Page 32 - Газета "Родовая Земля"
P. 32
32 • ТРАДИЦИИ 12 (221), 2022 .
« »
Жбанниковская
Жбанниковская приятных символов, мастера де
лали игрушки очень яркими и цве
тастыми. Туловище полностью вы
крашивали в один тон, чаще всего
в тёмный оттенок, а затем «тычка
игрушка ми» наносили россыпь точек и пя
игрушка
игрушка
тен другого контрастного оттенка.
С помощью простого метода нане
История создания сения ярких красок на тельце фи
Жбанниковская глиняная иг гурки создавались настоящие ху
дожественные шедевры. Раньше
рушка появилась в деревне Жбан для нанесения рисунка использо
никово Городецкого района Ни вали кусочки ткани или же делали
жегородской области. Подобные это пальцами, сегодня мастера ис
глиняные игрушки изготавливали пользуют кусочки поролона.
и в близлежащих деревнях — Яз Нередко на жбанниковских иг
вицы, Смиркино, Рыжухино, Рой рушках можно увидеть элемен
мино и пр. Кроме того, не менее ты хохломской росписи и цветоч
известные русские народные ху ные рисунки. Сочетание красок
дожественные промыслы: хох в жбанниковской игрушке всег
ломская, городецкая, семёнов да выглядит причудливо и ориги
ская росписи, балахинские круже нально. Некоторые части рисунка
ва, новинская и федосеевская иг покрывают золотистой или сереб
рушки и подобные также родом из ряной краской. Основные цвета,
этих же мест. По произведённым в которые используются при роспи
данном районе археологическим си игрушек — красный, жёлтый,
раскопкам, появление глиняных зелёный, голубой, белый. Таким
игрушек датируется XIII веком. образом, жбанниковская игрушка
Территория Городецкого рай стулькаутка должна была при выделяется на фоне иных изделий
она имела сравнительно немного влечь плодородие, курочка — бо народных промыслов. Раньше для
плодородной земли, поэтому на гатство, корова точно приносила росписи игрушек мастерами ис
селение занималось различными здоровье и т.д. пользовались масляные краски,
кустарными промыслами, изго Большое значение было уде сегодня широкое применение по
тавливали глиняную посуду, ткали лено и цвету игрушки: белый сим лучили темперные. В завершении
и пряли, занимались вышивкой. волизировал жизнь, красный — игрушку окрашивали безцветным
Земля была богата чёрной глиной тепло и любовь, синий — небо, лаком. Секреты мастерства созда
с золотистой россыпью. После об чёрный — плодородие, золоти ния игрушек и художественной
жига глина становилась красного стый — материальный достаток. росписи часто передавали из по
цвета. Из такой глины изначально Чтобы каждая игрушка сочета коления в поколение.
делали жбаны для кваса и прочих ла в себе как можно больше благо
напитков, отсюда деревня и полу
чила своё название. А позже так Плюсы и минусы
стали называть и свистульки, ко Жбанниковские игрушки изго
торые здесь изготавливались. вой палаткой. Другое назначение товлены из глины, экологически
Жбанниковская игрушка — это свистульки — символическое. чистого и натурального матери
свистулька в форме пирамиды на Игрушки изготавливали в ка ала, поэтому полностью безопас
трёх ножкахоснованиях. Популяр честве оберегов. В древности лю ны для ребёнка. А незатейливые
ные персонажи жбанниковской ди верили, что звук игрушки отпу цветные узоры развивают фанта
игрушки — конь, баран, бык, пе гивает нечистую силу и приносит зию и мышление малыша.
тух, птица Сирин, воины, всадники, в дом уют и счастье, а форма иг
гармонисты, различные сказочные рушки в виде пирамиды символи Новый век
и вымышленные персонажи. зирует изобилие.
Кроме того, в зависимости от До сих пор в деревне Жбан
Описание игрушки конкретного персонажа изме никово работают целые династии
нялся и символизм игрушки: сви мастеров свистулечников. Одна из
Технология изготовления сви наиболее известных современных
стулек проста. Из небольшого ку мастериц —Прасковья Степанов
ска глины мастер изготавливает на Тимофеева, которая одновре
небольшую миниатюрную игруш
ку, которая помещается на ладони.
Внутри игрушки делается неболь
шая полость, снизу по краям кре
пятся небольшие округлые ножки.
Далее самое сложное — создаётся
сама фигурка, глину необходимо
вытянуть наверх и сформировать
голову будущего персонажа, вы
лепить ушки, рожки или головной
убор. Когда фигурка готова, мастер
с помощью палочкистека делает
свисток. Каждая глиняная игрушка
требует обжига, для этого раньше
использовали печи или выкапыва
ли яму, или просто обжигали фи
гурку в костре. Сегодня использу
ются современные шахтные печи. менно является создателем музея
Жбанниковские свистульки — жбанниковской игрушки, где нахо
это не просто детские игрушки, ча дятся десятки коней, оленей, птиц,
сто такие свистульки использова петушков, всадников и прочих
ли на ярмарках в качестве зазы персонажей. Каждая игрушка ин
вал. Такие свистульки имели чи дивидуальна и неповторима. Дети
стый и громкий свист: услышав Прасковьи Степановны также за
такой звук, покупатель просто не нимаются изготовлением игрушек.
мог не остановиться перед торго
Производство
Несмотря на развитие сов
ременных технологий и появле
ние новых художественных при
ёмов, процесс создания жбанни
ковских игрушек сохранился с мо
мента своего первого появления.
Каждая игрушка — это настоящее
произведение искусства, пото
му что изделия кустарных промы
слов не из серийного производст
ва, они изготавливаются и распи
сываются красками вручную, име
ют оригинальный и неповтори
мый дизайн.
www.i-igrushki.ru