Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«Родовая Земля»                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  23
           № 12 (233), декабрь 2023 г.


              — Понимаете, у нас совер-
           шенно благополучная семья. Пол- Как мотивировать ребёнка учиться
           ная, материально обеспеченная,
           на крепком среднем уровне, с жи-
           лищными  условиями тоже  всё в
           порядке, у сына с пяти лет отдель-
           ная комната. Дети у нас любимые,
           ничем не обделены. Не заброшен-  ников. И всё это время я, конечно,  вокупности причин, которую мы  нок — главный участник. Цель —  возвращаю  его к  себе,  и в  конце
           ные и не сидят в гаджетах, гадже-  не могла не задумываться: а мо-  сейчас даже и не анализируем.  выбраться из кошмара, в котором  концов он признаёт: «Ага, я пожа-
           ты строго ограничены. Мы всег-  жет,  есть всё-таки что-нибудь та-  После того как все (включая  семья живёт последние полгода.  луй что даже собой горжусь, что у
           да уделяли детям время и внима-  кое, что могло бы повлиять имен-  ребёнка) отбросили идеи вроде  Надежда — есть.       меня такое получилось, я даже не
           ние и всегда, с самого начала, ста-  но на эту самую мотивацию?  «он способный, только ленивый»,   С учителями тоже договари-  ожидал...».
           рались их развивать и дать самое   Напрямую убедить или за-  «ему стоит только сосредоточить-  вались и всё объясняли. Я реко-  — Плевать на всех, — гово-
           лучшее. Жена читала книжки по  ставить ребёнка с вышеописан-  ся и взяться» и так далее, некое  мендовала родителям заготовить  рю тут я. — Хочешь ли ты повто-
           психологии, я тоже несколько лек-  ным анамнезом «хотеть учить-  облегчение уже наступало.  речь вроде следующего монолога:  рить всё это для себя, то есть пре-
           ций прослушал. Дети посещают  ся» — невозможно, это очевидно.   Что  я  объясняла  ребёнку?  У   «Волнуясь о происходящем,  одолеть трудности чисто для того,
           разнообразные кружки, мы их во-  Ждать, что он когда-нибудь «пере-  нас у всех внутри есть механизм:  мы плотно работаем с психоло-  чтобы получить глубокое удовлет-
           дили во все основные питерские  растёт и сам захочет», не соглас-  чем больше сил затратишь на до-  гом по экспериментальной мето-  ворение от своих возможностей и
           музеи...                      ны ни школа, ни в первую очередь  стижение чего-либо, тем больше  дике для преодоления очевид-  собственной полноценности?
              На этом моменте рассказа я  родители. Но, может быть, есть ка-  удовлетворения от этого достиже-  ных учебных и поведенческих   — Хочу, конечно, — говорит
           уже начинаю засыпать.         кой-нибудь обходной путь? Не-  ния получишь. То, что легко даёт-  проблем нашего ребёнка. В свя-  ребёнок (и кто же от такого отка-
              — Но, вероятно, где-то всё-та-  сколько лет назад некая рабочая  ся, удовлетворения фактически  зи с чем не затруднит ли вас, Ма-  жется?).
           ки произошёл сбой. Наш сын со-  гипотеза у меня возникла. И, раз-  не приносит вообще. Объясняла я  рья Петровна, вот тогда-то наше-  — Хорошо, — говорю я. —
           вершенно не хочет учиться. Сей-  умеется, я сразу стала её прове-  всё это на примере его собствен-  го ребёнка спросить про то, что  Тогда зови родителей и давай вы-
           час ему 12 лет, и в этом году всё  рять на практике.        ной жизни и на примере компью-  вы классу задавали? Или дать ему  бирать, где и когда.
           стало совсем критично. В четвер-  Есть в технике, в кибернетике  терных игр. Даже самые малень-  более-менее подробную обрат-  Одно из важнейших моих наб-
           ти выходит три неаттестации, то  и в биологии такое понятие, как  кие дети на этом этапе всё пони-  ную связь на заданную вами и вы-  людений — скандалы в семье
           есть попросту двойки. При этом  «обратная связь». В самом общем  мали правильно.          полненную им работу? Мы с пси-  прекращались ещё на этапе рабо-
           он совсем не дурак, а наоборот,  виде это вот что: на вход систе-  Дальше мы выбирали инди-  хологом были бы вам очень при-  ты ребёнка «во имя» новой цели.
           способный, одарённый мальчик.                                                                                           Хотя ребёнок и продолжает пло-
           Это все говорят. Да я и сам вижу,                                                                                       хо учиться практически по всем
           и мог бы, если бы не ленился и                                                                                          предметам, все заняты экспери-
           взялся как следует, учиться вооб-                                                                                       ментом, исполнены надежды и не
           ще без троек. В начальной школе                                                                                         обращают на это внимания. Сле-
           так и было. Правда, за уроки всег-                                                                                      довательно, у всех высвободи-
           да садились с боем — жена и тёща                                                                                        лись огромные энергетические
           его все эти годы просто букваль-                                                                                        ресурсы. Они друг друга снова ви-
           но сачком ловили и к ножке стула                                                                                        дят и любят — и это тоже работа-
           разве что не привязывали.                                                                                               ет по механизму обратной связи.
              Я всё ещё подрёмываю, так как                                                                                        Заметьте, родители остались теми
           слышала всё это с небольшими ва-                                                                                        же, школа то же, ребёнок отнюдь
           риациями никак не меньше десят-                                                                                         не поумнел, никакой «учебной мо-
           ка тысяч раз.                                                                                                           тивации» у него не появилось.
              — Но результаты были впол-                                                                                              В среднем, по моим наблю-
           не хорошие, учительница нахо-                                                                                           дениям, на возникновение «пет-
           дила  как-то  к нему подход  и  го-                                                                                     ли обратной связи» уходит от по-
           ворила, что он, когда не отвлека-                                                                                       лутора до трёх месяцев. Ребё-
           ется, очень хорошо схватывает. А                                                                                        нок привыкает к удовольствию
           вот в пятом классе, когда появи-                                                                                        от «преодоления»,  его хвалят за
           лись  разные  учителя  и кабинет-                                                                                       регулярные усилия, он хочет по-
           ная система, всё посыпалось. Он                                                                                         лучать всё это ещё и ещё и готов
           начал сначала отлынивать, потом                                                                                         вкладываться. Приблизительно в
           дерзить, потом врать, что ему ни-                                                                                       это же время (спустя три-четыре
           чего не задано. Из школы пошли                                                                                          месяца) вдруг становятся замет-
           жалобы, посыпались тройки, по-  мы подаётся сигнал, который яв-  видуально для каждого ребёнка  знательны, ведь без вас, опытно-  ными совершенно объективные
           том двойки... В общем, сейчас, в  ляется функцией выходного сиг-  узенький экспериментальный по-  го практика и блестящего педаго-  изменения к лучшему в оценках
           шестом  классе,  у  нас  всё  совсем  нала. Мы все — высшие живот-  лигон из его учебной жизни. Об-  га-специалиста, у нас просто ниче-  и даже в знаниях ребёнка по ря-
           плохо. Дома каждый день сканда-  ные, то есть невероятно слож-  щие принципы: с учителем по это-  го не выйдет!»        ду предметов.
           лы, жена пьёт успокоительные, а  ные биологические системы. И у  му предмету ещё не до конца ис-  Три семьи эту тираду за мной   «Эх, а ведь я могу и это — я
           он просто напрямую говорит, что  нас в  высшей нервной  деятель-  порчены отношения плюс ребё-  просто записывали на листочке и  сам, меня никто не заставлял!» —
           ему всё это сложно и неинтерес-  ности эволюционно сформиро-  нок к этому предмету не испыты-  потом заучивали наизусть — ко-  понимает ребёнок. Именно это в
           но. Понимаете, у него совершен-  валось достаточно много подсис-  вает отвращения. Для детей с хо-  му-то так может быть проще. Надо  корне меняет его личностную си-
           но нет мотивации себя преодоле-  тем, работающих как раз по прин-  рошей памятью годились дисци-  отметить, что «Марья Петровна»  туацию.
           вать, разбираться и вообще учить-  ципу «обратной связи». Вот имен-  плины типа литературы, истории  в ту самую петлю обратной связи   Три семьи, первые «подопыт-
           ся. Я — признаюсь вам, хотя мне  но этот факт я и решила исполь-  или обществознания. Для логи-  попадала мгновенно и надёжно  ные», решили проблему полно-
           самому стыдно, — даже один раз  зовать. И для начала предложи-  ков — естественно-научный цикл.  — ей, разумеется, льстило такое  стью. Дети не стали отличника-
           попытался его выпороть, но тут он  ла эксперимент трём семьям, в  Для детей без выраженных спо-  открытое признание её несомнен-  ми, но учились дальше вполне
           сказал, что если я ещё раз попро-  которых дети и родители пока-                                                        достойно и самостоятельно. Один
           бую, он пожалуется на меня в опе-  зались мне не особо умными, но                                                       мальчик даже поступил  в шко-
           ку, уйдёт из дома или выпрыгнет  весьма честолюбивыми. То есть   У нас у всех внутри есть механизм: чем                 лу  уровнем  повыше: из-за сфор-
           из окна. Тёща с женой буквально  от плохих учебных результатов и   больше сил затратишь на достижение                   мировавшегося   «достигаторст-
           повисли у меня на руках, а я уже в  постоянного учебного унижения                                                       ва» прежняя его уже не удовлет-
           тот момент совершенно вышел из  ребёнок ещё злился и страдал,   чего-либо, тем больше удовлетворения                    воряла.
           себя и мы едва с женой не подра-  но уже ничего не делал для её ис-                                                        Я предлагала осуществить по-
           лись — первый раз за 17 лет на-  правления.                   от этого достижения получишь. То, что                     добный эксперимент другим се-
           шего совершенно благополучно-    Предварительно  родителям  я   легко даётся, удовлетворения фактиче-                   мьям и наблюдала за изменени-
           го брака.                     объяснила способ функциониро-                                                             ями несколько лет. Значительная
              Тут я, естественно, уже просну-  вания и механизм обратной свя-  ски не приносит вообще.                             часть родителей сначала, конеч-
           лась.                         зи и весьма образно заявила, что                                                          но, воодушевлялась, а потом сду-
              — В общем, подытоживая:  наша конечная цель — накинуть                                                               валась: всё-таки это достаточно
           способностей у ребёнка и ресур-  ребёнку на шею петлю этой самой                                                        сложно, долго, последовательно.
           сов у нас, безусловно, достаточ-  обратной связи, чтобы дальше он  собностей на первом плане — об-  ных достоинств плюс было инте-  Но те, кто втягивался в процесс,
           но, так что наша основная задача  уже шёл, куда надо. Родители от  щая доброжелательность учителя  ресно продолжение.   демонстрировали значительные,
           — вернуть сыну учебную мотива-  такого образа, конечно, содрог-  и его потенциальная готовность   Ребёнок что-то там учил, ре-  а иногда и прямо очень хорошие
           цию. Скажите, что мы прямо сей-  нулись, но согласились попробо-  нам «подыграть».        шал  или по-иному мастрячил —  результаты. Дети становились са-
           час, срочно (время не ждёт) мо-  вать — просто не видели друго-  Потом мы говорили ребён-  долго, сложно, строго на пределе  мостоятельными и осознанны-
           жем для этого сделать?        го выхода.                    ку: «Учиться ты не хочешь, это мы  своих умственных возможностей.  ми, у многих улучшилась успева-
              Здесь я, уже совершенно прос-  Ребёнок  —  полноправный  помним. Сейчас ты у нас отправ-  За этим всем должны были вни-  емость.
           нувшаяся, честно отвечаю:     и в общем-то, конечно, главный  ляешься за экспериментальным  мательно проследить родители.   Бонус — на время экспери-
              — К сожалению, ничего.     участник эксперимента. Его осоз-  удовольствием по уже известной  Потом ребёнок представлял про-  мента скандалы прекращаются у
              И  мы  начинаем  работать,  то  нанное согласие обязательно.  тебе схеме:              деланную работу классу и Марье   всех. Иногда эксперимент свора-
           есть обсуждать разные действия  Цель эксперимента для ребёнка   1) затрачиваем достаточно  Петровне. За этим следовало об-  чивался, а скандалы всё равно не
           семьи, которые этой треклятой  — улучшить школьную успевае-  много сил и времени;         суждение: мы с ребёнком пыта-  возвращались. Конечно, такая ме-
           мотивации не касаются никак.  мость.                           2) получаем результат;     лись в первую очередь найти от-  тодика — не панацея. Но если ро-
              Раньше (лет пять назад) пик   Первый этап у нас был, как в   3) представляем его «городу и  вет на вопрос: каково тебе было   дителям уж очень хочется, чтобы
           подобных запросов приходил-   сообществе анонимных алкоголи-  миру», то есть родной школе;  в процессе? Любой ребёнок  сна-  ребёнок «сам захотел», стоит по-
           ся на детей 11–13 лет. А сейчас он  ков: всем надо честно признать,   4) обсуждаем, что получи-  чала пытается рассказать, что ска-  пробовать.
           здорово «помолодел» и на «отсут-  что на данный момент ребёнок  лось».                    зала Марья Петровна, как удиви-
           ствие мотивации» жалуются уже  нормально учиться не только не   Важно было обозначить, что  лись ребята, как похвалили роди-     Екатерина МУРАШОВА
           чуть ли не родители первокласс-  хочет, но и не может по некоей со-  это наш общий эксперимент. Ребё-  тели и так далее, но я раз за разом   https://vk.com/detiroditeli
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28