Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«Родовая Земля»                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  23
           № 11 (256), ноябрь 2025 г.

           3. Вспышечное чтение                                                                                                    му, что у него дурной характер, а
           и отсекающее чтение           Первое правило —                                                                          потому, что вы требуете помыть по-
              МАШАПОШЛАВЛЕСТАМБЫЛ-                                                                                                 суду, хотя сегодня не его очередь.
                                                                                                                                      На первых порах я использо-
           ВОЛКВОЛКСЪЕЛМАШУНЕТУБОЛЬ-                                                                                               вала все инструменты воздейст-
           ШЕМАШИТАКАЯВОТГРУСТНАЯСКАЗ-   не выдавать бурную реакцию
           КА — тут надо понять, где что за-                                                                                       вия на сына. Давала подзатыльни-
           канчивается.                                                                                                            ки, ставила в угол, манипулирова-
              Печатайте предложения вро-                                                                                           ла и угрожала, отнимала всё, что
           де:                              Старший сын начал хамить лет                                                           можно отнять — телефон, интер-
              «Ёжик живёт в лесу».       с двенадцати. Он был груб, общал-                                                         нет, карманные деньги. Я ограни-
              «Олень съел моржа».        ся неуважительно, дерзил. Это ка-                                                         чивала, пресекала попытки преко-
              Пусть они будут любой степени   салось даже простых вещей. Про-                                                      словить. Но как только он вошёл в
           безсмысленности. Неважно, что   шу его помыть посуду, в ответ: «Не                                                      переходный возраст, а следом за
           олени моржей не едят. Показывай-  буду». Взываю к совести, что-то                                                       ним и средний сын, оба начали
           те их на 2–3 секунды, чтобы ребё-  объясняю, он ёрничает: «Иди от-                                                      комментировать мои действия.
           нок прочитывал их очень быстро.   сюда». Меня это очень раздража-                                                       «Не надо мной манипулировать»,
           Это хорошо учит схватывать текст.  ло, меня вообще легко обидеть.                                                       «Ты пытаешься угрожать?», «Ты да-
              Пусть один ребёнок пишет та-  Почти любая такая реплика дей-                                                         вишь на меня» — и всё в таком ду-
           кую безсмыслицу для другого.   ствует на меня как поднесённая                                                           хе. А я понимала, что действитель-
           Обычно это очень веселит детей,   спичка. «Куда идти, не поняла?» —                                                     но делаю это. Главное, раньше ни-
           и они не замечают, что учатся.                                                                                          кто не называл вещи своими име-
                                         обычно говорила я. Дальше реа-                                                            нами. Я действовала по примеру
                                         гировала так, как когда-то на меня
           4. Детские журналы            саму отец. Папа давал мне подза-                                                          родителей, то есть по праву стар-
           с кроссвордами                тыльники, и я давала подзатыль-                                                           шего и сильного, и никто меня за
                                                                                                                                   это не упрекал.
              Там, кроме кроссвордов, ко-  ники сыну. Папа орал — и я орала.                                                          Окончательно пересмотрела
           торые дети обычно любят разга-   Отец довольно агрессивно за-  Первое правило, которое я  докопаешься до первопричины  своё поведение, когда от 16-лет-
           дывать, много упражнений в сти-  нимался нашим с сестрой воспи-  взяла на вооружение из прочи-  конфликта.              него ребёнка услышала: «Ты же не
           ле «Найди десять отличий меж-  танием. В основном это был кнут,   танного, — не выдавать бурную   Решила учиться хватать мо-  сможешь так всю жизнь со мной
           ду двумя рисунками» и разных  кнут и кнут. Без пряников. Мама   реакцию на хамство подростка,  мент. Не реагировать по мелочам,  общаться».
           упражнений на внимательность:  никогда не подключалась и огра-  даже на такое молчаливое. Дать  отслеживать свои чувства, и если   Я поняла, что дети вышли со
           лабиринт, следы и т.д. Детям обыч-  ничивалась вопросами гигиены.   время себе и ребёнку прийти в  приходила к ребёнку, то с проду-  мной на равные позиции. И я боль-
           но нравится. И навык чтения неза-  Мы были опрятными девочками.   равновесное состояние. Напри-  манной речью. В конце-то концов,  ше не могу вести себя так, как хо-
           метно совершенствуется.       Может, поэтому влияние и власть   мер, я уходила попить чайку, душ  я не хочу терять со своими детьми  чу и привыкла. Потому что не всег-
                                         отца оказались так велики, что                                                            да то, что мы считаем правильным,
           5. Игра «Найди текст»         многие годы я копировала пове-  принять. «Вспоминала» о каких-то  связь. Мне важны долгосрочные   является таковым. Впервые мы по-
                                         дение, отношение и даже его чу-  важных делах по хозяйству. Я мо-  отношения, чтобы не получилось
              Возьмите любую страницу тек-                             гла заняться всё равно чем, лишь  так, как у меня с родителями.  говорили по душам, как друг с дру-
           ста. Найдите там какое-то предло-  довищные поступки. И, естествен-  бы затормозить себя.    И ещё я поняла, что нельзя   гом поступаем. Помню, попросила
                                         но, свой «педагогический» стаж
           жение в любом месте. Например,                                 А ещё оказалось, что есть раз-  оставлять конфликт открытым.   у сына прощения за своё поведе-
           «Маша пошла в лес и нашла гриб».   начинала с родительских паттер-  ница в том, как и что мы принима-  Если подросток обидел или сде-  ние, подзатыльники, ор. А он отве-
                                         нов. Пока не поняла, что эти ша-
           Не показывайте ребёнку, где оно.                            ем за оскорбление. Бывает, чело-  лал что-то неприятное, очень важ-  тил: «Мама, я всё понимаю. Я тебя
           Засекайте время. Пусть ребёнок   блоны не работают.         века матом посылают, а с него как  но ему сообщить об этом. Без об-  прощаю и зла не держу».
           его найдёт. Ну и получит от вас ка-  Я всегда почитывала психоло-  с гуся вода. При этом кто-то оскор-  винений и упрёков я обычно кон-  Мой первый ребёнок научил
           кой-то приз, когда найдёт 10 пред-  гическую литературу, в какой-то   бляется ухмылке. Помню, как мне  статирую: «Ты грубишь» или «Мне   меня нескольким вещам. Во-пер-
           ложений на разных страницах.  момент это стало даже модно. Од-  прилетало от отца, если скривлю  неприятно слышать такие обид-  вых, не огрызаться в моменте. Во-
                                         нажды наткнулась на мысль, что                                                            вторых, не вовлекаться эмоци-
                                         хамство подростков — естествен-  гримасу неудовольствия, ухмыль-  ные вещи...»
           6. Многократное чтение                                                                                                  онально в конфликт. В-третьих,
                                         ная реакция противостояния. В та-  нусь, закушу губу. «Я тебе тут глаза   Обычно к разговору возвра-
              Если ваш ребёнок всё время   кие моменты безполезно что-то   позакатываю», — орал он на меня  щаюсь через час-два. Стараюсь   услышав намёк на хамство, оста-
           хочет перечитывать одну и ту же   предпринимать.            страшно.                      проговорить, что считаю недопу-  новиться самому и спокойно про-
           книгу, которую хорошо знает, ну   Проблемы вообще нельзя ре-   Первые годы пубертата мо-  стимым в общении с родителями,   комментировать в духе: «Ты гру-
           и пусть перечитывает. Только всё   шать на эмоциональном подъёме,  их собственных детей я поступа-  близкими, посторонними. Говорю   бишь». В-четвёртых, ждать. Ждать,
           больше и больше страниц за один   в гневе, в момент тяжёлых и слож-  ла так же. Едва промелькнувшее  о том, какое взаимодействие счи-  чтобы либо сам подросток подо-
           раз — это тоже большой плюс, да-  ных чувств. Ведь чем сильнее да-  неудовольствие считывала как  таю несправедливым или как мо-  шёл и извинился, либо час-два
           же если ребёнок угадывает слова.  вишь, тем хуже делаешь.   оскорбление в свой адрес, при-  гут воспринимать хамство другие   спустя пойти к нему и поговорить,
                                            Ещё же дети разные. Моя млад-  нимала на личный счёт. Но ребё-  люди.                  кто прав, а кто виноват. Этих зо-
           7. «Давай поврём!»            шая дочь, например, не хамит и не  нок, которому дали подзатыль-  А ещё поняла, что просто обя-  лотых для себя правил я продол-
                                                                                                                                   жаю придерживаться с младшими
              Дети часто не умеют переска-  огрызается, не вступает в откры-  ник, больше замыкается и начи-  зана найти в себе силы и дать под-  детьми и любыми другими под-
           зывать тексты, но зато порой охот-  тый конфликт. Если с чем-то не со-  нает выстраивать стену. Если ог-  ростку высказаться. Объяснить,   ростками.
           но выдумывают то, чего на самом  гласна, просто уходит и какое-то  рызается, то, скорее всего, счита-  что спровоцировало его реакцию.
           деле в книге нет. Ну и замечатель-  время не общается. Она поступа-  ет наказание незаслуженным. Од-  В таких беседах обнаруживаются         Марина,
           но! Не мешайте! Это очень полез-  ет так, как я в детстве, когда по три  но на другое накладывается, рас-  очень неожиданные вещи. Напри-  мама четверых детей
           ный навык.                    месяца не разговаривала с отцом.  тёт снежным комом, да так, что не  мер, подросток нагрубил не пото-  https://vk.com/detiroditeli

           8. Чукча не читатель,
                                         Сегодня я опять
           чукча писатель
              Порой ребёнок наотрез отка-
           зывается читать, но готов писать  Сегодня я опять
           и переписывать тексты из книг —
           «секреты изготовления атомной
           бомбы», как наши мальчики или
                                         победила зло
           что-то в этом духе. А разве это не
           чтение? Но только тсс!        победила зло

           9. Упражнение «Бросок»
              Открываем книгу, ребёнок
           кладёт руки на колени и начина-
           ет читать по команде. Читает 30 се-  ло — это такая чёрная липкая
           кунд. Потом 10 секунд отдыхает. И   штука, которая зарождается от
           снова читает. Суть в том, чтобы гла-  ерунды, от ударенного пальца,
           зами (!) быстро найти тот участок   Зот слишком большого шума,
           текста, где он закончил чтение. На
           начальной стадии это очень тяже-  от недосыпа. И дальше мы его пе-
                                         репихиваем друг другу, и пока мы
           ло, но потому и упражняемся.
                                         так делаем, оно растёт. Его нужно  трогает». Он её треснул, тут гарк-  ла-говорила,  гладила-понимала  рессию. Агрессия рождает ответ-
                                         съедать любовью и терпением.  нул папа уже жёстко. Данилыч за-  20 минут сквозь обиду и отпины-  ную — и теперь их уже две. И тут
           10. Скоростной минимум
                                            Дети играли в майнкрафт, нам  выл и завалился на диван. Я подо-  вание — улыбнулся, обнял. Пош-  родитель не в ресурсе кричит — и
           чтения — 120 слов в минуту
                                         было пора. Данилычу сказали: за-  шла разрядить обстановку, актив-  ла в комнату, там Тесса, тоже оби-  вот они уже в тёмной липкой шту-
              Многие читают по 200–300, но  канчивай, мол. Он расстроился, но  но послушала, как ему обидно, что  женная. Села к ней, гладила-воро-  ке оба до крика. И родителя она
           уже про себя, вслух речевой ап-  отдал айпад (маленькое зло роди-  забрали айпад. И тут Тесса сказала  жила, шептала-заговаривала. Ещё  затопляет до глаз сначала раздра-
           парат не потянет. 120 слов — это   лось в душе).            Данилычу какую-то едкость. Да-  полчаса. Скачут весёлые, пошли в  жением, потом виной ещё боль-
           реально абсолютно для каждого    Тесса играла и спряталась за  нилыч разозлился и пнул меня. Я  машину, поехали.        ше. А я хожу-ворожу, глажу-пони-
           среднего ребёнка. Если скорость   занавеску. Он потребовал, чтобы  сказала: «Ладно, я в ванную, да-  Сашка едет чёрный, как ночь,   маю, говорю-заговариваю. Такая
           ниже, то много времени будет за-  она вылезла, уж не знаю, что ему  вайте уже собираться». Данилыч  на встречных рычит, тормозит   работа. Пока глаза опять не улы-
           трачиваться впустую на уроки,   там не понравилось. Она не выле-  треснул Тессу, Тесса треснула Да-  резко, газует нервно, на вопросы   баются.
           чтение учебных параграфов и по-  зала, он стал до неё докапывать-  нилыча. Папа громко рявкнул, что  отвечает сквозь зубы. Говорила-  Вот сегодня я опять победила.
           пытку что-то понять.                                                                                                    Я всегда побеждаю. И только меня
                                         ся. Стал её тянуть, я прикрикнула:  достали и чтобы разошлись. Дани-  ворожила, болтала-заговаривала.
                          Дмитрий ЕМЕЦ,   мол, не приставай. Он тянул. Ещё  лыч, завывая, ушёл в комнату.  Вот так оно рождается и рас-  никто не...
                      автор более 100 книг  раз пожёстче сказала Данилы-  Я вышла из ванной, пошла к  тёт. От маленькой обиды, которую            Ольга НЕЧАЕВА
                           www.pravmir.ru  чу: «Отстань от Тессы, она тебя не  Данилычу, сидела рядом, ворожи-  сразу не поняли, вырастает в аг-  https://vk.com/detiroditeli
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28