Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
«Родовая Земля» ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 23
№ 12 (233), декабрь 2023 г.
— Понимаете, у нас совер-
шенно благополучная семья. Пол- Как мотивировать ребёнка учиться
ная, материально обеспеченная,
на крепком среднем уровне, с жи-
лищными условиями тоже всё в
порядке, у сына с пяти лет отдель-
ная комната. Дети у нас любимые,
ничем не обделены. Не заброшен- ников. И всё это время я, конечно, вокупности причин, которую мы нок — главный участник. Цель — возвращаю его к себе, и в конце
ные и не сидят в гаджетах, гадже- не могла не задумываться: а мо- сейчас даже и не анализируем. выбраться из кошмара, в котором концов он признаёт: «Ага, я пожа-
ты строго ограничены. Мы всег- жет, есть всё-таки что-нибудь та- После того как все (включая семья живёт последние полгода. луй что даже собой горжусь, что у
да уделяли детям время и внима- кое, что могло бы повлиять имен- ребёнка) отбросили идеи вроде Надежда — есть. меня такое получилось, я даже не
ние и всегда, с самого начала, ста- но на эту самую мотивацию? «он способный, только ленивый», С учителями тоже договари- ожидал...».
рались их развивать и дать самое Напрямую убедить или за- «ему стоит только сосредоточить- вались и всё объясняли. Я реко- — Плевать на всех, — гово-
лучшее. Жена читала книжки по ставить ребёнка с вышеописан- ся и взяться» и так далее, некое мендовала родителям заготовить рю тут я. — Хочешь ли ты повто-
психологии, я тоже несколько лек- ным анамнезом «хотеть учить- облегчение уже наступало. речь вроде следующего монолога: рить всё это для себя, то есть пре-
ций прослушал. Дети посещают ся» — невозможно, это очевидно. Что я объясняла ребёнку? У «Волнуясь о происходящем, одолеть трудности чисто для того,
разнообразные кружки, мы их во- Ждать, что он когда-нибудь «пере- нас у всех внутри есть механизм: мы плотно работаем с психоло- чтобы получить глубокое удовлет-
дили во все основные питерские растёт и сам захочет», не соглас- чем больше сил затратишь на до- гом по экспериментальной мето- ворение от своих возможностей и
музеи... ны ни школа, ни в первую очередь стижение чего-либо, тем больше дике для преодоления очевид- собственной полноценности?
На этом моменте рассказа я родители. Но, может быть, есть ка- удовлетворения от этого достиже- ных учебных и поведенческих — Хочу, конечно, — говорит
уже начинаю засыпать. кой-нибудь обходной путь? Не- ния получишь. То, что легко даёт- проблем нашего ребёнка. В свя- ребёнок (и кто же от такого отка-
— Но, вероятно, где-то всё-та- сколько лет назад некая рабочая ся, удовлетворения фактически зи с чем не затруднит ли вас, Ма- жется?).
ки произошёл сбой. Наш сын со- гипотеза у меня возникла. И, раз- не приносит вообще. Объясняла я рья Петровна, вот тогда-то наше- — Хорошо, — говорю я. —
вершенно не хочет учиться. Сей- умеется, я сразу стала её прове- всё это на примере его собствен- го ребёнка спросить про то, что Тогда зови родителей и давай вы-
час ему 12 лет, и в этом году всё рять на практике. ной жизни и на примере компью- вы классу задавали? Или дать ему бирать, где и когда.
стало совсем критично. В четвер- Есть в технике, в кибернетике терных игр. Даже самые малень- более-менее подробную обрат- Одно из важнейших моих наб-
ти выходит три неаттестации, то и в биологии такое понятие, как кие дети на этом этапе всё пони- ную связь на заданную вами и вы- людений — скандалы в семье
есть попросту двойки. При этом «обратная связь». В самом общем мали правильно. полненную им работу? Мы с пси- прекращались ещё на этапе рабо-
он совсем не дурак, а наоборот, виде это вот что: на вход систе- Дальше мы выбирали инди- хологом были бы вам очень при- ты ребёнка «во имя» новой цели.
способный, одарённый мальчик. Хотя ребёнок и продолжает пло-
Это все говорят. Да я и сам вижу, хо учиться практически по всем
и мог бы, если бы не ленился и предметам, все заняты экспери-
взялся как следует, учиться вооб- ментом, исполнены надежды и не
ще без троек. В начальной школе обращают на это внимания. Сле-
так и было. Правда, за уроки всег- довательно, у всех высвободи-
да садились с боем — жена и тёща лись огромные энергетические
его все эти годы просто букваль- ресурсы. Они друг друга снова ви-
но сачком ловили и к ножке стула дят и любят — и это тоже работа-
разве что не привязывали. ет по механизму обратной связи.
Я всё ещё подрёмываю, так как Заметьте, родители остались теми
слышала всё это с небольшими ва- же, школа то же, ребёнок отнюдь
риациями никак не меньше десят- не поумнел, никакой «учебной мо-
ка тысяч раз. тивации» у него не появилось.
— Но результаты были впол- В среднем, по моим наблю-
не хорошие, учительница нахо- дениям, на возникновение «пет-
дила как-то к нему подход и го- ли обратной связи» уходит от по-
ворила, что он, когда не отвлека- лутора до трёх месяцев. Ребё-
ется, очень хорошо схватывает. А нок привыкает к удовольствию
вот в пятом классе, когда появи- от «преодоления», его хвалят за
лись разные учителя и кабинет- регулярные усилия, он хочет по-
ная система, всё посыпалось. Он лучать всё это ещё и ещё и готов
начал сначала отлынивать, потом вкладываться. Приблизительно в
дерзить, потом врать, что ему ни- это же время (спустя три-четыре
чего не задано. Из школы пошли месяца) вдруг становятся замет-
жалобы, посыпались тройки, по- мы подаётся сигнал, который яв- видуально для каждого ребёнка знательны, ведь без вас, опытно- ными совершенно объективные
том двойки... В общем, сейчас, в ляется функцией выходного сиг- узенький экспериментальный по- го практика и блестящего педаго- изменения к лучшему в оценках
шестом классе, у нас всё совсем нала. Мы все — высшие живот- лигон из его учебной жизни. Об- га-специалиста, у нас просто ниче- и даже в знаниях ребёнка по ря-
плохо. Дома каждый день сканда- ные, то есть невероятно слож- щие принципы: с учителем по это- го не выйдет!» ду предметов.
лы, жена пьёт успокоительные, а ные биологические системы. И у му предмету ещё не до конца ис- Три семьи эту тираду за мной «Эх, а ведь я могу и это — я
он просто напрямую говорит, что нас в высшей нервной деятель- порчены отношения плюс ребё- просто записывали на листочке и сам, меня никто не заставлял!» —
ему всё это сложно и неинтерес- ности эволюционно сформиро- нок к этому предмету не испыты- потом заучивали наизусть — ко- понимает ребёнок. Именно это в
но. Понимаете, у него совершен- валось достаточно много подсис- вает отвращения. Для детей с хо- му-то так может быть проще. Надо корне меняет его личностную си-
но нет мотивации себя преодоле- тем, работающих как раз по прин- рошей памятью годились дисци- отметить, что «Марья Петровна» туацию.
вать, разбираться и вообще учить- ципу «обратной связи». Вот имен- плины типа литературы, истории в ту самую петлю обратной связи Три семьи, первые «подопыт-
ся. Я — признаюсь вам, хотя мне но этот факт я и решила исполь- или обществознания. Для логи- попадала мгновенно и надёжно ные», решили проблему полно-
самому стыдно, — даже один раз зовать. И для начала предложи- ков — естественно-научный цикл. — ей, разумеется, льстило такое стью. Дети не стали отличника-
попытался его выпороть, но тут он ла эксперимент трём семьям, в Для детей без выраженных спо- открытое признание её несомнен- ми, но учились дальше вполне
сказал, что если я ещё раз попро- которых дети и родители пока- достойно и самостоятельно. Один
бую, он пожалуется на меня в опе- зались мне не особо умными, но мальчик даже поступил в шко-
ку, уйдёт из дома или выпрыгнет весьма честолюбивыми. То есть У нас у всех внутри есть механизм: чем лу уровнем повыше: из-за сфор-
из окна. Тёща с женой буквально от плохих учебных результатов и больше сил затратишь на достижение мировавшегося «достигаторст-
повисли у меня на руках, а я уже в постоянного учебного унижения ва» прежняя его уже не удовлет-
тот момент совершенно вышел из ребёнок ещё злился и страдал, чего-либо, тем больше удовлетворения воряла.
себя и мы едва с женой не подра- но уже ничего не делал для её ис- Я предлагала осуществить по-
лись — первый раз за 17 лет на- правления. от этого достижения получишь. То, что добный эксперимент другим се-
шего совершенно благополучно- Предварительно родителям я легко даётся, удовлетворения фактиче- мьям и наблюдала за изменени-
го брака. объяснила способ функциониро- ями несколько лет. Значительная
Тут я, естественно, уже просну- вания и механизм обратной свя- ски не приносит вообще. часть родителей сначала, конеч-
лась. зи и весьма образно заявила, что но, воодушевлялась, а потом сду-
— В общем, подытоживая: наша конечная цель — накинуть валась: всё-таки это достаточно
способностей у ребёнка и ресур- ребёнку на шею петлю этой самой сложно, долго, последовательно.
сов у нас, безусловно, достаточ- обратной связи, чтобы дальше он собностей на первом плане — об- ных достоинств плюс было инте- Но те, кто втягивался в процесс,
но, так что наша основная задача уже шёл, куда надо. Родители от щая доброжелательность учителя ресно продолжение. демонстрировали значительные,
— вернуть сыну учебную мотива- такого образа, конечно, содрог- и его потенциальная готовность Ребёнок что-то там учил, ре- а иногда и прямо очень хорошие
цию. Скажите, что мы прямо сей- нулись, но согласились попробо- нам «подыграть». шал или по-иному мастрячил — результаты. Дети становились са-
час, срочно (время не ждёт) мо- вать — просто не видели друго- Потом мы говорили ребён- долго, сложно, строго на пределе мостоятельными и осознанны-
жем для этого сделать? го выхода. ку: «Учиться ты не хочешь, это мы своих умственных возможностей. ми, у многих улучшилась успева-
Здесь я, уже совершенно прос- Ребёнок — полноправный помним. Сейчас ты у нас отправ- За этим всем должны были вни- емость.
нувшаяся, честно отвечаю: и в общем-то, конечно, главный ляешься за экспериментальным мательно проследить родители. Бонус — на время экспери-
— К сожалению, ничего. участник эксперимента. Его осоз- удовольствием по уже известной Потом ребёнок представлял про- мента скандалы прекращаются у
И мы начинаем работать, то нанное согласие обязательно. тебе схеме: деланную работу классу и Марье всех. Иногда эксперимент свора-
есть обсуждать разные действия Цель эксперимента для ребёнка 1) затрачиваем достаточно Петровне. За этим следовало об- чивался, а скандалы всё равно не
семьи, которые этой треклятой — улучшить школьную успевае- много сил и времени; суждение: мы с ребёнком пыта- возвращались. Конечно, такая ме-
мотивации не касаются никак. мость. 2) получаем результат; лись в первую очередь найти от- тодика — не панацея. Но если ро-
Раньше (лет пять назад) пик Первый этап у нас был, как в 3) представляем его «городу и вет на вопрос: каково тебе было дителям уж очень хочется, чтобы
подобных запросов приходил- сообществе анонимных алкоголи- миру», то есть родной школе; в процессе? Любой ребёнок сна- ребёнок «сам захотел», стоит по-
ся на детей 11–13 лет. А сейчас он ков: всем надо честно признать, 4) обсуждаем, что получи- чала пытается рассказать, что ска- пробовать.
здорово «помолодел» и на «отсут- что на данный момент ребёнок лось». зала Марья Петровна, как удиви-
ствие мотивации» жалуются уже нормально учиться не только не Важно было обозначить, что лись ребята, как похвалили роди- Екатерина МУРАШОВА
чуть ли не родители первокласс- хочет, но и не может по некоей со- это наш общий эксперимент. Ребё- тели и так далее, но я раз за разом https://vk.com/detiroditeli