Page 19 - Газета "Родовая Земля"
P. 19

«Родовая Земля»                                                                                 СЛаГаЕМыЕ ДоЛГоЛЕТиЯ                   •  19
           № 5 (202), май 2021 г.

                  или исцелить, вдохно- Голосовые практики,
                  голосе человека заклю-
                  чена огромная сила. Эта
                  сила может разрушить
           В вить, воодушевить или
           го, голос — это то, что самым не- или Жизнь в полный голос
           разочаровать, вдохнуть надежду
           или посеять отчаяние. Кроме то-
           посредственным образом выра-
           жает наш дух.
              Мы ведь всегда больше верим
           тому, как говорит человек, какие   терапевтов показала: практикуя  чиная с кистей, отпускайте, пусть
                                         только работу с голосом и дыха-
                                                                       они свободно падают. Сначала па-
           чувства в нас вызывает звучание
           его голоса. и уже во вторую оче-  нием, можно избавиться почти от  дают кисти, потом предплечья и
                                                                       затем плечи. Сделайте так пять
                                         90% всех наших зажимов!
           редь обращаем внимание на сло-                              раз.  на разминку вполне  доста-
           ва. официальная статистика гла-
           сит, что доля влияния звучания  С чего начать               точно 15 минут.
                                                                          Следующий шаг — дыхание.
           голоса на общее восприятие пуб-  Есть несколько разных подхо-  основа звучания — правиль-
           личного выступления составляет   дов к работе с голосом. Класси-  ное дыхание. Позиция — но-
           минимум 40%.                  фикация способов ни в коей ме-  ги на ширине плеч. Позвоноч-
              Мы всегда чувствуем, насколь-  ре не претендует на объектив-  ник выпрямляем, копчик немно-
           ко говорящий человек исполнен   ность и полноту. она представле-  го подаём вперёд («поджимаем
           духом, только по звучанию его го-  на только для удобства при ори-  хвост»). Макушка смотрит в небо.
           лоса. Когда человек поёт, звучание   ентации в определении места ме-  ноги «врастают» в землю. Сосре-
           голоса и гармония самой мелодии   тода, практикуемого автором. раз-  дотачиваем внимание внизу жи-
           имеют самое весомое значение.   ница между подходами — в цели.  вота, на два пальца ниже пуп-
           Мы слушаем прекрасные пес ни,    Европейский академический  ка. Дыхание не много замедля-
           порой абсолютно не понимая язы-  подход — профессиональная по-  ем и делаем чуть-чуть более глу-
           ка, на котором они написаны.  становка голоса с целью выступ-  боким. Можно прикрыть глаза.
              Легендарный  Хазрат  инайят   ления, профессиональной реали-  Представляем, как живот напол-
           Хан в своей книге «Мистицизм зву-  зации.                   няется мягкой белой энергией.
           ка» писал: «Голос является выра-  актёрский подход — поста-  Для удобства можно представ-
           жением духа. Если дух мягок, то го-  новка голоса для речи, большой
           лос мягок; если дух твёрд, то голос   акцент на умении переживать                                                       латое выражение «петь сердцем».
           твёрд; если дух силён, то и голос   чувства героя. Для этого необхо-                                                    Чувства — часть нашей души. на
           имеет силу; если дух потерял свою   димо быть в контакте с собствен-                                                    Востоке говорят, что освобожде-
           силу, тогда и голос теряет её».  ными чувствами.                                                                        ние духа происходит через осво-
              наш голос — это ключик к на-  народный подход — пение                                                                бождение души. найти контакт с
           шему духу. а путь к силе духа про-  для души. Самовыражение, эмо-                                                       чувствами — значит приблизить-
           ходит через сердце. Получается   циональная  разрядка,  само-                                                           ся к духу. освобождая чувства че-
           такая связь: освобождая голос, мы   восстановление, воодушевление.                                                      рез голос, мы глубже понимаем
           освобождаем своё сердце и при-   Шаманское пение — отноше-                                                              себя, больше становимся собой
           касаемся к духу. Это не значит, что   ние к голосу как инструменту ма-                                                  настоящим. Полезно ли петь раз-
           мы с ним не в контакте. Это значит,   гии, исцеления, общения с силами                                                  ные песни, а не только мантры или
           что этот контакт может быть слаб,   природы.                                                                            импровизации? Конечно!
           искажён, находится вне сферы на-  Восточный подход (тибетская,
           шего внимания, наконец.       индийская музыка и др.) — акцент                                                          Песня — запечатлённый
                                         на отношении к пению как духов-                                                           автором момент жизни
           Голос есть у всех             ной практике.
                                            Для нас очень важно входить в                                                             настоящая песня — это то,
              некоторые говорят: «У меня не   контакт с чувствами, здесь мы за-                                                    что наши праотцы называли «жи-
           получится петь, у меня нет голо-  имствуем кое-что от театральной                                                       вым словом». «живое слово» не
           са». Это заблуждение. Голос есть у   школы.                                                                             просто вещает, оно передаёт на-
           всех. Голос может не работать, но   Для нас важна свобода в само-                                                       прямую часть жизни. а если вы
           его, как и растяжку мышц, можно   выражении, и этим мы похожи на   лять  себе разные образы, кому  жения. Это относится ко всем зву-  сами исполняете, то фактиче-
           разрабатывать, тренировать.   «народников».                 что ближе, главное — чтобы для  кам. Постепенно вы сможете рас-  ски становитесь на место героя
              но  сначала  нужно  пройти  че-  работа с голосом пробуждает в   вас это работало. Постарайтесь  ширить диапазон звучания. звуча-  и можете реально пережить ма-
           рез определённые барьеры, кото-  нас дух, и здесь мы очень созвуч-  удержать внимание и ритм дыха-  ние закрытым звуком достаточно   ленький кусочек  его жизни. Че-
           рые формируются в нашей жизни   ны отношению к голосу в шаман-  ния в этом упражнении в течение  делать 2–5 минут, после — пауза   рез пение песен можно переос-
           довольно рано. Если сказать бо-  ской, тибетской, индийской музы-  пяти минут. Вдох и выдох жела-  и «вслушивание».     мысливать события, трансфор-
           лее точно, эти барьеры надо рас-  ке и им подобных.         тельно делать через нос. После   По такой же схеме мы пропе-  мировать отношение — «пере-
           творить. барьеры эти — запреты   Сформулировав    основные  этого выдыхаем через рот.     ваем открытые звуки. Важно, что-  плавлять», изменять восприятие,
           на звучание, которые формируют   принципы, мы можем перейти к   Постепенно делаем выдох бо-  бы артикуляционные мышцы на-  находить и активировать неиз-
           соответствующие модели поведе-  нескольким простым упражне-  лее шумным. звук, который у вас  прягались только для формиро-  веданные качества самого себя.
           ния. барьеры возникают у многих   ниям, которые можно делать са-  будет получаться, должен быть  вания необходимого звука и не  В отличие от импровизации, где
           людей с вполне здоровым от ро-  мостоятельно. Перед тем как де-  похож на «Хфу-ууу», на эдакое за-  больше. Вибрация нижних зву-  можно повернуть в любую сторо-
           ждения голосовым аппаратом, и   лать какие-либо упражнения, свя-  вывание не очень сильного ветра.  ков должна идти от нижней ча-  ну, песня — это мат рица какого-
           эти барьеры родом из детства.  занные со звучанием, найдите ме-  Почувствуйте себя ветром, кото-  сти грудной клетки. В ежеднев-  то качества или нескольких близ-
                                         сто, в котором вас никто не услы-  рый дует в степи, немного уси-  ную голосовую разминку можно  ких качеств.
           Теория ТОП                    шит и не побеспокоит. Так вы мак-  ливаясь и затихая. Делайте это  включить пропевание всех глас-  Песня может настроить вас как
                                         симально сможете раскрыться,   упражнение 3–5 минут. Важно по-  ных звуков: о, У, а, Э, и. и помни-  бы на «определённую частоту».
              основатель   телесно-ориен-  получить наибольший эффект от   сле каждого звука останавливать-  те — никакого напряжения! звук  она вдохнёт силу и уверенность,
           тированной психотерапии (ТоП)   упражнений.                 ся и вслушиваться в пространст-  должен литься легко и свободно,  несмотря на то, что минуту назад
           Вильгельм райх определил семь                               во, а также продолжать звук про  пусть даже он будет долгое время  вы были в отчаянии. Когда вы пре-
           областей хронического напря-                                себя. Такой подход утончает слух.  не очень красивым. Позвольте се-  бываете в недовольстве, песня по-
           жения в теле, он назвал эти зоны   Разминка                 развитие слуха развивает спо-  бе его, вы имеете право быть та-  может открыть сердце и с улыб-
           блоками — тазовый, брюшной,      Сначала следует немного раз-  собность воспроизводить те или  ким, какой вы есть.      кой посмотреть на мир, радовать-
           диафрагменный, грудной, горло-  мять своё тело. Выбирайте те   иные звуки, ибо то, что мы не мо-                        ся простому факту жизни и спо-
           вой, челюстной и глазной. Любой   упражнения, которые вы обычно   жем услышать, мы не сможем и   По поводу барьеров     койно принимать всё как есть. Лю-
           блок связан с запретом на выра-  делаете на утренней зарядке. Са-  воспроизвести.                                       бая работа с голосом — это мощ-
           жение чувств, выражения своего   мое главное — размять шею, пле-  Следующий шаг — закрытый   Единственный способ преодо-  нейшая самотерапия, инструмент
           отношения к реальности. В зави-  чи, грудную клетку. Полезны раз-  звук. Точно повторяем предыду-  леть барьеры самостоятельно —   изменения.
           симости от ситуации и от периода   личные махи руками, наклоны.  щую позицию тела, либо можно  просто пойти навстречу своему   импровизация, тоннинг (пес-
           развития наш негативный психи-  Дозируйте нагрузку, она должна  сесть, но важно позвоночник дер-  страху. и это путь Силы. Многим   ни без слов) — более тонкая прак-
           ческий опыт может «отложиться»   быть посильной. Постарайтесь не  жать прямым. Полезно перед на-  барьер может казаться непреодо-  тика.  здесь нужно научиться вы-
           в том или ином блоке. Всё что свя-  делать упражнений, которые со-  чалом звучания сделать несколь-  лимым, шаг — невозможным. но   ходить на чувство, улавливать ка-
           зано с голосом, это в первую оче-  бьют дыхание.            ко более глубоких  и медленных  чаще всего мысли о непреодоли-  кую-то волну, не описанную вер-
           редь горловая и грудная область.                            вдохов-выдохов, чем обычно. Это  мости — всего лишь мысли. Ваше   бально. Тоннинг — это полёт ду-
              райх и его последователи от-  Подготовка к звучанию      поможет настроить дыхание и со-  сердце всегда вам подскажет вер-  ши за пределами слов.
           мечали,  что работать через  тера-                          брать внимание на упражнении.  но, смело следуйте за ним.      Говорить о голосе можно без-
           пию с блоками нужно последова-   идеально  подходят  различ-  начинайте звучать неопределён-                            конечно. более того, многое ещё
           тельно, сверху вниз, мягко и посте-  ные упражнения на разминку по-  ным звуком, сомкнув губы. од-  Что дальше?         до конца не изучено и находится
           пенно. но есть одна особенность у  звоночника и растяжку сухожи-  нако губы при этом напрягать не                       за пределами нашего понимания.
           горлового блока. Во-первых, с гор-  лий из йоги или цигун. Кроме это-  нужно, они должны быть просто   Когда вы более или менее «на-  Практикуйте! Это очень увле-
           ловым блоком можно работать  го, предлагаю ещё одно полез-  закрыты естественным образом.  тренируетесь» в голосовой прак-  кательный и интересный путь —
           только при помощи голоса и дыха-  ное упражнение. Хорошо потяни-  начинайте с самого низко-  тике, можно идти дальше — петь   путь через освобождение и раз-
           ния. Во-вторых, горловой блок яв-  тесь руками к небу, как будто они  го своего звука,  затем постепен-  мантры, просто импровизиро-  витие голоса.
           ляется как бы крае угольным кам-  продолжают вытягиваться намно-  но поднимайтесь вверх, до своего  вать. Самое главное в практике    олег российский
           нем для всех остальных. Чуть по-  го выше вашего роста. Подержи-  верхнего предела, но такого, где  работы с голосом — войти в кон-  Журнал «Колесо Жизни»,
           зже практика многих телесных  те несколько секунд и потом, на-  звучание ещё не вызывает напря-  такт с чувствами. Есть такое кры-       август 2009 г.
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24