Page 19 - Газета "Родовая Земля"
P. 19
«Родовая Земля» СЛаГаЕМыЕ ДоЛГоЛЕТиЯ • 19
№ 5 (202), май 2021 г.
или исцелить, вдохно- Голосовые практики,
голосе человека заклю-
чена огромная сила. Эта
сила может разрушить
В вить, воодушевить или
го, голос — это то, что самым не- или Жизнь в полный голос
разочаровать, вдохнуть надежду
или посеять отчаяние. Кроме то-
посредственным образом выра-
жает наш дух.
Мы ведь всегда больше верим
тому, как говорит человек, какие терапевтов показала: практикуя чиная с кистей, отпускайте, пусть
только работу с голосом и дыха-
они свободно падают. Сначала па-
чувства в нас вызывает звучание
его голоса. и уже во вторую оче- нием, можно избавиться почти от дают кисти, потом предплечья и
затем плечи. Сделайте так пять
90% всех наших зажимов!
редь обращаем внимание на сло- раз. на разминку вполне доста-
ва. официальная статистика гла-
сит, что доля влияния звучания С чего начать точно 15 минут.
Следующий шаг — дыхание.
голоса на общее восприятие пуб- Есть несколько разных подхо- основа звучания — правиль-
личного выступления составляет дов к работе с голосом. Класси- ное дыхание. Позиция — но-
минимум 40%. фикация способов ни в коей ме- ги на ширине плеч. Позвоноч-
Мы всегда чувствуем, насколь- ре не претендует на объектив- ник выпрямляем, копчик немно-
ко говорящий человек исполнен ность и полноту. она представле- го подаём вперёд («поджимаем
духом, только по звучанию его го- на только для удобства при ори- хвост»). Макушка смотрит в небо.
лоса. Когда человек поёт, звучание ентации в определении места ме- ноги «врастают» в землю. Сосре-
голоса и гармония самой мелодии тода, практикуемого автором. раз- дотачиваем внимание внизу жи-
имеют самое весомое значение. ница между подходами — в цели. вота, на два пальца ниже пуп-
Мы слушаем прекрасные пес ни, Европейский академический ка. Дыхание не много замедля-
порой абсолютно не понимая язы- подход — профессиональная по- ем и делаем чуть-чуть более глу-
ка, на котором они написаны. становка голоса с целью выступ- боким. Можно прикрыть глаза.
Легендарный Хазрат инайят ления, профессиональной реали- Представляем, как живот напол-
Хан в своей книге «Мистицизм зву- зации. няется мягкой белой энергией.
ка» писал: «Голос является выра- актёрский подход — поста- Для удобства можно представ-
жением духа. Если дух мягок, то го- новка голоса для речи, большой
лос мягок; если дух твёрд, то голос акцент на умении переживать латое выражение «петь сердцем».
твёрд; если дух силён, то и голос чувства героя. Для этого необхо- Чувства — часть нашей души. на
имеет силу; если дух потерял свою димо быть в контакте с собствен- Востоке говорят, что освобожде-
силу, тогда и голос теряет её». ными чувствами. ние духа происходит через осво-
наш голос — это ключик к на- народный подход — пение бождение души. найти контакт с
шему духу. а путь к силе духа про- для души. Самовыражение, эмо- чувствами — значит приблизить-
ходит через сердце. Получается циональная разрядка, само- ся к духу. освобождая чувства че-
такая связь: освобождая голос, мы восстановление, воодушевление. рез голос, мы глубже понимаем
освобождаем своё сердце и при- Шаманское пение — отноше- себя, больше становимся собой
касаемся к духу. Это не значит, что ние к голосу как инструменту ма- настоящим. Полезно ли петь раз-
мы с ним не в контакте. Это значит, гии, исцеления, общения с силами ные песни, а не только мантры или
что этот контакт может быть слаб, природы. импровизации? Конечно!
искажён, находится вне сферы на- Восточный подход (тибетская,
шего внимания, наконец. индийская музыка и др.) — акцент Песня — запечатлённый
на отношении к пению как духов- автором момент жизни
Голос есть у всех ной практике.
Для нас очень важно входить в настоящая песня — это то,
некоторые говорят: «У меня не контакт с чувствами, здесь мы за- что наши праотцы называли «жи-
получится петь, у меня нет голо- имствуем кое-что от театральной вым словом». «живое слово» не
са». Это заблуждение. Голос есть у школы. просто вещает, оно передаёт на-
всех. Голос может не работать, но Для нас важна свобода в само- прямую часть жизни. а если вы
его, как и растяжку мышц, можно выражении, и этим мы похожи на лять себе разные образы, кому жения. Это относится ко всем зву- сами исполняете, то фактиче-
разрабатывать, тренировать. «народников». что ближе, главное — чтобы для кам. Постепенно вы сможете рас- ски становитесь на место героя
но сначала нужно пройти че- работа с голосом пробуждает в вас это работало. Постарайтесь ширить диапазон звучания. звуча- и можете реально пережить ма-
рез определённые барьеры, кото- нас дух, и здесь мы очень созвуч- удержать внимание и ритм дыха- ние закрытым звуком достаточно ленький кусочек его жизни. Че-
рые формируются в нашей жизни ны отношению к голосу в шаман- ния в этом упражнении в течение делать 2–5 минут, после — пауза рез пение песен можно переос-
довольно рано. Если сказать бо- ской, тибетской, индийской музы- пяти минут. Вдох и выдох жела- и «вслушивание». мысливать события, трансфор-
лее точно, эти барьеры надо рас- ке и им подобных. тельно делать через нос. После По такой же схеме мы пропе- мировать отношение — «пере-
творить. барьеры эти — запреты Сформулировав основные этого выдыхаем через рот. ваем открытые звуки. Важно, что- плавлять», изменять восприятие,
на звучание, которые формируют принципы, мы можем перейти к Постепенно делаем выдох бо- бы артикуляционные мышцы на- находить и активировать неиз-
соответствующие модели поведе- нескольким простым упражне- лее шумным. звук, который у вас прягались только для формиро- веданные качества самого себя.
ния. барьеры возникают у многих ниям, которые можно делать са- будет получаться, должен быть вания необходимого звука и не В отличие от импровизации, где
людей с вполне здоровым от ро- мостоятельно. Перед тем как де- похож на «Хфу-ууу», на эдакое за- больше. Вибрация нижних зву- можно повернуть в любую сторо-
ждения голосовым аппаратом, и лать какие-либо упражнения, свя- вывание не очень сильного ветра. ков должна идти от нижней ча- ну, песня — это мат рица какого-
эти барьеры родом из детства. занные со звучанием, найдите ме- Почувствуйте себя ветром, кото- сти грудной клетки. В ежеднев- то качества или нескольких близ-
сто, в котором вас никто не услы- рый дует в степи, немного уси- ную голосовую разминку можно ких качеств.
Теория ТОП шит и не побеспокоит. Так вы мак- ливаясь и затихая. Делайте это включить пропевание всех глас- Песня может настроить вас как
симально сможете раскрыться, упражнение 3–5 минут. Важно по- ных звуков: о, У, а, Э, и. и помни- бы на «определённую частоту».
основатель телесно-ориен- получить наибольший эффект от сле каждого звука останавливать- те — никакого напряжения! звук она вдохнёт силу и уверенность,
тированной психотерапии (ТоП) упражнений. ся и вслушиваться в пространст- должен литься легко и свободно, несмотря на то, что минуту назад
Вильгельм райх определил семь во, а также продолжать звук про пусть даже он будет долгое время вы были в отчаянии. Когда вы пре-
областей хронического напря- себя. Такой подход утончает слух. не очень красивым. Позвольте се- бываете в недовольстве, песня по-
жения в теле, он назвал эти зоны Разминка развитие слуха развивает спо- бе его, вы имеете право быть та- может открыть сердце и с улыб-
блоками — тазовый, брюшной, Сначала следует немного раз- собность воспроизводить те или ким, какой вы есть. кой посмотреть на мир, радовать-
диафрагменный, грудной, горло- мять своё тело. Выбирайте те иные звуки, ибо то, что мы не мо- ся простому факту жизни и спо-
вой, челюстной и глазной. Любой упражнения, которые вы обычно жем услышать, мы не сможем и По поводу барьеров койно принимать всё как есть. Лю-
блок связан с запретом на выра- делаете на утренней зарядке. Са- воспроизвести. бая работа с голосом — это мощ-
жение чувств, выражения своего мое главное — размять шею, пле- Следующий шаг — закрытый Единственный способ преодо- нейшая самотерапия, инструмент
отношения к реальности. В зави- чи, грудную клетку. Полезны раз- звук. Точно повторяем предыду- леть барьеры самостоятельно — изменения.
симости от ситуации и от периода личные махи руками, наклоны. щую позицию тела, либо можно просто пойти навстречу своему импровизация, тоннинг (пес-
развития наш негативный психи- Дозируйте нагрузку, она должна сесть, но важно позвоночник дер- страху. и это путь Силы. Многим ни без слов) — более тонкая прак-
ческий опыт может «отложиться» быть посильной. Постарайтесь не жать прямым. Полезно перед на- барьер может казаться непреодо- тика. здесь нужно научиться вы-
в том или ином блоке. Всё что свя- делать упражнений, которые со- чалом звучания сделать несколь- лимым, шаг — невозможным. но ходить на чувство, улавливать ка-
зано с голосом, это в первую оче- бьют дыхание. ко более глубоких и медленных чаще всего мысли о непреодоли- кую-то волну, не описанную вер-
редь горловая и грудная область. вдохов-выдохов, чем обычно. Это мости — всего лишь мысли. Ваше бально. Тоннинг — это полёт ду-
райх и его последователи от- Подготовка к звучанию поможет настроить дыхание и со- сердце всегда вам подскажет вер- ши за пределами слов.
мечали, что работать через тера- брать внимание на упражнении. но, смело следуйте за ним. Говорить о голосе можно без-
пию с блоками нужно последова- идеально подходят различ- начинайте звучать неопределён- конечно. более того, многое ещё
тельно, сверху вниз, мягко и посте- ные упражнения на разминку по- ным звуком, сомкнув губы. од- Что дальше? до конца не изучено и находится
пенно. но есть одна особенность у звоночника и растяжку сухожи- нако губы при этом напрягать не за пределами нашего понимания.
горлового блока. Во-первых, с гор- лий из йоги или цигун. Кроме это- нужно, они должны быть просто Когда вы более или менее «на- Практикуйте! Это очень увле-
ловым блоком можно работать го, предлагаю ещё одно полез- закрыты естественным образом. тренируетесь» в голосовой прак- кательный и интересный путь —
только при помощи голоса и дыха- ное упражнение. Хорошо потяни- начинайте с самого низко- тике, можно идти дальше — петь путь через освобождение и раз-
ния. Во-вторых, горловой блок яв- тесь руками к небу, как будто они го своего звука, затем постепен- мантры, просто импровизиро- витие голоса.
ляется как бы крае угольным кам- продолжают вытягиваться намно- но поднимайтесь вверх, до своего вать. Самое главное в практике олег российский
нем для всех остальных. Чуть по- го выше вашего роста. Подержи- верхнего предела, но такого, где работы с голосом — войти в кон- Журнал «Колесо Жизни»,
зже практика многих телесных те несколько секунд и потом, на- звучание ещё не вызывает напря- такт с чувствами. Есть такое кры- август 2009 г.