Page 20 - Газета "Родовая Земля"
P. 20
20 • ПУТЬ К СЕБЕ № 12 (209), декабрь 2021 г.
«Родовая Земля»
Наверное, от того танца и от
Танец против страха нашей совместной работы я полу-
чила заряд гораздо больший, чем
отдала».
В другой раз Анна набрала
курс больных СПИДом.
«С тех пор прошло много лет.
Не думаю, что кто-то из того поко-
Американскому хореографу Анне Халприн танец помог ления больных СПИДом выжил, —
рассказывала хореограф. — У ме-
победить рак, страх смерти и найти новый ключ к понима- ня не было задачи помочь им вы-
здороветь. В танце они выражали
нию человека страх, боль от того, что их броса-
ют узнавшие о болезни друзья и
Танец как протест близкие. Я просто создавала ме-
сто, где они могли бы раскрыть-
К тому времени, когда всё это ся, почувствовать себя настоящи-
случилось, Анна была уже широ- ми, без масок, открытыми, муже-
ко известна. «Нужно около 10 лет, ственными и принятыми».
чтобы сделать из человека танцо-
ра», — говорили учителя Анны. Против смерти
«Мне нужно для этого около 10 се-
кунд», — отвечала она. «Танец — это не медицинская
В 50-е она открыла в Сан- процедура, ему нет места в меди-
Франциско танцевальную студию, цине. Танец — это ещё один, па-
где не только танцевала, но и пре- раллельный способ осознания се-
подавала и режиссировала, — не- бя, — уточняет Анна.
обычно, в духе постмодернизма. В Поскольку я сама болела и ме-
её танце могли участвовать при- ня оперировали, я помню, как это
рода, городской пейзаж, любой происходит. Врачи могут выле-
предмет. чить твоё тело, но ты не чувству-
Танцы для Анны всегда были ешь себя полностью исцелённым.
больше, чем танцы. Не занятие, не Проблемы могут снова появиться,
профессия — образ жизни. Когда но уже на другом уровне, напри-
в 1960-е в США начались расовые мер, психологическом, в общении
безпорядки, Анна собрала профес- с другими людьми».
В 2000-м году, когда её муж
сиональную труппу, где вместе тан-
цевали чернокожие и белые, по- был при смерти, Анна поставила
новый спектакль «Интенсивная
ставила перфоманс «Церемония
нас» и объехала с ним пол-Амери- терапия: размышление о смерти и
умирание».
Фото с сайта annahalprin.orgто с сайта annahalprin.org
ки. В 1967 труппа Анны протестова- Фо В спектакле танцоры пережи-
ла против войны во Вьетнаме. вали четыре состояния — боль,
А в 1972 году ей поставили ди- любовь, страдание и, наконец,
агноз «рак». искусства. главную мысль, которую он сам и могли только сидя.
Почувствуйте ваше тело по-но- нашёл». «Мы работали с ними около го- смерть. Зрелище вышло непро-
вому, тело говорит о вашем состо- «Мы танцевали разные исто- да. За это время всем очень пон- стое.
Раковый танец «Муж провёл месяц в пала-
янии больше, чем принято думать. рии, — вспоминает одна из уче- равилась мысль, что они будут
«Помню, я нарисовала себя. На Когда мы говорим: «Я не дышу», — ниц Анны. — Анна просто зада- танцевать, что на них будут смо- те интенсивной терапии. Я была
животе «оказалось» серое пятно, это значит, мы испытываем страх вала тему, а дальше мы двигались треть. По сути, они привыкли к в панике, настолько испугана, что
и оно растревожило меня. Я пере- или восторг. Почувствуйте своё те- сами. После этих танцев постепен- вниманию других и не боялись пришла в класс и начала танце-
черкнула его жирным крестом, но ло, что оно говорит о вас сейчас? но я начала понимать причины больше проявлять свои эмоции, вать. Это состояние очень напом-
оно не «уходило» с рисунков. Тог- Вы можете работать со сво- некоторых своих старых страхов — рассказывала Анна. нило мне то время, когда я боле-
ла раком.
да я пошла к врачам, и они поста- им телом двумя способами. Пер- и то, что я часто говорю «нет» лю- — Однажды мы нашли остров Никто из нас не избежит смер-
вили диагноз — рак кишечника. вый — когда ваш мозг говорит те- дям из страха, причём страха не- посреди залива и решили танце- ти, но мы можем избежать страха
Я была напугана и как будто за- лу, что делать. Второй — когда ру- обоснованного». вать там, прямо на траве. Возникла смерти.
морожена, не чувствовала ничего. ководит тело, когда тело говорит только проблема, как поставить на Работая с телом через танец, я
А потом… наверное, это был сон, мозгу, что делать. Тогда движения, Танец птиц траву стулья, и мы решили исполь-
ко мне в комнату залетела чёрная которые вы делаете, становятся зовать кресла-качалки. И вот на поняла, что танец — это средство,
которое позволяет рассказать, в
птица. Я подумала: «Это смерть, я по-настоящему вашими движени- Анна продолжала ставить свои лужайке появились 69 качалок, в каком состоянии ты находишься в
умру!» И тут же поняла, что уми- ями. И когда вы двигаетесь про- необычные перфомансы, но со которых сидели наши танцоры. сложный момент жизни, не пере-
рать совсем не хочется. И птица извольно, у вас могут рождаться временем стала реже работать с Вокруг блестела река, летали живая при этом осуждения».
спросила меня: ощущения помимо сознания». профессиональными танцорами. птицы. Мы танцевали этих птиц, и, Анна Халприн умерла в мае
— Если ты сейчас не умрёшь Сегодня те принципы движе- В её классе собирались обычные надо сказать, я ещё никогда не ви- 2021 года на 101-м году жизни.
— зачем? ния, которые в 1970-е Анна откры- люди, рисовали и потом танцева- дела такого наполненного танца. Дарья МЕНДЕЛЕЕВА
— Я хочу найти более глубо- ла для себя, положены в основу ли разные истории. Вообще в работе со старыми
кий смысл во всём, что происхо- многих лечебных методик. Однажды она набрала курс людьми есть такая особенность: Использованы источники:
дит, — ответила я». В первую очередь это контакт- совсем пожилых, настолько сла- ты должен быть с ними предель- сайт Анны Халприн,
Шёл 1972 год, методы лечения ная импровизация, которая учит бых физически, что двигаться они но честным. сайт института Тамалпа
тогда были гораздо менее эффек- человека навыкам взаимодейст-
тивны, чем теперь, а вот доктора вия через танец, и телесно-ориен-
настроены оптимистично. Три го- тированная терапия — метод пси-
да ремиссии. Однако болезнь вер- хотерапии, позволяющий выяв-
нулась. лять вытесненные сознанием эмо-
Анна подумала: «В древние ции через работу с мышечными
времена танец использовался для зажимами.
исцеления, почему бы мне не по- Внешне это выглядит просто
пробовать?» — человек танцует. Но по мере то-
Она вновь нарисовала огром- го, как прорабатываются мышцы,
ный автопортрет, на нём снова в его голове всплывают воспоми-
было то серое пятно, которое уг- нания о вещах, которые его созна-
нетало и безпокоило. Тогда Анна ние когда-то предпочло забыть.
собрала друзей и исполнила «Ра- Дальше такие болезненные вос-
ковый танец». Танец был страшен. поминания можно разобрать са-
Анна растопыривала руки, крича- мостоятельно или проговорить с
ла, шипела и мычала, выпуская на- психотерапевтом.
ружу накопившийся страх. И тог- Несколько известных психоте-
да, поддаваясь лечению, болезнь рапевтов начали сотрудничать с
начала отступать. Анной Халприн ещё в 70-е.
Когда Анне Халприн было 97, «Я обычно задаю танцорам сю-
она всё ещё преподавала танцы. жет: «Вы должны станцевать вот
Но в тот момент она задумалась, такую историю, — говорила Анна.
как связаны танец, наши пред- — Но я никогда не рассказываю,
ставления о себе и наше тело. КАК они должны танцевать. Это их
танец. И в голове во время танца у
Танец как лекарство них должны быть три мысли: «Что
я сейчас танцую? Как я это делаю?
«Когда с нами что-то проис- Почему я это делаю?» Тогда тан-
ходит, мы не всегда можем это цор может полностью сконцент-
контролировать разумом, но мы рироваться на том, что происхо-
можем понять это при помощи дит, и подчеркнуть в своём танце