Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27
« » ИСТОКИ • 27
12 (221), 2022 .
Естественное питание продуктов и способы приготовле
ния которых не менялись веками,
поэтому и не записывались.
Странно, что в большинстве
и истинная русская кухня своём древняя русская кухня опи
сывается на основе письменных
источников XVI–XVII в., но из кото
рых можно почерпнуть сведения
только о кухне государей, высше
го духовенства, знати и прибли
жённых к ним людей. В то же вре
огружаясь в суть естест их нет за более ранний период. давности. Сведений о технологии описании летописцем якобы пи мя авторы не исключают многие
венного питания человека, Удивительно, даже сохранивши приготовления пищи, можно ска ра, ведь в зарубежных хрониках кулинарные предпочтения и в пи
пришла к выводу, что оно еся летописи представлены толь зать, вообще нет. Но все записи, пиры описываются очень широко. тании простого народа (основно
ничем не отличается от пи ко более поздними копиями (ча относящиеся к питанию, исследо Поэтому обе эти записи с искажён го населения страны) даже в бо
тания народа Руси 1200 лет назад сто вторыми и третьими) от яко вателями принимались как истин ной информацией не выглядят лее ранний период, что абсолют
и даже 500 лет спустя. Их объеди бы утерянных оригиналов, кото ные, хотя многие из них можно убедительными, зато явно видно, но неправильно. Учитывая, что ни
няет единый смысл питания, ко рых, возможно, никогда и не бы легко оспорить. как летописцы, умышленно при один из упомянутых письменных
торый заключается в сохранении ло. Отсутствие оригинальных ле Например, попробуем разо вирая, пользовались привычны источников XVI–XVII в. не подвер
своего здоровья для счастливой тописей может быть не случай брать две самые известные и, на ми византийскими понятиями для гался рассмотрению с кулинар
жизни. Пристально взглянув на ностью, а преднамеренным дей мой взгляд, очень противоречи искажения действительности и ут ной точки зрения и не было попы
особенности питания на Руси на ствием. Ведь сохранившиеся «ко вые записи из киевских летописей. верждения мысли, что на Руси так ток приготовить кушанья на осно
стыке двух тысячелетий, можно пии» летописей представляют со Одна из них — за 907й год из же, как и в других христианских ве росписей в глинобитной печи
легко понять и суть естественно бой своды предшествующих текс «Повести временных лет», дати государствах, употребляли мясо, (напомню — единственном оча
го питания. тов, часто собранных с перепутан руемой XII веком, то есть сама ле рыбу и вино. То есть искажённые ге 1000 лет назад), считаю многие
Почему взят именно этот пе ной хронологией и не соответст топись появилась через два сто сведения в летописях специально предположения об исконно рус
риод для понимания понастоя вующих проставленным позднее летия после описываемого собы были рассчитаны на будущее. ской кухне явно не соответствую
щему здорового питания? Пото датам, что подсказывает о неод тия. В ней говорится, что в соот Первое упоминание, относя щими действительности.
му что он является переломным в нократном их редактировании в ветствии с договором Византий щееся к кулинарии, сохранилось в При наличии немало спорно
судьбе народа Руси. Ведь их куль последующие века. Не стоит забы ская столица должна была снаб дополнении к «Домострою» (сбор го в письменных источниках о пе
тура жизни в то время резко отли вать и о качестве перевода древ жать русских купцов хлебом, ви нику правил, советов и наставле риоде 1000летней давности, даже
чалась от нравов других народов нерусской письменности, которое ном, мясом, рыбой и овощами. ний по всем направлениям жиз с вкраплениями истины, создаёт
и в первую очередь от народов влияет на трактовку и понимание Вот только текста самого догово ни человека) в редакции середи ся впечатление, что восстановить
Западной Европы. Значит, и куль смысла слов, текста, событий. ра нет даже в греческом варианте, ны XVI века, в котором дан просто истинную русскую кухню не пред
тура питания как часть культуры Искажение правды в ранних как не было и русских купцов в то перечень кушаний в различные ставляется возможным. Но если
жизни любого народа тоже отли летописях легко воспринимает время, так как Русь тогда не заку посты, мясоеды и другие дни цер мы пойдём самым простым путём,
чалась. Это даёт основание к по ся, когда понимаешь, что их соста пала никаких иноземных товаров, ковного календаря. Самим «До то сделать это будет несложно. Так
ниманию, что каждый русич знал вители не были свободны в своих а между самими русичами суще мостроем» тоже регламентиро что же можно взять за отправную
истинный путь к сохранению здо деяниях. Ведь летописи писались ствовала только меновая торгов вали до мелочи жизнь народа Ру точку? Культуру жизни на Руси в то
ровья, немаловажную роль в ко и редактировались по заказу при ля. Сам перечень продуктов более си, чтобы приучить их к новым по время, возможности глинобитной
тором имел характер питания. Их дворах князей и церковных иерар характерен для питания жителей рядкам. Скорее всего, кулинарная печи и перечень продуктов, кото
неразрывная связь с Природой, хов, которые однозначно влия Западной Европы, чем для руси часть, как дополнение к «Домо рыми была богата Русская земля.
мудрость в понимании того, какая ли на содержание текстов для со чей, особенно вино, которое пили строю», дописана спустя какоето И этому будут способствовать ар
пища и как влияет на здоровье и крытия неугодных им фактов. Со там вместо воды. На Руси же были время после ещё одного письмен хеологические свидетельства. Из
счастливую жизнь, и сформирова ставителями этих сохранившихся только веселящие напитки не вы ного источника — «Росписи цар них мы узнаём, в каких условиях
ли высочайшую культуру питания, летописей были иноземные мона ше 4°, которые получали на осно ским кушаньям» (1610–1613 гг.), и домах жили люди, какие дико
которую сейчас называют искон хи, в основном из Византии, иначе ве мёда аж по XVI век. так как в нём перечислены почти растущие и культурные растения
но русской самобытной нацио — пришлые люди. Эти специально В другой записи за 996й год те же кушанья и новые, которые росли на территории Руси, какой
нальной кухней. Её своеобразие обученные люди, пришедшие на говорится, что для дружины и дополняют «Роспись». В самой был очаг и утварь для приготовле
определили и продукты, которые Русь с чуждой идео логией и сво старшин киевских на дворе кня «Росписи» уже даются расход про ния пищи.
с радостью и любовью выращива ей целью, не хотели, да и не мо жеском устраивали пиры каждую дуктов и описания кушаний, боль Правильней будет учитывать
лись в каждой семье для себя, и гли в силу «политического» зака неделю, на которых было «множе шая часть которых составлена с и культурное наследие — фольк
уникальные методы приготовле за достоверно описывать чуждые ство мяса от скота и зверины, бы явным подражательством евро лор (народную мудрость) в виде
ния кушаний из этих продуктов, их стране явления русской жиз ло много всего». Эта запись сра пейской кухне, так как, вероятно, пословиц и поговорок. Особенно
в том числе «живой» пищи в гли ни, а тем более восхвалять куль зу вызывает недоумение по по предназначена была не для стола пословиц, которые представля
нобитной печи (других очагов в то туру жизни народа, отличную от воду существования еженедель московских государей, а для ино ют собой краткое изречениепоу
время на Руси не было), и то, что их культуры. Не исключается и не ных пиров у княжеской дружины земцев, которые в то смутное вре чение. Важны и возможности гли
была вегетарианской, а это зна допонимание летописцами дейст и городских старшин, которых в мя хозяйничали в Москве. нобитной печи в области приго
чит, что она поддерживала жиз вительности или полное незнание то время и много позднее, говоря Не уступал «Росписи царским товления пищи. Понимать эти воз
ненный потенциал человека. Но с культуры питания, что и отрази современным языком, просто на кушаньям» по обилию блюд в то можности необходимо изза осо
тех времён претерпела немало из лось во многих текстах. нимали на работу. Правдоподоб время и стол высшего духовенст бенностей приготовления пищи
менений, постепенно на протяже В том, что так мало имеется ней выглядит еженедельный сбор ва, о чём можно узнать из их «Ро в ней и тонкостей в кулинарном
нии последующих веков засоря сведений о питании на Руси до XVI дружины и старшин киевских для списей кушаньям». Столовые и искусстве.
ясь чуждыми продуктами и ино века, ничего странного нет. Про обсуждения и решения насущных расходные книги знатных бояр Собрав всё воедино, мож
родными заимствованиями, отче сто правящая верхушка боялась проблем. Наличие фразы о «мно XVII века тоже дают представле
го сейчас безраздельно господст оставлять записи о культуре пита жестве мяса от скота и зверины» ние об особенностях только их пи но на этих неопровержимых дан
ных представить истинную (на
вует вымышленная версия о древ ния, чтобы случайно не отразить без упоминания названий блюд тания. Освещая питание знатных и стоящую, правдивую), иначе под
ней русской кухне. культуру жизни в Древней Руси. из мяса, наталкивает на мысль, богатых людей, весь этот материал линную исконно русскую кухню.
Письменных отечественных Вот из таких кажущихся прав что иноземные летописцы про не может дать нам представление
источников, из которых можно доподобными письменных источ сто не знали и не могли предста о кухне основного населения Руси. Именно её нужно приравнивать к
получить сведения о быте и пи ников исследователи истории рус вить, какие блюда из разного мяса В ней, в отличие от кухни господст естественному питанию человека.
тании русичей в интересующий ской кухни собирали по крупицам можно ложно вписать в летопись. вующих классов, были простые пи Татьяна КУНИЦЫНА
нас период с X по XIII и даже по сведения о продуктах и кушаньях А окончание фразы («было много тательные кушанья для здоровой Отрывок из книги «Путь
XV век, крайне мало. Тем более на Руси в период тысячелетней всего»), тем более странное при и продолжительной жизни, состав к естественному питанию»
О книге «Путь к естественному питанию» можно узнать из второй части гих отраслей науки и техники: био
книги под названием «Пища, дос
технологии, химии, биохимии, ген
тойная Человека». В ней же пред ной инженерии и прочих, которые
есть лет назад мне дове решалась даже отдельные статьи го массива информации. ложены простые способы загото даже каждый в отдельности мо
лось побывать около доль публиковать в интернете. В профессиональной среде вок впрок из более чем 130 видов гут с течением времени привес
Шменов в Абхазии. Пользу Из всего текста особенно выде принято говорить о другой русской растений (ягод, фруктов, овощей) ти к ухудшению здоровья и сокра
ясь тем, что вокруг никого нет и лялась глава об исконно русской кухне, её видение было предложе в сушёном, вяленом, заморожен щению продолжительности жиз
есть возможность посидеть нае кухне как о более естественном пи но ещё в XIX веке и до сих пор го ном, мочёном и квашеном виде, ни человека. Понимая это, многие
дине, устроилась у одного доль тании человека. Внутренне пони сподствует в книгах, статьях, теле а самих видов заготовок — в два люди стремятся к здоровому пи
мена. Состояние неги, тишины и мая, что это должно быть главным передачах. Отсылки идут к летопи раза больше. Не менее интерес танию, выращивая на своей зем
покоя дало возможность «рас в книге, вновь прочитала и осмыс сям и другим письменным источ ны описания 30 съедобных дико ле овощи, фрукты и ягоды. Однако
твориться» в своей мечте о Родо лила отдельные тексты из пись никам, в которых многие записи, растущих растений и их использо часть продуктов приходится поку
вом поместье. Через какоето вре менных источников, и сопоставила относящиеся к питанию, вызыва вание в пищу. пать. И вот здесь появляется риск
мя вдруг понимаю, что «читаю» их с археологическими свидетель ют сомнения в их правдивости, а В первой части книги под на приобрести «вредные» продукты,
оглавление книги с названием ствами, относящимися к области некоторые, на мой взгляд, даже от званием «Реалии рынка продуктов перечень которых невероятно ши
«Путь к естественному питанию». питания на Руси тысячу лет назад. кровенно лживы. Встречаются тек питания» постаралась подробно рок даже для детского и диетиче
Перед глазами прошла голограм Убеждение, что подлинная искон сты, которые можно трактовать описать технологии производст ского питания.
ма со всеми главами будущей кни но русская кухня была вегетари двояко, ведь нет летописей, напи ва продуктов питания в пищевой Книгу «Путь к естественно
ги. Несмотря на то, что имею про анской, пришло давно, а в том, что санных самими русичами. Их со промышленности, чтобы легче бы му питанию» в двух частях можно
фессиональное образование и она состояла только из «живой» ставляли пришлые люди из Визан ло найти в продаже более полез безплатно прочитать или скачать
трудовую деятельность, связан пищи, способствующей поддержа тии, в основном греческие монахи. ные из них на основе отличитель на любой электронный носитель
ную с питанием человека, моё нию жизненной энергии человека Подробно об истиной русской ных признаков. Ведь производст на сайте ЛитРес (litres.ru). В печат
удивление было большим. Одна на высоком уровне, сформирова кухне, представляющей собой по во большинства продуктов сей ном виде в продаже её нет.
ко, не умея писать книги, долго не лось уже в процессе изучения все настоящему здоровое питание, час основано на сращивании мно Татьяна КУНИЦЫНА