Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26
26 • ИСТОКИ № 12 (233), декабрь 2023 г.
«Родовая Земля»
— грозный и неумолимый
бог морозов
гружая её в смертный сон. Это бо- Люты морозы — глубоки снеги.
лее безобидный образ, чем суро- Не скоро светусолнцу родиться, да
вый Карачун. Мороз — просто по- лёк солноворот. Хорошо медведю в тёплой
велитель зимних холодов. берлоге, и в голову косматому не приходит
Мороза представляли в образе стари- перевернуться на другой бок.
ка с длинной седой бородою. Зимой ходит А дни всё темней и короче.
он по полям и улицам и стучит: от его сту- На голодную кутью ты не забудь бро
ка начинаются трескучие морозы и сковы- сить Дуде первую ложку — Корочун кутью
людей. ваются реки льдами. любит. А будешь на Святках рядиться —
Кстати, по медве- • Если ударит он об угол избы, непре- нарядись медведем, Корочун медведя не
Декабрь — месяц длинных ночей и са- жьему хотению и зима студё- менно бревно треснет! Его дыхание произ- съест.
мых коротких дней. Издавна у народов Ев- ная длится: когда повернётся он водит сильную стужу. И разворчался, топает, медведь ка
разии был посвящён волку. Иногда он так и в своей берлоге на другой бок, так и зиме • Иней и сосульки — его слёзы, его за- тится по небу, стучит неугомонный — Ко
ровно половину пути до весны пройти оста-
назывался «волчий месяц». мёрзшие слова. Снежные облака — его во- рочун неугомонный...
У скандинавских племён существовал лось («На Солнцеворота медведь в берлоге лосы. Старый Котофей Котофеич, слад
миф о том, что глубоко в недрах земли Свет- поворачивается с одного бока на другой»). • Очень не любит он тех, кто дрожит и ко курлыкая, коротает корочуново долгое
Позднее люди стали считать Карачуна жалуется на стужу, а бодрым, весёлым, здо-
лыми Богами закован в цепи чудовищный богом скотьего падежа. время — рассказывает сказки.
волк Фенрир. Пока он находится в плену, Ночь Карачуна совпадает с зимним сол- ровым дарует крепость телесную и жаркий
миру ничего не угрожает, но на свободе но- нцеворотом и одним из самых холодных румянец. Надо заметить, что Карачун — один из
сятся по всему белому свету его дети. Они • С ноября по март Морозко такой мощи самых загадочных и малоизвестных празд-
питаются людскими грехами. Эти щенки мо- дней зимы, 22 декабря, когда перестают набирается, что даже Солнце перед ним ро- ников. Обычно исследователи определя-
гут вырасти до огромных размеров, и ког- укорачиваться дни, а ночи не удлиняются. беет! ют зимнее солнцестояние как начало но-
Вот эта тёмная, непонятная сила, которая
• На радостях он покрывает стёкла
да человеческое зло перейдёт все грани- укорачивала светлую часть суток, и есть Ка- оконные изумительными узорами, леде- вого года, и далее святочная неделя с коля-
цы, они обретут столько мощи, что смогут рачун.
нит гладь озёр и рек, чтобы можно было по дованием и ряжением. И это действитель-
допрыгнуть до Солнца и разорвать его. Тог- Бог этот был столь грозен и неумолим, ним кататься, замораживает снежные гор- но так, но всё это происходит уже после 25
да спадут оковы с их отца, волка Фенрира, что до сих пор имя его сохранилось в сла- декабря, когда «солнце поворачивает на
ки и веселит честной народ снегом, бодря-
и он, вырвавшись на поверхность, оконча- вянских языках. У белорусов «коронуй» щим морозцем и весёлыми зимними празд- лето, а зима — на мороз». Этому бурному
тельно разрушит мироздание. И, по преда- — внезапная смерть в молодом возрасте; нованиями. веселью предшествовали несколько дней,
ниям, наступит «Рагнарек» или Сумерки бо- злой дух, сокращающий жизнь. По-русски • Мароссы (трескуны) — злые духи в когда «солнце стояло» на нашей широте,
гов (последняя битва). это смерть, погибель, а также злой дух. подчинении у Мороза. Недаром их имена (а ещё севернее вообще исчезало и не по-
В славянских мифах отношение к волку Выражение «задать карачуна» означа- созвучны!
было двояким. ет умереть, пришибить, убить или злодей- • Летом они спят, но падают на землю зи- казывалось). Естественно, что люди, живу-
Во-первых, всем известный из детских ски замучить кого-то. «Хватил его карачун» мою с первыми снежинками. щие в тесном контакте с окружающим ми-
сказок Серый Волк, друг главного положи- — то есть человек внезапно умер. • Мароссы бегают по полям, по лесам и ром, придавали этому явлению очень важ-
тельного героя, — мудрый помощник и со- С другой стороны, слово «карачить» в дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ное значение.
ветчик. Некий старший брат, который помо- словаре Даля объясняется как пятиться за- ветер своим ледяным дыханием. Пятки их Итак, солнце застыло или исчезло, со-
гает выполнить обряды, связанные с ини- дом, ползком, «скорячило» — скорчило, заставляют промёрзлую землю и стволы за- лярный круговорот прервался, мир во-
циацией. свело. леденелых деревьев потрескивать, потому круг закоченел. Конечно, наши предки
Во-вторых, устойчивый образ «Одино- По-сербски же «крачати» — шагать. Воз- и говорят люди, мол, «мороз трещит». понимали, что через несколько дней всё
кого волка», который в современном ми- можно, Карачуна так называли именно по- В знак почитания Мороза частенько зи- изменится и встанет «на круги своя», но
ре мало знаком с реальной жизнью этих тому, что он как бы заставлял дневное вре- мой воздвигали его «идолов» — всем из- сей час, во время безвременья, необхо-
сверхсоциальных животных, трансформи- мя идти в обратную сторону, пятиться, пол- вестных Снеговиков. димо уйти в себя.
ровался в представление о некоем само- зти ползком, уступая ночи. Нырнуть в бездонный колодец своей
достаточном супергерое, способном в оди- Корочун — самая длинная ночь в ухо- Сказка А. Ремизова души, опуститься в тёмное подсознатель-
ночку противостоять всем своим врагам. дящем Коло, пора всевластия тьмы. Это «КОРОЧУН» ное, привести в порядок всё то, что накопи-
Люди, жившие в симбиозе с Природой, время зимнего безмолвия, когда серебря- лось за прошедшее время. Очиститься жер-
волков почитали и боялись. Когда же чело- ные бубенцы Мары возвещают нам древ- Среди поля весь в хлопьях драковитый твенным огнём и вступить в следующий со-
веческая деятельность нарушала экологи- нюю, как сама Жизнь, истину о том, что все- дуб, как белый цветок. лярный цикл обновлённым и полным сил.
ческое равновесие, волки становились за- му есть свой срок. Ночь на Карачун, чаро- Катятся и сходятся пухом снеговые ту Мы видим, что крутится-вертится Коло
клятыми врагами. дейная пора, когда врата меж Явью и На- чи, подползает метелица, порошит пути, Сварожье от веку — водят Хоровод свой
Известно, что волчья пора — глухая вью широко распахнуты и навье безпрепят- метёт вовсю, бьёт глаза, заслепляет; ни Родные Боги, Круговерть Всемирья правя,
ночь. Существует даже такое латинское ственно заглядывает в Явь, покров которо- входу, ни выходу. Коловращение Вечное неустанно верша. А
обозначение времени — «час между вол- го истончён, и за ним можно увидеть про- И ветер Ветреник, вставая вихорем, на Земле-Матушке люди добрые на Деяния
ком и собакой», то есть перед рассветом. блески истинной природы мироздания, то- играет по полю, врывается клубами в Божеские глядят, Богов Родных славят да
Естественно, что декабрю, месяцу длинных го, что за пределами плоти, за пределами тёплую избу: не оставляй дверь на мороз! сами через те славления Силами Божески-
ночей, сопутствуют волки не только жи- всех имён и форм. Это замершее время — Царствует дед Корочун. ми наполняются, Единство Рода в сердцах
вые, но и мифические — волки-бураны и безвременье, конец и начало времени — В белой шубе, босой, потряхивая белы вещих радениями восстановляют.
стаи волков-метелей. Именно они входили это прообраз ночи мира, Ночь Завершения ми лохмами, тряся сивой большущей бо Было так в пору древности седой и есть
в свиту хозяина темноты, холода и смерти Круга Времён и одновременно преддверие родой, Корочун ударяет дубиною в пень — тако ныне, и будет так же — пока Солнце
— Карачуна. нового возрождения. Мудрые используют и звенят злющие зюзи, скребут коготками светит, пока Земля родит! Во славу Родных
это время для общения с навними..., ночь морозы, аж воздух трещит и ломается. Богов.
Волчьей шкурой меня поскорее укрой, прозрения и безмолвного видения того, Царствует дед Корочун. https://otevalm.livejournal.com
Разожги ты огонь посредине поляны. что скрыто. Это время очищения души и те- Коротит дни Корочун, дней не видать,
Слышишь, рвётся из сердца ла, когда желательно внимательно следить только вечер и ночь.
мучительный вой, за чистотою своих помыслов, произноси- Звонкие крепкие ночи.
Безприютной свободой с тобою мы пьяны. мых слов и совершаемых дел. Звёздные ночи, яркие, всё видно в поле.
В ночь Корочуна Навьи Боги, Духи и ду- Щёлкают зубом голодные волки. Ходит
Хороводы деревьев сквозь тени текут, ши Предков приходят в Явь, чтобы наве- по лесу злой Корочун и ревёт — не попадай
И костёр из снегов вырастает до неба. стить своих потомков. Слышишь, как тре- ся!
Там Луна, словно жёлтый парчовый лоскут, щит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог А изза пустынных болот со всех че
Как краюха душистого белого хлеба. стучит ледяной палицей по спящим дере- тырёх сторон, почуя голос, идут к нему зве
вьям и Серп Мары рассекает спутанные за ри без попяту, без завороту.
Этой ночью, сейчас, я смогу стать собой. прошедшее время Покутные нити, и души Непокорного — палкой, так что секнёт
Ты, Декабрь, увидишь нутро моё волчье. Предков в обличиях вещих птиц безмолв- надвое кожа.
Вкруг костра раздаётся пронзительный вой но сидят на зелёных еловых ветвях, сторо- На изменника — семихвостая плётка,
Этой ночью, сегодня, сейчас, этой ночью. жа Миг Волшебства — Откровение Вещей семь похвостников: раз хлестнёт — семь
Ночи... Для иных — это ночь безумия и чёр- рубцов, другой хлестнёт — четырнад
Древние славяне почитали Карачуна ного ужаса, вползающего в Явь из Нави, по- цать.
подземным богом, повелевающим мороза- добно змее, проникающей в дом через рас- И сыплет, и сыплет снег.
ми. Его слугами были также медведи-шату- крытую дверь. Постепенно в народном со- Люты морозы — глубоки снеги.
ны, в которых оборачивались бураны, стаи знании Карачун сблизился с Морозом, ко- С вечера петухи кричат, с полудня ме
волков-метелей, а также души замёрзших торый сковывает стужей землю, как бы по- телица, к белому свету люты морозы.