Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                    7 (216),      2022  .
                                                                                                                                                    «             »


                   ать привела в школу                                                                                             торых личные желания превы-
                   дочь.                    Родники счастья                                                                        ше всего. Пусть будет в нашей му-
                      Мать... Она почти не                                                                                         дрости, дорогие отцы и матери,
           Мизменилась с того време-                                                                                               которую мы  передаём своим де-
           ни, как 10 лет назад вышла к сто-                                                                                       тям, самая сокровенная странич-
           лу, взяла экзаменационный билет                                                                                         ка: «Гармония желаний в молодой
           и без подготовки выдержала эк-                                                                                          семье». Раскрывая письмена этой
           замен, блестяще ответила на все                                                                                         странички, нам надо анализиро-
           вопросы по истории. Потом — та-                                                                                         вать всё, что может происходить в
           кие же ответы по литературе, ма-                                                                                        молодой семье. На поучительных
           тематике, химии, физике. Она бы-                                                                                        примерах показывать, как возни-
           ла гордостью школы. Прошли го-                                                                                          кают человеческие желания, ка-
           ды. Сейчас она уже мать, привела                                                                                        кие из них можно удовлетворять
           записывать в дошкольную группу                                                                                          и в каких именно условиях, а ка-
           дочку. Словно угадывая моё жела-                                                                                        кие нужно уметь сдерживать. Как
           ние узнать что-нибудь о её жизни,                                                                                       подчинять свои желания общим
           молодая мать рассказывает:                                                                                              интересам семьи. Я не преувели-
              — Поступила в институт, окон-                                                                                        чу, если скажу, что молодые ро-
           чила два курса. Училась очень хо-                                                                                       дители, не умеющие быть мужем
           рошо. Но суждено было иное.                                                                                             и женой, зачастую так же безпо-
           Вышла замуж. У мужа работа бы-                                                                                          мощны, неумелы и неопытны, как
           ла связана с переездами, институт                                                                                       дети. Им и помогать надо, к сожа-
           пришлось оставить. С мужем про-                                                                                         лению, как детям. И вот большое
           жила полгода. Разошлись. Когда                                                                                          горе приходит тогда, когда эти
           скажешь кому-нибудь об этом, со-                                                                                        взрослые дети рожают детей. Бе-
           чувственно молчат или пытаются                                                                                          да и обществу, и детям, рождён-
           утешить какими-нибудь случай-                                                                                           ным теми, кто сам ещё ребёнок по
           ными словами. Не нужно ни со-                                                                                           своему нравственному и духовно-
           чувствия, ни утешения. Я в боль-                                                                                        му развитию.
           шой обиде на тех, кто воспитывал                                                                                           Раскрою маленькую тайну.
           нас в годы юности.                                                                                                      Курс «Семья, брак, любовь, дети»
              Женщина вздохнула и замол-  задумываемся мы, ни педагоги,  век, ребёнок, и подросток — дол-  нии детей. И читать этот курс дол-  есть. Мы уже несколько лет учим
           чала. Я чувствовал, что её волнуют  ни родители, что важнейшая му-  жен чувствовать то же самое, что  жен духовно богатый, морально   юношей и девушек, как мораль-
           те же мысли, которые не один год  дрость жизни, которую должен  чувствует эмоционально воспи-  прекрасный человек. На убеди-  но готовиться к браку и жить се-
           волнуют и меня, и спросил:    постигнуть каждый наш гражда-  танный человек при виде тысяче-  тельных фактах надо раскрывать   мейной жизнью, в чём состоит
              — Какая же у вас обида?    нин, — это человеческие взаимо-  летнего памятника искусства. Нам,  перед завтрашними отцами и ма-  культура человеческих взаимо-
              — Не учили жить. Ведь разо-  отношения.                  старшему поколению, надо нау-  терями суть той истины, что жить   отношений, как воспитывать сво-
           шлись мы с мужем не из-за какого-  Забываем мы, что, образно го-  читься говорить с детьми и юно-  в браке — это значит ежечасно   их детей. Безусловно, препода-
           то разочарования друг в друге, не  воря, каждое существо, рождён-  шеством о великом и прекрасном  соприкасаться мыслью, сердцем,   вать этот очень важный предмет
           из-за того, что, как привыкли гово-  ное  человеком,  ещё  не  есть  че-  — любви, браке, деторождении,  чувствами с человеком, сначала с   при отсутствии на него времени
           рить, «не сошлись характерами».  ловек, человеком его надо сде-  человеческой верности до гроба,  мужем, с женой, а потом с детьми.   в учебном плане — нелёгкое де-
           Нет, мы просто не умеем жить. Не  лать. Каждое человеческое суще-  о смерти и памяти сердца. До тех  Это очень сложно и тонко — по-  ло. Но какими бы ни были труд-
           умеем быть мужем и женой. Ни он,  ство, как только оно научилось  пор, пока мы не научимся об этом  стигнуть разумом и сердцем, ка-  ности, надо преодолевать их, по-
           ни я. Не умеем любить друг дру-  мыслить и чувствовать, устремля-  говорить и думать, мы не научим  залось бы, на первый взгляд про-  тому что предмет этот не менее
           га. Да,  человеческая любовь  тре-  ется к тому колодцу, который на-  наших детей чистоте и красоте по-  стые жизненные вещи. Эти вещи   важный, чем математика, физи-
           бует большого умения. Мы про-  зывается счастьем — человече-  мыслов и чувств. Невежество же в  требуют большой мудрости мате-  ка, химия. Если не самый важный.
           сто не представляли себе, что это  ским счастьем. Каждый жаждет  этой сфере оборачивается слеза-  ри, отца, педагога. И если мы по-  Подумайте сами: не всем быть фи-
           такое — любовь мужа и жены, и  счастья, но далеко не каждый тру-  ми и горем детей.       настоящему будем открывать пе-  зиками и  математиками, а роди-
           никто нам даже не пытался ска-  дится,  чтобы  углубить этот  коло-  На протяжении последних  ред юношами и девушками му-  телями быть всем, мужем и женой
           зать об этом. Не умеем мы уважать  дец, открыть в нём новые родни-  10 лет я изучил причины разво-  дрость и сложность жизни, это по-  — всем.
           друг друга. Не умеем чувствовать  ки. Учить в детстве открывать род-  дов 200 молодых семей. 189 раз-  может  им  стать  зрелыми,  осмо-  Пусть не поймут меня так, буд-
           рядом с собой человека. Не умеем  ники счастья для других людей —  водов произошли именно из-за  трительными,  не  будет  того лег-  то я принижаю роль математики
           уступать друг другу. Не умеем под-  вот  какого  предмета  пока  ещё,  к  неумения молодожёнов понять  комыслия, которое ещё есть сей-  и других естественных наук. Без
           чинять чувства разуму, не умеем  сожалению, нет в школьном вос-  друг друга. Вступая в брак, юно-  час во взглядах и поступках мно-  знания этих предметов невозмо-
           дорожить жизнью. О, как это важ-  питании.                  ша и девушка понятия не имеют о  гих молодых людей.         жен даже вход в прихожую науки.
           но — уметь дорожить жизнью!      На педагога, который посвя-  той сложной, тонкой культуре вза-  Если бы мне поручили состав-  Но всё же знания о человеке ещё
              У нас тогда был большой раз-  тил бы воспитательную беседу с  имоотношений, которой требу-  ление программы этого самого   важнее. И если не сегодня, то за-
           говор с молодой матерью. Он на-  восьмиклассниками или девяти-  ет жизнь в браке. Им никто не го-  нужного в старших классах пред-  втра в школьном учебном пла-
           всегда сохранился в моей памяти  классниками теме «Взаимоотно-  ворил, и они не знают, что жить в  мета — «Семья, брак, любовь, де-  не предмет о культуре человече-
           и в сердце. И сейчас, когда я стал  шения мужа и жены в молодой се-  браке, жить изо дня в день вместе,  ти», я на первое место поставил   ских взаимоотношений будет сто-
           писать «Родительскую педагоги-  мье», посмотрели бы как на чуда-  в одной комнате, не в считанные  бы вопрос культуры человече-  ять первым, ибо мы живём в век
           ку», подумал: где же первая стра-  ка. А между тем говорить об этом с  часы свиданий, а всю жизнь — это  ских желаний. Ведь что такое уме-  человека.
           ница этой книги? Первой стра-  молодёжью значительно важнее,  большой, ни с чем не сравнимый  ние жить в браке — человеческое   Дорогие отцы и матери, давай-
           ницы-то и нет — вот в чём беда.  чем о гробницах ассирийских ца-  труд, духовный труд, напряжение.  умение любить, уважать друг дру-  те же воспитывать у своих детей
           Строим здание, а фундамента нет.  рей или о центре Галактики.  Для этого нужна огромная духов-  га, чувствовать человека рядом   моральную готовность к материн-
           Ведь  действительно,  мы  не учим   Замечали вы, конечно, вот что:  ная культура, духовная подготов-  с собой? Это прежде всего уме-  ству, отцовству.
           в  школе  самому  главному  —  не  как  только  на  уроке  в  старшем  ка, школа мудрости.  ние руководить, управлять сво-  Что это такое — моральная го-
           учим жить. Учим всему, знают на-  классе заходит речь (по литера-  А школы этой, как ни странно,  ими желаниями, умение посту-  товность к материнству и отцовст-
           ши питомцы множество полез-   туре, скажем, никак не обойдёшь,  нет, нет поэтому и первой стра-  паться  частью своих желаний во   ву? Человеческая сущность наи-
           ных и нужных (а иногда и не очень  программа требует) о любви, бра-  ницы «Родительской педагогики».  имя блага семьи, родителей, де-  более ярко раскрывается в долге.
           нужных) вещей: и в каком состо-  ке, рождении детей, лица под-  Поэтому к рождению детей неко-  тей, умение ограничивать свои   В том, что человек возлагает на се-
           янии материя в центре Солнца, и  ростков, юношей и девушек рас-  торые молодые люди подготов-  желания. В мире, который даёт   бя ответственность за другого че-
           сколько атомов вещества в куби-  плываются в улыбках, начинается  лены в нравственном отношении  простор для расцвета человече-  ловека. Долг, долг и ещё раз долг
           ческом сантиметре межзвёздного  шушуканье... В этом, как в зеркале,  так же, как неграмотный человек,  ских желаний, счастлив лишь тот,   — вот та атмосфера, в которой на-
           пространства, и что записано бы-  вижу легкомысленное отношение  не знающий азбуки, подготовлен  кто умеет быть властелином сво-  до воспитывать существо, родив-
           ло в законах царя Хаммурапи, и  старших к важнейшим вопросам  к постижению философии. Жизнь  их желаний, — запомните это, до-  шееся человеком, чтобы оно дос-
           что такое гравитация... Но ничего  жизни человека, к его будущему. Я  требует того, чтобы для юношей и  рогие отцы и матери, и учите это-  тойно было называться высоким
           не знают о том, как человеку гото-  считаю идеалом такое положение,  девушек в старших классах сред-  му своих детей.   именем Человека.
           виться к семейной жизни, что это  чтобы в те мгновения, когда речь  ней  школы  был  введён  курс  о   Разводиться  торопятся  преж-
           значит — быть женой и мужем,  заходит о любви, браке, детях, че-  культуре взаимоотношений в се-  де всего эгоисты, индивидуали-  В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
           матерью и отцом своих детей. Не  ловек — и маленький наш чело-  мье, о браке, рождении и воспита-  сты — те молодые люди, для ко-  «Родительская педагогика»


           Воспитывать себя или развиваться?                                                                                       только вы сможете себя контроли-
                                                                                                                                   ровать.  Многие могут подумать,
                                                                                                                                   что они смогут дать себе «поблаж-
                                                                                                                                   ку», если устанут или захотят, что-
                очему так трудно изменить  в настоящем положении дел  за-  обстановку и т.д. Это вполне нор-  ни, если ваши привычки изменят-  бы всё получилось само собой. Вы,
                самого себя? Почему сложно  ставляет действовать, принимать  мальный подход.  Однако уже ско-  ся. Кроме того, прекратите потвор-  конечно, можете так поступить. Но
           Пзаставить  других  изменить-  решения, искать способы улучше-  ро можно будет сделать вывод  ствовать старым моделям пове-  знайте, что и результат получите
           ся? Многое зависит от условий, в  ния своей жизни. А там, где про-  о том, что ресурсов тратится на  дения. Просто запретите себе это.  соответствующий. А он иногда бы-
           которых пребывает «меняющий-  исходят изменения на внешнем  «переделку мира» гораздо боль-  Если вы уже задумались о пере-  вает не таким, на который вы рас-
           ся» человек.                  уровне, неизбежно идут переме-  ше, чем следовало, при этом мир  менах, то в вашей жизни есть что-  считывали в  самом начале.  Если
              Важное условие, при котором  ны внутри человека.         остаётся прежним. Поэтому ме-  то, чем вы недовольны. Это хоро-  хотите прийти точно в цель, при-
           возможно развитие, — это неу-    Мы часто пытаемся сначала  няться лучше самим!           ший знак, поскольку именно он бу-  дётся трудиться. Если же вы пусти-
           добство, дискомфорт, чувство не-  изменить мир вокруг себя и, когда   Если вы хотите измениться са-  дет побуждать меняться. Теперь   те всё на самотёк, тогда и получите
           довольства. Не имеет значения, о  попадаем в ситуацию вынужден-  ми, используйте те же принци-  остаётся решить, что менять, что   то, что судьбе будет не жалко дать.
           ребёнке  или о  взрослом  челове-  ных изменений, стараемся снача-  пы. Вы должны понимать, что хо-  получить в результате и какими   Юлия Васильевна КУПРЕЙКИНА,
           ке идёт речь. Только дискомфорт  ла изменить мир, других людей,  рошего произойдёт в вашей жиз-  способами это осуществить. Здесь            психолог
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27