Page 29 - Газета "Родовая Земля"
P. 29

«Родовая Земля»                                                                                           РАЗУМНЫЙ ВЫБОР               •  29
           № 2 (223), февраль 2023 г.

           Свобода воли и свобода выбора                                                                                           которых случаях, когда положе­
                                                                                                                                   ние кажется безвыходным, нуж­
                                                                                                                                   на не только воля, но и правиль­
                                                                                                                                   ная методология — алгоритм со­
                                                                                                                                   здания человеком новых реше­
                                                                                                                                   ний. Человек с ущербной мето­
                 естра жены моего друга  боду воли. В эксперименте прове­  — это нарушение логики мышле­  тельства необходимо учитывать,   дологией ограничен в выработке
                 школьница Алиса очень  рялась только свобода выбора.  ния. Если что­то первое происхо­  но это не значит, что они должны   правильных решений, из­за это­
                 увлекается биологией. Она   —  Чем  же  тогда  отличается  дит раньше второго, то это совсем  определять наш выбор. Есть две   го его свобода воли ограничена. А
                 самостоятельно   изуча­  свобода воли от свободы выбора?  не означает, что второе произош­  крайних возможности для разви­
           Сет университетские курсы  — спросила она меня.             ло по  причине первого. Напри­  тия: первая — из­за отчаяния (от   без воли у человека остаётся толь­
                                                                                                                                   ко свобода выбора.
           и читает серьёзные книжки. Как­  — Во первых, необходимо ра­  мер, если петух первый раз всег­  обстоятельств), вторая — из вдох­
           то мы заговорили на тему: «Суще­  зобраться с понятием «воля». Во­  да кукарекает до восхода солн­  новения (от цели). Когда человек   Ещё я обратил внимание Али­
           ствует ли свобода воли у челове­  ля — это осознанная целесооб­  ца, то это совсем не означает, что  движется к цели, то любые жиз­  сы  на то, что  свобода  воли не
           ка?». Дело в том, что на неё произ­  разность или, другими словами,  солнце встаёт из­за того, что петух  ненные обстоятельства ему не бу­  врож дённое, а приобретённое
           вела впечатление книга Роберта  это когда человек осознанно  вы­  прокукарекал. Тоже самое и с ак­  дут  помехой. Разве  что  негатив­  свойство. Только проявляя волю и
           Сапольски, в которой утверждает­  бирает цель и осознанно же пред­  тивностью в мозге человека. Если  ные обстоятельства могут замед­  освоив верную методологию, че­
           ся, что свободы воли и даже сво­  принимает шаги к её достижению.  она происходит до того, как чело­  лить движение к цели или даже   ловек  сможет обрести и  свободу
           боды выбора у человека нет.   Свобода воли отличается от сво­  век осознаёт выбор, это не значит,  отбросить назад, но выбор будет   воли, и свободу выбора, с чем она
              — Хорошо, — сказал я. —  боды  выбора  тем,  что  она  невоз­  что она является причиной этого  делаться не из­за обстоятельств, а   согласилась. Наша беседа её силь­
           Прежде чем мы начнём обсу­    можна без осознанности. Когда  выбора.                      по целесообразности.          но вдохновила. Она приняла ре­
           ждать, необходимо определить­  просят нажать ту или иную кнопку   — Хорошо, — согласилась она   При этом нужно понимать, что   шение глубже изучить этот вопрос
           ся с аргументами. Какие есть аргу­  (как в эксперименте Либета), чело­  со мной, — но ведь человек всегда  до свободы воли необходимо до­  и пообещала в дальнейшем обсу­
           менты в пользу того, что у челове­  век это может сделать неосознан­  поступает под давлением обстоя­  расти. Прежде всего надо нау­  дить со мной новые мысли.
           ка нет свободы воли?          но, без какой­то явной цели. Сво­  тельств. Может быть, обстоятельст­  читься усилием задействовать в   Группа ВК «Наум Матрин —
              В пользу отсутствия свободы  бода выбора может происходить  ва всегда определяют наш выбор?  себе волю. Осознанно выбрать   Вопросы мировоззрения»
           воли  с  её  стороны  прозвучал  ар­  только при наличии готовых вари­  — Да, безусловно, обстоя­  цель и достигать её. Однако в не­  https://vk.com/naumatrin
           гумент про эксперимент Либета. В  антов. Свобода воли возможна да­
           нём изучалась активность мозга и  же тогда, когда вариантов нет. Для
           выяснилось, что до того, как чело­  этого нужно подключить творчест­
           век принимал решение нажать ему  во и волевым творческим усилием
           на ту или иную кнопку, в его мозгу  найти или создать другой вариант
           возникает активность, по которой  решения проблемы или задачи.
           можно однозначно определить      — Может быть, тогда экспери­
           выбор того или иного решения.  мент Либета говорит об отсутст­
              — Да, хорошо, — ответил я.  вии у человека свободы выбора?
           — Но где же тут свобода воли?    — Сам Либет такое не утвер­
           Тут тестировалась только свобода  ждал. Дело в том, что все выводы
           выбора. Тех, кто не согласился на  про отсутствие свободы воли сде­
           правила эксперимента, к экспери­  лали уже те, кто анализировал его
           менту не допускали. Человек сна­  эксперимент. И это были в основ­
           чала добровольно соглашался на  ном журналисты. Самая главная
           условия, проявлял тем самым сво­  ошибка, которую они совершили,

                                                                                                                                   высоким требованиям квалифи­

                                                                                                                                   кации могли пройти только самые
                                                                                                                                   способные и трудолюбивые. И это
                                                                                                                                   привело к стремительному раз­
                                                                                                                                   витию науки и её прорывным ре­
                                                                                                                                   зультатам в Советском Союзе.
              30 декабря 2022 года испол­  стижениям был совершенно уни­  — Вы сказали про то, что  и больше был востребован. Сама    Сейчас  же  фундаментальная
           нилось 100 лет со дня образова­  кальным. И до сих пор, я думаю,  жители России и сопредель-  ситуация будет побуждать обще­  наука властью не востребована.
           ния Союза Советских Социали­  население современной постсо­  ных государств, которые вхо-  ство искать какие­то новые пути.   Когда самый важный результат —
           стических Республик. Опыт жизни  ветской России и даже те, кто ни­  дили в Советский Союз, имеют  Все начнут понимать, что новое —   это прибыль, фундаментальная
           в  СССР не забыт и не изжит. Есть  когда в СССР осознанно не жил,  этот опыт советского бытия —  это часто хорошо забытое старое.   наука проигрывает всем в данной
           надежда, что нынешние условия  через рассказы, культурное и про­  более справедливого, более гу-  И будут искать и находить в совет­  парадигме. Формально она явля­
           противостояния с коллективным  мышленное наследие несут в себе  манного. Как вы думаете, этот  ском опыте многие ответы на сто­  ется строго убыточной и, соответ­
           Западом подтолкнут нашу страну  этот опыт. Скажем так, опыт прош­  опыт будет востребован в бу-  ящие перед страной вызовы.  ственно, обременительной. Отсю­
           к тому, чтобы обратиться к опыту  лого, которое сейчас видится как  дущем? Возможно ли его при-  — Вы являетесь учёным с  да следует и отношение к учёным
           Советского Союза. Сама ситуация  образ будущего, построенного на  менение либо в форме рестав-  большим стажем, имеете воз-  как к неким фрикам, зарабатыва­
           будет побуждать общество искать  принципах ценности труда, стрем­  рации Советского Союза, либо в  можность объективно оценить  ющим деньги слишком уж извра­
           какие­то новые пути.          ления к высоким идеалам, совер­  изменении образа жизни в сов-  состояние современной рос-  щённым путём.
              О значении создания перво­  шенствованию, стремления к кол­  ременной России и сопредель-  сийской науки. Как вы считае-  Конечно, при таком отноше­
           го в мире социалистического го­  лективизму, к дружбе, к справед­  ных государствах?      те, есть ли какие-то серьёзные  нии наука в России находится на
           сударства  для истории  России и  ливости.                     — Думаю, что да. Я сказал, что  различия между наукой совет-  задворках. И вроде денег науч­
           развития отечественной науки ИА   — Почему, на ваш взгляд,  население несёт в себе этот опыт.  ской и современной? Если есть,  ным сотрудникам платят сейчас
           «Красная Весна» побеседовало с  это случилось именно в России?  На самом деле, за последние 30  то может ли современная рос-  благодаря майским указам за­
           доктором физико­математических   — Мы, русские в обобщённом  лет очень большие усилия бы­  сийская наука более активно  метно больше, но этого недоста­
           наук, академиком РАН Владими­  смысле, носители русского язы­  ли направлены именно на то, что­  использовать опыт советских  точно. Нужна на порядок более
           ром Анатольевичем Семёновым.  ка и культуры, считаем себя наро­  бы выкорчевать воспоминания о  учёных?                 мощная экспериментальная ба­
              — В 2022 году исполнилось  дом­богоносцем, и у России во все  том хорошем, что было в Совет­  — Основное различие меж­  за, поддерж ка научной молодё­
           100 лет со дня образования  исторические периоды всегда был  ском Союзе. Именно воспомина­  ду современной и советской нау­  жи, а главное, повторюсь, — ис­
             СССР. Как вы считаете, насколь-  особенный путь и особенные мо­  ния об обществе, ведущем к раз­  кой связано с востребованностью  кренняя востребованность госу­
           ко важным событием в истории  тивации исторических шагов, от­  витию человека. Но, несмотря на  науки.  В советское  время  власть  дарством национальной науки
           было образование первого со-  личные от других государств. И  это, даже новое поколение, не ви­  понимала, что наука — это глав­  как главной основы независимо­
           ветского социалистического го-  православие, прочно обосновав­  девшее Советского Союза, мне ка­  ный движитель развития. Что бла­  го развития России, что, мягко го­
           сударства?                    шееся на территории России, и ог­  жется, оно всё это чувствует и по­  годаря науке появилась и совре­  воря, критически важно в нынеш­
              — Считаю, что в новейшей  ромные просторы, и сотни народ­  нимает — пускай даже не на соб­  менная промышленность, и атом­  ней ситуации.
           истории это событие самое важ­  ностей, нашедших в Российской  ственном опыте.            ный проект, и космический про­   Нас в какой­то мере спасает то,
           ное, потому что был создан тип  империи возможности для само­  Поэтому образ СССР возникает  ект. Понимала, что умелый рабо­  что во всём мире после прекраще­
           государства, ранее невиданный  сохранения и совместного разви­  уже в каких­то новых молодёжных  чий класс не появится без квали­  ния соревнования с Советским Со­
           в истории человечества, прежде  тия, всё это действительно созда­  форматах, в поп­культуре и так да­  фицированных инженеров, а ин­  юзом интерес к фундаментальной
           всего  не по  каким­то экономи­  ло некий особенный тип людей.  лее. Да и взгляд на мир показы­  женеры — без профессоров, тео­  науке тоже существенно ослаб, и
           ческим характеристикам, форме    Вопрос, на самом деле, очень  вает, что государства, не свернув­  ретиков. Поэтому учёные в Со­  в западных странах научное со­
           власти и собственности, а именно  сложный и деликатный. Тут важно  шие с социалистического пути, в  ветском Союзе считались одной   словие переместилось из твёрдо­
           по своей духовной составляющей,  не свернуть на дорогу самолюбо­  том числе страны юго­восточной  из высших элитарных каст, а сама   го среднего класса на ступень, а то
           целью которой было создание но­  вания. Я не считаю русских какой­  Азии, развиваются гораздо быст­    наука считалась в плане вложений   и две ниже. На этом фоне благода­
           вого человека, нового сообщества  то сверхнацией. Но, видимо, сово­  рее, а социальные программы для  «любимым ребёнком» государст­  ря ещё сохранившимся остаткам
           людей, развивающих свои твор­  купность многих факторов — это  населения в капиталистических  ва. Поэтому она финансировалась   советской школы наша наука по­
           ческие способности для движе­  и география, и религия, и природ­  государствах были частью издер­  очень хорошо, и авторитет науки   ка не так уж плохо смотрится. Но
           ния к справедливости, солидарно­  ные условия, и геополитические  жек в борьбе с СССР за лидерство  был высочайшим.     в целом необходимо увеличивать
           сти и процветанию всех. Общест­  условия — всё это сформирова­  и теперь быстро сворачиваются.  Именно потому, что это под­  востребованность и престиж нау­
           во должно было строиться совер­  ло определённый русский харак­  Я думаю, что нынешние ус­  чёркивалось властью во всех ас­  ки, и необходимо понимание, что
           шенно на других принципах, отли­  тер, который и предопределил со­  ловия противостояния с коллек­  пектах: в зарплате, привилеги­  без науки невозможен прогресс,
           чающихся от капиталистических  здание Красной империи на тер­  тивным Западом подтолкнут на­  ях, созданием культа науки. И это   невозможно развитие страны в
           государств, существовавших в то  ритории России. Но без европей­  шу страну к тому, чтобы опыт Со­  не вызывало отторжения у наро­  принципе, а сейчас невозможно и
           время и существующих сейчас.  ской мысли и европейского опы­  ветского Союза как в военной сфе­  да, потому что было справедливо:   её выживание.
              Этот пример по своему мас­  та XVIII–XIX веков это вряд ли бы  ре, так и в экономической, в со­  фильтр 10 лет учёбы в универси­  ИА «Красная Весна»
           штабу, продолжительности и до­  произошло.                  циальной и духовной всё больше  тете и аспирантуре, соответствия     https://rossaprimavera.ru
   24   25   26   27   28   29   30   31   32