Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26

26  • ИСТОКИ                                                                                                                  12 (221),         2022  .
                                                                                                                                                    «             »

                Так ли прост Дед Мороз                                                                                             европейскую древность и сложе­
                                                                                                                                   ние этого образа происходило в
                                                                                                                                   северных широтах Восточной Ев­
                                                                                                                                   ропы не позднее V– IV тыс. до н. э.
                                                                                                                                      В связи с этим традицион­
                                                                                                                                   ный облик Деда Мороза (согласно
                                                                                                                                   древнейшей мифологии и симво­
                                                                                                     них так и называются «волосом».   лики цвета) предполагает:
                                                                                                        Таким образом, подводя итог,   • Густые серебряные волосы и
                                                                                                     мы можем в ряду Дед Мороз, Тро­  такую же бороду — символа мо­
                                                                                                     ян, Велес­Волос назвать ещё и св.  гущества, сакрального знания, ма­
                                                                                                     Николая.                      гии, счастья, богатства, благополу­
                                                                                                        Опускаясь далее вглубь вре­  чия.
                                                                                                     мён в поисках прообраза Деда     • Трёхпалые перчатки или ва­
                                                                                                     Мороза — Трояна — Велеса, мы  режки белого цвета, расшитые се­
                                                                                                     встречаем ещё один архаический  ребром, со знаком «сегнерова ко­
                                                                                                     образ восточнославянской мифо­  леса» — символа вселенского за­
                                                                                                     логии — бога Рода. Б. А. Успенский  кона и благодати. Такие перчатки
                                                                                                     считает, что имя Род в славянском  (варежки) являются знаком чисто­
                                                                                                     языческом пантеоне может рас­  ты и святости всего, что Дед Мороз
                                                                                                     сматриваться наряду с названием  даёт из своих рук. (Трёхпалость —
                                                                                                     Волос (Велес) и соотносится с «мо­  символ принадлежности к высше­
                                                                                                     лочной» или «огненной» рекой, то  му божественному началу ещё с
                                                                                                     есть  Млечным  путём и  мировым  неолита, т. е. V–III тыс. до н.э. По­
                                                                                                                                   казательны в этом отношении пе­
                                                                                                     деревом.
           О     браз Деда Мороза, как  луны даже именем своим свиде­  не  XIX  века  в  Череповецком  уез­  ей книге «Язычество древних сла­  троглифы Белого моря и Онежско­
                                                                                                        Академик Б. А. Рыбаков в сво­
                                                                                                                                   го озера, где на скалах выбиты изо­
                                                                       де Новгородской губернии суще­
                 отмечают такие извест­
                                         тельствует о связи с миром умер­
                                                                                                                                   бражения трёхпалых людей имен­
                                         ших. Ведь недаром столь близки  ствовал описанный Е. Барсовым  вян» пишет о нём следующее: «Са­
                 ные исследователи индо­
                                         слова «смерть, морена, морана»,  обряд: «Когда выжнутся, оставля­
                 европейской
                              мифологии
                                                                                                                                   ный, священный характер).
                                                                                                     ченным из всех славянских бо­
                 В. В. Иванов и В. Н. Топоров,  «море» и «мороз».      ют на поле небольшой кустик ко­  мым загадочным и наименее изу­  но в сценах, имеющих ритуаль­
           отражён  во всех  славянских  тра­  Таким образом, подводя итог,  лосьев и говорят одной жнее: «Ты  жеств является Род — божество,   • Он одет в длинную белую
           дициях в той или иной мере.   можно сказать, что русский Дед  верти бороду Волосу, или Велесу,  известное только восточным сла­  льняную рубаху, украшенную бе­
              «Мороз, Морозко — персо­   Мороз — это Владыка Вод во всех  другояко скажут». Та три раза хо­  вянам и не уцелевшее в этногра­  лыми или серебряными геометри­
           наж славянского сказочного обря­  их проявлениях (снег, иней, лёд,  дит около куста и, захватывая сер­  фическом материале».  ческими орнаментами — символ
           дового фольклора... У восточных  пар, вода); Владыка Ночи и её  пом пряди по 30 колосьев, припе­  Род (как и Велес­Волос) в ка­  чистоты и принадлежности к миру
           славян представлен сказочный  атрибутов — звёздного неба, лу­  вает: «Благослови­ка меня, Госпо­  лендарных обрядах воплощает­  богов и предков.
           образ Мороза­богатыря, кузнеца,  ны, полярного сияния, мрака; Вла­  ди, да бороду вертеть: а пахарю­то  ся в облике быка­тура: это вторая   • Сверху на рубаху надевается
           который «сковывает воду» желез­  дыка серебра (символа луны, лун­  сила, а севцу­то коровай, а коню­  (начиная с новогодней ночи) по­  красный или золотой плащ (крас­
           ными морозами...              ного света, магии, сакрального  то голова, а Микуле — борода».  ловина зимних святок, посвящён­  ный предпочтительней, как бо­
              Обрядовые    представления,  знания); Владыка мира предков и   Б. А. Успенский отмечает: «Во­  ная зверью и скоту и представля­  лее архаический, чем золото, сим­
           лежащие  в  основе этих  образов,  Дед, то есть прапредок.  лос и Никола выступают здесь как  ющая собой «велесовы дни»; это  вол связи с миром предков —
           сохранились у восточных славян в   Такой архаический образ, ес­  эквивалентные  наименования,  отмечавшийся болгарами 2 ян­  «тем светом») или красная, выши­
           ритуале кормления Мороза нака­  тественного, мог сложиться толь­  причём замечательно, что обра­  варя «воловий праздник»; это на­  тая серебряными восьмилучевы­
           нуне Рождества и в Велик день ки­  ко в глубокой древности. И имя  щаясь друг к другу, говорят о Во­  личие в славянской святочной   ми звёз дами и отороченная лебя­
           селём», что связывается с обыча­  «Дед Мороз», скорее всего, заме­  лосе, но обращаясь к Господу, —  обрядности Тура, вождения по   жьим пухом шуба. В индоевропей­
           ем кормления этим ритуальным  нило собой более древнее, табуи­  о Николе». Такая ситуация не слу­  сёлам быка, название маскарад­  ской традиции (и севернорусской
           блюдом дедов­покойников, пи­  рованное или преследуемое хри­  чайна, ведь «христианские святые  ных рогатых масок «туром», про­  тоже) гусь, лебедь — символы не­
           шут они во втором томе энцикло­  стианской церковью.        (в их числе св. Николай) оказались  славление в святочных песнях «ту­  ба, высшего знания, души, постиг­
           педии «Мифы народов мира».       Говоря об исторических кор­  заместителями языческих богов...  ра» и «турицы».         шей истину, души умершего и сое­
              Дед Мороз, как персонаж рус­  нях образа Деда Мороза, мы не  Процесс замещения языческих бо­  Б.А.  Рыбаков,  анализируя  динения трёх стихий — земли, во­
           ских народных сказок и обря­  можем не обратиться к такому  гов христианскими святыми весь­  образ бога Рода, приходит к тем   ды и неба).
           дов, связан с тем периодом, когда  интересному и в целом забыто­  ма типичен и характеризует не  же  выводам,  что  за  столетие  до   • На голове Деда Мороза крас­
           «солн це поворачивает на лето, зи­  му персонажу славянской мифо­  только славянские страны, одна­  него  сделал  К. Н. Бестужев­Рю­  ная шапка, вышитая серебром и
           ма — на мороз», то есть с зимним  логии, как Троян. С Трояном в на­  ко для исследования славянского  мин,  считавший  Рода Богом Соз­  жемчугом. Оторочка из лебяжь­
           солнцестоянием. Он — Владыка  родной традиции связывались  язычества он особенно важен».  дателем, Владыкой Вселенной.   его  пуха завершается надо лбом
           зимнего холода, и в этом своём ка­  представления о зиме, снеге, суг­  Культ Николы, как и культ Во­  Б. А. Рыбаков пишет: «Для сред­  стилизованными рогами. К шап­
           честве он прежде всего Повелитель  робах, снежной белизне и тропах,  лоса­Велеса, характерен именно  невековых русских людей слово   ке по бокам могут прикрепляться
           Вод, которые именно в зимние хо­  протоп танных дикими турами.   для Русского Севера. (Для юга Рос­  «Род» было всеобъемлющим обо­  сереб ряные лунницы.
           лода предстают перед людьми во   Но Троян был не только богом  сии более характерен был культ  значением  Вселенной  во  всех её   • Ожерелье из таких же лунниц
           всех своих ипостасях: снега, льда,  зимы, снега, дорог. Будучи богом  Св. Георгия — Егория). Как и у Ве­  жизненных пространственных и   может украшать грудь (поверх шу­
           инея, пара, тумана и текущей подо  луны, он не принадлежал цели­  леса­Волоса, функции Николы в  временных проявлениях». Таким   бы и рубашки). Пояс белый с крас­
           льдом воды рек, озёр и морей.  ком к кругу светлых, благостных  народном сознании были пре­  образом, «древнего бога Рода мы   ным орнаментом (символ связи
              Дед Мороз сковывает льдом  богов древних славян. Связан­  дельно многогранны.          должны расценивать именно как   предков и потомков).
           водоёмы, покрывает снегами ле­  ный с культом предков и плодоро­  Он покровитель скота и земле­  божество Вселенной».      • Сапоги Деда Мороза крас­
           са и поля, украшает снегом и ине­  дия, Троян был также божеством  делия.                    Надо отметить, что священные   ные, шитые серебром, или сереб­
           ем ветви деревьев. Будучи Влады­  ночного мрака, тёмных сил и ужа­  Никола (как и Велес­Волос) —  тексты Древней Индии «Веды», а   ряные, шитые золотыми нитями.
           кой зимы, Дед Мороз несёт с со­  сов. И ещё он был великим судьёй,  владыка вод и земных, и небес­  также древнеиранская «Авеста»   • Хрустальный посох Деда Мо­
           бой не только холод, снег и лёд,  тем, кто награждает и наказыва­  ных.                   помещают древнейшую прародину   роза завершается лунницей с ко­
           но и ночь, тьму, так как световой  ет живых и мёртвых. Не случайно   Будучи связанным с реками,  индоиранцев или арьев в Приполя­  локольчиками или серебряной го­
           день зимой в северных широтах  в народной традиции путь на «тот  озёрами, морями и водами вооб­  рье, на севере Восточной Европы,   ловой быка (символы власти над
           предельно короток, а ночь вели­  свет» — Млечный путь — зовут  ще Никола является в русском ре­  то есть тех землях, которые сегодня   водой, луной и миром предков —
           ка (не говоря уже о трёхмесячной  «тропою Трояновой».       лигиозном сознании  «морским  называют Русским Севером.     подателей плодородия и счастья
           полярной ночи). Как Владыка Но­  На Севере Руси в дохристиан­  богом» (отсюда храмы Николы   Именно здесь, судя по гимнам   живым).
           чи Дед Мороз повелевает звёзда­  ский период аналогом Трояна бы­  Морского).              «Ригведы» и «Авесты», создава­   Такая цветовая гамма связана
           ми и Луной, ему подчинено зим­  ло божество, носившее имя Веле­  Никола (как и Велес­Волос)  лись общеиндоевропейские мифы,   с древнейшей индоевропейской
                                                                                                                                   символикой цвета,  где белое се­
           нее небо, он украшает его споло­  са (Волоса).              связан с миром предков, тем све­  рождались обряды и ритуалы, бо­
           хами Северного сияния.           Б. А. Успенский отмечает, что  том. Он — Владыка в царстве  ги и богини «старшего поколения».   ребро — символ луны, света, свя­
                                                                                                                                   тости, севера, воды, сакрального
              Его богатство — серебро, ал­  Мороз «обнаруживает несомнен­  мёрт вых.                 Среди них особо выделяется бог
           мазы, жемчуг — всё, что связа­  ную связь» с Велесом­Волосом.   Таким образом, Дед Мороз об­  Варуна — олицетворение ночного   знания, чистоты.
                                                                                                                                      Красное — символ жизненной
           но в традиционных представле­  При этом культ Велеса­Волоса был  наруживает несомненную связь с  неба (от санскритского «вар» — по­
           ниях с чистотой, холодом, лун­  характерен именно для Русско­  Велесом­Волосом и Николой.  крывать, чёрный цвет), бог небес­  силы, творческого начала, смер­
           ным светом, слезами и магией. Не  го Севера. В древнерусских источ­  Велес­Волос в народных пред­  ных и земных вод, миропорядка.  ти и реинкарнации, огня, золо­
           случайно, как отмечает академик  никах (договор русских с грека­  ставлениях связан с золотом, се­  Ведический бог Варуна, кото­  та, «того света». Хрусталь — сим­
           Б. А. Рыбаков, на серебряных сла­  ми 907 г.) Велес определяется как  ребром, с идеей обилия, накоп­  рого многие исследователи счи­  вол застывших вод, льда. Отме­
           вянских украшениях вплоть до  «бог всей Руси», в отличие от Пе­  ления прибыли. Он может быть  тают древнейшим единым бо­  тим ещё раз, что Дед Мороз при­
           XII–XIII веков христианской сим­  руна, бывшего только богом кня­  представлен «золотым челове­  гом индоевропейцев, — это ночь,   ходит в мир людей после зимнего
           волики никогда нет. Возможно,  жеской дружины.              ком, огромного роста дедушкой».  ночное звёздное небо, луна, вода,   солнцестояния (22 декабря), ког­
           это связано с тем, что издавна се­  ...В свете севернорусских тер­  Волос­Велес одет в золотые или  разрушительные и созидательные   да, согласно древней ведической
           ребро ассоциировалось с Луной,  минов  типа «волхат, волхит, вол­  красные (изначально) одежды, но  стихии и бык.       мифологии, кончалась Ночь Богов
                                                                                                                                   и начинался День Богов — строи­
           лунным светом, лунными культа­  хатка, ворожея, можно рассматри­  ещё Данилов в 1909 г. указывал на   Варуна — Бог Зимы и прооб­
           ми, а во многих алхимических тек­  вать термины — волшба, волшеб­  связь в народных обычаях крас­  раз Рода — Трояна — Велеса —   тельство нового временного цик­
                                                                                                                                   ла.  Являясь  вестником  «Утра бо­
           стах его прямо называли Луной.  ный, волхв как связанные с куль­  ного цвета и смерти, причём меж­  Деда Мороза, которых полностью
              Связанный с серебром, лун­  том  Велеса­Волоса. В жертву Ве­  ду золотом и кровью, золотым и  или частично заменил в христиан­  гов», Дед Мороз вершит божест­
           ным светом, луной и ночью, Дед  лесу приносили в особых случаях  красным в народных представле­  ский период св. Николай. Заме­  венный суд, подводит итоги про­
           Мороз непосредственно связан и  «тельца и телицу» и называли его  ниях ставится знак равенства.  тим, что именно Никола в северо­  житого года, воздаёт всем по за­
                                                                                                                                   слугам, отсюда наказания и поощ­
           с «тем светом» — миром предков.  «грозным богом». Велес был на   В  отличие  от  других  святых  русской традиции сочетает в себе   рения (подарки).
           Общеизвестно, что у многих наро­  Русском Севере в древности по­  целителей, к Николе могут обра­  все три лица Троицы.
           дов Европы Луна считалась «Солн­  кровителем скотоводов и земле­  щаться при любой болезни. Но Ве­  ...Истоки исторических корней   Светлана ЖАРНИКОВА
           цем мёртвых». Дед Мороз — Вла­  дельцев.                    лес­Волос также связан с врачева­  образа Деда Мороза на Русском   Публикуется в сокращении
           дыка Вод и Владыка Ночи, звёзд и   Так, ещё во второй полови­  нием и болезнями, некоторые из  Севере уходят в седую общеиндо­  https://www.perunica.ru
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31