Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26

26  • ИСТОКИ                                                                                                                № 12 (233), декабрь 2023 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»












                                                                            — грозный и неумолимый



                                                                                                                         бог морозов






                                                                                             гружая её в смертный сон. Это бо-  Люты морозы — глубоки снеги.
                                                                                             лее безобидный образ,  чем суро-  Не скоро свету­солнцу родиться, да­
                                                                                            вый Карачун. Мороз — просто по-  лёк солноворот. Хорошо медведю в тёплой
                                                                                           велитель зимних холодов.         берлоге, и в голову косматому не приходит
                                                                                           Мороза представляли в образе стари-  перевернуться на другой бок.
                                                                                      ка с длинной седой бородою. Зимой ходит   А дни всё темней и короче.
                                                                                      он по полям и улицам и стучит: от его сту-  На голодную кутью ты не забудь бро­
                                                                                      ка начинаются трескучие морозы и сковы-  сить Дуде первую ложку — Корочун кутью
                                                                        людей.        ваются реки льдами.                   любит. А будешь на Святках рядиться —
                                                                    Кстати, по медве-    • Если ударит он об угол избы, непре-  нарядись медведем, Корочун медведя не
              Декабрь — месяц длинных ночей и са-           жьему хотению и зима студё-  менно бревно треснет! Его дыхание произ-  съест.
           мых коротких дней. Издавна у народов Ев-     ная длится: когда повернётся он  водит сильную стужу.                  И разворчался, топает, медведь ка­
           разии был посвящён волку. Иногда он так и   в своей берлоге на другой бок, так и зиме   • Иней и сосульки — его слёзы, его за-  тится по небу, стучит неугомонный — Ко­
                                                 ровно половину пути до весны пройти оста-
           назывался «волчий месяц».                                                  мёрзшие слова. Снежные облака — его во-  рочун неугомонный...
              У скандинавских племён  существовал   лось («На Солнцеворота медведь в берлоге  лосы.                            Старый  Котофей  Котофеич,  слад­
           миф о том, что глубоко в недрах земли Свет-  поворачивается с одного бока на другой»).  • Очень не любит он тех, кто дрожит и   ко курлыкая, коротает корочуново долгое
                                                    Позднее люди стали считать Карачуна  жалуется на стужу, а бодрым, весёлым, здо-
           лыми Богами закован в цепи чудовищный   богом скотьего падежа.                                                   время — рассказывает сказки.
           волк Фенрир. Пока он находится в плену,   Ночь Карачуна совпадает с зимним сол-  ровым дарует крепость телесную и жаркий
           миру ничего не угрожает, но на свободе но-  нцеворотом и одним из самых холодных   румянец.                         Надо заметить, что Карачун — один из
           сятся по всему белому свету его дети. Они                                     • С ноября по март Морозко такой мощи   самых загадочных и малоизвестных празд-
           питаются людскими грехами. Эти щенки мо-  дней зимы, 22 декабря, когда перестают  набирается, что даже Солнце перед ним ро-  ников. Обычно исследователи определя-
           гут вырасти до огромных размеров, и ког-  укорачиваться дни, а ночи не удлиняются.  беет!                        ют зимнее солнцестояние как начало но-
                                                 Вот эта тёмная, непонятная сила, которая
                                                                                         • На радостях он покрывает стёкла
           да человеческое зло перейдёт все грани-  укорачивала светлую часть суток, и есть Ка-  оконные изумительными узорами, леде-  вого года, и далее святочная неделя с коля-
           цы, они обретут столько мощи, что смогут   рачун.
                                                                                      нит гладь озёр и рек, чтобы можно было по  дованием и ряжением. И это действитель-
           допрыгнуть до Солнца и разорвать его. Тог-  Бог этот был столь грозен и неумолим,  ним кататься, замораживает снежные гор-  но так, но всё это происходит уже после 25
           да спадут оковы с их отца, волка Фенрира,   что до сих пор имя его сохранилось в сла-                            декабря,  когда  «солнце  поворачивает  на
                                                                                      ки и веселит честной народ снегом, бодря-
           и он, вырвавшись на поверхность, оконча-  вянских языках. У белорусов «коронуй»  щим морозцем и весёлыми зимними празд-  лето, а зима — на мороз». Этому бурному
           тельно разрушит мироздание. И, по преда-  — внезапная смерть в молодом возрасте;  нованиями.                     веселью предшествовали несколько дней,
           ниям, наступит «Рагнарек» или Сумерки бо-  злой  дух,  сокращающий  жизнь.  По-русски   • Мароссы (трескуны) — злые духи в  когда «солнце стояло» на нашей широте,
           гов (последняя битва).                это смерть, погибель, а также злой дух.  подчинении у Мороза. Недаром их имена  (а ещё севернее вообще исчезало и не по-
              В славянских мифах отношение к волку   Выражение «задать карачуна» означа-  созвучны!
           было двояким.                         ет умереть, пришибить, убить или злодей-  • Летом они спят, но падают на землю зи-  казывалось). Естественно, что люди, живу-
              Во-первых, всем известный из детских   ски замучить кого-то. «Хватил его карачун»  мою с первыми снежинками.  щие в тесном контакте с окружающим ми-
           сказок Серый Волк, друг главного положи-  — то есть человек внезапно умер.    • Мароссы бегают по полям, по лесам и   ром, придавали этому явлению очень важ-
           тельного героя, — мудрый помощник и со-  С  другой  стороны,  слово  «карачить» в  дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый   ное значение.
           ветчик. Некий старший брат, который помо-  словаре Даля объясняется как пятиться за-  ветер своим ледяным дыханием. Пятки их   Итак, солнце застыло или исчезло, со-
           гает выполнить обряды, связанные с ини-  дом, ползком, «скорячило» — скорчило,  заставляют промёрзлую землю и стволы за-  лярный круговорот прервался, мир во-
           циацией.                              свело.                               леденелых деревьев потрескивать, потому   круг закоченел. Конечно, наши предки
              Во-вторых, устойчивый образ «Одино-   По-сербски же «крачати» — шагать. Воз-  и говорят люди, мол, «мороз трещит».  понимали, что через несколько дней всё
           кого волка», который в современном ми-  можно, Карачуна так называли именно по-  В знак почитания Мороза частенько зи-  изменится и встанет «на круги своя», но
           ре мало знаком с реальной жизнью этих   тому, что он как бы заставлял дневное вре-  мой воздвигали его «идолов» — всем из-  сей час, во время безвременья, необхо-
           сверхсоциальных животных, трансформи-  мя идти в обратную сторону, пятиться, пол-  вестных Снеговиков.           димо уйти в себя.
           ровался в представление о некоем само-  зти ползком, уступая ночи.                                                  Нырнуть в бездонный колодец своей
           достаточном супергерое, способном в оди-  Корочун — самая длинная ночь в ухо-  Сказка А. Ремизова                души, опуститься в тёмное подсознатель-
           ночку противостоять всем своим врагам.  дящем Коло, пора всевластия тьмы. Это   «КОРОЧУН»                        ное, привести в порядок всё то, что накопи-
              Люди, жившие в симбиозе с Природой,   время зимнего безмолвия, когда серебря-                                 лось за прошедшее время. Очиститься жер-
           волков почитали и боялись. Когда же чело-  ные бубенцы Мары возвещают нам древ-  Среди поля весь в хлопьях драковитый   твенным огнём и вступить в следующий со-
           веческая деятельность нарушала экологи-  нюю, как сама Жизнь, истину о том, что все-  дуб, как белый цветок.     лярный цикл обновлённым и полным сил.
           ческое равновесие, волки становились за-  му есть свой срок. Ночь на Карачун, чаро-  Катятся и сходятся пухом снеговые ту­  Мы видим, что крутится-вертится Коло
           клятыми врагами.                      дейная пора, когда врата меж Явью и На-  чи, подползает метелица, порошит пути,   Сварожье  от  веку  —  водят  Хоровод  свой
              Известно,  что  волчья  пора  —  глухая   вью широко распахнуты и навье безпрепят-  метёт вовсю, бьёт глаза, заслепляет; ни   Родные Боги, Круговерть Всемирья правя,
           ночь.  Существует  даже  такое  латинское   ственно заглядывает в Явь, покров которо-  входу, ни выходу.         Коловращение Вечное неустанно верша. А
           обозначение времени — «час между вол-  го истончён, и за ним можно увидеть про-  И ветер Ветреник, вставая вихорем,  на Земле-Матушке люди добрые на Деяния
           ком и собакой», то есть перед рассветом.   блески истинной природы мироздания, то-  играет по полю, врывается клубами в  Божеские глядят, Богов Родных славят да
           Естественно, что декабрю, месяцу длинных   го, что за пределами плоти, за пределами  тёплую избу: не оставляй дверь на мороз!  сами через те славления Силами Божески-
           ночей, сопутствуют волки не только жи-  всех имён и форм. Это замершее время —   Царствует дед Корочун.          ми наполняются, Единство Рода в сердцах
           вые, но и мифические — волки-бураны и   безвременье, конец и начало времени —   В белой шубе, босой, потряхивая белы­  вещих радениями восстановляют.
           стаи волков-метелей. Именно они входили   это прообраз ночи мира, Ночь Завершения  ми лохмами, тряся сивой большущей бо­  Было так в пору древности седой и есть
           в свиту хозяина темноты, холода и смерти   Круга Времён и одновременно преддверие  родой, Корочун ударяет дубиною в пень —  тако ныне, и будет так же — пока Солнце
           — Карачуна.                           нового возрождения. Мудрые используют  и звенят злющие зюзи, скребут коготками  светит, пока Земля родит! Во славу Родных
                                                 это время для общения с навними..., ночь  морозы, аж воздух трещит и ломается.  Богов.
           Волчьей шкурой меня поскорее укрой,   прозрения и безмолвного видения того,   Царствует дед Корочун.                       https://otevalm.livejournal.com
           Разожги ты огонь посредине поляны.    что скрыто. Это время очищения души и те-  Коротит дни Корочун, дней не видать,
           Слышишь, рвётся из сердца             ла, когда желательно внимательно следить  только вечер и ночь.
                          мучительный вой,       за чистотою своих помыслов, произноси-  Звонкие крепкие ночи.
           Безприютной свободой с тобою мы пьяны.  мых слов и совершаемых дел.           Звёздные ночи, яркие, всё видно в поле.
                                                    В ночь Корочуна Навьи Боги, Духи и ду-  Щёлкают зубом голодные волки. Ходит
           Хороводы деревьев сквозь тени текут,  ши Предков приходят в Явь, чтобы наве-  по лесу злой Корочун и ревёт — не попадай­
           И костёр из снегов вырастает до неба.  стить своих потомков. Слышишь, как тре-  ся!
           Там Луна, словно жёлтый парчовый лоскут,  щит  мороз на  улице?  Это Сам  Вещий Бог   А из­за пустынных болот со всех че­
           Как краюха душистого белого хлеба.    стучит ледяной палицей по спящим дере-  тырёх сторон, почуя голос, идут к нему зве­
                                                 вьям и Серп Мары рассекает спутанные за  ри без попяту, без завороту.
           Этой ночью, сейчас, я смогу стать собой.  прошедшее время Покутные нити, и души   Непокорного — палкой, так что секнёт
           Ты, Декабрь, увидишь нутро моё волчье.  Предков в обличиях вещих птиц безмолв-  надвое кожа.
           Вкруг костра раздаётся пронзительный вой  но сидят на зелёных еловых ветвях, сторо-  На изменника — семихвостая плётка,
           Этой ночью, сегодня, сейчас, этой ночью.  жа Миг Волшебства — Откровение Вещей  семь похвостников: раз хлестнёт — семь
                                                 Ночи... Для иных — это ночь безумия и чёр-  рубцов, другой хлестнёт — четырнад­
              Древние  славяне  почитали Карачуна  ного ужаса, вползающего в Явь из Нави, по-  цать.
           подземным богом, повелевающим мороза-  добно змее, проникающей в дом через рас-  И сыплет, и сыплет снег.
           ми. Его слугами были также медведи-шату-  крытую дверь. Постепенно в народном со-  Люты морозы — глубоки снеги.
           ны, в которых оборачивались бураны, стаи  знании Карачун сблизился с Морозом, ко-  С вечера петухи кричат, с полудня ме­
           волков-метелей, а также души замёрзших  торый сковывает стужей землю, как бы по-  телица, к белому свету люты морозы.
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31