Page 20 - Газета "Родовая Земля"
P. 20
20 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО № 2 (223), февраль 2023 г.
«Родовая Земля»
Навык осознанного восприятия бёнку в возрасте, например, полу
года. Он ещё не распознает обра
зы, его просто завораживают дви
жущиеся картинки. И к чему это
информации у детей приведёт в дальнейшем — пред
сказать невозможно.
Другая крайность — ребёнок
вовсе не смотрит мультик, занят
другими делами, но при попытке
выключить выражает недоволь
ство. Это говорит о том, что ре
татья посвящена формиро последствия для дальнейшего ми ше доверия. И чем позже он по • Звуки. Резкие неожиданные бёнок уже привык к постоянно
ванию самых первых навы ровосприятия» (источник: https:// знакомится с другими источника звуки — это то, чего не должно му поступлению фоновой инфор
ков осознанного восприя www.b17.ru/article/83691/). ми информации, тем лучше. быть в мультфильмах, ориентиро мации. Если не пресечь эту при
тия информации у ребёнка Например, только что вылу Поэтому считаю важным, что ванных на маленьких детей. Зву вычку в самом начале, в дальней
С2–3летнего возраста. Мне пившиеся гусята воспринима бы первые годы жизни дети про ковой ряд должен быть равно шем мультики сменятся новостя
эта тема наиболее близка, так как ют как мать первый движущий водили с родителями (если по мерным и спокойным. Речь геро ми, токшоу и сериалами, щедро
моей внучке как раз два года, поэ ся объект, который им попадёт зволяет ситуация, то торопиться ев красивой и понятной. замешанными с рекламой, и че
тому я изучаю этот вопрос не толь ся. Так же и с ребёнком: основной отдать ребёнка в детский сад то • Узнаваемость персонажей. ловек станет лёгкой добычей для
ко в теории, но и на практике. источник информации, с которо же не надо) или бабушками и де Это очень важно для маленького манипуляторов, действующих че
Сознание ребёнка открыто для го начинается его обучение, будет душками, но не с телевизором и ребёнка. Зайчик должен быть по рез эти каналы.
любой поступающей извне инфор восприниматься им как наиболее не с планшетом. Ведь именно в хож на зайчика, ёжик — на ёжика, Хорошо, если ребёнок смотрит
мации. В отличие от взрослого, до верный и правильный. это время ребёнок впитывает ин волк — на волка. Образы персо мультик внимательно, но без фа
определённого возраста ребёнок Одна мама с восторгом расска формацию об окружающем ми нажей должны быть такими, что натизма, вслух комментируя про
не способен к критической оценке зывала мне о том, какие замеча ре отовсюду, у него формируют бы ребёнок мог легко соотнести исходящее: кто и что делает.
всего, что видит, он просто впиты тельные обучающие программы ся первые авторитеты. И автори их с ранее увиденными. Напри Здесь очень важно, чтобы ма
вает всё, как губка. Конечно, в сов сейчас делают для детей: загрузил тетом становится преобладающий мер, в персонажах мультсериа лыш комментировал мультик не
ременном мире много и взрослых в планшет, вручил чаду — и пару источник информации. ла «Смешарики» ребёнок 2–3 лет сам с собой, а с родителями, кото
людей, воспринимающих инфор часов можно спокойно занимать вряд ли сумеет распознать их пер рые слушают и отвечают: соглаша
мацию именно таким образом, но ся своими делами и ни о чём не Качество информации воначальные образы, например, ются или нет, поправляют ребён
это уже во многом вопрос их лич думать. Мама свободна, ребёнок (на примере мультиков) барашка или зайчика. Либо у него ка, если он ошибся. Участие взро
ного выбора. А вот с детьми важ занят, и при этом занят вроде как сформируются достаточно иска слого полезно не только для пра
но фильтровать информационные чемто полезным, развивается — Дети любят мультики. Но не жённые представления о том, как вильного понимания малышом
потоки, их окружающие, и задача все счастливы. всё, что нравится ребёнку, для не выглядят эти животные. Хорошим происходящего, но и для того,
эта ложится прежде всего на пле Да, возможно, так и есть — го полезно. Иногда самые, каза примером тут являются мультики чтобы источник, показывающий
чи родителей. отличная обучающая програм лось бы, безобидные вещи спо по рисункам и сказкам Сутеева. мультик — экран компьютера или
Как показывает практика, в ма, которая учит ребёнка полез собны принести детскому созна Они же, кстати, отличный образец планшета — не стал для него бо
современных условиях защитить ным навыкам: считать, читать, нию существенный, а иногда и не правильного цветового решения. лее авторитетным источником
ребёнка от вредного влияния распознавать звуки и предметы... поправимый вред. Про деструк • Сюжет. Ребёнок 2–3 лет в информации, чем родители. Об
этом я уже писала выше: малень
современной медиасреды доста Но, кроме того, в сознании ребён тивное влияние мультиков с очень мультфильме воспринимает толь
точно сложно. Например, можно ка запечатлевается тот факт, что яркими цветами и частой сменой ко самые простые действия: зай кий ребёнок не оценивает источ
ники критически, для него самый
убрать из дома телевизор (или как его учит гаджет. И именно план картинки написаны километры чик бежит, птичка летит, машинка важный тот, кого он чаще всего ви
минимум отказаться от телеви шет при таком подходе становит текста. Это важная и полезная ин едет и т.д. Более сложные момен дит и слышит. Когда ребёнок смо
дения) — и это, безусловно, пра ся самым верным, правильным, формация, с которой я бы реко ты — плохое и хорошее поведе трит мультик вместе с родителя
вильный шаг. Но оградить ребён надёжным источником информа мендовала ознакомиться всем от ние, взаимоотношения героев, мо ми, когда родители принимают ак
ка от общения с телезрителями у ции. Это будет незаметно для ро ветственным родителям, но здесь тивы и последствия их поступков тивное участие в его обсуждении,
вас вряд ли получится, ведь ребё дителей сейчас, но через пять, де мы это подробно обсуждать не бу — малыш в этом возрасте пока то планшет или компьютер уже не
нок всё равно по мере взросления сять лет они начнут задаваться во дем. Остановимся на других важ не воспринимает. Однако уловить воспринимается ребёнком как са
будет общаться со сверстниками просом — откуда он этого набрал ных моментах. момент, когда ребёнок начинает мостоятельный источник инфор
и другими взрослыми, многие из ся, мы же не тому его учили, не та Итак, на что обратить внима понимать воспитательный посыл мации, а всего лишь как приложе
которых будут являться «перенос кой личный пример подавали... И ние при выборе первых мульт мультика, достаточно сложно, поэ ние к основному — родителям.
чиками» деструктивной информа вряд ли припомнят тот момент, фильмов для самых маленьких? тому лучше с самого начала пока
ции или ложных моделей пове когда впервые вручили малышу • Частота смены картинки. зывать ребёнку только те произве
дения. Поэтому очень важно как экран в руки и этим помогли сде Если картинка в мультфильме ме дения, которые учат хорошему. Выводы
можно раньше начать формиро лать выбор, какому источнику до няется каждую 1–2 секунды, не Всё перечисленное относится Начальные навыки осознанно
вать у ребёнка навык осознанно верять. Сегодня в планшете обуча стоит его показывать ребёнку, так не только к мультфильмам, но и к го восприятия информации необ
го восприятия информации, что ющая программа. А что в нём бу как за такое время воспринять ин другим источникам информации: ходимо формировать уже в самом
бы по мере взросления он учился дет завтра, когда ребёнок научит формацию осознанно ребёнок (и книжкам, видеороликам, обучаю раннем возрасте, как только ребё
осмысливать и оценивать всё, что ся пользоваться интернетом (дети взрослый, кстати, тоже) не в со щим программам и так далее. нок научился воспринимать обра
попадает в его поле зрения. обучаются этому очень быстро)? стоянии, зато посыл, ориентиро зы на картинках и экране и ассо
Именно поэтому я считаю, что ванный на подсознание, запишет Особенности восприятия циировать их с реальными объек
Источники информации первым и главным источником ся туда отлично. А каков этот по информации тами и действиями.
информации для ребёнка должны сыл — известно только создате В возрасте 2–3 лет это
В первую очередь стоит обра стать родители. Не планшет с обу лю мультфильма. Просто не поле Очень важно обращать внима • формирование у ребёнка
тить внимание на основные источ чающей программой, пусть даже нитесь и просмотрите фрагмент ние на то, как ребёнок восприни представления о родителях как об
ники информации для вашего ре самой расчудесной и дающей по мультфильма с секундомером в мает информацию. основном, главном источнике ин
бёнка. Есть такое понятие — им трясающие результаты, а мама со руках. Для сравнения: средняя ча Плохо, если малыш залипа формации;
принтинг. счётными палочками; не зайки и стота смены картинки в современ ет в экран: смотрит с отсутствую • ограждение ребёнка от де
«Импринтинг — особая фор мишки, читающие сказки, а папа ном мультфильме «Маша и мед щим видом, не реагирует на внеш структивного контента, пока он не
ма запоминания (запечатления) с книжкой. Тем самым ребёнок бу ведь» составляет 1,5 с, а в совет ние раздражители. Это сигнал ро в состоянии его оценить самосто
образов и поведенческих прин дет не абсолютно, но существенно ском мультике «Бременские музы дителям: идёт прямое воздейст ятельно;
ципов в кризисные периоды жиз защищён от информации из дру канты» — 6 с. вие на подсознание ребёнка, на • формирование привычки к
ни животных и людей, которая ха гих источников, которые вы не • Цветовое решение. Слишком меренное или ненамеренное. Не вдумчивому потреблению инфор
рактеризуется тем, что происхо всегда можете контролировать — яркие цвета и высокий контраст намеренное — это когда любой, мации, не фоном и не залипая в
дит мгновенно, не подлежит из к такой информации у вашего ре — это нехорошо. Пагубных влия даже очень хороший и правиль телевизор.
менению и имеет необратимые бёнка будет просто гораздо мень ний на психику тут масса... ный мультфильм показывают ре Ольга АЛЕХИНА