Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
«Родовая Земля» ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 23
№ 11 (256), ноябрь 2025 г.
3. Вспышечное чтение му, что у него дурной характер, а
и отсекающее чтение Первое правило — потому, что вы требуете помыть по-
МАШАПОШЛАВЛЕСТАМБЫЛ- суду, хотя сегодня не его очередь.
На первых порах я использо-
ВОЛКВОЛКСЪЕЛМАШУНЕТУБОЛЬ- вала все инструменты воздейст-
ШЕМАШИТАКАЯВОТГРУСТНАЯСКАЗ- не выдавать бурную реакцию
КА — тут надо понять, где что за- вия на сына. Давала подзатыльни-
канчивается. ки, ставила в угол, манипулирова-
Печатайте предложения вро- ла и угрожала, отнимала всё, что
де: Старший сын начал хамить лет можно отнять — телефон, интер-
«Ёжик живёт в лесу». с двенадцати. Он был груб, общал- нет, карманные деньги. Я ограни-
«Олень съел моржа». ся неуважительно, дерзил. Это ка- чивала, пресекала попытки преко-
Пусть они будут любой степени салось даже простых вещей. Про- словить. Но как только он вошёл в
безсмысленности. Неважно, что шу его помыть посуду, в ответ: «Не переходный возраст, а следом за
олени моржей не едят. Показывай- буду». Взываю к совести, что-то ним и средний сын, оба начали
те их на 2–3 секунды, чтобы ребё- объясняю, он ёрничает: «Иди от- комментировать мои действия.
нок прочитывал их очень быстро. сюда». Меня это очень раздража- «Не надо мной манипулировать»,
Это хорошо учит схватывать текст. ло, меня вообще легко обидеть. «Ты пытаешься угрожать?», «Ты да-
Пусть один ребёнок пишет та- Почти любая такая реплика дей- вишь на меня» — и всё в таком ду-
кую безсмыслицу для другого. ствует на меня как поднесённая хе. А я понимала, что действитель-
Обычно это очень веселит детей, спичка. «Куда идти, не поняла?» — но делаю это. Главное, раньше ни-
и они не замечают, что учатся. кто не называл вещи своими име-
обычно говорила я. Дальше реа- нами. Я действовала по примеру
гировала так, как когда-то на меня
4. Детские журналы саму отец. Папа давал мне подза- родителей, то есть по праву стар-
с кроссвордами тыльники, и я давала подзатыль- шего и сильного, и никто меня за
это не упрекал.
Там, кроме кроссвордов, ко- ники сыну. Папа орал — и я орала. Окончательно пересмотрела
торые дети обычно любят разга- Отец довольно агрессивно за- Первое правило, которое я докопаешься до первопричины своё поведение, когда от 16-лет-
дывать, много упражнений в сти- нимался нашим с сестрой воспи- взяла на вооружение из прочи- конфликта. него ребёнка услышала: «Ты же не
ле «Найди десять отличий меж- танием. В основном это был кнут, танного, — не выдавать бурную Решила учиться хватать мо- сможешь так всю жизнь со мной
ду двумя рисунками» и разных кнут и кнут. Без пряников. Мама реакцию на хамство подростка, мент. Не реагировать по мелочам, общаться».
упражнений на внимательность: никогда не подключалась и огра- даже на такое молчаливое. Дать отслеживать свои чувства, и если Я поняла, что дети вышли со
лабиринт, следы и т.д. Детям обыч- ничивалась вопросами гигиены. время себе и ребёнку прийти в приходила к ребёнку, то с проду- мной на равные позиции. И я боль-
но нравится. И навык чтения неза- Мы были опрятными девочками. равновесное состояние. Напри- манной речью. В конце-то концов, ше не могу вести себя так, как хо-
метно совершенствуется. Может, поэтому влияние и власть мер, я уходила попить чайку, душ я не хочу терять со своими детьми чу и привыкла. Потому что не всег-
отца оказались так велики, что да то, что мы считаем правильным,
5. Игра «Найди текст» многие годы я копировала пове- принять. «Вспоминала» о каких-то связь. Мне важны долгосрочные является таковым. Впервые мы по-
дение, отношение и даже его чу- важных делах по хозяйству. Я мо- отношения, чтобы не получилось
Возьмите любую страницу тек- гла заняться всё равно чем, лишь так, как у меня с родителями. говорили по душам, как друг с дру-
ста. Найдите там какое-то предло- довищные поступки. И, естествен- бы затормозить себя. И ещё я поняла, что нельзя гом поступаем. Помню, попросила
но, свой «педагогический» стаж
жение в любом месте. Например, А ещё оказалось, что есть раз- оставлять конфликт открытым. у сына прощения за своё поведе-
«Маша пошла в лес и нашла гриб». начинала с родительских паттер- ница в том, как и что мы принима- Если подросток обидел или сде- ние, подзатыльники, ор. А он отве-
нов. Пока не поняла, что эти ша-
Не показывайте ребёнку, где оно. ем за оскорбление. Бывает, чело- лал что-то неприятное, очень важ- тил: «Мама, я всё понимаю. Я тебя
Засекайте время. Пусть ребёнок блоны не работают. века матом посылают, а с него как но ему сообщить об этом. Без об- прощаю и зла не держу».
его найдёт. Ну и получит от вас ка- Я всегда почитывала психоло- с гуся вода. При этом кто-то оскор- винений и упрёков я обычно кон- Мой первый ребёнок научил
кой-то приз, когда найдёт 10 пред- гическую литературу, в какой-то бляется ухмылке. Помню, как мне статирую: «Ты грубишь» или «Мне меня нескольким вещам. Во-пер-
ложений на разных страницах. момент это стало даже модно. Од- прилетало от отца, если скривлю неприятно слышать такие обид- вых, не огрызаться в моменте. Во-
нажды наткнулась на мысль, что вторых, не вовлекаться эмоци-
хамство подростков — естествен- гримасу неудовольствия, ухмыль- ные вещи...»
6. Многократное чтение онально в конфликт. В-третьих,
ная реакция противостояния. В та- нусь, закушу губу. «Я тебе тут глаза Обычно к разговору возвра-
Если ваш ребёнок всё время кие моменты безполезно что-то позакатываю», — орал он на меня щаюсь через час-два. Стараюсь услышав намёк на хамство, оста-
хочет перечитывать одну и ту же предпринимать. страшно. проговорить, что считаю недопу- новиться самому и спокойно про-
книгу, которую хорошо знает, ну Проблемы вообще нельзя ре- Первые годы пубертата мо- стимым в общении с родителями, комментировать в духе: «Ты гру-
и пусть перечитывает. Только всё шать на эмоциональном подъёме, их собственных детей я поступа- близкими, посторонними. Говорю бишь». В-четвёртых, ждать. Ждать,
больше и больше страниц за один в гневе, в момент тяжёлых и слож- ла так же. Едва промелькнувшее о том, какое взаимодействие счи- чтобы либо сам подросток подо-
раз — это тоже большой плюс, да- ных чувств. Ведь чем сильнее да- неудовольствие считывала как таю несправедливым или как мо- шёл и извинился, либо час-два
же если ребёнок угадывает слова. вишь, тем хуже делаешь. оскорбление в свой адрес, при- гут воспринимать хамство другие спустя пойти к нему и поговорить,
Ещё же дети разные. Моя млад- нимала на личный счёт. Но ребё- люди. кто прав, а кто виноват. Этих зо-
7. «Давай поврём!» шая дочь, например, не хамит и не нок, которому дали подзатыль- А ещё поняла, что просто обя- лотых для себя правил я продол-
жаю придерживаться с младшими
Дети часто не умеют переска- огрызается, не вступает в откры- ник, больше замыкается и начи- зана найти в себе силы и дать под- детьми и любыми другими под-
зывать тексты, но зато порой охот- тый конфликт. Если с чем-то не со- нает выстраивать стену. Если ог- ростку высказаться. Объяснить, ростками.
но выдумывают то, чего на самом гласна, просто уходит и какое-то рызается, то, скорее всего, счита- что спровоцировало его реакцию.
деле в книге нет. Ну и замечатель- время не общается. Она поступа- ет наказание незаслуженным. Од- В таких беседах обнаруживаются Марина,
но! Не мешайте! Это очень полез- ет так, как я в детстве, когда по три но на другое накладывается, рас- очень неожиданные вещи. Напри- мама четверых детей
ный навык. месяца не разговаривала с отцом. тёт снежным комом, да так, что не мер, подросток нагрубил не пото- https://vk.com/detiroditeli
8. Чукча не читатель,
Сегодня я опять
чукча писатель
Порой ребёнок наотрез отка-
зывается читать, но готов писать Сегодня я опять
и переписывать тексты из книг —
«секреты изготовления атомной
бомбы», как наши мальчики или
победила зло
что-то в этом духе. А разве это не
чтение? Но только тсс! победила зло
9. Упражнение «Бросок»
Открываем книгу, ребёнок
кладёт руки на колени и начина-
ет читать по команде. Читает 30 се- ло — это такая чёрная липкая
кунд. Потом 10 секунд отдыхает. И штука, которая зарождается от
снова читает. Суть в том, чтобы гла- ерунды, от ударенного пальца,
зами (!) быстро найти тот участок Зот слишком большого шума,
текста, где он закончил чтение. На
начальной стадии это очень тяже- от недосыпа. И дальше мы его пе-
репихиваем друг другу, и пока мы
ло, но потому и упражняемся.
так делаем, оно растёт. Его нужно трогает». Он её треснул, тут гарк- ла-говорила, гладила-понимала рессию. Агрессия рождает ответ-
съедать любовью и терпением. нул папа уже жёстко. Данилыч за- 20 минут сквозь обиду и отпины- ную — и теперь их уже две. И тут
10. Скоростной минимум
Дети играли в майнкрафт, нам выл и завалился на диван. Я подо- вание — улыбнулся, обнял. Пош- родитель не в ресурсе кричит — и
чтения — 120 слов в минуту
было пора. Данилычу сказали: за- шла разрядить обстановку, актив- ла в комнату, там Тесса, тоже оби- вот они уже в тёмной липкой шту-
Многие читают по 200–300, но канчивай, мол. Он расстроился, но но послушала, как ему обидно, что женная. Села к ней, гладила-воро- ке оба до крика. И родителя она
уже про себя, вслух речевой ап- отдал айпад (маленькое зло роди- забрали айпад. И тут Тесса сказала жила, шептала-заговаривала. Ещё затопляет до глаз сначала раздра-
парат не потянет. 120 слов — это лось в душе). Данилычу какую-то едкость. Да- полчаса. Скачут весёлые, пошли в жением, потом виной ещё боль-
реально абсолютно для каждого Тесса играла и спряталась за нилыч разозлился и пнул меня. Я машину, поехали. ше. А я хожу-ворожу, глажу-пони-
среднего ребёнка. Если скорость занавеску. Он потребовал, чтобы сказала: «Ладно, я в ванную, да- Сашка едет чёрный, как ночь, маю, говорю-заговариваю. Такая
ниже, то много времени будет за- она вылезла, уж не знаю, что ему вайте уже собираться». Данилыч на встречных рычит, тормозит работа. Пока глаза опять не улы-
трачиваться впустую на уроки, там не понравилось. Она не выле- треснул Тессу, Тесса треснула Да- резко, газует нервно, на вопросы баются.
чтение учебных параграфов и по- зала, он стал до неё докапывать- нилыча. Папа громко рявкнул, что отвечает сквозь зубы. Говорила- Вот сегодня я опять победила.
пытку что-то понять. Я всегда побеждаю. И только меня
ся. Стал её тянуть, я прикрикнула: достали и чтобы разошлись. Дани- ворожила, болтала-заговаривала.
Дмитрий ЕМЕЦ, мол, не приставай. Он тянул. Ещё лыч, завывая, ушёл в комнату. Вот так оно рождается и рас- никто не...
автор более 100 книг раз пожёстче сказала Данилы- Я вышла из ванной, пошла к тёт. От маленькой обиды, которую Ольга НЕЧАЕВА
www.pravmir.ru чу: «Отстань от Тессы, она тебя не Данилычу, сидела рядом, ворожи- сразу не поняли, вырастает в аг- https://vk.com/detiroditeli

