Page 28 - Газета "Родовая Земля"
P. 28

28  • ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ                                                                                              № 3 (212), март 2022 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»

           Эксперимент «Обе белые»                                                                                                 ка количество его подписчиков не
                                                                                                                                   очень большое.
                                                                                                                                      Вам как хозяину платформы
                                                                                                                                   достаточно выявить из этих 10
                                                                                                                                   тысяч пару сотен тех блогеров,
                                                                                                                                   кто вещает на нужные вам темы
                                                                                                                                   (например, освещает проблемы
                                                                                                                                   ЛГБТ или ратует за легализацию
                                                                                                                                   лёгких наркотиков), и помочь им
           В 1971 году в якобы «совко­                                                                                             стать популярными. Как это сде-
           вом» СССР на экраны вышел                                                                                               лать? Очень просто: для этого на
           довольно занимательный науч­                                                                                            каждой подобной площадке есть
           ный фильм под названием «Я                                                                                              раздел  по  типу «Тренды»,  «Реко-
                                                                                                                                   мендованное» или «Популярное».
           и другие». В фильме расска­                                                                                             Вы просто начинаете регуляр-
           зывалось о нескольких психо­                                                                                            но добавлять контент этих блоге-
           логических экспериментах, де­                                                                                           ров в названные разделы, и в ре-
                                                                                                                                   зультате их популярность начи-
           монстрирующих зависимость                                                                                               нает быстро расти. Также вы мо-
           индивида от социума.                                                                                                    жете вставлять их материалы на-
                                                                                                                                   прямую в личную ленту пользо-
                примеру, там проводил-                                                                                             вателей. Ведь «умная лента» сама
                ся такой опыт: на столе сто-                                                                                       определяет,  какие  записи  и  в  ка-
                ят две пирамидки — чёр-                                                                                            ком количестве показывать вла-
                ная и белая. Предваритель-                                                                                         дельцу аккаунта.
           К но участникам эксперимен-                                                                                                Можно действовать и обрат-
           та даётся следующая установка:                                                                                          ным образом: занижая показате-
           когда их попросят назвать, какого                                                                                       ли  тех,  кто вам  не  нравится. Вам
           цвета пирамидки, они скажут, что                                                                                        даже не обязательно скручивать
           обе белые, хотя одна из них чёр-
           ная. Затем приглашается испыту-
           емый — единственный, кто не в   — белые, темы могут быть совсем
           курсе происходящего. По очере-  другими, а тезисы — куда слож-
           ди начинают обращаться к участ-  нее и противоречивее…
                                            К примеру, ни для кого не се-
           никам и задавать заранее обгово-  крет, что западные элиты озабо-
           ренный вопрос. Участники отвеча-
           ют, что обе пирамиды белые. И вот   чены большой численностью на-
                                         селения планеты Земля и ломают
           доходит черёд до нашего единст-
           венного испытуемого. И как вы ду-  голову над тем, как бы снизить ро-
                                         ждаемость и затормозить рост ко-
           маете, что он отвечает?! Ответ, ко-  личества живущих. Официально
           торый лично меня поверг в неко-  это оправдывается идеями заботы
           торый шок: «обе белые».       об экологии и тщательно культи-
              Но создатели эксперимента не   вируемым мифом о перенаселе-
           останавливаются на достигнутом:   нии планеты.
           они просят испытуемого пока-     Для достижения названной це-
           зать чёрную пирамиду, и тот, как   ли можно применить (я буду избе-
           вы можете догадаться, легко ука-  гать таких форм  как «применяет-
           зывает на пирамиду чёрного цве-  ся», «используется», «действует»,
           та, хотя до этого, буквально пол-  чтобы не вешать на себя ярлык
           минуты назад, утверждал, что обе   «конспиролога») целый ряд мето-
           пирамиды белые.               дов, в том числе и социальных. И
              Сначала  эксперимент  прово-  здесь как нельзя кстати наш экс-
           дился на детях, но затем опробо-  перимент «Обе белые», который
           вали его на предварительно отоб-  в сочетании с современными ин-
           ранной группе особо внушаемых   формационными  технологиями
           взрослых — результат тот же. Со-  может дать просто колоссальные
           гласитесь, просто поразительно,   результаты.
           что взрослый человек в таком ка-  Дабы не быть голословным,
           залось бы очевидном вопросе вы-  давайте представим, что мы хотим
           бора цвета так легко поддаётся   снизить рождаемость в какой-то   «свои люди» подобных информа-  наем ТикТок). Чем более короткий  счётчики просмотров или лайков,
           мнению группы, в которой нахо-  конкретной стране, например, в   ционных ресурсов, чьё мнение со-  контент, тем более клиповый фор-  достаточно просто показывать их
           дится. Неужели такое возможно?   России. Как, используя метод «обе   ответствует пожеланиям владель-  мат подачи информации. Потреб-  контент в ленте подписчиков не
           Всё  это  как-то  уж  слишком  фан-  белые», склонить россиян к тому,   цев СМИ. При этом цели могут  ление клипового информацион-  на первом или втором месте, а на
           тастично, но тем не менее факты   чтобы они стали массово отказы-  быть абсолютно разными, пример  ного потока приводит к формиро-  сотом или тысячном, то есть там,
           остаются фактами: люди склон-  ваться от рождения детей?    про сокращение населения в этой  ванию у пользователей клипово-  куда ленту долистают единицы.
           ны жертвовать собственным мне-   Для начала нам нужно сфор-  статье приведён лишь для нагляд-  го мышления и как следствие — к   В чём преимущество данной
           нием ради того,  чтобы встроить-  мировать своих лидеров обще-  ности.                    снижению интеллектуальных спо-  системы?
           ся в группу. И, с одной стороны,   ственного мнения, которые бу-  Однако у описанной выше схе-  собностей. А сокращать общество,   Во-первых, владельцев ме-
           это не так уж и плохо: мы научи-  дут информационно продвигать   мы есть серьёзная проблема. Со  состоящее из глупых индивидов,  диаплатформы очень сложно об-
           лись  жить и действовать  сообща   нужную нам повестку в сознание   временем люди начинают заме-  всё же гораздо проще, чем сокра-  винить в том, что они продвига-
           и таким образом стали сильнее.   масс. Если мы говорим о сред-  чать, что позиция редакции изда-  щать умных.           ют некую повестку или, наобо-
           Прос то представьте на секундоч-  нем или крупном бизнесе, кото-  ния носит явно ангажированный   Можно придумать и другие  рот, подавляют какие-то темы, по-
           ку, если бы вам в одиночку при-  рый может позволить себе содер-  характер. И как бы она ни пыжи-  отупляющие алгоритмы: напри-  тому  что со  стороны  пользовате-
           шлось выживать в дикой природе,   жать газету или даже телеканал,   лась изображать из себя «незави-  мер, заставить людей оценивать  лям сайта кажется, что все на рав-
           кишащей хищниками. Объедине-  то процесс создания своей медиа-  симых журналистов», люди видят,  информацию не с уровня логики  ных борются за популярность. А
           ние людей — это необходимость,  персоны для влияния на аудито-  кого продвигает ресурс и на какие  и здравого смысла по критерию  доказать, что кого-то искусствен-
           продиктованная эволюцией. И ра-  рию вполне прозрачен. Находим   цели работает. Проявляется это  «полезно — не полезно», а с уров-  но продвигают, не имея доступа к
           ди безопасности человек иногда  нужных общественных деятелей   иногда даже в весьма забавных  ня эмоций и поверхностного вос-  внутренним алгоритмам системы,
           способен пожертвовать многим,  и предоставляем им «трибуну» на   формах, когда на смену красивым  приятия  — лайками  и смайлика-  практически невозможно. Ведь
           даже собственным мнением.     страницах нашего издания. Снача-  названиям по типу «Лента.Ру» или  ми. Это вдвойне полезно, так как с  всегда можно сказать что-то по ти-
              Но, с другой стороны, шту-  ла они продвигаются на какой-ни-  «Эхо Москвы» в общении между  уровня логики объяснить челове-  пу: «У тебя контент скучный, поэ-
           ка эта очень сильная: получается,  будь остро социальной теме, на-  простыми людьми приходят фор-  ку, что «отказ от детей — это впол-  тому и подписчиков мало, а у Оль-
           человека с помощью влияния из-  пример, борьба с коррупцией или   мулировки по типу «Лента.Вру» и  не себе норма», практически не-  ги Бузовой очень много, потому
           вне можно убедить практически в  бедностью, становятся известны-  «Эхо Мацы».             возможно, а через эмоции и кра-  что она больше нравится людям».
           чём угодно. Отсюда возникает за-  ми, набирают армию подписчиков   Но это мы вели речь о среднем  сивую обёртку может сработать.  И попробуй докажи обратное!
           кономерный вопрос: как это ис-  в соцсетях, а потом начинают рас-  и крупном бизнесе. А есть ведь в   Второй главный механизм —   Во-вторых, что особенно при-
           пользовать? Нам, простым смерт-  сказывать что-то в стиле: «плане-  этой сфере игроки и посерьёзнее:  это формирование нужных тебе  ятно, даже сами блогеры, которых
           ным, это знание, конечно, особо  та перенаселена, ресурсов на всех   например, различные транснаци-  лидеров общественного мнения.  вы превратили в лидеров общест-
           ничего не принесёт (разве что ра-  не хватает, поэтому отказ от вто-  ональные корпорации, контроли-  Если вы контролируете социаль-  венного мнения, могут не осозна-
           ботники сферы маркетинга его ак-  рого ребёнка — это проявление  рующие мировые медиаплатфор-  ную сеть или видеохостинг, то этот  вать, как и для чего их используют.
           тивно используют), а вот перед те-  ответственной позиции заботы о  мы по типу Ютуба, Фейсбука, Ин-  процесс может протекать гораздо  Они все просто выступают за по-
           ми, кто контролирует медиаплат-  будущем».                  страграма.                    незаметнее и эффективнее, чем в  пулярность и искренне рассказы-
           формы, открываются поистине ог-  Обратите внимание на любое    Контроль   медиаплатформы  случае с классическим СМИ (ра-  вают о том, что считают важным,
           ромные возможности. В экспери-  крупное либеральное СМИ в Рос-  позволяет достигать своих целей  дио, газета, телеканал). Делается  а к искренним людям и доверие
           менте участвовали дети или осо-  сии: те звёзды шоубизнеса, о кото-  гораздо более эффективно.  это следующим образом. Предпо-  аудитории выше. Но чьё мнение
           бо внушаемые взрослые, и вроде  рых регулярно публикуются поло-  К примеру, чтобы отупить на-  ложим, что у вас на платформе ре-  услышат миллионы, а чьё мнение
           бы масштабирование именно это-  жительные или нейтральные но-  селение, можно на уровне алго-  гулярно публикуют информацию  услышат десять человек — в ко-
           го эксперимента ничего не даст,  вости, а также те «эксперты», кото-  ритмов поставить ограничение на  10 тысяч блогеров. Каждый из них  нечном счёте определяют именно
           однако широкие массы и не на-  рым позволено комментировать  объём контента: пусть это будет 30  уже достаточно опытен и имеет  они, хозяева платформы.
           до убеждать, что обе пирамидки  различные события, — это и есть  секунд для видеоролика (вспоми-  хороший потенциал роста, но по-  Но это всё  было  о глобаль-
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32