Page 12 - Газета "Родовая Земля"
P. 12
12 • ИСТОКИ № 7 (252), июль 2025 г.
«Родовая Земля»
Родолад – долад –
Ро
Древнее пчеловодство
Окончание. Начало на стр. 10–11.
страивали для колод и специальные вышки —
славянский фен-шуй
полати, одры, станы, помосты. Обычно поды-
скивали для этого два рядом растущих дерева славянский фен-шуй
Уили одно толстое с развилкой. Стволы или раз-
вилины связывали прочной рамой из толстых дере-
вянных брусков. Стволы крепко стягивали клинья-
ми, чтобы не шатались даже в сильный ветер. Затем
на высоте 4–6 м насквозь пробуравливали стволы и в размещали гостиную или кухню, так
отверстия забивали крепкие дубовые бруски так, что- как считалось, что именно данная сто-
бы их концы оставались свободными. На бруски кла- рона отвечает за плодородие и блага.
ли две или четыре балки и настилали толстые доски Богами-покровителями гостиной явля-
— подмостки, которые прибивали длинными проч- ются Белобог и Стривер (Отец ветров,
ными деревянными гвоздями, чтобы концы их торча- хозяин пространства), они помогли ре-
ли снизу на 30–40 см. Получался помост, напоминав- шать семейные вопросы, принимать
ший деревенские полати. Гвозди забивали не только
в балки, но и по всей толщине настила. Они защищали
колоды от медведей. На первый слой досок настила- Родолад — это наука наших пред-
ли второй и третий, прибивая их большими гвоздями. ков о создании пространства гармони
Получалось очень прочное сооружение, выдержива- и любви.
ющее большую тяжесть. Медведь не мог проломить Считается, что основателями дан-
его головой. ного ведического течения являются
На полати устанавливали колоды. Над ними на креп- арии-трипольцы, которые затем пе-
ких сучьях привязывали ещё колоды. ренесли свои знания в Индию и Ки-
Станы делали и на столбах высотой 5–6 м от земли, тай, где уже образовались свои обы-
вкопанных вокруг толстого дерева. Ульи на помостах чаи по обустройству дома под назва-
послужили прообразом будущих домашних пасек. нием «ве(а)стушастры» и китайский
От дождя колоды покрывали берестой, еловым «фен-шуй». После крещения Руси дан-
или липовым лубом, а чтобы кровлю не сдул ветер, ная наука получило новое название
сверху придавливали тяжёлыми дубовыми доска- — «домострой», тем самым продол-
ми. Для защиты от медведей, которых манил медо- жив своё существование.
В первую очередь родоладом за-
вый дух от такого скопления пчёл, к стволу, под пола- нимались женщины, как хранитель-
тями, подвешивали на крепких верёвках толстый су-
коватый чурбан, который мешал зверю добраться до ницы домашнего уюта и спокойствия. что там обитают духи. гостей. Часть дома от кухни до южной
Все мы знаем притчу «не свисти в до-
стены считалась женской половиной,
Славяне строили большие и свет-
ульев. ме, денег не будет», это все законы Ро- лые прихожие, аналогично с китайской где правила хозяйка дома. Там разме-
Возле колод укрепляли всевозможные отпугиваю- долада. Ниже мы хотели бы обратить философией фен-шуй, это ограждает щался женский угол и кухня.
щие устройства — трещотки, чучела, деревянные обру- внимание на правила, которые каса- дом от негативной энергии извне. Восток является символом новых
чи с колокольчиками, звука которых медведи боялись ются именно обустройства и строи- Ключевые области славянского до- возможностей, именно поэтому к этой
и уходили от опасности. Пчёл в колодах тревожили дят- тельства дома. ма после крещения Руси: вход, печь, стороне примыкала гостиная/столо-
лы, особенно зимой. Иногда они проклевывали толстые красный угол (алтарь). вая (вместе с южной стороной). Тра-
стены колод, добирались до гнезда и разоряли его. Для 1. Строительство дома диция спать головой на восток появи-
отпугивания их вешали чучела ястреба, филина, совы и 2. Стороны света лась оттуда же, так как считается, что
других хищных птиц. Полатей в лесу устраивали много, Наши предки старались строить до- это очень благоприятное направление
в зависимости от числа семей. ма на таких участках, чтобы сзади рас- При планировании дома учитыва- для всего нового.
Подъём тяжёлых колод на значительную высоту полагалась гора, холм или лес. Это обес- ли также стороны света. Типичная пла- Северная же часть являлась местом
был не под силу одному человеку и даже семье пче- печивало «защиту» дома. Спереди же нировка избы изображена на фото ри- для детской комнаты, иногда там раз-
ловода, требовал особых приспособлений. Для об- обычно сажали дерево. Деревья тоже сунке. мещали мастерскую. Покровительни-
легчения пользовались различными подъёмника- имели своё символическое значение, Предки располагали вход всег- цей данного направления является бо-
ми — лебёдками, блоками или воротами наподо- например, дуб символизирует силу и да с западной стороны, таким обра- гиня Макоша, старшая богиня судьбы и
бие колодезных — круглыми двухметровыми дере- удачу, вишня — любовь, клён — любовь зом обеспечивая потоки материально- рукоделия.
вянными валами толщиной до 20 см с крестовина- и материальное благополучие и т.д. го богатства и стабильности, которы-
ми-рукоятками. Такой вал сажали на ось, укрепля- Идеальный местом для строитель- ми управлял Перун. Традиция вешать 3. Окна
ли на сучьях, привязывали к нему верёвку, а к дру- ства считалось расположение дома подковку с внешней стороны зароди-
гому концу — колоду. При вращении канат наматы- около реки со средним течением. Бы- лась ещё у предков, подкова должна В первых постройках никаких окон
вался на вал и поднимал улей. Вместе с ним обыч- строе течение «вымывало» благополу- быть обязательно побывавшей под ло- не было, но в более поздних домах счи-
но поднимался и пчеловод, где надо пропуская его чие, медленное — тормозило. В слу- шадью и найденная самостоятельно. С талось, что окна должны выходить на
между сучьями. чае, если реки рядом нет, то дом распо- внутренней же стороны под наличник восточные и южные стороны. В восточ-
На вал насаживали и большое деревянное колесо, лагали на расстоянии от дороги, кото- втыкали ножи и иглы или вешали на ной части дома располагали гостиную,
которое приводили во вращение ногами, поочерёдно рая в любом случае не должна была в него черепа животных для того, чтобы столовую. Эти места всегда были хоро-
шо освещены.
наступая на спицы. него упираться. отвадить плохих духов и людей с недо-
Подъёмные устройства обычно были обществен- Порог дома — преграда, разделя- брыми намерениями.
Самой сильной считалась южная 4. Элементы интерьера
ной собственностью, ими пользовались все пчелово- ющая два мира, именно поэтому счи-
ды селения. Они помогали друг другу и в подъёмных талось, что он должен быть высоким. сторона дома, в которой правил сол- Считается, что Сварог в первую оче-
работах. На Руси сначала там хранили прах нечный огонь. На южной стороне рас- редь создал печь. Печь — одно из са-
Колоды на настилах размещали группами, непода- родственников, а затем считалось, полагался фасад дома, а также в ней мых мистических мест в славянской
лёку друг от друга так, чтобы к каждой можно было по- избе. Печь являлась защитницей, хра-
дойти и чтобы пчёлы не путались, без труда находили нителем семьи. При печи, так же как
свои гнезда. и в присутствии женщины, ребёнка и
Уход не отличался от ухода за бортными семьями: образах, нельзя было злословить. Хо-
весной удаляли накопившийся за зиму сор и мёртвых зяйки всегда следили за чистотой печи,
пчёл, осенью с ножом и куревом обходили свои «кузо- а девушки разрисовывали её цветами.
вые» владения и подрезали медовые соты на зиму, для Женской же традицией являлось
защиты обвязывали колоды хворостом с листьями. хранение скрыни, которая часто укра-
Так из года в год, с весны до весны и стояли коло- шалась резьбой и являлась неотъем-
ды на настилах. Однако пчеловоду стало удобнее рабо- лемой частью славянского интерьера.
тать с пчёлами, чем раньше в бортах, проще наблюдать В таком сундуке хранилось приданное
за их жизнью. девушек, и считалось, что вместе с ве-
Пчеловоды-промышленники и коммерсанты для щами матери передавали свои знания
увеличения числа семей и для их продажи пустые на- и опыт следующему поколению.
вощённые колоды — пни незадолго до роения уста- Очень важным элементом дома яв-
навливали на деревьях в самых лучших местах леса. лялся стол, это был первый предмет
Они стихийно заселялись «шатущими» роями. Осе- мебели, который вносили в дом. Имен-
нью, после отбора лишнего мёда, колоды с молоды- но за столом объединялась вся семья,
ми семьями увозили домой. Весной их продавали или создавалась атмосфера мира и друж-
бы. Считалось, что едой, оставленной
вновь возвращали в лес на деревья и получали от них на столе, кормились духи, поэтому не
мёд. разрешалось оставлять ножи, иголки и
Эту систему пчеловодства вправе можно назвать другие острые предметы.
улье-бортевой, переходной формой от бортничества Современный мир внёс свои прав-
к колодному, ульевому пчеловодству, так сказать, до- ки в строительство дома и квартир. Но,
машнему бортничеству. Между прочим, в первое вре- возможно, некоторые традиции мы
мя колоду по привычке называли бортью. сможем сохранить, ведь плита — это
тоже печь, а тол собирает каждый день
И. А. ШАБАРШОВ всю семью.
http://apiary.su https://dzen.ru

