Page 22 - Газета "Родовая Земля"
P. 22

22  • ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО                                                                                                № 2 (223), февраль 2023 г.
                                                                                                                                                    «Родовая Земля»


                 ейчас много говорят о се­                                                                                         ниях с мамой или папой.
                 мье и семейных ценностях.                                                                                            — Вы совмещаете как бы две
                 Но что конкретно входит в                                                                                         роли — родителя и педагога. Как
           Сэто понятие и есть ли у ро­                                                                                            они уживаются одна с другой?
           дителей какие­то вечные ориенти­                                                                                           — Есть такое выражение —
           ры? На вопросы Анастасии Нику­                                                                                          «сапожник без сапог». Часто у пе­
           шиной ответил педагог, лидер объ­                                                                                       дагогов  проблемы  с  детьми: не
           единённого движения родителей                                                                                           хватает то времени, то чего­то
           и учителей «Школа — наше дело»,                                                                                         ещё.  Но зато  достаточно дирек­
           главный редактор издательского                                                                                          тивности: так привыкаешь коман­
           дома «Первое сентября» и много­                                                                                         довать в классе, строить детей, что
           детный отец Артём Соловейчик.                                                                                           и дома тоже командуешь. Ребё­
              — Как, на ваш взгляд, меня-                                                                                          нок сопротивляется этой команде
           лось понятие «семьи» в послед-                                                                                          не потому, что он против неё, но
           ние годы? Что-то изменилось                                                                                             ведь она означает одно: «Ты не та­
           кардинально?                                                                                                            кой, ты неправильно делаешь». И
              — Количество полных семей                                                                                            на этой стыковке происходят кон­
           стремительно сокращается, и те­                                                                                         фликты между детьми и родителя­
           перь мы уже редко ставим вопрос                                                                                         ми, когда родители — педагоги. И
           о сохранении семьи. В странах,                                                                                          именно на это я советую обращать
           которые называются развитыми,                                                                                           внимание коллегам.
           разведённых мам с детьми боль­                                                                                             Но в целом педагогическая
           ше, чем полных семей. То есть ин­
           ститут семьи больше не является   «Семья сегодня —
           чем­то непоколебимым, его нуж­
           но серьёзно переосмысливать. Те­
           перь вопрос не в том, что муж с же­
           ной должны вместе воспитывать
           детей до конца жизни, а в том, что­
           бы людям было действительно хо­  не то, к чему привыкли в теории»
           рошо вместе, а ошибки их молодо­
           сти оставались в прошлом.
              У Островского в «Грозе» Кате­  его выпускают на свободу, придер­  мо хочется им сказать: «Ну будьте,  рое взрослый может сделать. Если  культура помогает тому, чтобы
           рина бросается в воду и погибает,   живается двух крайних типов пове­  в конце концов, попроще». Нет —  запроса у ребёнка нет, это не по­  ребёнок вырастал в комфортной
           несчастная в браке, но сегодня всё   дения. Один — «гуляй по полной».  всё должно быть по правилам: вот  тому, что он не дорос, просто на­  среде.
           иначе. И даже дети понимают, что   Ему нужно «отгулять» эту свою сво­  пелёночки, а здесь ребёночек. Вот  столько игнорировались все его   — Говоря с точки зрения пе-
           родители могут быть вместе или   боду, а уже потом начать выстраи­  хорошая школа, хороший репети­  запросы, что они у него уже ис­  дагогики: чему родители долж-
           развестись. Поэтому семья сегодня   вать собственные структуры для  тор, хороший язык.    чезли. Тогда надо снова дать про­  ны научить ребёнка?
           — нечто другое, а не то, к чему мы   того, чтобы жить на свободе.  Каким­то образом свободные  странство, возможность — и там   —  Если  родитель  может  по­
           привыкли на бумаге. «У меня есть   Либо человек начинает искать  90­е годы породили такие свобод­  всё появится.        мочь в предметных знаниях —
           мама и папа, но они могут жить   несвободы. Это тот пример, когда  ные семьи, а в них выросли такие   — Некоторые дети сейчас  это хорошо, но его первоочеред­
           другой жизнью, чем предполагает   подросток выходит на улицу и на­  мамы­папы, которые хотят, чтобы  вообще живут самостоятель-  ная задача состоит в другом. Для
           та, о которой мы слышим в школе».  ходит там «другую маму, другого  всё было правильно.   но уже после 9-го класса. Это не  формирования счастливого чело­
              Поэтому институт семьи, с од­  папу» среди подростков, становит­  Если кто­то детей после 20  нарушает процесс воспитания?  века важны три составляющие, и
           ной стороны, умер, а с другой сто­  ся зависимым от подростковых со­  лет не заводит... Не думаю, что   — Я за то, чтобы подростки об­  они — в семье.
           роны,  укрепился.  В нём  больше   обществ. Это «я ищу себе такую же  это наше дело — думать о том, у  ретали свою жизнь и могли уехать   Во­первых, интерес к жиз­
           нет фальши, но есть те отноше­  клетку, потому что я привык быть  кого когда появится семья. Ког­  из дома, чтобы найти свой образ  ни. Нужно больше праздника. Не
           ния, которые нельзя заменить или   в клетке, мне без клетки страшно,  да встретишь свою судьбу, тогда  жизни и себя, как можно рань­  спрашивать: «Где ты шлялся?», а
           подделать. И если так вышло, что   мне на кого­то надо опереться».  и встретишь. Много ошибок  бы­  ше.  При  этом  они  должны  знать,  обнять и сказать: «Как хорошо, что
           мама с папой живут раздельно, их   — А многодетность — исче-  ло совершено именно потому, что  что у них всегда есть дом, уютный  ты пришёл. Нам так хорошо рядом
           задача — сделать так, чтобы ребё­  зающий феномен? Или просто  люди думали: «Ой, мне уже 25 лет,  и тёплый, где бы он ни был. И что  с тобой дома».
           нок не пострадал. Так тоже можно   менее популярный, доступный,  надо что­то делать». Иметь или  они могут вернуться туда в любое   Во­вторых, любовь  к жизни.
           сделать.                      понятный?                     не иметь детей — это каждая па­  время — хоть на один час, хоть на  Она только передаётся, её нельзя
              — Как вам кажется, семья без   — Если мы посмотрим на на­  ра решает сама. В мире сейчас  три дня, хоть на месяц. В доме от­  воспитать. Если она есть в доме,
           детей — это всё-таки семья?   чало прошлого века, то увидим ог­  столько людей и детей в частно­  ветят на телефон, выслушают. При  ребёнок её примет.
              — Конечно. Семья — это муж   ромный процент детской смертно­  сти, что, если они рождаются не в  наличии такой подушки безопас­  В­третьих, любовь к людям —
           с женой или любимый и любимая.   сти. Да, семьи были многодетными,  каждой паре, это не крах мира. А  ности любой ребёнок способен на  тоже часть общей культуры в се­
           Семья — это мамы, папы, дедуш­  но из четырнадцати детей выжива­  вот то, что дети должны рождать­  подвиги саморазвития.  мье. Если я, взрослый, всё время
           ки, бабушки. В общем, это такая   ли двое­трое. Иными словами, ска­  ся в любви, для меня несомненно.   Чем раньше появляется по­  кого­то ругаю, это не способству­
           многопоколенная перспектива. У   зать, что у нас уменьшилось коли­  Я был бы счастлив знать, что каж­  требность выйти в большой мир,  ет тому, что ребёнок чувствует се­
           Надежды и Осипа Мандельштам   чество вырастающих взрослых,  дый ребёнок, который родился,  тем лучше. Только бы это не был  бя комфортно в этом мире: он ви­
           детей не было, а в дневниках же­  нельзя. Просто сама жизнь уже не  родился в любви, а не потому, что  побег из дома, от ужасов. Важ­  дит много странностей, опасно­
           на поэта писала, что не понимает,   требует от нас многодетности.  «это нужно было сделать».  но, чтобы ребёнок уходил на по­  стей, непонятных людей и их по­
           как разумный человек с критиче­  Впрочем, я сам вырос в семье,   — Ещё один современный  иск нового. Моряки говорили та­  ступков. А если мы открыты, у нас
           ским мышлением может родить  где было трое детей. У меня — во­  тренд — саморазвитие. Именно  кую фразу: «Настоящий человек  квартира открыта, есть друзья —
           ребёнка в этот непростой мир, в  семь. Вокруг я тоже замечаю до­  к нему молодые люди часто стре-  должен знать не почему он отхо­  это создаёт образ той жизни, в ко­
           этот тяжёлый мир. «Я бы не стала  статочно многодетных семей, по­  мятся, и, кажется, сочетать его  дит от этого берега, а зачем идёт  торой ты не один, хотя можешь
           этого делать». И такое может быть.  этому у меня нет ощущения, что  с родительством сложно. Воз-  к другому».           посидеть в одиночестве. Глав­
              — Какая сегодня связь меж-  они исчезают. Это развито в Шта­  можно ли это, на ваш взгляд?  —  Вы  уже  упоминали,  что  ное — если тебе понадобится по­
           ду детьми и родителями, кто  тах, где часто бывает так: двое —   — Сегодня мнение о том, что  современное поколение роди-  мощь, она всегда будет рядом.
           они друг для друга?           своих, а двое — усыновлённых.  родительство занимает всё время,  телей подходит к воспитанию   — Что делать, если ценно-
              — Зависит от того (раньше —   Чем хороша многодетная се­  тоже миф. Наоборот, современные  очень фундаментально, читает  сти родителей и педагогов не
           в меньшей степени, сейчас — в  мья? Кажется, это трудно: нужно  мамы уходят в декрет на очень ко­  разные книги, изучает инфор-  совпадают и ребёнку препода-
           большей), в какой роли по отноше­  больше денег, у родителей боль­  роткий срок, снова бегут на рабо­  мацию. Но всегда ли нужна та-  ют вещи, противоречащие его
           нию к ребёнку мыслят себя мама и  ше забот и так далее. Это неправ­  ту, и весь мир настроен и устроен  кая теоретическая подготовка?  семейным нормам?
           папа (или бабушки и дедушки, пе­  да: дети начинают сами заботить­  так, что с ребёнком удобно. Когда  Или она может навредить?  — Чем больше разных людей
           дагоги). Если мы такие «воспитате­  ся друг о друге, они живут в собст­  мои дети были маленькими,  под­  — Родителям всё­таки часто не  вокруг ребёнка, тем точнее и ин­
           ли», у нас есть образ «правильно­  венном коллективе, где распреде­  гузники надо было стирать, а се­  хватает знаний. Но не теории са­  тереснее его жизнь, его самоопре­
           го» ребёнка, правильного сейчас  ляют заботы и обязанности. В ка­  годня со средствами детской ги­  мой по себе. Нередко опыт выра­  деление и координаты.
           или потом. И ребёнок может согла­  ком­то смысле для родителя это  гиены можно ходить на работу и  стания в  собственной семье «об­  Часто спор о ценностях, пра­
           ситься с тем, что ему приписывают  даже легче, чем воспитывать од­  путешествовать, легко меняя их в  рушивается» на детей уже во взро­  вилах разгорается не между учи­
           взрослые, — вырастет таким по­  ного­двух детей.            подготовленных местах. Не проб­  слом возрасте: что­то не нрави­  телями и родителями, но между
           слушным, соответствующим взро­   О многодетных семьях просто  лема полететь куда­нибудь с ше­  лось тебе самому в детстве, а дру­  бабушкой и родителями. Никто ни
           слой жизни, рано социализирует­  существует больше мифов. В них  стимесячным младенцем или —  гих вариантов не просматривается.  с кем не должен воевать: у бабуш­
           ся. Но, как правило, если мама и  не плохо, а вещей можно делать  совсем простое — поехать в гости.  Поэтому, мне кажется, очень важно  ки я живу по правилам бабушки,
           папа «воспитывают» (именно так!)  огромное множество. Более того,  Все настолько мобильны, что мож­  читать и смотреть, причём не толь­  дома я живу по правилам дома, в
           и вся система «воспитывает», дети  многодетство даёт больший вы­  но ни от чего не отказываться при  ко педагогические материалы.  школе — по правилам школы.
           из такой семьи бегут.         бор вариантов для собственных  рождении ребёнка.               Общекультурное развитие яв­   В  результате  у  ребёнка  появ­
              В  работах  моего  отца,  извест­  будущих отношений.       — А как с подростками?  ляется и развитием в смысле вос­  ляется собственный набор пра­
           ного педагога, говорится про та­  — Люди 1995–2000 годов  Ведь здесь речь идёт не о свобо-  питания — нужно читать книги,   вил, которые ему важны. А важны
           лант свободы — это врождённый  рож дения как будто меньше за-  де передвижения, а о внимании.  романы, смотреть классические   они потому, что у него было разно­
           талант каждого человека. У кого­  интересованы в создании се-  — Да, но у подростка собст­  фильмы, вести содержательные   образие выбора и примеров. Ког­
           то он слабее, у кого­то сильнее.  мьи. Действительно ли суще-  венные интересы и жизнь, нужно  разговоры, ходить в театры. Тогда   да удаётся воспитывать ребёнка в
           Сильные — сколько их ни воспи­  ствует такая тенденция?     научиться, наоборот, не мешать  у человека появится вкус и тактич­  свободе, удаётся сделать так, что­
           тывай, ни принуждай — выжива­    — Моя статистика противо­  ребёнку жить. Часто наша помощь  ность в отношении другого, кото­  бы он не боялся быть самим со­
           ют, остаются самими собой, обре­  речит тому, о чём вы говорите.  становится помехой, и себя при­  рые так безконечно важны и в от­  бой, не боялся принимать себя та­
           тают себя. А слабые могут как раз  Как раз я вижу, что молодые лю­  ходится прямо­таки сдерживать.  ношении детей. Если у человека   ким, какой он есть, научался опи­
           растерять талант свободы.     ди мечтают о нормальной семье.  Слышать своих детей, их интересы  есть вкус к жизни и этика и эсте­  раться на самого себя — это для
              Любой человек, который нахо­  Я вижу много молодых семей, и  и желания — вот в чём запрос и  тика для него важны, то ребёнок   меня идеал.
           дится «в  клетке», взаперти,  когда  они до ужаса правильные. И пря­  самое сложное упражнение, кото­  окажется в правильных отноше­  https://vk.com/co_izhevsk
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27