Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27
«Родовая Земля» ИСТОКИ • 27
№ 12 (233), декабрь 2023 г.
стоит не в описании сарафана, А.С. Пушкин и русская
«Он при самом начале своём
уже был национален, потому что
истинная национальность со
но в самом духе народа. Поэт да
же может быть и тогда национа
лен, когда описывает совершенно национальная одежда
сторонний мир, но глядит на него
глазами своей национальной сти
хии, глазами своего народа, ког
да чувствует и говорит так, что
соотечественникам его кажется, Ему Стенька Разин
будто это чувствуют и говорят Не отдаёт шубы».
они сами» (Н. В. Гоголь).
Хрущатые камки — это тка-
жизни Александра Серге- ни особенные. Они — с хрустом, с
евича Пушкина, как мо- тем звуком, который присущ осо-
жет быть ни в одной дру- бо дорогой парче. Но эти ткани не
В гой, проявилась столь явно из шёлка, а из льна. Собольи, боб-
и ярко, столь остро — вся особен- ровы шубы были в цене и в старо-
ность национального духа, явив- давние времена. И неспроста вое-
шего нам его в полной силе и сво- вода стал требовать у Стеньки Ра-
боде. Он поглядел (по словам Го- зина отдать товар. Ведь такому то-
голя) на мир глазами националь- вару и цены-то (даже по тем вре-
ной стихии, показав всему ми- менам!) не было.
ру, что такое русский человек, ка- В «Сказка о рыбаке и рыбке»
ков его быт и нравы, как он любит, мы опять встречаем очень инте-
страдает, тоскует, каков его ду- ресное описание русской одежды.
ховный мир. Пушкин с гордостью
поднял русский язык, самою ду- «Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
шу народа, на вершины грядуще-
го, обратив к нему на все времена На крыльце сидит его старуха
В дорогой соболей душегрейке,
весь подлунный мир.
Об этом много писалось. Мне Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
бы хотелось обратить внимание На руках золотые перстни,
читателей на казалось бы второ- На ногах красные сапожки».
степенный пример из жизни и будет её носить и что родные не рах, в русской цветной измятой Потом приблизилась другая;
творчества поэта — на отношение усмотрят в этом ничего предосу- рубахе, повязанной вытертым Лазурный, пышный сарафан Кичка, кика — это присущий
Пушкина к национальной одежде, дительного. Но главное, Пушкину шейным платком, Пушкин пока Одел Людмилы стройный стан. уже замужней женщине «бабий»
к исконно русской, в которой он были близки по духу люди, в боль- головной убор. Кичка может
любил ходить, о которой знал из шинстве своём одетые просто, по- зался мне при встрече в Черниго Княжне последняя девица быть «с рогами», то есть с высоко
ве похожим на своего бедно одето
Жемчужный пояс подаёт».
самой жизни, которую с необык- поднятым остроконечным вер-
новенной точностью описывал в русски. го слугу...». хом, символизируя причастность
Душегреи, простые и пыш-
А вот как вспоминает о встре-
Эти примеры подтвержда-
своих произведениях. ные сарафаны, юбки, шубы и шуб- че с Пушкиным на Святогорской ют, что поэт не из фольклорных хозяйки дома к ведению хозяйст-
Воспоминания современни- ва, к её заботам о скотьем роде,
ков и родных поэта говорят, что ки, кички, красные ленты, венцы, ярмарке в 1825 году Иван Лапин, источников, а из действитель- о домошерстной скотине. Душег-
Александр Сергеевич с само- сюртуки, кафтаны, все они нашили сын местного купца Игната Лапи- ности черпал материал для лите-
го детства носил русскую рубаху место в поэзии Пушкина. Нарисо- на: ратурных произведений, что он рея была частью русского костю-
ма. Её название говорит само за
и шаровары, его не принуждали ванные порой несколькими сло- «...И здесь имел счастье ви придавал огромное значение то-
рядиться в стеснённые пантало- весными чертами, они незабывае- деть Александра Сергеевича, го му, что в его времени девушки себя. А вот красные сапожки —
это излюб ленная поэтом деталь,
ны, завязывать туго шейный пла- мо предстают нам, являя всю кра- сподина Пушкина, который неко убирают волосы, заплетая их в ко- которой он пользовался в сво-
ток, надевать сюртук. Он любил соту и свою ценность. торым образом удивил стран су. Ему было отрадно писать, что их произведениях, восхищаясь
деревню, любил землю, выходил Пушкин часто рисовал на сти- ною своею одеждою, а например: у девичий головной убор — это ве- красотой, которую могли создать
часто из дома босым, ходил дол- хотворных листах портреты и ли- него была надета на голове соло нец, а перловые украшения — русские мастера на Руси.
го по полям, по лесу, в дождь и в ца современников. Так вот сохра- менная шляпа, в ситцевой крас это украшения из речного жем- Ведь не богата яркими кра-
прохладу. нился рисунок, на котором Пуш- ной рубашке, опоясавши голубою чуга, чистейшего, как девичья ду- сками русская земля, а вот ка-
Арина Родионовна, няня по- кин изобразил свою няню. ленточкой, с железною в руке тро ша, что пышный сарафан девуш- кую красоту в своей одежде уме-
эта, к которой он был сердечно Вот она перед нами — в сво- стию...». ки обязательно подпоясывали, ли создавать и хранить, и пере-
привязан, была необычайно инте- ей молодости, та, которая его А. С. Андреев оставил воспо- чтобы ни одна недобрая сила не давать из рода в род наши пред-
ресна в своих пленительных рас- вскармливала. В прямоугольном минания о встрече с поэтом в на- тронула стана. В описании наря- ки. Красоту, которая, быть мо-
сказах про старину, про бываль- кокошнике, опять же собствен- чале лета 1827 года на Невском да Людмилы у поэта не допущено жет, и поныне спасает нашу гене-
щину. ными руками вышитом, своео- проспекте: неб режности. тическую память, нашу любовь к
В своей работе о Пушкине пи- бразном. По всему полю голов- «Одежда на нём была вовсе не Также тщательно Пушкин от- родной земле. Красоту, которую
сатель А. Слонимский даёт описа- ного убора явно проступает ри- петербургского покроя, в особен носился к изображению прошед- оставил навечно русскому наро-
ние дня рождения, 26 мая 1811 го- сунок растительный, листья трав. ности же картуз престранного шего времени, в особенности к ду в своей заветной лире Алек-
да, когда Александру Пушкину ис- По спине молодой Арины спуще- вида». тому, во что оно одето. В стихах сандр Сергеевич Пушкин, сол-
полнилось 12 лет: на коса. Она в головном уборе, 16 сентября 1827 года о о Стеньке Разине мы находим, к нечность и лучезарность, глу-
«Первым его поздравила няня. присущем молодой женщине, в А. Н. Вульф писал: примеру, перечисления товаров, бинную национальную самобыт-
Она подстерегла минуту, когда одежде традиционной, народ- «По шаткому крыльцу вошёл я которыми торговали купцы: кам- ность, подлинно русскую духов-
он проснулся, подошла осторож ной: в сарафане и рубахе с пыш- в ветхую хижину первенствующе ча, шубы, парча... Но также у по- ность.
но, так, чтобы не слышно было её ными рукавами. го поэта русского. В молдавской эта мы можем найти ряд очень И перечитывая вновь наше-
тяжёлых шагов, к постели, поце И другой тут же рисунок ста- красной шапочке и халате увидел редких деталей, к примеру «хру- го Пушкина, мы чувствует себя
ловала ему руку и с улыбкой поло рой женщины, с повойником на я его за рабочим столом». щатые камки». Обратимся к сов- на своём месте достойно и есте-
жила на табурет красную рубаш голове. Этот любопытный образ Остались также воспоминания ременнику А. С. Пушкина, созда- ственно, и наш нрав тогда споко-
ку собственной работы с вышив даёт нам представление о той, современников, что Пушкина ча- телю знаменитого «Толкового ен. Его поэзия служит опорой и за-
кой по вороту и на обшлагах: «Но которую Пушкин называл подру- сто видели дома в очень широкой, словаря Великорусского живого щитой и в настоящее время, пи-
си на счастье. Не верь, что люди гой дней суровый, голубкой. Ти- красивой деревенской белой ру- языка» В. Далю. «Камка — шёл- тает наши корни, согревает душу,
говорят: в мае родиться — век хая и простая. И одновременно во башке, которая вся было в чудес- ковая китайская ткань с разво- обращает нас к истории Отечест-
маяться. Счастье — что пташ всём своём виде — живая, не об- ных кружевах. дами, камчатый — бранина или ва, к родной земле, к семье, род-
ка вольная: куда захотела, там и ременённая житейскими тяжестя- Русская родная одежда со- браное полотно, узорчатая ткань, ному очагу, и, конечно же, к наци-
села». ми, не удручённая невзгодами. А путствовала поэту всю жизни: и в идущая на столовое бельё, на по- ональному богатству: устоям, обы-
Свидетельства современни- ведь у неё жизнь была вовсе не счастье, и в невзгодах. В ней душе лотенца. В русском же значении чаям, культуре.
ков Пушкина, что он рос в роди- сладкой! Няня поэта как бы све- его было не тесно. полотно из камчатой ткани — из Хочется напомнить слова рус-
тельском доме в одеждах, кото- тится изнутри, излучает добрый В своих стихах, поэмах Пуш- льняной ткани». ского писателя Ф. М. Достоевско-
рые были под стать деревенскому нрав. кин, как искусный мастер, рисует го:
мальчику, а не барскому ребёнку, Сам Пушкин не расставался с несколькими словесными штри- «Ходил Стенька Разин «Не понимать русского Пуш
даёт нам возможность убедиться, исконной русской одеждой. Она хами образы своих героев. В поэ- В Астраханьгород кина — значит, не иметь права
что отношение поэта к своей оде- утешала и усмиряла его бушую- ме «Руслан и Людмила» его герои- Торговать товаром. называться русским. Он понимал
жде в дальнейшем по-настояще- щий нрав, не давала воли его го- ня, будучи в чертогах карлика-ча- Стал воевода русский народ и постиг его назна
му сложилось уже в самом дет- рячим порывам. родея, едва проснулась, как яви- требовать подарков. чение в такой глубине и в такой
стве, из осознания им и восприя- В 1824 году «опасному вольно- лись три девы, чтобы помочь ей Поднёс Стенька Разин обширности, как никогда и ни
тия именно в ту раннюю жизнен- думецу» Пушкину было предписа- одеться. Камки хрущатые, кто».
ную пору народных, глубинных но из Одессы ехать в Псковскую Камки хрущатые — П. РОЖНОВА
ценностей. В этой семье няня мо- губернию, в родовое село Михай- «Одна поближе подошла, Парчи золотые. https://vk.com/lubaslava_s_vyatki
гла себе позволить подарить сво- ловское. По дороге молодой по- Княжне воздушными перстами Стал воевода
ему воспитаннику рубашку с вы- эт А. И. Подолинский видел поэта Златую косу заплела Требовать шубы.
шитыми обшлагами, красную, са- с его дядькой — слугой, «степен- С искусством, Шуба дорогая:
мую что ни на есть — народную, ным стариком», и вот что написал в наши дни не новым, Полыто новы,
а значит, она была уверена, что своим родным: «В жёлтых нанко И обвила венцом перловым Одна боброва,
он ей будет несказанно рад, что вых, небрежно надетых шарова Окружность бледного чела. Другая соболья.