Page 24 - Газета "Родовая Земля"
P. 24
24 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО № 7 (216), июль 2022 г.
«Родовая Земля»
Восстановление после родов: проплакать, и быть услышанной
и принятой. Современным ма-
мам часто не хватает такого уча-
стия: пожалуешься родным на от-
традиции наших прабабушек сутствие сил, перепады настрое-
ния после рождения ребёнка, а
в ответ услышишь обесцениваю-
щее: «Нечего ныть, все рожали —
и ничего...». О последствиях та-
кой «поддержки» нетрудно дога-
«Вот раньше бабы были! В по- даться.
Незаменимыми помощницами
ле рожали, ребёнка пеленали в послеродовом восстановлении
и дальше шли снопы вязать…» женщины становились длинные
— с ностальгией говорят сей- отрезы льна — свивальники. В те-
час. И за этим восхищением чение нескольких дней живот туго
стоит плохо скрываемый упрёк пеленался тканью, и в таком сво-
еобразном бандаже молодая ма-
современным женщинам: мол, ма безопасно для здоровья могла
«изнеженные все» и «боль- перемещаться по дому. Ещё раз
ные». Такие трудовые подвиги свивальник «выходил на сцену» в
родильницами действительно процедуре перетягивания: пови-
туха словно собирала тело, утяги-
совершались, но не оттого, что вая его по очереди в семи зонах
это естественно сразу после — от головы до стоп. Несколько
родов как ни в чём не бывало дней осмысленной заботы о здо-
работать, а потому, что жизнь ровье физическом и душевном за-
вершались обрядом размывания
заставляла. И возводить это в рук между повитухой и женщи-
ранг эталона безграмотно. ной, когда обе просили друг у дру-
га прощения.
На самом деле У древнего таинства послеро-
дового ухода, считают этнографы,
История сохранила литера- было ещё одно значение — ини-
турные труды, по которым можно циация. То есть переход из одного
сделать вывод, как наши предки социального статуса в другой, по-
рожали и рождались. Например, священие. Уклад жизни доурбани-
внучка Владимира Мономаха, це три бани, она должна лежать в что потом женщины носили осо- тенцами. Баня топилась по-жен- стических культур был регламен-
Евп раксия, в начале XII века на- постели. После трёх дней, смотря бую перевязь, она проходила че- ски мягко, чтобы в её тёплом ды- тирован обрядами, когда человек,
писала трактат о гигиене женщи- по состоянию её здоровья, бабуш- рез промежность и повязывалась хании можно было расслабиться. достигая определённого уровня
ны. Она отмечает, что беремен- ка или оставляет её в постели, или на плече, поддерживая выпадаю- Считалось, что пропотевание по- зрелости, пройдя определённые
ная должна остерегаться устало- советует „похаживать помалень- щие внутренние органы... Совре- могает изгнать «дурную кровь». испытания, включался в некое со-
сти, а после трудов родин ей важ- ку по избе, чтобы крови не заста- менная медицина одной из при- С точки зрения физиологии, воз- общество (становился полноправ-
но отдыхать и содержать своё те- ивались“. Иные лежат в постели чин пролапса называет отсутст- можно, речь шла о выходе гормо- ным членом племени, посвящал-
ло в чистоте, то есть мыться в ба- до пяти, даже до девяти „дёнъ“, вие положенной послеродовой нов стресса, а также релаксина, ся в тайны религиозного куль-
не каждые три дня. Кроме того, если есть кому „ходить по дому“... реабилитации. который к концу беременности та, принимался в рыцари и т.д.). В
кормящая мать должна получать Шесть недель родившая считается Скептикам, что по-прежне- размягчает суставы и связки для современном обществе механизм
помощь и дополнительное пита- полумёртвой... Вот как эти ребята му твердят, как раньше рожа- прохождения малыша. Опреде- инициации упростился и потерял
ние. О незамедлительном возоб- достаются! (...) По настоящему-то, ли в поле, стоит знать об иссле- лённый его уровень сохраняется свой сакральный смысл, но мы по-
новлении трудовой деятельности по правилу-то, как прежние стару- довании, которое провели в несколько дней после родов, по- прежнему нуждаемся в таких «пе-
— ни слова... Авторы многих по- хи говаривали, и корову ей нель- 80-х годах ХХ века в Чехосло- этому раннее возвращение мо- реходах»: вспомните традиции от-
следующих трудов единодушны: зя доить шесть недель. Только это вакии. Специалисты поставили лодой матери к физической ак- мечать выпускной, посвящать в
первые дни после родов родиль- исполняют в больших семьях, где своей задачей доказать пользу тивности увеличивает риск сме- студенты, надевать белое платье
ница должна провести в посте- есть кем замениться». раннего вставания после родов. щений в организме. В послеро- на свадьбу.
ли. «Несоблюдение этого основ- Действительно, кто же вёл хо- Женщин разделили на две груп- довом ритуале обязательно при- С точки зрения психологов,
ного гигиенического правила мо- зяйство, пока молодая мать вос- пы: одна вставала через 2–4 ча- сутствовали травы в виде напит- это делает картину мира понят-
жет повлечь за собой, по мень- станавливала силы? са после родов и вела обычный ков, веников, растираний. Секре- ной и помогает определить своё
шей мере, неправильность в по- Из этнографических источни- образ жизни, вторая оставалась ты всех вершков и корешков так- место в нём. Карл Юнг связывал
ложении матки, причиняющее ков известен обычай под названи- в постели в течении 2–3 суток, за же помнила повитуха. А ещё она инициацию с исцелением, утвер-
страдания на всю последующую ем «проведок» (где-то его имено- мамами ухаживал персонал. Ка- владела, говоря современным ждая, что когда психологическая
жизнь, не говоря уже о других бо- вали «отведок»): после родов в го- ково же было удивление меди- языком, массажными техниками, ориентация изживает свою полез-
лезнях». Это цитата из дорево- сти наведывались женщины. «Це- ков, когда после 7–9 суток оказа- тогда они назывались ладками да ность, но не получает возможно-
люционной книги В. Жука «Мать лью приходивших было справить- лось, что женщины с продолжи- правками. сти трансформироваться, она на-
и дитя». Чуть ранее его коллега, ся о здоровье роженицы, поздра- тельным постельным режимом Вот как специалист по славян- чинает разлагать и заражать всю
Г. Плосс, описал в своём трёхтом- вить её с новорождённым, уго- чувствовали себя лучше и объ- скому фольклору Б. Фрост описы- психическую систему.
нике под названием «Женщина» стить чем-либо вкусным, а заодно ективно физически, и субъектив- вает это в статье «Пуповая баба»: Этапы послеродового повива-
подходы к послеродовому пери- оказать практическую помощь её но эмоционально. В этой группе «В бане же повитуха правит и ро- ния отчётливо напоминают неко-
оду у разных народов, где отме- семье. Каждая из женщин прино- было гораздо меньше послеро- женицу: ставит на место живот, торые этапы инициации: изоляция
тил, что при отсутствии отдыха у сила с собой еду. Для такого слу- довых осложнений. расправляет пуп, поправляет зо- от общества, ритуальное омове-
родильниц «...вследствие слиш- чая готовили праздничные куша- лотник (матку), который смеща- ние, символическая смерть (уку-
ком раннего оставления постели нья или же будничные, но лучше- Профессиональная ется во время родов. Говоря сов- тывание в ткань, как в саван), воз-
развиваются опущения и измене- го качества. забота ременным языком, бабка дела- рождение в новом статусе. Посвя-
ния положения матки, выпадения Принесённое угощение бы- ла женщине массаж, но сопрово- щение в матери — возможно, та-
влагалища и т.п., которые впо- ло столь обильным, что позволя- На долгое время была неза- ждала его различными ритуаль- кой смысл вкладывала повитуха в
следствии служат постоянным ло находящейся в изоляции и не служенно забыта роль повитухи в ными действиями и приговора- свои действия, помогая осознать,
источником болезней и преждев- оправившейся ещё после родов восстановлении женщины после ми». Частью таких действий ста- что девять месяцев беременности
ременной хилости». женщине не безпокоиться о домо- родов. Сейчас уже мало кто зна- новился так называемый «плач остались позади, и новый период
Этнографы подтверждают: чадцах и хотя бы несколько дней ет, что она не только принимала роженицы»: когда усталость хоте- требует от женщины самоотдачи в
вплоть до начала ХХ века в Рос- отдохнуть от хлопот по дому» (Т. А. ребёнка, но и ухаживала за моло- лось проговорить, а, может быть, уходе за малышом; расслабляя те-
сии женщины старались следо- Листова «Русские обряды, обычаи дой матерью. И то время, что ре-
вать этим рекомендациям. И не и поверья, связанные с рожде- комендовалось проводить лёжа,
только дамы высших сословий. нием детей. Первый год жизни»). было наполнено ритуалами. Са-
Вот отрывок из книги В. Бердин- Резкое возвращение новоиспе- мо название этой «профессии» —
ского «Крестьянская цивилизация чённой матери к домашним обя- повитуха — происходит от глаго-
в России»: «...А после родов роже- занностям, не говоря уже о работе ла «повивать», то есть пеленать,
ницы кладутся на пол на ржаную в поле, не приветствовалось. заворачивать. По мнению В. Даля
солому, где лежат неделю. Во всё Продиктовано это было забо- («Толковый словарь живого вели-
это время каждый день, по два ра- той о сохранении репродуктив- корусского языка»), название про-
за, согревается баня, куда она хо- ного здоровья женщины: чем луч- изошло от свивальника, которым
дит в самой изорванной одежде с ше восстановится организм, тем бабка, принявшая роды, пелена-
костылём в руке, чтобы показать, больше шансов на благополучную ла новорождённого. Есть ещё од-
что роды ей дались нелегко — из- следующую беременностью и ро- на версия — повитуха пеленала и
бежать «уроков», отчего можно ждение наследника. И на здоро- женщину.
заболеть. Из бани возвращаясь, вую старость! Несомненно, рево- От губернии к губернии, от
нужно опираться на плечо пови- люции и войны забирали мужчин, села к селу составляющие пови-
тухи или мужа». оставляя женщин один на один с тушьего таинства могли менять-
Цитата из брошюры «Самовра- заботами о том, как прокормить ся, но основными всегда были ба-
чевание и скотолечение русского детей. И этот непосильный труд ня для родильницы, правка те-
старожилого населения Сибири»: калечил. Те, кто воодушевлённо ла и в завершении — пеленание,
«Три дня, пока делаются рожени- говорит о родах в поле, не в курсе, или повивание льняными поло-