Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ПОКОЛЕНИЕ                                                                                                               № 4 (249), апрель 2025 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


           Современные дети                                                                                                        дия  труда  первобытного  челове-
                                                                                                                                   ка,  многотысячелетнюю  керами-
                                                                                                                                   ку со следами пальцев давно ист-
                                                                                                                                   левшего гончара, я с удовольстви-
                                                                                                                                   ем наблюдал горящие глаза детей,
                                                                                                                                   которые  страстно  разглядывали
                                                                                                                                   все  эти  археологические  чудеса,
                                                                                                     подсечно-ог       зем         вырывали их из рук, засыпали ме-
                                                       У современных детей крайне низкая мотивация овременных детей крайне низкая мотивация
                                                       У с                                           Тут понимаю, что дети вообще не   ня вопросами.
                                                        к успешной учебе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, спешной учебе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ,
                                                        к у                                          ориентируются, что такое плуг, за-  Теперь  же  попытка  предъя-
                                                                    за
                                                                    зачем им нужно учиться хорошочем им нужно учиться хорошо  чем нужна борона, как сеют и вы-  вить  мою  коллекцию  ученикам
                                                                                                     ращивают хлеб! Недоумённо хло-  проявила  у  них  лишь  вежливый
                                                                                                     пают глазами.                 интерес (у некоторых!). 25 лет на-
                                                                                                        В  старое  время  советские  де-  зад это вызывало восторг. Сегод-
                                                                                                     ти  получали  много  информации   ня это им не интересно! Передан-
                                                                                                     из мультиков. Помните? Кошечки   ное мною по рядам рубило камен-
                                                                                                     и собачки пекли хлеб, Фока на все   ного века многие, даже не рассма-
                                                                                                     руки  дока  ковал  подковы  в  куз-  тривая, передавали дальше.
                                                                                                     не,  персонажи  народных  сказок   Я вообще был приучен к осо-
                                                                                                     из  советских  мультфильмов  мно-  бому  вниманию  моих  учеников,
                                                                                                     го и трудолюбиво работали. В сов-  привык,  что  после  урока  возле
                                                                                                     ременных мультиках разнообраз-  учительского  стола  обязательно
                                                                                                     ные  супергерои  не  работают  во-  собирается  стайка  любознатель-
                                                                                                     обще.  Им  работать  некогда,  они   ных  чудаков,  засыпающих  меня
                                                                                                     «мир спасают»!                вопросами,  доказывающих  своё
                                                                                                                                   особое  мнение.  Сегодня  это  не-
                                                                                                                                   возможно. Сразу после звонка все
                                                                                                     Четвёртое                     дружно хватают мобильники и, иг-
                                                                                                        Дети не читают, то есть совер-  рая на ходу, вылетают в коридор.
                                                                                                     шенно!  Вообще.  Успешное  пре-
                                                                                                     подавание  истории  обязательно  Шестое
                                                                                                     базируется  на  тех  историко-при-
                                                                                                     ключенческих  романах,  которые   В  каждом  классе  всегда  были
                                                                                                     подросток  «проглотил»  к  сред-  диссиденты. Это, как правило, де-
                                                                                                     ней школе. Помните, у Высоцкого:   ти-личности, они особые, неорди-
                                                                                                     «Значит, нужные книги ты в детст-  нарные. Они могли портить нервы
              С 1986 по 1994 годы я служил                                                                                         учителю, спорить и не соглашать-
           в  Рижской  средней  школе  №  17,                                                        ве читал!» Сейчас не читают ника-  ся,  отстаивая  своё  мнение.  Таких
                                                                                                     ких книг. И вот стою я перед клас-
           преподавал историю, а также об-                                                           сом,  весь  такой  красивый  и  са-  учеников вечно ругали, «пытались
           ществоведение, психологию и ло-                                                           монадеянный,  рассказываю  об   поставить  на  место»,  их  родите-
           гику  (в  те  годы  эксперименталь-                                                       истории  Франции  XVII  века  и  на-  лей  нередко  вызывали  к  дирек-
           но  практиковались  и  такие  дис-                                                                                      тору. Но умные учителя, таких ре-
           циплины).  Был  классным  руково-                                                         ивно  вопрошаю:  «Помните,  как   бят в душе очень любили. Это бы-
                                                                                                     д’Артаньян  приезжает  в  Париж?»
           дителем.  Ушёл  из  школы  вместе                                                         И  вижу  огромные  недоумённые   ли личности, имеющие своё собст-
           со своими выпускниками, так что                                                           глаза детей!                  венное мнение.
           совесть перед ними чиста. Мину-                                                              Оказывается, из четырёх сред-  В  современной  школе  такой
           ло четверть века и в прошлом го-                                                          них  классов,  роман  «Три  муш-  диссидентствующий  типаж  так-
           ду меня попросили временно за-                                                            кетёра» читали лишь три челове-  же имеется. Только разница в том,
           менить в одной из школ захворав-                                                          ка!!!  Но  я  такой  старый,  что  ещё   что  нынешний  «диссидент»  пор-
           шего историка. Так нежданно-не-                                                           помню, как это произведение чи-  тит тебе нервы и умничает не по-
           гаданно  для  себя  я  вновь  погру-                                                      тали буквально все, потому что не   тому,  что  «борется  за  справедли-
           зился в эту прекрасно-необыкно-                                                           прочитать  его  считалось  позор-  вость». Он язвит просто «по при-
                     чудовищно-непутёв                          Сейчас подростки почти не двигаются ейчас подростки почти не двигаются   ным  и  неприличным.  Уже  общее   колу»! У него нет особого, своего
                                                                С
           школьную жизнь, со всеми её плю-         на переменках. Гляньте на эту счастливую парочку: ах. Гляньте на эту счастливую парочку:   правило  современной  школы:   мнения.  Это  изначально  умный,
                                                    на переменк
           сами и недостатками.                                        у дево                        если ученик хорошо и бойко отве-  неординарный  ребёнок,  с  увы...
                                                                       у девочки в руках мобильникчки в руках мобильник
              У  меня  появилась  завидная                                                           чает, если учится успешно, значит   крайне  скудным  багажом  позна-
           возможность сравнить своих уче-                                                           — читающий ребёнок. Увы, но та-  ний,  но  с  большими  амбициями.
           ников — тех, прошлых и нынеш-  прежними  поколениями,  вообще  чего снова ставит её на место. Ин-  ких уникумов прискорбно мало.  Спорить ему хочется, только спо-
           них, современных. Это было осо-  очень  мало  развиты  физически.  тересуюсь: «Саша, что ты искал?».                    рить не о чем, знаний не хватает.
           бенно любопытно, тем более, что  Отсутствие подвижных игр.  Смущённо  улыбается,  краснеет,                             Поэтому просто дерзит.
           среди новых учеников обнаружи-   Я ни разу не видел на перемен-  пожимает плечами... Он и сам не   Пятое
           лись отпрыски моих былых воспи-  ках, чтобы девочки играли в свои  знает. Таких «Саш» — полкласса.  Дети  удручающе  прагматич-  Седьмое
           танников.  Сравнение  отцов  и  де-  извечные девчачьи «скакалочки»,                      ны, у них почти полностью отсут-
           тей обещало быть интересным!  «резиночки»,  а  мальчики  гоня-                            ствуют  романтические  порывы.   У  современных  детей  край-
              Считается, что у хорошего пе-  ли  мячик.  Никаких  «казаков-раз-  Третье              Они мало чем интересуются, кро-  не низкая мотивация к успешной
           дагога любимчиков не бывает. Ему  бойников» и «салочек»! В лучшем   Современные дети с рождения  ме того, что относится к их «лич-  учёбе.  Они  вообще  не  понима-
           все  дети  одинаково  противны.  Я  случае — безсмысленная возня и  усваивают массу информации, но  ному  потреблению».  У  меня  есть   ют, зачем им нужно учиться хоро-
           учитель плохой... Детей очень лю-  толкотня.                вся эта информация, как правило,  небольшая коллекция предметов,   шо. Звучит дико, но это так. Столк-
           блю  и  сам,  будучи  современным   Но чаще всего его величество  мало  связана  с  обыденной  жиз-  привезённых из археологических   нувшись с этим удивительным яв-
           папой,  искренне  пытаюсь  понять  мобильник! Забывая всё на свете,   нью  и  уж,  конечно,  не  имеет  от-  экспедиций. В былые годы, демон-  лением,  я  поставил  эксперимент:
           новое  поколение,  младое  и  ма-  не видя никого и ничего, дети ты-  ношения к истории. Рассказываю  стрируя на уроках истории облом-  выложил  на  парты  учебники,  за-
           лознакомое.  Сами  по  себе  дети  чут пальчиком по экрану. Они «иг-  на уроке о крестьянском труде, о  ки  древнегреческих  амфор,  ору-  дал  несколько  вопросов  и  велел
           прекрасны! Есть просто умнички и  рают»  на  мобильнике  по  дороге                                                     ученикам  просто  найти  и  выпи-
           лапочки, со многими, как мне ка-  в школу, на перемене, на уроке, в                                                     сать  из  учебников  готовые  отве-
                                                                          Р
           жется, мы искренне подружились.  туалете,  по  дороге  домой.  Нача-  Раньше вокруг учителя всегда аньше вокруг учителя всегда   ты. В прежние годы мне подобная
                                                                          с
           Тронули до глубины души их слё-  ло урока для детей всегда мука —   собирались любопытствующиеобирались любопытствующие  профанация учебного процесса и
           зы  на  глазах,  когда  через  полго-  ведь зловредный учитель требует                                                  в страшном сне бы не приснилась.
           да нашей совместной работы на-  спрятать мобильник с недоигран-                                                            Эксперимент дал поразитель-
           стал срок мне покидать это госте-  ной  игрой!  Дети  злятся,  они  раз-                                                ные  результаты.  Многие  учени-
           приимное школьное сообщество.  дражены и мало думают об уроке...                                                        ки не нашли ответов в указанном
           Спасибо, милые мои, я вас помню                                                                                         мною  параграфе.  Для  них  оказа-
           и люблю.                      Второе                                                                                    лось  непосильной  работой  про-
              Так есть ли отличие между уче-                                                                                       читать  текст  и  выписать  готовые
           никами прошлых лет и нынешним    Современные  дети  очень  бы-                                                          ответы!  Многие  и  не  пытались
           поколением славных оболтусов?  стро  устают,  теряют  внимание  и                                                       этого делать. Их даже не соблаз-
                                         концентрацию. Я ещё помню уро-                                                            няла  хорошая  оценка.  За  десять
           Первое                        ки  по  45  минут.  Но  сегодня  они                                                      минут  до  конца  урока  мне  сда-
                                         длятся 40, и даже этого получает-                                                         вались  листочки  с  несколькими
              Что бросается в глаза в совре-  ся  много!  Современный  ученик                                                      случайно  подобранными  фраза-
           менной  школе  —  много  тучных  уже  через  20  минут  практически                                                     ми, их же владельцы в ожидании
           детей,  особенно  девочек.  Виной  неработоспособен, он уже не в со-                                                    звонка  просто  сидели,  украдкой
           тому, полагаю, не только нездоро-  стоянии  следить  за  речью  учите-                                                  под партами играя на мобильных
           вое питание, но и те стрессы, в ко-  ля.  Проявляется  немотивирован-                                                   телефонах.
           торые  дети  погружены  с  момен-  ная гиперактивность: сам вертит-                                                        Я  пытался  исследовать  этот
           та рождения. Нередко полный че-  ся,  ёрзает,  руки  бегают  по  парте,                                                 феномен.  Складывается  впечат-
           ловек набирает лишний вес имен-  ребёнок  беpсмысленно  перекла-                                                        ление,  что  у  многих  детей  проч-
           но  под  воздействием  постоянно-  дывает  карандаши-ручки-линей-                                                       но укоренился стереотип, что всё
           го нервного напряжения. Это сво-  ки с места на место. Вдруг в разгар                                                   в жизни к ним как-то придёт и сло-
           еобразная  защитная  реакция  ор-  урока поднимает сумку и начина-                                                      жится само собой. Может быть, де-
           ганизма. Дети, если сравнивать с  ет  шумно  копаться  в  ней,  после                                                   ло в этих стереотипах сознания?
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27