Page 23 - Газета "Родовая Земля"
P. 23

«             »                                                                          ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                       •  23
             3 (212),      2022  .


                                                                                                                                   В «Детях синего фламинго» ребята
                                                                                                                                   испытывают безконечный спектр
                                                                                                                                   чувств, переживаний о мире и его
                                                                                                                                   устройстве, о собственной роли в
                                                                                                                                   нём, о своей слабости, трусости,
                                                                                                                                   невозможности на что-либо по-
                                                                                                                                   влиять и в конечном итоге о том,
                                                                                                                                   что они могут сделать, на что мо-
                                                                                                                                   гут повлиять, какой небольшой
                                                                                                                                   вклад способны сделать, и о не-
                                                                                                                                   обходимости тянуть лямку, идти и
                                                                                                                                   идти,  когда нет  никакого  другого
                                                                                                                                   пути: главное — никогда не сда-
                                                                                                                                   ваться.
                                                                                                                                      Дети  учатся  распознавать
                                                                                                                                   взрослых,  они  видят  самые раз-
                                                                                                                                   ные типажи — трусов, лицеме-
                                                                                                                                   ров, говорливых пустозвонов, же-
                                                                                                                                   стоких тиранов. В мире Влади-
                                                                       А Крапивин лучше!                                           слава Крапивина нет победы над
                                                                                                                                   злом, никто не внушает детям, что
                                                                                                                                   наш мир сам по себе уже идеаль-
                                                                              чера с детьми посмотре-  нее  Роулинг.  Убеждена, что дети   ный,  ведь  в  нём  победила  толе-
                                                                              ли первую часть «Гар-  всего мира должны читать книгу   рантность, гуманизм и ЛГБТ, и вот
                                                                              ри Поттера». Эмоций бы-  «Дети синего фламинго», мечтать   только один злодей всем мешает.
                                                                              ло  много,  и  я  с  интере-  не о невидимой школе, а о неви-  В мире Крапивина мы видим, что
                                                                       Всом наблюдала за деть-       димом острове, не о сражениях с   мешают людям прежде всего са-
                                                                       ми. Книга и фильм вышли, когда я  абстрактным злом, а о сражениях   ми люди, что в них самих всё дело.
                                                                       заканчивала школу, поэтому тогда  с системой, которая не абстрактна,   Тираны хотят безконечной власти,
                                                                       эта история не произвела на ме-  а окружает нас везде, о сражениях   а народ — порядка, спокойствия,
                                                                       ня особенного впечатления. Опа-  не со страхом внутри себя, а с ог-  равновесия, а остальное его не
           чего удивительного, там хвалят  предлагать малышу заучивать го-  салась, что дети сразу же станут  ромным спектром эмоций и мыс-  волнует: хоть тиран, хоть сто тира-
                                                                                                                                   нов. История циклична, и всё по-
           за  похожесть, приводя в  пример  товые знания, разве он станет от  фанатами Гарри Поттера, как и все  лей — отчаяния, невозможности
           «правильные»,  «хорошие» рисун-  этого мудрее? Вальдорфская пе-  остальные дети в мире, но... этого  простить, выстоять перед пытка-  вторяется.
                                                                                                                                      После «Гарри Поттера» почти
           ки), то в вальдорфской педагоги-  дагогика способствует развитию  не произошло.           ми, собственной совестью, необ-
           ке все дети рисуют так интересно  мышления, воображения и ха-  Дело в том, что вечером мы  ходимостью защищать слабых и   нет мыслей, кроме желания по-
                                                                                                                                   бывать в школе магии и научить-
           и своеобразно, что удивляют даже  рактера. Представьте, какие мыс-  стали читать книгу «Дети синего  принимать взрослые решения.
           специалистов. Ведь каждый ребё-  лительные и творческие процес-  фламинго» Владислава Крапиви-  В «Гарри Поттере» малень-  ся управлять волшебной палоч-
           нок одарён врождённым талан-  сы происходят в ребёнке, приду-  на и не уснули, пока не прочита-  кие  дети сражаются лучше  взро-  кой. А «Дети синего фламинго»
                                                                                                                                   — книга, после которой остаётся
           том не просто слышать звуки или  мывающем и собственноручно  ли полностью. Была уже глубокая  слых с огромными троллями, ва-
           видеть цвета, но и душой откли-  «строящем» свою сказку!    ночь, а мы всё читали, читали, вол-  силисками, а в «Детях синего фла-  множество взрослых мыслей, как
                                                                                                                                   будто прочёл Толстого или Пушки-
           каться на их воздействие.                                   новались, переживали, расстраи-  минго» Женька, столкнувшись с   на, настолько блестящая работа.
              Очень важно, что детское   Вальдорфская                  вались, придумывали разные спо-  гигантским Ящером, убегает так,   К тому же наш классический рус-
           творчество взрослый не оценива-                             собы, как победить Ящера, но всё  что пятки сверкают. И это, согла-  ский язык с описаниями природы
           ет как хорошее или плохое. Собст-  педагогика в семье       оказывалось не так, как мы дума-  ситесь, намного реалистичнее.   и сценами, полными психологиз-
           венное произведение всегда нра-  Вальдорфская педагогика за-  ли. Писательская фантазия пре-  В  «Гарри Поттере» дети  уничто-  ма, — совсем не то же самое, что
           вится ребёнку, и это даёт ему же-  мечательно встраивается в жизнь   взошла все наши ожидания.  жают злодеев, а в «Детях сине-  переводной русский.
           лание продолжать творить, не   семьи.                          Засыпали мы в итоге не с мыс-  го фламинго» они не могут убить   На мой взгляд, герои Крапиви-
           оглядываясь на то, похож его ре-  В своих книгах и курсах я пере-  лями о Гарри, а с мыслями о Жень-  их,  только лишь обезвредить. В   на намного привлекательнее.
           зультат на образец или нет.   даю  мой  десятилетний  опыт гар-  ке, Юльке, Славике, о  погибшем  «Гарри Поттере» простой, линей-  Родители,  подсказывающие
              Игрушки в вальдофской педа-  моничного развития детей в се-  Дуге, о безпризорных детях на не-  ный, шаблонный сюжет, предска-  детям, что им читать, обратите
           гогике рукотворны или природны.  мье на основе вальдорфской пе-  видимом острове.         зуемая борьба добра со злом, а в   внимание на нашего детского пи-
           Это камушки, нитки, жёлуди, дере-  дагогики.                   Владислав Крапивин сильнее  «Детях синего фламинго» невоз-  сателя.  Быть  может,  он сыграет
           вянные кубики, вязанные или ши-  За 10 лет я увидела результаты.   других детских писателей, в том  можно предугадать вообще ниче-  ключевую роль в формировании
           тые самодельные куклы и фигур-  Этот живой, природосообразный   числе Джоан Роулинг!      го. Сюжет настолько нелинейный,   личности вашего ребёнка.
           ки животных. Они позволяют ма-  подход к детству действительно   Я хорошо отношусь к Джоан  непредсказуемый, не шаблонный,   Читали ли вы и ваши дети кни-
           лышу пофантазировать, додумать  здоровым образом развивает де-  Роулинг за её гражданскую пози-  что даже взрослые читают, затаив   гу «Дети синего фламинго»?
           что-то своё, сочинить новую сказ-  тей и их родителей.      цию, за её красивый английский  дыхание.
           ку, в отличие от детально прори-  Безусловное  преимущество  язык, богатую фантазию. Но вчера   В «Гарри Поттере» показа-      «Записки белокнижника»
           сованных пластмассовых игру-  данной педагогики в её направ-  узнала, что у нас есть свой детский  ны довольно шаблонные испыта-
           шек, не оставляющих шанса для  ленности на развитие целостной   писатель, который намного силь-  ния детей на прочность, дружбу.          Яндекс Дзен
           детских «придумок».           личности ребёнка: его воображе-
              Но не только самоделки учат  ния, инициативности, коммуни-
           детей смотреть и видеть, чувст-  кативных и творческих способно-
           вовать и понимать происходя-  тие и знакомство с новым матери- Умелый вопрос
                                         стей, познавательной активности
           щее вокруг, осознавать причин-  и прочее. Познавательное разви-
           но-следственные связи, помо-
           гает и тесное общение с реаль-  алом происходят в реальной жиз-
           ным миром. Дети выращивают на  недеятельности детей, что делает
           грядках  пшеницу  и  пекут  из  неё  усвоение нового увлекательным и   — Деда, меня мама сегодня  моих силах. Хорошо ведь?  чать  по  любому  поводу,  не  уны-
           хлеб, прядут нитки и ткут из них  осмысленным.              ворчуном назвала. Обидно.        — Хорошо! Ты много делаешь  вать по пустякам, а бодро и ра-
           ткань, работают с натуральной    Следует  подчеркнуть,  что    — Конечно, обидно. Чего вор-  полезного. Хочу также!     достно преодолевать трудности,
           шерстью и ухаживают за живот-  принципы и ценности вальдорф-  чал-то? Сознавайся.            — Тогда для начала последи  применяя смекалку и находчи-
           ными. «Вальдорфские» дети по-  ской педагогики раннего и до-   — Да вот сказал, что лето про-  за собой, может, и в себе найдёшь  вость!
           лучают гораздо более широкое и  школьного возраста находятся в  ходит, а на рыбалку с дедом, то  следы ворчливости.        — А как это?
           глубокое представление об окру-  полном  соответствии  с  ФГОС ДО  есть с тобой, так и не сходили ни   —  А  что  их  искать,  знаю,  что   — А вот хотя бы в нужное вре-
           жающем мире, чем те, что часами  (федеральный государственный  разу.                      есть!                         мя и в нужном месте задать во-
           просиживают за компьютером  образовательный стандарт до-       — Эх, ма…                     — Точно! Грамотно излагаешь!  прос умелый.
           или обучаются по изготовленным  школьного образования).        — А вот ты никогда не вор-    — А если я не хочу что-то де-  — Это как — умелый?
           для них взрослыми формальным                 Елена ГРИНТАЛЬ  чишь. Почему, деда?          лать и мне не нравится, неужели   — Порой, Сашок, одного са-
           пособиям.                                       Яндекс Дзен    — Просто я следую прави-   молчать придётся?             мого простого вопроса достаточ-
              Обстановка игровой комна-               https://zen.yandex.ru  лу: «Если ворчишь, то предла-  —  Ну,  это  ты  через  край  хва-  но, чтобы трудности твои и проб-
           ты естественна и гармонична. Де-                            гай, если предлагаешь — делай».  тил, конечно! На горло собствен-  лемы рассосались, как синяк под
           ревянные  стеллажи,  столы,  пол-                           Очень хорошее для жизни прави-  ной песне наступать не след, се-  глазом.
           ки, маленькие плетёные стульчи-                             ло. Ворчливость мигом проходит!  бе дороже выйдет, внучок. Вон   — Это всё, конечно, очень ин-
           ки, корзины с игрушками. Лёгкие                                — А почему это правило хоро-  сосед-то наш, дядя Лёша, с детст-  тересно, деда. А вот когда ты ме-
           и пёстрые натуральные материи,                              шее?                          ва хотел на гитаре играть да петь,   ня на рыбалку с собой возьмёшь?
           из которых можно соорудить и                                   — Смотри: если я начну посто-  песни сочинял, а стал бухгалте-  — Завтра утром.
           плащ рыцаря, и наряд принцессы.                             янно проявлять своё недовольст-  ром. И что? Думаешь, счастья у не-  —Ура!
           Здесь нет пластмассы и синтети-                             во, что пол не подметён, одежда  го прибавилось?               — Это и был твой умелый воп-
           ки. Стены, занавеси, пологи на де-                          разбросана, окна грязные или же   — Вот и я про то!         рос?
           ревянных кроватках — в нежной                               дождь на улице, ветер холодный,   — Ну а с другой стороны, у   — Ага.
           розовой гамме, наиболее естест-                             темнеет рано и при этом буду ле-  каждого из нас обязанности есть,   — Ух и смекалистый ты, Сань-
           венной и полезной для маленько-                             жать весь день на печи, тебе будет  их выполнять надо. Долг перед Ро-  ка! Весь в меня!
           го ребёнка.                                                 приятно меня слушать?         дом. Слышал про такое?           — Вот то-то и оно, дедуля, то-
              Многих пугает то, что в  валь-                              — Нет, деда, мне будет непри-  — Ага... И моя обязанность —   то и оно.
           дорфской педагогике не зани-                                ятно.                         хорошо учиться и помогать роди-          Владимир БОРИСОВ
           маются ранним обучением мате-                                  — Правильно, потому вместо  телям.                           «Сказки Бояна. Печки-лавочки.
           матике,  письму, чтению.  Но  если                          ворчания я лучше сделаю то, что в   — Вот! Молодец! Да не вор-              Клубок второй»
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28