Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23
«Родовая Земля» ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО • 23
№ 12 (209), декабрь 2021 г.
Дедушкина мудрость
едагог от Бога — именно щал, даже в порыве, лишь бы ре- надоест, но не говорил: «Ещё ма-
так я называю своего де- бёнок отстал, а потом забыл вы- ленькая» или «Ещё разобьёшь, не
душку. К сожалению, его полнить, или это неудобно испол- надо», или «Не отвлекай, сам быст-
уже нет в живых. Но его нить, или на это сейчас нет време- рее сделаю», а подставлял к рако-
Пзаповеди в отношении ни, будь добр — держи обещание вине стульчик, и я мыла.
детей останутся со мной на всю или не обещай, иначе ребёнок пе- Как уж мыла — вопрос пятый.
жизнь, и я их передам своим де- рестанет тебе верить. А вот вос- Он, разумеется, за мной перемы-
тям. До сих пор удивляюсь, отку- становить доверие потом слож- вал. Да, мне быстро это надоеда-
да в таком простом человеке бы- нее. ло, но сам факт! Ребёнку давали
ло столько мудрости? 3. Не просто «нельзя», а объ- возможность делать то, что он хо-
Дедушка окончил 7 классов ясни, почему «нельзя». чет, в чём он хочет помочь, про-
школы и ремесленное училище. Слово «нельзя» для ребёнка явить себя. А потом ещё и хвали- одну историю. В советское вре- пяти лет студенческой жизни —
Прошёл войну, встретил бабуш- — пустой звук. А вот если ты объ- ли за его познавательный инте- мя был мультик про Бобика и Бар- дневники (четыре толстые, испи-
ку, создал семью, построил дом и яснишь, почему именно «нельзя», рес. Кстати, в определённый пери- боса, а дедушка потом на основе санные мелким почерком тетра-
воспитал двух дочерей. Сам всю чем это может обернуться, объяс- од жизни (в юности) я очень люби- этого мультика сочинял мне исто- ди — какая память о тех годах!),
жизнь проработал в рыбколхозе, нить все причинно-следственные ла мыть посуду. рии про неразлучных друзей-со- по окончании вуза сразу попа-
в механическом цеху по ремонту связи этого «нельзя», тогда ребё- 6. Расширение кругозора бак, только вот клички им поче- ла в местный глянцевый журнал,
судов. Когда мама родила меня, нок точно тебя услышит. ребёнка. му-то поменял. Его рассказы были где вела колонку о культурной
он ей подсказывал кое-что в отно- 4. Пять минут ничего не ре- Свое детство вспоминаю с теп- «Про Палкана и Шавку». И я часто жизни города, во время работы
шении моего воспитания и разви- шат. лотой. Я росла у бабушки с дедуш- его просила: «Деда, расскажи про в театре — интервью с актёрами
тия. Причём он не читал никаких Помню, дедушка что-то дела- кой. Какое-то время ходила в са- Палкана и Шавку». для сайта театра и, наконец, ста-
умных книг по детской педагогике ет по хозяйству (бабушка всегда дик, но вот оттуда как раз ничего Это были весёлые истории о тьи о детях.
и психологии. ему что-нибудь поручала), а я под- не помню. А вспоминаю безконеч- добрых, но озорных псах. И вот Вот как важно поверить в ма-
Дедушка давал советы инту- бегу к нему и начинаю: «Деда, де- ные прогулки и постоянное обще- однажды рассказ сочинила я. ленького человечка и вовремя его
итивно, исходя из собственного да! А почему…? А зачем…? А что ние с дедушкой. Мы с ним мно- Помню, меня так увлёк творче- поддержать! И делать это нужно
опыта и убеждений. И когда я на- это такое…?» И дедушка отклады- го путешествовали по нашему ма- ский процесс! Я сочиняла на хо- искренне, от всего сердца. К сожа-
конец стала мамой (грустно, что вал своё дело и начинал со мной ленькому городку (я росла в Те- ду и придумывала такие неожи- лению, часто то, что ребёнок дела-
дедушка не дожил до этого мо- беседовать. А бабушка, видя это, мрюке), и он мне, маленькой де- данные повороты сюжета, что са- ет (сочиняет, рисует, лепит), кажет-
мента), моя мама пересказала мне кричала: «Михаил! Не отвлекай- вочке, рассказывал обо всём, что ма начинала во всё это верить. Ду- ся нам, взрослым, смешным, глу-
все дедушкины идеи. Сейчас, имея ся! Давай быстрее!» А он ей невоз- видел на своём пути. Вспоминал маю, любой другой взрослый на пым или неинтересным. А для ре-
уже троих детей и прочитав массу мутимым голосом: «Лида, пять ми- своё детство и юность и делил- это сказал бы: «Ну, фантазёрка! Ра- бёнка это огромный труд, неверо-
книг о детях, снимаю шляпу перед нут ничего не решат, а вот для ре- ся со мной. Мы вместе рассужда- зошлась! Сама-то веришь в то, что ятные движения ума и творческие
дедушкиной мудростью в вопро- бёнка они могут решить многое». ли на какие-нибудь «взрослые» говоришь?» порывы! И он хочет быть услы-
сах педагогики. Итак, дедушкины Стараюсь вспоминать об этом, ког- серьёзные темы: о смысле жизни, Только не мой дедушка! Он шанным, понятым и принятым.
заповеди. да кажется, что нет времени, а де- о мироустройстве, о Боге. Сочиня- стал меня хвалить, а потом всем Откуда дедушка знал такие
1. Ребёнок — это личность. ти постоянно дёргают вопросами. ли истории. рассказывать: «Так вот Юляша — простые истины — для меня за-
На все мамины возмущения по 5. Давать ребёнку возмож- В наших прогулках и беседах какая молодец! Такую историю гадка. Дедушка, благодарю тебя за
поводу моего поведения, когда я ность всё делать самому. он всегда старался расширять мой сочинила! Это же надо, какое у твою мудрость! Ведь отчасти бла-
поступала не так, как ей хотелось, До сих пор в памяти стоит кар- кругозор. И, наверное, благодаря неё воображение! Ещё и писате- годаря тому, что ты в меня вло-
он говорил: «Дочка, запомни. Ре- тинка, как я забиралась на ма- этому я до сих пор могу иметь па- лем станет». Причём говорилось жил, я стала тем человеком, ка-
бёнок — это личность. Он не дол- ленький стульчик и мыла посу- раллельно несколько интересов и всё это искренне, с нескрывае- ким являюсь сейчас. По отноше-
жен становиться удобным для те- ду. Мне, наверное, было года 3–4. разбираться в совершенно проти- мым восхищением и гордостью за нию к своим детям стараюсь сле-
бя. У него на всё есть свои взгля- Дедушка часто мыл посуду, а мне, воположных темах. И ещё. Навер- внучку. довать тем заповедям, о которых
ды. Постарайся принимать его ви- как любому ребёнку, хотелось ему ное, именно благодаря его чутко- Наверное, именно тогда я ты в своё время поведал моей ма-
дение мира». помогать. Вот он и позволял мне му отношению к моему внутрен- «расправила крылья» и повери- ме, а она передала их мне, а я пе-
2. Если что-то пообещал — ему помогать. Здесь тоже сраба- нему миру я пишу. ла в себя. И потом, в школе, стала редам своим детям.
выполни! тывал принцип «пять минут». Он С чего все началось? Помню, писать сочинения, которые зачи-
Если родитель что-то пообе- знал, что через пять минут мне это в возрасте лет 7–8 лет сочинила тывали всему классу, а в течение Юлия ГОРЯЧЕВА
Всё к лучшему
— Здравствуй да сияй, Саню- все языки программирования ба-
ша! Чего смурной такой? зируются на английском.
— Здравствуй, дедуля... — Ух ты! Выходит, выучу ан-
— Случилось что? глийский, буду и все языки про-
— Да нет... Ничего особенного. граммирования знать?
— Ну, колись, Александр. По — Чуть подучишь и будешь.
глазам вижу, что не на месте душа. — Вот этому и радоваться бу-
— Да не выходит ничего... ду, деда! Благодарю! Но...
— Как? Совсем ничегошеньки? — Выкладывай, что ещё не ра-
— Не получается во всём дует?
пользу находить... — Да... Часы я потерял, что ба-
— Хех... Ну, стало быть, трени- тя мне подарил. Теперь не знаю,
роваться будем. Есть такая игра: как признаться...
«Всё к лучшему». Сыграем? — Так это же к лучшему!
— Это как? — Ну ты скажешь, деда!
— А помнишь, мы с тобой — А ты сам посуди. Признать-
фильм замечательный смотрели ся трудно. Так?
про девочку? Её отец научил во — Так.
всём находить радость, даже в са- — А когда человек преодоле-
мом нехорошем на первый взгляд. вает трудности, что с ним проис-
— Помню. Её тётя наказала, а ходит?
она этому обрадовалась! — Что?
— Точно! Так чему мы с тобой — Будто сам не знаешь...
радоваться сегодня будем? — Сила воли растёт? рю, дорогой! — Двойку по английскому по- — Пойду батю двойкой пора-
— Тому, что не хочется упраж- — Конечно, Александр! Твёр- — На радость тебе, деда! И те- лучил. дую! Он-то ещё не знает о её поль-
нения по английскому делать. Ты дость духа усиливается. Вот тебе бе благо дарю! — Дык... Сашок, теперь зна-
же сам говорил, что язык этот без и польза! Расскажешь отцу, сразу в — Благо принимаю, преумно- ешь, что с ней делать, радуйся! зе! Вон она какая, оказывается!
образов, примитивный. тебе всё это и произойдёт. — То-то и оно, Санюша, то-то и
— Так-то оно так, Санюша... Но — Точно, деда! Ну, ты меня об- жаю и во Вселенную отправляю! — Да. Бате рассказать, чтобы оно...
всему хорошо своё место. Именно радовал! Ура! сила воли и твёрдость духа вы-
потому, что язык этот простой, ма- — И ты меня, внучок! — Ура, деда! Но всё-таки... росли, а потом выучить этот урок, Владимир БОРИСОВ.
шинный, он очень здорово описы- — А я-то чем? — Что-то ещё приключилось чтобы все языки программирова- «Сказки Бояна. Печки-лавочки.
вает все технические устройства, — А пониманием своим и до- нерадостное? ния знать. Так, выходит, двойки —
особенно компьютеры. Вот ты же верием. Вот бате побоялся расска- — Да. это к лучшему? Клубок второй»
интересуешься ими? А представь, зать, а мне всё выложил. Благода- — Говори. — Всё к лучшему, Саша! https://vk.com/sovushka_slavobereg