Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ПОКОЛЕНИЕ № 4 (249), апрель 2025 г.
«Родовая Земля»
Современные дети дия труда первобытного челове-
ка, многотысячелетнюю керами-
ку со следами пальцев давно ист-
левшего гончара, я с удовольстви-
ем наблюдал горящие глаза детей,
которые страстно разглядывали
все эти археологические чудеса,
подсечно-ог зем вырывали их из рук, засыпали ме-
У современных детей крайне низкая мотивация овременных детей крайне низкая мотивация
У с Тут понимаю, что дети вообще не ня вопросами.
к успешной учебе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, спешной учебе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ,
к у ориентируются, что такое плуг, за- Теперь же попытка предъя-
за
зачем им нужно учиться хорошочем им нужно учиться хорошо чем нужна борона, как сеют и вы- вить мою коллекцию ученикам
ращивают хлеб! Недоумённо хло- проявила у них лишь вежливый
пают глазами. интерес (у некоторых!). 25 лет на-
В старое время советские де- зад это вызывало восторг. Сегод-
ти получали много информации ня это им не интересно! Передан-
из мультиков. Помните? Кошечки ное мною по рядам рубило камен-
и собачки пекли хлеб, Фока на все ного века многие, даже не рассма-
руки дока ковал подковы в куз- тривая, передавали дальше.
не, персонажи народных сказок Я вообще был приучен к осо-
из советских мультфильмов мно- бому вниманию моих учеников,
го и трудолюбиво работали. В сов- привык, что после урока возле
ременных мультиках разнообраз- учительского стола обязательно
ные супергерои не работают во- собирается стайка любознатель-
обще. Им работать некогда, они ных чудаков, засыпающих меня
«мир спасают»! вопросами, доказывающих своё
особое мнение. Сегодня это не-
возможно. Сразу после звонка все
Четвёртое дружно хватают мобильники и, иг-
Дети не читают, то есть совер- рая на ходу, вылетают в коридор.
шенно! Вообще. Успешное пре-
подавание истории обязательно Шестое
базируется на тех историко-при-
ключенческих романах, которые В каждом классе всегда были
подросток «проглотил» к сред- диссиденты. Это, как правило, де-
ней школе. Помните, у Высоцкого: ти-личности, они особые, неорди-
«Значит, нужные книги ты в детст- нарные. Они могли портить нервы
С 1986 по 1994 годы я служил учителю, спорить и не соглашать-
в Рижской средней школе № 17, ве читал!» Сейчас не читают ника- ся, отстаивая своё мнение. Таких
ких книг. И вот стою я перед клас-
преподавал историю, а также об- сом, весь такой красивый и са- учеников вечно ругали, «пытались
ществоведение, психологию и ло- монадеянный, рассказываю об поставить на место», их родите-
гику (в те годы эксперименталь- истории Франции XVII века и на- лей нередко вызывали к дирек-
но практиковались и такие дис- тору. Но умные учителя, таких ре-
циплины). Был классным руково- ивно вопрошаю: «Помните, как бят в душе очень любили. Это бы-
д’Артаньян приезжает в Париж?»
дителем. Ушёл из школы вместе И вижу огромные недоумённые ли личности, имеющие своё собст-
со своими выпускниками, так что глаза детей! венное мнение.
совесть перед ними чиста. Мину- Оказывается, из четырёх сред- В современной школе такой
ло четверть века и в прошлом го- них классов, роман «Три муш- диссидентствующий типаж так-
ду меня попросили временно за- кетёра» читали лишь три челове- же имеется. Только разница в том,
менить в одной из школ захворав- ка!!! Но я такой старый, что ещё что нынешний «диссидент» пор-
шего историка. Так нежданно-не- помню, как это произведение чи- тит тебе нервы и умничает не по-
гаданно для себя я вновь погру- тали буквально все, потому что не тому, что «борется за справедли-
зился в эту прекрасно-необыкно- прочитать его считалось позор- вость». Он язвит просто «по при-
чудовищно-непутёв Сейчас подростки почти не двигаются ейчас подростки почти не двигаются ным и неприличным. Уже общее колу»! У него нет особого, своего
С
школьную жизнь, со всеми её плю- на переменках. Гляньте на эту счастливую парочку: ах. Гляньте на эту счастливую парочку: правило современной школы: мнения. Это изначально умный,
на переменк
сами и недостатками. у дево если ученик хорошо и бойко отве- неординарный ребёнок, с увы...
у девочки в руках мобильникчки в руках мобильник
У меня появилась завидная чает, если учится успешно, значит крайне скудным багажом позна-
возможность сравнить своих уче- — читающий ребёнок. Увы, но та- ний, но с большими амбициями.
ников — тех, прошлых и нынеш- прежними поколениями, вообще чего снова ставит её на место. Ин- ких уникумов прискорбно мало. Спорить ему хочется, только спо-
них, современных. Это было осо- очень мало развиты физически. тересуюсь: «Саша, что ты искал?». рить не о чем, знаний не хватает.
бенно любопытно, тем более, что Отсутствие подвижных игр. Смущённо улыбается, краснеет, Поэтому просто дерзит.
среди новых учеников обнаружи- Я ни разу не видел на перемен- пожимает плечами... Он и сам не Пятое
лись отпрыски моих былых воспи- ках, чтобы девочки играли в свои знает. Таких «Саш» — полкласса. Дети удручающе прагматич- Седьмое
танников. Сравнение отцов и де- извечные девчачьи «скакалочки», ны, у них почти полностью отсут-
тей обещало быть интересным! «резиночки», а мальчики гоня- ствуют романтические порывы. У современных детей край-
Считается, что у хорошего пе- ли мячик. Никаких «казаков-раз- Третье Они мало чем интересуются, кро- не низкая мотивация к успешной
дагога любимчиков не бывает. Ему бойников» и «салочек»! В лучшем Современные дети с рождения ме того, что относится к их «лич- учёбе. Они вообще не понима-
все дети одинаково противны. Я случае — безсмысленная возня и усваивают массу информации, но ному потреблению». У меня есть ют, зачем им нужно учиться хоро-
учитель плохой... Детей очень лю- толкотня. вся эта информация, как правило, небольшая коллекция предметов, шо. Звучит дико, но это так. Столк-
блю и сам, будучи современным Но чаще всего его величество мало связана с обыденной жиз- привезённых из археологических нувшись с этим удивительным яв-
папой, искренне пытаюсь понять мобильник! Забывая всё на свете, нью и уж, конечно, не имеет от- экспедиций. В былые годы, демон- лением, я поставил эксперимент:
новое поколение, младое и ма- не видя никого и ничего, дети ты- ношения к истории. Рассказываю стрируя на уроках истории облом- выложил на парты учебники, за-
лознакомое. Сами по себе дети чут пальчиком по экрану. Они «иг- на уроке о крестьянском труде, о ки древнегреческих амфор, ору- дал несколько вопросов и велел
прекрасны! Есть просто умнички и рают» на мобильнике по дороге ученикам просто найти и выпи-
лапочки, со многими, как мне ка- в школу, на перемене, на уроке, в сать из учебников готовые отве-
Р
жется, мы искренне подружились. туалете, по дороге домой. Нача- Раньше вокруг учителя всегда аньше вокруг учителя всегда ты. В прежние годы мне подобная
с
Тронули до глубины души их слё- ло урока для детей всегда мука — собирались любопытствующиеобирались любопытствующие профанация учебного процесса и
зы на глазах, когда через полго- ведь зловредный учитель требует в страшном сне бы не приснилась.
да нашей совместной работы на- спрятать мобильник с недоигран- Эксперимент дал поразитель-
стал срок мне покидать это госте- ной игрой! Дети злятся, они раз- ные результаты. Многие учени-
приимное школьное сообщество. дражены и мало думают об уроке... ки не нашли ответов в указанном
Спасибо, милые мои, я вас помню мною параграфе. Для них оказа-
и люблю. Второе лось непосильной работой про-
Так есть ли отличие между уче- читать текст и выписать готовые
никами прошлых лет и нынешним Современные дети очень бы- ответы! Многие и не пытались
поколением славных оболтусов? стро устают, теряют внимание и этого делать. Их даже не соблаз-
концентрацию. Я ещё помню уро- няла хорошая оценка. За десять
Первое ки по 45 минут. Но сегодня они минут до конца урока мне сда-
длятся 40, и даже этого получает- вались листочки с несколькими
Что бросается в глаза в совре- ся много! Современный ученик случайно подобранными фраза-
менной школе — много тучных уже через 20 минут практически ми, их же владельцы в ожидании
детей, особенно девочек. Виной неработоспособен, он уже не в со- звонка просто сидели, украдкой
тому, полагаю, не только нездоро- стоянии следить за речью учите- под партами играя на мобильных
вое питание, но и те стрессы, в ко- ля. Проявляется немотивирован- телефонах.
торые дети погружены с момен- ная гиперактивность: сам вертит- Я пытался исследовать этот
та рождения. Нередко полный че- ся, ёрзает, руки бегают по парте, феномен. Складывается впечат-
ловек набирает лишний вес имен- ребёнок беpсмысленно перекла- ление, что у многих детей проч-
но под воздействием постоянно- дывает карандаши-ручки-линей- но укоренился стереотип, что всё
го нервного напряжения. Это сво- ки с места на место. Вдруг в разгар в жизни к ним как-то придёт и сло-
еобразная защитная реакция ор- урока поднимает сумку и начина- жится само собой. Может быть, де-
ганизма. Дети, если сравнивать с ет шумно копаться в ней, после ло в этих стереотипах сознания?

