Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО № 5 (226), май 2023 г.
«Родовая Земля»
Какие игрушки не развивают фантазию у детей
Они сводят игру к примитивному ются игрушечное сердце, печень, страдают от этого. Они всё время
нажимаю кнопок, к восприятию много конструкторов, где нужно неудовлетворённые, хотя у них,
активности самой игрушки. собрать человека из его внутрен- казалось бы, всё желаемое есть.
Такого же мнения ведущий них органов. Для маленьких детей Оттого, что ребёнок не может
эксперт Московского городского расчленение человеческого тела формировать творческий потен-
центра психолого-педагогической — это не предмет игры. И когда циал, умственные и волевые спо-
экспертизы игрушек при МГППУ ребёнок собирает, а потом разби- собности в свободной игре, он всё
(Московском городском психоло- рает человека — это ведёт к раз- время вял и недоволен.
го-педагогическом университете), рушению его представлений о це- Сейчас игрушка перестала
лауреат премии Грант Москвы, пе- лостности самого человека, как быть элементом игры, а стала сви-
дагог, психолог высшей категории будто его органы живут самосто- детельством достоинства и эле-
Елена Абдулаева. ятельной жизнью, — добавила ментом его имущества.
— Родители часто ценят яр- профессор. Игрушки сейчас покупают не
кость, броскость игрушки, а по- для того, чтобы играть, а чтобы по-
том очень разочарованы, когда Место для фантазии хвастаться. Детство охвачено этой
она валяется, и ребёнок выпраши- рыночной стихией, у ребёнка всё
вает новую. Всё дело в скуке. Заси- Полезные игрушки — это тра- больше игрушек, в которые он не
лье интерактивных игрушек, кото- диционные игрушки, в которые играет, которые просто лежат в
рое сейчас есть, — крайне непо- дети играли испокон века. Обыч- его комнате, как его имущество.
лезная вещь, — добавила она. ные куклы, мягкие игрушки, дет- Елена Смирнова считает, что
Говорящие интерактивные иг- ские столовые приборы, солда- сейчас родители откупаются ко-
рушки, во-первых, заменяют ре- тики, машинки. Потому что игра личеством игрушек из-за недоста-
бёнку воображение, в то время — это создание воображаемого точного внимания.
как он может сам наделить куклу пространства, мира, и игрушка не
овременные интерактив- Российской академии образова- — По нашим подсчётам, у ре-
ные игрушки блокируют ния, профессор Елена Смирнова. или зверя определённым тоном, должна ребёнку в этом препятст- бёнка в среднем в комнате более
творческое мышление де- — Хорошей я называю ту иг- интонацией, словами. Во-вторых, вовать. 200 игрушек. Реально использу-
Дети плохо играют в готовых
Стей. Поэтому их должно рушку, с которой удобно играть, они вытесняют и подменяют на- домиках, поскольку это простран- ет он в игре порядка 5–6% от то-
быть немного, предпочтение надо которая развивает у ребёнка иг- стоящее общение. го добра, что у него есть, — пояс-
Кроме того, сейчас появилось ство неизменно и не предполага-
отдавать традиционным куклам и ровую деятельность. Как извест- огромное количество «страшных ет подстраивания под нынешние нила она.
солдатикам, которые позволяют в но, игра — это самый важный и игрушек», которые никак не ассо- нужды ребёнка, оно быстро теря- Если у ребёнка есть любимые
каждом конкретном возрасте раз- полезный вид деятельности для циируются у ребёнка ни с образом ет новизну и ценность. игрушки, то их ему достаточно.
вивать у ребёнка фантазию и спо- ребёнка, — отметила она. человека, ни с образом обычного Ребёнку нужны специальные Помощь взрослых не заканчи-
собность что-то сделать самостоя- Чтобы играть с игрушкой, она животного. предметы для конструирования вается предоставлением правиль-
тельно. не должна быть наделена собст- — Постоянное искажение «своего» пространства. Это могут ных игрушек. Важно дать игруш-
— Ситуация на рынке совре- венной активностью. образа человека — это современ- быть ширмы, доски, подушки, по- ке жизнь, то есть ввести её в иг-
менных игрушек довольно слож- Она не должна кричать, петь, ная тенденция культуры не только крывала. ру, тогда ребёнок с удовольствием
ная: с одной стороны, их огром- махать руками, сосать и изда- в игрушках, но в фильмах и даже Если хотим, чтобы у ребёнка подхватит это. Когда у ребёнка по-
ное количество, а с другой — вы- вать какие-то собственные звуки. в учебниках. Сейчас стало модно развивалось воображение, у не- лучается что-то сделать самому, у
брать хорошую игрушку очень не- А современная игрушечная про- снимать фильмы о привидениях, го должно быть мало игрушек, но него появляются блеск и радость
просто, — считает заведующая мышленность идёт как раз в на- вурдалаках, инопланетянах, вам- для многих вариаций игры. в глазах.
лабораторией психологии детей правлении технологизации. Эти пирах, — сказала педагог. Дети, которые живут среди Детский Центр «ПОЧЕМУЧКА»
дошкольного возраста института игрушки безсмысленны для игры. — Кроме того, сейчас прода- избытка однообразных игрушек, https://vk.com/whatisgood2
реднестатистический потре- • для учащихся 2–5 классов —
битель использует смартфон 15 минут;
2,5 часа в сутки. Этого доста- • для учащихся 6–7 классов —
точно, чтобы нанести орга- 20 минут;
Снизму вред в виде посажен- • для учащихся 8–9 классов —
ного зрения, негативных психо- 25 минут;
логических эффектов и наруше- • для учащихся 10–11 классов
ния сна. В зоне риска — наши де- на первом часе учебных занятий
ти: начиная жить с гаджетом с дет- — 30 минут, а на втором — 20 ми-
ства, они просто не умеют пере- нут.
ключаться на другой режим и от- Для учащихся 9–11 классов по
дыхать. Детство у многих детей основам информатики и вычисли-
проходит неразрывно от гадже- тельной техники должно быть не
тов и компьютера, и это уже образ более двух уроков в неделю, а для
жизни. Какой мир построят дети с остальных классов — один урок
клиповым мышлением и урезан- в неделю с использованием ком-
ной продолжительностью концен- пьютера.
трации внимания — вопрос, ско- В дошкольных учреждениях
рее, философский, его мы касать- продолжительность занятий с ис-
ся не будем. А вот тему здоровья пользованием развивающих ком-
раскроем. пьютерных игровых программ
Если говорить только о зре- для детей 5 лет не должна пре-
нии, чаще всего у современных вышать 7 минут и для детей 6 лет
детей диагностируют миопию — 10 минут. После занятий следу-
(близорукость), которая развива- Смартфоны и здоровье ет проводить гимнастику для глаз.
ется из-за длительной нагрузки на Не рекомендуются компьютерные
глаза с близкого расстояния. Если игры за 1 час до сна.
раньше это было только болезнью В данных рекомендациях речь
«ботаников» (они шли после мно- идёт о максимально допустимых
гочасовых уроков не играть в мяч параметрах при школьном обуче-
во дворе, а читать книги и зани- рерывов, давайте глазам отдох- те цифровой комендантский час Правила для детей нии, однако они были составлены
маться за компьютером), то сегод- нуть. Вместо просмотра соцсетей перед сном (лучше отказаться от ещё тогда, когда не было смарт-
ня в телефоны «залипают» практи- или серии любимого сериала попей- гаджетов и монитора за 2 часа до Частое использование ком- фонов.
чески все дети, а значит, все они в те чай с коллегами или погуляйте. сна) и не держите смартфон ря- пьютера и смартфона в случае мо- Можете самостоятельно под-
зоне риска в равной степени. 3. Не используйте смарт- дом с кроватью, чтобы не было лодого растущего организма (а считать, во сколько (десятков) раз
фон перед сном. Излучаемый соблазна нарушить это правило. дети сейчас «поселяются» в смарт- ваш ребёнок нарушает санитар-
Рекомендации по исполь- гаджетами синий свет (с длиной 4. Помните о том, что фонах с первого класса) может ные правила и вредит своему ор-
зованию смартфона, которые волны около 450–480 нм) вы- смартфон — это не отдых от иметь серьёзные негативные по- ганизму. Конечно, реальность се-
помогут как детям, так и взро- зывает чувство настороженно- компьютера, а дополнитель- следствия. годня изменилась, и трудно пред-
слым сохранить своё здоровье. сти и влияет на наши биологи- ная нагрузка для глаз и мозга. Согласно методическим ставить себе их буквальное соб-
ческие часы. Это наносит ущерб Постоянное использование смарт- рекомендациям, СанПиН людение. Но организмы наши
1. Не держите телефон производству мелатонина («гор- фона, чтобы отдохнуть и рассла- 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические остались прежними, и постоян-
близко к глазам. Не стоит читать мона темноты») в организме. Со биться, листание ленты соцсетей и требования к персональным элек- ный «онлайн» для них — пере-
с мобильного устройства при пло- временем это нарушение мо- новостей, тревожное чувство, ког- тронно-вычислительным маши- грузка.
хом освещении и неправильном жет стать опасным и даже выз- да телефона нет под рукой, — мо- нам и организации работы», вре- Соблюдайте меры защиты и
наклоне головы. Для чтения вооб- вать хроническую безсонни- бильная зависимость. Рекоменду- мя непрерывной работы с мо- научитесь использовать элект-
ще лучше использовать «читалки» цу, депрессию, биполярное рас- ется периодически устраивать се- нитором компьютера не должно ронные устройства безопасно!
с электронной бумагой. стройство и неврозы, если ве- бе хотя бы день отдыха от телефо- превышать: Илья Лоевский, заместитель
2. Постарайтесь не исполь- рить исследованию «The Lancet на, чтобы успокоить нервы и дать • для учащихся 1 классов руководителя Роскачества
зовать смартфон во время пе- Psychiatry» 2018 года. Установи- разрядку организму. (6 лет) — 10 минут; https://rskrf.ru