Page 27 - Газета "Родовая Земля"
P. 27
« » ТРАДИЦИИ • 27
3 (212), 2022 .
Содержание текста Фестско- цыцовать — находиться в безвы-
го диска предельно ясное: племя Необычные слова, которые знают ходном положении, терпеть лише-
(народ) Рысичей вынуждено бы- ния; спуск — пластырь из воска с
ло оставить свою прежнюю землю деревянным маслом.
— Рысиюнию, где на их долю вы- только на Дальнем Востоке Барахолка на Амуре — бара-
пало много страданий и горя. Но- хольный ряд. Бочата — небольшие
вую землю Рысичи обрели на Кри- бочки для засолки рыбы и мяса; а
те. Автор текста призывает беречь бич — кнут. Кучугуры — бугры.
эту землю, «защищать её, радеть о усский язык «богатый, звуч- (Проспер Мериме). рях, в том числе и в «Словаре рус- Сложные отношения людей на
её мощи и силе». Неизбывная то- ный, живой, отличающий- Обратимся к картотеке амур- ских народных говоров». Дальнем Востоке также нашли от-
ска по покинутой Родине, от ко- ся гибкостью ударений и ского краеведа Григория Степа- Среди необычных слов Даль- ражение в словарных статьях Но-
торой никуда не деться, не изле- Рбезконечно разнообраз- новича Новикова-Даурского, ко- него Востока используются такие: викова-Даурского. Например, по-
читься, наполняет текст при вос- ный в звукоподражании, способ- торый является автором «Словаря ашатия — босяк, жулик; богодул селенец — поселенец из ссыль-
поминании автора о Рысиюнии. ный к передаче тончайших оттен- диалектных слов». — пьяница; искырдык — скупер- ных, добровольный переселенец;
Минойцы, они же трипольцы- ков, наделённый, подобно грече- Самая большая ценность его дяй, скупой человек; луна — про- поселюга — каторжник.
пеласги, предки этрусков, явля- скому, почти безграничной твор- картотеки состоит в том, что им от- пало; длгонджа — больной пугли- Приходите «пальцы ширить» =
лись славянским племенем Рысь, ческой мыслью, русский язык ка- мечены слова или их значения, от- востью; репье — листья, ботва приходите пить чай из блюдца!
с самоназванием Рысичи. На Крит жется нам созданным для поэзии» сутствующие в диалектных слова- корнеплодов; тёшкун — леший; http://ru-sled.ru
они пришли с севера, то есть из
Триполья. События, описанные в
тексте Фестского диска, хорошо
согласуются с данными археолога азалось бы, чего мы ещё сокращаться. Весной Лошадь воз-
А. Я. Брюсова об исходе триполь- не знаем об этом всеми вращается на Землю, а Дева-Баба
цев из Поднепровья в начале II ты- любимом празднике. опять поднимается на небо, Воз
сячелетия до н.э. Блины, гости, обряды, становится легче и дни начинают
Народ Ruksi в составе племен- Кгулянья, сжигание чуче- быстро прибавлять.
ного названия (декрет Диофанта, ла… Но это всё только то, что на Это обстоятельство нашло от-
II в. до н. э., в Таврике) интересно поверхности. А если копнуть глуб- ражение во многих сказках наро-
как своей формой на -i с потен- же и начать разбираться, то воз- дов мира. Так в русских народных
циальным дальнейшим развити- никает множество интересных во- сказках Девой является Снегуроч-
ем Ruksi — Russi, весьма знамена- просов и вырисовываются удиви- ка, та самая Снегурочка, которая
тельным для нас, так и глубокой тельные закономерности. весной прыгает через огонь, тает
хронологией; в относительной Почему же праздник называ- и уходит на небо, и та самая, ко-
близости расположены кучно на ется Масленица? Долгое время торую сжигают в последний день
восточном берегу Боспора Ким- его пытались заменить на «Про- Масленицы в виде чучела вместе
мерийского (Керченского проли- воды зимы», однако русские люди со всеми невзгодами.
ва) упомянутые Птолемеем (II век его менять не захотели. Кстати говоря, созвездие Де-
н. э.) и писателем уже раннего ви- Наши предки давно заметили, Масленица вы в мифах древней Греции на-
зантийского времени Стефаном что все процессы в окружающем зывали Диметра — богиня плодо-
Византийским города Koova, а в мире периодически повторяют- родия, которую съедает отец, бог
нашей, догреческой реконструк- ся и, как отражение, проявляются времени Кронос вместе с другими
ции, — Ko-rusia, Ge-rusa, Asta- в различных областях жизни. При- своими новорождёнными детьми.
rusia, все — со значащим компо- мер: с приходом весны снег на- семье и домашним животным. Из На масленичной неделе на- Диметру с братьями и сёстрами
нентом Rusa, Rusia . чинает таять, а земля, разогретая того, что ещё не испортилось, но чинались сватовство и смотри- освобождает Зевс, которого те на
Вообще же круг туземных тёплым солнцем, впитывает обра- уже не годилось в хранение, как ны. Молодые играли в разные иг- радостях вознаграждают громом
форм ономастики Северного При- зовавшуюся влагу и превращается раз и готовили разнообразные ры. Девушки прятались в снежной и молнией, возможно, первой ве-
черноморья, объединяющих- в маслянистую субстанцию, ну точ- праздничные угощения. Всё, что крепости, а молодцы их захваты- сенней. На старых гравюрах со-
ся вокруг обозначенного выше но — сливочное масло, как есть, уже не годилось в пищу, прино- вали. Парни и девушки присма- звездие Девы часто изображает-
ruksa/ru(s)sa — «светлый», «бе- под ногами сплошная масленица. сили в жерт ву земле, разбрасы- тривались друг к дружке, и заро- ся в виде женщины с крыльями и
лый», может быть пополнен. Сю- Заметим, что наступление ка- вая по полям. Масло использова- ждались будущие семьи, а свадь- снопом колосьев.
да с большой долей вероятно- лендарной и астрономической ли для смазки петель, телег, гво- бы играли после Пасхи. В мифах древнего Рима имя
сти относится, например, иначе весны сейчас не совпадают. здей в половицах и всех осталь- С Масленицей связаны и неко- Диметра прочитали в обратном
не объяснимый термин Констан- Масленица — праздник язы- ных механизмов. Оставшееся по- торые народные поговорки, прав- направлении и записали как Арте-
тина Багрянородного для севе- ческий, это общеизвестный факт. сле смазки и подпорченное ма- да, знаем мы их в основном в уре- мида. Удивительным образом она
ро-западного побережья Чёрно- Язычники поклоняются Солнцу, сло разбрызгивали по полям. занном виде. Одна из таких — «ме- родилась с братом Аполлоном,
го моря: Χρυσòς Λεγόμενος (лат. календарь праздников у них сол- Считалось, что это помогает зем- ли, Емеля, твоя неделя». Сейчас прекрасным, как весеннее Солн-
Chrysòs Legómenos). Попытка про- нечный и начало весны согласно ле быстрее приобрести качества, этого уже никто не помнит, а ведь це, и являлась покровительницей
честь это по-гречески («называ- этому календарю совпадает с ас- необходимые для начала пахо- это именно масленичная поговор- всего живого на Земле.
емый «золото») лишь обнаружи- трономическим началом весны ты. Ведь чтобы распаханная зем- ка. И мелет Емеля, конечно, оправ- Вернёмся к нашему празднику.
вает народно-этимологическую, — это 20 марта, день весеннего ля хорошо укладывалась в гряд- дания и красивые слова всем, кто В последний день языческой
вторичную природу осмысления в равноденствия, то есть Маслени- ки, она не должна быть сухой, да мог на него затаить обиду. Масленицы всем было принято
связи с греческим Χρυσòς — «зо- ца — один из четырёх кологодных и сильно влажную землю не рас- С Масленицей связана ещё од- говорить, что никто ни на кого не
лото», совсем не греческого мест- праздников славян. Сейчас этот пашешь. Хорошая грядка полу- на поговорка: «баба с возу — ко- держит зла. Все друг с другом ми-
ного названия, которым не могло праздник отмечают по лунному чается, когда земля мягкая, слег- быле легче». Между прочим, эта рились и продолжали жить даль-
не быть наше ru(s)sa — «светлый», христианскому календарю. ка увлажнённая. Именно на такую поговорка астрономическая. Если ше в мире и согласии. Обычно го-
«белый» из индоарийского russa Итак, настало короткое время грядку прилетают аисты, с удо- представить Землю в виде Воза, то ворили так:
— «светлый», «белый». перехода природы из одного со- вольствием ходят по ней и поклё- везёт её созвездие Коня, или Ло- Весна наступает, снег тает,
Интересно, что греки пом- стояния в другое. Условно можно вывают червячков. шади. Сейчас его называют созве- Солнце силу набирает,
нили значение нашего туземно- сказать так, что природа перехо- Конечно, важно было подма- здием Рыб, но у славян оно было Радость душу заливает!
го северо-понтийского названия дит из состояния сна в состояние слить не только детали и блины, именно созвездием Коня. Так вот Зиму с почестями провожаем,
ru(s)sa. То, что дело не ограничи- подготовки к активному росту. До но и отношения с родственниками это созвездие на звёздном куполе Старые обиды забываем,
валось его глухим отражением в начала самого активного роста и соседями, а самое главное — ко- противостоит созвездию Девы — Все грехи отпускаем!
виде «греческого» Χρυσή, Χρυσòς ещё пройдёт немало времени, а нечно, с тёщей. Поэтому зять в чет- той самой, которая осенью садит- Как видим, обиды наши пред-
Λεγομενος, хорошо видно по тер- сейчас природа словно смазыва- верг обязательно шёл к тёще в гос- ся на Воз, то есть скрывается за го- ки раньше забывали, а грехи
риториальному совпадению хо- ет всё вокруг растаявшей влагой, ти и всячески её умасливал, дарил ризонт, другими словами, спуска- отпус кали.
тя бы Λευκη ακτη и чисто грече- как мы смазываем различные ме- подарок и помогал подладить что- ется на Землю, в это время созвез- Удивительным образом и
ского обозначения «белый берег». ханизмы маслом перед предсто- то по хозяйству, а она угощала его дие Лошади-Рыб как раз и под- в христианской религии тоже
Но помнили о значении туземно- ящим сезоном работ. Позже ещё блинами. В пятницу уже тёща шла нимается на небо. Воз становится празднуется похожий праздник
го названия и люди древней, соб- будут заморозки, а иногда мо- со всей семьёй в гости к зятю, а уго- тяжёлым, его движение медлен- и называется он «Прощёное вос-
ственно Киевской Руси, как о том гут быть и морозы, но сам пери- щение всем подавала его жена. ным, а дни начинают потихоньку кресенье». Правда, в нём принято
нам ярко свидетельствует древне- од проверки запасов и всего со- всех прощать, обычно говорят так:
русское обозначение устья Днеп- хранившегося после долгой зимы
ра — Белобережье. Мотив его на- у природы наступает именно сей- «Бог простил, и я прощаю».
После масленичной недели
зывания белым не в том, что «тут час: всё, что необходимо, переби- начинался Великий пост. Запасов
на поверхню виходять вапняки…» рается и смазывается. Происходит до нового урожая оставалось ма-
(Етимологiчний словник лiтопис- это около одной недели. ло, поэтому надо было растянуть
них географiчних назв. Пiвденноï Совершенно естественным остатки до наступления Пасхи.
Русi. Вiдповiд. ред. О. С. Стрижак. образом наши предки перенесли
Вот такая, полная сказок и
Киïв, 1985, с. 27). эти природные процессы во все смыслов, наша разгульная Масле-
Roka, Ruka, Ruksa/Russa/Rossa, сферы своей жизни: организова- ница. Видимо, именно поэтому мы
Ruksi/Russi/Rusia говорит само за ли праздничную неделю и приду- её так любим и никак не хотим с
себя. «Двойственность» о/у есть мали обряды в строгом соответст- ней расставаться, ведь именно та-
не более как отражение древнего вии со всеми явлениями природы.
индоевропейского чередования Первая часть праздника на- кие праздники не дают нам до сих
гласных в его местном, индоарий- зывалась «Узкая Масленица» и пор окончательно потерять себя и
ском, варианте Rok (rauk), Ruks, длилась три дня. Сначала следо- забыть, кто мы такие и на что спо-
Ross/Russ. Оба варианта — на «о» вало перебрать оставшиеся по- собны.
и на «у» изначально представлены сле зимы запасы. Что-то откла- Дмитрий ПЛЕШКОВ
на Юге России. дывалось на посев, что-то — на Ясна школа
http://ru-sled.ru дальнейшее хранение и питание https://yasna.center