Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«Родовая Земля»                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  23
           № 12 (209), декабрь 2021 г.

           Дедушкина мудрость






                   едагог от Бога — именно  щал, даже в порыве, лишь бы ре-  надоест, но не говорил: «Ещё ма-
                   так я называю своего де-  бёнок отстал, а потом забыл вы-  ленькая» или «Ещё разобьёшь, не
                   душку. К сожалению, его  полнить, или это неудобно испол-  надо», или «Не отвлекай, сам быст-
                   уже нет в живых. Но его  нить, или на это сейчас нет време-  рее сделаю», а подставлял к рако-
           Пзаповеди в отношении  ни, будь добр — держи обещание  вине стульчик, и я мыла.
           детей останутся со мной на всю  или не обещай, иначе ребёнок пе-  Как уж мыла — вопрос пятый.
           жизнь, и я их передам своим де-  рестанет тебе верить. А вот вос-  Он, разумеется, за мной перемы-
           тям. До сих пор удивляюсь, отку-  становить доверие потом слож-  вал. Да, мне быстро это надоеда-
           да в таком простом человеке бы-  нее.                       ло, но сам факт! Ребёнку давали
           ло столько мудрости?             3. Не просто «нельзя», а объ-  возможность делать то, что он хо-
              Дедушка окончил 7 классов  ясни, почему «нельзя».        чет, в чём он хочет помочь, про-
           школы и ремесленное училище.     Слово «нельзя» для ребёнка  явить себя. А потом ещё и хвали-  одну историю. В советское вре-  пяти лет студенческой жизни —
           Прошёл войну, встретил бабуш-  — пустой звук. А вот если ты объ-  ли за его познавательный инте-  мя был мультик про Бобика и Бар-  дневники (четыре толстые, испи-
           ку, создал семью, построил дом и  яснишь, почему именно «нельзя»,  рес. Кстати, в определённый пери-  боса, а дедушка потом на основе  санные мелким почерком тетра-
           воспитал двух дочерей. Сам всю  чем это может обернуться, объяс-  од жизни (в юности) я очень люби-  этого мультика сочинял мне исто-  ди — какая память о тех годах!),
           жизнь проработал в рыбколхозе,  нить все причинно-следственные  ла мыть посуду.           рии про неразлучных друзей-со-  по окончании вуза сразу попа-
           в механическом цеху по ремонту  связи этого «нельзя», тогда ребё-  6. Расширение кругозора  бак, только вот клички им поче-  ла в местный глянцевый журнал,
           судов. Когда мама родила меня,  нок точно тебя услышит.     ребёнка.                      му-то поменял. Его рассказы были  где вела колонку о культурной
           он ей подсказывал кое-что в отно-  4. Пять минут ничего не ре-  Свое детство вспоминаю с теп-  «Про Палкана и Шавку». И я часто  жизни города, во время работы
           шении моего воспитания и разви-  шат.                       лотой. Я росла у бабушки с дедуш-  его просила: «Деда, расскажи про  в театре — интервью с актёрами
           тия. Причём он не читал никаких   Помню, дедушка что-то дела-  кой. Какое-то время ходила в са-  Палкана и Шавку».      для сайта театра и, наконец, ста-
           умных книг по детской педагогике  ет по хозяйству (бабушка всегда  дик, но вот оттуда как раз ничего   Это были весёлые истории о  тьи о детях.
           и психологии.                 ему что-нибудь поручала), а я под-  не помню. А вспоминаю безконеч-  добрых, но озорных псах. И вот   Вот как важно поверить в ма-
              Дедушка давал советы инту-  бегу к нему и начинаю: «Деда, де-  ные прогулки и постоянное обще-  однажды рассказ сочинила я.  ленького человечка и вовремя его
           итивно, исходя из собственного  да! А почему…? А зачем…? А что  ние с дедушкой. Мы с ним мно-  Помню, меня так увлёк творче-  поддержать! И делать это нужно
           опыта и убеждений. И когда я на-  это такое…?» И дедушка отклады-  го путешествовали по нашему ма-  ский процесс! Я сочиняла на хо-  искренне, от всего сердца. К сожа-
           конец стала мамой (грустно, что  вал своё дело и начинал со мной  ленькому городку (я росла в Те-  ду и придумывала такие неожи-  лению, часто то, что ребёнок дела-
           дедушка не дожил до этого мо-  беседовать. А бабушка, видя это,  мрюке), и он мне, маленькой де-  данные повороты сюжета, что са-  ет (сочиняет, рисует, лепит), кажет-
           мента), моя мама пересказала мне  кричала: «Михаил! Не отвлекай-  вочке, рассказывал обо всём, что  ма начинала во всё это верить. Ду-  ся нам, взрослым, смешным, глу-
           все дедушкины идеи. Сейчас, имея  ся! Давай быстрее!» А он ей невоз-  видел на своём пути. Вспоминал  маю, любой другой взрослый на  пым или неинтересным. А для ре-
           уже троих детей и прочитав массу  мутимым голосом: «Лида, пять ми-  своё детство и юность и делил-  это сказал бы: «Ну, фантазёрка! Ра-  бёнка это огромный труд, неверо-
           книг о детях, снимаю шляпу перед  нут ничего не решат, а вот для ре-  ся со мной. Мы вместе рассужда-  зошлась! Сама-то веришь в то, что  ятные движения ума и творческие
           дедушкиной мудростью в вопро-  бёнка они могут решить многое».  ли на какие-нибудь «взрослые»  говоришь?»               порывы! И он хочет быть услы-
           сах педагогики. Итак, дедушкины  Стараюсь вспоминать об этом, ког-  серьёзные темы: о смысле жизни,   Только не мой дедушка! Он  шанным, понятым и принятым.
           заповеди.                     да кажется, что нет времени, а де-  о мироустройстве, о Боге. Сочиня-  стал меня хвалить, а потом всем   Откуда дедушка знал такие
              1. Ребёнок — это личность.  ти постоянно дёргают вопросами.  ли истории.               рассказывать: «Так вот Юляша —  простые истины — для меня за-
              На все мамины возмущения по   5. Давать ребёнку возмож-     В наших прогулках и беседах  какая молодец! Такую историю  гадка. Дедушка, благодарю тебя за
           поводу моего поведения, когда я  ность всё делать самому.   он всегда старался расширять мой  сочинила! Это же надо, какое у  твою мудрость! Ведь отчасти бла-
           поступала не так, как ей хотелось,   До сих пор в памяти стоит кар-  кругозор. И, наверное, благодаря  неё воображение! Ещё и писате-  годаря тому, что ты в меня вло-
           он говорил: «Дочка, запомни. Ре-  тинка, как я забиралась на ма-  этому я до сих пор могу иметь па-  лем станет». Причём говорилось  жил, я стала тем человеком, ка-
           бёнок — это личность. Он не дол-  ленький стульчик и мыла посу-  раллельно несколько интересов и  всё это искренне, с нескрывае-  ким являюсь сейчас. По отноше-
           жен становиться удобным для те-  ду. Мне, наверное, было года 3–4.  разбираться в совершенно проти-  мым восхищением и гордостью за  нию к своим детям стараюсь сле-
           бя. У него на всё есть свои взгля-  Дедушка часто мыл посуду, а мне,  воположных темах. И ещё. Навер-  внучку.          довать тем заповедям, о которых
           ды. Постарайся принимать его ви-  как любому ребёнку, хотелось ему  ное, именно благодаря его чутко-  Наверное, именно тогда я  ты в своё время поведал моей ма-
           дение мира».                  помогать. Вот он и позволял мне  му отношению к моему внутрен-  «расправила крылья» и повери-  ме, а она передала их мне, а я пе-
              2. Если что-то пообещал —  ему помогать. Здесь тоже сраба-  нему миру я пишу.          ла в себя. И потом, в школе, стала  редам своим детям.
           выполни!                      тывал принцип «пять минут». Он   С чего все началось? Помню,  писать сочинения, которые зачи-
              Если родитель что-то пообе-  знал, что через пять минут мне это  в возрасте лет 7–8 лет сочинила  тывали всему классу, а в течение   Юлия ГОРЯЧЕВА



           Всё к лучшему








              — Здравствуй да сияй, Саню-  все языки программирования ба-
           ша! Чего смурной такой?       зируются на английском.
              — Здравствуй, дедуля...       — Ух ты! Выходит, выучу ан-
              — Случилось что?           глийский, буду и все языки про-
              — Да нет... Ничего особенного.  граммирования знать?
              — Ну, колись, Александр. По   — Чуть подучишь и будешь.
           глазам вижу, что не на месте душа.  — Вот этому и радоваться бу-
              — Да не выходит ничего...  ду, деда! Благодарю! Но...
              — Как? Совсем ничегошеньки?   — Выкладывай, что ещё не ра-
              — Не получается во всём  дует?
           пользу находить...               — Да... Часы я потерял, что ба-
              — Хех... Ну, стало быть, трени-  тя мне подарил. Теперь не знаю,
           роваться будем. Есть такая игра:  как признаться...
           «Всё к лучшему». Сыграем?        — Так это же к лучшему!
              — Это как?                    — Ну ты скажешь, деда!
              — А помнишь, мы с тобой       — А ты сам посуди. Признать-
           фильм замечательный смотрели  ся трудно. Так?
           про девочку? Её отец научил во   — Так.
           всём находить радость, даже в са-  — А когда человек преодоле-
           мом нехорошем на первый взгляд.  вает трудности, что с ним проис-
              — Помню. Её тётя наказала, а  ходит?
           она этому обрадовалась!          — Что?
              — Точно! Так чему мы с тобой   — Будто сам не знаешь...
           радоваться сегодня будем?        — Сила воли растёт?        рю, дорогой!                     — Двойку по английскому по-   — Пойду батю двойкой пора-
              — Тому, что не хочется упраж-  — Конечно, Александр! Твёр-  — На радость тебе, деда! И те-  лучил.                   дую! Он-то ещё не знает о её поль-
           нения по английскому делать. Ты  дость духа усиливается. Вот тебе   бе благо дарю!           — Дык... Сашок, теперь зна-
           же сам говорил, что язык этот без  и польза! Расскажешь отцу, сразу в   — Благо принимаю, преумно-  ешь, что с ней делать, радуйся!  зе! Вон она какая, оказывается!
           образов, примитивный.         тебе всё это и произойдёт.                                                                   — То-то и оно, Санюша, то-то и
              — Так-то оно так, Санюша... Но   — Точно, деда! Ну, ты меня об-  жаю и во Вселенную отправляю!   — Да. Бате рассказать, чтобы   оно...
           всему хорошо своё место. Именно  радовал!                   Ура!                          сила воли и твёрдость духа вы-
           потому, что язык этот простой, ма-  — И ты меня, внучок!       — Ура, деда! Но всё-таки...  росли, а потом выучить этот урок,      Владимир БОРИСОВ.
           шинный, он очень здорово описы-  — А я-то чем?                 — Что-то ещё приключилось  чтобы все языки программирова-    «Сказки Бояна. Печки-лавочки.
           вает все технические устройства,   — А пониманием своим и до-  нерадостное?               ния знать. Так, выходит, двойки —
           особенно компьютеры. Вот ты же  верием. Вот бате побоялся расска-  — Да.                  это к лучшему?                                Клубок второй»
           интересуешься ими? А представь,  зать, а мне всё выложил. Благода-  — Говори.                — Всё к лучшему, Саша!      https://vk.com/sovushka_slavobereg
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28