Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22
22 • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО № 2 (223), февраль 2023 г.
«Родовая Земля»
ейчас много говорят о се ниях с мамой или папой.
мье и семейных ценностях. — Вы совмещаете как бы две
Но что конкретно входит в роли — родителя и педагога. Как
Сэто понятие и есть ли у ро они уживаются одна с другой?
дителей какието вечные ориенти — Есть такое выражение —
ры? На вопросы Анастасии Нику «сапожник без сапог». Часто у пе
шиной ответил педагог, лидер объ дагогов проблемы с детьми: не
единённого движения родителей хватает то времени, то чегото
и учителей «Школа — наше дело», ещё. Но зато достаточно дирек
главный редактор издательского тивности: так привыкаешь коман
дома «Первое сентября» и много довать в классе, строить детей, что
детный отец Артём Соловейчик. и дома тоже командуешь. Ребё
— Как, на ваш взгляд, меня- нок сопротивляется этой команде
лось понятие «семьи» в послед- не потому, что он против неё, но
ние годы? Что-то изменилось ведь она означает одно: «Ты не та
кардинально? кой, ты неправильно делаешь». И
— Количество полных семей на этой стыковке происходят кон
стремительно сокращается, и те фликты между детьми и родителя
перь мы уже редко ставим вопрос ми, когда родители — педагоги. И
о сохранении семьи. В странах, именно на это я советую обращать
которые называются развитыми, внимание коллегам.
разведённых мам с детьми боль Но в целом педагогическая
ше, чем полных семей. То есть ин
ститут семьи больше не является «Семья сегодня —
чемто непоколебимым, его нуж
но серьёзно переосмысливать. Те
перь вопрос не в том, что муж с же
ной должны вместе воспитывать
детей до конца жизни, а в том, что
бы людям было действительно хо не то, к чему привыкли в теории»
рошо вместе, а ошибки их молодо
сти оставались в прошлом.
У Островского в «Грозе» Кате его выпускают на свободу, придер мо хочется им сказать: «Ну будьте, рое взрослый может сделать. Если культура помогает тому, чтобы
рина бросается в воду и погибает, живается двух крайних типов пове в конце концов, попроще». Нет — запроса у ребёнка нет, это не по ребёнок вырастал в комфортной
несчастная в браке, но сегодня всё дения. Один — «гуляй по полной». всё должно быть по правилам: вот тому, что он не дорос, просто на среде.
иначе. И даже дети понимают, что Ему нужно «отгулять» эту свою сво пелёночки, а здесь ребёночек. Вот столько игнорировались все его — Говоря с точки зрения пе-
родители могут быть вместе или боду, а уже потом начать выстраи хорошая школа, хороший репети запросы, что они у него уже ис дагогики: чему родители долж-
развестись. Поэтому семья сегодня вать собственные структуры для тор, хороший язык. чезли. Тогда надо снова дать про ны научить ребёнка?
— нечто другое, а не то, к чему мы того, чтобы жить на свободе. Какимто образом свободные странство, возможность — и там — Если родитель может по
привыкли на бумаге. «У меня есть Либо человек начинает искать 90е годы породили такие свобод всё появится. мочь в предметных знаниях —
мама и папа, но они могут жить несвободы. Это тот пример, когда ные семьи, а в них выросли такие — Некоторые дети сейчас это хорошо, но его первоочеред
другой жизнью, чем предполагает подросток выходит на улицу и на мамыпапы, которые хотят, чтобы вообще живут самостоятель- ная задача состоит в другом. Для
та, о которой мы слышим в школе». ходит там «другую маму, другого всё было правильно. но уже после 9-го класса. Это не формирования счастливого чело
Поэтому институт семьи, с од папу» среди подростков, становит Если ктото детей после 20 нарушает процесс воспитания? века важны три составляющие, и
ной стороны, умер, а с другой сто ся зависимым от подростковых со лет не заводит... Не думаю, что — Я за то, чтобы подростки об они — в семье.
роны, укрепился. В нём больше обществ. Это «я ищу себе такую же это наше дело — думать о том, у ретали свою жизнь и могли уехать Вопервых, интерес к жиз
нет фальши, но есть те отноше клетку, потому что я привык быть кого когда появится семья. Ког из дома, чтобы найти свой образ ни. Нужно больше праздника. Не
ния, которые нельзя заменить или в клетке, мне без клетки страшно, да встретишь свою судьбу, тогда жизни и себя, как можно рань спрашивать: «Где ты шлялся?», а
подделать. И если так вышло, что мне на когото надо опереться». и встретишь. Много ошибок бы ше. При этом они должны знать, обнять и сказать: «Как хорошо, что
мама с папой живут раздельно, их — А многодетность — исче- ло совершено именно потому, что что у них всегда есть дом, уютный ты пришёл. Нам так хорошо рядом
задача — сделать так, чтобы ребё зающий феномен? Или просто люди думали: «Ой, мне уже 25 лет, и тёплый, где бы он ни был. И что с тобой дома».
нок не пострадал. Так тоже можно менее популярный, доступный, надо чтото делать». Иметь или они могут вернуться туда в любое Вовторых, любовь к жизни.
сделать. понятный? не иметь детей — это каждая па время — хоть на один час, хоть на Она только передаётся, её нельзя
— Как вам кажется, семья без — Если мы посмотрим на на ра решает сама. В мире сейчас три дня, хоть на месяц. В доме от воспитать. Если она есть в доме,
детей — это всё-таки семья? чало прошлого века, то увидим ог столько людей и детей в частно ветят на телефон, выслушают. При ребёнок её примет.
— Конечно. Семья — это муж ромный процент детской смертно сти, что, если они рождаются не в наличии такой подушки безопас Втретьих, любовь к людям —
с женой или любимый и любимая. сти. Да, семьи были многодетными, каждой паре, это не крах мира. А ности любой ребёнок способен на тоже часть общей культуры в се
Семья — это мамы, папы, дедуш но из четырнадцати детей выжива вот то, что дети должны рождать подвиги саморазвития. мье. Если я, взрослый, всё время
ки, бабушки. В общем, это такая ли двоетрое. Иными словами, ска ся в любви, для меня несомненно. Чем раньше появляется по когото ругаю, это не способству
многопоколенная перспектива. У зать, что у нас уменьшилось коли Я был бы счастлив знать, что каж требность выйти в большой мир, ет тому, что ребёнок чувствует се
Надежды и Осипа Мандельштам чество вырастающих взрослых, дый ребёнок, который родился, тем лучше. Только бы это не был бя комфортно в этом мире: он ви
детей не было, а в дневниках же нельзя. Просто сама жизнь уже не родился в любви, а не потому, что побег из дома, от ужасов. Важ дит много странностей, опасно
на поэта писала, что не понимает, требует от нас многодетности. «это нужно было сделать». но, чтобы ребёнок уходил на по стей, непонятных людей и их по
как разумный человек с критиче Впрочем, я сам вырос в семье, — Ещё один современный иск нового. Моряки говорили та ступков. А если мы открыты, у нас
ским мышлением может родить где было трое детей. У меня — во тренд — саморазвитие. Именно кую фразу: «Настоящий человек квартира открыта, есть друзья —
ребёнка в этот непростой мир, в семь. Вокруг я тоже замечаю до к нему молодые люди часто стре- должен знать не почему он отхо это создаёт образ той жизни, в ко
этот тяжёлый мир. «Я бы не стала статочно многодетных семей, по мятся, и, кажется, сочетать его дит от этого берега, а зачем идёт торой ты не один, хотя можешь
этого делать». И такое может быть. этому у меня нет ощущения, что с родительством сложно. Воз- к другому». посидеть в одиночестве. Глав
— Какая сегодня связь меж- они исчезают. Это развито в Шта можно ли это, на ваш взгляд? — Вы уже упоминали, что ное — если тебе понадобится по
ду детьми и родителями, кто тах, где часто бывает так: двое — — Сегодня мнение о том, что современное поколение роди- мощь, она всегда будет рядом.
они друг для друга? своих, а двое — усыновлённых. родительство занимает всё время, телей подходит к воспитанию — Что делать, если ценно-
— Зависит от того (раньше — Чем хороша многодетная се тоже миф. Наоборот, современные очень фундаментально, читает сти родителей и педагогов не
в меньшей степени, сейчас — в мья? Кажется, это трудно: нужно мамы уходят в декрет на очень ко разные книги, изучает инфор- совпадают и ребёнку препода-
большей), в какой роли по отноше больше денег, у родителей боль роткий срок, снова бегут на рабо мацию. Но всегда ли нужна та- ют вещи, противоречащие его
нию к ребёнку мыслят себя мама и ше забот и так далее. Это неправ ту, и весь мир настроен и устроен кая теоретическая подготовка? семейным нормам?
папа (или бабушки и дедушки, пе да: дети начинают сами заботить так, что с ребёнком удобно. Когда Или она может навредить? — Чем больше разных людей
дагоги). Если мы такие «воспитате ся друг о друге, они живут в собст мои дети были маленькими, под — Родителям всётаки часто не вокруг ребёнка, тем точнее и ин
ли», у нас есть образ «правильно венном коллективе, где распреде гузники надо было стирать, а се хватает знаний. Но не теории са тереснее его жизнь, его самоопре
го» ребёнка, правильного сейчас ляют заботы и обязанности. В ка годня со средствами детской ги мой по себе. Нередко опыт выра деление и координаты.
или потом. И ребёнок может согла комто смысле для родителя это гиены можно ходить на работу и стания в собственной семье «об Часто спор о ценностях, пра
ситься с тем, что ему приписывают даже легче, чем воспитывать од путешествовать, легко меняя их в рушивается» на детей уже во взро вилах разгорается не между учи
взрослые, — вырастет таким по ногодвух детей. подготовленных местах. Не проб слом возрасте: чтото не нрави телями и родителями, но между
слушным, соответствующим взро О многодетных семьях просто лема полететь куданибудь с ше лось тебе самому в детстве, а дру бабушкой и родителями. Никто ни
слой жизни, рано социализирует существует больше мифов. В них стимесячным младенцем или — гих вариантов не просматривается. с кем не должен воевать: у бабуш
ся. Но, как правило, если мама и не плохо, а вещей можно делать совсем простое — поехать в гости. Поэтому, мне кажется, очень важно ки я живу по правилам бабушки,
папа «воспитывают» (именно так!) огромное множество. Более того, Все настолько мобильны, что мож читать и смотреть, причём не толь дома я живу по правилам дома, в
и вся система «воспитывает», дети многодетство даёт больший вы но ни от чего не отказываться при ко педагогические материалы. школе — по правилам школы.
из такой семьи бегут. бор вариантов для собственных рождении ребёнка. Общекультурное развитие яв В результате у ребёнка появ
В работах моего отца, извест будущих отношений. — А как с подростками? ляется и развитием в смысле вос ляется собственный набор пра
ного педагога, говорится про та — Люди 1995–2000 годов Ведь здесь речь идёт не о свобо- питания — нужно читать книги, вил, которые ему важны. А важны
лант свободы — это врождённый рож дения как будто меньше за- де передвижения, а о внимании. романы, смотреть классические они потому, что у него было разно
талант каждого человека. У кого интересованы в создании се- — Да, но у подростка собст фильмы, вести содержательные образие выбора и примеров. Ког
то он слабее, у когото сильнее. мьи. Действительно ли суще- венные интересы и жизнь, нужно разговоры, ходить в театры. Тогда да удаётся воспитывать ребёнка в
Сильные — сколько их ни воспи ствует такая тенденция? научиться, наоборот, не мешать у человека появится вкус и тактич свободе, удаётся сделать так, что
тывай, ни принуждай — выжива — Моя статистика противо ребёнку жить. Часто наша помощь ность в отношении другого, кото бы он не боялся быть самим со
ют, остаются самими собой, обре речит тому, о чём вы говорите. становится помехой, и себя при рые так безконечно важны и в от бой, не боялся принимать себя та
тают себя. А слабые могут как раз Как раз я вижу, что молодые лю ходится прямотаки сдерживать. ношении детей. Если у человека ким, какой он есть, научался опи
растерять талант свободы. ди мечтают о нормальной семье. Слышать своих детей, их интересы есть вкус к жизни и этика и эсте раться на самого себя — это для
Любой человек, который нахо Я вижу много молодых семей, и и желания — вот в чём запрос и тика для него важны, то ребёнок меня идеал.
дится «в клетке», взаперти, когда они до ужаса правильные. И пря самое сложное упражнение, кото окажется в правильных отноше https://vk.com/co_izhevsk