Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26
26 • ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ № 8 (229), август 2023 г.
«Родовая Земля»
Культурные коды имени ему известность и признание.
Образы людей, несущих в себе
нравственную чистоту и требова-
тельность к жизни были основой
творчества и другого русского пи-
сателя — Василия Шукшина.
Одним из ярких примеров ре-
ализации имени «Василий» мож-
но считать жизнь и деятельность
Именная антропология ских сценариев, один образ мыс- ность. Имя задаёт некоторую огра- формирует многие аспекты судь- Василия Леонтьева — русского и
ли и мира. ниченную область человеческого бы его носителя. американского экономиста (эко-
В течение последнего столе- В этой связи можно упомя- бытия, с определёнными качест- Рассмотрим каждую катего- номика — наука о доме, то есть
тия усилившийся научный интерес нуть введенное известным антро- вами, специфическими формами рию более подробно. сакральном центре), создателя
к человеку стал причиной появ- пологом М. Элиаде понятие «ми- и способами существования, кото- теории межотраслевого анали-
ления на свет великого множест- фологического локуса» — време- рая отличается от других областей Сакральные имена за, лауреата Нобелевской премии
ва антропологических теорий. Из- ни и пространства, где происхо- и имеет границы и пределы. по экономике за 1973 год. Неуди-
учением развития человека и пои- дит действие мифа. Здесь всегда и Несмотря на несколько веков Статусные имена, вписанные вительно, что Леонтьев также был
ском его места в мире заняты фи- неизменно могут разворачивать- «оцивилизовывания», и сегодня в сакрально-бытовое простран- одним из первых экономистов,
зическая антропология, включая ся одни и те же события, некая за- каждый человек, являясь носите- ство мира, состоят из совокупно- озабоченных воздействием эко-
палеоантропологию, социальная данная последовательность раз- лем имени, хочет он того или нет, сти букв, отражающих культурно- номической активности на каче-
и культурная антропология, вклю- вития сюжета. Мифологический живёт в культурных кодах и зани- территориальные коды реального ство окружающей среды.
чая антропологию лингвистиче- локус относится к тому, что «свер- мает вполне определённую пози- магистически выгороженного са- В «землемерии всего государ-
скую, когнитивную, политическую шилось навсегда» или «было и бу- цию в мире: определяет своё от- крального пространства, и содер- ства и сочинении обстоятельной
и экономическую. Теми же вопро- дет всегда и сейчас» и является не ношение к священному и низко- жат принципы и законы сакраль- географии с ландкартами» нашел
сами занимается философская ан- чем иным, как мифологическим му, разрешённому и запретно- ного, статусного мира. свое поприще российский гео-
тропология и даже антропология пространством Имени. му, словом, пребывает в некоем В сакрально-бытовой зоне граф, экономист и государствен-
права. Книг, статей и докладов, по- культурном пространстве. В этих властвует Порядок. Это простран- ный деятель — Василий Татищев,
священных человеку, написано Пространство Имени пространствах действуют совер- ство жизни и любви, прокреатив- известный также как автор перво-
и прочитано немало, но ясного и шенно разные законы существо- ной сексуальности, направлен- го капитального труда по русской
определённого понимания, что же Понятие пространства, а точ- вания, обусловливающие различ- ной на продолжение рода, в ко- истории, основатель Ставрополя-
в онтологическом смысле есть та- нее — пространства культурно- на-Волге (ныне Тольятти), Екате-
кое человек и человеческое обще- го, крайне важно для постиже- ринбурга и Перми.
ство, все еще не достигнуто. ния тайны имени. Культурное про-
Представляется, что ответы на странство объединяет в себе не Маргинальные имена
многие спорные вопросы, по по- только физическое — определён-
воду которых в ученой среде за- ный ландшафт, но и символиче- Маргинальные имена вписа-
вязываются схватки не на жизнь, а ское — все, что осуществляется ны в маргинальное пространст-
на смерть, как всегда, лежат на по- в сознании человека, его нормы, во мира. Они состоят из совокуп-
верхности. Именно поэтому их ма- обычаи и ритуалы. И сводит все ности букв, отражающих культур-
ло кто замечает. Так, например, ис- это воедино, опять-таки, миф. но-территориальные коды реаль-
следования «Студии Имени» пока- Любая мифология любого на- ного магистически выгорожен-
зывают, что наиболее полную ин- рода несет в себе понимание ми- ного маргинального пространст-
формацию о человеке, мотивах его ра, в котором сосуществуют как ва и содержат принципы и законы
поведения и способе взаимодей- минимум две части: с одной сто- маргинального мира.
ствия с миром, а значит и об об- роны, великий Порядок, органи- По своим характеристикам
ществе в целом, может дать Имя. зованное Целое; с другой, вели- маргинальное пространство в кор-
Но имя, понимаемое не как ярлык кий Хаос, неорганизованный и не не отличается от сакрально-быто-
или прозвище, а так, как видел его подвластный логике, враждебный вого. Понятие «маргинальность»
А. Лосев: «Имя есть собственное и не поддающийся никакому вли- (от лат. margo — граница, грань,
слово личности, то слово, которое янию или упорядочиванию. Такое край, marginalis — находящийся
только она одна может дать и вы- понимание пространства мира че- на краю) — используется в куль-
явить о себе. В имени — диалек- рез миф, который является своео- турологии и социологии для оп-
тический синтез личности и ее вы- бразным хранилищем групповых ределения пограничного положе-
раженности, ее осмысленности, ее представлений, позволяет чело- ния личности или группы по отно-
словесности. Имя есть то, что вы- веку правильно ориентироваться шению к какой-либо социальной
ражено в личности, что выявле- в пространстве повседневности. общности. Оно подчёркивает осо-
но в ней, то, чем она является и се- Не случайно четкое деление про- бый социальный статус (как пра-
бе и всему иному. Имя личности и странства мифа и мира лежит в вило, низкий), принадлежность к
есть то, что мы, собственно говоря, основе практически всех культур. меньшинству, которое находит-
имеем в мифе. Миф есть разверну- Именно пространство, по словам ный культурный статус. С этой по- тором мужчина и женщина высту- ся на границе или вне социальной
тое магическое имя...». Таким обра- П. Флоренского, определяет спо- зиции все имена можно разделить пают как Бог и Богиня. Здесь воз- структуры, существует за коном
зом, имя есть свернутый миф, в ко- соб мышления человека. То есть на пять категорий: можен только человеческий стиль (вне закона), ведёт образ жизни и
тором каждая буква — архетипи- отнесенность к определенной зо- Статусные имена, вписанные жизни и поведения и звучит чело- исповедует ценности, отличные от
ческий персонаж, участник мифо- не культурного пространства сле- в сакральное пространство мира. веческая речь. Это пространство общепринятой, бытовой нормы,
логического сюжета. Именем опи- дует воспринимать как источник Маргинальные имена, вписан- культуры, семьи, «закона Отца». любое отклонение от которой вос-
сывается территория, на которой формирования образа мыслей че- ные в маргинальное пространст- Здесь значимы такие ценности как принимается как нарушение, угро-
действуют мифологические архе- ловека и образа его жизни. во мира. Жизнь, семья, дети и благополу- за, преступление, болезнь, боль,
типические сценарии, определяя Наши предки, где бы они ни Волховские, жреческие имена, чие. Человек в этом пространстве безумие, извращение, смерть.
жизнь человека и его взаимодей- жили, понимали, что культурное позволяющие своим носителям проявляет себя как «Хозяин» свое- Состояние маргинальности
ствие с миром и людьми. пространство разделено на зоны, законно существовать как в мар- го дела, как отец семейства. имеет особенные топологические
Миф — это не только преда- предопределяющие их поведе- гинальном, так и в сакральном Носитель сакрального имени свойства, главное из которых —
ния и сказания, но прежде всего ние и образ жизни. Этим, напри- пространствах в соответствии со — это, прежде всего, труженик, ра- возможность находиться только
структура мышления человека, мер, объясняется неадекватное своей волей. чительный хозяин. Наиболее пол- за краем, за границей сакрально-
одна из его форм, которая по сей поведение многих «приличных» Статусно неопределенные но он проявляет себя в том, что на- го пространства, занимать край-
день укоренена в сознании чело- дома людей, попадающих за гра- (смешанные) имена, не прописан- зывается повседневностью. Имен- нее, предельное положение или
века. Социальная структура обще- ницу или находящихся в команди- ные ни в одном из пространств. но в бытовой среде представите- состояние. Понятие «маргиналь-
ства до сих пор сохранила мифо- ровке в другом городе. Дело не в Оборотнические имена, у но- ли сакральных имен реализуют се- ности» несёт не только значение
логические основы. Именно миф порочности конкретного туриста, сителей которых активация ко- бя на сто процентов и добиваются пребывания на границе или у пре-
составляет основу социальной и просто каждая культурно марки- дов того или иного пространства значительного успеха и признания. дела, но выражает сам процесс
культурной жизни. рованная зона активирует у него («оборачивание») происходит в Одним из имен сакральной зо- перехода, нарушения границ, до-
Мифы — это традиция, кол- адекватные именно ей формы по- зависимости от случайных обсто- ны является имя «Василий». По- стижения и преодоления предела,
лективные представления, благо- ведения и подавляет все осталь- ятельств. нимание его как кальки от грече- отклонения, удаления от некото-
даря которым в сознании индиви- ные, с ней несовместимые. Для то- Большинство имен прочно ского «базилеус» (царственный) в рого символического центра цен-
да создаются глубинные представ- го, чтобы рассмотреть эти зоны, укоренены в каком-то одном куль- корне ошибочно. Недаром все из- ностной системы координат, то
ления о себе и окружающем ми- необходимо понять природу их турном пространстве: сакраль- вестные русские великие князья есть от сакрального центра.
ре. И эта наиболее глубоко укоре- появления и обозначить границы. ном или маргинальном. Осталь- и цари с именем Василий (Васи- Таким образом, маргиналь-
ненная в сознании область оста- Вопрос того, где и как прохо- ные относятся либо к волховским лий I, II, III, Василий Шуйский) име- ная зона — это пространство Ди-
ется почти неизменяемой. Она и дят антропологические границы именам, дающим своим облада- ли очень непростые, порой траги- кого поля, войны, борьбы, кон-
есть та система, которая влияет на культурного пространства и что телям способность одновремен- ческие судьбы, и все умерли от тя- фликта, смерти и мужских иници-
поведение индивида, причем по их создает, современные социо- но существовать и в сакральной, желых недугов. аций. Здесь действует маргиналь-
большей части неосознанно, авто- логия, философия и культуроло- и в маргинальной зоне без вре- Русский писатель, публицист ная сексуальность, не направлен-
матически. Но миф не принужда- гия оставляют открытым. да для своей психики, либо к ста- и философ Василий Розанов не ная на продолжение рода. В мар-
ет к определённому поведению. Между тем, исследования «Сту- тусно неопределенным и оборот- стремился к вершинам власти, но гинальном поле культивируются
Принуждение возможно только дии Имени» показали, что такой ническим именам: они, каждое по его работы, в которых сочетались ярость, бешенство, героизм. Это
в ситуации выбора, — а как раз границей является имя, опреде- своим причинам, не могут полно- религиозно-экзистенциональное пространство, где мужчина и жен-
его здесь и нет! Индивидуальный ляющее для своего носителя ме- ценно реализовать себя ни в са- умонастроение и критика христи- щина существуют не как Бог и Бо-
миф, разворачивающийся в име- ру, в которой его деятельность в кральном, ни в маргинальном, но анского аскетизма, культ нацио- гиня, а как самец и самка. Если в
ни человека, создает простран- природной и социокультурной си- при этом в них присутствуют зна- нальных истоков и апофеоз семьи сакральном пространстве мужчи-
ство, где возможен только один- стемах сохраняет свои качества, ки и того, и другого. Отнесённость и пола (в котором Розанов видел на — Супруг и Отец, то в марги-
единственный набор поведенче- функции и внутреннюю соразмер- имени к какой-либо из этих зон и первооснову жизни), принесли нальном — любовник, герой, ис-