-
           родильниц «...вследствие слиш-  чая готовили праздничные куша-                            лотник (матку), который смеща-  ние, символическая смерть (уку-
           ком раннего оставления постели  нья или же будничные, но лучше-  Профессиональная         ется во время родов. Говоря сов-  тывание в ткань, как в саван), воз-
           развиваются опущения и измене-  го качества.                забота                        ременным языком, бабка дела-  рождение в новом статусе. Посвя-
           ния положения матки, выпадения   Принесённое угощение бы-                                 ла женщине массаж, но сопрово-  щение в матери — возможно, та-
           влагалища и т.п., которые впо-  ло столь обильным, что позволя-  На долгое время была неза-  ждала его различными ритуаль-  кой смысл вкладывала повитуха в
           следствии служат постоянным  ло находящейся в изоляции и не  служенно забыта роль повитухи в   ными действиями и приговора-  свои действия, помогая осознать,
           источником болезней и преждев-  оправившейся ещё после родов  восстановлении женщины после   ми». Частью таких действий ста-  что девять месяцев беременности
           ременной хилости».            женщине не безпокоиться о домо-  родов. Сейчас уже мало кто зна-  новился так называемый «плач  остались позади, и новый период
              Этнографы    подтверждают:  чадцах и хотя бы несколько дней  ет, что она не только принимала   роженицы»: когда усталость хоте-  требует от женщины самоотдачи в
           вплоть до начала ХХ века в Рос-  отдохнуть от хлопот по дому» (Т. А.  ребёнка, но и ухаживала за моло-  лось проговорить, а, может быть,  уходе за малышом; расслабляя те-
           сии женщины старались следо-  Листова «Русские обряды, обычаи  дой матерью. И то время, что ре-
           вать этим рекомендациям. И не  и поверья, связанные с рожде-  комендовалось проводить лёжа,
           только дамы высших сословий.  нием детей. Первый год жизни»).  было наполнено ритуалами. Са-
           Вот отрывок из книги В. Бердин-  Резкое возвращение новоиспе-  мо название этой «профессии» —
           ского «Крестьянская цивилизация  чённой матери к домашним обя-  повитуха — происходит от глаго-
           в России»: «...А после родов роже-  занностям, не говоря уже о работе  ла «повивать», то есть пеленать,
           ницы кладутся на пол на ржаную  в поле, не приветствовалось.  заворачивать. По мнению В. Даля
           солому, где лежат неделю. Во всё   Продиктовано это было забо-  («Толковый словарь живого вели-
           это время каждый день, по два ра-  той о сохранении репродуктив-  корусского языка»), название про-
           за, согревается баня, куда она хо-  ного здоровья женщины: чем луч-  изошло от свивальника, которым
           дит в самой изорванной одежде с  ше восстановится организм, тем  бабка, принявшая роды, пелена-
           костылём в руке, чтобы показать,  больше шансов на благополучную  ла новорождённого. Есть ещё од-
           что роды ей дались нелегко — из-  следующую беременностью и ро-  на версия — повитуха пеленала и
           бежать «уроков», отчего можно  ждение  наследника. И  на здоро-  женщину.
           заболеть. Из бани возвращаясь,  вую старость! Несомненно, рево-  От  губернии  к  губернии,  от
           нужно опираться на плечо пови-  люции и войны забирали мужчин,  села к селу составляющие пови-
           тухи или мужа».               оставляя женщин один на один с  тушьего таинства могли менять-
              Цитата из брошюры «Самовра-  заботами  о том,  как  прокормить  ся, но основными всегда были ба-
           чевание и скотолечение русского  детей.  И этот  непосильный  труд  ня для родильницы, правка те-
           старожилого населения Сибири»:  калечил. Те, кто воодушевлённо  ла и в завершении — пеленание,
           «Три дня, пока делаются рожени-  говорит о родах в поле, не в курсе,  или повивание льняными поло-
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29