Page 20 - Газета "Родовая Земля"
P. 20
20 • образоВаниЕ № 1 (198), январь 2021 г.
«Родовая Земля»
трудился в риж- ки с места на место. Вдруг в разгар Пятое. Дети удручающе праг- с большими амбициями. Спорить себя, должен был много трудить-
ской средней урока поднимает сумку и начинает матичны, у них почти полностью ему хочется, только спорить не о ся, учиться, преодолевать трудно-
школе № 17 с шумно копаться в ней, после чего отсутствуют романтические по- чем, знаний не хватает, поэтому сти и свою собственную лень. В со-
1986 по 1994 го- снова ставит её на место. интере- рывы. они мало чем интересуют- просто дерзит. ветском мультфильме просто так
ды. Преподавал суюсь: «Саша, что ты искал?» Сму- ся, кроме того, что относится к их Седьмое. У современных де- никому ничего не доставалось.
историю, а также обществоведе- щённо улыбается, краснеет, пожи- «личному потреблению». тей крайне низкая мотивация к Только через труд и преодоле-
ние, психологию и логику (в те го- мает плечами… он и сам не знает. У меня есть небольшая кол- успешной учёбе. они вообще не ние лени, трусости, эгоизма обы-
ды экспериментально практико- Таких «Саш» — полкласса. лекция предметов, привезённых понимают, зачем им нужно учить- денный персонаж становился ге-
вались и такие дисциплины). был Третье. Современные дети из археологических экспедиций. ся хорошо. звучит дико, но это роем. он не превращался чудом,
классным руководителем. Ушёл с рождения усваивают массу ин- В былые годы, демонстрируя на так… Столкнувшись с этим уди- он делал себя сам! В современных
из школы вместе с моими выпуск- формации, но вся эта информа- уроках истории обломки древ- вительным явлением, поставил мультфильмах герой, как прави-
никами, так что совесть перед ни- ция, как правило, мало связана с негреческих амфор, орудия тру- эксперимент: выложил на парты ло, приобретает свои способности
ми чиста. Минуло четверть века, и обыденной жизнью и уж, конечно, да первобытного человека, мно- учебники, задал несколько вопро- просто так, по волшебству или, на
меня попросили временно заме- не имеет отношения к истории. готысячелетнюю керамику со сле- сов и велел ученикам просто най- худой конец, скушав особую пи-
нить в одной из школ захворав- рассказываю на уроке о кре- дами пальцев давно истлевше- ти и выписать из учебников гото- люлю (тогда это уже не фэнтези, а
шего историка. Так нежданно-не- стьянском труде, о подсечно-огне- го гончара, я с удовольствием на- вые ответы! научная фантастика). Может быть,
гаданно для себя я вновь погру- вом земледелии. Тут понимаю, что блюдал горящие глаза детей, ко- В прежние годы мне подобная в этом стереотипе, навязанном
зился в эту прекрасно-необыкно- дети вообще не ориентируются, торые страстно разглядывали все профанация учебного процесса и в современным кинематографом, и
венную, чудовищно-непутёвую что такое плуг, зачем нужна боро- эти археологические чудеса, вы- страшном сне бы не приснилась… скрывается тот факт, что многие
школьную жизнь, со всеми её плю- на, как сеют и выращивают хлеб! рывали их из рук, засыпали меня Эксперимент дал поразительные дети просто ждут подарка от судь-
сами и недостатками. недоумённо хлопают глазами. вопросами… Теперь же попытка результаты. Многие ученики не на- бы, не желая прикладывать к это-
У меня появилась завидная В старое время советские де- предъявить мою коллекцию уче- шли ответов в указанном мною па- му никакого труда?
возможность сравнить своих уче-
ников — тех, прошлых, и нынеш-
них, современных. Это было осо-
бенно любопытно, тем более, что
среди новых учеников обнаружи-
лись отпрыски моих былых воспи-
танников. Сравнение отцов и де-
тей обещало быть интересным!
Считается, что у хорошего пе-
дагога любимчиков не бывает. Ему
все дети одинаково противны. Я
учитель плохой… Детей очень Восьмое. Современные дети
люблю и сам, будучи современ- очень любят «качать права», ведь
ным папой, искренне пытаюсь по- их с первого класса старательно
нять новое поколение, младое и знакомят с «правами ребёнка».
малознакомое. Сами по себе дети Если бы они так же хорошо пом-
прекрасны! Есть просто умнички и нили о своих обязанностях…
лапочки, со многими, как мне ка- Девятое. Я был потрясён пра-
жется, мы искренне подружились. ктически полным отсутствием
Тронули до глубины души их слё- брезгливости у своих теперешних
зы на глазах, когда через полго- учеников. они спокойно сидят и
да нашей совместной работы на- лежат прямо на полу в коридоре
стал срок мне покидать это госте- и на лестнице. они кладут без осо-
приимное школьное сообщество. бого пакета свои грязные крос-
Спасибо, милые мои, я вас пом- совки с урока физкультуры пря-
ню и люблю… Так есть ли отличия мо в сумку, вперемешку с учебни-
между учениками прошлых лет и ками и тетрадями. они роняют пе-
нынешним поколением славных ченюшки на пол, а затем поднима-
оболтусов? ют их и спокойно едят… Впрочем,
Первое, что бросается в гла- возможно, это общеевропейские
за в современной школе, — мно- тенденции, а я — старый, замше-
го тучных детей, особенно дево- лый консерватор. В Европе насмо-
чек. Виной тому, полагаю, не толь- трелся на приличного вида деву-
ко нездоровое питание, но и те шек, мирно отдыхающих на по-
стрессы, в которые дети погруже- лу общественного туалета (туалет
ны с момента рождения. нередко унисекс), на бодрых французов,
полный человек набирает лишний ти получали много информации никам вызвала у них лишь вежли- раграфе. Для них оказалось непо- спокойно кладущих свежекуплен-
вес именно под воздействием по- из мультиков. Помните? Кошечки вый интерес (у некоторых!). 25 лет сильной работой прочитать текст ный багет на сиденье автомобиля
стоянного нервного напряжения. и собачки пекли хлеб, Фока — на назад это вызывало восторг... Се- и выписать готовые ответы! Мно- или общественную скамейку. Ви-
Это своеобразная защитная реак- все руки дока — ковал подковы в годня это им неинтересно! Пере- гие и не пытались этого делать. их дел щеголеватого немца, уронив-
ция организма. Дети, если срав- кузне, персонажи народных ска- данное мною по рядам рубило ка- даже не соблазняла хорошая оцен- шего сигарету на мостовую, кото-
нивать с прежними поколениями, зок из советских мультфильмов менного века многие, даже не рас- ка. за десять минут до конца уро- рый поднял и невозмутимо прику-
вообще очень мало развиты физи- много и трудолюбиво работали. сматривая, передавали дальше. ка мне сдавались листочки с не- рил её… Может, так и надо. ну её,
чески. отсутствие подвижных игр. В современных мультиках разно- Я вообще был приучен к осо- сколькими случайно подобранны- эту брезгливость…
Я ни разу не видел на переменках, образные супергерои не работа- бому вниманию моих учеников, ми фразами, их же владельцы в и, наконец, десятое… Я всег-
чтобы девочки играли в свои из- ют вообще. им работать некогда, привык, что после урока возле ожидании звонка просто сидели, да пытался пробудить у своих уче-
вечные девчачьи «скакалочки», они «мир спасают»! учительского стола обязательно украдкой под партами играя на мо- ников стремление к Высокому ду-
«резиночки», а мальчики гоня- Четвёртое. Дети не чита- собирается стайка любознатель- бильных телефонах. ховному идеалу, воспитать уваже-
ли мячик. никаких «казаков-раз- ют, то есть совершенно! Вообще!!! ных чудаков, засыпающих меня Я пытался исследовать этот ние к духовным ценностям наше-
бойников» и «салочек»! В лучшем Успешное преподавание истории вопросами, доказывающих своё феномен. Складывается впечат- го несовершенного мира. Мне ка-
случае — безсмысленная возня и обязательно базируется на тех особое мнение. Сегодня это не- ление, что у многих детей прочно жется, что у каждого нормального
толкотня, но чаще всего — его ве- историко-приключенческих ро- возможно. Сразу после звонка все укоренился стереотип, что всё в
личество мобильник! забывая всё манах, которые подросток «про- дружно хватают мобильники и, иг- жизни к ним как-то придёт и сло- человека должна быть в жизни Вы-
сокая Мечта. Во время моей недав-
на свете, не видя никого и ничего, глотил» к средней школе. рая на ходу, вылетают в коридор. жится само собой. Может быть, де-
дети тычут пальчиком по экрану. Помните, у Высоцкого: «значит, Шестое. В каждом классе ло в этих стереотипах сознания? ней школьной практики дети де-
лились своими мыслями. они бы-
они «играют» на мобильнике по нужные книги ты в детстве читал!» всегда были диссиденты. Это, как Присматриваясь к мультяш-
дороге в школу, на перемене, на Сейчас не читают никаких книг… правило, дети-личности, они осо- кам и кинофильмам, которые се- ли разными, но горько тронули ме-
уроке, в туалете, по дороге домой. и вот стою я перед классом, бые, неординарные. они могли годня идут в кинотеатрах и кото- ня слова одного мальчугана из 6-го
класса, который печально сказал:
начало урока для детей — всег- весь такой красивый и самона- портить нервы учителю, спорить рые смотрят наши дети, можно за-
да мука, ведь зловредный учи- деянный, рассказываю об исто- и не соглашаться, отстаивая своё метить, что многие из них имеют «Я мечтаю учиться на родном язы-
ке…» Такая вот Высокая Мечта.
тель требует спрятать мобильник рии Франции XVII века и наив- мнение. Таких учеников вечно ру- некую общую канву. живёт некий
с недоигранной игрой! Дети злят- но вопрошаю: «Помните, как гали, «пытались поставить на мес- мальчик (девочка) — откровен- В заключение хочу заметить,
ся, они раздражены и мало дума- д’артаньян приезжает в Париж?» то», их родителей нередко вызы- ный лузер и неудачник. он (она) что вовсе не критикую наших де-
тей. не их вина, но их беда, что
ют об уроке… и вижу огромные недоумённые вали к директору, но умные учите- не обладает никакими особыми
Второе. Современные дети глаза детей! оказывается, из че- ля таких ребят в душе очень люби- способностями, никакими особы- вынуждены они вступать в жизнь
очень быстро устают, теряют вни- тырёх средних классов роман ли. Это были личности, имеющие ми талантами. он беден, некрасив в это непростое, недоброе время.
мание и концентрацию. «Три мушкетёра» читали лишь три своё собственное мнение. и одинок. и вдруг неожиданно вы- и особая роль, особая задача ро-
Я ещё помню уроки по 45 ми- человека!!! но я такой старый, что В современной школе такой ясняется, что он (она) избранный! дителей — всеми силами помо-
нут, но сегодня они длятся 40, и да- ещё помню, как это произведение диссидентствующий типаж также он пришёл в это воплощение, что- гать им. Даже сейчас дайте мне
же этого получается много! Совре- читали буквально все, потому что имеется. Только разница в том, что бы спасти мир! нормальный учебник, нормаль-
менный ученик уже через 20 минут не прочитать его считалось позор- нынешний «диссидент» портит те- невероятным волшебным ную, продуманную учебную про-
практически неработоспособен, не ным и неприличным! бе нервы и умничает не потому, образом наш вчерашний неудач- грамму и не мешайте работать,
в состоянии следить за речью учи- Уже общее правило совре- что «борется за справедливость». ник вдруг приобретает особые та- уверен, что с этими детьми мож-
теля. Проявляется немотивирован- менной школы: если ученик хо- он язвит просто «по приколу»! ланты, способности и становит- но творить чудеса! Да только кто
ная гиперактивность: сам вертит- рошо и бойко отвечает, если учит- У него нет особого, своего мне- ся супергероем! он обретает всё: же даст?..
ся, ёрзает, руки бегают по парте, ся успешно, значит — читающий ния. Это изначально умный, неор- славу, почёт, любовь, дружбу и Света и любви всем!
ребёнок безсмысленно перекла- ребёнок. Увы, но таких уникумов динарный ребёнок, с увы… край- успех! заметим, это в старом «сов- игорь николаевич ГУСев,
дывает карандаши-ручки-линей- прискорбно мало… не скудным багажом познаний, но ковом кино» герой, чтобы обрести учитель истории