Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО 7 (216), 2022 .
« »
ать привела в школу торых личные желания превы-
дочь. Родники счастья ше всего. Пусть будет в нашей му-
Мать... Она почти не дрости, дорогие отцы и матери,
Мизменилась с того време- которую мы передаём своим де-
ни, как 10 лет назад вышла к сто- тям, самая сокровенная странич-
лу, взяла экзаменационный билет ка: «Гармония желаний в молодой
и без подготовки выдержала эк- семье». Раскрывая письмена этой
замен, блестяще ответила на все странички, нам надо анализиро-
вопросы по истории. Потом — та- вать всё, что может происходить в
кие же ответы по литературе, ма- молодой семье. На поучительных
тематике, химии, физике. Она бы- примерах показывать, как возни-
ла гордостью школы. Прошли го- кают человеческие желания, ка-
ды. Сейчас она уже мать, привела кие из них можно удовлетворять
записывать в дошкольную группу и в каких именно условиях, а ка-
дочку. Словно угадывая моё жела- кие нужно уметь сдерживать. Как
ние узнать что-нибудь о её жизни, подчинять свои желания общим
молодая мать рассказывает: интересам семьи. Я не преувели-
— Поступила в институт, окон- чу, если скажу, что молодые ро-
чила два курса. Училась очень хо- дители, не умеющие быть мужем
рошо. Но суждено было иное. и женой, зачастую так же безпо-
Вышла замуж. У мужа работа бы- мощны, неумелы и неопытны, как
ла связана с переездами, институт дети. Им и помогать надо, к сожа-
пришлось оставить. С мужем про- лению, как детям. И вот большое
жила полгода. Разошлись. Когда горе приходит тогда, когда эти
скажешь кому-нибудь об этом, со- взрослые дети рожают детей. Бе-
чувственно молчат или пытаются да и обществу, и детям, рождён-
утешить какими-нибудь случай- ным теми, кто сам ещё ребёнок по
ными словами. Не нужно ни со- своему нравственному и духовно-
чувствия, ни утешения. Я в боль- му развитию.
шой обиде на тех, кто воспитывал Раскрою маленькую тайну.
нас в годы юности. Курс «Семья, брак, любовь, дети»
Женщина вздохнула и замол- задумываемся мы, ни педагоги, век, ребёнок, и подросток — дол- нии детей. И читать этот курс дол- есть. Мы уже несколько лет учим
чала. Я чувствовал, что её волнуют ни родители, что важнейшая му- жен чувствовать то же самое, что жен духовно богатый, морально юношей и девушек, как мораль-
те же мысли, которые не один год дрость жизни, которую должен чувствует эмоционально воспи- прекрасный человек. На убеди- но готовиться к браку и жить се-
волнуют и меня, и спросил: постигнуть каждый наш гражда- танный человек при виде тысяче- тельных фактах надо раскрывать мейной жизнью, в чём состоит
— Какая же у вас обида? нин, — это человеческие взаимо- летнего памятника искусства. Нам, перед завтрашними отцами и ма- культура человеческих взаимо-
— Не учили жить. Ведь разо- отношения. старшему поколению, надо нау- терями суть той истины, что жить отношений, как воспитывать сво-
шлись мы с мужем не из-за какого- Забываем мы, что, образно го- читься говорить с детьми и юно- в браке — это значит ежечасно их детей. Безусловно, препода-
то разочарования друг в друге, не воря, каждое существо, рождён- шеством о великом и прекрасном соприкасаться мыслью, сердцем, вать этот очень важный предмет
из-за того, что, как привыкли гово- ное человеком, ещё не есть че- — любви, браке, деторождении, чувствами с человеком, сначала с при отсутствии на него времени
рить, «не сошлись характерами». ловек, человеком его надо сде- человеческой верности до гроба, мужем, с женой, а потом с детьми. в учебном плане — нелёгкое де-
Нет, мы просто не умеем жить. Не лать. Каждое человеческое суще- о смерти и памяти сердца. До тех Это очень сложно и тонко — по- ло. Но какими бы ни были труд-
умеем быть мужем и женой. Ни он, ство, как только оно научилось пор, пока мы не научимся об этом стигнуть разумом и сердцем, ка- ности, надо преодолевать их, по-
ни я. Не умеем любить друг дру- мыслить и чувствовать, устремля- говорить и думать, мы не научим залось бы, на первый взгляд про- тому что предмет этот не менее
га. Да, человеческая любовь тре- ется к тому колодцу, который на- наших детей чистоте и красоте по- стые жизненные вещи. Эти вещи важный, чем математика, физи-
бует большого умения. Мы про- зывается счастьем — человече- мыслов и чувств. Невежество же в требуют большой мудрости мате- ка, химия. Если не самый важный.
сто не представляли себе, что это ским счастьем. Каждый жаждет этой сфере оборачивается слеза- ри, отца, педагога. И если мы по- Подумайте сами: не всем быть фи-
такое — любовь мужа и жены, и счастья, но далеко не каждый тру- ми и горем детей. настоящему будем открывать пе- зиками и математиками, а роди-
никто нам даже не пытался ска- дится, чтобы углубить этот коло- На протяжении последних ред юношами и девушками му- телями быть всем, мужем и женой
зать об этом. Не умеем мы уважать дец, открыть в нём новые родни- 10 лет я изучил причины разво- дрость и сложность жизни, это по- — всем.
друг друга. Не умеем чувствовать ки. Учить в детстве открывать род- дов 200 молодых семей. 189 раз- может им стать зрелыми, осмо- Пусть не поймут меня так, буд-
рядом с собой человека. Не умеем ники счастья для других людей — водов произошли именно из-за трительными, не будет того лег- то я принижаю роль математики
уступать друг другу. Не умеем под- вот какого предмета пока ещё, к неумения молодожёнов понять комыслия, которое ещё есть сей- и других естественных наук. Без
чинять чувства разуму, не умеем сожалению, нет в школьном вос- друг друга. Вступая в брак, юно- час во взглядах и поступках мно- знания этих предметов невозмо-
дорожить жизнью. О, как это важ- питании. ша и девушка понятия не имеют о гих молодых людей. жен даже вход в прихожую науки.
но — уметь дорожить жизнью! На педагога, который посвя- той сложной, тонкой культуре вза- Если бы мне поручили состав- Но всё же знания о человеке ещё
У нас тогда был большой раз- тил бы воспитательную беседу с имоотношений, которой требу- ление программы этого самого важнее. И если не сегодня, то за-
говор с молодой матерью. Он на- восьмиклассниками или девяти- ет жизнь в браке. Им никто не го- нужного в старших классах пред- втра в школьном учебном пла-
всегда сохранился в моей памяти классниками теме «Взаимоотно- ворил, и они не знают, что жить в мета — «Семья, брак, любовь, де- не предмет о культуре человече-
и в сердце. И сейчас, когда я стал шения мужа и жены в молодой се- браке, жить изо дня в день вместе, ти», я на первое место поставил ских взаимоотношений будет сто-
писать «Родительскую педагоги- мье», посмотрели бы как на чуда- в одной комнате, не в считанные бы вопрос культуры человече- ять первым, ибо мы живём в век
ку», подумал: где же первая стра- ка. А между тем говорить об этом с часы свиданий, а всю жизнь — это ских желаний. Ведь что такое уме- человека.
ница этой книги? Первой стра- молодёжью значительно важнее, большой, ни с чем не сравнимый ние жить в браке — человеческое Дорогие отцы и матери, давай-
ницы-то и нет — вот в чём беда. чем о гробницах ассирийских ца- труд, духовный труд, напряжение. умение любить, уважать друг дру- те же воспитывать у своих детей
Строим здание, а фундамента нет. рей или о центре Галактики. Для этого нужна огромная духов- га, чувствовать человека рядом моральную готовность к материн-
Ведь действительно, мы не учим Замечали вы, конечно, вот что: ная культура, духовная подготов- с собой? Это прежде всего уме- ству, отцовству.
в школе самому главному — не как только на уроке в старшем ка, школа мудрости. ние руководить, управлять сво- Что это такое — моральная го-
учим жить. Учим всему, знают на- классе заходит речь (по литера- А школы этой, как ни странно, ими желаниями, умение посту- товность к материнству и отцовст-
ши питомцы множество полез- туре, скажем, никак не обойдёшь, нет, нет поэтому и первой стра- паться частью своих желаний во ву? Человеческая сущность наи-
ных и нужных (а иногда и не очень программа требует) о любви, бра- ницы «Родительской педагогики». имя блага семьи, родителей, де- более ярко раскрывается в долге.
нужных) вещей: и в каком состо- ке, рождении детей, лица под- Поэтому к рождению детей неко- тей, умение ограничивать свои В том, что человек возлагает на се-
янии материя в центре Солнца, и ростков, юношей и девушек рас- торые молодые люди подготов- желания. В мире, который даёт бя ответственность за другого че-
сколько атомов вещества в куби- плываются в улыбках, начинается лены в нравственном отношении простор для расцвета человече- ловека. Долг, долг и ещё раз долг
ческом сантиметре межзвёздного шушуканье... В этом, как в зеркале, так же, как неграмотный человек, ских желаний, счастлив лишь тот, — вот та атмосфера, в которой на-
пространства, и что записано бы- вижу легкомысленное отношение не знающий азбуки, подготовлен кто умеет быть властелином сво- до воспитывать существо, родив-
ло в законах царя Хаммурапи, и старших к важнейшим вопросам к постижению философии. Жизнь их желаний, — запомните это, до- шееся человеком, чтобы оно дос-
что такое гравитация... Но ничего жизни человека, к его будущему. Я требует того, чтобы для юношей и рогие отцы и матери, и учите это- тойно было называться высоким
не знают о том, как человеку гото- считаю идеалом такое положение, девушек в старших классах сред- му своих детей. именем Человека.
виться к семейной жизни, что это чтобы в те мгновения, когда речь ней школы был введён курс о Разводиться торопятся преж-
значит — быть женой и мужем, заходит о любви, браке, детях, че- культуре взаимоотношений в се- де всего эгоисты, индивидуали- В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
матерью и отцом своих детей. Не ловек — и маленький наш чело- мье, о браке, рождении и воспита- сты — те молодые люди, для ко- «Родительская педагогика»
Воспитывать себя или развиваться? только вы сможете себя контроли-
ровать. Многие могут подумать,
что они смогут дать себе «поблаж-
ку», если устанут или захотят, что-
очему так трудно изменить в настоящем положении дел за- обстановку и т.д. Это вполне нор- ни, если ваши привычки изменят- бы всё получилось само собой. Вы,
самого себя? Почему сложно ставляет действовать, принимать мальный подход. Однако уже ско- ся. Кроме того, прекратите потвор- конечно, можете так поступить. Но
Пзаставить других изменить- решения, искать способы улучше- ро можно будет сделать вывод ствовать старым моделям пове- знайте, что и результат получите
ся? Многое зависит от условий, в ния своей жизни. А там, где про- о том, что ресурсов тратится на дения. Просто запретите себе это. соответствующий. А он иногда бы-
которых пребывает «меняющий- исходят изменения на внешнем «переделку мира» гораздо боль- Если вы уже задумались о пере- вает не таким, на который вы рас-
ся» человек. уровне, неизбежно идут переме- ше, чем следовало, при этом мир менах, то в вашей жизни есть что- считывали в самом начале. Если
Важное условие, при котором ны внутри человека. остаётся прежним. Поэтому ме- то, чем вы недовольны. Это хоро- хотите прийти точно в цель, при-
возможно развитие, — это неу- Мы часто пытаемся сначала няться лучше самим! ший знак, поскольку именно он бу- дётся трудиться. Если же вы пусти-
добство, дискомфорт, чувство не- изменить мир вокруг себя и, когда Если вы хотите измениться са- дет побуждать меняться. Теперь те всё на самотёк, тогда и получите
довольства. Не имеет значения, о попадаем в ситуацию вынужден- ми, используйте те же принци- остаётся решить, что менять, что то, что судьбе будет не жалко дать.
ребёнке или о взрослом челове- ных изменений, стараемся снача- пы. Вы должны понимать, что хо- получить в результате и какими Юлия Васильевна КУПРЕЙКИНА,
ке идёт речь. Только дискомфорт ла изменить мир, других людей, рошего произойдёт в вашей жиз- способами это осуществить. Здесь психолог