Page 10 - Газета "Родовая Земля"
P. 10
10 • ИСТОКИ № 7 (252), июль 2025 г.
«Родовая Земля»
Древнее пчеловодство
Бортничество как важней- Древнее пчеловодство
шая производственная деятель-
ность славян наложило отпечаток
буквально на весь их быт, устои,
уклад жизни, начиная от повсед-
невной пищи и кончая обычаями,
свадебными и религиозными об- дворцов и храмов, всех торжест- ские девушки «ярый воск топили»,
рядами, на характер русской ду- венных церковных обрядов, риту- пытаясь узнать свою судьбу.
ши. Всё это говорит о том, как ши- алов, похоронных и поминальных Не обошлась без воска и пись-
роко было распространено пчело- церемоний. Особенно резко воз- менность на заре своего появле-
водство и на каком высоком уров- росло внутреннее потребление ния. Он заменял бумагу. Им по-
не оно находилось. воска русской православной цер- крывали тонкие широкие дощеч-
ковью. Он приобрёл высокое бо- ки и писали на них заострённой
Мёд в быту славян жественное значение. После при- палочкой или иглой. Так дети об-
нятия христианства и утвержде- учались письму, а взрослые пи-
С глубокой древности человек ния нового религиозного миросо- сали любовные послания. Воском
употреблял мёд в пищу. Считал- зерцания быстро строились цер- опечатывали секретные письма,
ся он такой же изначальной не- кви и монастыри на всей обшир- красными восковыми печатями
обходимостью и даром Божьим, ной территории Киевской Руси — скрепляли важные договорные
как хлеб насущный. Древние му- в городах и сёлах. По сообщению бумаги. Из него лепили различные
дрецы говорили: главное из всех летописца, в XII веке в одном толь- фигуры, анатомические препара-
потребностей для жизни челове- ко Киеве было более 600 церквей. ты, восколеи-формовщики лили
ка — вода, хлеб, мёд и молоко. Ему следовали Новгородское, маски, муляжи цветов и плодов,
Люди исстари мечтали об обето- Черниговское, Полоцкое, Влади- которые трудно было отличить от
ванной земле, текущей «мёдом и миро-Суздальское и другие удель- натуральных. Воск ценили за пла-
млеком». Все народы мира отда- Мёд — один из самых попу- торые были в изобилии у народа. ные княжества. В период феодаль- стичность, изящность и долговеч-
ли дань мёду. Пожалуй, нет друго- лярных компонентов лекарствен- Жертвенный ритуал — принятая ной раздробленности и после об- ность. В России восковые фигу-
го такого питательного вещества, ных препаратов в народной меди- и освящённая веками народная разования Московского государ- ры изготовляли ещё в XVIII столе-
которое бы так ценилось народа- цине. С давних времён его приме- традиция. ства употребление воска церко- тии. Великолепный восковой бюст
ми всего света, как мёд. няли в фармацевтике. Старинные вью и монастырями не уменьши- Петра I уже более двух веков хра-
Трудно представить русский лечебники и травники содержат Пчелиный воск лось. В ароматный ладан входил и нится в Музее этнографии Россий-
быт без мёда. Янтарные полно- сотни рецептов лекарств, в состав прополис. В утверждении христи- ской Академии наук. Широко из-
весные соты в глиняной чашке на которых входил пчелиный мёд. Свойства воска привлекали анства на святой Руси пчеловод- вестен восковой бюст великого
деревянном обеденном столе — Почти все лекарства содержали человека с древнейших времён. ство сыграло поистине историче- русского полководца А.В. Суворо-
престоле, тёплый ржаной хлеб с его. Воплотился в этом концент- Многие века служил он источни- скую роль. ва. В Московском музее восковых
мёдом, пахучие медовые пряни- рированный опыт тысячелетий. ком света в избе славянина, сме- Воском натирали полы в цер- фигур представлены фигуры Ива-
ки, лесные ягоды, сбитни, горя- Многовековая традиция исполь- нив традиционную лучину, масло квах и храмах, где совершались на Грозного и Екатерины II, Пушки-
чее молоко и чай с мёдом, холод- зования мёда в лечебных целях, и жир. Горел он ярко, ровно, без христианские богослужения, во на и Льва Толстого, Кутузова и Жу-
ный медовый квас в летнюю жа- когда его добавляют к настоям и копоти и дыма. Правда, сначала дворцах, в княжеских и царских кова, многих современных поли-
ру, долблёные липовки и лагуны с отварам целебных трав, живёт в свечи из воска ярого употребляли покоях, купеческих хоромах, мо- тических и государственных дея-
мёдом разных оттенков и арома- нашем народе до сих пор. для освещения только самые бо- настырских кельях. Довольно ши- телей. Музеи восковых фигур есть
тов на шумных базарах и ярмар- Знали и о целебных свойст- гатые люди. Это считалось боль- роко применяли его и в лечебной в Лондоне, Пекине и других столи-
ках — всё это было извечно у на- вах узы — прополиса. Кусочки шой роскошью. В начале IV ве- практике. Девственный воск из со- цах мира.
шего народа. его бросали на раскалённые дре- ка весь богатый Константинополь тов, в которых не было расплода, Живописцы приготовляли кра-
Мёд ели с кашами и киселя- весные угли и дышали смоли- был освещён свечами. Русь тогда входил в состав пластырей и ма- ски с воском. Он придавал им соч-
ми, подавали к блинам и оладьям. стым дымом тлеющего прополи- уже торговала с ним и перенима- зей, приготовленных на живот- ность, а картинам — долговеч-
Он входил в любимые народные са, который помогал при застаре- ла его обычаи. Потом, когда све- ном жире. С ним делали компрес- ность.
кушанья, с ним пекли сладкие лых болезнях дыхательных орга- чей выпускалось много, они ста- сы, припарки, потому что он имел В домашнем обиходе воском
праздничные пироги, которые, по нов, выводили им мозоли. Лечи- ли дешевле, вошли в повседнев- свойство согревать и мягчить, пользовались для вощения нитей
словам летописца, «с мёдом и ма- ли спиртовыми экстрактами про- ную жизнь. Самая первая воско- способствовал обновлению тела. при пошиве обуви. Нить приобре-
ком творены», затейливые ков- полиса долго незаживающие и ог- вая свеча — это лучина, пропи- Девственными восковыми сотами тали твёрдость, прочность, долго-
рижки и печенья. С мёдом готови- нестрельные раны. танная воском. лечили простуду лёгких. По сло- вечность. С воском готовили мазь
ли разваристую пшеницу, ячмень Издавна и широко употребля- Древние считали, что пчёлы вам Геродота, воск, как и пропо- для непромокаемой обуви, по-
и другие блюда, сладкие творож- ли мёд в свадебных и погребаль- собирают воск с цветков, как и лис, применялся для бальзамиро- крывали ею ружья и другие ме-
ники и пудинги, варили варенье. ных обрядах. Невесте на счастье и мёд. Цветочную пыльцу прини- вания трупов. таллические предметы. Она пре-
Философы прославляли мёд, богатство дарили мёд, пекли сва- мали за мельчайшие частицы вос- Пудовые восковые свечи за- дохраняла их от ржавчины. Это
поэты воспевали его. В веках и до- дебные сладкие медовые пиро- ка, которые пчёлы скатывали в ко- жигали на свадьбах и других се- хорошо знали и бортники, и охот-
ныне не потерял он своего высо- ги, угощали ими новобрачных при мочки. мейных торжествах. На старин- ники.
кого достоинства. встрече и приёме в дом. По ста- Воск обычно получали раз- ных брачных обрядах, так называ- Из воска вместо жемчуга дела-
Мёд придавал силы, крепость, ринному поверью народов По- вариванием освобождённых от емых свещниках, которые сущест- ли украшения для женщин — бро-
лёгкость в теле. Это его свойство волжья, в день свадьбы жених по- мёда сотов в воде и процеживани- вовали ещё в XVII веке, свеча же- ши, ожерелья. Он придавал наря-
было хорошо известно древним. сылал невесте кадку мёда. На сва- ем через шерсть, а потом стали их ниха весила пуд с четвертью, а не- дам натуральность, сообщал при-
Мёду приписывали способность дебном пиру прежде всего пода- прессовать. Примерно из двух пу- весты — пуд без четверти. Эти ги- влекательность.
продлевать жизнь, сохранять здо- вались на блюдах масло и мёд, ко- дов сотов выходил пуд воска. Бы- гантские свечи из воска ярко горе- В древности лодки, долблёные
ровье, молодость души и тела. Его торые намазывали на хлеб. После ли в Древней Руси и прекрасно ли при венчании, потом их стави- лодки, остроносые учаны, круто-
считали единственным средством обеда гостям предлагали круж- знавшие дело воскобои, которые ли в спальню новобрачных в кад- бокие челны, торговые и военные
к достижению безболезненной и ку сыты — разведённого водой сортировали сырьё, не перета- ки с пшеницей, где они и горели корабли, чтобы меньше порти-
бодрой старости. мёда. Каждый отпивал по глотку и пливали молодую сушь со старой, всю ночь. лись, снаружи покрывали краска-
Мёд, пожалуй, самое первое клал на поднос подарки. получали воск превосходного ка- Такие торжественные церемо- ми, смешанными с растопленным
лекарство, известное человеку. Мёд служил символом сладо- чества, так высоко ценившийся на нии, естественно, были возмож- воском. Эти краски-смолы облада-
Широко пользовались им древ- сти жизни, довольства, любви и мировом рынке. ны только при изобилии воска. Он ли удивительной прочностью.
ние славянские племена при ле- богатства. Мёд и медовые куша- Благодаря своим универсаль- служил символом духовной чи- В наше время пчелиный воск
чении многих болезней. Он был нья приносили роженицам, уго- ным свойствам воск со времён стоты, счастья, надежды и благо- находит ещё более широкое при-
первым средством при просту- щали им самых дорогих и почёт- глубокой древности получил са- получия. Даже отъезд в дальнюю менение, а в некоторых отраслях
дах, прекращал кашель, помогал ных гостей. По народному обычаю мое разнообразное применение. дорогу сопровождался на Руси промышленности он просто неза-
при нарывах, болезнях глаз. При- даже враждующий, принявший Восковые свечи — неотъем- возжиганием восковых свечей. В меним.
кладывали его и на незаживаю- мёд, забывал обиды и становился лемая часть княжеских и царских Крещенье во время гаданий рус- Бортничество и его высоко-
щие раны. Мёд смешивали с отва- доброжелателем. ценные продукты составили бо-
рами лекарственных трав и пили Согласно свидетельствам ино- гатство и славу Русской земли.
при грудных, почечных и сердеч- странцев, наши предки ещё в V ве-
ных недомоганиях. По понятиям ке до новой эры при похоронах Бортничество
древних, он обладал таинствен- ели мёд, ставили на могилах сосу- и русский лес
ной силой и был создан для изле- ды с мёдом, на поминальных обе-
чения смертных. дах по покойникам употребля- Медоносные пчёлы неотде-
Мёд — уникальный продукт ли его в пищу. Приведённый факт лимы от растительного царства.
природы, чудо-вещество. Главный культового обряда исторический, В эволюционной истории живой
компонент его — легкоусвояемые он говорит о том, что предки до- природы в течение миллионов
углеводы. Есть в нём минераль- рого ценили этот дар природы. Та- лет пчёлы как опылители цветко-
ные вещества, ферменты, вита- кой обычай укоренился, стал не- вых растений способствовали рас-
мины, белки, аминокислоты в со- обходимым при погребальных об- селению и распространению их по
четаниях, весьма благоприятных рядах. При поминовениях усоп- Земле, совершенствованию, появ-
для человека. Мёд может хранить- ших могилы родных и предков по- лению новых видов и разновидно-
ся веками. От времени качество и ливали мёдом и медовым вином. стей, их выживанию.
целебная сила его повышаются. В Как сообщают византийские Пчёлы — коренные жители
прошлом в монастырях старались историки, до принятия христиан- леса. Он для них родная стихия,
употреблять «давний» мёд. Си- ства у славян обычная жертва бо- как для зверей и птиц. Лес во мно-
бирские пчеловоды-раскольники гам — мёд, а жертва языческая гом обязан медоносным пчёлам.
выдерживают мёд десятилетиями. всегда состояла из продуктов, ко- Влияние их на сохранение бога-

