Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27

«Родовая Земля»                                                                                           МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ               •  27
           № 6 (227), июнь 2023 г.

           Сказ о травах родных                                                                                                    травушек. Ой же как вы хороши!
                                                                                                                                      — Ой же сколько вас, родимых

                                                                                                                                      — Так учись у нас, коли разу-
                                                                                                                                   меешь, — сказал вьюнок.
                                                                                                                                      — Поучите, отчего  ж не по-
                                                                                                                                   учиться.
                  авно это было. Немногие  вался во снах неясных, а коли не                                                           Стали травы рассказывать
                  из cтариков-то знают, что  спал, то и не явствовал тоже. И                                                       ему о том, как выживают они да
                  были времена Буса Бе-  вот то впадал он в горечь и тоску,                                                        на что пригодны: кто на пищу,
           Длояра, избранника бого-      то вперекор тому старался разли-                                                          кто на крашенье, кто против хво-
           ва. И сбирал он воев-охотников  чить поболе вкруг себя. Воспом-                                                         рей помощник, а кто житием сво-
           да дружины князей малых и хо-  нил он сечу-бой быстрый да как                                                           им подсказывает, мол, как излов-
           дил он в походы ратные. Многие с  вдарило его сзади: «Знать, прихо-                                                     чаться надо. И так ещё было ка-
           ним были тогда, потому как на са-  дит моё время», — подумал. А тут                                                     кое-то время. Немало услышал
           мих небесах он был и возвернул-  бабочка на лицо ему села, почув-                                                       муж  то, да  всё дышал  и дышал.
           ся на землю, и много рёк о выш-  ствовал он её.                                                                         Знал он теперь, что в поле и без
           них ланах. Так вот и ратничал он   А потом стал чувствовать и                                                           вяленой говяды долго жить мож-
           с мужами добрыми — с русами  мошку разную. Да осерчал, да на-                                                           но, ежели лето красное стоит. А и
           разными.                      чал пробовать подняться. Ниче-                                                            на зиму натолочь можно корень-
              И вот в одной сече получил  го не вышло. «Нешто мука такая                                                           ев разных, да и печь хлеба. А и за-
           удар  мечом  один  из  его  воинов.  будет», — подумал. «А что это та-                                                  квасить можно травы многие, да
           Упал он в бурьян. Не заметили его  кое на лике моём, — поду мал, —                                                      и есть салаты...
           после сечи, когда своих подбира-  аль трава какая-то? Колка что-то.                                                        — Сколько же пользы в вас,
           ли. И лежал тот муж, лежал ни жив  Али бурьян какой?» Полежал, по-                                                      сколько  же жизни!  — вырвалось
           ни мёртв, кровь его запеклася на  глядел неким взором на тот уж и                                                       у мужа ратного из груди и закаш-
           одёже и не истекла. И вот откры-  неявный  лист,  что  лицо  его  при-                                                  лялся он.
           лося сознание его, и видел он се-  крыл: «По виду уж похож на осот».                                                       — Что же ты-то лежишь, нешто
           бя такого белого, как из дымки со-  Да-а-а...                                                                           умираешь?
           творённого, и как бы сверху, как   И вот как пролетал шаловли-                                                             — Ой ли, не могу встать.
           бы возлетая над землёй.       вец стрибожий, так и колол его                                                               И зашуршали травы, зашуме-
              Однако ж и неясно видел. Вот  лист  бурьянный. И  каждую  иго-  то всё как на нечисть смотрите на  тем да над полем многотравным.   ли:
           те на! А когда не видел ничего, то  лочку листа того он различал ла-  меня, человеки.     И хотелось ему прилечь на травы   — Полынь ему надо, полынь...
           чувствовал члены свои и спину,  нитами. И хоть ни жив ни мёртв   — Да нет, играем мы в детст-  и обнять их, подышать ими и лик   полынь...
           как по телесам холод пробира-  был, а и при этом чувствовал он,   ве-то колючками твоими, кидаем-  утереть. И обнимал, обнимал... Так   Тут почувствовал человек за-
           ется. Сам не поймёт: умер — не  что силы даже те уходят, кои мыс-  ся ими да шуткуем...   он возжелал встать телом-то, что   пах  полыни незабываемый  и оч-
           умер, сон — не сон, он ли это или  ли его питают.              — Что ж не шуткуешь?       опять обрёл разум  свой,  обрёл   нулся. Глядь-поглядь — небо ве-
           не он? Да-а-а...                 Да так и говорил он промеж    — Ни жив ни мёртв лежу, хочу  разум да и слышит:         чернее. Привстал на руки и на но-
              Так  и  лежал  долго.  И  уж  по-  себя разное, и начал говорить и к   встать, да не сдюжу. Но ты уж коли   — Обнимает нас.
           нял, что не спит. И великая печаль  бурьяну-осоту:          меня, коли.                      — Обнимает, обнимает.      ги встал, на меч опёрся. Вышел
           вошла в сердце его. Стал он при-  — Что колешь ты меня, бурья-  И так ещё было какое-то вре-  «Что такое? Кто такие?», — ду-  из бурьяна, вдохнул всей грудью,
           читать и горевать: «Что же это со  нушка?                   мя.                           малось ему.                   поднялся к полю, отдышался и
                                                                                                                                   сказал:
           мною?»                           — А это чтоб ты не засыпал.   — А пошто ты меня прикрыва-   Помедлил да и речёт:
              Меж тем стал он слышать вет-  «Вот те на», — удивился воин,  ешь, осотушка?               — Кто вы?                     — Спасибо, травушки роди-
           ра  шумок, шмеля полёт,  шурша-  потому как бы услышал мысли та-  — Жалею.                   — Мы... мы...  мурава.     мые! Спасибо, бурьяны матёрые!
           ние жука да трав шелест, это когда  кие от растения.           — А пошто жалеешь?            — Клевера мы.              Век не забуду.
           светло на лице и тепло было. Тут и   — Слышу ли я тебя али леший   — Похожи мы.              — Крапива.                    И пошёл к своим, дивясь сбыв-
           запахи к нему пришли разные. А  потешается?                    — А как же мы похожи?         — Лебеда, лебеда-а-а!..    шемуся. А когда домой добрался,
           видать-то ничего-таки и не видел.   — Осот я.                  — Ты крепко за жизнь дер-     Так и дальше понеслося, мол, и   обнаружил на рубахе три репяха,
           Ни рукой пошевелить, ни ногой...   — Погодь, погодь, бурьянуш-  жишься — и я. Ты от ворога ко-  душица, и зверобой, и кровохлёб-  подумал: «Распотешился осотуш-
           Что такое?                    ка, а что со мной?            лешься  —  и  я.  Попробуй  меня  ка, и горицвет... Вот ведь как слу-  ка, привечает...» — да и посадил
              А когда темень становилась    — Лежишь ты да кровью на-  вырвать.                      чилось — заговорили травы! И та-  их у дома.
           и знобко, то уж мышей слышал и  поил меня. А я тебя от воронья за-  — Э не-е-е... — и тут муж сно-  кое волнение в травах творилось,   Сказывали, ведуном он был
           кротов  слышал,  а пуще  кузнечи-  слонил.                  ва впал в какое-то безпамятство.  будто ветерком их колыхало.   потом — Травяном.
           ков. И понимал муж ратный, что   — Здрав же будь и цвети.   И виделось ему тем взором сво-   Задышал  воин  духмяностью
           это ночь. Так он лежал да забы-  — Так бы всегда и говорили, а  им место то, и парил он над яром  трав полевых и возрадовался:   https://ladyshka.ucoz.ru


                                         Кикимора — кто она такая





                                         Обратимся к мифам,            ную на ночь кудель. Правда, иног-  ние самых страшных духов, оли-  По версии русского этнографа
                                         сказкам и быличкам            да эти мелкие бесовки пытаются  цетворявших смерть и мор, а так-  С. В. Максимова, «кик» — это пти-
                                                                       помогать по хозяйству, но дела-
                                                                                                     же морок, то есть тёмное наваж-
                                                                                                                                   чий крик, недаром кикимору ча-
                                            Кикимора относится к низ-  ют всё небрежно: пряжа у них за-  дение, и мрак — тьму. Достаточ-  сто представляли с птичьими ла-
                                         шим мифологическим существам,  мусоленная и неровная, на шитье  но вспомнить, что славянскую бо-  пами, и по некоторым поверьям
                                         обладающим некоторыми сверхъ-  стёжка кривая, посуда после мы-  гиню смерти звали Мора или Мо-  она могла издавать звуки, похо-
                                         естественными  способностями и   тья грязная. Ну, то есть это не хо-  рана. Причём корень «мор/мар»,  жие на крики птиц.
                                         обитающим рядом с людьми. В на-  зяйка небрежная и криворукая, а  связанный со словами «смерть»   Есть и ещё одна версия. Мож-
                                         родных поверьях это существо,   кикимора виновата.          и «морок», очень древний, о чём  но вспомнить, что кикой назы-
                                         как правило, женского пола. Вот   Чаще всего кикимора обитает   говорит его присутствие во мно-  вали  женский  головной убор.  И,
                                         на этом сходится большинство   в доме рядом с людьми, но неред-  гих индоевропейских языках. На  возможно, этим названием под-
                                         рассказов о кикиморах. А дальше   ко встречаются упоминания и о   латыни смерть — mors, на фран-  чёркивали, что кикимора — это
                                         всё непонятно и туманно.      болотных кикиморах, которые за-  цузском — mort, на литовском —  вредоносная сущность именно
                                            Описывают её по-разному. Ча-  манивают людей в трясину. Мож-  mirtis, на испанском — muerte, на  женского пола — кика-мора. Но
                                         ще всего она выглядит как ма-  но встретить такую точку зрения,   сербском — smrt и т. д.  тут есть ещё одни  интересный
                                                                       подтверждённую
                                                                                         некоторыми
           Кикимора — пожалуй, самый     ленькая, тощая и неопрятная ста-  сказками, что кикимора — это же-  Получается, кикимора — дух  момент. Такой головной убор,
                                                                                                                                   как кика, часто был с рогами. Ро-
           загадочный персонаж русско­   рушка. Сверхъестественную сущ-  на домового. Но тогда что ей де-  смерти или сущность, насылаю-
                                                                                                     щая на людей морок, кошмары.  гатая кика — это не для красно-
                                         ность выдают птичьи лапы или
           го фольклора. С одной сторо­  длинный нос. Но есть истории, где   лать на болоте?         По крайней мере, она такой была  го словца, действительно рога на
                                                                          В общем, представления об
           ны, кто же не слышал о кики­  кикимора описывается как доста-  этом существе самые разные, но   в далёком прошлом, пока не прев-  этом уборе были. Делали их иног-
           морах, а с другой — никто тол­  точно молодая женщина или даже   главное, что все неприятности в   ратилась в мелкого пакостного   да из плотной ткани, а то наби-
                                                                                                                                   вали соломой или скручивали из
           ком не знает, кто это, как вы­  девушка, но тоже в рваной одеж-  доме легко было свалить на кики-  домашнего духа.      бересты, а потом обшивали доро-
                                                                                                        А  что  тогда  означает  пер-
           глядит, какими сверхъестест­  де, часто с горбом и птичьими или   мору. Правда, это сравнительно   вая часть слова «кикимора»? Вот   гой материей, украшали вышив-
                                         паучьими лапами. И уж совсем
           венными способностями обла­   редко встречается упоминание о   новые мифы и былички, которые   здесь единого мнения нет. По од-  кой и бисером. Остаётся неясным
                                                                       появились не раньше XVII века, а
           дает, где обитает и что от неё   кикиморе мужского пола. Это су-  судя по имени, кикимора — древ-  ной версии, «кик» — это клок во-  вопрос — зачем? Предполага-
           больше — вреда или пользы.    щество может оборачиваться в   нее существо, пришедшее из язы-  лос, а кикимора — означает лох-  ют, что рога выполняли функцию
                                                                                                                                   оберега. А, возможно, русские
           Потому что слухи об этом су­  животных или становиться на них   ческих мифов.             матая, растрёпанная. Что, кста-  женщины, надевая такой голов-
                                         похожим, например, на собаку, ку-
                                                                                                     ти, подтверждается и другим
           ществе ходят самые противо­   рицу, свинью.                                               вариан том названия этого суще-  ной убор, кому-то подражали?
           речивые. Да и имя у неё какое­   Кикимора относится к злов-  Что не так с именем?         ства — шишимора. Однако не    Кому? Может, той, древней кики-
           то странное. Домовой, леший,   редным существам, хотя и не     Действительно,  название  «ки-  исключено, что это совсем дру-  море, которая ещё не стала мел-
                                                                                                                                   ким бесом?
           болотник, банник — их имена   смертоносным. Она любит пакост-  кимора» — и есть главная загадка  гой дух, как раз имеющий отно-
                                                                       этого существа. Оно явно состав-
                                         ничать, например, гонять кур, ро-
                                                                                                     шение к домовому, которого во
           говорят сами за себя. А кики­  нять горшки с печи, рвать недо-  ное, причём вторая его часть «мо-  многих местах называют шишок,        «Ловец снов»
           мора кто такая?               пряденную хозяйкой и оставлен-  ра»  — очень  напоминает  назва-  а его жену шишига.                              Дзен
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32