Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27
«Родовая Земля» МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ • 27
№ 6 (227), июнь 2023 г.
Сказ о травах родных травушек. Ой же как вы хороши!
— Ой же сколько вас, родимых
— Так учись у нас, коли разу-
меешь, — сказал вьюнок.
— Поучите, отчего ж не по-
учиться.
авно это было. Немногие вался во снах неясных, а коли не Стали травы рассказывать
из cтариков-то знают, что спал, то и не явствовал тоже. И ему о том, как выживают они да
были времена Буса Бе- вот то впадал он в горечь и тоску, на что пригодны: кто на пищу,
Длояра, избранника бого- то вперекор тому старался разли- кто на крашенье, кто против хво-
ва. И сбирал он воев-охотников чить поболе вкруг себя. Воспом- рей помощник, а кто житием сво-
да дружины князей малых и хо- нил он сечу-бой быстрый да как им подсказывает, мол, как излов-
дил он в походы ратные. Многие с вдарило его сзади: «Знать, прихо- чаться надо. И так ещё было ка-
ним были тогда, потому как на са- дит моё время», — подумал. А тут кое-то время. Немало услышал
мих небесах он был и возвернул- бабочка на лицо ему села, почув- муж то, да всё дышал и дышал.
ся на землю, и много рёк о выш- ствовал он её. Знал он теперь, что в поле и без
них ланах. Так вот и ратничал он А потом стал чувствовать и вяленой говяды долго жить мож-
с мужами добрыми — с русами мошку разную. Да осерчал, да на- но, ежели лето красное стоит. А и
разными. чал пробовать подняться. Ниче- на зиму натолочь можно корень-
И вот в одной сече получил го не вышло. «Нешто мука такая ев разных, да и печь хлеба. А и за-
удар мечом один из его воинов. будет», — подумал. «А что это та- квасить можно травы многие, да
Упал он в бурьян. Не заметили его кое на лике моём, — поду мал, — и есть салаты...
после сечи, когда своих подбира- аль трава какая-то? Колка что-то. — Сколько же пользы в вас,
ли. И лежал тот муж, лежал ни жив Али бурьян какой?» Полежал, по- сколько же жизни! — вырвалось
ни мёртв, кровь его запеклася на глядел неким взором на тот уж и у мужа ратного из груди и закаш-
одёже и не истекла. И вот откры- неявный лист, что лицо его при- лялся он.
лося сознание его, и видел он се- крыл: «По виду уж похож на осот». — Что же ты-то лежишь, нешто
бя такого белого, как из дымки со- Да-а-а... умираешь?
творённого, и как бы сверху, как И вот как пролетал шаловли- — Ой ли, не могу встать.
бы возлетая над землёй. вец стрибожий, так и колол его И зашуршали травы, зашуме-
Однако ж и неясно видел. Вот лист бурьянный. И каждую иго- то всё как на нечисть смотрите на тем да над полем многотравным. ли:
те на! А когда не видел ничего, то лочку листа того он различал ла- меня, человеки. И хотелось ему прилечь на травы — Полынь ему надо, полынь...
чувствовал члены свои и спину, нитами. И хоть ни жив ни мёртв — Да нет, играем мы в детст- и обнять их, подышать ими и лик полынь...
как по телесам холод пробира- был, а и при этом чувствовал он, ве-то колючками твоими, кидаем- утереть. И обнимал, обнимал... Так Тут почувствовал человек за-
ется. Сам не поймёт: умер — не что силы даже те уходят, кои мыс- ся ими да шуткуем... он возжелал встать телом-то, что пах полыни незабываемый и оч-
умер, сон — не сон, он ли это или ли его питают. — Что ж не шуткуешь? опять обрёл разум свой, обрёл нулся. Глядь-поглядь — небо ве-
не он? Да-а-а... Да так и говорил он промеж — Ни жив ни мёртв лежу, хочу разум да и слышит: чернее. Привстал на руки и на но-
Так и лежал долго. И уж по- себя разное, и начал говорить и к встать, да не сдюжу. Но ты уж коли — Обнимает нас.
нял, что не спит. И великая печаль бурьяну-осоту: меня, коли. — Обнимает, обнимает. ги встал, на меч опёрся. Вышел
вошла в сердце его. Стал он при- — Что колешь ты меня, бурья- И так ещё было какое-то вре- «Что такое? Кто такие?», — ду- из бурьяна, вдохнул всей грудью,
читать и горевать: «Что же это со нушка? мя. малось ему. поднялся к полю, отдышался и
сказал:
мною?» — А это чтоб ты не засыпал. — А пошто ты меня прикрыва- Помедлил да и речёт:
Меж тем стал он слышать вет- «Вот те на», — удивился воин, ешь, осотушка? — Кто вы? — Спасибо, травушки роди-
ра шумок, шмеля полёт, шурша- потому как бы услышал мысли та- — Жалею. — Мы... мы... мурава. мые! Спасибо, бурьяны матёрые!
ние жука да трав шелест, это когда кие от растения. — А пошто жалеешь? — Клевера мы. Век не забуду.
светло на лице и тепло было. Тут и — Слышу ли я тебя али леший — Похожи мы. — Крапива. И пошёл к своим, дивясь сбыв-
запахи к нему пришли разные. А потешается? — А как же мы похожи? — Лебеда, лебеда-а-а!.. шемуся. А когда домой добрался,
видать-то ничего-таки и не видел. — Осот я. — Ты крепко за жизнь дер- Так и дальше понеслося, мол, и обнаружил на рубахе три репяха,
Ни рукой пошевелить, ни ногой... — Погодь, погодь, бурьянуш- жишься — и я. Ты от ворога ко- душица, и зверобой, и кровохлёб- подумал: «Распотешился осотуш-
Что такое? ка, а что со мной? лешься — и я. Попробуй меня ка, и горицвет... Вот ведь как слу- ка, привечает...» — да и посадил
А когда темень становилась — Лежишь ты да кровью на- вырвать. чилось — заговорили травы! И та- их у дома.
и знобко, то уж мышей слышал и поил меня. А я тебя от воронья за- — Э не-е-е... — и тут муж сно- кое волнение в травах творилось, Сказывали, ведуном он был
кротов слышал, а пуще кузнечи- слонил. ва впал в какое-то безпамятство. будто ветерком их колыхало. потом — Травяном.
ков. И понимал муж ратный, что — Здрав же будь и цвети. И виделось ему тем взором сво- Задышал воин духмяностью
это ночь. Так он лежал да забы- — Так бы всегда и говорили, а им место то, и парил он над яром трав полевых и возрадовался: https://ladyshka.ucoz.ru
Кикимора — кто она такая
Обратимся к мифам, ную на ночь кудель. Правда, иног- ние самых страшных духов, оли- По версии русского этнографа
сказкам и быличкам да эти мелкие бесовки пытаются цетворявших смерть и мор, а так- С. В. Максимова, «кик» — это пти-
помогать по хозяйству, но дела-
же морок, то есть тёмное наваж-
чий крик, недаром кикимору ча-
Кикимора относится к низ- ют всё небрежно: пряжа у них за- дение, и мрак — тьму. Достаточ- сто представляли с птичьими ла-
шим мифологическим существам, мусоленная и неровная, на шитье но вспомнить, что славянскую бо- пами, и по некоторым поверьям
обладающим некоторыми сверхъ- стёжка кривая, посуда после мы- гиню смерти звали Мора или Мо- она могла издавать звуки, похо-
естественными способностями и тья грязная. Ну, то есть это не хо- рана. Причём корень «мор/мар», жие на крики птиц.
обитающим рядом с людьми. В на- зяйка небрежная и криворукая, а связанный со словами «смерть» Есть и ещё одна версия. Мож-
родных поверьях это существо, кикимора виновата. и «морок», очень древний, о чём но вспомнить, что кикой назы-
как правило, женского пола. Вот Чаще всего кикимора обитает говорит его присутствие во мно- вали женский головной убор. И,
на этом сходится большинство в доме рядом с людьми, но неред- гих индоевропейских языках. На возможно, этим названием под-
рассказов о кикиморах. А дальше ко встречаются упоминания и о латыни смерть — mors, на фран- чёркивали, что кикимора — это
всё непонятно и туманно. болотных кикиморах, которые за- цузском — mort, на литовском — вредоносная сущность именно
Описывают её по-разному. Ча- манивают людей в трясину. Мож- mirtis, на испанском — muerte, на женского пола — кика-мора. Но
ще всего она выглядит как ма- но встретить такую точку зрения, сербском — smrt и т. д. тут есть ещё одни интересный
подтверждённую
некоторыми
Кикимора — пожалуй, самый ленькая, тощая и неопрятная ста- сказками, что кикимора — это же- Получается, кикимора — дух момент. Такой головной убор,
как кика, часто был с рогами. Ро-
загадочный персонаж русско рушка. Сверхъестественную сущ- на домового. Но тогда что ей де- смерти или сущность, насылаю-
щая на людей морок, кошмары. гатая кика — это не для красно-
ность выдают птичьи лапы или
го фольклора. С одной сторо длинный нос. Но есть истории, где лать на болоте? По крайней мере, она такой была го словца, действительно рога на
В общем, представления об
ны, кто же не слышал о кики кикимора описывается как доста- этом существе самые разные, но в далёком прошлом, пока не прев- этом уборе были. Делали их иног-
морах, а с другой — никто тол точно молодая женщина или даже главное, что все неприятности в ратилась в мелкого пакостного да из плотной ткани, а то наби-
вали соломой или скручивали из
ком не знает, кто это, как вы девушка, но тоже в рваной одеж- доме легко было свалить на кики- домашнего духа. бересты, а потом обшивали доро-
А что тогда означает пер-
глядит, какими сверхъестест де, часто с горбом и птичьими или мору. Правда, это сравнительно вая часть слова «кикимора»? Вот гой материей, украшали вышив-
паучьими лапами. И уж совсем
венными способностями обла редко встречается упоминание о новые мифы и былички, которые здесь единого мнения нет. По од- кой и бисером. Остаётся неясным
появились не раньше XVII века, а
дает, где обитает и что от неё кикиморе мужского пола. Это су- судя по имени, кикимора — древ- ной версии, «кик» — это клок во- вопрос — зачем? Предполага-
больше — вреда или пользы. щество может оборачиваться в нее существо, пришедшее из язы- лос, а кикимора — означает лох- ют, что рога выполняли функцию
оберега. А, возможно, русские
Потому что слухи об этом су животных или становиться на них ческих мифов. матая, растрёпанная. Что, кста- женщины, надевая такой голов-
похожим, например, на собаку, ку-
ти, подтверждается и другим
ществе ходят самые противо рицу, свинью. вариан том названия этого суще- ной убор, кому-то подражали?
речивые. Да и имя у неё какое Кикимора относится к злов- Что не так с именем? ства — шишимора. Однако не Кому? Может, той, древней кики-
то странное. Домовой, леший, редным существам, хотя и не Действительно, название «ки- исключено, что это совсем дру- море, которая ещё не стала мел-
ким бесом?
болотник, банник — их имена смертоносным. Она любит пакост- кимора» — и есть главная загадка гой дух, как раз имеющий отно-
этого существа. Оно явно состав-
ничать, например, гонять кур, ро-
шение к домовому, которого во
говорят сами за себя. А кики нять горшки с печи, рвать недо- ное, причём вторая его часть «мо- многих местах называют шишок, «Ловец снов»
мора кто такая? пряденную хозяйкой и оставлен- ра» — очень напоминает назва- а его жену шишига. Дзен