Page 20 - Газета "Родовая Земля"
P. 20

20  • образоВаниЕ                                                                                                             № 1 (198), январь 2021 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


                          трудился в риж-  ки с места на место. Вдруг в разгар   Пятое. Дети удручающе праг-  с большими амбициями. Спорить  себя, должен был много трудить-
                         ской   средней  урока поднимает сумку и начинает  матичны, у них почти полностью  ему хочется, только спорить не о  ся, учиться, преодолевать трудно-
                         школе  №  17 с  шумно копаться в ней, после чего  отсутствуют романтические по-  чем, знаний не хватает, поэтому  сти и свою собственную лень. В со-
                         1986 по 1994 го-  снова ставит её на место. интере-  рывы. они мало чем интересуют-  просто дерзит.       ветском мультфильме просто так
                         ды. Преподавал  суюсь: «Саша, что ты искал?» Сму-  ся, кроме того, что относится к их   Седьмое. У современных де-  никому ничего не доставалось.
           историю, а также обществоведе-  щённо улыбается, краснеет, пожи-  «личному потреблению».  тей крайне низкая мотивация к    Только через труд и преодоле-
           ние, психологию и логику (в те го-  мает плечами… он и сам не знает.   У меня есть небольшая кол-  успешной учёбе. они вообще не  ние лени, трусости, эгоизма обы-
           ды экспериментально практико-  Таких «Саш» — полкласса.     лекция предметов, привезённых  понимают, зачем им нужно учить-  денный персонаж становился ге-
           вались и такие дисциплины). был   Третье. Современные дети  из археологических экспедиций.  ся хорошо. звучит дико, но это  роем. он не превращался чудом,
           классным руководителем. Ушёл  с рождения усваивают массу ин-  В былые годы, демонстрируя на  так…  Столкнувшись  с  этим  уди-  он делал себя сам! В современных
           из школы вместе с моими выпуск-  формации, но вся эта информа-  уроках истории обломки древ-  вительным явлением, поставил  мультфильмах герой, как прави-
           никами, так что совесть перед ни-  ция, как правило, мало связана с  негреческих амфор, орудия тру-  эксперимент: выложил на парты  ло, приобретает свои способности
           ми чиста. Минуло четверть века, и  обыденной жизнью и уж, конечно,  да первобытного человека, мно-  учебники, задал несколько вопро-  просто так, по волшебству или, на
           меня попросили временно заме-  не имеет отношения к истории.  готысячелетнюю керамику со сле-  сов и велел ученикам просто най-  худой конец, скушав особую пи-
           нить в одной из школ захворав-   рассказываю  на  уроке  о  кре-  дами пальцев давно истлевше-  ти и выписать из учебников гото-  люлю (тогда это уже не фэнтези, а
           шего историка. Так нежданно-не-  стьянском труде, о подсечно-огне-  го гончара, я с удовольствием на-  вые ответы!      научная фантастика). Может быть,
           гаданно для себя я вновь погру-  вом земледелии. Тут понимаю, что  блюдал горящие глаза детей, ко-  В прежние годы мне подобная  в этом стереотипе, навязанном
           зился в эту прекрасно-необыкно-  дети вообще не ориентируются,  торые страстно разглядывали все  профанация учебного процесса и в  современным кинематографом, и
           венную,   чудовищно-непутёвую  что такое плуг, зачем нужна боро-  эти археологические чудеса, вы-  страшном сне бы не приснилась…  скрывается тот факт, что многие
           школьную жизнь, со всеми её плю-  на, как сеют и выращивают хлеб!  рывали их из рук, засыпали меня  Эксперимент дал поразительные  дети просто ждут подарка от судь-
           сами и недостатками.          недоумённо хлопают глазами.   вопросами… Теперь же попытка  результаты. Многие ученики не на-  бы, не желая прикладывать к это-
              У меня появилась завидная     В старое время советские де-  предъявить мою коллекцию уче-  шли ответов в указанном мною па-  му никакого труда?
           возможность сравнить своих уче-
           ников — тех, прошлых, и нынеш-
           них, современных. Это было осо-
           бенно любопытно, тем более, что
           среди новых учеников обнаружи-
           лись отпрыски моих былых воспи-
           танников. Сравнение отцов и де-
           тей обещало быть интересным!
              Считается, что у хорошего пе-
           дагога любимчиков не бывает. Ему
           все дети одинаково противны. Я
           учитель плохой… Детей очень                                                                                                Восьмое. Современные дети
           люблю и сам, будучи современ-                                                                                           очень любят «качать права», ведь
           ным папой, искренне пытаюсь по-                                                                                         их с  первого  класса старательно
           нять новое поколение, младое и                                                                                          знакомят с «правами ребёнка».
           малознакомое. Сами по себе дети                                                                                         Если бы они так же хорошо пом-
           прекрасны! Есть просто умнички и                                                                                        нили о своих обязанностях…
           лапочки, со многими, как мне ка-                                                                                           Девятое. Я был потрясён пра-
           жется, мы искренне подружились.                                                                                         ктически полным отсутствием
           Тронули до глубины души их слё-                                                                                         брезгливости у своих теперешних
           зы на глазах, когда через полго-                                                                                        учеников. они спокойно сидят и
           да нашей совместной работы на-                                                                                          лежат прямо на полу в коридоре
           стал срок мне покидать это госте-                                                                                       и на лестнице. они кладут без осо-
           приимное школьное сообщество.                                                                                           бого  пакета свои грязные  крос-
           Спасибо, милые мои, я вас пом-                                                                                          совки с урока физкультуры пря-
           ню и люблю… Так есть ли отличия                                                                                         мо в сумку, вперемешку с учебни-
           между учениками прошлых лет и                                                                                           ками и тетрадями. они роняют пе-
           нынешним поколением славных                                                                                             ченюшки на пол, а затем поднима-
           оболтусов?                                                                                                              ют их и спокойно едят… Впрочем,
              Первое, что бросается в гла-                                                                                         возможно, это общеевропейские
           за в современной школе, — мно-                                                                                          тенденции, а я — старый, замше-
           го тучных детей, особенно дево-                                                                                         лый консерватор. В Европе насмо-
           чек. Виной тому, полагаю, не толь-                                                                                      трелся на приличного вида деву-
           ко  нездоровое  питание,  но  и  те                                                                                     шек, мирно отдыхающих на по-
           стрессы, в которые дети погруже-                                                                                        лу общественного туалета (туалет
           ны с момента рождения. нередко                                                                                          унисекс), на бодрых французов,
           полный человек набирает лишний  ти получали много информации  никам вызвала у них лишь вежли-  раграфе. Для них оказалось непо-  спокойно кладущих свежекуплен-
           вес именно под воздействием по-  из мультиков. Помните? Кошечки  вый интерес (у некоторых!). 25 лет  сильной работой прочитать текст   ный багет на сиденье автомобиля
           стоянного нервного напряжения.  и собачки пекли хлеб, Фока — на  назад это вызывало восторг... Се-  и  выписать  готовые ответы! Мно-  или общественную скамейку. Ви-
           Это своеобразная защитная реак-  все руки дока — ковал подковы в  годня  это им  неинтересно!  Пере-  гие и не пытались этого делать. их   дел щеголеватого немца, уронив-
           ция организма. Дети, если срав-  кузне, персонажи народных ска-  данное мною по рядам рубило ка-  даже не соблазняла хорошая оцен-  шего сигарету на мостовую, кото-
           нивать с прежними поколениями,  зок из советских мультфильмов  менного века многие, даже не рас-  ка. за десять минут до конца уро-  рый поднял и невозмутимо прику-
           вообще очень мало развиты физи-  много и трудолюбиво работали.  сматривая, передавали дальше.  ка мне сдавались листочки с не-  рил её… Может, так и надо. ну её,
           чески. отсутствие подвижных игр.  В современных мультиках разно-  Я вообще был приучен к осо-  сколькими случайно подобранны-  эту брезгливость…
           Я ни разу не видел на переменках,  образные супергерои не работа-  бому вниманию моих учеников,  ми фразами, их же владельцы в   и, наконец, десятое… Я всег-
           чтобы девочки играли в свои из-  ют вообще. им работать некогда,  привык, что после урока возле  ожидании звонка просто сидели,   да пытался пробудить у своих уче-
           вечные девчачьи «скакалочки»,  они «мир спасают»!           учительского стола обязательно  украдкой под партами играя на мо-  ников стремление к Высокому ду-
           «резиночки», а мальчики гоня-    Четвёртое. Дети не чита-   собирается стайка любознатель-  бильных телефонах.          ховному идеалу, воспитать уваже-
           ли мячик. никаких «казаков-раз-  ют, то есть совершенно! Вообще!!!  ных чудаков, засыпающих меня   Я пытался исследовать этот   ние к духовным ценностям наше-
           бойников» и «салочек»! В лучшем  Успешное преподавание истории  вопросами, доказывающих своё  феномен. Складывается впечат-  го несовершенного мира. Мне ка-
           случае — безсмысленная возня и  обязательно базируется на тех  особое  мнение.  Сегодня  это не-  ление, что у многих детей прочно   жется, что у каждого нормального
           толкотня, но чаще всего — его ве-  историко-приключенческих ро-  возможно. Сразу после звонка все  укоренился стереотип, что всё в
           личество мобильник! забывая всё  манах, которые подросток «про-  дружно хватают мобильники и, иг-  жизни к ним как-то придёт и сло-  человека должна быть в жизни Вы-
                                                                                                                                   сокая Мечта. Во время моей недав-
           на свете, не видя никого и ничего,  глотил» к средней школе.  рая на ходу, вылетают в коридор.  жится само собой. Может быть, де-
           дети тычут пальчиком по экрану.   Помните, у Высоцкого: «значит,   Шестое. В каждом классе  ло в этих стереотипах сознания?  ней школьной практики дети де-
                                                                                                                                   лились своими мыслями. они бы-
           они «играют» на мобильнике по  нужные книги ты в детстве читал!»  всегда были диссиденты. Это, как   Присматриваясь к мультяш-
           дороге в школу, на перемене, на  Сейчас не читают никаких книг…  правило, дети-личности, они осо-  кам и кинофильмам, которые се-  ли разными, но горько тронули ме-
           уроке, в туалете, по дороге домой.   и вот стою я перед классом,  бые, неординарные. они могли  годня идут в кинотеатрах и кото-  ня слова одного мальчугана из 6-го
                                                                                                                                   класса, который печально сказал:
           начало урока для детей — всег-  весь такой красивый и самона-  портить нервы учителю, спорить  рые смотрят наши дети, можно за-
           да мука, ведь зловредный учи-  деянный, рассказываю об исто-  и не соглашаться, отстаивая своё  метить, что многие из них имеют   «Я мечтаю учиться на родном язы-
                                                                                                                                   ке…» Такая вот Высокая Мечта.
           тель требует спрятать мобильник  рии Франции XVII века и наив-  мнение. Таких учеников вечно ру-  некую общую канву. живёт некий
           с недоигранной игрой! Дети злят-  но вопрошаю: «Помните, как  гали, «пытались поставить на мес-  мальчик (девочка) — откровен-  В заключение хочу заметить,
           ся, они раздражены и мало дума-  д’артаньян приезжает в Париж?»  то», их родителей нередко вызы-  ный лузер и неудачник. он (она)   что вовсе не критикую наших де-
                                                                                                                                   тей. не их вина, но их беда, что
           ют об уроке…                  и вижу огромные недоумённые  вали к директору, но умные учите-  не обладает никакими особыми
              Второе. Современные дети  глаза детей! оказывается, из че-  ля таких ребят в душе очень люби-  способностями, никакими особы-  вынуждены они вступать в жизнь
           очень быстро устают, теряют вни-  тырёх средних классов роман  ли. Это были личности, имеющие  ми талантами. он беден, некрасив   в это непростое, недоброе время.
           мание и концентрацию.         «Три мушкетёра» читали лишь три  своё собственное мнение.   и одинок. и вдруг неожиданно вы-  и особая роль, особая задача ро-
              Я ещё помню уроки по 45 ми-  человека!!! но я такой старый, что   В современной школе такой  ясняется, что он (она) избранный!   дителей — всеми силами помо-
           нут, но сегодня они длятся 40, и да-  ещё помню, как это произведение  диссидентствующий типаж также  он пришёл в это воплощение, что-  гать им. Даже сейчас дайте мне
           же этого получается много! Совре-  читали буквально все, потому что  имеется. Только разница в том, что  бы спасти мир!  нормальный учебник, нормаль-
           менный ученик уже через 20 минут  не прочитать его считалось позор-  нынешний «диссидент» портит те-  невероятным  волшебным  ную, продуманную учебную про-
           практически неработоспособен, не  ным и неприличным!        бе нервы и умничает не потому,  образом наш вчерашний неудач-  грамму и  не  мешайте  работать,
           в состоянии следить за речью учи-  Уже общее правило совре-  что «борется за справедливость».  ник вдруг приобретает особые та-  уверен, что с этими детьми мож-
           теля. Проявляется немотивирован-  менной школы: если ученик хо-  он язвит просто «по приколу»!   ланты, способности и становит-  но творить чудеса! Да только кто
           ная гиперактивность: сам вертит-  рошо и бойко отвечает, если учит-  У него нет особого, своего мне-  ся супергероем! он обретает всё:   же даст?..
           ся, ёрзает, руки бегают по парте,  ся успешно, значит — читающий  ния. Это изначально умный, неор-  славу, почёт, любовь, дружбу и   Света и любви всем!
           ребёнок безсмысленно перекла-  ребёнок. Увы, но таких уникумов  динарный ребёнок, с увы… край-  успех! заметим, это в старом «сов-  игорь николаевич ГУСев,
           дывает карандаши-ручки-линей-  прискорбно мало…             не скудным багажом познаний, но  ковом кино» герой, чтобы обрести          учитель истории
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25