Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26

26  • ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ                                                                                                       № 8 (229), август 2023 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»
           Культурные коды имени                                                                                                   ему известность и признание.


                                                                                                                                      Образы людей, несущих в себе
                                                                                                                                   нравственную чистоту и требова-
                                                                                                                                   тельность к жизни были основой
                                                                                                                                   творчества и другого русского пи-
                                                                                                                                   сателя — Василия Шукшина.
                                                                                                                                      Одним из ярких примеров ре-
                                                                                                                                   ализации имени «Василий» мож-
                                                                                                                                   но считать жизнь и деятельность
           Именная антропология          ских сценариев, один образ мыс-  ность. Имя задаёт некоторую огра-  формирует многие аспекты судь-  Василия Леонтьева — русского и
                                         ли и мира.                    ниченную область человеческого  бы его носителя.            американского экономиста (эко-
              В течение последнего столе-   В этой связи можно упомя-  бытия, с определёнными качест-   Рассмотрим каждую катего-  номика  —  наука  о  доме,  то есть
           тия усилившийся научный интерес   нуть введенное известным антро-  вами, специфическими формами  рию более подробно.    сакральном центре), создателя
           к человеку стал  причиной появ-  пологом М. Элиаде понятие «ми-  и способами существования, кото-                       теории межотраслевого анали-
           ления на  свет великого множест-  фологического локуса» — време-  рая отличается от других областей   Сакральные имена  за, лауреата Нобелевской премии
           ва антропологических теорий. Из-  ни и пространства, где происхо-  и имеет границы и пределы.                           по экономике за 1973 год. Неуди-
           учением развития человека и пои-  дит действие мифа. Здесь всегда и   Несмотря на несколько веков   Статусные имена, вписанные  вительно, что Леонтьев также был
           ском его места в мире заняты фи-  неизменно могут разворачивать-  «оцивилизовывания»,  и сегодня  в сакрально-бытовое простран-  одним из первых экономистов,
           зическая антропология, включая   ся одни и те же события, некая за-  каждый человек, являясь носите-  ство мира, состоят из совокупно-  озабоченных  воздействием эко-
           палеоантропологию, социальная   данная последовательность раз-  лем имени, хочет он того или нет,  сти букв, отражающих культурно-  номической активности на каче-
           и культурная антропология, вклю-  вития сюжета. Мифологический  живёт в культурных кодах и зани-  территориальные коды реального  ство окружающей среды.
           чая антропологию лингвистиче-  локус относится к тому, что «свер-  мает вполне определённую пози-  магистически выгороженного са-  В «землемерии всего государ-
           скую, когнитивную, политическую  шилось навсегда» или «было и бу-  цию в мире: определяет своё от-  крального пространства, и содер-  ства и сочинении обстоятельной
           и экономическую. Теми же вопро-  дет всегда и сейчас» и является не  ношение к священному и низко-  жат принципы и законы сакраль-  географии с ландкартами» нашел
           сами занимается философская ан-  чем иным, как мифологическим  му, разрешённому и запретно-  ного, статусного мира.     свое поприще российский гео-
           тропология и даже антропология  пространством Имени.        му, словом, пребывает в некоем   В  сакрально-бытовой  зоне  граф, экономист и государствен-
           права. Книг, статей и докладов, по-                         культурном пространстве. В этих  властвует Порядок. Это простран-  ный деятель — Василий Татищев,
           священных человеку, написано   Пространство Имени           пространствах действуют совер-  ство жизни и любви, прокреатив-  известный также как автор перво-
           и прочитано немало, но ясного и                             шенно разные законы существо-  ной сексуальности, направлен-  го капитального труда по русской
           определённого понимания, что же   Понятие пространства, а точ-  вания, обусловливающие различ-  ной  на  продолжение  рода,  в  ко-  истории, основатель Ставрополя-
           в онтологическом смысле есть та-  нее — пространства культурно-                                                         на-Волге (ныне Тольятти), Екате-
           кое человек и человеческое обще-  го,  крайне важно для постиже-                                                        ринбурга и Перми.
           ство, все еще не достигнуто.  ния тайны имени. Культурное про-
              Представляется, что ответы на  странство  объединяет в себе не                                                       Маргинальные имена
           многие спорные вопросы, по по-  только физическое — определён-
           воду которых в ученой среде за-  ный ландшафт, но и символиче-                                                             Маргинальные имена вписа-
           вязываются схватки не на жизнь, а  ское — все, что осуществляется                                                       ны в маргинальное пространст-
           на смерть, как всегда, лежат на по-  в сознании человека, его нормы,                                                    во мира. Они состоят из совокуп-
           верхности. Именно поэтому их ма-  обычаи и ритуалы. И сводит все                                                        ности букв, отражающих культур-
           ло кто замечает. Так, например, ис-  это воедино, опять-таки, миф.                                                      но-территориальные коды реаль-
           следования «Студии Имени» пока-  Любая мифология любого на-                                                             ного магистически выгорожен-
           зывают, что наиболее полную ин-  рода несет в себе понимание ми-                                                        ного маргинального пространст-
           формацию о человеке, мотивах его  ра, в котором сосуществуют как                                                        ва и содержат принципы и законы
           поведения и способе взаимодей-  минимум две части: с одной сто-                                                         маргинального мира.
           ствия с миром, а значит и об об-  роны, великий Порядок, органи-                                                           По  своим  характеристикам
           ществе  в  целом,  может  дать  Имя.  зованное Целое; с другой, вели-                                                   маргинальное пространство в кор-
           Но имя, понимаемое не как ярлык  кий Хаос, неорганизованный и не                                                        не отличается от сакрально-быто-
           или прозвище, а так, как видел его  подвластный логике, враждебный                                                      вого. Понятие «маргинальность»
           А.  Лосев: «Имя  есть  собственное  и не поддающийся никакому вли-                                                      (от лат.  margo —  граница, грань,
           слово личности, то слово, которое  янию или упорядочиванию. Такое                                                       край,  marginalis —  находящийся
           только она одна может дать и вы-  понимание пространства мира че-                                                       на краю)  —  используется  в  куль-
           явить о себе. В имени — диалек-  рез миф, который является своео-                                                       турологии и социологии для оп-
           тический синтез личности и ее вы-  бразным хранилищем групповых                                                         ределения пограничного положе-
           раженности, ее осмысленности, ее  представлений, позволяет чело-                                                        ния личности или группы по отно-
           словесности. Имя есть то, что вы-  веку правильно ориентироваться                                                       шению к какой-либо социальной
           ражено в личности, что выявле-  в пространстве повседневности.                                                          общности. Оно подчёркивает осо-
           но в ней, то, чем она является и се-  Не случайно четкое деление про-                                                   бый социальный статус (как пра-
           бе и всему иному. Имя личности и  странства мифа и мира лежит в                                                         вило, низкий), принадлежность к
           есть то, что мы, собственно говоря,  основе практически всех культур.                                                   меньшинству, которое находит-
           имеем в мифе. Миф есть разверну-  Именно пространство, по словам   ный культурный статус. С этой по-  тором мужчина и женщина высту-  ся на границе или вне социальной
           тое магическое имя...». Таким обра-  П. Флоренского, определяет спо-  зиции все имена можно разделить  пают как Бог и Богиня. Здесь воз-  структуры, существует за коном
           зом, имя есть свернутый миф, в ко-  соб мышления человека.  То есть   на пять категорий:  можен только человеческий стиль  (вне закона), ведёт образ жизни и
           тором каждая буква — архетипи-  отнесенность к определенной зо-  Статусные имена, вписанные  жизни и поведения и звучит чело-  исповедует ценности, отличные от
           ческий персонаж, участник мифо-  не культурного пространства сле-  в сакральное пространство мира.  веческая речь. Это пространство  общепринятой, бытовой нормы,
           логического сюжета. Именем опи-  дует воспринимать как источник   Маргинальные имена, вписан-  культуры, семьи, «закона Отца».  любое отклонение от которой вос-
           сывается территория, на которой  формирования образа мыслей че-  ные в маргинальное пространст-  Здесь значимы такие ценности как  принимается как нарушение, угро-
           действуют мифологические архе-  ловека и образа его жизни.  во мира.                      Жизнь, семья, дети и благополу-  за, преступление, болезнь, боль,
           типические сценарии, определяя   Наши предки, где бы они ни    Волховские, жреческие имена,  чие. Человек в этом пространстве  безумие, извращение, смерть.
           жизнь человека и его взаимодей-  жили, понимали, что культурное  позволяющие своим носителям  проявляет себя как «Хозяин» свое-  Состояние  маргинальности
           ствие с миром и людьми.       пространство разделено на зоны,  законно существовать как в мар-  го дела, как отец семейства.  имеет особенные топологические
              Миф — это не только преда-  предопределяющие их поведе-  гинальном, так и в сакральном    Носитель сакрального имени  свойства, главное из которых —
           ния  и  сказания,  но  прежде  всего  ние и образ жизни. Этим, напри-  пространствах в соответствии со  — это, прежде всего, труженик, ра-  возможность находиться только
           структура мышления человека,  мер, объясняется неадекватное  своей волей.                 чительный хозяин. Наиболее пол-  за краем, за границей сакрально-
           одна из его форм, которая по сей  поведение многих «приличных»   Статусно  неопределенные  но он проявляет себя в том, что на-  го пространства, занимать край-
           день укоренена в сознании чело-  дома людей, попадающих за гра-  (смешанные) имена, не прописан-  зывается повседневностью. Имен-  нее, предельное положение или
           века. Социальная структура обще-  ницу или находящихся в команди-  ные ни в одном из пространств.  но в бытовой среде представите-  состояние. Понятие «маргиналь-
           ства до сих пор сохранила мифо-  ровке в другом городе. Дело не в   Оборотнические имена, у но-  ли сакральных имен реализуют се-  ности» несёт не только значение
           логические основы. Именно миф  порочности конкретного туриста,  сителей которых активация ко-  бя на сто процентов и добиваются  пребывания на границе или у пре-
           составляет основу социальной и  просто каждая культурно марки-  дов того или иного пространства  значительного успеха и признания.  дела, но выражает сам процесс
           культурной жизни.             рованная зона активирует у него  («оборачивание») происходит в   Одним из имен сакральной зо-  перехода, нарушения границ, до-
              Мифы — это традиция, кол-  адекватные именно ей формы по-  зависимости от случайных обсто-  ны является имя «Василий». По-  стижения и преодоления предела,
           лективные представления, благо-  ведения  и подавляет все осталь-  ятельств.              нимание его как кальки от грече-  отклонения, удаления от некото-
           даря которым в сознании индиви-  ные, с ней несовместимые. Для то-  Большинство имен прочно  ского «базилеус» (царственный) в  рого символического центра цен-
           да создаются глубинные представ-  го, чтобы рассмотреть эти зоны,  укоренены в каком-то одном куль-  корне ошибочно. Недаром все из-  ностной системы координат, то
           ления о себе и окружающем ми-  необходимо понять природу их  турном пространстве: сакраль-  вестные русские великие князья  есть от сакрального центра.
           ре. И эта наиболее глубоко укоре-  появления и обозначить границы.  ном или маргинальном. Осталь-  и цари с именем Василий (Васи-  Таким образом, маргиналь-
           ненная в сознании область оста-  Вопрос того, где и как прохо-  ные относятся либо к волховским  лий I, II, III, Василий Шуйский) име-  ная зона — это пространство Ди-
           ется почти неизменяемой. Она и  дят антропологические границы  именам, дающим своим облада-  ли очень непростые, порой траги-  кого поля, войны, борьбы, кон-
           есть та система, которая влияет на  культурного пространства и что  телям способность одновремен-  ческие судьбы, и все умерли от тя-  фликта, смерти и мужских иници-
           поведение индивида, причем по  их создает, современные социо-  но существовать и в сакральной,  желых недугов.          аций. Здесь действует маргиналь-
           большей части неосознанно, авто-  логия, философия и культуроло-  и в маргинальной зоне без вре-  Русский писатель, публицист  ная сексуальность, не направлен-
           матически. Но миф не принужда-  гия оставляют открытым.     да для своей психики, либо к ста-  и философ Василий Розанов не  ная на продолжение рода. В мар-
           ет к определённому поведению.    Между тем, исследования «Сту-  тусно неопределенным и оборот-  стремился к вершинам власти, но  гинальном поле культивируются
           Принуждение возможно только  дии Имени» показали, что такой  ническим именам: они, каждое по  его работы, в которых сочетались  ярость, бешенство, героизм. Это
           в  ситуации  выбора,  —  а как  раз  границей является имя, опреде-  своим причинам, не могут полно-  религиозно-экзистенциональное  пространство, где мужчина и жен-
           его здесь и нет! Индивидуальный  ляющее для своего носителя ме-  ценно реализовать себя ни в са-  умонастроение и критика христи-  щина существуют не как Бог и Бо-
           миф, разворачивающийся в име-  ру, в которой его деятельность в  кральном, ни в маргинальном, но  анского аскетизма, культ нацио-  гиня, а как самец и самка. Если в
           ни человека, создает простран-  природной и социокультурной си-  при этом в них присутствуют зна-  нальных истоков и апофеоз семьи  сакральном пространстве мужчи-
           ство, где возможен только один-  стемах сохраняет свои качества,  ки и того, и другого. Отнесённость  и пола (в котором Розанов видел  на — Супруг и Отец, то в марги-
           единственный набор поведенче-  функции и внутреннюю соразмер-  имени к какой-либо из этих зон и  первооснову жизни), принесли  нальном — любовник, герой, ис-
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31