Page 20 - Газета "Родовая Земля"
P. 20

20  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                № 2 (223), февраль 2023 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»

           Навык осознанного восприятия                                                                                            бёнку в возрасте, например, полу­
                                                                                                                                   года. Он ещё не распознает обра­
                                                                                                                                   зы, его просто завораживают дви­
                                                                                                                                   жущиеся картинки. И к чему это
           информации у детей                                                                                                      приведёт в дальнейшем — пред­
                                                                                                                                   сказать невозможно.
                                                                                                                                      Другая крайность — ребёнок
                                                                                                                                   вовсе не смотрит мультик, занят
                                                                                                                                   другими делами, но при попытке
                                                                                                                                   выключить выражает недоволь­
                                                                                                                                   ство. Это говорит о том, что ре­
                 татья посвящена формиро­  последствия для дальнейшего ми­  ше  доверия.  И  чем позже  он  по­  •  Звуки.  Резкие неожиданные  бёнок  уже привык к постоянно­
                 ванию самых первых навы­  ровосприятия» (источник: https://  знакомится с другими источника­  звуки  — это  то,  чего  не должно  му поступлению фоновой инфор­
                 ков осознанного восприя­  www.b17.ru/article/83691/).  ми информации, тем лучше.    быть в мультфильмах, ориентиро­  мации. Если не пресечь эту при­
                 тия информации у ребёнка   Например, только что вылу­    Поэтому считаю важным, что­  ванных на маленьких детей. Зву­  вычку в самом начале, в дальней­
           С2–3­летнего возраста. Мне  пившиеся гусята воспринима­     бы первые годы жизни дети про­  ковой ряд должен быть равно­  шем мультики сменятся новостя­
           эта тема наиболее близка, так как  ют как мать первый движущий­  водили с родителями (если по­  мерным и спокойным. Речь геро­  ми, ток­шоу и сериалами, щедро
           моей внучке как раз два года, поэ­  ся объект, который им попадёт­  зволяет ситуация, то торопиться  ев красивой и понятной.  замешанными с рекламой, и че­
           тому я изучаю этот вопрос не толь­  ся. Так же и с ребёнком: основной  отдать ребёнка в детский сад то­  •  Узнаваемость персонажей.  ловек станет лёгкой добычей для
           ко в теории, но и на практике.  источник информации, с которо­  же не надо) или бабушками и де­  Это очень важно для маленького  манипуляторов, действующих че­
              Сознание ребёнка открыто для  го начинается его обучение, будет  душками, но не с телевизором и  ребёнка. Зайчик должен быть по­  рез эти каналы.
           любой поступающей извне инфор­  восприниматься им как наиболее  не с планшетом. Ведь именно в  хож на зайчика, ёжик — на ёжика,   Хорошо, если ребёнок смотрит
           мации. В отличие от взрослого, до  верный и правильный.     это время ребёнок впитывает ин­  волк — на волка. Образы персо­  мультик внимательно, но без фа­
           определённого возраста ребёнок   Одна мама с восторгом расска­  формацию об окружающем ми­  нажей должны быть такими, что­  натизма, вслух комментируя про­
           не способен к критической оценке  зывала мне о том, какие замеча­  ре отовсюду, у него формируют­  бы  ребёнок  мог легко соотнести  исходящее: кто и что делает.
           всего, что видит, он просто впиты­  тельные обучающие программы  ся первые авторитеты. И автори­  их с ранее увиденными. Напри­  Здесь очень важно, чтобы ма­
           вает всё, как губка. Конечно, в сов­  сейчас делают для детей: загрузил  тетом становится преобладающий  мер, в персонажах мультсериа­  лыш комментировал мультик не
           ременном мире много и взрослых  в планшет, вручил чаду — и пару  источник информации.     ла «Смешарики» ребёнок 2–3 лет  сам с собой, а с родителями, кото­
           людей, воспринимающих инфор­  часов можно спокойно занимать­                              вряд ли сумеет распознать их пер­  рые слушают и отвечают: соглаша­
           мацию именно таким образом, но  ся своими делами и ни о чём не   Качество информации      воначальные образы, например,  ются или нет, поправляют ребён­
           это уже во многом вопрос их лич­  думать. Мама свободна, ребёнок   (на примере мультиков)  барашка или зайчика. Либо у него  ка, если он ошибся. Участие взро­
           ного выбора. А вот с детьми важ­  занят, и при этом занят вроде как                       сформируются достаточно иска­  слого полезно не только для пра­
           но фильтровать информационные  чем­то полезным, развивается —   Дети  любят  мультики.  Но  не   жённые представления о том, как   вильного понимания малышом
           потоки, их окружающие, и задача  все счастливы.             всё, что нравится ребёнку, для не­  выглядят эти животные. Хорошим   происходящего, но и для того,
           эта ложится прежде всего на пле­  Да, возможно, так и есть —  го полезно. Иногда самые, каза­  примером тут являются мультики   чтобы источник, показывающий
           чи родителей.                 отличная обучающая програм­   лось бы, безобидные вещи спо­  по рисункам и сказкам Сутеева.   мультик — экран компьютера или
              Как показывает практика, в  ма, которая учит ребёнка полез­  собны принести детскому созна­  Они же, кстати, отличный образец   планшета — не стал для него бо­
           современных  условиях защитить  ным навыкам: считать, читать,  нию существенный, а иногда и не­  правильного цветового решения.  лее авторитетным источником
           ребёнка от вредного влияния  распознавать звуки и предметы...  поправимый вред. Про деструк­  •  Сюжет. Ребёнок 2–3 лет в   информации, чем родители. Об
                                                                                                                                   этом я уже писала выше: малень­
           современной медиасреды  доста­  Но, кроме того, в сознании ребён­  тивное влияние мультиков с очень   мультфильме воспринимает толь­
           точно сложно. Например, можно  ка запечатлевается тот факт, что  яркими цветами и частой сменой   ко самые  простые действия:  зай­  кий ребёнок не оценивает источ­
                                                                                                                                   ники критически, для него самый
           убрать из дома телевизор (или как  его учит гаджет. И именно план­  картинки написаны километры   чик бежит, птичка летит, машинка   важный тот, кого он чаще всего ви­
           минимум отказаться от телеви­  шет при таком подходе становит­  текста. Это важная и полезная ин­  едет и т.д. Более сложные момен­  дит и слышит. Когда ребёнок смо­
           дения) — и это, безусловно, пра­  ся самым верным, правильным,  формация, с которой я бы реко­  ты — плохое и хорошее поведе­  трит мультик вместе с родителя­
           вильный шаг. Но оградить ребён­  надёжным источником информа­  мендовала ознакомиться всем от­  ние, взаимоотношения героев, мо­  ми, когда родители принимают ак­
           ка от общения с телезрителями у  ции. Это будет незаметно для ро­  ветственным родителям, но здесь   тивы и последствия их поступков   тивное участие в его обсуждении,
           вас вряд ли получится, ведь ребё­  дителей сейчас, но через пять, де­  мы это подробно обсуждать не бу­  — малыш в этом возрасте пока   то планшет или компьютер уже не
           нок всё равно по мере взросления  сять лет они начнут задаваться во­  дем. Остановимся на других важ­  не воспринимает. Однако уловить   воспринимается ребёнком как са­
           будет общаться со сверстниками  просом — откуда он этого набрал­  ных моментах.           момент, когда ребёнок начинает   мостоятельный источник инфор­
           и другими взрослыми, многие из  ся, мы же не тому его учили, не та­  Итак, на что обратить внима­  понимать воспитательный посыл   мации, а всего лишь как приложе­
           которых будут являться «перенос­  кой личный пример подавали... И  ние при выборе первых мульт­  мультика, достаточно сложно, поэ­  ние к основному — родителям.
           чиками» деструктивной информа­  вряд  ли припомнят тот  момент,  фильмов для самых маленьких?  тому лучше с самого начала пока­
           ции или ложных моделей пове­  когда впервые вручили малышу      •  Частота  смены  картинки.   зывать ребёнку только те произве­
           дения.  Поэтому  очень важно  как  экран в руки и этим помогли сде­  Если картинка в мультфильме ме­  дения, которые учат хорошему.  Выводы
           можно раньше начать формиро­  лать выбор, какому источнику до­  няется каждую 1–2 секунды, не   Всё перечисленное относится   Начальные навыки осознанно­
           вать у ребёнка навык осознанно­  верять. Сегодня в планшете обуча­  стоит его показывать ребёнку, так   не только к мультфильмам, но и к   го восприятия информации необ­
           го восприятия информации, что­  ющая программа. А что в нём бу­  как за такое время воспринять ин­  другим источникам информации:   ходимо формировать уже в самом
           бы по мере взросления он учился  дет завтра, когда ребёнок научит­  формацию осознанно ребёнок (и   книжкам, видеороликам, обучаю­  раннем возрасте, как только ребё­
           осмысливать и оценивать всё, что  ся пользоваться интернетом (дети  взрослый,  кстати,  тоже)  не  в  со­  щим программам и так далее.  нок научился воспринимать обра­
           попадает в его поле зрения.   обучаются этому очень быстро)?  стоянии, зато посыл, ориентиро­                           зы на картинках и экране и ассо­
                                            Именно поэтому я считаю, что  ванный на подсознание, запишет­ Особенности восприятия  циировать их с реальными объек­
           Источники информации          первым и главным источником  ся туда отлично. А каков этот по­  информации                тами и действиями.
                                         информации для ребёнка должны  сыл — известно только создате­                                В возрасте 2–3 лет это
              В первую очередь стоит обра­  стать родители. Не планшет с обу­  лю мультфильма. Просто не поле­  Очень важно обращать внима­  • формирование у ребёнка
           тить внимание на основные источ­  чающей программой, пусть даже  нитесь и просмотрите фрагмент  ние на то, как ребёнок восприни­  представления о родителях как об
           ники информации для вашего ре­  самой расчудесной и дающей по­  мультфильма с секундомером в  мает информацию.          основном, главном источнике ин­
           бёнка. Есть такое понятие  — им­  трясающие результаты, а мама со  руках. Для сравнения: средняя ча­  Плохо, если малыш залипа­  формации;
           принтинг.                     счётными палочками; не зайки и  стота смены картинки в современ­  ет в экран: смотрит с отсутствую­  • ограждение ребёнка от де­
              «Импринтинг — особая фор­  мишки, читающие сказки, а папа  ном мультфильме «Маша и мед­  щим видом, не реагирует на внеш­  структивного контента, пока он не
           ма запоминания (запечатления)  с книжкой. Тем самым ребёнок бу­  ведь» составляет 1,5 с, а в совет­  ние раздражители. Это сигнал ро­  в состоянии его оценить самосто­
           образов и поведенческих прин­  дет не абсолютно, но существенно  ском мультике «Бременские музы­  дителям: идёт прямое воздейст­  ятельно;
           ципов в кризисные периоды жиз­  защищён от информации из дру­  канты» — 6 с.              вие на подсознание ребёнка, на­  • формирование привычки к
           ни животных и людей, которая ха­  гих источников, которые вы не   • Цветовое решение. Слишком  меренное или ненамеренное. Не­  вдумчивому потреблению инфор­
           рактеризуется тем, что происхо­  всегда можете контролировать —  яркие цвета и высокий контраст  намеренное — это когда любой,  мации, не фоном и не залипая в
           дит мгновенно, не подлежит из­  к такой информации у вашего ре­  — это нехорошо. Пагубных влия­  даже  очень хороший  и  правиль­  телевизор.
           менению и имеет необратимые  бёнка будет просто гораздо мень­  ний на психику тут масса...  ный мультфильм показывают ре­              Ольга АЛЕХИНА
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25