Page 20 - Газета "Родовая Земля"
P. 20

20  • ПУТЬ К СЕБЕ                                                                                                           № 12 (209), декабрь 2021 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


                                                                                                                                      Наверное, от того танца и от
           Танец против страха                                                                                                     нашей совместной работы я полу-
                                                                                                                                   чила заряд гораздо больший, чем
                                                                                                                                   отдала».
                                                                                                                                      В другой раз Анна набрала
                                                                                                                                   курс больных СПИДом.
                                                                                                                                      «С тех пор прошло много лет.
                                                                                                                                   Не думаю, что кто-то из того поко-
           Американскому хореографу Анне Халприн танец помог                                                                       ления больных СПИДом выжил, —
                                                                                                                                   рассказывала хореограф. — У ме-
           победить рак, страх смерти и найти новый ключ к понима-                                                                 ня не было задачи помочь им вы-
                                                                                                                                   здороветь. В танце они выражали
           нию человека                                                                                                            страх, боль от того, что их броса-
                                                                                                                                   ют узнавшие о болезни друзья и
           Танец как протест                                                                                                       близкие. Я просто создавала ме-
                                                                                                                                   сто, где они могли бы раскрыть-
              К тому времени, когда всё это                                                                                        ся, почувствовать себя настоящи-
           случилось, Анна была уже широ-                                                                                          ми, без масок, открытыми, муже-
           ко известна. «Нужно около 10 лет,                                                                                       ственными и принятыми».
           чтобы сделать из человека танцо-
           ра», — говорили учителя Анны.                                                                                           Против смерти
           «Мне нужно для этого около 10 се-
           кунд», — отвечала она.                                                                                                     «Танец — это не медицинская
              В 50-е она открыла в Сан-                                                                                            процедура, ему нет места в меди-
           Франциско танцевальную студию,                                                                                          цине. Танец — это ещё один, па-
           где не только танцевала, но и пре-                                                                                      раллельный способ осознания се-
           подавала и режиссировала, — не-                                                                                         бя, — уточняет Анна.
           обычно, в духе постмодернизма. В                                                                                           Поскольку я сама болела и ме-
           её танце могли участвовать при-                                                                                         ня оперировали, я помню, как это
           рода, городской пейзаж, любой                                                                                           происходит. Врачи могут выле-
           предмет.                                                                                                                чить твоё тело, но ты не чувству-
              Танцы для Анны всегда были                                                                                           ешь себя полностью исцелённым.
           больше, чем танцы. Не занятие, не                                                                                       Проблемы могут снова появиться,
           профессия — образ жизни. Когда                                                                                          но уже на другом уровне, напри-
           в 1960-е в США начались расовые                                                                                         мер, психологическом, в общении
           безпорядки, Анна собрала профес-                                                                                        с другими людьми».
                                                                                                                                      В 2000-м году, когда её муж
           сиональную труппу, где вместе тан-
           цевали чернокожие и белые, по-                                                                                          был при смерти, Анна поставила
                                                                                                                                   новый спектакль «Интенсивная
           ставила перфоманс «Церемония
           нас» и объехала с ним пол-Амери-                                                                                        терапия: размышление о смерти и
                                                                                                                                   умирание».
                                             Фото с сайта annahalprin.orgто с сайта annahalprin.org
           ки. В 1967 труппа Анны протестова-  Фо                                                                                     В спектакле танцоры пережи-
           ла против войны во Вьетнаме.                                                                                            вали четыре состояния — боль,
              А в 1972 году ей поставили ди-                                                                                       любовь, страдание и, наконец,
           агноз «рак».                  искусства.                    главную мысль, которую он сам и  могли только сидя.
                                            Почувствуйте ваше тело по-но-  нашёл».                      «Мы работали с ними около го-  смерть. Зрелище вышло непро-
                                         вому, тело говорит о вашем состо-  «Мы танцевали разные исто-  да. За это время всем очень пон-  стое.
           Раковый танец                                                                                                              «Муж провёл месяц в пала-
                                         янии больше, чем принято думать.  рии, — вспоминает одна из уче-  равилась мысль, что они будут
              «Помню, я нарисовала себя. На   Когда мы говорим: «Я не дышу», —  ниц Анны. — Анна просто зада-  танцевать, что на них будут смо-  те интенсивной терапии. Я была
           животе «оказалось» серое пятно,  это значит, мы испытываем страх  вала тему, а дальше мы двигались  треть. По сути, они привыкли к   в панике, настолько испугана, что
           и оно растревожило меня. Я пере-  или восторг. Почувствуйте своё те-  сами. После этих танцев постепен-  вниманию других и не боялись   пришла в класс и начала танце-
           черкнула его жирным крестом, но  ло, что оно говорит о вас сейчас?  но я начала понимать причины  больше проявлять свои эмоции,   вать. Это состояние очень напом-
           оно не «уходило» с рисунков. Тог-  Вы можете работать со сво-  некоторых своих старых страхов  — рассказывала Анна.     нило мне то время, когда я боле-
                                                                                                                                   ла раком.
           да я пошла к врачам, и они поста-  им телом двумя способами. Пер-  и то, что я часто говорю «нет» лю-  — Однажды мы нашли остров   Никто из нас не избежит смер-
           вили диагноз — рак кишечника.  вый — когда ваш мозг говорит те-  дям из страха, причём страха не-  посреди залива и решили танце-  ти, но мы можем избежать страха
              Я была напугана и как будто за-  лу, что делать. Второй — когда ру-  обоснованного».   вать там, прямо на траве. Возникла   смерти.
           морожена, не чувствовала ничего.  ководит тело, когда тело говорит                        только проблема, как поставить на   Работая с телом через танец, я
           А потом… наверное, это был сон,  мозгу, что делать. Тогда движения,   Танец птиц          траву стулья, и мы решили исполь-
           ко мне в комнату залетела чёрная  которые вы делаете, становятся                          зовать кресла-качалки. И вот на   поняла, что танец — это средство,
                                                                                                                                   которое позволяет рассказать, в
           птица. Я подумала: «Это смерть, я  по-настоящему вашими движени-  Анна продолжала ставить свои  лужайке появились 69 качалок, в   каком состоянии ты находишься в
           умру!» И тут же поняла, что уми-  ями. И когда вы двигаетесь про-  необычные перфомансы, но со  которых сидели наши танцоры.  сложный момент жизни, не пере-
           рать совсем не хочется. И птица  извольно, у вас могут рождаться  временем стала реже работать с   Вокруг блестела река, летали   живая при этом осуждения».
           спросила меня:                ощущения помимо сознания».    профессиональными танцорами.  птицы. Мы танцевали этих птиц, и,   Анна Халприн умерла в мае
              — Если ты сейчас не умрёшь    Сегодня те принципы движе-  В её классе собирались обычные  надо сказать, я ещё никогда не ви-  2021 года на 101-м году жизни.
           — зачем?                      ния, которые в 1970-е Анна откры-  люди, рисовали и потом танцева-  дела такого наполненного танца.   Дарья МЕНДЕЛЕЕВА
              — Я хочу найти более глубо-  ла для себя, положены в основу  ли разные истории.           Вообще в работе со старыми
           кий смысл во всём, что происхо-  многих лечебных методик.      Однажды она набрала курс  людьми есть такая особенность:         Использованы источники:
           дит, — ответила я».              В первую очередь это контакт-  совсем пожилых, настолько сла-  ты должен быть с ними предель-       сайт Анны Халприн,
              Шёл 1972 год, методы лечения  ная импровизация, которая учит  бых физически, что двигаться они  но честным.                    сайт института Тамалпа
           тогда были гораздо менее эффек-  человека навыкам взаимодейст-
           тивны, чем теперь, а вот доктора  вия через танец, и телесно-ориен-
           настроены оптимистично. Три го-  тированная терапия — метод пси-
           да ремиссии. Однако болезнь вер-  хотерапии, позволяющий выяв-
           нулась.                       лять вытесненные сознанием эмо-
              Анна подумала: «В древние  ции через работу с мышечными
           времена танец использовался для  зажимами.
           исцеления, почему бы мне не по-  Внешне это выглядит просто
           пробовать?»                   — человек танцует. Но по мере то-
              Она вновь нарисовала огром-  го, как прорабатываются мышцы,
           ный автопортрет, на нём снова  в его голове всплывают воспоми-
           было то серое пятно, которое уг-  нания о вещах, которые его созна-
           нетало и безпокоило. Тогда Анна  ние когда-то предпочло забыть.
           собрала друзей и исполнила «Ра-  Дальше такие болезненные вос-
           ковый танец». Танец был страшен.  поминания можно разобрать са-
           Анна растопыривала руки, крича-  мостоятельно или проговорить с
           ла, шипела и мычала, выпуская на-  психотерапевтом.
           ружу накопившийся страх. И тог-  Несколько известных психоте-
           да, поддаваясь лечению, болезнь  рапевтов начали сотрудничать с
           начала отступать.             Анной Халприн ещё в 70-е.
              Когда Анне Халприн было 97,   «Я обычно задаю танцорам сю-
           она всё ещё преподавала танцы.  жет: «Вы должны станцевать вот
           Но в тот момент она задумалась,  такую историю, — говорила Анна.
           как связаны танец, наши пред-  — Но я никогда не рассказываю,
           ставления о себе и наше тело.  КАК они должны танцевать. Это их
                                         танец. И в голове во время танца у
           Танец как лекарство           них должны быть три мысли: «Что
                                         я сейчас танцую? Как я это делаю?
              «Когда с нами что-то проис-  Почему я это делаю?» Тогда тан-
           ходит, мы не всегда можем это  цор может полностью сконцент-
           контролировать разумом, но мы  рироваться на том, что происхо-
           можем понять это при помощи  дит, и подчеркнуть в своём танце
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25