Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27

«             »                                                                                                          ИСТОКИ        •  27
             12 (221),         2022  .

           Естественное питание                                                                                                    продуктов и способы приготовле­
                                                                                                                                   ния которых не менялись веками,
                                                                                                                                   поэтому и не записывались.
                                                                                                                                      Странно, что в большинстве
           и истинная русская кухня                                                                                                своём древняя русская кухня опи­
                                                                                                                                   сывается на основе письменных
                                                                                                                                   источников XVI–XVII в., но из кото­
                                                                                                                                   рых можно почерпнуть сведения
                                                                                                                                   только о кухне государей, высше­
                                                                                                                                   го духовенства,  знати и прибли­
                                                                                                                                   жённых к ним людей. В то же вре­
                 огружаясь в суть естест­  их нет за более ранний период.  давности. Сведений о технологии  описании летописцем якобы пи­  мя  авторы не  исключают многие
                 венного питания человека,  Удивительно, даже сохранивши­  приготовления пищи, можно ска­  ра, ведь в зарубежных хрониках   кулинарные предпочтения и в пи­
                 пришла к выводу, что оно  еся летописи представлены толь­  зать, вообще нет. Но все записи,  пиры описываются очень широко.   тании простого народа (основно­
            ничем не отличается от пи­   ко более поздними копиями (ча­  относящиеся к питанию, исследо­  Поэтому обе эти записи с искажён­  го  населения  страны)  даже  в  бо­
           тания народа Руси 1200 лет назад  сто вторыми и третьими) от яко­  вателями принимались как истин­  ной информацией не выглядят   лее ранний период, что абсолют­
           и даже 500 лет спустя. Их объеди­  бы утерянных оригиналов, кото­  ные, хотя многие из них можно  убедительными, зато явно видно,   но неправильно. Учитывая, что ни
           няет единый смысл питания, ко­  рых, возможно, никогда и не бы­  легко оспорить.          как летописцы, умышленно при­  один из упомянутых письменных
           торый заключается в сохранении  ло. Отсутствие оригинальных ле­  Например,  попробуем  разо­  вирая, пользовались привычны­  источников XVI–XVII в. не подвер­
           своего здоровья для счастливой  тописей  может быть  не  случай­  брать две самые известные и, на  ми византийскими понятиями для   гался рассмотрению с кулинар­
           жизни. Пристально взглянув на  ностью, а преднамеренным дей­  мой взгляд, очень противоречи­  искажения действительности и ут­  ной точки зрения и не было попы­
           особенности питания на Руси на  ствием. Ведь сохранившиеся «ко­  вые записи из киевских летописей.  верждения мысли, что на Руси так   ток приготовить кушанья на осно­
           стыке двух тысячелетий, можно  пии» летописей представляют со­  Одна из них — за 907­й год из  же, как и в других христианских   ве  росписей  в глинобитной  печи
           легко понять и суть естественно­  бой своды предшествующих текс­  «Повести временных лет», дати­  государствах, употребляли мясо,   (напомню — единственном оча­
           го питания.                   тов, часто собранных с перепутан­  руемой XII веком, то есть сама ле­  рыбу и вино. То есть искажённые   ге 1000 лет назад), считаю многие
              Почему взят именно этот пе­  ной хронологией и не соответст­  топись появилась через два сто­  сведения в летописях специально   предположения об исконно рус­
           риод для понимания по­настоя­  вующих проставленным позднее  летия после описываемого собы­  были рассчитаны на будущее.   ской кухне явно не соответствую­
           щему здорового питания? Пото­  датам,  что подсказывает о  неод­  тия.  В ней  говорится, что в  соот­  Первое упоминание, относя­  щими действительности.
           му что он является переломным в  нократном их редактировании в  ветствии с договором Византий­  щееся к кулинарии, сохранилось в   При наличии немало спорно­
           судьбе народа Руси. Ведь их куль­  последующие века. Не стоит забы­  ская столица должна была снаб­  дополнении к «Домострою» (сбор­  го в письменных источниках о пе­
           тура жизни в то время резко отли­  вать и о качестве перевода древ­  жать русских купцов хлебом, ви­  нику правил, советов и наставле­  риоде 1000­летней давности, даже
           чалась от нравов других народов  нерусской письменности, которое  ном, мясом, рыбой и овощами.  ний  по всем  направлениям  жиз­  с вкраплениями истины, создаёт­
           и в первую очередь от народов  влияет на трактовку и понимание  Вот только текста самого догово­  ни человека) в редакции середи­  ся впечатление, что восстановить
           Западной Европы. Значит, и куль­  смысла слов, текста, событий.   ра нет даже в греческом варианте,  ны XVI века, в котором дан просто   истинную русскую кухню не пред­
           тура питания как часть культуры   Искажение правды в ранних  как не было и русских купцов в то  перечень кушаний в различные   ставляется возможным. Но если
           жизни любого народа тоже отли­  летописях легко воспринимает­  время, так как Русь тогда не заку­  посты, мясоеды и другие дни цер­  мы пойдём самым простым путём,
           чалась. Это даёт основание к по­  ся, когда понимаешь, что их соста­  пала никаких иноземных товаров,  ковного календаря. Самим «До­  то сделать это будет несложно. Так
           ниманию, что каждый русич знал  вители не были свободны в своих  а между самими русичами суще­  мостроем» тоже регламентиро­  что же можно взять за отправную
           истинный путь к сохранению здо­  деяниях. Ведь летописи писались  ствовала только меновая торгов­  вали до мелочи жизнь народа Ру­  точку? Культуру жизни на Руси в то
           ровья, немаловажную роль в ко­  и редактировались по заказу при  ля. Сам перечень продуктов более  си, чтобы приучить их к новым по­  время, возможности глинобитной
           тором имел характер питания. Их  дворах князей и церковных иерар­  характерен для питания жителей  рядкам. Скорее всего, кулинарная   печи и перечень продуктов, кото­
           неразрывная связь с Природой,  хов, которые однозначно влия­  Западной Европы, чем для руси­  часть, как дополнение к «Домо­  рыми была богата Русская земля.
           мудрость в понимании того, какая  ли на содержание текстов для со­  чей, особенно вино, которое пили  строю», дописана спустя какое­то   И этому будут способствовать ар­
           пища и как влияет на здоровье и  крытия неугодных им фактов. Со­  там вместо воды. На Руси же были  время после ещё одного письмен­  хеологические свидетельства. Из
           счастливую жизнь, и сформирова­  ставителями этих сохранившихся  только веселящие напитки не вы­  ного источника — «Росписи цар­  них мы узнаём, в каких условиях
           ли высочайшую культуру питания,  летописей были иноземные мона­  ше 4°, которые получали на осно­  ским кушаньям» (1610–1613 гг.),   и домах жили люди, какие дико­
           которую сейчас называют искон­  хи, в основном из Византии, иначе  ве мёда аж по XVI век.  так как в нём перечислены почти   растущие и культурные растения
           но русской самобытной нацио­  — пришлые люди. Эти специально   В другой записи за 996­й год  те же кушанья и новые, которые   росли на территории Руси, какой
           нальной кухней. Её своеобразие  обученные люди, пришедшие на  говорится, что для дружины и  дополняют «Роспись». В самой   был очаг и утварь для приготовле­
           определили и продукты, которые  Русь с чуждой идео логией и сво­  старшин киевских на дворе кня­  «Росписи» уже даются расход про­  ния пищи.
           с радостью и любовью выращива­  ей целью, не хотели, да и не мо­  жеском устраивали пиры каждую  дуктов и описания кушаний, боль­   Правильней будет учитывать
           лись в каждой семье для себя, и  гли в силу «политического» зака­  неделю, на которых было «множе­  шая часть которых составлена с   и культурное наследие — фольк­
           уникальные методы приготовле­  за достоверно описывать чуждые  ство мяса от скота и зверины, бы­  явным подражательством евро­  лор (народную мудрость) в виде
           ния  кушаний  из этих  продуктов,  их стране явления русской жиз­  ло много всего». Эта запись сра­  пейской кухне, так как, вероятно,   пословиц и поговорок. Особенно
           в том числе «живой» пищи в гли­  ни, а тем более восхвалять куль­  зу вызывает недоумение по  по­  предназначена была не для стола   пословиц, которые представля­
           нобитной печи (других очагов в то  туру жизни народа, отличную от  воду существования еженедель­  московских государей, а для ино­  ют собой краткое изречение­поу­
           время на Руси не было), и то, что  их культуры. Не исключается и не­  ных пиров у княжеской дружины  земцев, которые в то смутное вре­  чение. Важны и возможности гли­
           была вегетарианской, а это зна­  допонимание летописцами дейст­  и городских старшин, которых в  мя хозяйничали в Москве.   нобитной печи в области приго­
           чит,  что она поддерживала  жиз­  вительности или полное незнание  то время и много позднее, говоря   Не уступал «Росписи царским   товления пищи. Понимать эти воз­
           ненный потенциал человека. Но с  культуры  питания, что  и  отрази­  современным языком, просто на­  кушаньям»  по  обилию  блюд  в  то   можности необходимо из­за осо­
           тех времён претерпела немало из­  лось во многих текстах.   нимали на работу. Правдоподоб­  время и стол высшего духовенст­  бенностей приготовления пищи
           менений, постепенно на протяже­  В том,  что так мало имеется  ней выглядит еженедельный сбор  ва, о чём можно узнать из их «Ро­  в ней и тонкостей в кулинарном
           нии последующих веков засоря­  сведений о питании на Руси до XVI  дружины и старшин киевских для  списей кушаньям». Столовые и   искусстве.
           ясь чуждыми продуктами и ино­  века, ничего странного нет. Про­  обсуждения и решения насущных  расходные книги знатных бояр    Собрав всё воедино, мож­
           родными заимствованиями, отче­  сто правящая верхушка боялась  проблем. Наличие фразы о «мно­  XVII века тоже дают представле­
           го сейчас безраздельно господст­  оставлять записи о культуре пита­  жестве мяса от скота и зверины»  ние об особенностях только их пи­  но на этих неопровержимых дан­
                                                                                                                                   ных представить истинную (на­
           вует вымышленная версия о древ­  ния,  чтобы случайно  не отразить  без упоминания названий блюд  тания. Освещая питание знатных и   стоящую, правдивую), иначе под­
           ней русской кухне.            культуру жизни в Древней Руси.  из мяса, наталкивает на мысль,  богатых людей, весь этот материал   линную исконно русскую кухню.
              Письменных   отечественных    Вот из таких кажущихся прав­  что иноземные летописцы про­  не может дать нам представление
           источников, из которых можно  доподобными письменных источ­  сто не знали и не могли предста­  о кухне основного населения Руси.   Именно её нужно приравнивать к
           получить сведения о быте и пи­  ников исследователи истории рус­  вить, какие блюда из разного мяса  В ней, в отличие от кухни господст­  естественному питанию человека.
           тании русичей в интересующий  ской кухни собирали по крупицам  можно ложно вписать в летопись.  вующих классов, были простые пи­    Татьяна КУНИЦЫНА
           нас период с X по XIII и даже по  сведения о продуктах и кушаньях  А окончание фразы («было много  тательные кушанья для здоровой   Отрывок из книги «Путь
           XV век, крайне мало. Тем более  на Руси в период тысячелетней  всего»), тем более странное при  и продолжительной жизни, состав   к естественному питанию»

           О книге «Путь к естественному питанию»                                                    можно  узнать  из второй  части  гих отраслей науки и техники: био­
                                                                                                     книги под названием «Пища, дос­
                                                                                                                                   технологии, химии, биохимии, ген­
                                                                                                     тойная Человека». В ней же пред­  ной инженерии и прочих, которые
                  есть лет назад мне дове­  решалась даже отдельные статьи  го массива информации.   ложены простые способы загото­  даже каждый в отдельности мо­
                  лось побывать около доль­  публиковать в интернете.     В профессиональной среде  вок впрок из более чем 130 видов  гут с  течением времени  привес­
           Шменов в Абхазии. Пользу­        Из всего текста особенно выде­  принято говорить о другой русской  растений (ягод, фруктов, овощей)  ти к ухудшению здоровья и сокра­
           ясь  тем,  что  вокруг  никого  нет  и  лялась глава об исконно русской  кухне, её видение было предложе­  в сушёном, вяленом, заморожен­  щению продолжительности жиз­
           есть возможность посидеть нае­  кухне как о более естественном пи­  но ещё в XIX веке и до сих пор го­  ном,  мочёном и  квашеном  виде,  ни человека. Понимая это, многие
           дине, устроилась у одного доль­  тании человека. Внутренне пони­  сподствует в книгах, статьях, теле­  а самих видов заготовок — в два  люди стремятся к здоровому пи­
           мена. Состояние неги, тишины и  мая, что это должно быть главным  передачах. Отсылки идут к летопи­  раза больше. Не менее интерес­  танию, выращивая на своей  зем­
           покоя дало возможность «рас­  в книге, вновь прочитала и осмыс­  сям и другим письменным источ­  ны описания 30 съедобных дико­  ле овощи, фрукты и ягоды. Однако
           твориться» в своей мечте о Родо­  лила отдельные  тексты  из пись­  никам, в  которых многие записи,  растущих растений и их использо­  часть продуктов приходится поку­
           вом поместье. Через какое­то вре­  менных источников, и сопоставила  относящиеся к питанию, вызыва­  вание в пищу.      пать. И вот здесь появляется риск
           мя вдруг понимаю, что «читаю»  их с археологическими свидетель­  ют сомнения в их правдивости, а   В первой части книги под на­  приобрести «вредные» продукты,
           оглавление книги с названием  ствами, относящимися к области  некоторые, на мой взгляд, даже от­  званием «Реалии рынка продуктов  перечень которых невероятно ши­
           «Путь к естественному питанию».  питания на Руси тысячу лет назад.  кровенно лживы. Встречаются тек­  питания» постаралась подробно  рок даже для детского и диетиче­
           Перед глазами прошла голограм­  Убеждение, что подлинная искон­  сты, которые можно трактовать  описать технологии производст­  ского питания.
           ма со всеми главами будущей кни­  но  русская  кухня была  вегетари­  двояко, ведь нет летописей, напи­  ва продуктов питания в  пищевой   Книгу «Путь к естественно­
           ги. Несмотря на то, что имею про­  анской, пришло давно, а в том, что  санных самими русичами.  Их со­  промышленности, чтобы легче бы­  му питанию» в двух частях можно
           фессиональное образование и  она состояла только из «живой»  ставляли пришлые люди из Визан­  ло найти в продаже более полез­  безплатно прочитать или скачать
           трудовую деятельность, связан­  пищи, способствующей поддержа­  тии, в основном греческие монахи.  ные из них на основе отличитель­  на любой электронный носитель
           ную с питанием человека, моё  нию жизненной энергии человека   Подробно об истиной русской  ных признаков. Ведь производст­  на сайте ЛитРес (litres.ru). В печат­
           удивление было большим. Одна­  на высоком уровне, сформирова­  кухне, представляющей собой по­  во большинства продуктов сей­  ном виде в продаже её нет.
           ко, не умея писать книги, долго не  лось уже в процессе изучения все­  настоящему здоровое питание,  час основано на сращивании мно­  Татьяна КУНИЦЫНА
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32