Page 26 - Газета "Родовая Земля"
P. 26
26 • ИСТОКИ 12 (221), 2022 .
« »
Так ли прост Дед Мороз европейскую древность и сложе
ние этого образа происходило в
северных широтах Восточной Ев
ропы не позднее V– IV тыс. до н. э.
В связи с этим традицион
ный облик Деда Мороза (согласно
древнейшей мифологии и симво
них так и называются «волосом». лики цвета) предполагает:
Таким образом, подводя итог, • Густые серебряные волосы и
мы можем в ряду Дед Мороз, Тро такую же бороду — символа мо
ян, ВелесВолос назвать ещё и св. гущества, сакрального знания, ма
Николая. гии, счастья, богатства, благополу
Опускаясь далее вглубь вре чия.
мён в поисках прообраза Деда • Трёхпалые перчатки или ва
Мороза — Трояна — Велеса, мы режки белого цвета, расшитые се
встречаем ещё один архаический ребром, со знаком «сегнерова ко
образ восточнославянской мифо леса» — символа вселенского за
логии — бога Рода. Б. А. Успенский кона и благодати. Такие перчатки
считает, что имя Род в славянском (варежки) являются знаком чисто
языческом пантеоне может рас ты и святости всего, что Дед Мороз
сматриваться наряду с названием даёт из своих рук. (Трёхпалость —
Волос (Велес) и соотносится с «мо символ принадлежности к высше
лочной» или «огненной» рекой, то му божественному началу ещё с
есть Млечным путём и мировым неолита, т. е. V–III тыс. до н.э. По
казательны в этом отношении пе
деревом.
О браз Деда Мороза, как луны даже именем своим свиде не XIX века в Череповецком уез ей книге «Язычество древних сла троглифы Белого моря и Онежско
Академик Б. А. Рыбаков в сво
го озера, где на скалах выбиты изо
де Новгородской губернии суще
отмечают такие извест
тельствует о связи с миром умер
бражения трёхпалых людей имен
ших. Ведь недаром столь близки ствовал описанный Е. Барсовым вян» пишет о нём следующее: «Са
ные исследователи индо
слова «смерть, морена, морана», обряд: «Когда выжнутся, оставля
европейской
мифологии
ный, священный характер).
ченным из всех славянских бо
В. В. Иванов и В. Н. Топоров, «море» и «мороз». ют на поле небольшой кустик ко мым загадочным и наименее изу но в сценах, имеющих ритуаль
отражён во всех славянских тра Таким образом, подводя итог, лосьев и говорят одной жнее: «Ты жеств является Род — божество, • Он одет в длинную белую
дициях в той или иной мере. можно сказать, что русский Дед верти бороду Волосу, или Велесу, известное только восточным сла льняную рубаху, украшенную бе
«Мороз, Морозко — персо Мороз — это Владыка Вод во всех другояко скажут». Та три раза хо вянам и не уцелевшее в этногра лыми или серебряными геометри
наж славянского сказочного обря их проявлениях (снег, иней, лёд, дит около куста и, захватывая сер фическом материале». ческими орнаментами — символ
дового фольклора... У восточных пар, вода); Владыка Ночи и её пом пряди по 30 колосьев, припе Род (как и ВелесВолос) в ка чистоты и принадлежности к миру
славян представлен сказочный атрибутов — звёздного неба, лу вает: «Благословика меня, Госпо лендарных обрядах воплощает богов и предков.
образ Морозабогатыря, кузнеца, ны, полярного сияния, мрака; Вла ди, да бороду вертеть: а пахарюто ся в облике быкатура: это вторая • Сверху на рубаху надевается
который «сковывает воду» желез дыка серебра (символа луны, лун сила, а севцуто коровай, а коню (начиная с новогодней ночи) по красный или золотой плащ (крас
ными морозами... ного света, магии, сакрального то голова, а Микуле — борода». ловина зимних святок, посвящён ный предпочтительней, как бо
Обрядовые представления, знания); Владыка мира предков и Б. А. Успенский отмечает: «Во ная зверью и скоту и представля лее архаический, чем золото, сим
лежащие в основе этих образов, Дед, то есть прапредок. лос и Никола выступают здесь как ющая собой «велесовы дни»; это вол связи с миром предков —
сохранились у восточных славян в Такой архаический образ, ес эквивалентные наименования, отмечавшийся болгарами 2 ян «тем светом») или красная, выши
ритуале кормления Мороза нака тественного, мог сложиться толь причём замечательно, что обра варя «воловий праздник»; это на тая серебряными восьмилучевы
нуне Рождества и в Велик день ки ко в глубокой древности. И имя щаясь друг к другу, говорят о Во личие в славянской святочной ми звёз дами и отороченная лебя
селём», что связывается с обыча «Дед Мороз», скорее всего, заме лосе, но обращаясь к Господу, — обрядности Тура, вождения по жьим пухом шуба. В индоевропей
ем кормления этим ритуальным нило собой более древнее, табуи о Николе». Такая ситуация не слу сёлам быка, название маскарад ской традиции (и севернорусской
блюдом дедовпокойников, пи рованное или преследуемое хри чайна, ведь «христианские святые ных рогатых масок «туром», про тоже) гусь, лебедь — символы не
шут они во втором томе энцикло стианской церковью. (в их числе св. Николай) оказались славление в святочных песнях «ту ба, высшего знания, души, постиг
педии «Мифы народов мира». Говоря об исторических кор заместителями языческих богов... ра» и «турицы». шей истину, души умершего и сое
Дед Мороз, как персонаж рус нях образа Деда Мороза, мы не Процесс замещения языческих бо Б.А. Рыбаков, анализируя динения трёх стихий — земли, во
ских народных сказок и обря можем не обратиться к такому гов христианскими святыми весь образ бога Рода, приходит к тем ды и неба).
дов, связан с тем периодом, когда интересному и в целом забыто ма типичен и характеризует не же выводам, что за столетие до • На голове Деда Мороза крас
«солн це поворачивает на лето, зи му персонажу славянской мифо только славянские страны, одна него сделал К. Н. БестужевРю ная шапка, вышитая серебром и
ма — на мороз», то есть с зимним логии, как Троян. С Трояном в на ко для исследования славянского мин, считавший Рода Богом Соз жемчугом. Оторочка из лебяжь
солнцестоянием. Он — Владыка родной традиции связывались язычества он особенно важен». дателем, Владыкой Вселенной. его пуха завершается надо лбом
зимнего холода, и в этом своём ка представления о зиме, снеге, суг Культ Николы, как и культ Во Б. А. Рыбаков пишет: «Для сред стилизованными рогами. К шап
честве он прежде всего Повелитель робах, снежной белизне и тропах, лосаВелеса, характерен именно невековых русских людей слово ке по бокам могут прикрепляться
Вод, которые именно в зимние хо протоп танных дикими турами. для Русского Севера. (Для юга Рос «Род» было всеобъемлющим обо сереб ряные лунницы.
лода предстают перед людьми во Но Троян был не только богом сии более характерен был культ значением Вселенной во всех её • Ожерелье из таких же лунниц
всех своих ипостасях: снега, льда, зимы, снега, дорог. Будучи богом Св. Георгия — Егория). Как и у Ве жизненных пространственных и может украшать грудь (поверх шу
инея, пара, тумана и текущей подо луны, он не принадлежал цели лесаВолоса, функции Николы в временных проявлениях». Таким бы и рубашки). Пояс белый с крас
льдом воды рек, озёр и морей. ком к кругу светлых, благостных народном сознании были пре образом, «древнего бога Рода мы ным орнаментом (символ связи
Дед Мороз сковывает льдом богов древних славян. Связан дельно многогранны. должны расценивать именно как предков и потомков).
водоёмы, покрывает снегами ле ный с культом предков и плодоро Он покровитель скота и земле божество Вселенной». • Сапоги Деда Мороза крас
са и поля, украшает снегом и ине дия, Троян был также божеством делия. Надо отметить, что священные ные, шитые серебром, или сереб
ем ветви деревьев. Будучи Влады ночного мрака, тёмных сил и ужа Никола (как и ВелесВолос) — тексты Древней Индии «Веды», а ряные, шитые золотыми нитями.
кой зимы, Дед Мороз несёт с со сов. И ещё он был великим судьёй, владыка вод и земных, и небес также древнеиранская «Авеста» • Хрустальный посох Деда Мо
бой не только холод, снег и лёд, тем, кто награждает и наказыва ных. помещают древнейшую прародину роза завершается лунницей с ко
но и ночь, тьму, так как световой ет живых и мёртвых. Не случайно Будучи связанным с реками, индоиранцев или арьев в Приполя локольчиками или серебряной го
день зимой в северных широтах в народной традиции путь на «тот озёрами, морями и водами вооб рье, на севере Восточной Европы, ловой быка (символы власти над
предельно короток, а ночь вели свет» — Млечный путь — зовут ще Никола является в русском ре то есть тех землях, которые сегодня водой, луной и миром предков —
ка (не говоря уже о трёхмесячной «тропою Трояновой». лигиозном сознании «морским называют Русским Севером. подателей плодородия и счастья
полярной ночи). Как Владыка Но На Севере Руси в дохристиан богом» (отсюда храмы Николы Именно здесь, судя по гимнам живым).
чи Дед Мороз повелевает звёзда ский период аналогом Трояна бы Морского). «Ригведы» и «Авесты», создава Такая цветовая гамма связана
ми и Луной, ему подчинено зим ло божество, носившее имя Веле Никола (как и ВелесВолос) лись общеиндоевропейские мифы, с древнейшей индоевропейской
символикой цвета, где белое се
нее небо, он украшает его споло са (Волоса). связан с миром предков, тем све рождались обряды и ритуалы, бо
хами Северного сияния. Б. А. Успенский отмечает, что том. Он — Владыка в царстве ги и богини «старшего поколения». ребро — символ луны, света, свя
тости, севера, воды, сакрального
Его богатство — серебро, ал Мороз «обнаруживает несомнен мёрт вых. Среди них особо выделяется бог
мазы, жемчуг — всё, что связа ную связь» с ВелесомВолосом. Таким образом, Дед Мороз об Варуна — олицетворение ночного знания, чистоты.
Красное — символ жизненной
но в традиционных представле При этом культ ВелесаВолоса был наруживает несомненную связь с неба (от санскритского «вар» — по
ниях с чистотой, холодом, лун характерен именно для Русско ВелесомВолосом и Николой. крывать, чёрный цвет), бог небес силы, творческого начала, смер
ным светом, слезами и магией. Не го Севера. В древнерусских источ ВелесВолос в народных пред ных и земных вод, миропорядка. ти и реинкарнации, огня, золо
случайно, как отмечает академик никах (договор русских с грека ставлениях связан с золотом, се Ведический бог Варуна, кото та, «того света». Хрусталь — сим
Б. А. Рыбаков, на серебряных сла ми 907 г.) Велес определяется как ребром, с идеей обилия, накоп рого многие исследователи счи вол застывших вод, льда. Отме
вянских украшениях вплоть до «бог всей Руси», в отличие от Пе ления прибыли. Он может быть тают древнейшим единым бо тим ещё раз, что Дед Мороз при
XII–XIII веков христианской сим руна, бывшего только богом кня представлен «золотым челове гом индоевропейцев, — это ночь, ходит в мир людей после зимнего
волики никогда нет. Возможно, жеской дружины. ком, огромного роста дедушкой». ночное звёздное небо, луна, вода, солнцестояния (22 декабря), ког
это связано с тем, что издавна се ...В свете севернорусских тер ВолосВелес одет в золотые или разрушительные и созидательные да, согласно древней ведической
ребро ассоциировалось с Луной, минов типа «волхат, волхит, вол красные (изначально) одежды, но стихии и бык. мифологии, кончалась Ночь Богов
и начинался День Богов — строи
лунным светом, лунными культа хатка, ворожея, можно рассматри ещё Данилов в 1909 г. указывал на Варуна — Бог Зимы и прооб
ми, а во многих алхимических тек вать термины — волшба, волшеб связь в народных обычаях крас раз Рода — Трояна — Велеса — тельство нового временного цик
ла. Являясь вестником «Утра бо
стах его прямо называли Луной. ный, волхв как связанные с куль ного цвета и смерти, причём меж Деда Мороза, которых полностью
Связанный с серебром, лун том ВелесаВолоса. В жертву Ве ду золотом и кровью, золотым и или частично заменил в христиан гов», Дед Мороз вершит божест
ным светом, луной и ночью, Дед лесу приносили в особых случаях красным в народных представле ский период св. Николай. Заме венный суд, подводит итоги про
Мороз непосредственно связан и «тельца и телицу» и называли его ниях ставится знак равенства. тим, что именно Никола в северо житого года, воздаёт всем по за
слугам, отсюда наказания и поощ
с «тем светом» — миром предков. «грозным богом». Велес был на В отличие от других святых русской традиции сочетает в себе рения (подарки).
Общеизвестно, что у многих наро Русском Севере в древности по целителей, к Николе могут обра все три лица Троицы.
дов Европы Луна считалась «Солн кровителем скотоводов и земле щаться при любой болезни. Но Ве ...Истоки исторических корней Светлана ЖАРНИКОВА
цем мёртвых». Дед Мороз — Вла дельцев. лесВолос также связан с врачева образа Деда Мороза на Русском Публикуется в сокращении
дыка Вод и Владыка Ночи, звёзд и Так, ещё во второй полови нием и болезнями, некоторые из Севере уходят в седую общеиндо https://www.perunica.ru